Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы
Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.
Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.
Теория когнитивной психологии
Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).
Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт. Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.
Подробнее мы рассматриваем когнитивно-поведенческую терапию в статье
Кому может помочь когнитивная психология?
Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т. д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.
Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов. Подробнее – в статье
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарокТеория
Когнитивная психология: что это, представители и применение в жизни
Определение
История
Когда обратиться к когнитивному психологу
Лечение психических расстройств
Методы
Влияние
Это научный подход к человеческому разуму, который интересуется всем тем, что творится внутри нашей головы. Среди основных процессов, изучаемых когнитивной психологией: память, внимание, речь, восприятие, обучение, мышление, воображение.
У когнитивной психологии есть масса практических применений. Например:
- борьба с нарушениями памяти;
- помощь в восстановлении от черепно-мозговых травм;
- улучшение процесса обучения;
- повышение точности принятия решений;
- построение систем искусственного интеллекта (ИИ).
Удивлена, увидев в этом списке работу с интеллектуальными системами? В этом переплетении изучения человеческой психики и обучении машин нет ничего необычного.
Представители когнитивной психологии считают, что наш мозг имеет много общего с компьютером. Посуди сама: мы воспринимаем информацию, поступающую из внешней среды (ввод). Затем храним ее в памяти (на нашем «жестком диске»), а потом, когда она нам нужна — вспоминаем (вывод).
Не пропустите
Не пропустите
Не помню, значит не было: как мозг обманывает нас и стирает память
Еще одна из основных идей когнитивной психологии заключается в том, что наше поведение может быть в значительной степени объяснено с точки зрения того, как работает разум, то есть подхода к обработке входящей информации.
Данный подход в психологии направлен на попытку глубже понять, как работает наш мозг, чтобы создать работающие стратегии, которые смогли бы помочь людям с расстройствами памяти. Да и всем остальным, кто хочет лучше запоминать информацию и понимать свое поведение, тоже.
Фото автора Nitin Arya: Pexels
У когнитивной психологии нет какого-то одного основателя — она рождалась постепенно, в несколько этапов, в результате размышлений и публикаций работ нескольких ученых. Толчком к ее появлению стало несогласие некоторых психологов с идеями бихевиоризма, в основе которого лежали опыты с животными и утверждение, что люди ведут себя так же.
«Днем рождения» направления, о котором идет речь, некоторые считают 11 сентября 1956 года. В этот день в Массачусетском технологическом институте собрались специалисты по информационной теории, совершившие «когнитивную революцию».
Основные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Герберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг и Борис Величковский.
Последний из них выделил три важных тезиса:
- Появлению когнитивной психологии способствовали достижения в таких технических дисциплинах, как эргономика и инженерная психология.
- Среди основателей — представители гештальтпсихологии, необихевиоризма и нейробиологии.
- Одна из основных задач — создание новых, более эффективных способов психологической поддержки обучения детей.
Не пропустите
Не пропустите
Гештальт: что это простыми словами и как его закрыть
В противовес идеи о том, что все началось на встрече нескольких интеллектуалов, существует мнение, что когнитивная психология «родилась» благодаря выходу книги (вернее, тогда еще статьи) американского психолога Джорджа Миллера «Магическое число, семь плюс-минус два» в 1956 году.
Ученый обнаружил, что краткосрочное запоминание длится всего от 20 до 30 секунд, и наша память в этот момент способна удерживать от пяти до девяти элементов (иначе говоря, 7 ± 2). Свои наблюдения Миллер опубликовал в работе, которая не только сыграла большую роль в формировании новой отрасли, но и стала одной из наиболее цитируемых в психологической науке.
Фото автора SHVETS production: Pexels
Один из основных методов исследования в когнитивной психологии (помимо анкет и опросников) — лабораторный эксперимент. Поэтому большинство представителей этой области — ученые, которые работают в различных институтах и исследовательских центрах. Однако есть среди них и практики, трудящиеся в больницах и клиниках.
Вот несколько примеров проблем, с которыми к ним можно обратиться:
- болезнь Альцгеймера;
- слабоумие или потеря памяти;
- лечение черепно-мозговой травмы;
- ограниченные возможности в обучении;
- проблемы с восприятием или сенсорными органами;
- речевое или языковое расстройство.
Нам иногда кажется, что такие навыки, как способность концентрироваться на чем-то или решать текущие проблемы, это нечто само собой разумеющееся. Однако когда в процессоре нашего «компьютера» (мозга) происходит сбой, в жизни начинается хаос.
Даже незначительные проблемы с памятью сильно затрудняют детям обучение в школе, а взрослым — выполнение их рабочих обязанностей. Человек может сначала забыть о дне рождения близких, затем, где он оставил ключи или даже что ел сегодня на завтрак.
Не пропустите
Не пропустите
5 эффективных способов улучшить память и концентрацию внимания
Кроме проблем со вниманием и памятью, когнитивный подход может быть полезен и при работе с негативным мышлением. Хотя нам всем временами свойственно видеть мир в «темных тонах», постоянная концентрация на отрицательных моментах может иметь такие неприятные последствия, как:
- повышение уровня стресса;
- чувство приобретенной беспомощности;
- изоляция;
- суицидальные мысли.
Людям с пессимистическим мышлением когнитивный психолог может помочь заменить угнетающие и негативные модели на более позитивные и реалистичные.
Модели мышления играют большую роль в нашей жизни и иногда стоят за различными психическими проблемами. Благодаря исследованиям в этой области когнитивных психологов были разработаны новые подходы к лечению таких проблем, как:
- повышенная тревожность;
- депрессия;
- фобии.
Фото автора SHVETS production: Pexels
Для работы с этими и другими психическими расстройствами используются два метода, сосредоточенных на когнитивных процессах, которые могут спровоцировать появление проблемы.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Этот популярный метод психотерапии основывается на предположении о том, что виновниками психологических расстройств являются ошибки в мышлении. Следовательно, если их устранить, то человек научится решать те проблемы, которые прежде казались непреодолимыми, и сумеет в дальнейшем справляться с трудностями.
Это, в свою очередь, должно помочь избавиться от неприятных симптомов (таких, как панические атаки). В отличие от психоанализа, во время сеанса терапевт не предлагает человеку углубляться в прошлое, сосредотачиваясь на том, что клиент думает и чувствует в данный момент.
От поведенческой когнитивную психотерапию отличает большее внимание к внутреннему опыту пациента, его желаниям, размышлениям, переживаниям и установкам. Данный вид терапии эффективен при ряде расстройств, что было подтверждено многочисленными исследованиями.
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ)
В этом методе терапевт помогает клиенту обнаружить его иррациональные убеждения и другие когнитивные искажения (идеи, предположения, стереотипы), не соответствующие реальности, а также вызывающие внутренние конфликты.
По словам основателя РЭПТ Альберта Эллиса, одна из основных задач данной терапии в том, чтобы помочь человеку отделить внушенное «я должен» от «я хочу». А затем клиенту предстоит избавиться от навязанных установок и начать прислушиваться к своим желаниям.
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия активно применяется при различных расстройствах личности (например, пограничном расстройстве личности).
Фото автора SHVETS production: Pexels
Исследования в области когнитивной психологии могут показаться академическими и далекими от тех проблем, с которыми ты сталкиваешься в повседневной жизни. Однако их результаты играют важную роль в том, как профессионалы подходят к лечению психических заболеваний, черепно-мозговых травм и дегенеративных заболеваний головного мозга.
Кроме того, благодаря работе когнитивных психологов мы можем:
- лучше определить способы измерения интеллектуальных способностей человека;
- расшифровать работу человеческого мозга;
- лучше понять, как развиваются дети.
И, наконец, в рамках этой области изучаются те явления, которые нам всем знакомы не понаслышке. Например, теория когнитивного баланса рассматривает то, как у нас складывается отношение к какому-то человеку.
А когнитивный диссонанс, в свою очередь, описывает тот внутренний конфликт, который возникает у нас при несоответствии действительности с нашими установками. Так что когнитивная психология нам гораздо ближе, чем кажется.
Источники и литература:
1) Atkinson, R. C., & Shiffrin, R. M. (1968). Chapter: Human memory: A proposed system and its control processes. In Spence, K. W., & Spence, J. T. The psychology of learning and motivation (Volume
2) New York: Academic Press. pp. 89–195. 2) Beck, A. T, & Steer, R. A. (1993). Beck Anxiety Inventory Manual. San Antonio: Harcourt Brace and Company.
3) Hollon, S. D., & Beck, A. T. (1994). Cognitive and cognitive-behavioral therapies. In A. E. Bergin & S.L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (pp. 428–466). New York: Wiley.
4) Köhler, W. (1925). An aspect of Gestalt psychology. The Pedagogical Seminary and Journal of Genetic Psychology, 32(4), 691-723.
5) Miller, G. A. (1956). The magical number seven, plus or minus two: some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63 (2): 81–97.
6) Neisser, U (1967). Cognitive psychology. Appleton-Century-Crofts: New York
7) Newell, A., & Simon, H. (1972). Human problem solving. Prentice-Hall.
8) Tolman, E. C., Hall, C. S., & Bretnall, E. P. (1932). A disproof of the law of effect and a substitution of the laws of emphasis, motivation and disruption. Journal of Experimental Psychology, 15(6), 601.Tolman E. C. (1948). Cognitive maps in rats and men. Psychological Review. 55, 189–208
9) Wiener, N. (1948). Cybernetics or control and communication in the animal and the machine. Paris, (Hermann & Cie) & Camb. Mass. (MIT Press).
Автор
Мария Минаева
Редактор рубрик «Психология» и «Отношения».
Какое впечатление произвела на вас эта статья?
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ | ПСИХОЛОГИЯ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 1960 году Миллер вместе с известным специалистом по когнитивному развитию Джеромом Бёрнером основал Центр когнитивных исследований в Гарварде. Ульрик Нейссер (1967) публикует «
Cognitive Psychology » , что знаменует официальное начало когнитивного подхода. Процессные модели памяти Аткинсона и Шриффина (1968) Модель с несколькими магазинами. Когнитивный подход имеет большое влияние во всех областях психологии (например, биологической, социальной, бихевиоризма, развития и т. д.). ЧТО ТАКОЕ КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?Когнитивная психология — это научное исследование разума как средства обработки информации. Когнитивные психологи пытаются построить когнитивные модели обработки информации, которая происходит в сознании людей, включая внимание, восприятие, язык, память, мышление и сознание.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Человеческий интеллект обращаться с абстрактными понятиями и использовать знания, чтобы манипулировать своим окружением.
В 20 веке традиция заложена швейцарским психологом Жаном Пиаже . Его теория касалась механизмов, посредством которых происходит интеллектуальное развитие, и периодов, через которые развиваются дети. Пиаже считал, что ребенок исследует мир, наблюдает закономерности и делает обобщения — почти как ученый. У ребенка уже есть когнитивная структура, или то, что Пиаже называл «схемой», для процентных задач, и он может включать новые знания в существующие. состав.
Во второй части своей теории Пиаже постулировал четыре основных периода индивидуального интеллектуального развития.
- Сенсомоторный
- Предэксплуатационный
- Бетонно-эксплуатационная
- Официально-операционный
Не существует возможных тестов для измерения интеллекта человека, однако IQ (коэффициент интеллекта) является одним из тестов, используемых для измерения интеллекта детей младше шестнадцати лет. Этот тест обеспечивает их интерес и минимальный интеллект с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов в соответствии с их возрастом.
Другими факторами, влияющими на интеллект ребенка, являются окружающая среда и генетика. Однако интеллект, по мнению многих авторитетов, не является предрешенным в тот день, когда человек рождается. Основной тенденцией для психологов в области разведки было объединение функций тестирования и обучения, чтобы помочь людям максимально использовать свой интеллект.
, 2012). Мышление также включает в себя решение проблем Пример критического мышления и решения проблем.методы, такие как поиск и формулирование проблем, подцели, рассуждение, принятие решений, осознанность и т. д.
Передовые теории также включают индуктивное рассуждение, дедуктивное рассуждение, дивергентное мышление, конвергентное мышление, принятие риска и многое другое.
Метапознание — одна из самых популярных теорий Уильяма Джеймса. Это относится к «думанию о своих собственных мыслях».
ПАМЯТЬ
Психологи определяют память как сохранение информации или опыта с течением времени. Память происходит через три важных процесса: кодирование, хранение и извлечение. Память требует принятия информации (кодирования образов и звуков той ночи), ее сохранения или представления (сохранения в каком-то ментальном хранилище), а затем извлечения ее для более поздних целей.
Существует три типа памяти:
- Сенсорная память (длится менее секунды/доли секунды)
- Кратковременная память, также называемая рабочей памятью (длится до 30 секунд)
- Долговременная память (длится более 30 секунд и даже лет)
Более того, существуют разные способы кодирования и хранения памяти на длительный срок, например, изображения и проработка существующей информации. Считается, что информация, хранящаяся визуально и на слух, легче усваивается и быстрее извлекается. Подразделение долговременной памяти включает эпизодическую, семантическую, процедурную, прайминг, первичность, недавность, схему и классическую обусловленность. Все эти функции кодирования, хранения и извлечения происходят внутри разума, за исключением активности тела.
ЯЗЫК, ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕОни также требуют когнитивных функций, таких как память, интеллект и мышление. Нейронные импульсы распространяют информацию и, следовательно, помогают нам говорить, сосредотачиваться, думать, чувствовать и запоминать чувства вокруг нас.
Практическая польза КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Исследования психических процессов помогают вылечить коренящиеся в них болезни, например, психопатологию ОКР.
- Может манипулировать памятью, чтобы стирать травмирующие события.
- Обогащайте и улучшайте память для точного поиска.
- Позвольте нам понять психические процессы, которые невозможно наблюдать напрямую.
- Для изучения вариантов лечения черепно-мозговой травмы
- Если у вас проблемы с восприятием или сенсорными органами
- Как часть терапии речевого или языкового расстройства
- Если у вас болезнь Альцгеймера, деменция или потеря памяти
- Изучение различных вмешательств при нарушениях обучаемости
Недостатки КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Склонен игнорировать биологические и генетические влияния, а также игнорирует индивидуальные различия.
- Обеспечивает механистический взгляд на поведение.
- Понятия слишком абстрактны.
Введение – краткое изложение главы 1 книги «Когнитивная психология» Gilhooly, K & Lyddy, F, M
Когнитивная психология
Глава 1
Введение
Наверх
Когнитивная психология изучает то, как разум представляет и использует информацию о внешнем мире.
Изучение того, как люди (и другие животные)
- Получение информации
- Хранение информации в памяти
- Извлечение информации
- Работа с информацией для достижения целей
Во всех этих случаях мы имеем дело с ментальными представлениями.
Информация воспринимается посредством восприятия того, на что обращают внимание, и первоначально сохраняется в кратковременной или рабочей памяти.
Затем выбранные элементы сохраняются в долговременной памяти в процессе обучения и формируют знания, которые могут быть представлены различными способами.
Позже сохраненная информация может быть восстановлена, если она была сохранена, или может оказаться забытой.
Воспринимаемая и вспоминаемая информация формирует умелые действия в окружающей среде и входит в процессы решения проблем, рассуждения и принятия решений.
Информацией можно поделиться с другими с помощью языка, и она часто включает эмоциональный аспект.
История и подходы
Мнемотехника: обучающее устройство, используемое для улучшения памяти.
- Метод локусов. → Основан на связывании визуального образа с объектом, который необходимо запомнить, и размещении этих изображений в знакомом месте или на знакомом маршруте.
- Метод ключевых слов → используется при изучении словарного запаса иностранного языка. Учащийся создает ассоциацию между незнакомым словом и знакомым словом на родном языке, которые звучат как незнакомое слово. В основе мнемонического эффекта лежит использование интерактивного зрительного образа. Образы могут быть полезным мнемоническим приемом.
- Фонетическая система счисления (или основная система) → обычно используется экспертами по запоминанию, увеличивает объем памяти чисел. Эта система преобразует числа в постоянные звуки, которые затем можно преобразовать в слова и потенциально рассматривать как мысленные образы.
Пространственное обучение имеет особое значение для таких методов.
Мнемотехника позволяет нам создавать ассоциации между несвязанными фрагментами информации. Но они с меньшей вероятностью помогут нам выполнить значимые задачи, связанные с памятью.
Ассоциативизм
Эмпирики считали, что все знания приходят из опыта и что идеи и воспоминания связаны ассоциациями. Близость в пространстве, как и во времени, также способствует ассоциациям.
Интроспекционизм
Вундт пытался разложить нормальное восприятие на более простые ощущения, которые в совокупности давали восприятие.
Бихевиоризм
Этот подход отказался от попытки заглянуть внутрь разума и взял в качестве данных только наблюдаемое поведение и стимулы. Этот подход по существу стремился быть психологией без обращения к внутренним когнитивным процессам. Основное внимание уделялось обучению и, в частности, тому, как можно предсказать поведенческие реакции, зная историю вознаграждений и наказаний, следующих за поведением в ответ на определенные стимулы.
Ментальные карты: мысленные представления пространственного расположения.
Обработка информации: когнитивная революция
Подход к обработке информации
Вдохновленный первыми компьютерами. Метафора для понимания умственной деятельности, основанная на вычислениях.
Стратегии; систематические способы выполнения познавательной задачи, такой как решение проблемы.
У людей и компьютерных программ есть определенные шаги, которые необходимо выполнить, принять решения, хранить новую информацию и извлекать из памяти старую информацию.
Моделирование: включает в себя программирование компьютеров для решения проблем так же, как это делают люди.
Искусственный интеллект: попытка запрограммировать компьютеры для выполнения сложных задач, таких как медицинская диагностика, планирование и использование естественного языка.
Теоретики когнитивной психологии пытаются объяснить выполнение когнитивных задач, используя понятия:
- Внутренние представления; ментальные репрезентации внешних объектов и событий
Они трансформируются с помощью ментальных операций (внутренних действий, манипулирующих ментальными репрезентациями) с использованием как долговременной, так и кратковременной памяти.
Коннекционизм
Подход к познанию с точки зрения сетей простых нейроноподобных единиц, передающих активацию и торможение через рецепторные, скрытые и выходные единицы.
Единицы связаны возбуждающими или тормозными звеньями разной силы, по которым протекает активация.
Силы связей изменяются с помощью правил обучения, таких как обратное распространение (способ изменения весовых коэффициентов связей между узлами в коннекционистской сети в ответ на ошибки для получения желаемого результата.
Эти модели больше похожи на мозг. Но единицы в таких моделях намного проще по своим свойствам и функционированию, чем настоящие нейронные единицы, составляющие мозг, и поэтому сходство коннекционистской сети с реальными нейронными сетями ограничено.
Основные компоненты:
- Набор блоков обработки
- Взвешенные связи между блоками
- Стратегия обучения
Блоки обработки могут быть вводом, выводом скрытых блоков.
Архитектура сети определяется способом подключения устройств.
- Сеть прямой связи; входные блоки соединены с выходными блоками таким образом, что информация течет в одном направлении от входного к скрытому к выходному слою.
- Рекуррентная сеть; некоторые из соединений возвращаются к более ранним уровням.
Все юниты имеют некоторый уровень активности, обозначаемый значением их активации. Это определяет, сколько активаций или выходных данных юнит передает на подключенные юниты.
Функциональный уровень анализа
В целом можно сказать, что подход к обработке информации фокусируется на нашем «ментальном программном обеспечении».
Он спрашивает: Какие стратегии используются при обработке информации?
Эти вопросы касаются функций и функциональных свойств, и на них можно ответить, не обращаясь к какому-либо базовому оборудованию.
Вернуться к началу
Основные сведения о мозге
- Два полушария, соединенные мозолистым телом.
- Во внешнем слое (коре головного мозга) видны четыре основные доли. Лобные доли, теменные доли, затылочные доли и височные доли.
- В основании головного мозга находится мозжечок (важный для контроля движений)
Глубже внутри мозга
- Таламус
- Гиппокамп
- Миндалевидное тело
Термины, используемые для обозначения мест в головном мозге:
- Спинной → вверх
- Вентральный → вниз
- Передний → вперед
- Задний → назад
- Латеральный → сбоку
- Медиальный → посередине
Все структуры головного мозга состоят из нейронов.
Когнитивная нейропсихология
Изучает влияние повреждения головного мозга на поведение с целью определения организации психологических функций.
Основная идея: большинство, но не все функции, тесно связаны со здоровой работой определенных областей мозга, и что нарушения, следующие за локальным повреждением, могут указать, какие области важны для каких функций, и дать информацию о том, как широкие функции организованы в более узкие функции. .
Френология: ранняя форма локализации, в которой безуспешно пытались связать психологические функции с шишками на черепе, отражающими рост мозга в определенных областях.
Двойная диссоциация функций возникает, когда после черепно-мозговой травмы некоторые люди хорошо справляются с одним заданием А и плохо — со вторым заданием Б, в то время как другие с различными повреждениями головного мозга демонстрируют противоположную картину. Тогда говорят, что две задачи дважды диссоциированы.
В последнее время нейропсихология выиграла от развития методов визуализации или сканирования, которые позволяют исследователям видеть и точно измерять расположение и степень повреждения у живых пациентов.
Визуализация головного мозга
Две основные категории:
- Структурная визуализация: показывает статическую анатомию головного мозга
Доминирующим методом является магнитно-резонансная томография (МРТ)
Функциональная визуализация: представляет активность мозга во времени - Электронная цефалография (ЭЭГ )
Событийные потенциалы (ERP).