Когнитивная психология — Психологос
01 января 2003 г., 21:23
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов.
Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.
К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями.
..). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).
С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж.
Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
- Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
- Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
- Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.
- Когнитивная психология
- Автор Н.И. Козлов
- Психология для профи
- Психика, здоровье
Комментарии (5):
Федорова Зинона, 09 мая 2014 г., 12:26
Только сегодня 08.05.14 искала значение — когнитивная психология — и попала на этот сайт. Читала два часа с восхищением, удовлетворением, именно то что хотела узнать, но не знала где найти то ,что меня интересует. Не хочу повторяться и подписываюсь под каждым Вашим словом. Зинона.
3
ответа
Гость, 20 августа 2014 г., 20:53
Очень интересная наука!
Гость, 11 января 2020 г., 05:03
2 часа, серьёзно?
Гость, 10 июня 2020 г., 08:04
Вы в разрезе сегодняшнего времени посмотрите, пожалуйста, на эту науку и что может принести ее использование к человеку.. подумайте.
Гость, 12 июня 2018 г., 13:32
Мне кажется, что для полноты описания следует раскрыть уровни переработки информации Ф.Крейк, Р.Локхард. Достаточно даже взять из классического учебника психологии Р.С.Немова.
Материалы по теме:
14 дек. 2018 г.
4 исследования о несовершенстве нашего мышления
Человеческое мышление исключительно неидеально. Если мы не прикладываем усилий, то наши суждения и выводы часто становятся необоснованными.
0Подробнее
27 февр. 2021 г.
Нейрокогнитивное переобучение: вот чем я занимаюсь на самом деле
Работа психолога с клиентом не является лечением. Мы не лечим, мы переобучаем. Это образовательная деятельность.
1Подробнее
31 дек. 1999 г.
Когнитивные и аффективные процессы
Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание). Понятие «когнитивное»: когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.
3Подробнее
14 дек. 1988 г.
Практическая психология
Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
0Подробнее
01 янв. 2000 г.
Психология
В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний, точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.
8Подробнее
01 янв. 2010 г.
Теория гендерных схем Сандры Бем (ВВП)
Теория, основанная на концепции схем, была предложена Сандрой Бем. Данная теория рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов как основу их способа организации информации об окружающем мире. В большинстве культур различия между мужчинами и женщинами являются фактором, оказывающим существенное влияние на организацию многих аспектов повседневной жизни. От мальчиков и девочек ожидается, что они не только овладеют навыками и формами поведения, соответствующими своим половым ролям, но и сформируют представления о мире и личностные характеристики, типичные для своего пола, — иными словами, приобретут мужской или женский тип личности в соответствии с тем, как они определяются в рамках данной культуры.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Виртуальная психология
Виртуа́льная психоло́гия — новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Я-схемы (ВВП)
Схемы — это когнитивные структуры, с помощью которых мы воспринимаем, организуем, перерабатываем и используем информацию. Благодаря использованию схем у каждого индивидуума формируется система, позволяющая ему идентифицировать значимые для него компоненты окружения, игнорируя все остальные. Схемы также обеспечивают структуру, в рамках которой организуется и перерабатывается информация. Так, например, у большинства людей формируется материнская схема. Поэтому когда человека просят описать собственную мать, ему легко это сделать, поскольку соответствующая информация организована в виде строго упорядоченной когнитивной структуры. Естественно, проще описать собственную мать, чём, скажем, женщину, о которой вы слышали, но которую никогда не встречали.
0Подробнее
Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы
Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.
Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.
Теория когнитивной психологии
Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).
Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт. Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.
Подробнее мы рассматриваем когнитивно-поведенческую терапию в статье
Кому может помочь когнитивная психология?
Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.
Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов. Подробнее – в статье
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарок
Теория
Когнитивная психология — Scholarpedia
doi:10.4249/scholarpedia.2769 | редакция #88969 [ссылка/цитировать эту статью] |
Постпубликационная деятельность
Куратор: Барбара Энн Дошер
Авторы:
0,42 —
Чжун-Лин Лу
0,25 —
Ижикевич Евгений Михайлович
0,25 —
Роберт П. О’Ши
0,08 —
Бенджамин Броннер
Тобиас Деннингер
Макс Колтхарт
Д-р Чжун-Лин Лу, программа магистратуры по неврологии, Университет Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, Калифорния
Д-р Барбара Энн Дошер, факультет когнитивных наук, Калифорнийский университет, Ирвин
Когнитивная психология — это научное исследование человеческого познания, то есть всех наших умственных способностей — восприятия, обучения, запоминания, мышления, рассуждения и понимания. Термин «познание» происходит от латинского слова «cognoscere» или «знать». По сути, когнитивная психология изучает, как люди приобретают и применяют знания или информацию. Он тесно связан с междисциплинарной когнитивной наукой и находится под влиянием искусственного интеллекта, информатики, философии, антропологии, лингвистики, биологии, физики и нейронауки.
Содержимое
|
История
Когнитивная психология в ее современной форме включает в себя замечательный набор новых технологий в области психологии. Хотя опубликованные исследования человеческого познания можно проследить до «De Memoria» Аристотеля (Hothersall, 1984), интеллектуальное происхождение когнитивной психологии началось с когнитивных подходов к психологическим проблемам в конце 1800-х и начале 1900-х годов в работах Вундта, Кеттелла и Уильяма Джеймса (Boring, 1950).
Когнитивная психология пришла в упадок в первой половине 20-го века с появлением «бихевиоризма» — изучения законов, связывающих наблюдаемое поведение с объективными наблюдаемыми стимулирующими условиями без какого-либо обращения к внутренним психическим процессам (Watson, 1913; Boring, 19).50; Скиннер, 1950). Именно это последнее требование, фундаментальное для когнитивной психологии, было одним из недостатков бихевиоризма. Например, отсутствие понимания внутренних психических процессов привело к тому, что не было различий между памятью и производительностью, и не удалось объяснить сложное обучение (Tinklepaugh, 1928; Chomsky, 1959). Эти проблемы привели к упадку бихевиоризма как доминирующей ветви научной психологии и к «когнитивной революции».
Когнитивная революция началась в середине 1950-е годы, когда исследователи в нескольких областях начали разрабатывать теории сознания, основанные на сложных представлениях и вычислительных процедурах (Miller, 1956; Broadbent, 1958; Chomsky, 1959; Newell, Shaw, & Simon, 1958). Когнитивная психология стала преобладающей в 1960-х годах (Tulving, 1962; Sperling, 1960). Его возрождение, пожалуй, лучше всего отмечено публикацией книги Ульрика Нейссера «Когнитивная психология» в 1967 году. С 1970 года более шестидесяти университетов в Северной Америке и Европе разработали программы по когнитивной психологии.
Предположения
Когнитивная психология основана на двух предположениях: (1) человеческое познание может быть, по крайней мере в принципе, полностью раскрыто научным методом, т. е. отдельные компоненты психических процессов могут быть идентифицированы и поняты, и (2) внутреннее психические процессы могут быть описаны в терминах правил или алгоритмов в моделях обработки информации. В последнее время было много споров по поводу этих предположений (Costall and Still, 1987; Dreyfus, 1979; Searle, 1990).
Подходы
Как и в физике, эксперименты и симуляции/моделирование являются основными исследовательскими инструментами в когнитивной психологии. Часто предсказания моделей напрямую сравнивают с человеческим поведением. Благодаря простоте доступа и широкому использованию методов визуализации мозга когнитивная психология за последнее десятилетие стала свидетелем растущего влияния когнитивной нейробиологии. В настоящее время в когнитивной психологии существует три основных подхода: экспериментальная когнитивная психология, вычислительная когнитивная психология и нейронная когнитивная психология.
Экспериментальная когнитивная психология рассматривает когнитивную психологию как одну из естественных наук и применяет экспериментальные методы для исследования человеческого познания. Психофизические реакции, время отклика и отслеживание взгляда часто измеряются в экспериментальной когнитивной психологии. Вычислительная когнитивная психология разрабатывает формальные математические и вычислительные модели человеческого познания на основе символических и субсимволических представлений и динамических систем. Нейронная когнитивная психология использует визуализацию мозга (например, ЭЭГ, МЭГ, фМРТ, ПЭТ, ОФЭКТ, оптическую визуализацию) и нейробиологические методы (например, пациентов с поражениями) для понимания нейронной основы человеческого познания. Эти три подхода часто взаимосвязаны и обеспечивают как независимые, так и взаимодополняющие идеи во всех подобластях когнитивной психологии.
Подобласти когнитивной психологии
Традиционно когнитивная психология включает человеческое восприятие, внимание, обучение, память, формирование понятий, рассуждения, суждения и принятие решений, решение проблем и обработку речи. Для некоторых социальные и культурные факторы, эмоции, сознание, познание животных, эволюционные подходы также стали частью когнитивной психологии.
- Восприятие: Те, кто изучает восприятие, стремятся понять, как мы строим субъективные интерпретации ближайшей информации из окружающей среды. Системы восприятия состоят из отдельных органов чувств (например, зрительных, слуховых, соматосенсорных) и модулей обработки (например, формы, движения; Livingston & Hubel, 19).88; Унгерлейдер и Мишкин, 1982; Julesz, 1971) и подмодули (например, Lu & Sperling, 1995), которые представляют различные аспекты информации о стимуле. Текущие исследования также сосредоточены на том, как эти отдельные представления и модули взаимодействуют и интегрируются в связное восприятие. Когнитивные психологи изучили эти свойства эмпирически с помощью психофизических методов и визуализации мозга. Вычислительные модели, основанные на физиологических принципах, были разработаны для многих систем восприятия (Grossberg & Mingolla, 19).85; Марр, 1982; Ванделл, 1995).
- Внимание: Внимание решает проблему информационной перегрузки в системах когнитивной обработки путем выбора некоторой информации для дальнейшей обработки или путем управления ресурсами, применяемыми к нескольким источникам информации одновременно (Broadbent, 1957; Posner, 1980; Treisman, 1969). Эмпирическое исследование внимания было сосредоточено на том, как и почему внимание улучшает производительность или как недостаток внимания снижает производительность (Posner, 1980; Weichselgartner & Sperling, 19).87; Чун и Поттер, 1995; Пашлер, 1999). Теоретический анализ внимания использует несколько основных подходов для определения механизмов внимания: подход обнаружения сигналов (Lu & Dosher, 1998) и подход выбора сходства (Bundesen, 1990; Logan, 2004). Связанные эффекты предвзятой конкуренции были изучены при регистрации отдельных клеток у животных (Reynolds, Chelazzi, & Desimone, 1999). Исследования с использованием изображений мозга задокументировали влияние внимания на активацию в ранней зрительной коре и исследовали сети для контроля внимания (Kanwisher & Wojciulik, 2000).
- Обучение: Обучение улучшает реакцию организма на окружающую среду. Когнитивные психологи изучают, какая новая информация приобретается и в каких условиях она приобретается. Изучение обучения начинается с анализа явлений обучения у животных (т. е. привыкания, обусловливания, инструментального, случайного и ассоциативного обучения) и распространяется на изучение когнитивной или концептуальной информации людьми (Kandel, 1976; Estes, 1969; Thompson). , 1986). Когнитивные исследования имплицитного обучения подчеркивают в основном автоматическое влияние предшествующего опыта на производительность и природу процедурных знаний (Roediger, 19).90). Исследования концептуального обучения подчеркивают характер обработки поступающей информации, роль обработки и характер закодированного представления (Craik, 2002). Те, кто использует вычислительные подходы, исследовали природу понятий, которые легче усвоить, а также правила и алгоритмы для систем обучения (Holland, Holyoak, Nisbett, & Thagard, 1986). Те, кто использует исследования повреждений и изображений, исследуют роль определенных систем мозга (например, систем височных долей) для определенных классов эпизодического обучения и роль систем восприятия в имплицитном обучении (Tulving, Gordon Hayman, & MacDonald, 19).91; Габриэли, Флейшман, Кин, Ремингер и Морелл, 1995; Графтон, Хазелтин и Иври, 1995).
- Память: Изучение емкости и хрупкости памяти человека является одним из наиболее развитых аспектов когнитивной психологии. Изучение памяти фокусируется на том, как воспоминания приобретаются, сохраняются и извлекаются. Области памяти были функционально разделены на память для фактов, для процедур или навыков, а также для рабочей и кратковременной памяти. Экспериментальные подходы выявили типы диссоциируемой памяти (например, процедурную и эпизодическую; Squire & Zola, 19). 96) или системы обработки с ограниченной емкостью, такие как кратковременная или рабочая память (Cowan, 1995; Dosher, 1999). Вычислительные подходы описывают память как пропозициональные сети или как голографические или составные представления и процессы поиска (Anderson, 1996, Shiffrin & Steyvers, 1997). Визуализация головного мозга и исследования повреждений определяют отдельные области мозга, активные во время хранения или извлечения из различных систем обработки (Gabrieli, 1998).
- Формирование понятий: Формирование понятий или категорий относится к способности организовывать восприятие и классификацию переживаний путем построения функционально релевантных категорий. Реакция на конкретный стимул (например, на кошку) определяется не конкретным экземпляром, а классификацией в категорию и ассоциацией знания с этой категорией (Medin & Ross, 19).92). Было показано, что способность изучать концепции зависит от сложности категории в репрезентативном пространстве и от отношения вариаций среди образцов концепций к фундаментальным и доступным измерениям репрезентации (Ashby, 2000). Некоторые понятия в значительной степени отражают структуры подобия, но другие могут отражать функции или концептуальные теории использования (Медин, 1989). Вычислительные модели были разработаны на основе агрегирования представлений экземпляров, структур сходства и общих моделей распознавания, а также концептуальных теорий (Barsalou, 2003). Когнитивная нейронаука определила важные структуры мозга для аспектов или различных форм формирования категорий (Ashby, Alfonso-Reese, Turken, and Waldron, 19).98).
- Суждение и решение: Человеческое суждение и принятие решений повсеместны – добровольное поведение прямо или косвенно требует суждения и выбора. Исторические основы выбора основаны на нормативных или рациональных моделях и правилах оптимальности, начиная с теории ожидаемой полезности (von Neumann & Morgenstern, 1944; Luce, 1959). Обширный анализ выявил широко распространенные сбои рациональных моделей из-за разной оценки рисков и выгод (Люс и Райффа, 19).89), искаженная оценка вероятностей (Kahneman & Tversky, 1979) и ограничения в обработке информации человеком (например, Russo & Dosher, 1983). Новые вычислительные подходы основаны на динамическом системном анализе суждений и выбора (Busemeyer & Johnson, 2004) и байесовских сетях убеждений, которые делают выбор на основе множества критериев (Fenton & Neil, 2001) для более сложных ситуаций. Изучение процесса принятия решений стало активной темой когнитивной нейронауки (Bechara, Damasio and Damasio, 2000).
- «Рассуждение»: Рассуждение — это процесс, посредством которого логические аргументы оцениваются или строятся. Первоначальные исследования рассуждений были сосредоточены на том, насколько правильно люди применяли философски выведенные правила вывода в дедукции (т. Е. А подразумевает Б; если А, то В), и на множестве способов, которыми люди не могут оценить одни выводы и ложно заключают другие. . Они были расширены до ограничений в рассуждениях с помощью силлогизмов или кванторов (Johnson-Laird, Byne and Schaeken, 19).92; Рипс и Маркус, 1977). Индуктивное рассуждение, напротив, развивает гипотезу, согласующуюся с набором наблюдений или причин по аналогии (Holyoak and Thagard, 1995). Часто на рассуждения влияют эвристические суждения, заблуждения, репрезентативность доказательств и другие обрамляющие явления (Kahneman, Slovic, Tversky, 1982). Были разработаны вычислительные модели для вывода и аналогии (Holyoak and Thagard, 1995), логических рассуждений (Rips и Marcus, 1977) и байесовских рассуждений (Sanjana and Tenenbaum, 2003).
- Решение проблем: Когнитивная психология решения проблем — это изучение того, как люди осуществляют целенаправленное поведение. Вычислительный анализ пространства состояний и компьютерное моделирование решения проблем Ньюэлла и Саймона (1972) и эмпирический и эвристический анализ Викельгрена (1974) вместе заложили когнитивно-психологический подход к решению проблем. Решение проблемы понимается как поиск операций для перехода от начального состояния к целевому состоянию в проблемном пространстве с использованием либо алгоритмических, либо эвристических решений. Представление проблемы имеет решающее значение для поиска решений (Чжан, 19 лет). 97). Опыт в областях, богатых знаниями (например, в шахматах), также зависит от распознавания сложных образов (Gobet & Simon, 1996). Решение проблем может задействовать восприятие, память, внимание и исполнительную функцию, поэтому многие области мозга могут быть задействованы в решении задач с упором на префронтальные исполнительные функции.
- Обработка языка: В то время как лингвистические подходы сосредоточены на формальных структурах языков и использовании языка (Chomsky, 1965), когнитивная психология сосредоточена на овладении языком, понимании языка, воспроизведении языка и психологии чтения (Kintsch 1974; Пинкер, 1994; Леве, 1989). Психолингвистика изучала кодирование и лексический доступ к словам, процессы разбора и представления на уровне предложений, а также общие представления понятий, сути, вывода и семантических предположений. Вычислительные модели были разработаны для всех этих уровней, включая лексические системы, системы синтаксического анализа, системы семантической репрезентации и чтение вслух (Seidenberg, 1997; Coltheart, Rastle, Perry, Langdon, & Ziegler, 2001; Just, Carpenter, and Woolley, 1982; Торн, Братли и Дьюар, 1968 г . ; Шанк и Абельсон, 1977 г .; Массаро, 1998). Неврология языка имеет долгую историю анализа поражений (Wernicke, 1874; Broca, 1861), а также широко изучалась с помощью когнитивной визуализации (Posner et al, 1988).
Приложения
Исследования в области когнитивной психологии позволили разработать обширный набор принципов, представлений и алгоритмов. Успешные приложения варьируются от специализированных экспертных систем до массового программного обеспечения и бытовой электроники: (1) разработка компьютерных интерфейсов, которые взаимодействуют с пользователями для удовлетворения их информационных потребностей и работают как интеллектуальные агенты, (2) разработка гибкой информационной инфраструктуры на основе по представлению знаний и методам рассуждения, (3) разработка интеллектуальных инструментов в финансовой индустрии, (4) разработка мобильных интеллектуальных роботов, которые могут выполнять задачи, обычно предназначенные для людей, (5) разработка бионических компонентов перцептивной и когнитивной нервной системы. таких как кохлеарные и ретинальные имплантаты.
Ссылки
- Андерсон, Дж. Р. (1996) Архитектура познания. Махва, Нью-Джерси: L. Erlbaum Associates.
- Эшби, Ф.Г. (2000) Стохастическая версия общей теории распознавания. Журнал математической психологии 44: 310-329.
- Эшби, Ф. Г., Альфонсо-Риз, Л.А., Туркен, А.У., и Уолдрон, Э.М. (1998) Нейропсихологическая теория множественных систем в категориальном обучении. Психологический обзор 105: 442-481.
- Барсалу, Л.В. (2003) Абстракция в системах перцептивных символов. Философские труды Лондонского королевского общества: биологические науки 358:.
- Бечара А., Дамасио Х. и Дамасио А. (2000) Эмоции, принятие решений и орбитофронтальная кора. Кора головного мозга 10: 295-307.
- Скучно, Э. Г. (1950). История экспериментальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Broadbent, DE (1957) Механическая модель человеческого внимания и непосредственной памяти. Психологический обзор 64: 205-215.
- Бундезен, К. (1990) Теория визуального внимания. Психологический обзор 97: 523-547.
- Буземейер, Дж. Р., и Джонсон, Дж. Г. (2004). Вычислительные модели принятия решений. В Д. Келер и Н. Харви (ред.), Справочник по суждениям и принятию решений (стр. 133–154). Оксфорд, Англия: Блэквелл.
- Хомский, Н. (1959) Обзор вербального поведения Б. Ф. Скиннера. Язык 35: 26-57.
- Хомский, Н. (1965) Аспекты теории синтаксиса. Кембридж, Массачусетс: MIT Press. |
- Chun, M.M. and Potter, M.C. (1995) Двухэтапная модель для обнаружения нескольких целей в быстром серийном визуальном представлении. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность 21: 109-127.
- Колтхарт, М., Растл, К., Перри, К., Лэнгдон, Р., и Зиглер, Дж. (2001) DRC: каскадная модель двойного маршрута визуального распознавания слов и чтения вслух. Психологический обзор, 108, 204–256.
- Костолл, А. и Стилл, А. (редакторы) (1987) Когнитивная психология под вопросом. Брайтон: Harvester Press Ltd.
- Коуэн, Н. (1995) Внимание и память: интегрированная структура, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Craik, FIM (2002) Уровни обработки: прошлое, настоящее… и будущее? Память 10: 305-318.
- Дошер, Б.А. (1999) Вмешательство предметов и временные задержки в рабочей памяти: немедленный серийный отзыв. Специальный выпуск Международного журнала психологии: Кратковременная/рабочая память, 34: 276-284.
- Дрейфус, Х.Л. (1979) Чего не могут сделать компьютеры: пределы искусственного интеллекта, Нью-Йорк: Harper and Row.
- Эстес, В.К. (1969) Подкрепление в человеческом обучении. В Дж. Тапп (ред.), Подкрепление и поведение. Нью-Йорк: Академическая пресса.
- Фентон, Н. и Нил, М. (2001) Принятие решений: использование байесовских сетей и MCDA, Системы, основанные на знаниях, 14: 307-325.
- Габриэли, JDE (1998) Когнитивная неврология человеческой памяти. Ежегодный обзор психологии 49: 87-115.
- Габриэли, Дж.Д.Э., Флейшман, Д.А., Кин, М.М., Ремингер, С.Л. и Моррелл, Ф. (1995) Двойная диссоциация между системами памяти, лежащими в основе явной и неявной памяти в человеческом мозгу. Психологическая наука 6: 76-82.
- Гобет, Ф. и Саймон, Х.А. (1996) Припоминание случайных и искаженных шахматных позиций: последствия для теории экспертизы. Память и познание 24: 493-503.
- Графтон С.Т., Хазелтайн Э. и Иври Р. (1995) Функциональное картирование обучения последовательностям у нормальных людей. Журнал когнитивной неврологии, 7: 497–510.
- Гроссберг, С. и Минголла, Э. (1985) Нейронная динамика восприятия формы: завершение границ, иллюзорные фигуры и распространение неонового цвета. Психологический обзор, 92: 173-211.
- Холланд, Дж. Х., Холиоак, К. Дж., Нисбетт, Р. Э., и Тагард, П. Р. (1986) Индукция. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Холиок, К. Дж. и Тагард, П. (1995) Аналогия умственных скачков в творческом мышлении, Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- Хозерсолл, Дэвид (1984) История психологии, Нью-Йорк: Random House.
- Джонсон-Лэрд, П. Н., Бирн, Р. М. Дж. и Шекен, В. (1992) Пропозициональные рассуждения по модели, Psychology Review 99: 418-439.
- Юлес, Б. (1971) Основы циклопического восприятия. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Джаст, Массачусетс, Карпентер, П.А., и Вулли, Дж.Д. (1982) Парадигмы и процессы и понимание прочитанного. Журнал экспериментальной психологии: Общие 3: 228-238.
- Канеман Д. и Тверски А. (1979) Теория перспектив: анализ решений в условиях риска. Эконометрика 47: 263-292.
- Канеман Д., Слович П. и Тверски А. (1982) Суждение в условиях неопределенности: эвристика и предубеждения, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Кандел, Э. Р. (1976) Клеточная основа поведения: введение в поведенческую нейробиологию. Сан-Франциско: WH Freeman.
- Канвишер Н. и Войчулик Э. (2000) Зрительное внимание: данные визуализации мозга. Обзор природы Нейронаука 1: 91-100.
- Кинч, В. (1974) Представление значения в памяти, Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
- Ливингстон, М.С. и Хьюбел, Д.Х. (1988) Разделение формы, цвета, движения и глубины: анатомия, физиология и восприятие. Наука 240: 740–749.
- Levelt, WJM (1989) Speaking: From Intention to Articulation, Cambridge, MA: The MIT Press.
- Логан, Г. Д. (2004) Кумулятивный прогресс в формальных теориях внимания. Ежегодный обзор психологии 55: 207-234.
- Лу, З.-Л., и Дошер, Б.А. (1998) Внешний шум отличает механизмы внимания. Исследования зрения 38:.
- Лу, З.-Л., и Сперлинг, Г. (1995) Функциональная архитектура человеческого зрительного восприятия движения, Vision Research 35:.
- Люс, Д. Р. (1959) Поведение индивидуального выбора; теоретический анализ, Нью-Йорк: Wiley.
- Люс, Р. Д. и Райффа, Х. (1989) Игры и решения : введение и критический обзор. Нью-Йорк: Dover Publications
- Марр, Д. (1982) Видение. Сан-Франциско: WH Freeman.
- Массаро, Д. В. (1998) Восприятие говорящих лиц: от восприятия речи к поведенческому принципу, Кембридж, Массачусетс: The MIT Press.
- Макклелланд, Дж. Л. и Румельхарт, Д. Э. (1981) Интерактивная модель активации контекстных эффектов при восприятии письма: Часть 1, Психологический обзор 88: 375-407.
- Медлин Д.Л. и Росс Б.Х. (1992) Когнитивная психология. Форт-Уэрт: Харкорт Брейс Йоханович.
- Медлин Д. Л. (1989) Понятия и концептуальная структура. Американский психолог 44: 1469–1481.
- Миллер Г.А. (1956) Волшебное число семь плюс-минус два. Психологический обзор 63: 81–97.
- Нейссер, У. (1967) Когнитивная психология. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
- Ньюэлл, А., и Саймон, Х.А. (1972) Решение человеческих проблем, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Ньюэлл А., Шоу Дж. К. и Саймон Х. А. (1958) Элементы теории решения проблем человеком. Психологический обзор 23: 342-343.
- Пашлер, Х. Е. (1999) Психология внимания, Кембридж, Массачусетс: MIT Press,
- Пинкер, С. (1994) Языковой инстинкт, Нью-Йорк: У. Морроу и Ко.
- Познер М.И. (1980). Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии 32: 3-25.
- Познер, М.И., Петерсен, С.Е., Фокс, П.Т. и Райхл, Р.Е. (1988) Локализация когнитивных операций в человеческом мозгу, Наука 240:.
- Рейнольдс, Дж. Х., Челацци, Л., и Десимоне, Р. (1999). Конкурентные механизмы привлекают внимание в районах макак V2 и V4. Журнал неврологии 19:.
- Рипс, Л.Дж., и Маркус, С.Л. (1977). Предположения и анализ условных предложений. В MA Just & PA Carpenter (Eds.), Когнитивные процессы в понимании. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
- Roediger III, HL (2002) Подходы обработки к познанию: импульс от структуры уровней обработки. Память 10: 319-332.
- Руссо, Дж. Э. и Дошер, Б. А. (1983) Стратегии многоатрибутного бинарного выбора. J Exp Психология обучения, памяти и познания 9: 676-696.
- Санджана, Н. Э. и Тененбаум, Дж. Б. (2003) Байесовские модели индуктивного обобщения. Достижения в области нейронных систем обработки информации 15: 59-66.
- Шанк, Р. К. и Абельсон, Р. П. (1977) Сценарии, планы, цели и понимание: исследование структур человеческого знания, Хиллсдейл, Нью-Джерси: L. Erlbaum Associates.
- Сирл, Дж. Р. (1990) Является ли мозг цифровым компьютером Президентское обращение APA.
- Зайденберг, М.С. (1997) Изучение и использование языка: изучение и применение вероятностных ограничений. Наука 275:.
- Шиффрин, Р. М., и Стейверс, М. (1997). Модель памяти узнавания: БДГ – эффективное извлечение из памяти. Psychonomic Bulletin & Review 4: 145-166.
- Скиннер, Б.Ф. (1950) Нужны ли теории обучения? Психологический обзор 57: 193-216.
- Сперлинг, Г. (1960). Информация доступна в кратких визуальных презентациях. Психологические монографии, 74 1-29.
- Сквайр, Л. Р., Зола, С. М. (1996) Структура и функции декларативных и недекларативных систем памяти. Труды Национальной академии наук 93:.
- Томпсон, Р. Ф. (1986) Нейробиология обучения и памяти. Наука 29: 941 – 947.
- Торн, Дж., Братли, П. и Дьюар, Х. (1968) Синтаксический анализ английского языка с помощью машины. In Michie, D. (Ed), Machine Intelligence, New York: American Elsevier.
- Tinklepaugh, OL (1928) Экспериментальное исследование репрезентативных факторов у обезьян, Journal of Comparative Psychology 8: 197–236.
- Treisman, AM (1969) Стратегии и модели избирательного внимания. Психологический обзор 76: 282-299.
- Тульвинг, Э. (1962). Субъективная организация в свободном воспроизведении «неродственных» слов. Психологический обзор 69: 344-354.
- Талвинг, Э., Гордон Хейман, К.А. и Макдональд, К.А. (1991) Длительное перцептивное прайминг и семантическое обучение при амнезии, Случайный эксперимент. Журнал экспериментальной психологии 17: 595-617.
- Унгерлейдер, Л.Г. и Мишкин М. (1982) В Д.Дж. Ингл, М.А. Гудейл и Р. Дж.В. Мэнсфилд (ред.), Анализ визуального поведения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- фон Нейман, Дж. и Моргенштерн, О. (1944) Теория игр и экономического поведения, Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать.
- Ванделл, Б. (1995) Основы видения, Сандерленд, Массачусетс: Sinauer Associates.
- Уотсон, Дж. Б. (1913) Психология с точки зрения бихевиористов, Psychological Review 20: 158-177.
- Weichselgartner, E. and G.L.U.S. Sperling (1987) Динамика автоматического и контролируемого зрительного внимания. Наука 238: 778-780.
- Викельгрен, В. А. (1974) Как решать проблемы. Нью-Йорк: WH Freeman.
- Чжан, Дж. (1997) Природа внешнего: Представления в решении проблем. Когнитивная наука 21: 179-217.
Внутренние ссылки
- Валентино Брайтенберг (2007) Мозг. Scholarpedia, 2(11):2918.
- Олаф Спорнс (2007) Сложность. Scholarpedia, 2 (10): 1623.
- Джеймс Мейсс (2007) Динамические системы. Scholarpedia, 2 (2): 1629.
- Пол Л. Нуньес и Рамеш Сринивасан (2007) Электроэнцефалограмма. Scholarpedia, 2(2):1348.
- Роберт Курцбан (2007) Эволюционная психология. Scholarpedia, 2(8):3161.
- Уильям Д. Пенни и Карл Дж. Фристон (2007 г.) Функциональная визуализация. Scholarpedia, 2(5):1478.
- Сейджи Огава и Юл-Ван Сунг (2007) Функциональная магнитно-резонансная томография. Scholarpedia, 2(10):3105.
- Марк Аронофф (2007) Язык. Scholarpedia, 2(5):3175.
- Джон Даулинг (2007) Сетчатка. Scholarpedia, 2(12):3487.
- Вольфрам Шульц (2007) Награда. Scholarpedia, 2 (3): 1652.
Внешние ссылки
- Веб-сайт лаборатории Чжун-Лин Лу
- Сайт Чжун-Лин Лу
- Веб-сайт Барбары Энн Дошер
См. также
Когнитивная нейропсихология, эволюционная психология, нейропсихология
Когнитивная психология: определение и примеры
(Последнее обновление: 16 января 2022 г. )
Когнитивная психология — это область психологии, которая фокусируется на внутренних психических процессах. К таким процессам относятся мышление, принятие решений, решение проблем, речь, внимание и память. Эту область часто считают частью более широкой области когнитивной науки. Эта отрасль психологии также связана с несколькими другими дисциплинами, включая неврологию, философию и лингвистику.
Основное внимание когнитивной психологии уделяется тому, как люди получают, обрабатывают и хранят информацию. Когнитивные психологи заинтересованы в изучении того, что происходит в сознании людей.
Что такое когнитивная психология? A Definition
Хотя когнитивная психология сегодня является популярной отраслью психологии, на самом деле это относительно молодая область исследований. До 1950-х годов доминирующей школой психологии был бихевиоризм. В период с 1950 по 1970 год тенденция начала смещаться в сторону от поведенческой психологии, чтобы сосредоточиться на таких темах, как внимание, память и решение проблем. Этот период, который часто называют когнитивной революцией, привел к значительным исследованиям по предметам, включая модели обработки, методы когнитивных исследований и первое использование термина «когнитивная психология».
Термин «когнитивная психология» впервые был использован в 1967 году американским психологом Ульриком Нейссером в его книге « Когнитивная психология ». Согласно Нейссеру, познание включает в себя «все процессы, посредством которых сенсорный ввод преобразуется, редуцируется, обрабатывается, сохраняется, восстанавливается и используется». Нейссер также предположил, что, учитывая такое широкое и широкое определение, познание связано со всем, что делают люди.
По существу, все психологические события являются когнитивными событиями. Сегодня Американская психологическая ассоциация определяет когнитивную психологию как «изучение высших психических процессов, таких как внимание, использование языка, память, восприятие, решение проблем и мышление».
Причины когнитивной революции
Некоторые факторы, способствовавшие возникновению когнитивной психологии, включали:
- Неудовлетворенность бихевиористским подходом, который в основном сосредоточивался на рассмотрении внешних воздействий на поведение. Чего поведенческая перспектива не смогла учесть, так это внутренних процессов, влияющих на человеческое поведение. Когнитивный подход появился, чтобы заполнить этот пробел.
- Более широкое использование компьютеров. Ученые начали сравнивать работу человеческого разума с тем, как компьютер хранит информацию на жестком диске. В результате модель обработки информации стала популярной.
Благодаря этому влиянию когнитивная психология становится все более важной отраслью психологии. Бихевиоризм утратил свою господствующую точку зрения, и психологи стали более пристально изучать память, обучение, язык и другие внутренние процессы.
Как психологи изучают познание?
Когнитивные психологи полагаются на строгие научные методы исследования человеческого разума. Во многих случаях это включает использование экспериментов для определения того, приводят ли изменения независимой переменной к изменениям зависимой переменной.
Например, эксперимент с памятью может включать в себя случайно выбранных участников, проходящих серию тестов памяти, чтобы определить, привело ли определенное изменение условий к изменениям в способностях памяти. Используя строгие эмпирические методы, психологи могут точно определить, что это независимая переменная, вызывающая изменения, а не какой-либо другой фактор.
Важные темы и теории когнитивной психологии:
Как упоминалось ранее, любое умственное событие считается когнитивным событием. Существует ряд более крупных тем, которые интересовали когнитивных психологов в течение последних нескольких десятилетий.
К ним относятся:
Обработка информации
Как вы понимаете, изучение того, что происходит в мыслях человека, не всегда самое простое занятие. В самом начале истории психологии Вильгельм Вундт попытался использовать процесс, известный как самоанализ, для изучения того, что происходит в сознании человека. Это включало обучение людей сосредотачиваться на своих внутренних состояниях и записывать то, что они чувствовали, думали или переживали. Как вы можете себе представить, этот подход был крайне субъективным, поэтому недолго просуществовал в качестве инструмента когнитивного исследования.
Для изучения человеческого разума когнитивные психологи разработали различные модели, представляющие, как работает мышление. Одним из самых популярных из них является подход к обработке информации .
При таком подходе разум во многом подобен компьютеру. Мысли и воспоминания разбиваются на более мелкие единицы знания. Когда информация поступает в разум через органы чувств, она затем обрабатывается мозгом, который затем определяет, что делать с информацией. Некоторая информация вызывает немедленную реакцию. Другие единицы информации переносятся в долговременную память для будущего использования.
Единицы знания
Когнитивные психологи часто разбивают единицы знания на три разных типа: концепции, прототипы и схемы.
- Концепция в основном представляет собой большую категорию знаний. В вашем уме существует широкая категория для этих понятий, где сходные элементы сгруппированы вместе. У вас есть концепции для конкретных вещей, таких как собака или кошка, а также концепции для абстрактных идей, таких как красота, гравитация и любовь.
- Прототип относится к наиболее узнаваемому примеру конкретной концепции. Например, что приходит на ум, когда вы думаете о стуле. Если сразу приходит на ум большое удобное кресло, это ваш прототип концепции стула. Если вам на ум приходит скамейка, офисный стул или барный стул, то это будет прототипом этой концепции.
- Схема — это ментальная структура, которую вы используете, чтобы понять мир вокруг вас. Понятия — это, по сути, строительные блоки, которые используются для построения схем, представляющих собой ментальные модели того, что вы ожидаете от окружающего мира. У вас есть схемы для самых разных объектов, идей, людей и ситуаций.
Так что же происходит, когда вы сталкиваетесь с информацией, которая не вписывается ни в одну из ваших существующих схем? В некоторых случаях вы можете даже столкнуться с вещами в мире, которые бросают вызов или полностью переворачивают представления, которых вы уже придерживаетесь.
Когда это происходит, вы можете либо усвоить, либо приспособить информацию. Усвоение информации включает в себя расширение вашей текущей схемы или даже создание новой. Приспособление к информации требует полного изменения ваших прежних представлений. Этот процесс позволяет вам узнавать новое и разрабатывать новые и более сложные схемы окружающего мира.
Внимание
Внимание — еще одна важная тема, изучаемая в области когнитивной психологии. Внимание – это состояние сфокусированного осознания какого-либо аспекта окружающей среды. Эта способность концентрировать свое внимание позволяет вам получать знания о релевантных раздражителях в окружающем вас мире, в то же время отфильтровывая то, что не особенно важно.
В любой момент времени вы получаете огромное количество информации от своих зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и вкусовых органов чувств. Поскольку человеческий мозг имеет ограниченную способность обрабатывать всю эту информацию, внимание ограничено и избирательно. Ваши процессы внимания позволяют вам сосредоточиться на вещах, которые важны и необходимы для вашего выживания, отфильтровывая посторонние детали.
Память
То, как люди формируют, вспоминают и сохраняют воспоминания, является еще одним важным направлением изучения когнитивной психологии. Два основных типа памяти, на которые обычно обращают внимание исследователи, известны как кратковременная память и долговременная память. Краткосрочные воспоминания — это все, о чем вы активно думаете и о чем думаете в любой момент. Этот тип памяти ограничен и очень краток. По оценкам, вы, вероятно, можете удерживать от 5 до 9 элементов в кратковременной памяти в течение примерно 20–30 секунд.
Если эту информацию активно репетировать и учитывать, она может быть перемещена в так называемую долговременную память. Этот тип памяти, как следует из названия, гораздо более долговечный. Хотя эти более длительные воспоминания все еще подвержены забыванию, информация, хранящаяся в вашей долговременной памяти, может храниться от нескольких дней до десятилетий.
Когнитивные психологи интересуются различными процессами, влияющими на то, как воспоминания формируются, хранятся и впоследствии извлекаются. Они также рассматривают вещи, которые могут мешать формированию и хранению воспоминаний, а также различные факторы, которые могут привести к ошибкам памяти или даже к ложным воспоминаниям.
Интеллект человека
Интеллект человека также является одной из основных тем, представляющих интерес в когнитивной психологии, но также и одной из самых горячо обсуждаемых, а иногда и противоречивых тем. Мало того, что возникали серьезные вопросы по поводу того, как измеряется интеллект (или может ли он вообще быть измерен), эксперты также расходятся во мнениях относительно того, как именно определить интеллект как таковой. Один из опросов психологов показал, что эксперты дали более 70 различных определений интеллекта. Хотя точные определения различаются, многие согласны с тем, что две важные темы включают как способность учиться, так и способность адаптироваться в результате опыта.
Исследователи обнаружили, что более умные люди, как правило, лучше справляются с задачами, требующими оперативной памяти, решения проблем, избирательного внимания, формирования понятий и принятия решений. Рассматривая интеллект, когнитивные психологи часто сосредотачиваются на понимании психических процессов, лежащих в основе этих критических способностей.
Причины для изучения когнитивной психологии
Поскольку когнитивная психология затрагивает многие другие дисциплины, эту отрасль психологии часто изучают люди, работающие в различных областях. Даже если вы не изучаете психологию, может быть полезно изучить некоторые основы когнитивной психологии.
Ниже перечислены лишь некоторые из тех, кому может быть полезно изучение когнитивной психологии.
- Студенты, интересующиеся поведенческой неврологией, лингвистикой, промышленно-организационной психологией, искусственным интеллектом и другими смежными областями.
- Учителям, разработчикам учебных программ, разработчикам учебных программ и другим педагогам может быть полезно узнать больше о том, как люди обрабатывают, усваивают и запоминают информацию.
- Инженеры, ученые, художники, архитекторы и дизайнеры могут извлечь пользу из понимания внутренних психических состояний и процессов.
Ключевые моменты, которые следует помнить о когнитивной психологии:
- Когнитивная психология возникла в 1960-х и 1970-х годах и стала основной силой в области психологии.
- Когнитивные психологи интересуются психическими процессами, в том числе тем, как люди получают, хранят и используют информацию.
- Когнитивная психология часто опирается на модель обработки информации, которая уподобляет человеческий разум компьютеру.
- Выводы из области когнитивной психологии применимы во многих областях, включая наше понимание обучения, памяти, нравственного развития, внимания, принятия решений, решения проблем, восприятия и терапевтических подходов, включая когнитивно-поведенческую терапию и рационально-эмоциональную поведенческую терапию.