Когнитивная психология основатель: Представители когнитивной психологии

История зарождения и развития когнитивной психологии

Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику.

Путь становления новой науки

Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпоху бурного развития технологий и вычислительных машин. Ученые столкнулись с необходимостью обоснования взаимодействия человека и современных технологий в психологическом ракурсе. Основным интересом новой области было исследование когнитивных, то есть, познавательных способностей человека. Восприятие рассматривалось как фундаментальный акт, на котором строится основа психики человека. Проводились всяческие эксперименты и исследования с целью изучения возможных границ человеческих способностей в отношении обработки и хранения информации в своей памяти.

Стоит отметить, что к числу основоположников науки относят психологов Фрица Хайдера (теория когнитивного баланса) и Леона Фестингера (теория когнитивного диссонанса). Но заметному продвижению способствовала встреча в 1956 году в технологическом институте Массачусетса, где собрались представители института электрической и электронной инженерии, специалисты в области информационных теорий. Эта встреча до сих пор считается настоящей революцией когнитивной психологии, там были подняты вопросы формирования языка и памяти в условиях влияния компьютерных технологий.

Когнитивная психология получила такое название благодаря исследователям Джерому Брунеру («Изучение когнитивного развития», 1967 г.) и Ульрику Найссеру («Познание и реальность», 1976 г.), которые опубликовали свои труды, поведав обществу о предмете своих исследований. Впоследствии был организован Центр когнитивной психологии, где изучались процессы познания, мышления, аспекты психологии развития и т.д.

Выбрав термин «когнитивная. .», мы противопоставили себя бихевиоризму. Изначально мы размышляли над использованием понятия «ментальность». Но «ментальная психология» звучало уж слишком нелепо, а «психология здравого смысла» отправляла бы нас к области антропологических исследований, «народная психология» похожа на вундтовскую социальную психологию. В итоге, мы остановились на термине «когнитивная психология».

Джордж Миллер, один из основателей Центра когнитивной психологии

Одним из известных психологов, работающих в этой области, был швейцарец Жан Пиаже. Доктор философии Университета Невшателя долгое время посвятил себя увлечению модным на тот момент психоанализом. Работая с детьми, Пиаже провел ряд интересных экспериментов. Посредством тестов он устанавливал цепь логических операций и целостность общей структуры мышления ребенка.

Пиаже говорил об изменениях человеческого интеллекта и его возможной адаптации к окружающей среде с каждым отрезком развития. Им были выведены четыре когнитивных стадии:

  • Сенсомоторная – внешняя манипуляция и зарождение работы с внутренними символами (0-2 года).
  • Дооперационная – построение ассоциативных связей и трансдуктивное рассуждение (переходная обработка информации от одного образа к другому), централизация сознания на броских предметах, внимание к внешнему состоянию (2-7 лет).
  • Стадия конкретных операций – образуется система интегрированных действий, устанавливаются логические операции с классами, строится их иерархия, операции происходят только с конкретными объектами изучения (7-11 лет).
  • Стадия формальных операций – преобразование сознания в гипотетично-дедуктивное, построение мысленных предложений и рассуждений, систематическое выделение переменных, их комбинирование (11-15 лет).

В 1925 году Пиаже после ряда значимых опытов пришел к открытию детского эгоцентризма. Его теория утверждает, что дети до определенного возраста сосредоточены только на себе и своих внутренних переживаниях. Часто можно увидеть картину, как маленький ребенок или подросток, находясь рядом с родителем, другим ребенком или даже в одиночестве, ведет рассказ о своих переживаниях или просто озвучивает мысли, совершенно не нуждаясь в обратной связи.

Необычный эксперимент

С постепенным спадом доминирования бихевиористских концепций в 1971 году психолог Филипп Зимбардо из Стенфордского университета решается на смелый шаг. Цель исследования: изучить поведенческие особенности человека в жестоких условиях (ограниченной свободе действий и воли, давлении на моральные принципы). Набор добровольцев проводился около месяца, не каждый был готов спокойно отправиться на пытки и подчиняться любым указаниям. В общей сложности отобрали двадцать четыре человека. Дабы соблюсти чистоту эксперимента, кандидатов разделили на две группы. В первую половину вошли охранники, а в другую – так называемые заключенные. В роли главных надзирателей выступили лаборант и помощник психолога, сам Зимбардо стал управляющим этой исследовательской тюрьмы.

Подопытные были «арестованы» в их домах под вымышленными предлогами и под руководством полиции местечка Пало Альто. Заключенных перевезли на огражденную территорию, обработали, присвоили номер и заключили в отсеки. С первых минут ученый начал фиксировать психические реакции участников эксперимента и наблюдать за их поведением.

Изначально эксперимент был рассчитан на две недели, но завершился уже через шесть дней в связи с тем, что все быстро вышло из-под контроля. Над «заключенными» издевались, унижали и даже применяли физическое насилие. «Охранники» быстро вжились в роль и стали проявлять садистские наклонности, лишая узников сна, заставляя подолгу держать руки на весу и т.п. У многих «заключенных» уже на третий день эксперимента наблюдалось сильное эмоциональное расстройство и чувство подавленности.

Значительным итогом эксперимента можно считать книгу Ф. Зимбардо под названием «Эффект Люцифера» (2007 г.), в которой он описал эффект когнитивного диссонанса (конфликт эмоциональных реакций в сознании человека) и свойственную для человека покорность перед явным личностным авторитетом. Особое внимание уделялось влиянию общественного мнения и степени государственной поддержки, которые могут оправдывать или отвергать взгляды индивида.

Таким был самый яркий эксперимент в области когнитивной психологии. По этическим соображениям больше никто не принимал аналогичных попыток повторить опыт.

Дальнейшее развитие интереса

В последующие годы конца 20-го и начала 21-го веков исследователи все больше углублялись в сферу взаимодействия человека и компьютера. Широкую популярность приобрела теория, отображающая психику в качестве некоего центра, который может воспринимать конечное число сигналов, исходящих из окружающей среды, и затем переработанных человеческим мозгом. Когнитивная система человека рассматривалась наподобие системы компьютера, с устройствами ввода, вывода и местами хранения информации.

Психолог Джордж Миллер провел ряд интересных тестов по определению человеческих способностей к запоминанию. Так, в результате эксперимента Миллер выяснил, что мы можем единовременно запомнить не более 7-9 символов. Это могут быть девять цифр, восемь букв или пять-шесть простых слов.

Новый этап исследования

Американский нейрофизиолог, врач и психолог Карл Прибрам, сотрудничая с известным исследователем в поведенческой психологии Карлом Лешли, разработал голографическую модель функционирования психики человека, которая привела к уникальному открытию. Память не сосредоточена в отдельных участках мозга, а распределена по всем отделам. Это открытие произвело переворот в когнитивной психологии, так как раньше считалось, что именно серединные доли мозга отвечают за восприятие и хранение информации. Теория и результаты опытов Прибрама не признаны полностью, но косвенно подтверждаются большинством последующих экспериментов.

Взаимодействие с другими науками

В настоящее время считается, что когнитивная психология и нейробиология развиваются параллельно друг с другом. Это обусловлено тем, что обе науки изучают схожие области человеческого мозга. Различие состоит в нацеленности психологии – на исследование реакций психики человека на внешние раздражители, а нейробиологии – на исследование реакций нейронов головного мозга. В то же время, многие психологи, такие как С. Гербер и А. Ньюэл, не считают результаты исследований в области нейробиологии применимыми к психологии человека, потому как ответы на вопросы одной науки практически невозможно приспособить к другой.

Заключение

Со времен Стэнфордского тюремного эксперимента прошло почти пятьдесят лет, но сообщество психологов до сих пор обсуждает его результаты и приводит в качестве примера решительный поступок исследователя. В ходе опыта вскрылись действительно пугающие свойства человеческой психики. Люди, выбранные случайно и не проявлявшие никаких признаков насилия, всего за сутки смогли стать изощренными садистами. Руководствуясь оправданностью собственных действий и поддаваясь своей внутренней природе, человек допускал крайнюю степень злости. И это явно не защитные механизмы, которые описывал Зигмунд Фрейд.

Когнитивная психология привнесла свой вклад в науку и, несмотря на пугающие выводы, все еще продолжает вызывать интерес исследователей. Возможно, совсем скоро эта сравнительно новая область психологии подарит человечеству возможность глубже заглянуть в истоки человеческого поведения и познать его фундаментальные законы.

Источники литературы:
  • 1. Дружинин В.Н. Онтология психической реальности// Серия-14. Общая психология. – 1995. — №13. – С. 67-485.
  • 2. Когнитивная психология. Джон Андерсон. – СПб. Серия-2. – 2014. — С. 24-45.
  • 3. Когнитивная психология. Р. Солсо. – СПб. – Серия №4- 2014. – С. 234-342.
  • 4. Жан Пиаже. «Избранное». Под ред. Обухова С.В. // Издательство Московского университета.
  • 5. Введение в общую психологию. Абдурахманов Р.А. – Москва-Воронеж. С. 345-454.

Автор: Зонира Дженнифер, писатель, лингвист

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Ведущие представители когнитивной психологии

Джордж Миллер (р. 1920) совместно с Джеромом Брунером создал при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления –

Центр когнитивных исследований в 1960 году. «Ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же означает слово «когнитивная» и что из всего этого следует. Центр не создавался для чего-то конкретного, скорее против». Создавая центр, его основатели стремились выразить только одно – насколько далеки они от бихевиоризма. Новое направление – это возврат к психологии здравого смысла, для которого совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

В Центре изучали разнообразные познавательные процессы: восприятие, память, мышление, речь — и проводили анализ их генезиса. Параллельно начались работы по изучению искусственного интеллекта.

В 1969 году Миллер был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Ульрик Найссер (р. 1928) прослушал курс лекций по психологии Дж.Миллера, а также учился под руководством В.Келера. В 1967 году он опубликовал книгу «Когнитивная психология». Книга пользовалась большой популярностью, и Найссера многие начали называть «отцом» когнитивной психологии. Книга в значительной степени способствовала отходу психологии от бихевиоризма и обращению ее к проблемам познания.

Найссер доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Познание он определил как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

В 1976 году вышла вторая его книга «Познание и реальность», где он выражает неудовлетворенность явным сужением границ когнитивной психологии, которая слишком полагается на исследование искусственных лабораторных ситуаций в ущерб изучению реальных жизненных случаев.

В основе этих работ – метафора компьютера.

В XVII веке часы и автоматы были всеобщей метафорой для понимания Вселенной и, по аналогии, человеческого ума. В ХХ веке на эту роль стала претендовать новая машина – компьютер.

Во всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры же являются носителями и преобразователями информации.

В ХХ веке сложилась наука (Н.Винер), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения – как средства связи и управления в любых системах – технических, органических, психологических, социальных. Она была названа

кибернетикой (от греч. «кибернетике» — искусство управления). Ею разработаны специальные методы, позволившие создать для компьютеров множество программ по восприятию, запоминанию и переработке информации.

Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным преимуществом человеческого мозга, оказало существенное влияние на психологию. Психологи все чаще используют компьютерные операции как пояснительную схему для понимания процесса познания. И наоборот, сами компьютеры все чаще описывают в терминах человеческой деятельности. Например, способность компьютера накапливать информацию называют памятью, коды программирования – языками, а о появлении новых поколений компьютеров говорят, что они эволюционируют.

Возникли дискуссии относительно того,

не является ли работа компьютера подобием работы человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. В результате произошли коренные изменения в психологии (особенно в американской), где господствовал бихевиоризм. То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека, работающего компьютера. В свете этого рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные (когнитивные) процессы недоступны объективному, строго научному исследованию.

Джордж Александр Келли (1905 – 1967). Теория личностных конструктов. Келли сформулировал свои идеи в конце 50-х годов (за 10 лет до появления работ Миллера и Найссера). Келли – практикующий медицинский психолог – был одним из первых персонологов, кто придал особое значение

когнитивным процессам как основной черте функционирования человека.

Келли показывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по-разному, т.к. каждый человек обладает уникальной системой конструктов (схем). На основании этого Келли утверждал, что не существует такой вещи, относительно которой не может быть нескольких мнений. Разница во мнениях объясняется разными схемами (конструктами), которыми оперирует человек. Таким образом, ведущими в деятельности личности являются именно интеллектуальные процессы.

Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. Если гипотеза не подтверждается, человек перестраивает свою систему конструктов, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Иными словами, Келли подчеркивал, что наибольшее значение для человека имеет будущее (а не прошлое – как в психоанализе, инее настоящее – как в гуманистической психологии).

Келли сделал 11 выводов, которые объясняют, каким образом функционирует система конструктов, как она изменяется и изменяет социальную ситуацию вокруг человека. На основании этих положений Келли разработал методический принцип репертуарных решеток, с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности.

Леон Фестингер (род. 1919) – американский психолог, профессор Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, автор теории когнитивного диссонанса.

Фестингер изучал различные группы, предсказывающие конец света. Он обнаружил, что неудачные пророчества только укрепляют веру большинства их членов. Его исследования показывают, что членам групп приходится искать какой-нибудь путь, чтобы психологически справиться с провалом. Им необходимо сохранять смысл и порядок в собственной жизни. Описание противоречия, которое стоит перед ними, известно теперь как «Теория когнитивного диссонанса». В ней разбираются 3 основных компонента:

Ульрик Нейссер (Вклад в когнитивную психологию)

В эмпирическом исследовании, проведенном научным журналом Review of General Psychology , Ульрик Нейссер, также известный как «отец когнитивной психологии», занял 32-е место среди самых выдающихся психологов 20-го века. .

Кто такой Ульрик Нейссер?

Ранняя жизнь Ульрика

Образовательный и профессиональный опыт

Теория когнитивной психологии Нейссера

Когнитивная психология и поведение человека

Влияние схем

Исследование Нейссера о восприятии

Исследования памяти Нейссера

Книги, награды и достижения Ульрика Нейссера

Личная жизнь

Ульрих Найссер все еще жив?

Кто такой Ульрик Найссер?

Ульрик Найссер был немецко-американским психологом, который помог зажечь «когнитивную революцию» в психологии. Его называют «отцом когнитивной психологии», потому что он представил первую единую когнитивную теорию в 1967 году. Исследования Нейссера были сосредоточены на человеческом восприятии, памяти, обучении и интеллекте.

Ранние годы Ульрика

Ульрих Густав Найссер родился 8 декабря 1928 года в Киле, Германия. Он был вторым ребенком Ганса и Шарлотты Нейссер. Его сестра Марианна была старше его на четыре года.

Отец Нейссера, Ганс, происходил из знатной еврейской семьи. Он преподавал экономику в Кильском университете и был ведущим научным сотрудником Кильского института мировой экономики. Мать Нейссера, Шарлотта, была католичкой и имела степень по социологии. Она также принимала активное участие в немецком женском движении.

В 1930-х годах отец Нейссера предсказал, что по мере роста популярности нацизма в Германии усилится военная направленность. Эти обстоятельства, а также предложение стать профессором денежной теории в Уортонской школе Пенсильванского университета побудили его покинуть Германию, пока он еще мог. Он прибыл в Англию в 1933 года, и его семья присоединилась к нему несколько месяцев спустя. Затем вся семья Нейссеров покинула Англию на пассажирском корабле и 15 сентября 1933 года высадилась в Соединенных Штатах.

Поселившись в Суортморе, штат Пенсильвания, Нейссер стал большим поклонником бейсбола. Он также решил изменить свое имя с «Ульрих» на «Ульрик». Основные причины этого заключались в том, что его друзья не могли правильно произнести его имя, и он хотел, чтобы его имя звучало не по-немецки, а по-американски. В детстве его называли «маленький Дикки», а друзья вскоре дали ему прозвище «Дик», которое закрепилось за ним на всю оставшуюся жизнь.

Будучи уважаемым университетским профессором, Ганс Найссер возлагал большие надежды на своего маленького сына. Он мечтал, чтобы Ульрик стал выдающимся ученым, поэтому он подарил ему набор по химии, когда тот был еще мальчиком. Нейссер сообщил, что никогда не использовал химический набор, несмотря на поддержку, которую он получил от своего отца. Несмотря на это, он бросил среднюю школу молодым человеком, очарованным миром науки.

Образование и профессиональная подготовка

Ульрик Нейссер поступил в Гарвардский университет в 1946 с целью изучения физики. Однако вскоре у него появился интерес к психологии, возможно, из-за влияния его научного руководителя Джорджа Миллера. Нейссер знакомился с различными ветвями психологии, включая парапсихологию, бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психологию. Он особенно заинтересовался гештальт-психологией и в 1950 году получил степень бакалавра психологии.

После окончания Гарварда Нейссер подал заявку на получение степени магистра в Swarthmore College. Он намеревался учиться у Вольфганга Колера — одного из основателей гештальт-психологии, — который в то время преподавал в Суортморе. Однако Найссер смог работать только с помощником Колера Гансом Валлахом. Он получил степень магистра в Swarthmore в 1952.

Нейссер решил переехать в Массачусетский технологический институт после того, как туда переехал его бывший советник Джордж Миллер. Однако вскоре он вернулся в Суортмор после того, как ему предложили преподавать в течение одного года. Затем Нейссер вернулся в Гарвард, чтобы поступить в университетскую докторскую программу. Он получил докторскую степень в области экспериментальной психологии в 1956 году.

Нейссер преподавал в Гарварде в течение одного года, прежде чем занять должность на кафедре психологии в Университете Брандейса. В то время заведующим кафедрой психологии был Абрахам Маслоу — один из основоположников гуманистической психологии. Говорят, что именно в Университете Брандейса Нейссер «расширил свой психологический кругозор».

Оливер Селфридж 

Следующим человеком, оказавшим большое влияние на Нейссера, был молодой ученый-компьютерщик из Массачусетского технологического института по имени Оливер Селфридж. Селфридж был сторонником машинного обучения. После того, как они подружились, Нейссер работал консультантом в лаборатории Селфриджа, пока они вместе работали над программой. В 1960 году они опубликовали статью в журнале Scientific American и описали разработанную ими модель столпотворения распознавания образов. Работа Нейссера с Селфриджем привела к тому, что он получил несколько грантов, и он проводил исследования в других областях, связанных с человеческим мышлением. Вскоре он перешел в Пенсильванский университет, где опубликовал свою знаменательную книгу 9.0003 Когнитивная психология в 1967 году.

Нейссер принял должность профессора Корнельского университета вскоре после выхода его книги. Во время своего пребывания в Корнелле Нейссер провел ряд умных экспериментов с человеческим восприятием и углубил свои исследования человеческой памяти. Однако в 1983 году он уехал из Корнелла в Университет Эмори. Находясь в Эмори, Нейссер провел свой знаменитый эксперимент с памятью Challenger и основал проект Emory Cognition Project. Он вернулся в Корнелл в 1996 и оставался там до выхода на пенсию.

Теория когнитивной психологии Нейссера

Нейссер никогда не был поклонником бихевиоризма, поскольку считал, что основные положения этого подхода неверны. Например, он не соглашался со строгим акцентом бихевиоризма только на внешние события и отвергал идею о том, что сложное человеческое поведение можно полностью объяснить процессом обусловленности. По словам Нейссера, бихевиористские методы ограничивали то, что психологи могли изучать о человеческой природе.

В своей книге 1967 года « Когнитивная психология » Нейссер описал современные исследования внимания, решения проблем, распознавания образов, восприятия и памяти. Он также подчеркнул концепции обработки информации и конструктивной обработки. Нейссер ввел термин «когнитивная психология» и представил этот новый подход как альтернативу бихевиоризму. Поскольку он объединил идеи разных исследователей, чтобы сформировать единую теорию, Нейссера часто называют «отцом когнитивной психологии».

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология использует научные методы для изучения человеческого разума как процессора информации . Исследователи строят когнитивные модели для объяснения психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, творчество и язык. Многие психологи интересовались психическими процессами до того, как Нейссер предложил когнитивный подход. Однако появление цифровых компьютеров дало таким исследователям, как Нейссер, концепции, подсказки и направления, необходимые для изучения человеческого разума.

Компьютер может получать, кодировать, хранить, использовать и извлекать информацию. Когнитивные психологи пытаются объяснить, как люди обрабатывают информацию, сравнивая человеческий разум с тем, как работает компьютер. В то время как человеческое познание может быть чрезвычайно сложным, то, как компьютер обрабатывает информацию, гораздо легче понять. Модель обработки информации утверждает, что люди обрабатывают информацию, которую они получают из окружающей среды, внутри себя. Это отличается от бихевиоризма, который предполагает, что люди просто реагируют на внешние раздражители.

Модель обработки информации имеет ряд допущений. Например, предполагается, что люди обрабатывают информацию в несколько этапов, которые аналогичны компьютеру. Эта обработка следует четкой последовательности, описанной ниже:

  1. Ввод . На этом этапе людям необходимо получить и закодировать информацию из окружающей среды, а затем обработать ее, прежде чем они смогут реагировать на информацию соответствующим образом. Задействован ряд психических процессов, таких как восприятие, внимание и кратковременная память. Например, человек может получать информацию от своих органов чувств (восприятие), но только информация, на которой он сфокусирован (внимание), перемещается в его рабочую память, чтобы он мог быстро реагировать на свое окружение.
  1. Хранение — На этом этапе информация преобразуется системами обработки разума и сохраняется в долговременной памяти. Он извлекается, обрабатывается и используется кратковременной памятью по мере необходимости. Например, информация из восприятия и памяти может использоваться для рассуждений и принятия решений.
  1. Результат . На этом этапе основное внимание уделяется подготовке соответствующего ответа на полученную информацию. Например, после того, как возникло мышление, решения должны быть выражены в устной, письменной или других формах общения.

Когнитивная психология и поведение человека

Когнитивные психологи считают, что внутренние психические процессы и лежащие в их основе структуры мозга необходимо исследовать, если мы хотим правильно понять поведение человека. Это связано с тем, что когнитивный подход предполагает, что человеческое познание может влиять на поведение. Некоторые убежденные бихевиористы отрицают существование человеческого разума, поскольку утверждают, что его нельзя наблюдать или объективно измерить. Однако когнитивные психологи считают, что можно сделать объективные выводы, если они изучают человеческий разум с помощью научных методов в контролируемых условиях.

В то время как бихевиористы считают, что простые ассоциации стимул-реакция могут объяснить человеческое поведение, когнитивные психологи подчеркивают важность опосредованных процессов. Эти процессы известны как «опосредованные», потому что они опосредуют или идут между стимулом из окружающей среды и реакцией индивидуума. Восприятие, внимание, память и решение задач — все это опосредующие процессы. Они возникают после получения стимула, но до того, как будет дан ответ.

Влияние схем

Когнитивная психология предполагает, что на то, как человек обрабатывает информацию, могут влиять его или ее схемы. Схема — это мысленная структура, которая развивается из прошлого опыта человека и помогает ему организовывать категории информации и отношения между ними. Существует много типов схем, таких как:

  • Я-схемы – что человек знает о себе и что он думает о своем будущем я
  • Схемы объектов – что человек знает о внешнем виде объекта, откуда он и для чего используется
  • Схемы личности – что человек знает о внешности, личности, поведении и предпочтениях другого человека
  • Социальные схемы – что человек знает, что он должен сказать или сделать в конкретной социальной ситуации

Схемы помогают людям быстро обрабатывать и понимать информацию, не отвлекаясь на огромное количество стимулов из окружающей среды. Однако схемы могут влиять на то, на что люди обращают внимание и как они интерпретируют эту информацию. Когнитивные исследования показывают, что люди обращают больше внимания на информацию, которая хорошо вписывается в уже имеющиеся у них схемы. Если они получают новую информацию, которая идет вразрез с тем, что они ожидают, люди с большей вероятностью проигнорируют, неверно истолковают или исказят эту новую информацию.

Чтобы лучше понять, как схемы могут влиять на обработку информации, представьте маленького ребенка, который разработал схему для собаки на основе своего прошлого опыта с собственной собакой дома. Эта схема может включать такие факты, как (1) собака покрыта шерстью, (2) у собаки есть хвост и (3) собака ходит на четырех ногах. Если ребенок идет в цирк или зоопарк и впервые видит льва, лев может соответствовать его представлениям о собаке. Поэтому ребенок может ошибочно заключить, что лев — не что иное, как гигантская собака, которая, вероятно, хотела бы, чтобы ее погладили.

Исследование восприятия Нейссером

С 1975 по 1979 год Нейссер провел ряд исследований восприятия. В одном наборе исследований он организовал для испытуемых наблюдение за группой людей в черных рубашках и группой людей в белых рубашках, которые непрерывно передают баскетбольный мяч от одного человека к другому. Каждая группа снималась отдельно, а затем видео объединялись.

Испытуемых попросили подсчитать количество проходов между одной из двух групп. В какой-то момент во время фильма Нейссер наложил кадры, на которых женщина с открытым зонтиком шла от одной стороны экрана к другой. Несмотря на то, что женщина находилась в одном пространстве с баскетболистами и была хорошо видна в течение длительного периода времени, мало кто из наблюдателей ее заметил.

Нейссер описал это явление как «избирательный взгляд» (также называемый другими исследователями «невнимательной слепотой»). Нейссер показал, что неожиданные события, которым уделяется мало внимания, вряд ли будут замечены людьми, даже если они происходят прямо у них на глазах.

Исследование памяти Нейссера

Нейссер был одним из первых исследователей, которые представили доказательства того, что человеческая память включает активную реконструкцию прошлого, а не пассивное припоминание точных моментальных снимков прошлых событий.

В 1981 году он опубликовал аналитический отчет, в котором сравнил показания Джона Дина по скандалу в Уотергейтском скандале с записями записанных разговоров между Дином и президентом Никсоном. По сути, в отчете воспоминания Дина о прошлых событиях сравнивались с записанными разговорами. Хотя показания Дина в целом подтверждались записями, Нейссер обнаружил, что воспоминания Дина содержали ряд ошибок и что Дин иногда объединял отдельные события в одно воспоминание.

Лампочка Воспоминания

В 1986 году Нейссер провел эксперимент с памятью, чтобы проверить теорию «памяти-вспышки». Эта концепция предполагает, что впечатляющие, очень эмоциональные события могут вызвать у людей очень яркие и очень точные воспоминания о событии. Через день после того, как 28 января 1986 года взорвался космический челнок «Челленджер », Нейссер раздал нескольким первокурсникам колледжа анкету, в которой их просили записать свои непосредственные переживания после того, как они узнали о катастрофе. Студенты записали информацию о том, как они впервые услышали новости, где они были, что делали, с кем были и что чувствовали. Три года спустя Нейссер попросил тех же студентов снова вспомнить этот опыт.

Хотя учащиеся были абсолютно уверены, что их учетные записи остались такими же, как и раньше, примерно 50 % были другими, 25 % сильно отличались, и менее 10 % имели все правильные данные. Этот эксперимент бросил вызов идее о том, что память фотовспышек безошибочна.

Нейссер продолжил изучение воспоминаний вспышек в 1989 году, вскоре после землетрясения в Лома-Приета, которое произошло в некоторых частях Калифорнии. Нейссер организовал три группы людей — две в Калифорнии и одну в Атланте, штат Джорджия, — чтобы они вспомнили свои переживания вскоре после начала землетрясения. Более чем через восемнадцать месяцев он устроил так, чтобы те же люди снова вспомнили свой опыт.

Нейссер обнаружил, что (1) люди в Калифорнии лучше помнили это событие, и (2) жители Атланты, у которых были семьи в пострадавших районах, лучше помнили, чем те, у кого их не было. Выводы Нейссера показали, что личное участие играет роль в улучшении памяти. Однако, поскольку многие калифорнийцы сообщили, что не чувствовали стресса во время землетрясения, Нейссер пришел к выводу, что улучшение памяти может быть связано с повторными репетициями повествования, а не с эмоциональным возбуждением.

В дополнение к своей работе по восприятию и памяти Нейссер проводил исследования человеческого интеллекта. Позже в своей карьере он сосредоточился на «науке и политике тестирования IQ».

Вклад в эффект Флинна

Работа Ульриха также способствовала созданию теории, которую он не всегда признает. Эффект Флинна назван в честь Джеймса Флинна, но исследования Ульриха также подтвердили идею о том, что средний IQ со временем увеличивается.

Приложения когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня является одной из самых популярных и доминирующих областей психологии. Когнитивный подход применялся во многих областях, в том числе:

  • Медицина – чтобы помочь людям восстановиться после черепно-мозговой травмы
  • Консультирование – для оказания помощи людям с психическими или эмоциональными проблемами с помощью разговорной терапии, такой как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и когнитивная терапия, основанная на осознанности (MBCT)
  • Образование – для разработки стратегий помощи учащимся с ограниченными возможностями обучения
  • Уголовное правосудие – для оценки достоверности свидетельских показаний и восстановленных детских воспоминаний
  • Нравственное развитие – чтобы помочь детям повысить уровень нравственного мышления

Критика когнитивной психологии

Как и все другие психологические направления, когнитивная психология подверглась критике за определенные предполагаемые ограничения подхода. Интересно, что одним из первых и наиболее громких критиков этого подхода был сам «отец когнитивной психологии» Ульрик Нейссер. В 1976, Нейссер опубликовал книгу « Познание и реальность », в которой поставил под сомнение экологическую обоснованность возникающей области. По словам Нейссера, когнитивная психология игнорировала ситуации реального мира и повседневное человеческое поведение, чтобы сосредоточиться на не относящихся к делу измерениях, сделанных в лаборатории.

Модель обработки информации также подвергалась резкой критике на протяжении многих лет. Хотя между человеческим разумом и работой компьютера, безусловно, есть некоторое сходство, некоторые люди считают, что когнитивная психология придает слишком большое значение сравнению. Они утверждают, что человеческое познание — это больше, чем просто получение входных данных, обработка информации, хранение данных и создание выходных данных. Например, влияние человеческих эмоций, творчества и мотивации на то, как люди думают, не учитывается должным образом моделью обработки информации.

 В то время как когнитивные психологи утверждают, что лабораторные исследования позволяют им делать объективные выводы о внутренних психических процессах, бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер, утверждают, что ни один из этих внутренних механизмов не наблюдается и не измеряется напрямую. В результате бихевиористы утверждают, что когнитивный подход является субъективным и ненаучным.

Книги, награды и достижения Ульрика Нейссера

За свою долгую и выдающуюся карьеру Ульрик Нейссер написал несколько книг. Некоторые из его наиболее впечатляющих работ включают в себя:

  • Когнитивная психология , 1967
  • Познание и реальность: принципы и последствия когнитивной психологии, 1976
  • Наблюдаемая память: запоминание в естественном контексте, 1982
  • Концепции и концептуальная разработка: Экологические и интеллектуальные факторы в категоризации, 1987
  • Фантомные фотовспышки: Ложные воспоминания о новостях о Челленджере, 1992
  • Воспринимаемое Я: экологические и межличностные источники самопознания , 1993
  • Концептуальная самость в контексте: культура, опыт, самопонимание, 1997
  • Восходящая кривая: долгосрочный прирост IQ и связанных показателей , 1998
  • Когнитивная психология. В кн., История психологии: Основные вопросы, 2003
  • Переосмысление воспоминаний: экологические и традиционные подходы к изучению памяти, 2006
  • Вспоминая себя: построение и точность саморассказа, 2008

Нейссер был удостоен звания почетного доктора престижных учреждений по всему миру, таких как Swarthmore College (США), Новая школа социальных исследований (США), Universita di Roma (Италия), Universitatea Babeş-Bolyai, Cluj-Napoca (Румыния) и Орхусский университет (Дания). Некоторые из его других заметных достижений включают в себя:

  • Товарищ Гуггенхайма
  • Слоан Товарищ
  • Член Национальной академии наук
  • Член Американской академии искусств и наук
  • Член Общества психологов-экспериментаторов

Личная жизнь

Ульрих Нейссер женился на Анне Габриэль Пирс в 1953 году. У пары было четверо детей — Марк, Филипп, Тобиас и Джульетта. Однако их брак закончился разводом.

От второго брака Нейссера с Арденом Зайдлером родился пятый ребенок, которого назвали Джозефом. У него также была падчерица по имени Дженнифер Зайдлер. Второй брак Нейссера распался после смерти Арден в 19 лет.99. Последней спутницей жизни Нейссера была Сандра Кондри.

Найссер всю жизнь любил бейсбол. Для него было обычным делом брать своих учеников на «исследовательские экскурсии» на бейсбольные матчи. Нейссер также помогал своим ученикам ремонтировать их поврежденные автомобили, переезжать в новые места жительства, делать правильный выбор карьеры и решать проблемы в отношениях. Он часто приглашал студентов в свой семейный дом для плавания и эпических игр в Pictionary.

Ульрих Нейссер еще жив?

Ульрик Найссер скончался 12 февраля 2012 года в Итаке, штат Нью-Йорк. Его смерть наступила из-за осложнений, связанных с болезнью Паркинсона. У него остались пятеро детей, один пасынок, один внук и его сестра Марианна.

Ссылки

Cutting, J. E. (2012). Ульрик Нейссер (1928-2012). American Psychologist, 67 (6), 492.

Cutting, J., Finlay, B., & Krumhansl, C. (nd). Ульрик «Дик» Нейссер . Получено с

https://cpb-us-e1.wpmucdn.com/blogs.cornell.edu/dist/3/6798/files/2019/11/MEMORIAL-STATEMENTS-2009-18-COMBINED-N.pdf

Умер д-р Ханс П. Найссер, экономист, 79 лет. (1975). Нью-Йорк Таймс . Получено с

https://www.nytimes.com/1975/01/03/archives/dr-hans-p-neisser-economist-79-dies.html

В память об Ульрике Нейссере. (н.д.). Получено с https://fabbs.org/our_scientists/ulric-neisser-phd/

Лоури, Г. (2012). Ульрик Найссер, основатель когнитивной психологии, умирает в возрасте 83 лет . Получено с https://news.cornell.edu/stories/2012/02/ulric-neisser-professor-emeritus-psychology-dies

Martin, D. (2012). Ульрик Нейссер умер в возрасте 83 лет; измененное исследование разума. Нью-Йорк Таймс. Получено с https://www.nytimes.com/2012/02/26/us/ulric-neisser-who-reshed-thinking-on-the-mind-dies-at-83. html

Neisser, U. (2014). Когнитивная психология . Нью-Йорк: Психология Пресс.

Парвин, П. (2012). Умер Ульрик Нейссер, пионер когнитивной психологии . Получено с http://news.emory.edu/stories/2012/02/er_ulric_neisser_psychology/campus.html

Вспоминая об отце когнитивной психологии. (2012). Получено с https://www.psychologicalscience.org/observer/remembering-the-father-of-cognitive-psychology

Ульрик Найссер, основатель когнитивной психологии, умер в возрасте 83 лет

Нейссер

Ульрик «Дик» Нейссер, почетный профессор психологии Сьюзен Линн Сейдж в Корнеллском университете, чья новаторская книга 1967 года «Когнитивная психология» назвала и помогла начать когнитивную революцию в психологии, умер 17 февраля в Итаке. в возрасте 83 лет от осложнений болезни Паркинсона.

Нейссер предложил новый взгляд на человеческий разум. Он считал, что память, восприятие и другие внутренние мыслительные процессы можно изучать и измерять, чему способствовала растущая вычислительная мощность. Его идеи прямо бросали вызов бихевиоризму, доминирующей школе в психологии, в которой обучался Нейссер, которая исследует реакцию на внешние раздражители.

Джеймс Э. Каттинг, заведующий кафедрой психологии Корнелла, сообщил The New York Times, что Нейссер «оживил всю эту дисциплину».

Нейссер показал, что память, как бы мы ни были уверены в ее точности, часто является лишь частично точной, а иногда и неточной реконструкцией прошлых событий. В 1980-х годах эта работа поставила под сомнение достоверность дел о жестоком обращении с детьми, доказательства которых состояли из хорошо запомненных инцидентов. Нейссер входил в правление Фонда синдрома ложной памяти.

Нейссер родился в Киле, Германия, 8 декабря 1928 года. Его семья иммигрировала в Соединенные Штаты в 1933 году. Он получил степень бакалавра психологии в Гарварде в 1950 году, степень магистра в Свортмор-колледже и докторскую степень в Гарварде. в 1956 г. Он был членом Национальной академии наук, Американской академии искусств и наук и Общества психологов-экспериментаторов. Он получил стипендии Гуггенхайма и Слоуна. Он преподавал в Корнелле с 1976 по 1983 год и с 1996 лет до выхода на пенсию. С 1983 по 1996 год преподавал в Университете Эмори.

В 1995 году он возглавил рабочую группу Американской психологической ассоциации, которая рецензировала «Кривую нормального распределения», книгу 1994 года об интеллекте, в которой содержались противоречивые утверждения о расовых различиях в интеллекте. В 1976 году Нейссер написал книгу «Познание и реальность», в которой критиковал когнитивную психологию за чрезмерную зависимость от лабораторной работы, а не от реальных жизненных ситуаций.

В 1998 году Нейссер выступил с приветственной речью в Новой школе социальных исследований (ныне Новая школа), где он получил одну из своих многочисленных почетных степеней. «Вы настоящий бунтарь, но у вас всегда есть причина», — сказал ему президент школы Джонатан Фэнтон. «Вы бросили вызов науке отказаться от парадигм и теорий бихевиоризма и исследовать сложную умственную деятельность, лежащую под поверхностью поведения».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts