Когнитивная психология суть: Основные положения в когнитивной психологии

Содержание

Когнитивная психология

Содержание

Введение…………………………………………………………

…………..3
  1. Когнитивная психология. Краткая история………………………..4

  1. Задачи  когнитивной психологии……………………

    ………………..9
  1. Моделирование когнитивных процессов в психол

    огии…………11
  1.  Значение когнитивного подхода

    ………………………………….16

Заключение …………………………………………………

…………….18

Список используемой литературы………………………………………19

Введение

В настоящее  время когнитология стала важным элементом психологии, который необходим  для решения стратегических задач  сознательного управления личностью. В последнее время  стал возрастать интерес к изучению познавательных процессов.

Когнитивная психология занимается изучением получения  людьми информации о происходящем мире, о представлении этой информации человеком, о хранении полученных данных в памяти и преобразовании в знания, а так же о влиянии этих знаний на внимание и проведение конкретного человека.

Данная отрасль психологии включает в себя весь диапазон психологических процессов: ощущение, восприятие, распознавание образов, внимание, обучение, память, формирование понятий, мышление, воображение, запоминание, язык, эмоции и процессы развития.

Современному  человеку очень важно быть эрудированным  во всех направлениях его жизнедеятельности, так как  общество требует качественного  уровня знаний и образования. Знания, полученные с помощью когнитивной психологии, применяются во многих сферах жизнедеятельности человека. Данный элемент психологии позволяет человеку лучше понять и разобраться с признаками нарушения психической деятельности людей, так как изучение познавательных процессов по-новому  взглянуть на сущность психической жизни человека.

Цель работы – изучить смысл когнитивной  психологии, раскрыть  задачи когнитивной  психологии, дать  определение и  общую характеристику понятия «Когнитивная психология».

Для того, чтобы достичь  поставленной цели представляю необходимым  в рамках данной работы решение следующих  задач:

— Дать определение  и охарактеризовать когнитивную  психологию;

— Понять смысл и  назначении когнитивной 

психологии;

1.

Когнитивная психология. Краткая история.

В 1967 г. появилась  книга У. Найссера, давшая название новому направлению психологической  науки. Когнитивная психология рассматривает  человека как познающую систему  и интерпретирует протекающие в  этой системе процессы как поэтапную переработку информации в поведении субъекта по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название – компьютерная метафора, – и легла в основу представлений о психической деятельности в когнитивной психологии.

Попытки описать  работу мозга и ее психические  проявления с помощью различных  технических или физических аналогий были характерны практически для  всех психологических концепций, пытавшихся найти механизмы психической  деятельности. При этом в каждый исторический период исследователи искали наиболее сложный аналог. Так, взгляды Павлова были непосредственно связаны с представлением о работе мозга как коммутаторной телефонной станции.

Энергетизм З. Фрейда подразумевал аналогию с электрическими процессами. А. А. Ухтомский полагал, что иррадиация возбуждения в коре головного мозга подобна распространению радиоволн, которые принимаются там, где в данный момент включен приемник. Гештальт-психологи видели единство феноменального поля сознания с реальными физическими полями наподобие электромагнитного. Поэтому неудивительно, что в когнитивной психологии была принята аналогия работы мозга с устройством и работой ЭВМ. Важно отметить существенное отличие компьютерной метафоры от других предшествовавших ей технических аналогий, с помощью которых исследователи описывали механизмы психической деятельности.

У истоков  возникновения компьютерной метафоры, которую приняли специалисты  в области когнитивной 

психологии, лежит когнитивная метафора, которую  приняли специалисты в области вычислительной техники, информатики, искусственного интеллекта. Они обратились к развиваемым в современной психологии представлениям о системе субъективного опыта человека, о способах репрезентации и хранения знаний в этой системе.

В соответствии с компьютерной метафорой гипотезы о непосредственно не наблюдаемых, внутренних процессах должны быть таковы, чтобы их можно было конструктивно интерпретировать в терминах организации вычислительных систем. Компьютерная метафора не заменяет психологическую теорию, она лишь призвана помочь сформулировать теорию в конструктивных понятиях. М. Н. Раговин рассматривает когнитивную психологию как психологию познания, в той или иной степени использующую компьютерную метафору. Познание, по У. Найссеру, – это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется. Оно имеет отношение к этим процессам даже тогда, когда они разворачиваются в отсутствие релевантной стимуляции, как это имеет место при воображении или галлюцинациях. Такие термины, как «ощущение», «восприятие», «воображение», «запоминание», «припоминание», «решение задач» и «мышление», относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как  эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и  преобразуется в знания и как  эти знания влияют на наше поведение.

Результаты  исследований в области когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Связи между блоками означают путь прохождения информации от входа до выхода модели. В результате преобразований информации формируются «внутренние репрезентации» воспринимаемых объектов, событий и т. д.

Когнитивный подход имеет в своей основе ряд  аксиоматических предпосылок. Во-первых, это представление о поэтапной  переработке информации, т.

е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований. Во-вторых, это допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Наиболее  плодотворной компьютерная метафора оказалась  в области исследований структурной  организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. В когнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства.

У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание. Различают две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания – связана с относительно грубой и параллельной обработкой информации. Вторая – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь становится возможным вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей реконструкции.

Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе  о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах 

запоминания  и мышления. Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

Благодаря когнитивной  психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими  периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в  развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.

С позиций  когнитивной психологии эффективное  обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный  с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную  структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.

Основной смысл

Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между  преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил  вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Это направление возникло под влиянием информационного подхода.

Представим действия, которые выполняет  компьютер: получение, манипуляции  с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это  предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найсер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

2. Задачи когнитивной психологии

Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта. Теперь уже можно поставить вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.

Упрощенные модели

Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г. Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды». Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.

Одна из моделей, которой  обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).

Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности. Неудивительно, что эта модель очень напоминает хорошо известную «машину» — компьютер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Моделирование когнитивных процессов в психологии. 

Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т. е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:

  • 1.способность к чувственному восприятию
  • 2.интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта

Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов:

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) или когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ)

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА

Рассказываем, как работает одна из самых популярных методик психотерапии, позволяющая корректировать мышление и эмоциональные реакции.

alter

ГИД ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Оглавление

Что такое КПТ?

Бихевиоризм и когнитивизм

Основные понятия

Техники и упражнения

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?

Продолжительность курса

Доказательная медицина и КПТ

Медикаментозная терапия и КПТ

Случаи из практики

Что почитать

Что такое КПТ?


Когнитивно-поведенческая терапия (или КПТ) – методика, которая выделяет неосознанные мотивации человека, переводит их на сознательный уровень, помогает изменить убеждения и поведение, вызывающие невротические и другие патологические состояния.

Из названия понятно, что КПТ соединяет в себе два научных психологических подхода: когнитивный и поведенческий (бихевиористский). Первый заявляет то, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызываются мыслями и убеждениями, стереотипами мышления, приобретенными в течение жизни. Второй утверждает, что поведение человека (как и животного) можно изменить с помощью поощрения желаемых форм действий и отсутствия подкрепления нежелательных поступков.

Бихевиоризм и когнитивизм


Теория бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) получила развитие в начале ХХ века. Она рассматривает поведение как набор реакций (рефлексов) на стимулы среды. Одни из основных понятий бихевиоризма – позитивное и отрицательное подкрепление. Позитивное подкрепление, или поощрение, применяется, когда особь совершила нужный, правильный поступок, и помогает закрепить желаемую форму поведения. Отрицательное подкрепление подразумевает негативную реакцию на нежелательное поведение обучаемой особи. Как правило, в КПТ используется первая форма подкрепления: она работает быстрее, четко обозначает то, чего нужно добиться.

Когнитивизм – научное течение, зародившееся в 1960-х. Оно фокусируется на психических процессах: том, как люди воспринимают, думают, запоминают, учатся, решают проблемы, куда направляют свое внимание. Когнициями называют любые мысли и представление, которые становятся плодами нашего мышления. Согласно когнитивному подходу, работать лишь с поведением человека для решения его психологических проблем неэффективно: сперва нужно выявить убеждения, представления и мысли, которые заставляют его действовать деструктивно или ощущать дискомфорт, избавиться от них, и только потом работать над поведенческим аспектом.

«Когниции – в принципе все мыслительные процессы, и адекватные, и дисфункциональные. Когда дети рождаются, они еще ничего не знают о мире. Со временем они начинают сталкиваться с людьми и их представлениями об окружающем. Родители, социум помогают им формулировать как адекватные убеждения, так и дисфункциональные. Дисфункциональные и дезадаптивные взгляды мешают адекватно оценивать жизненные ситуации. Формируются страхи, комплексы, У ребенка появляется ощущение, что он делает что-то не так. Именно это ощущение в будущем ведет к невротическим и другим психологическим проблемам».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Исторически развитие КПТ делится на 4 волны:

Первая волна
(1910-е – 1950-е)

Поведенческая терапия

Вторая волна
(1960-е годы)

Классический подход КПТ и рационально-эмоциональная психотерапия

Третья волна
(1990-е)

Развитие новых течений внутри КПТ: диалектико-поведенческая психотерапия, схема-терапия, терапия осознанностью, терапия принятия и обязанностей (АСТ)

Четвертая волна
(2010-е)

Зарождающийся этап, связанный с использованием в терапии современных технологий: гаджетов дополненной реальности и программных приложений

В 1913 американский психолог Джон Уотсон публикует первые статьи о бихевиоризме. Он призывает коллег сосредоточиться исключительно на изучении поведения человека, исследовании связи «внешний раздражитель — внешняя реакция (поведение)». Вместо анализа структурных компонентов сознания, бихевиористы искали воспроизводимые связи между наблюдаемыми событиями, в частности, между стимулами (окружающей средой) и ответами (наблюдаемыми и измеряемыми реакции людей или животных на стимулы). Теории научения являлись основной моделью в психологии того времени. Бихевиористы пытались сформулировать объяснение того, как организм устанавливает новые связи между стимулом и реакцией. Несмотря на ранний и продолжительный успех, поведенческий подход накладывал массу ограничений на процесс терапии.

В 1955-м основатель рационально-эмоциональной психотерапии Альберт Эллис заявляет о влиянии наших мыслей и представлений (когниций) на психические процессы. Его коллега Аарон Бек начинает изучать сферу познания. Оценив результаты различных методов терапии, он приходит к выводу, что наши эмоции и поведение зависят от образа мышления.

Несмотря на попытки сторонников поведенческой терапии сохранить свои позиции в конце 50-х и начале 60-х годов, идеи когнитивизма становились все более влиятельными. Издание книги А.Т. Бека по когнитивной терапии депрессии (Beck et al., 1979), а также исследования, показавшие, что когнитивная терапия лечит депрессию настолько же эффективно, как и антидепрессанты (Rush, Beck, Kovacs & Hollon, 1977), изменили психотерапию навсегда. В последующие годы поведенческая и когнитивная терапия развивались вместе и оказывали такое сильное влияние друг на друга, что в итоге слились в единый когнитивно-поведенческий подход.

Историческая справка

Основные понятия: автоматические мысли, когнитивные искажения

Поиск и осознание автоматических мыслей – основа метода КПТ. В нашей голове за сутки возникает порядка 20 тысяч таких быстрых мыслей, которые являются откликом на происходящее с нами. Они всегда оценочны. Эволюционно автоматические мысли необходимы, чтобы мы могли быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Большинство из них мы не успеваем осознать. Эти мысли запускают нашу эмоциональную реакцию. Для того, чтобы понять, почему наше состояние изменилось (появилась тревога, страх, упало настроение), надо выявить, какая именно мысль вызвала это изменение. КПТ предлагает искать быстрые мысли, чтобы прорабатывать их и переводить свои суждения в рациональное русло.

«Всегда существует ситуация, которая становится триггером изменения состояния. Например, человек идет в темноте и слышит, что в кустах что-то шуршит. Ему становится тревожно. Скорее всего, промелькнула мысль о том, что рядом опасность. В ответ на эту мысль и чувство тревоги человек принимает решение быстрее уходить. Однако не всегда быстрая мысль и реакция на нее бывают рациональны. Например, вы делаете рабочую задачу и понимаете, что не успеваете закончить в срок. У невротичного человека могут возникнуть автоматические мысли: я недостаточно ответственный, меня уволят. Эмоциональный ответ на них – тревога, страх. Хотя если рассуждать рационально, вряд ли один пропущенный дедлайн негативно отразится на всей карьере».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Когнитивно-поведенческая терапия работает над когнитивными искажениями (или ошибками), которые возникают на основе автоматических мыслей. Когнитивные искажения – это ошибочные умозаключения, нерациональные идеи, которые в конечном итоге приводят человека к психологическим проблемам. Существует более 100 видов когнитивных искажений. Вот лишь несколько примеров:

Генерализация

«У меня никогда не складываются отношения», «Я всегда все порчу», «Вечно мне не везет». Человек переносит характеристики единичного случая на всю жизнь.

Катастрофизация

«Все очень плохо», «Это провал», «Случилось непоправимое». Под воздействием негативных суждений и эмоций ощущение от ситуации нагнетается до полной безысходности.

Долженствование

«Я должен», «Они мне должны», «Все должно было сложиться именно так, а не иначе». Социальные роли и обязанности становятся непреложными истинами, не берется в расчет ни специфика ситуации, ни состояние человека, ни сложности взаимоотношений.

Конформизм

«Все делают/ведут себя только так. Те, кто делает иначе – плохие/неполноценные и т.д.». Полученные извне идеи о нормах заставляют стигматизировать малейшее отклонение у себя и окружающих.

Задача терапевта КПТ — выявлять когнитивные искажения, которые негативно влияют на качество жизни клиента, и помогать вырабатывать вместо них рациональные, конструктивные мыслительные паттерны.

Техники и упражнения


Одна из основных техник метода – ведение дневника КПТ. Обычно он представляет собой таблицу, в которую ежедневно нужно вносить события, вызвавшие сильную эмоциональную реакцию, и анализировать их по предложенной схеме. Далее случаи обсуждаются с терапевтом на сеансе.

Пример того, какие графы может содержать дневник КПТ. Каждый терапевт предлагает свою систему ведения дневника.

«После того, как клиент научился выявлять свои автоматические мысли, он начинает вести дневник в течение недели. Мы смотрим, какие мысли чаще всего возникают в разных ситуациях. Это может быть страх того, что человек будет выглядеть в чьих-то глазах необязательным (то есть плохим), либо ощущение, что он неуспешный, или чувство, что он уязвим и не справится. Из автоматических мыслей, которые мы распознаем, начинают вырисовываться глубинные убеждения. Не быстрые, поверхностные мысли, а основа, на которой зиждется психика человека. Над изменением этого массива убеждений в рациональную сторону мы и работаем».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Другая важная для КПТ техника – экспозиция. Она особенно полезна при всех видах фобий. Экспозиция помогает клиенту научиться не избегать тревожных ситуаций, а переживать их.

Например, человек боится заходить в лифт. При использовании техники экспозиции клиент и терапевт подходят к кабине, останавливаются и начинают наблюдать за реакцией клиента. Когда тревога возрастает, вместе с терапевтом они делают упражнения, которые помогают перенести волнение. Если с реакцией удается справиться, клиент и терапевт переходят к следующему этапу: они вместе заходят в лифт. Уровень тревоги снова повышается, терапевт снова отрабатывает с клиентом его состояние. Интенсивность ситуации постепенно увеличивается до тех пор, пока клиент не получает все необходимые навыки для того, чтобы осознавать и рационально оценивать свое состояние, справляться с ним.

Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?


Эффективность КПТ доказана для следующих состояний:

Все виды фобий

Тревога

Паническое расстройство и панические атаки

Депрессия

Расстройства сна

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

Навязчивые мысли, действия, ритуалы

Психосоматические расстройства

Cиндром раздраженного кишечника, головные боли и другое

Посттравматическое стрессовое расстройство

Расстройства пищевого поведения

Трудности с общением, выстраиванием контактов и их поддержанием, постоянство в работе и семейных отношениях

Зависимости

Физические и психические

Агрессивное поведение

КПТ при панических атаках

Панические атаки — спонтанные приступы паники, которые сопровождаются учащенным дыханием, сердцебиением, головокружением, тремором, тошнотой, потливостью и другими соматическими проявлениями.

Паническая атака может являться следствием других психических расстройств, а не отдельной болезнью. Рецидивирующие панические атаки без иных симптомов могут быть проявлениями панического расстройства. Когнитивно-поведенческая терапия является подтвержденным и наиболее эффективным методом его лечения.

«Панические атаки бывают и при депрессивных расстройствах, и при генерализованном тревожном расстройстве, и при ипохондрических расстройствах. Это очень неспецифический симптом, такой, как повышенная температура. Он встречается при разных заболеваниях. Для постановки точного диагноза перед началом лечения нужно пройти диагностику у врача-психиатра, либо психотерапевта» .

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Упомянутая выше техника экспозиции очень хорошо является основным инструментом для работы с паническими атаками. Психотерапевт учит пациента распознавать, что происходит с ним в момент атаки, как и на что реагирует его тело. Постепенно пациент учится справляться со своим состоянием.

«Сначала идет этап психообразования: мы рассказываем, что происходит в момент атаки в организме пациента. Разбираем циклы, мысли, эмоции, поведение, ищем причину, которая запускает процесс. Дальнейшая работа основана на том, что в условиях кабинета мы учимся вызывать симптомы: головокружение, сердцебиение, гипервентиляцию. Мы практикуем техники, позволяющие переносить тревогу, которую эти симптомы вызывают. Таким образом, постепенно мы выстраиваем толерантность. Тревога снижается, и в конечном итоге исчезает.

Нехватку воздуха можно вызвать гипервентиляцией – частым поверхностным дыханием. Головокружение – кружением на месте. Сердцебиение – приседаниями или бегом по лестнице. Все упражнения выполняются вместе с терапевтом. Мы проговариваем, что это не опасно, человек понимает это. Когда на сеансе я дышу вместе с пациентом, он видит, что я нормально переношу это состояние. При этом он наблюдает, что происходит с его собственными ощущениями.

Суть панической атаки в том, что она всегда проходит. Страх того, что она начнется, чаще всего и становится триггером для ее старта. Он приносит и другие проблемы, такие как избегание определенных ситуаций или тщательная проверка своего состояния».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Продолжительность курса

КПТ считается краткосрочной терапией, однако длительность курса зависит от многих факторов. Для конкретного запроса, такого как фобия или трудности с засыпанием, необходимо порядка 10 сеансов. Однако этот формат подразумевает решение только одной проблемы. Для нескольких проблем и более сложных состояний курс будет длиться от нескольких месяцев до года. Лечение личностных расстройств потребует еще более продолжительной работы.

Терапия предполагает встречу раз в неделю, в заранее выбранное время. Длительность сессии – 50 минут. Вне сессий клиент выполняет домашнее задание.
У каждой сессии есть структура: повестка дня, проверка домашнего задания, обсуждение конкретных запросов, проработка их, подведение итогов, получение домашнего занятия, обратная связь.

«Сроки всегда индивидуальны и зависят от тяжести состояний. Для панических атак или депрессии – это полгода-год. Для сложных заболеваний или расстройства личности терапия может быть очень длительной. Кроме формы и тяжести заболевания, играют роль способность и желание человека включаться в работу. Есть люди, которые более склонны к рефлексии, им легче дается осознание собственных ментальных процессов. Есть люди, которым это дается тяжелее.

Как и от любой терапии, от КПТ не надо ждать чуда. Вы не сможете измениться за пару месяцев, и даже за полгода. Но вы сможете научиться видеть взаимосвязь между своими мыслями, эмоциями и поведением, а это позволит отсеивать ненужные мысли, изменять реакции, не идти на поводу у своих убеждений, оставленных родителями и окружающим миром, не дать тревоге и страху управлять вашей жизнью».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Доказательная медицина и КПТ

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является одной из наиболее исследованных методик психотерапии. В 2012 году рабочая группа кафедры психологии Бостонского университета выпустила фундаментальный систематический обзор мета-анализов (1) различных исследований, который на данный момент является самым полным научным материалом на тему эффективности КПТ. На основе 269 документов ученые сделали вывод о крайне высокой эффективности направления в работе с тревожными расстройствами и расстройствами настроения, высокой эффективности при лечении фобий, бессонницы, а также существенной эффективности в снижении уровня стресса на рабочем месте. Полный текст обзора на английском языке можно найти здесь.

1 Мета-анализ – вид анализа данных, в котором результаты ряда рандомизированных клинических исследований объединяются и анализируются как единое крупного исследования. В доказательной медицине мета-анализу присвоен самый высокий, первый уровень доказательности (IA).

Медикаментозная терапия и КПТ

Есть ряд состояний, которые можно вылечить с помощью КПТ без медикаментов: к примеру, генерализованное тревожное расстройство в легкой форме, паническое расстройство, легкие формы ОКР, легкая форма депрессии. Однако при ряде состояний рекомендуется сочетать психотерапию с фармакотерапией. К ним относятся депрессия средней тяжести и тяжелая депрессия.

«Боязнь фармакотерапии достаточно распространена, и я регулярно с ней сталкиваюсь. Могу сказать, что многие страхи необоснованны. Бытует миф, что от антидепрессантов возникает зависимость. Согласно всем исследованиям, ни один антидепрессант не вызывает ни психическую, ни физическую зависимость.

Если вы столкнулись со страхом медикаментозной терапии, обратитесь к квалифицированному врачу, который обладает навыками психотерапии и фармакотерапии. Он проведет врачебную диагностику, сделает вывод, надо ли действительно проводить медикаментозную терапию, и поможет проработать ваш страх с помощью техник КПТ ».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Случаи из практики


«Молодой мужчина обратился за помощью: после расставания с девушкой он страдал от подавленного настроения, тревоги, трудностей с засыпанием, навязчивых мыслей перед сном, потери аппетита. В ходе терапии мы выявили скрытые убеждения, которые порождали эти реакции. Он считал, что если он не смог «удержать» отношения, то это говорит о его ненадежности, если у него не получилось выбрать «адекватного» партнера – это свидетельствует о слабости. Также клиент не мог понять, что нужно именно ему, опирался на представления о том, как «должно быть».

За три месяца работы клиент научился осознавать свои потребности, желания, отслеживать мысли и вступать в полемику с ними. Юноша смог эмоционально дистанцироваться от навязчивых мыслей, фон настроения выровнялся. Он выстроил свой график в соответствии с собственными целями и ценностями, приобрел навыки осознанности».

Анастасия Афанасьева, психотерапевт КПТ:

Что почитать?

«Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники». Мишель Скин, Мэтью Маккей, Патрик Фаннинг

Книга подойдет тем, кто уже проходит терапию, хочет понять основы метода и получить от курса КПТ максимум пользы. Авторы подробно останавливаются на техниках и упражнениях, которые помогают справляться с проявлениями тревоги и симптомами панических атак.

«Когнитивно-поведенческая терапия для чайников». Бранч Рена, Уилсон Роб

Книга от практикующих терапевтов простым языком расскажет о принципах КПТ, основных понятиях и способах работы с различными расстройствами. Помимо практических советов и упражнений, в ней вы найдете множество примеров из практики авторов.

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА КПТ

Вам был полезен материал? Поделитесь им:

Может ли психология рассказать нам о чьей-то сущности?

Один мой коллега (Боб Белтон) однажды небрежно заметил, что его не впечатлит область психологии до тех пор, пока она не расскажет нам что-то о чьей-то сущности. Я заставил его уточнить. Он сказал: «Два человека могут жить в одинаковых домах, в одном районе, работать в одной компании, иметь схожие увлечения и даже одинаковые результаты личностных тестов. Но если каждому из них дать чистый холст, они создадут совершенно разные картины. Почему? Может ли это объяснить психология?» Пришлось признать, что нельзя.

Я начал думать о понятии «сущность». Когда кто-то приходит вам на ум или появляется во сне, что делает эту мысль или сон об этом человеке ? Откуда вы знаете, что это их , о которых вы думаете или мечтаете? Вы вспоминаете, как этот человек выглядит, насколько он экстравертен, покладист или добросовестен? Возможно. Но вполне вероятно, что это нечто более абстрактное: это их сущность, то особое чувство, которое переполняет вас, когда вы находитесь в их присутствии. Ни один тест личности, о котором я знаю, даже не затрагивает это. Но разве не в этом суть человеческого опыта и что психология должна пытаться объяснить?

Мне казалось, что лучший способ понять это — изучить творческий стиль людей: личную подпись, которая проявляется в книгах, которые они пишут, или в музыке, которую они сочиняют. Мои студенты и я провели исследования, чтобы выяснить, действительно ли у людей есть характерный творческий стиль, который позволяет нам узнать, кто является создателем произведения.

Мы обнаружили, что у людей действительно есть узнаваемый творческий стиль. Учащиеся, изучавшие творческое письмо, которые были знакомы с разными писателями, могли безошибочно распознать, какой отрывок письма был написан каким писателем, независимо от того, был ли автор кем-то известным или сверстником в их классе творческого письма (Gabora, 2010; Gabora et al., 2012; Ранджан и др., 2013). Это имело место даже тогда, когда отрывки были специально выбраны таким образом, чтобы исключить контент, который каким-либо образом связан с создателем (например, мы не выбрали отрывки о катании на лыжах того, кто катается на лыжах). Таким образом, мы пришли к выводу, что индивидуальный творческий стиль действительно узнаваем. Канавки, в которые попадают модели мышления человека, оставляют свой след на его творческих продуктах. Возможно, это самое близкое, что мы можем подобрать к осязаемому остатку чьей-то сущности.

Затем мы задались вопросом: узнаваем ли творческий стиль человека даже в разных областях? Например, если вы знаете, что кто-то пишет в стиле , и вам показывают набор произведений искусства, одно из которых было сделано этим человеком, сможете ли вы узнать, какое произведение искусства он создал?

Здесь мы тестировали явление междоменной передачи. При междоменной передаче источник вдохновения из одной области (например, музыка) влияет на творческую работу в другой области (например, живопись) (Gabora, 2010; Gabora et al., 2012; Ranjan et al., 2010, 2013; Scotney). и др., 2019 г.). Например, изобретение Джорджем Местралем липучки было вдохновлено аналогией с семенами корня лопуха, которые, в свою очередь, вдохновили «бегунов без шнурков» (кроссовки). Этот пример иллюстрирует центральную особенность междоменной передачи: что касается наиболее очевидных методов их классификации — например, скульптур, музыкальных произведений или технологических изобретений — существует разрыв между источником вдохновения и результатом, вдохновленным им. .

Мы обнаружили, что, как и предполагалось, когда участники знали работу конкретного человека в одной области (например, творческое письмо) и им показывали набор работ в другой области (например, в искусстве), они действительно могли распознать работу этого человека. работать в новой области (т. е. они могли распознать, какое искусство было создано этим писателем). Они не могли распознать искусство писателя так же хорошо, как они распознали его почерк, но, тем не менее, у них получилось правильно, значительно выше случайности. Хотя средство выражения было другим, что-то от стиля его создателя проявилось в новой области так же, как и в старой.

В ходе другого междоменного исследования художникам было поручено нарисовать, как конкретное музыкальное произведение «выглядело бы», если бы оно было картиной. Опять же, наивные участники действительно смогли правильно определить, значительно выше шанса, какое музыкальное произведение вдохновило на создание той или иной картины (Ranjan et al., 2013a,b). Они также могли правильно определить со значительно большей вероятностью, какой художник создал какую картину, а это означало, что мы могли разделить, какая часть конечного продукта отражала источник вдохновения по сравнению с индивидуальным стилем создателя. Хотя средство выражения было другим, что-то в его сути осталось достаточно нетронутым, чтобы люди могли обнаружить сходство между новым творческим продуктом и его источником вдохновения.

В других исследованиях, в том числе в одном с творческими экспертами и в другом со студентами бакалавриата из разных академических кругов, участники перечисляли как свои творческие результаты, так и влияния (источники вдохновения), связанные с каждым из этих результатов (Gabora & Carbert, 2015; Scotney и др., 2019). Например, они могут указать, что музыкальное произведение было вдохновлено приемом, который они изучили на уроках музыки, другим музыкальным произведением (внутри предметной области), прогулкой в ​​лесу или произведением искусства (пересекающимся). домен). В обоих исследованиях было обнаружено, что междисциплинарное влияние на креативность широко распространено и действительно встречается чаще, чем внутренние источники вдохновения. Эти исследования показывают, что даже когда творческий результат лежит непосредственно в одной области, процесс, порождающий его, может корениться в другой. Этот результат идет вразрез со многими взглядами в психологии, которые предполагали, что творчество и решение проблем в значительной степени зависят от предметной области; глядя не только на выводит творческих процессов, но также и источников вдохновения , которые подстегивают эти процессы, мы видим, что познание в конце концов не так уж специфично для предметной области. Когда люди творчески самовыражаются, они прочесывают свои воспоминания и пересматривают свои мировоззрения — свои ментальные модели реальности; их способ видеть мир и быть в мире. Они интуитивно сплетают воедино ингредиенты из всех сфер своей жизни, как считают нужным. Когда они размышляют над этой идеей, она переходит от нечеткого ментального представления, существующего только в воображении (состояние потенциальности), к чему-то конкретному и четко определенному, существующему в физическом мире (состояние актуализации) (Габора и Сааб). , 2011; Скотни и др., 2020). Благодаря этому процессу их отношение к своему миру трансформируется. На мой взгляд, именно поэтому погружение в творческую практику может привести нас в большее соответствие с нашей истинной сущностью, нашим подлинным «я», и именно поэтому оно может быть исцеляющим и терапевтическим.

Дело в том, что та неуловимая сущность человека, которая дрейфует в вас, когда вы думаете о нем, вероятно, ускользает от психологического исследования. Тем не менее, эти исследования в совокупности предполагают, что мы можем косвенно получить это понятие, изучая творческие стили людей и то, как они выражаются.

Ссылки

Габора, Л. (2010). Узнаваемость творческого стиля внутри и за пределами доменов: предварительные исследования. В R. Camtrabone & S. Ohlsson (Eds.), Proceedings of the Annual Meeting of the Cognitive Science Society (стр. 2350-2355). Остин, Техас: Общество когнитивных наук. [http://arxiv.org/abs/1005.1518]

Габора, Л. и Карберт, Н. (2015). Междоменное влияние на творческие инновации: предварительные исследования. В R. Dale, C. Jennings, P. Maglio, T. Matlock, D. Noelle, A. Warlaumont & J. Yashimi (Eds.), Proceedings of the 37th Annual Meeting Cognitive Science Society (стр. 758-763). ). Остин, Техас: Общество когнитивных наук.

Габора, Л., О’Коннор, Б., и Ранджан, А. (2012). Узнаваемость отдельных творческих стилей внутри доменов и между ними. Психология эстетики, творчества и искусства, 6(4), 351-360. [http://arxiv.org/abs/1309.2615] https://gabora-psych.ok.ubc.ca/papers/2012/Gabora-OConnor-Ranjan-2012.p…

Ганеш, К. и Габора, Л. (2022). Моделирование прерывистой культурной эволюции: влияние междоменной передачи. Frontiers in Psychology — Theoretical and Philosophical Psychology, 13, 786072. doi: 10.3389/fpsyg.2022.786072

Ранджан, А. Габора, Л., и О’Коннор, Б. (2010). Узнаваемость индивидуального стиля в области живописи и письма. Международная конференция по познанию, опыту и творчеству.

Ранджан А., Габора Л. и О’Коннор Б. (2013a). Междоменное переосмысление художественных идей. В М. Кнауфф, М. Пауэн, Н. Себанц и И. Ваксмут (ред.), Труды 35-го ежегодного собрания Общества когнитивных наук (стр. 3251-3256). Остин, Техас: Общество когнитивных наук. [http://arxiv.org/abs/1308.4706]

Ранджан, А., Габора, Л., и О’Коннор, Б. (2013b). Доказательства того, что кросс-доменные переинтерпретации творческих идей узнаваемы. Материалы Весеннего симпозиума Ассоциации по развитию искусственного интеллекта (AAAI). (Творчество и когнитивное развитие: перспектива искусственного творчества, развития искусственного интеллекта и робототехники.) Менло-Парк, Калифорния: AAAI Press. [http://arxiv.org/abs/1310.0519]

Скотни, В., Вайсмейер, С., и Габора, Л. (2018). Кросс-доменное влияние на творческие процессы и продукты. В (К. Калиш, М. Рау, Дж. Чжу и Т. Роджерс, ред.) Труды 40-го ежегодного собрания Общества когнитивных наук, стр. 2452-2457. Остин, Техас: Общество когнитивных наук. [https://arxiv.org/abs/1809.06521]

Скотни В., Вайсмейер С., Карберт Н. и Габора Л. (2019). Повсеместное распространение междисциплинарного мышления на ранней стадии творческого процесса. Frontiers in Psychology (Раздел: Когнитивная наука, Тема: Творчество с разных точек зрения когнитивной науки), 10, 1426. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01426.

Габора, Л., и Сааб, А. (2011). Творческое вмешательство и состояния потенциальности в решении проблем аналогии. В L. Carlson, C. Hölscher & TF Shipley (Eds.), Proceedings of the 33rd Annual Meeting of the Cognitive Science Society (стр. 3506-3511). Остин, Техас: Общество когнитивных наук. (Состоялось 20–23 июля, Бостон, Массачусетс.) [http://arxiv.org/abs/1308.4241]

Скоттни В., Шварц Дж., Карберт К., Адам Сааб А. и Габора Л. (2020). Форма «недоделанной» творческой идеи: эмпирические исследования структуры неопределенных ментальных представлений. Acta Psychologica, 202, 102983. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2019.102981 [http://arxiv.org/abs/1911.12549]

Публикации — Факультет и исследования

  • …→
  • Гарвардская школа бизнеса→
  • Факультет и исследования→
  • Исследования

  • Публикации→
Результаты фильтрации : (36 195) Arrow DownРезультаты фильтрации : (36,195) Стрелка внизСтрелка вверх

Показать результаты для

  • Весь веб-сайт HBS (107 710)
    • Публикации факультета (36 195)

    Показать результаты для

    • Весь веб-сайт HBS (107 710)
      • Публикации факультета (36 195)

      Страница 1 из 36 195 Результаты →

      • Март 2023
      • Артикул

      Предоставление по доверенности вызывает последующее благотворительное поведение

      Авторы: Саманта Кассирер, Джиллиан Дж. Джордан и Марьям Коучаки

      Как мы можем привить привычку делать благотворительные пожертвования? Здесь мы исследуем потенциальную силу опыта по доверенности , черпая вдохновение из растущей тенденции в контекстах маркетинга и корпоративной социальной ответственности, в которых организации занимаются благотворительностью… Посмотреть подробности

      Ключевые слова: Корпоративная социальная ответственность и влияние; благотворительность и благотворительность; Поведение

      • 2023
      • Артикул

      Связь между характеристиками подачи в регулирующие органы и отзывами медицинских устройств, получивших разрешение 510(k)

      Автор: Alexander O. Everhart, Soumya Sen, Ariel D. Stern, Yi Zhu и Pinar Karaca-Mandic

      Важность: Большинство регулируемых медицинских устройств поступают на рынок США через процедуру подачи в регулирующие органы 510(k), где производители демонстрируют, что заявитель устройства являются «по существу эквивалентными» одному или нескольким «предикатным» устройствам (законно продаваемым медицинским устройствам… Посмотреть подробности

      Ключевые слова: Напоминает; Регулирующие правила, положения и реформы; Медицинские приборы и расходные материалы Промышленность

      • Февраль 2023
      • Артикул

      Разрушение и кредитные рынки

      Авторы: Бо Беккер и Виктория Ивашина

      Мы показываем, что за последние полвека инновационные прорывы сыграли ключевую роль в понимании корпоративных дефолтов. В конкретном году отрасли, в которых наблюдается аномально высокая активность венчурного капитала или IPO, впоследствии демонстрируют более высокий уровень дефолтов, более высокий уровень выхода из сегмента конгломератов, … Посмотреть подробности

      Ключевые слова: По умолчанию; Корпоративные облигации; нарушение; Корпоративные финансы; Облигации

      • Февраль 2023 г.
      • Артикул

      Внебиржевые посредники

      Авторы: Андреа Л. Эйсфельдт, Бернард Херскович, Шрирам Раджан и Эмиль Сиривардане двусторонние торговые издержки. Модель откалибрована с использованием нормативных данных по всему рынку кредитно-дефолтных свопов (CDS) США. .. Посмотреть подробности

      Ключевые слова: внебиржевые рынки; посредники; Дилеры; Свопы кредитного дефолта; Разделение рисков; Финансовые рынки; сети; Цена; Риск и неопределенность

      • Январь 2023
      • Модуль Примечание

      Планирование действий LCA: ответственность и подотчетность

      Авторы: Сандра Дж. Сачер и Мэрилин Морган Вестнер

      Планы действий LCA включают ответственность и подотчетность в процессы принятия решений и планирования. Эта заметка к модулю была разработана для курса ОЖЦ и содержит обзор шести шагов, которым могут следовать руководители, чтобы разработать практический план действий ОЖЦ для своего бизнеса. Он показывает, как интеграция… Посмотреть подробности

      Ключевые слова: Ответственность; подотчетность; Проблемы управления; Корпоративная ответственность; лидерство; Планирование

      • 12 января 2023 г.
      • Артикул

      Прогрессивная децентрализация: структура высокого уровня

      Авторы: Джад Эсбер и Скотт Дьюк Коминерс

      Мы объясняем высокоуровневую структуру для проектирования будущей децентрализации заранее и предлагаем некоторые рекомендации о том, когда и как это делать. Рекомендации применимы как к проектам web3, так и к более традиционным организациям. Посмотреть подробности

      Ключевые слова: Криптоэкономика; Криптовалюта; Децентрализация; Децентрализованные автономные организации; Предпринимательское путешествие; Предпринимательский менеджмент; Поведение организации; Теория организации и управления; Организационная форма; Организационная структура

      • Январь 2023
      • Техническое примечание

      Этический анализ: честность и корысть

      Авторы: Ниен-хе Хси и Кристофер Диак

      Информационная асимметрия широко распространена в бизнесе и часто может дать большое преимущество. Эта заметка различает формы обманчивого поведения в условиях информационной асимметрии и призвана помочь учащимся проанализировать их недопустимость. Записка также знакомит учащихся с… Посмотреть подробности

      Ключевые слова: Этика; Анализ; Баланс и стабильность

      • Январь 2023 г.
      • Дополнение

      Apple: конфиденциальность и безопасность (B)

      Авторы: Генри МакГи, Ниен-хе Хси и Кристиан Годвин

      В 2020 году, когда пандемия COVID-19 охватила весь мир, Apple и Google совместно разработали приложение для отслеживания контактов, которое будет собирать информацию о пользователях, зараженных этой болезнью, и уведомлять тех, с кем они контактировали. В то время как Apple/Google… Посмотреть подробности

      Ключевые слова: айфон; Шифрование; Конфиденциальность данных; Клиенты; Ориентация на клиента и отношения; Принятие решения; Этика; Ценности и убеждения; Глобализированные фирмы и управление; Правительство и политика; Здоровье; Пандемии здоровья; лидерство; Рынки; Безопасность; Социальные проблемы; Информационные технологии; Телекоммуникационная промышленность; Технологическая промышленность; Промышленность потребительских товаров; электронная промышленность; индустрия здоровья; Соединенные Штаты; Европа

      • Январь 2023
      • Чемодан

      Zaoui & Co.

      (A): советник по сделкам слияния и поглощения с высокими ставками

      Авторы: Ашиш Нанда, Алекс Китсберг и Зак Куртович

      В сентябре 2019 года сплоченная команда профессионалов Zaoui & Co. собралась на ежегодный выездной выезд. За девять лет работы небольшой инвестиционный банк, основанный братьями Майклом (HBS ’83) и Йоэлем Зауи (Stanford GSB ’88), добился успеха… Посмотреть подробности

      Ключевые слова: Инвестиционная деятельность банков; Профессиональная сервисная фирма; Предпринимательские финансы; Финансы; М&А; Европа; США

      • Январь 2023
      • Дополнение

      Zaoui & Co.

      (B): Выполнение транзакции Odyssey SPAC

      Авторы: Ашиш Нанда, Алекс Китсберг и Зак Куртович

      В сентябре 2019 года партнеры-основатели Майкл и Йоэль Зауи решили добавить основные инвестиции в предложения Zaoui & Co. В деле рассказывается, как в течение следующих двух лет Zaoui & Co. занималась созданием SPAC, Odyssey Acquisitions, после чего была идентифицирована… Посмотреть подробности

      Ключевые слова: Стратегия; Финансы; Инвестиционная деятельность банков; SPAC; М&А; Европа

      • 2023
      • Рабочий документ

      Прозрачность оплаты — это хорошо?

      Автор: Зои Каллен

      Страны по всему миру разрабатывают политику прозрачности оплаты труда с целью борьбы с дискриминацией в оплате труда.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts