Лоуэн психология тела: Психология тела — Александр Лоуэн

Лоуэн, А.. Психология тела | МБУК ЦБС Ульяновска

Лоуэн, А. Психология тела /А. Лоуэн. – Москва : Корвет, 2016. – 224 с.

Автор развивает направление биоэнергетики, основателем которой был Вильгельм Райх, как одной из разновидностей телесно-ориентированной психотерапии. Чтение книги оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, ее содержание проникнуто простым здравым смыслом, который подсказывает, что «в здоровом теле здоровый дух». Лоуэн как бы перевертывает эту формулу, утверждая, что препятствия на пути свободного течения и пульсации энергии жизни формируют нездоровое тело, мышечные зажимы, которые в свою очередь начинают влиять на состояние духа. Лоуэн говорит об органической связи тела и духа, о духовной природе телесности и телесной природе духа. В западной христианской традиции духовность имеет отношение к мистическому опыту, к связи с божественным, к функции рефлектирующего разума, а Восток в этом отношении ориентируется на чувства, на жизнь сердца, а не состояние ума. Для восточного мудреца и практика чувственность, телесность, телесная грация связана как раз с духовностью, тогда как христианский Запад видит духовость в усмирении плоти и даже насилии над ней. Из-за этого у человека в западной цивилизации возникают психологические проблемы, влекущие проблемы со здоровьем. 

В принципе, тут нет ничего запредельного или мистического, поскольку та же гештальт-психология, которой уже сотня лет, говорит приблизительно об этом же. В книге есть множественные пересечения с гештальт-подходом к работе с телом. Однако гештальт-подход никто не называет псевдонаукой, в худшем случае — околонаукой, а вот биоэнергетика попала в классификацию псевдонаук (в частности, ученые считают ненаучным учение Райха об оргоне). Лоуэн, который был пациентом и учеником Вильгельма Райха, очевидно, почерпнул у него идею универсальной энергии жизни, блокирование которой в теле приводит к разного рода расстройствам. Автор базируется прежде всего на личном опыте работы с клиентами, он описывает случаи, которые позволяют ему сопоставить определенные типы телесного устройства и соответствующие им типы неврозов и иных расстройств. Статистической связи тут провести нельзя: в подтверждение своих мыслей автор приводит отобранные им случаи, но случаи, которые могли бы опровергнуть или поставить под сомнением его биоэнергетический подход, не приводит. Строго говоря, нужны исследования на группах пациентов, объединенных общими расстройствами, чтобы статистически сопоставить тип расстройства и тип телесной организации. Но ссылок на такие исследования в книге нет, скорее всего, потому, что их никогда не проводилось. Автор в этой книге ссылается исключительно на личный опыт и свои же труды, справочный аппарат в книге отсутствует, что выводит ее из категории научных и даже научно-популярных изданий, хотя пищу для ума она, несомненно, дает. В частности, понятие телесной грации у Лоуэна не противоречит тому же понятию в гештальт-терапии, которая во многом ориентирована на эстетический критерий и также говорит об энергии, о напряженности поля, применяет теорию поля в качестве своей теоретической основы. Используются в психологии и понятия заземления, возбуждения и т. д., которые применяет Лоуэн. Много путаницы у автора в главе, посвященной чувствам. Там очень трудно разобраться в его классификации чувств и эмоций — автор эти понятия почти отождествляет, например, называет любовь эмоцией. 

Здравый смысл в книге и в теории Лоуэна состоит в следующем: если внимательно посмотреть на человека, как он сидит, стоит, двигается, какая у него осанка, позвоночник, можно выявить, где в теле случился зажим, искривления, дисбаланс, и работать с ними, двигаясь от особенностей структуры тела к психологическим особенностям (например, личной истории, истории детства), которые стали тому причиной. Но, опять же, строгой наукой это назвать нельзя, потому что многие вещи случайны, невоспроизводимы, неверифицируемы. Так что эту книжку можно рассматривать как некое зеркало, которое позволяет всмотреться в себя, задать себе некоторые вопросы, но строго психологической и научной ее назвать трудно, как трудно назвать ученым, допустим, Луизу Хей с ее аффирмациями, излечивающими соматические заболевания, хотя разумную подоплеку можно найти и у нее, ибо «все болезни от нервов», что было известно еще Гиппократу.

Сергей ГОГИН

Глава 17. Правда тела (Александр Лоуэн — Любовь и оргазм). Цитаты.

«Если последняя грандиозная мистерия жизни будет переведена в формулы, человек станет автоматом, им полностью овладеет «Эго», которое лишит его всякого влечения и страсти. Во имя прогресса продуктивность займет место вдохновения, а на место спонтанности придет принужденность. Уже сегодня часто можно встретить принужденный подход к работе, игре и сексу. Единственная надежда содержится в растущей неудовлетворенности существующим образом жизни и в понимании человеком, что радость бытия, которая даст ему наивысшее удовлетворение, заключена в сексуальном оргазме, который ускользает от него.»

«Полноценный оргазм, такой, как я описал, указывает на эмоциональное здоровье, поскольку представляет собой способность человека объединять в едином отклике сознание и бессознательное, «Эго» и тело, привязанность и агрессию. Современный человек не целостен именно потому, что не способен на полноценное оргастическое переживание в половом акте.

Сам по себе оргазм – это результат, а не смысл полноценной жизни.»

«Основной конфликт существует между рациональной природой человека и его животной сущностью. Это конфликт между «Эго» и сексуальностью, в котором «Эго» означает сознание «Я» (self), знание и силу, а сексуальность – бессознательные силы, действующие в теле. Эти бессознательные силы необходимо принимать, их надо считать равными тем, что мы понимаем под «высшими» функциями ума. Знание, сила и богатство бессмысленны, если они отбирают хорошее самочувствие и благополучие общества. Но они не могут делать и то и другое, если они игнорируют утверждения телесной экспрессии и завершенности.»

«Сексуальные функции личности являются выражением единства тела и ума.»

«Я показал, что сексуальные затруднения тесно связаны с физическими нарушениями, проявляющимися в виде мышечных напряжений, жесткости таза, спастичной мускулатуры ног, в затрудненном дыхании.

Секс – это физическое действие, которое зависит от грациозности и координации тела, получающего удовольствие и удовлетворение. Мы наивны, если думаем, что для успешного секса необходимо только одно: партнер, согласный на секс. Это – проявление сексуальной искушенности, когда думают, что сексуальная свобода определяется образом мыслей. Свободен ли человек и наслаждается ли он сексом, если его тело не способно ритмически двигаться? Какого рода сексуальной свободы можно достичь, используя непристойный язык или идя на поводу у чувственности? Только эгоист может называть «свободой» распущенность. Переоценка значения «Эго» и интеллекта отрицает истину телесности. Для «Эго» тело представляет собой объект контроля. «Эго» развивается, контролируя телесное функционирование. Но когда оно доходит до того, что принимает тело за машину, оно рискует потерять реальность, которую подменяет рассудок. Карл Юнг пишет об этой проблеме: «Если мы все еще находимся под влиянием старой идеи об антитезе разума и материи, существующее состояние дел становится нестерпимым противоречием; оно может даже разъединить нас с самими собой. Однако, если мы можем примириться с таинством правды о том, что дух является живым организмом, видимым внутри, а тело – внешнее проявление живого духа, и что это – две сущности, представляющие единое целое, тогда мы можем понять, почему попытка выйти за пределы обычного уровня сознания должна осуществляться через тело».

Правда тела возникает из осознания стремлений и состояния тела. Эта фраза имеет смысл только в терминах осознания. Знать правду тела – значит сознавать его движения, импульсы и сопротивление, то есть чувствовать, что в нем происходит.

Если человек не чувствует напряжения, жесткости или тревожности своего тела, он отрицает правду. На бессознательном уровне отрицание проявляется как отсутствие перцепции телесного состояния. Обычно это сопровождается экспрессией противоположного состояния или чувства. Одни пациенты маскируют садистское чувство принужденной улыбкой, в результаты чего не сознают истинного положения вещей. Другие – свою ненависть, выраженную на физическом уровне холодным, тяжелым взглядом и стиснутыми зубами, скрывают под преувеличенной вежливостью и соблюдением формальностей. Правду тела можно скрыть с помощью рационализации и интеллектуализации. Пациент может рационализировать свою неспособность выразить злость, говоря, что такая реакция неприемлема. Правда в этом случае может состоять в том, что человек не способен мобилизовать или поддержать чувство злости из-за хронического напряжения мышц плечевого по яса.
Оргазм – это ощущение тела, которое выражает любовь к сексуальному партнеру.

Оргастическая импотенция указывает на то, что человек боится любви на уровне сексуальной зрелости. Много ли существует людей, сознающих правду своего тела?

Чувство, что сердце «открыто» для любви, – это правда тела. Такой взгляд может не соответствовать научному объяснению соотношения сердца и любви. Но ведь наука не интересуется чувствами, ее привлекают только механизмы. Когда люди говорят о любви, не испытывая этого чувства, они говорят об образе, а не о чувстве. Человеку трудно бывает сказать: «Я люблю тебя», если у него нет этого особого чувствования. Иной раз люди используют слова, не принимая телесного ощущения, которое те обозначают, а ведь это то же самое, что говорить о половом желании, не имея сильного сексуального влечения. То, что подразумевается в этом случае, является желанием сексуального контакта, который возбуждает и дает ощущение, что они живы. Подобный отрыв слов любви и сексуального чувства характерен для сенсуалистов, о чем мы уже говорили в главе 10.

Выражение «Я тебя люблю» часто значит «Я нуждаюсь в тебе», и, в большинстве своем, это желание любви, а не декларация телесного влечения.

Мысль о том, что сердце – пристанище любви, очень уместна в рамках оргастической потенции. Грудная клетка любого невротика всегда напряжена. Кроме того, его диафрагма напряжена, живот втянут, а плечи неподатливы. Сердце буквально заковано в мышечный панцирь, который хоть и защищает его, но в то же время изолирует от чувств генитальной области. Это «вооружение» объясняет, почему сексуальные ощущения ограничены половыми органами и не охватывают все тело в полноценной оргастической реакции.

Другое физическое условие, которое препятствует оргастической потенции, бывает выражено плоским, втянутым животом и жесткими, поджатыми ягодицами.

У мужчин плоский живот является признаком мужественности. Идеал мужской позы можно увидеть в Вест Пойнте: живот – внутрь, грудь – наружу, плечи – в стороны. Но если эта поза и пригодна для солдат, то она совершенно неприемлема для секса. Такое положение тела означает: контроль, собранность, целеустремленность и готовность подчиниться и выполнить команду. Она подчеркивает ценности «Эго», но сдерживает отступление в бессознательное и в чувства, которые необходимы для оргастической разрядки. Она низводит тело до инструмента воли, а это уменьшает оргастическую потенцию. Подтянутый живот не позволяет чувствам пройти в таз. Он отсекает половые органы от остального тела и превращает его в инструмент. Сжатые ягодицы еще больше ограничивают сексуальные ощущения. Они придают тазовым толчкам садистское качество, делая движения тяжелыми и направленными.
Пенис трансформируется в оружие. Эта поза может требовать мужественности, только отрицая женскую сторону мужской природы. Мягкое «полное тело», с точки зрения сексуальности, воспринимается «Эго» как аспект женственности.

Трудно понять, почему женщина часто склоняется к мужскому стандарту привлекательности, а не к своему собственному. Недавняя торговая реклама смешно и драматично иллюстрирует новые ценности. В ней показана молодая женщина, одетая в слаксы, плоскогрудая и лишенная бедер и живота. Один мальчик в этой рекламе спрашивает другого: «Это твой младший братишка?» Новая ценность, мальчишеский облик – это бессознательное отрицание женской сексуальности. Нам сообщают о том, насколько мужские представления проникли в женское сознание. Мы можем только заключить, что поверхностное впечатление об исчезновении двойного стандарта возникло вследствие его замещения мужским стандартом.

В то время как уменьшение влияния двойного стандарта не вызывает сожаления, последние изменения, происходящие в современном обществе, сопровождаются разрушением морали, ценностей любви и физического тела. Плохое физическое состояние многих мужчин нашей культуры стало объектом изучения президентского комитета. Но все призывы, программы и проекты беспомощны, поскольку не могут устранить хаотичность ситуации. Отсеченный силой своего рационального ума от мистических уз, которые связывают его с природой и жизнью, современный мужчина отвергает идеалы и взгляды, установленные его отцом, а среди них и двойной стандарт сексуального поведения. Как отдельный индивидуум, он может видеть только самого себя и действовать согласно кодексу поведения, который придает его жизни смысл. В правде своего тела и в собственных сексуальных чувствах мужчина должен руководствоваться моральными и этическими принципами, которые могут дополнить его существо и удовлетворить его природу.

Райх в «Функции оргазма» предложил выстраивать мораль, исходя из концепции половой саморегуляции. Эта концепция возникла на основе его исследований, которые показали, что, когда у пациентов развивается способность к полной сексуальной отдаче себя, радикально меняется вся их личность. Исчезает принужденный подход к работе и сексу. Легкомысленное половое поведение становится ненужным, причем не потому, что это диктуется моралью, а потому, что оно не приносит того удовлетворения, которого хочет пациент. «Половой характер», как Райх назвал индивидуума, обладающего такой способностью, сочетает секс с любовью, а любовь с сексом: «Как будто моральные понятия исчезли, а их место заняли более или менее прочные защиты против антисоциальности, которые не отличаются от естественных потребностей, но при этом основываются на понятии, что жизнь – это наслаждение».

Половой характер не гедонистичен, как может показаться, а рационален. У него есть сила выбора: когда и как искать удовлетворения своих желаний. Это рациональный выбор, потому что в нем нет внутреннего конфликта, связанного с подавленным влечением. К примеру, мужчина с половой структурой характера не будет соблазнять девушку. Соблазнение будет противоречить тому, что он чувствует. Он будет искать партнершу, которая спонтанно откликнется ему. Секс для человека с половым характером имеет особый смысл, это радостное переживание, дающее наслаждение. Для невротика «сущность полового акта является демонстрацией его потенции».

Райх проанализировал разницу между моралью принуждения и естественной саморегуляцией, основанной на собственной логике. Сексуальный хаос XX столетия подтверждает, что такое саморегулирование необходимо. Уверовав в то, что оно есть, можно существовать естественно. Считая, что оно может стать универсальным, Райх посвятил свою жизнь тому, чтобы сделать это понятие социальной реальностью.

«Переживая горечь и разочарование, Райх, в конце концов, пришел к пониманию, что, в своей массе, люди не готовы принять его идеал и бороться за него. Он заключил, что тысячелетия подавления сексуальности и господства «морали принуждения» породили у современного человека страх перед свободой и сексуальным удовольствием.

Райх поставил вопрос: «Почему резкое противопоставление природы и культуры, инстинкта и морали, тела и ума, дьявола и бога, любви и работы, становится одной из выдающихся особенностей нашей культуры и мировоззрения?» Он отвечает на этот вопрос, однако его предварительные размышления по этому поводу были преимущественно отрицательными: «Как правило, чтобы быть способным существовать в мире, люди должны нести в себе страх и разрушать то, что наиболее истинно, наиболее красиво, то, что составляет их суть». А вот еще одна цитата: «Делание денег, как содержание и цель жизни, противоречит всякому чувству». Эти высказывания – фундаментальная правда. Трагедия человека, порожденная противоречиями, которые содержит в себе его природа, видна во всем. »

«Невротичность и здоровье – противоположные концы спектра, где здоровье означает способность наслаждаться жизнью, а невроз – неспособность к такому наслаждению и радости. Это критерии субъективные. Объективно, здоровье означает состояние тела, которое должно быть живым, витальным, свободным от хронических мышечных напряжений, оно должно координированно двигаться, и его части должны гармонировать друг с другом. Это тело, с которым полностью отождествлена личность. Иными словами, здоровье нельзя отделить от его атрибутов – красоты, грации и выразительности. Такое тело живет сексуально.

Проблема состоит не в генитальности, а в сексуальности. Я уже говорил раньше о том, что у гомосексуалиста есть генитальное восприятие, но все его остальное тело относительно «мертво». В какой-то степени это относится ко всем невротикам, поскольку, в момент сексуальной кульминации, они неспособны откликнуться всем телом. Фактически, если сильное генитальное возбуждение оторвано от чувствования всего тела, оно переживается как неудовольствие. Гомосексуальная активность – результат потребности «отделаться» от неприятного чувства. Но гомосексуалист обращается к извращению, поскольку уверен, что его генитальные ощущения – это жизнь. Он не знает правды – того, что его тело «заморожено», иммобилизовано и безответно. Только эта истина может освободить его, поскольку, лишь мобилизовав телесные чувства, он может преодолеть страхи, которые отвращают его от женщин.
Мы не привыкли мыслить в терминах правды тела. Слишком долго западная мысль считала его механизмом, инструментом воли или вместилищем души. Современная медицина, при всех ее успехах, все еще не изменила своей точки зрения. Мы не относимся серьезно к собственному телу, пока в нем что-то не нарушится. Тогда мы спешим к «мастеру по ремонту». Мы еще не приняли простого предположения Юнга: «Поскольку существует форма тела, также как поведения или ума, общая характерология должна постичь значимость как физических, так и психических свойств».»

«Я часто обращаюсь к гипотезе о том, что человек, находящийся в согласии со своим телом и контактирующий со своими чувствами, не лжет. Он не лжет, потому что контакт позволяет почувствовать, что именно «не так». Дети не лгут, они говорят, что «чувствуют себя плохо». Если человек неверно представляет себя, он создает внутренний конфликт между проективным образом и реальностью «Я». Здоровый индивидуум переживает этот конфликт как физическое напряжение. Он возникает, потому что тело пытается соответствовать образу, а сделать этого не может. Но если человек не находится в контакте со своими телесными чувствами, он не воспримет этого напряжения. Пребывая в неправде, можно даже не сознавать, что лжешь.

Такая ложь типична для психопатической личности. Этот тип человека почти все психиатры считают лишенным сознания. Мой опыт в подобных случаях говорит о том, что психопаты почти не чувствуют своего тела. Общепринятым языком можно сказать, что такие люди «несут чушь».»

«Сходное расщепление часто проявляется в мужском сексуальном поведении. Редко можно встретить мужчину, который, потеряв эрекцию перед половым актом или во время него, посмотрит на это честно. Обычно, по рассказам женщин, партнеры говорят: «Этого никогда прежде не было», «Я не понимаю, что случилось» или «В следующий раз все будет в порядке». В таких случаях правда, на языке тела, состоит в том, что мужчина потерял влечение к женщине. Это может произойти из-за тревожности, вины или страха. Ему может быть некомфортно в ситуации, он может опасаться, что девушка не захочет продолжить отношений с ним, он может тревожиться о том, способен ли удовлетворить женщину и так далее. Я уверен, что каждый мужчина в этой ситуации ощущает свои реальные чувства. Если он может честно принять и выразить их, конфликт будет разрешен, и его потенция восстановится. Когда мы боимся столкнуться лицом к лицу с правдой нашего тела или с его чувства ми, мы увиливаем, лицемерим и делаем загадочный вид.

Я, пожалуй, берусь утверждать, что все формы лжи и обмана представляют собой ускользание от истинной сущности самих себя или от правды тела. Конечно, тело и самоосознание не могут быть двумя разделенными сущностями. Однако это не полностью подтверждает мою мысль. Мне бы хотелось донести до вас то, что внутренняя мораль и система ценностей могут основываться на принципе познания себя и принятия себя, который инкорпорирует правду тела. Это не ведет к эгоизму и не ограничивает интерес к себе. Самоосознание не существует в вакууме. Но допускает ли это упрощение, которое предложил Эрнест Хемингуэй: «Морально то, после чего себя хорошо чувствуешь, и аморально то, после чего чувствуешь себя плохо». При современном положении дел большинство людей не переживают таких чистых, отчетливых чувств. Человек может чувствовать себя и хорошо, и плохо по поводу одного и того же действия. Он может в какой-то момент чувствовать себя отлично, но в следующий момент, когда проявится глубинное чувство, – отвратительно. Но только соприкасаясь со своим телом, он полностью сознает свои чувства, напряжения, свои свойства, и только тогда он способен вынести моральное суждение, даже если оно ограничивает его поведение. Формулируя кодекс, мы должны найти «путь» к тому, чтобы обогатить жизнь полноценным переживанием собственного тела и сексуальности. Я не настаиваю на том, что существует только единственный «путь». Но он дает возможность оценить значимость такого образа жизни, который синтезирует в себе противоречивые функции мужской личности.

Я настаиваю, что сексуальная зрелость – это не цель, а образ жизни. У сексуально зрелого человека есть смелость посмотреть в глаза правде тела и, вследствие этого, у него возникает уважение своих чувств и самого себя. Он уважает своего сексуального партнера, людей вообще и саму жизнь во всех ее проявлениях. Его принятие себя означает, что он принимает всю полноту существования: жизнь, свободу и сексуальные импульсы. Ненавидящий себя ненавидит и свое тело, и тела других людей. Защищая свое право на сексуальное счастье, зрелая личность признает за другими такое же право. Сердце такого человека «открыто». Именно поэтому сексуально зрелый человек полностью отдает себя тем, кого любит. И наоборот, каждый любит и уважает такого человека. Он действует от всего сердца и полностью удовлетворен собой, пользуясь результатами действия. Он, конечно, оргастически потентен. Я знаю таких людей, они украсили мою жизнь. Они подтвердили мою веру в людей.

Те люди, чьи «замкнутые» сердца» закрыты для любви, при окончательном анализе показывают, что существуют страхи, заставляющие их становиться невротиками.

Невротик сознает смысл любви и понимает свою потребность в ней, но не может раскрыть сердце этому чувству. Конечно, он не родился таким. Я постоянно встречаюсь с такими людьми в жизни. В каждом случае есть история разочарования в любви, которая произошла в раннем возрасте. Пациенты вспоминают, как детьми они плакали, призывая родителей, а те не откликались. Иногда родители укрепляют такое положение вещей. Одно время, когда бихевиоризм, как психологическая доктрина, был на гребне, некоторые матери говорили мне, что доктора советовали им не брать на руки плачущих детей, чтобы не портить их. Другие пациенты вспоминают, как часто их страстное желание быть накормленным грудью оставалось неудовлетворенным. Некоторые перебирают в памяти образ «плохой матери», бесконечное раздражение которой вынуждало ребенка проявлять резкость или ненависть. Сочетание повторяющихся случаев непринятия и страха порождает защиту против отцовской ненависти. Эта защита принимает форму «панциря», который проявляется на физическом уровне в виде хронической жесткости грудной мускулатуры. Сердце «закрывается» в жесткой тюрьме груди, дыхание ограничивается, а чувства слабеют. Каждый невротизированный больной страдает от нарушения дыхания из-за хронического напряжения грудной стенки и диафрагмы. Психологически, «закрытое» сердце как бы молча выражает мысль: «Я полюблю тебя, если ты полюбишь меня». Это позиция отрицания, невротик не способен любить, но проецирует свою неспособность на других.

Нет простого и быстрого метода излечения невротических нарушений. Для того чтобы приобрести «открытое» сердце, личность должна ощутить себя достаточно безопасно внутри самой себя, чтобы преодолеть риск разочарования и быть достаточно сильной, чтобы противостоять страху одиночества. Человеку следует разрешить все невротические конфликты, которые расщепляют ощущение себя и препятствуют полному отождествлению с телом. Кроме того, ему потребуется преодолеть культурную тенденцию отрывать эго от тела, а любовь – от секса. Это дается совсем не легко, психоанализ – это длительная, напряженная процедура, которая к тому же не всегда приносит успех. Но достижение здоровья и счастья стоит усилий.

Я не могу дать простого рецепта, как добиться удовлетворительной и здоровой сексуальной жизни. Сексуальный кризис, который поразил наш век, потребует для своего разрешения важных перемен в умах и взглядах. Необходим новый личностный и социальный порядок, основанный на признании правды тела. Человеческое благоволение перед возможностями ума, которые кажутся безграничными, не должно отвращать его от глубочайшей мудрости тела. Научная сексология для того, чтобы стать успешной, не должна затмевать таинство любви, составляющей сердце полового акта.»

██ Александр Лоуэн — Любовь и оргазм ██ Сексуальная незрелость, тревога и конфликты на сексуальности, а также природа и функции оргазма и его связь с человеческой психикой — таковы основные темы книги знаменитого психолога Александра Лоуэна, явившейся результатом двадцатилетних исследований.  Данная книга представляет собой попытку рассказать о природе сексуального оргазма и его неразрывной связи с личностью, вскрыть причины неудовлетворенности сексуальной жизнью мужчин и женщин, показать механизм этого сложного и сладострастного чувства.

Язык тела, Александр Лоуэн – Реальный рост

Введение в совершенно новый аспект личного развития: психология тела

Язык тела, Александр Лоуэн знакомство с совершенно новым аспектом личного развития, аспектом тела.

Не просто заниматься спортом и правильно питаться.

Александр Лоуэн выводит это на более глубокий уровень. Он говорит о биоэнергетике.

Это особая форма психотерапии, основанная на связи между разумом и телом. Происходит следующее: часто из-за негативного детского опыта (или просто реалий жизни) у человека могут развиваться определенные нездоровые склонности (называемые неврозами), такие как потребность, пассивность или отсутствие чувств. Это выражается в организме в виде мышечной слабости, дисбаланса или паттернов удержания мышц.

Биоэнергетическая терапия имеет два аспекта: базовая психоаналитическая терапия (на основе структур характера) и снятие напряжения и устранение дисбаланса в теле, которые работают в тандеме для исцеления человека.

Цель состоит в том, чтобы установить здоровье, которое Лоуэн определяет в книге как «спонтанность и способность приспосабливаться к рациональным требованиям ситуации».

Давайте немного поговорим о книге.

Сразу скажу: это не самоучитель, это точно. Это книга по психологии, более глубокая и всеобъемлющая, чем первая.

Лоуэн тратит первую часть книги на обсуждение психологических концепций старой школы, таких как эго, суперэго и ид. Он также изучает принцип удовольствия и принцип реальности.

Примерно половина книги посвящена различным структурам характера и психологическим и биоэнергетическим характеристикам, которыми они обладают. Характер, как утверждает Лоуэн, «представляет собой типичную модель поведения или привычное направление. Это установленный, застывший или структурированный способ реагирования».

Вы можете знать некоторые из них: оральный, мазохистский, пассивно-женственный, фаллически-нарциссический, истерический, шизофренический и шизоидный характеры.

У каждого из них есть свои неврозы, большинство из них уходят корнями в детство, и каждый из них, как правило, имеет определенные соматические характеристики.

Лоуэн подробно анализирует каждую из них, а также приводит примеры пациентов, которых он лечил, у которых были обнаружены эти проблемы.

Вот еще несколько аспектов биоэнергетической терапии, которые помогут вам лучше понять, что она собой представляет:

Большой концепцией является идея о том, что передняя часть тела связана с нежными чувствами и чувствительностью, а задняя — с агрессия и не нежные чувства. Так, например, люди со слабой спиной, как правило, испытывают трудности с самоутверждением, в то время как люди с напряженными мышцами в передней части тела, как правило, испытывают недостаток в чувствах.

Еще один принцип — «заземление». В нем говорится, что «вся энергия в конечном итоге находит свой путь в землю». Многие люди, которые не проявляют большого физического контакта с землей (из-за слабых ног, неуверенных ног), также проявляют привычку оторванности от реальности.

Мне очень нравится эта тема, даже если она относительно неизвестна большинству людей в мире. Но я пробовала на себе соматическую биоэнергетическую терапию, и чувствую себя просто великолепно!

Я бы сказал, что эта терапия имеет большой потенциал для всего мира. Слишком многие люди упускают из виду тело, когда исследуют себя.

Что касается книги, то должен сказать, что иногда ее было тяжело читать. Но если вы согласны со мной в отношении биоэнергетической терапии, я должен ее порекомендовать. Я постараюсь найти тот, в котором немного меньше теории и больше практики. А пока я бы проверил Эллиота Халса. Он силовой тренер, который часто использует эти концепции.

 

Любимая цитата:

«Быть ​​свободным от физических ограничений, налагаемых хронической спастичностью, освободиться от оков бессознательных страхов — это и только это сделало бы человека способным к той любви, в которой пребывают его самые глубокие сердечные чувства. выражается с его сильнейшей агрессией».

 

Вердикт:

Очень хороший подробный обзор биоэнергетики. Много теории, но отличный вид на практику.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Чувство и цель

Вопросы человеческого несчастья и счастья рассматриваются во всех видах философии, психотерапии и движениях самосовершенствования, часто с блеском и некоторой точностью, но редко с какими-либо реальными изменениями или преимуществами. Вильгельм Райх и Александр Лоуэн преодолели барьер изменений, обратившись к чему-то очевидному, что было упущено из виду: видимое нездоровое состояние тела, в котором живет человек и страдания. В то же время они сосредоточили внимание на ограничениях образа жизни, налагаемых или поощряемых обществом или семьей в раннем возрасте, а затем навязываемых человеком самому себе. В целом, ограничения физических возможностей и ограничений образа жизни усиливают друг друга и вместе ведут к жизни со сниженным тотальным чувством, сильным преобладанием плохих чувств, снижением энергии и небольшим удовольствием от отношений.

Ученик Райха, Чарльз Келли, описал обратный путь от этого ослабленного состояния как «образование в чувстве и цели». Чувство есть настоящее непроизвольное состояние человека, пришедшее в сознание; цель есть произвольное и сознательное состояние, которое возможно творчески развить из чувства.

Иметь цель означает жить с истинными убеждениями и принципами. В отсутствие чувства попытка достижения цели производит только цели, которые одновременно и безжизненны, и искажены бессознательными неудовлетворенными потребностями. Цель — это больше, чем сумма чувств, это правда, но нельзя сформировать цель, которая работает против чувства. Намеренное отчуждение от эмоций, хотя и может показаться, что оно дает большую свободу действий, в конечном итоге приводит к бесцельности и отчаянию.

Этот веб-сайт предназначен для организации области идей и практик, которые Райх, Лоуэн и другие разработали для повторного введения чувственного и целенаправленного тела в жизнь, а если используется психотерапия, обратно в психотерапию. Я называю это традицией Райха и Лоуэна. Он включает в себя как оздоровительные практики, так и социальную критику.

Каждая традиция человеческого роста начинается с новатора, но после этого проходит неизбежную борьбу между догматизмом, размыванием, искажением и сохранением. Когда кто-либо, кроме автора, пропагандирует идеи, происходят изменения, преднамеренно или нет. Конечно, это могут быть улучшения или полезные приспособления к другим контекстам. Но они также могут быть изменениями, которые мешают росту, потому что возникают без понимания всей полноты или сути изначальной традиции. Догматизм предполагает, что большинство учащихся долго не поймут, и поэтому пытается сохранить первоначальную ценность, запрещая изменения. Догматизм, конечно, в конце концов приводит к искажению, потому что обстоятельства меняются настолько, что механическое применение первоначальных идей становится вредным. С другой стороны, популяризация признает неполноту понимания, но отрицает любой риск разбавления или искажения. Никто не старается до сохранить исходное обоснование, необходимое для любых дальнейших полезных инноваций. Прежде всего, на этом сайте моей целью было сохранение, в первую очередь, обоснований , а также, во-вторых, действительно полезных техник и практик. Какие бы строгие исследования методом проб и ошибок ни проводились в поисках полезных практик в период расцвета традиции Райха и Лоуэна, результаты, похоже, были скорее зафиксированы в устной, чем в письменной форме, и теперь быстро забываются.

Со временем мне стало ясно, что при разработке этого веб-сайта смешиваются три разные точки зрения. Во-первых, сравнить и противопоставить традицию Райха и Лоуэна основной психодинамической или фрейдистской точке зрения. Это различие, которое сами Райх и Лоуэн четко определили в своем обучении и написании. Вторая точка зрения состоит в том, чтобы противопоставить традицию гуманистической психологии, которая сегодня имеет сильную руку в большинстве движений терапии и самопомощи. Вместе эти первые две точки зрения приводят ко многим ссылкам на психотерапию. Третья точка зрения состоит в том, чтобы сравнить и сопоставить традиции Райха и Лоуэна с американскими тенденциями и убеждениями двадцать первого века о «хорошей жизни». Это, конечно, приводит ко многим ссылкам на «мейнстримные» социальные нормы. Поскольку это кумулятивная работа, кажется, что три точки зрения иногда смешиваются. Тем не менее, выбор одной аудитории над любой другой, кажется, не оправдывает традицию, которая не является ни просто философией жизни, ни просто методом изменения9.0069 это и то, и другое.

Традиция развития Райха и Лоуэна внекультурная . Например, это определенно не согласуется с основными культурными ценностями, такими как власть и материальный успех. Однако это не обязательно контркультурно, как в зависимости от существующей культуры, чтобы дать что-то, против чего можно восстать. Как заявил Александр Лоуэн, в конце шестидесятых и начале семидесятых многие были привлечены к этой традиции, потому что ошибочно принимали ее за антиавторитетную программу. Десять лет спустя большинство из них исчезло. Кто-то, кто пытается увеличить чувство и цель в соответствии с этой традицией, чем-то похож на самоактуализированного человека Маслоу: он способен жить в культуре без чрезмерных трений, но не обращается к культуре за руководством.

Как практикующий терапевт в подростковом возрасте двадцать первого века, мне также стало ясно, что поверх ограничений характера, как они определены Райхом и Лоуэном, возникла мощная феноменология и физиология скорость и угроза. На этом сайте это характеризуется симпатическим сдвигом и реакцией на травму. Это представляет собой нарушение регуляции вегетативных систем, о котором определенно упоминали Райх и Лоуэн, но которое стало настолько обширным, широко распространенным и культурно защищенным, что к нему следует относиться решительно, почти как к «претерапии», в противном случае традиционные энергичные попытки растворить характер с помощью жесткий кузов и характер анализа могут иметь неприятные последствия.

Хорошей новостью является то, что решение проблемы симпатического сдвига и реакции на травму также заключается в работе с телом, возможно, более медленной и менее навязчивой сначала . На самом деле, несомненно, произошло возрождение внимания к телу под руководством специалистов по терапии травм, и превосходная работа Питера Левина, Роберта Скаера и Бесселя ван дер Колка, безусловно, совместима с работами Райха и Лоуэна. . Кажется, травматологи обнаружили, что подходы «снизу вверх» обычно противоречат беспомощности, ярости и коллапсу реакции на травму гораздо лучше, чем когнитивные рефреймы и эмоциональная поддержка, потому что эти подходы «сверху вниз», как правило, тематически охвачены негативностью. Но в то время как эти подходы к травмам могут рассматривать тело как местонахождение проблемы, они не видят в нем место личности.

Более того, «травма» обычно рассматривается как случайная , оторванная от социальных и семейных структур . Идея состоит в том, что если страдалец сможет избавиться от «однократной», «случайной» реакции на травму, все будет хорошо. Это ярко проявляется в отказе Американской психиатрической ассоциации включить жестокое обращение в детстве в определение посттравматического стрессового расстройства. Но традиция Райха и Лоуэна всегда старалась объяснить, как культурные силы постоянно угрожают телу посредством небольших и/или родственных травм. Чтобы быть эмоционально здоровым в культуре, которая не является полностью здоровой, человеку необходимо изучить здоровье популярных ценностей. Вильгельм Райх критиковал определенные социальные группы и подвергался за это остракизму. Александр Лоуэн критиковал не столько группы, сколько тенденции и практики, и у него дела шли несколько лучше, но он все равно оставался маргинализованным. Терапевты-травматологи описывают «раннюю реляционную травму», но неудивительно, что обычно они танцуют вокруг последствий. Ведь именно это и сделал Фрейд!

Кроме того, в большей части терапевтов, которые включают (без каламбура) концепцию тела в свою работу, есть значительная часть тех, кто подходит к телу только как к антенне (часто термин «соматический» будет быть трудоустроенным). Да, тело может быть «источником информации» («мудрости») для ума, но это все же подход, ориентированный на разум. Традиция Райха и Лоуэна выделяется тем, что настаивает на том, что тело является основой и фундаментом жизни

В этой традиции есть некоторые концепции, например энергия и заземление , которые вызывают скептицизм у большей части любой новой аудитории. Эту традицию можно быстро отвергнуть как не выдержавшую испытания на логику и критическое мышление. Однако логика и критическое мышление — это лишь инструменты для перехода от предпосылок к выводам. Традиция Райха и Лоуэна заключается не в оспаривании выводов, а в расширении опыта. Новые впечатления становятся новыми предпосылками , которые безусловно поддаются логике и критическому мышлению. Распространение этой традиции действительно происходит за счет привлечения, а не продвижения. Любой, кто видит кого-то с изяществом, уравновешенностью, радостью, безмятежностью, теплотой, целеустремленностью и т. д., и хочет того же, может поэкспериментировать с практиками и идеями, изложенными здесь, и увидеть своими глазами, что они испытывают. .

Эта традиция изучает «лица». Человек — это не только предмет химии или физики, который нужно изучать «объективно», но и «феномен», который нужно изучать субъективно. Субъективное знание — единственный способ понять и испытать радость, любовь, творчество и связь. Это верно сегодня, было верно десять веков назад и будет верно десять веков спустя. На самом деле субъективная точка зрения и необходима, и лучше подходит для изучения людей и изучения стремления к чувству и цели. Большинство ученых, когда они покидают офис (где они, вероятно, решительно сопротивлялись субъективным точкам зрения других) и идут за продуктами, или проводят время с друзьями и семьей, или голосуют на выборах, воспринимают свою собственную субъективную точку зрения одновременно как вполне адекватный, и как вполне точный для важного действия. С этим двойным стандартом нужно бороться!

Настоящее понимание редко опережает настоящую практику, но иногда может. И, конечно, поверхностное понимание часто заменяет практику. Поэтому время от времени может быть уместно следующее напоминание: Эти идеи приносят здоровье только тогда, когда они реализуются посредством действий. Иметь точные направления — это не то же самое, что путешествовать. Первые шаги важнее сложных карт.

Я не претендую на ученость. Скорее, я хочу, чтобы этот сайт был информативным, интересным и, прежде всего, полезным. Заявления должны быть четкими, прямыми, а иногда и провокационными. В основном я сопротивлялся искушению писать настолько тщательно, чтобы заявления было трудно критиковать. Этот веб-сайт имеет «систематизирующую» точку зрения. Это проистекает из моего собственного характера и не должно быть «лучшим», «окончательным» или исчерпывающим (это было бы безумием!), а просто полезным. Также следует отметить, что я взял на себя смелость придумывать имена для многих конструкций сам, если я не знал ни одного существующего имени в рамках традиции. Я старался избегать жаргонных фраз и придавал особое значение существующим английским словам (что, безусловно, было практикой Александра Лоуэна). 0003

Критика и комментарии приветствуются. То, что представлено, не является догмой, а скорее является описанием различных идей и практик уникальной психотерапевтической традиции с акцентом на то, как эти идеи и практики вписываются как в жизнь вне терапии, так и в более широкую культуру вне психотерапии. терапии и вне личности. Это не попытка большого синтеза, а скорее упорядочение здравого смысла того, что в противном случае могло бы показаться совершенно несогласованным. Попытка уловить глубокие человеческие переживания простыми идеями всегда неуловима, но, надеюсь, не безнадежно ускользает.

При написании этого сайта я беспокоился о том, чтобы не показаться старомодным, поскольку труды Александра Лоуэна и Вильгельма Райха также могут показаться старомодными для ушей двадцать первого века. Я пришел к выводу, что это происходит потому, что «современные» дискуссии о функционировании человека стали сосредоточены на химическом и молекулярном анализе в ущерб пониманию! Человек — это не большой набор молекул, а функциональная личность.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts