Мальчик 10 лет психология: Как воспитывать мальчика 10 лет — советы психолога

Одинаково ли нужно воспитывать мальчиков и девочек? | Дом и семья

Пол ребенка закладывается в момент зачатия при соединении хромосомных наборов родителей. Он влияет на анатомическое строение тела и психологические особенности человека. От биологического пола нужно отличать понятие «гендер», отражающее общественные ожидания поведения. Хорошо известно такое явление, как транссексуализм, когда человек не согласен со своим биологическим полом. Так женщина может психологически ощущать себя мужчиной и все делать так, как делают они. Вот и появляются женщины-летчики и горняки, работающие наравне с мужчинами и чувствующие себя среди них «в своей тарелке». Но встречается такое нечасто.

Мальчик и девочка — такие разные
Пол ребенка предопределяет некоторые его психологические особенности, которые обязательно нужно учитывать в воспитании и обучении.
Так, девочки больше ждут похвалы от учителя или взрослого человека, чем мальчики. Девочки быстрее схватывают новый материал, больше любят маленькие помещения и небольшие компании хороших подруг. Мальчикам нужно больше простора — побегать, залезть куда-нибудь, они быстрее находят общий язык с малознакомыми ребятами. Девочки раньше начинают говорить и делают это лучше мальчиков.

Мальчики лучше адаптируются в новых условиях и в стрессовых ситуациях, а девочкам проще работать с однотипными заданиями, требующими сосредоточения внимания. Для девочки в любом возрасте важнее похвала взрослого и опытного человека, а для мальчика — признание сверстников.

Это те различия, которые проявятся у ребенка, независимо от воспитания.

Гендерные ожидания
Несмотря на происходящие в настоящее время процессы выравнивания мужчин и женщин в их правах, мы все же представляем себе женщину более нежной, эмоциональной, отзывчивой. Она — слабый пол, выполняет более легкую работу, чаще подчиняется воле мужчины, воспитывает детей и смотрит за домом. Мужчина представляет собой ее противоположность.

Как бы лояльно мы не относились к идее равенства полов, нам непривычен мужчина, который занимается домашними делами, находится в декретном отпуске по уходу за младенцем и во всем подчиняется супруге, занимающей высокий пост и проявляющей себя как самодостаточная личность.

Существует условное разделение мальчиков и девочек (по поведению и воспитанию) на классических и неклассических. Классические — это те, воспитание и поведение которых соответствует общепринятым нормам и гендерным ожиданиям общества, в котором они живут. Неклассические же идут вразрез с существующей нормой, обладают определенными существенными чертами, приписываемыми противоположному полу.

«Маменькин сыночек» — это неклассический мальчик, а девочка-«пацанка» — неклассическая девочка. Такие дети могут в дальнейшем испытывать определенные проблемы в обществе, особенно консервативном. Важно научить ребенка ценить и любить себя несмотря ни на какие стереотипы и непонимание со стороны других.

Родителям необходимо понять, какие черты характера и способы поведения могут пригодиться ребенку в дальнейшей жизни, а какие будут только мешать. Первые можно поощрять и развивать, а вторые — пресекать.

Как воспитываем?
Я придерживаюсь мнения, что в воспитании ребенка следует учитывать его половую принадлежность, чтобы адаптировать к жизни в обществе, сделать полноценной личностью. Но главное — во всем соблюдать меру, не говорить ребенку по сто раз на день: «Ты мальчик, поэтому…» или «Так как ты девочка, то…».

С того момента, как родители узнают пол своего будущего малыша, они начинают (возможно, еще неосознанно) заниматься воспитанием и прогнозированием его будущего.
Родители по-разному относятся к ожиданию сына и дочки. Традиционно, мужчины больше рады появлению сына: наследника и помощника. Женщина же больше ориентирована на рождение дочери. Народная мудрость гласит «сперва нянька, потом лялька». Т. е. сначала — девочка (которая быстрее взрослеет), а потом — мальчик (сестра помогает его нянчить).

Почти с самого рождения мы воспитываем их неодинаково: снисходительней относимся к плачущей дочке, чем к плачущему сыну, чаще повышаем голос на мальчика. К нему же чаще применяем физические наказания. Девочку чаще обнимаем, целуем, берем на руки. А ведь любому ребенку необходимы ласка, тепло и внимание. То, что мальчики чаще всего раньше отказываются от нежности взрослых обусловлено чаще всего именно воспитанием.

«Ты мальчик и должен уступить место девочке. Мальчики не плачут!», — это не только передача социального опыта, но и воспитание строго определенных черт характера будущего человека. Порой мы даже не отдаем себе отчета в том, что наши слова имеют оценочный оттенок.

Лучше всего вместо этих фраз использовать собственный пример родителей. Ведь дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) во всем стараются подражать взрослым!

Теги: дети, воспитание, мальчик, девочка, пол, гендер

Ребенок ничего не хочет в жизни: почему дети ничего не хотят делать и как им помочь

<<Лид>>

Анастасия Кузнецова,

практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог, тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»

Ребёнок ничего не хочет

Представим: школьник постоянно лежит с телефоном в руках, безынициативно реагирует на ваши предложения позаниматься чем-то вместе, а школьные занятия, чтение и спорт ему в тягость. Обычно такая ситуация вызывает беспокойство, а подчас и раздражение у родителей. Когда ребёнок не хочет ничего делать ни в школе, ни за её пределами, с языка так и срывается слово «лень». Но за ней скрывается отсутствие мотивации, а причины этого не всегда подвластны ребёнку. Часто, чтобы справиться с этим, школьнику нужна помощь взрослых и родительская поддержка.

Почему дети не хотят ничего делать

Одна из причин, по которой ребёнок может испытывать равнодушие к активной деятельности, заключается в том, что он просто не знает, чем можно заниматься. В современном мире выбор занятий и профессий так многообразен, что домашняя и школьная среда не успевают его со всем познакомить. Поэтому родителям важно постараться показать ребёнку, что есть интересного в мире, и не пускать его профориентацию на самотёк — особенно в младшем возрасте. Рассказы о профессиях и хобби, посещение музеев, чтение научно-популярных книг, просмотр документальных фильмов — всё это поможет расширить выбор занятий для ребёнка и повысит шансы, что какое-то дело придётся ему по душе.

Вторая распространённая проблема — ошибка в родительском поведении. Когда родители навязывают ребёнку занятия, которые ему неинтересны и, наоборот, не поддерживают его собственные начинания. Итог — детская фрустрация и апатия ко всем видам деятельности в будущем. Расхождение между родительскими ожиданиями и желаниями ребёнка приводит к тому, что любая деятельность ассоциируется у детей с принуждением, давлением и контролем извне, а непосредственная радость и удовольствие от процесса остаются за бортом, притом что удовольствие и интерес к делу — главные составляющие внутренней мотивации любого человека.

Низкая мотивация ребёнка часто связана с низкой самооценкой. У всех детей есть природные таланты и наклонности, но видение мира и умение справляться с трудностями зависят в первую очередь от отношений ребёнка с родителями. Если они демотивируют чадо, например фразой «Это для тебя слишком сложно», или сравнивают его с другими, он будет терять интерес к освоению нового. Ребёнку необходима поддержка именно в тот момент, когда у него что-то не получается. Важно помнить, что ошибки — это часть естественного процесса обучения, а несовершенства — то, что делает нас людьми. Важно, чтобы ребёнок не испытывал на себе бремя родительского разочарования при первой же неудаче. Дети, которые не боятся ошибиться, чаще продолжают заниматься тем, что им интересно и легче находят себе увлечения.

Последний блок причин связан с медицинскими факторами. Эмоциональные и ментальные расстройства, а также физические заболевания могут создавать препятствия на пути к учебной или спортивной деятельности. В силу разных факторов — от депрессии до нехватки питательных веществ — ребёнок может не поспевать за нагрузкой в школе или чувствовать себя подавленно. В таких условиях ресурса на поиск хобби или профессиональное самоопределение не остаётся. Помочь в этом случае сможет только психолог или врач.

<<Лидген для статьи>>

Как распознать, что это не лень, а симптомы серьёзных проблем
  • В первую очередь подумайте о консультации с психологом, если в поведении ребёнка произошла резкая перемена. Неожиданно падает успеваемость, школьник, который раньше никогда не прогуливал, перестаёт посещать занятия, некогда активный ребёнок всё время лежит на кровати, общительный подросток избегает друзей и отказывается ходить в гости — всё это должно обеспокоить родителей.
  • Стоит обратить внимание на то, как ребёнок реагирует на предложения позаниматься тем, что обычно приносит ему удовольствие. Когда человеку неинтересны ни учёба, ни развлечения, он не хочет ни работать, ни отдыхать, — вы вполне можете заподозрить, что происходит что-то, с чем ваш ребёнок не может справиться самостоятельно.
  • Полное избегание реальной жизни, предпочтение времяпрепровождения в интернете любым офлайн-занятиям — ещё один тревожный звонок. Потеря баланса между онлайн- и офлайн-жизнью может быть связана с игровой зависимостью, от которой страдают многие дети.
  • Не менее важны физиологические проявления: нарушения сна — ребёнок спит слишком мало или слишком много, не может проснуться с утра, идиопатические боли, хроническая усталость.

Что делать, если ребёнок не хочет учиться
  • Сходить к школьному психологу. Беседа с ним даёт возможность узнать, как ребёнок ведёт себя в тех социальных ситуациях, которые выпадают из поля зрения родителей. Это поможет лучше понять своего ребёнка, а также узнать, не связана ли его апатия с напряжённой атмосферой в детском коллективе.
  • Самостоятельно или у психолога провести диагностику когнитивных функций у ребёнка, таких как память, речь, восприятие информации и внимание. Все функции должны быть развиты в соответствии с возрастными нормами: тогда ребёнку будет легко и приятно учиться. Если же у ребёнка есть проблемы с какой-либо из сфер, ему может быть тяжело и неприятно учиться.
  • Понаблюдать, как ребёнок воспринимает новую информацию вне школы. Интересно ли ему на экскурсиях в музее? Нравятся ли ему какие-то дополнительные курсы, например изучение иностранного языка? Читает ли он книги? Если на что-то из этого вы можете ответить утвердительно, вероятно, проблема не столько в ребёнке, сколько в школе и формате занятий. Тогда можно пообщаться со школьными учителями или даже подумать о смене школы.

Как помочь и не навредить, если ребёнок ничего не хочет в жизни

Ни в коем случае не стоит:

  • Заставлять ребёнка. Ваша цель — восстановить мотивацию ребёнка к обучению, саморазвитию и активной жизни. Ребёнок должен научиться получать удовольствие от деятельности, чего никогда не произойдёт, если он будет ощущать несвободу.
  • Ругаться и повышать голос. Это не только ранит детей, но ещё и не работает. Чем старше ребёнок, тем менее это действенно. Повышенный тон лучше использовать только в экстренных случаях, когда речь идёт об угрозе безопасности ребёнка.
  • Винить ребёнка. В школе дети сталкиваются с большими нагрузками, особенно в старших классах. Экзамены, поступление в университет и подростковый возраст — достаточно сложные испытания для каждого. Ребёнка, который теряет концентрацию и устаёт, важно поддержать и заверить в том, что родители готовы помочь ему при необходимости.
  • Принимать решения за ребёнка. Не стоит записывать ребёнка в кружки, руководствуясь лишь родительскими представлениями. Предоставьте ребёнку возможность выбирать — хоть и в пределах обозначенных вами границ.

Лучше обратить внимание на познавательные склонности и потребности своего ребёнка. Некоторым детям в целом интересно изучать новое и не так важно, каким конкретно предметом заниматься. Другие дети увлекаются конкретной — возможно, узкой — тематикой, для них познание — это прикладной процесс, чтобы лучше разобраться в интересующем их вопросе. Важно, наблюдая за ребёнком, распознать, какой у него темперамент и от чего он получает удовольствие.

Важно, чтобы родитель подавал пример ребёнку. В детстве мы очень пристально следим за тем, чем занимаются наши родители. Когда родители читают книги, осваивают новые навыки, повышают квалификацию, ребёнок и сам тянется к образованию. Когда родители проводят досуг, занимаясь спортом, ребёнок растёт активным. Один из лучших советов, которые можно дать родителю, — стремиться самому быть таким человеком, каким хочешь видеть своего ребёнка.

Профориентация в старших классах

Современное общество заставляет нас самоопределяться достаточно рано. Возможно, слишком рано, учитывая сложность профессий, которые мы осваиваем. Это трудно — из-за научного и технического прогресса деятельность усложняется, а количество профессий растёт. Сориентироваться в огромном количестве потенциальных профессий старшекласснику и даже студенту часто не под силу. И в этом нет совсем ничего удивительного.

Вызовы современности требуют от многих из нас переучиваться, менять профессию — возможно, не один раз за жизнь. Выбирать профессию на всю жизнь больше необязательно, а карьера строится быстрее, чем раньше. Поэтому, не стоит пугаться, если ребёнок не может ответить на вопрос «Кем ты хочешь быть?».

Важно понять, к какому роду деятельности у ребёнка есть склонности — в этом помогут профориентационные курсы или тесты. На них вам также расскажут об актуальных профессиях и об учебных заведениях, в которых можно приобрести необходимые знания и компетенции для развития в подходящей подростку сфере.

Хочу мотивировать ребёнка учиться

Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

media-check-list-parents

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Готово!

Скачать можно тут

Получить гайд

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Гормон кортизол связан с повышенной агрессией у 10-летних мальчиков

Испанские исследователи изучили взаимосвязь между гормонами и агрессивным поведением у девочек и мальчиков в возрасте от восьми до десяти лет. Результаты, опубликованные в Американском журнале биологии человека , подтверждают, что у испытуемых, у которых к десяти годам возрастало наибольшее повышение уровня агрессии, уровень кортизола также повысился в течение этих двух лет.

В детстве мальчики и девочки претерпевают ряд физических и эмоциональных изменений. На самом деле агрессивное поведение можно наблюдать на протяжении всей жизни человека. Новое исследование проанализировало влияние гормонов на это поведение, которое может возникнуть у мальчиков и девочек в возрасте от восьми до десяти лет.

Цель этого исследования заключалась, с одной стороны, в том, чтобы изучить, были ли какие-либо различия в агрессивном поведении девочек и мальчиков в течение двух лет. Другая цель исследования заключалась в том, чтобы рассмотреть, в случае наблюдения изменения поведения, можно ли это изменение поведения объяснить гормональным изменением.

Авторы, в том числе Эйдер Паскуаль-Сагастизабаль, исследователь из Университета Страны Басков, измерили уровни трех стероидных гормонов: тестостерона, эстрадиола и кортизола. Результаты показали, что действительно имело место изменение уровней агрессивного поведения.

«Это встречалось только у мальчиков: в десять лет они были более агрессивны, чем в восемь лет. Тем не менее, уровень агрессии девочек за эти два года не изменился», — объясняет Синк Паскуаль-Сагастизабаль.

Эксперты проанализировали, были ли изменения в каком-либо из измеренных гормонов связаны с изменением агрессивного поведения, которое произошло между этими двумя возрастами. Они обнаружили, что испытуемые, чей уровень агрессии увеличился больше всего к десяти годам, были теми, у кого уровень кортизола также увеличился в течение двух лет.

Напротив, мальчики, у которых уровень агрессии снизился больше всего между восемью и десятью годами, были теми, у кого уровень эстрадиола увеличился больше всего между двумя возрастами.

«Похоже, эти результаты указывают на то, что гормоны по-разному влияют на агрессивное поведение в зависимости от типа гормона: кортизола и эстрадиола. Более высокий уровень кортизола связан с более высоким уровнем агрессивного поведения, в то время как более высокий уровень эстрадиола соответствует снижению уровня агрессивного поведения», — добавляет Паскуаль-Сагастизабаль.

Исследователи пришли к выводу, что это исследование может помочь лучше понять биологические механизмы, лежащие в основе агрессии, путем предоставления дополнительной информации о различных эффектах, которые гормоны могут оказывать на агрессивное поведение у детей школьного возраста в зависимости от типа гормона и пола ребенка. чид.

Нерепрезентативный размер выборки

90 детей (49 мальчиков и 41 девочка) из четырех начальных школ приняли участие в этом исследовании, которое было ограничено тем, что размер выборки не является репрезентативным.

«Целью нашего исследования было не поиск репрезентативного размера выборки, а скорее изучение взаимосвязи между гормонами и поведением в полупродольном исследовании на выборке в возрасте от восьми до десяти лет. В таких случаях довольно сложно работать с очень большими размерами выборки», — подчеркивает исследователь.

Специалистам в этой области хорошо известны трудности, связанные с этими видами исследований. «Нерепрезентативность размера выборки не влияет на точность исследования», — отмечает Эйдер Паскуаль-Сагастизабаль. «Конечно, необходимы дальнейшие исследования, чтобы подтвердить наши выводы», — заключает она.

Детские страхи и тревоги (для родителей)

en español: Miedos y preocupaciones de la infancia

Отзыв: Д’Арси Линесс, доктор философии

Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health

У всех ли детей есть страхи и беспокойства?

Для детей нормально время от времени бояться или волноваться. Эти чувства могут помочь детям быть осторожными. Вещи новые, большие, громкие или необычные поначалу могут показаться пугающими. Родители могут помочь детям чувствовать себя в безопасности и научиться чувствовать себя непринужденно.

Чего боятся дети?

Какие дети боятся изменений по мере взросления. Некоторые страхи распространены в определенном возрасте.

Например:

Младенцы испытывают странное беспокойство. Когда детям около 8–9 месяцев, они могут узнавать лица знакомых им людей. Поэтому новые лица могут показаться им страшными — даже новая няня или родственница. Они могут плакать или цепляться за родителя, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Малыши переживают разлуку. В какой-то момент между 10 месяцами и 2 годами многие малыши начинают бояться расставания с родителями. Они не хотят, чтобы родители оставляли их в детском саду или перед сном. Они могут плакать, цепляться и стараться оставаться рядом со своим родителем.

Маленькие дети боятся «притворяться». Дети в возрасте от 4 до 6 лет могут воображать и притворяться. Но они не всегда могут сказать, что реально, а что нет. Для них страшные монстры, которых они воображают, кажутся реальными. Они боятся того, что может быть под их кроватью или в шкафу. Многие боятся темноты и перед сном. Некоторые боятся страшных снов. Маленькие дети также могут бояться громких звуков, таких как гром или фейерверк.

Дети старшего возраста могут беспокоиться о травмах, погоде или опасности. Когда детям 7 лет и больше, они отличают настоящее от притворства. В этом возрасте они могут начать бояться того, что может произойти в реальной жизни. Например, некоторые могут опасаться причинения вреда «плохими» людьми. Некоторые могут бояться стихийных бедствий, штормовой погоды, насилия или вещей, о которых они слышат в средствах массовой информации. Некоторые могут беспокоиться о разделении семей или потере любимого человека.

У детей младшего и подросткового возраста могут быть социальные страхи. Школа и дружба стали большей частью их жизни. Они могут беспокоиться о домашних заданиях, оценках и успеваемости в школе. Они могут сосредотачиваться на том, как они выглядят, или беспокоиться о том, приспособятся ли они, будут ли их осуждать или подвергать запугиванию. Социальные страхи могут вызвать у них чувство беспокойства или страха перед отчетом в классе, поступлением в новую школу, сдачей важного экзамена, игрой в большую игру или прогулкой по столовой. В этом возрасте их заботы и заботы также могут быть сосредоточены на более серьезных проблемах, таких как климат, несправедливость и справедливость.

Как я могу помочь, если мой ребенок боится?

Когда ваш ребенок боится, вы можете помочь, выполнив следующие действия:

  • Успокойте своего младенца, малыша или совсем маленького ребенка, сказав: «Все в порядке, ты в безопасности, я здесь». Пусть ваш ребенок знает, что вы здесь, чтобы защитить его. Обнимайте и успокаивайте ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности.
  • Пока ваш ребенок растет, говорите и слушайте. Будьте спокойны и успокаивающи. Помогите ребенку выразить чувства словами. Помогите детям попробовать что-то новое.
  • Помогите малышу привыкнуть к новому человеку, пока вы держите его на руках, и пусть он чувствует себя в безопасности. Скоро новый человек уже не будет казаться чужим.
  • Сначала позвольте вашему малышу ненадолго побыть отдельно от вас. Когда вам нужно расстаться с ребенком, скажите, что вернетесь, обнимите его, улыбнитесь и уходите. Пусть ваш ребенок узнает, что вы всегда возвращаетесь.
  • Для маленького ребенка, который боится темноты, приготовьте успокаивающий ритуал перед сном. Читайте или пойте своему ребенку. Пусть они чувствуют себя в безопасности и любимыми.
  • Помогите своему ребенку медленно сталкиваться со страхами. Например, проверьте вместе монстров под кроватью. Когда вы рядом, чтобы оказать поддержку, пусть ваш ребенок увидит, что ему нечего бояться. Помогите ребенку почувствовать себя смелым.
  • Ограничьте количество страшных картинок, фильмов и шоу, которые смотрят дети. Это может вызвать опасения.
  • Помогите детям и подросткам подготовиться к испытаниям, таким как тесты или классные отчеты. Дайте им понять, что вы верите в них.

Нормальны ли страхи и беспокойства моего ребенка или нам нужна дополнительная помощь?

Большинство детей справляются с обычными страхами и тревогами при нежной поддержке родителей. По мере взросления они преодолевают страхи, которые были у них в более молодом возрасте.

Некоторым детям приходится тяжелее, и им нужна дополнительная помощь в борьбе со страхами. Если страхи или беспокойства слишком велики или мешают ребенку заниматься обычными делами, это может быть признаком тревожного расстройства.

Поговорите со своим врачом, если страхи вашего ребенка:

  • кажутся чрезмерными или длятся дольше нормального возраста
  • заставляют вашего ребенка сильно расстраиваться или впадать в истерику
  • не позволяйте ребенку делать что-либо — например, ходить в школу, спать в одиночестве или находиться вдали от вас
  • вызывают физические симптомы (такие как боли в животе, головные боли или учащенное сердцебиение), или ваш ребенок чувствует одышку, головокружение или тошноту

Отзыв: Д’Арси Линесс, доктор философии

Дата пересмотра: май 2023 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts