ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. А. Леонтьев
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление психологии, поставившее своей целью изучение человека в его высших проявлениях, таких как развитие и самореализация личности, её ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, глубинное общение, трансценденция и т. п. Сформировалась в США к нач. 1960-х гг., получив назв. «третьей силы» в амер. психологии в связи с тем, что её представители противопоставляли себя как бихевиоризму, рассматривавшему человеческое поведение по аналогии с поведением животных и как полностью зависящее от внешних стимулов, так и психоанализу, подвергнутому критике за преувеличение роли неосознаваемых влечений и комплексов в жизни человека. С 1961 издаётся «Журнал гуманистической психологии» («Journal of Humanistic Psychology»), в 1962 организована Амер. ассоциация Г. п., в 1970 состоялся 1-й Междунар. конгресс гуманистич. психологии.
В целом Г. п. представляет собой конгломерат разл. школ, разделяющих общие ценности и образ человека как целостного, активного, творческого существа, наделённого потенциями к развитию и самореализации, обладающего определённой степенью свободы от внешней детерминации, руководствующегося смыслами и ценностями в свободном выборе своего отношения к внешним обстоятельствам, способного трансцендировать условия своего существования и даже себя самого. Осн. пафос работ представителей Г. п. (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Ш. Бюлер, Дж. Бюджентал и др.) обращён против господства в психологии сциентистского, механистич. подхода к человеку, перенесённого из методологии естеств. наук.
Переживание человеком мира и себя в мире рассматривается в Г. п. как гл. психологич. реальность, причём сам мир понимается феноменологически – как действительность, данная субъекту в его опыте, переживании, преломлённая через призму смыслов и ценностей субъекта. Уникальность каждого человека, делающая анализ отд. случаев столь же правомерным методом исследования, как и статистич. обобщения, выводится представителями Г. п. не из индивидуальных различий, обусловленных наследственностью и условиями среды, но прежде всего из уникальности жизненных целей и смыслов, реализуемых человеком. Человеческая жизнь рассматривается как единый процесс становления и бытия: человек является одновременно тем, кто он есть, и тем, кем он стремится быть.
Г. п., опирающаяся на идейные традиции гуманизма Нового времени, испытала влияние разл. вариантов философии экзистенциализма, а также феноменологии и ряда восточных филос. -религ. учений (интерес Г. п. к расширению возможностей человека и изменённым состояниям сознания, установка на ценность переживания «здесь и теперь» и др.). Идеи, близкие Г. п., содержались в поздних работах А. Адлера и К. Г. Юнга, а также у ряда др. психологов 1930–1960-х гг. (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мёрфи, Дж. Келли, Э. Фромм).
Возникновение Г. п. было связано с культурной ситуацией в послевоенной Америке, с широким распространением страха перед будущим, одиночества и отчуждённости. Разрушение традиц. системы ценностей и прагматизация жизни породили конфликт между стремлением к искренним и глубоким человеческим отношениям и невозможностью их установить. Г. п., явившись одной из попыток осмысления этих кризисных явлений, оказала влияние на молодёжную контркультуру 1960-х гг., в частности на движение хиппи с его ориентацией на самораскрытие личности «здесь и теперь» и т. п.
Гл. области практич. приложения Г. п. – психотерапия, в контексте которой зародились и были развиты многие из идей, образующих фундамент Г. п., и педагогика, основанная на принципе недирективного взаимодействия учителя с учеником, когда учитель не пытается формировать личность, а создаёт условия для её самореализации и развития творч. способностей. Одним из популярных приложений Г. п. стали тренинги, направленные на личностный рост и межличностное общение. В русле Г. п. были разработаны получившие широкое распространение понятия самоактуализации (А. Маслоу), личностного роста (К. Роджерс), самораскрытия (С. Джурард), аутентичности (Дж. Бюджентал) и др.
Гуманистическая психология это (кратко)
Гуманистический подход в психологии не теряет актуальности уже больше пятидесяти лет. Вероятно, главная причина этого — особенное восприятие каждой личности как уникальной системы, предоставляющей прекрасные возможности для самореализации. Но обо всем по порядку.Общая характеристика гуманистической психологии, краткая история ее возникновения и основные представители, а также метод психотерапии, родившийся благодаря этому направлению, — вот главные аспекты нашего сегодняшнего разговора.
Общие сведения
Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии.
Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.
Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.Рекомендуем: Что такое рефлексия?
Конечно, гуманистическая психология подвергалась и подвергается критике. В первую очередь вызывает вопросы субъективность направления, ведь, ставя во главу угла индивидуальный опыт и индивидуальное суждение личности о самой себе, трудно дать психическим процессам человека объективную оценку, а количественно измерить их и вовсе невозможно. Тем не менее как основа для крайне востребованного метода психотерапии гуманистическая психология по-прежнему сохраняет значимость.
«Третья сила»
На Западе (и прежде всего в США, которые были основным центром влияния в мире психологии в то время) после Второй мировой войны господствовали две психологические школы: бихевиоризм и фрейдизм (а точнее говоря, уже более поздние версии этих направлений — необихевиоризм и неофрейдизм). Гуманистическая психология развивалась как ответ этим направлениям, подход которых к человеку она считала слишком упрощенным. Что же это был за подход?
Первая концепция утверждала, что предмет исследования психологии — поведение человека, а не его сознание, и поведение это строится по формуле «стимул — реакция». «Стимул», «реакция» и «подкрепление» — основные понятия бихевиоризма. Задавая определенный стимул (то есть воздействие со стороны среды), можно добиться нужной реакции (поступков человека), а значит, возможно предсказывать поведение и даже им управлять. Связь между этими двумя компонентами становится особенно прочной, если есть третий элемент цепочки — подкрепление. Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡Рекомендуем: Психосоматические заболевания — это
В большинстве случаев поведение определяется ожиданием положительного подкрепления (благодарность, материальное поощрение, позитивная реакция окружающих), но может быть продиктовано и стремлением избежать отрицательного. Необихевиористы усложнили эту трехкомпонентную структуру и ввели в нее промежуточные факторы, которые замедляют, усиливают или блокируют подкрепление. Таким образом стали анализироваться не только наблюдаемые проявления поведения, но и механизмы, его регулирующие.
Неофрейдизмом называется комплекс течений, которые развились на основе идей Фрейда и его психоаналитической теории. Как известно, в классическом психоанализе движущей силой человеческих поступков считались бессознательные влечения, при этом главная роль отводилась сексуальной энергии. Неофрейдисты не отрицали влияния бессознательного, однако главным источником конфликтов личности считали не его противоборство с сознанием, а воздействие общества.
И вот в 50–60-е годы двадцатого столетия как противовес этим двум течениям возникает гуманистическая школа психологии, которая хотела (и смогла) стать третьей силой американского психологического сообщества. Этот научный подход оформился благодаря известному американскому психологу, создателю иерархической модели потребностей Абрахаму Маслоу; он стал основателем направления, ему же принадлежит выражение «третья сила». Рекомендуем: Особенности сказкотерапииСкачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Основные принципы гуманистической психологии в 1963 году сформулировал первый президент Ассоциации гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь:
- Человек не пассивный наблюдатель, а активный преобразователь своей жизни, обладающий свободой выбора. В личности изначально заложен потенциал развития.
- Опыт личности уникален и ценен, его нельзя анализировать путем простого описания поведения и обобщений.
- Изучение отдельных психических процессов не дает целостной картины. Человек должен изучаться как целое, которое больше суммы его частей.
- Человек от природы наделен положительными качествами, а отрицательные проявляет потому, что не раскрыл свою истинную сущность.
Клиент-центрированная терапия
Рекомендуем: Психология искусства — что это такое?
Такое отношение вытекает из базовых принципов, провозглашенных Бьюдженталем, но активное его внедрение в реальную практику консультирования началось с другого специалиста. Карл Роджерс — вот имя, с которым гуманистическая психология и гуманистическая психотерапия обрели те фундаментальные черты, которые и по сей день ее составляют их основу.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Еще в 1951 году, когда гуманистическая психология только-только начинала заявлять о себе, вышла книга американского психолога Карла Роджерса «Терапия, сфокусированная на клиенте». В ней Роджерс высказывал крамольные для того времени идеи: директивный подход в психотерапии неэффективен, не психолог выступает экспертом и наставником для человека, а человек — сам для себя.
Что такое «директивный подход»? Это как раз такое отношение к клиенту, которое и считалось единственно правильным: психотерапевт руководит ходом беседы, принимает на себя ответственность за исход лечения, в общем, становится на позицию лидера и направляющего, отводя клиенту роль ведомого. Роджерс же выступил как основоположник обратного, недирективного метода консультирования, названного им клиент-центрированной терапией.Как проходит сеанс
Сеанс гуманистической психотерапии строится как диалог, и понимающий, не осуждающий и не критикующий собеседник становится главным условием реабилитации человека, которому потребовалась психологическая помощь. Клиент понимает, что может свободно и открыто выражать свои чувства, в результате чего обретает более ясное понимание и самого себя, и окружающего мира, видит пути выхода из личностного кризиса. В идеале у клиента должна сформироваться и закрепиться положительная самооценка, развиться более объективное отношение к окружающим.Какие принципы, в соответствии с идеями Роджерса, должны лечь в основу работы психотерапевта?
- Важнее всего безоценочное принятие, при котором терапевт позволяет человеку быть самим собой, эмоционально откликается на то, что говорит клиент, но не дает ему никаких оценок.
- Эмпатия, то есть способность распознать то, что чувствует клиент, поставить себя на его место.
- Психотерапевт и клиент — равные участники диалога, и между ними устанавливается прочный психологический контакт.
- Конгруэнтность — открытость и непосредственность, честность и искренность, самовыражение без опасений. Такая манера поведения должна быть свойственна как консультанту, так и (спустя некоторое время) консультируемому.
Психотерапия, возникшая на основе гуманистического направления в психологии, до сих пор остается одним из самых популярных и востребованных направлений психологического консультирования. Особенно она показана людям, страдающим от одиночества, ощущающим острую нехватку понимания и сочувствия.
Клиент-центрированный подход помогает при решении как внутренних, так и межличностных проблем. Важная его особенность — человек сам делает вывод о том, достиг ли он желаемой цели, и, соответственно, сам определяет продолжительность лечения. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Гуманистическая психология – A Level Psychology AQA Revision – Study Rocket
Гуманистическая психология
Психологи-гуманисты подчеркивают важность рассмотрения индивидов в целом, рассматривая ряд влияний на них и пытаясь объяснить здоровый, «нормальный» рост человека.
Свобода воли: Другие подходы к психологии в большей или меньшей степени являются детерминистскими, полагая, что человеческое поведение формируется или определяется такими влияниями, как биология, обучение, воспитание и так далее. Гуманистическая психология предполагает, что люди на самом деле обладают свободой воли в отношении своих действий — способностью делать по-настоящему свободный выбор в отношении своих действий. Поэтому он отвергает попытки других подходов установить общие законы поведения, предполагая, что человеческое поведение непредсказуемо и что каждый человек уникален, так как каждый делает свой выбор в жизни.
Самоактуализация: Маслоу считал, что у людей есть «иерархия потребностей», которые необходимо удовлетворять, чтобы быть удовлетворенными и развиваться как личность. Самые основные потребности — это физиологические (пища, вода и т. д.), за которыми следуют безопасность и защищенность (иметь дом и семью), любовь и принадлежность (иметь друзей и позитивные отношения с членами семьи), самооценка (уверенность в себе). и уважение других) и, наконец, самореализация (творчество и спонтанность). Самоактуализация – это способность человека развивать и реализовывать свой потенциал. Если другие, более базовые потребности не удовлетворены, то человек не может самореализоваться и в результате может стать несчастным или подавленным.
Самость и конгруэнтность: Роджерс предположил, что для того, чтобы расти и развиваться, должна существовать конгруэнтность (эквивалентность) между представлением человека о себе — личностью, которой он себя воспринимает, — и его идеальным я — личностью, которой он хотел бы стать. быть. Если между ними слишком большой разрыв, человек испытывает несоответствие и не сможет самореализоваться, поэтому, возможно, впадает в тревогу и депрессию.
Клиентоцентрированная терапия: Разработанный Роджерсом метод направлен на достижение конгруэнтности у клиента, который играет активную роль в терапии. Причиной неконгруэнтности могло быть отсутствие безусловного положительного отношения со стороны родителей — это означает, что родители человека привязывали к ним «условия ценности» — устанавливая условия их любви. Например, сказать им, что они будут любить их только в том случае, если они чего-то добьются (хорошие результаты на экзамене). Это создает психологические проблемы для человека. В терапии терапевт обеспечивает клиенту безусловное положительное отношение, наряду с эмпатией и искренностью, чтобы попытаться уменьшить несоответствие между представлением клиента о себе и идеальным я.
Оценка:
- Этот подход более холистичен, чем многие другие, так как рассматривает спектр воздействий на человека и не пытается объяснить поведение упрощенно. Это сила, поскольку она лучше отражает сложность человеческого поведения.
- Гуманистическая психология является более позитивным подходом, чем другие, поскольку она оптимистична и ориентирована на личностный рост и развитие. Люди считаются по существу хорошими и способными стать лучше. Это более оптимистично, чем, например, теория Фрейда.
- Этот подход не очень строг с научной точки зрения, поскольку такие понятия, как самость и конгруэнтность, трудно проверить эмпирически. Это ослабляет подход, поскольку ему не хватает научной достоверности.
Просмотры разработки
- Психодинамический подход: ясный и последовательный (психосексуальные стадии)
- Когнитивный подход: объясняет развитие ребенка, прохождение этапов и развитие схемы
- Биологический подход: развитие связано с физическим развитием, т.е. рост и сложность мозга
- Гуманистический подход: родители играют роль в развитии. Самость можно развивать на протяжении всей жизни
- Подходы к обучению (бихевиоризм, SLT): обучение происходит одинаково на любом этапе жизни (без учета развития)
Природа против воспитания
(Врожденное поведение по сравнению с поведением, обусловленным окружающей средой)
- Подходы к обучению (бихевиорист, SLT): поддержка воспитания. Люди — это «чистые листы» и продукты обучения и воспитания
- Биологический подход: поддерживает природу. Поведение, обусловленное физиологическими процессами, на которые влияют гены
- Психодинамический подход: поддерживает природу (врожденные влечения и инстинкты) и воспитание (роль воспитания – психосексуальные стадии)
- Гуманистический подход: поддерживает природу (естественная склонность к самореализации) и воспитание (отношения с родителями и другими людьми)
- Когнитивный подход: поддерживает природу (биологические способности обработки) и воспитание (развитие схемы через окружающую среду)
Редукционизм против холизма
(Разбивка поведения на части, которые можно изучать, по сравнению с рассмотрением ряда факторов, влияющих на поведение)
- Бихевиористский подход: очень редукционистский – поведение, обусловленное стимулом-реакцией
- Подход к социальному обучению: чуть менее редукционистский, как и рассмотрение познания
- Биологический подход: очень редукционистский, объясняющий поведение уровнями химических веществ, структурой мозга
- Психодинамический подход: довольно редукционистское поведение из-за примитивных влечений, но учитывает воспитание и другие факторы
- Когнитивный подход: обвиняется в машинном редукционизме — обращении с людьми как с компьютерами. Тем не менее, учитывает, как познание влияет на обучение и взаимодействует с другими влияниями
- Гуманистический подход: целостный. Учитывает диапазон влияний на отдельного человека
Детерминизм против свободы воли
(Поведение, определяемое факторами, находящимися вне чьего-либо контроля, по сравнению с поведением, обусловленным сознательным свободным выбором)
- Бихевиористский подход: детерминистский («жесткий детерминизм»). Поведение из-за процессов обучения вне нашего контроля
- Биологический подход: детерминистский («жесткий детерминизм»). Поведение, обусловленное структурой мозга, генами, нейротрансмиттерами, вне нашего контроля
- Психодинамический подход: психический детерминизм («жесткий детерминизм») — поведение, обусловленное бессознательными влечениями и инстинктами, находящимися вне нашего контроля
- Когнитивный подход: детерминистский («мягкий детерминизм») — поведение, управляемое существующей схемой и стадией развития, но есть некоторый выбор над мыслями
- Подход к социальному обучению: взаимный детерминизм («мягкий детерминизм») — поведение, управляемое обучением, но некоторый выбор действий, которые мы выбираем для выполнения
- Гуманистический подход: свободная воля. Поведение сводится к сознательному свободному выбору личности
Объяснения ненормального поведения
Подходы объясняют, что ненормальное поведение связано с:
- Бихевиористский подход: ошибочное обучение (негативное поведение каким-то образом подкрепляется). Можно лечить «разучиванием» — контробусловливанием.
- Подход к социальному обучению: негативных/дисфункциональных ролевых моделей.
- Психодинамический подход: детские травмы, неразрешенные бессознательные конфликты, чрезмерное использование защитных механизмов. Можно лечить, выявляя и разрешая подавленные конфликты с помощью психотерапии.
- Когнитивный подход: ошибочных/иррациональных мыслительных процессов. Можно лечить с помощью когнитивно-поведенческой терапии, в которой отрицательные мысли бросают вызов.
- Гуманистический подход: несоответствие между представлением о себе и идеальным Я, неспособность к самореализации. Можно лечить путем достижения конгруэнтности через клиентоцентрированную терапию.
- Биологический подход: дисбаланс гормонов/нейротрансмиттеров, генетическая наследственность, дефекты структуры/работы мозга. Можно лечить медикаментозной терапией.
Идиографический против номотетического
(Изучение и объяснение индивидуального поведения с помощью тематических исследований по сравнению с изучением больших групп для установления общих законов)
- Подходы к обучению (бихевиористские, SLT): номотетические
- Когнитивный подход: номотетический (хотя в качестве доказательства используются тематические исследования)
- Биологический подход: номотетический (хотя в качестве доказательства используются тематические исследования)
- Психодинамический подход: идиографический
- Гуманистический подход: идиографический
- Какой метод использовал Вундт в первой психологической лаборатории?
- Самоанализ
- Какой подход возник в конце 20 века?
- Ваш ответ должен включать: Когнитивные/нейронауки
- Кто исследовал классическую кондицию на собаках?
- Павлов
- Какую концепцию разработал Бандура?
- Ваш ответ должен включать: Социальные сети / Обучение / Теория / SLT
- Как предполагает когнитивный подход, как работает разум?
- Компьютер
- Каков фактический набор генов у человека?
- Генотип
- Какой процесс вызывает эволюцию в организмах?
- Ваш ответ должен включать: Natural / Selection
- Что такое первая психосексуальная стадия согласно психодинамической теории?
- Оральный
- Какие три части личности, согласно психодинамической теории?
- Ваш ответ должен включать: Id / Ego / Superego
- Каков верхний уровень иерархии потребностей Маслоу?
- Самореализация
Гуманистический подход (к поведению человека)
Основные положения гуманистического подхода :
- Гуманистический подход возник в США в 1950-х годах (работы Маслоу и Роджерса)
- Сосредоточение внимания на сознательном опыте, а не на поведении (например, бихевиоризм, теория социального обучения и когнитивные исследования)
- Личная ответственность и свобода воли
- Опыт, а не использование экспериментального метода
- Индивидуальный
Подход и свобода воли:
Гуманистический подход сильно отличается от других подходов, которые мы уже изучали, тем, что он утверждает, что люди по своей сути0007 самоопределение и свободная воля . Подход по-прежнему утверждает, что люди подвержены влиянию внутренних (биологических) и внешних (социальных) влияний, но они являются активными агентами , которые способны определять свое собственное развитие в рамках ограничений, налагаемых другими силами. Гуманистический подход отвергает научные модели, пытающиеся установить общие законы поведения, и вместо этого занимается изучением субъективного опыта. Часто упоминается как личностно-ориентированный подход
Самоактуализация и иерархия потребностей Маслоу:
Самоактуализация представляет собой самый верхний уровень иерархии потребностей Маслоу. Маслоу считал, что хотя у всех есть желание, не все достигают самореализации.
Считается, что самореализация может быть достигнута поэтапно. Он определил 5 самых основных потребностей человека и предположил, что 4 более низкие стадии (потребности дефицита) должны быть достигнуты, прежде чем кто-то сможет работать над самоактуализацией (потребность роста). .
Самореализация Определение Стремление психологически расти и реализовывать свой потенциал, становясь тем, на что вы способны.
Сосредоточенность на себе и конгруэнтности:
Для достижения самоактуализации и личностного роста концепция человека о себе ( как он видит себя ) должна быть почти эквивалентна (иметь конгруэнтность) его идеалу self ( человек, которым они хотят быть ). Движение к согласованности: Самоактуализация возможна Несоответствие: Самоактуализация невозможна
Если между этими двумя «я» существует слишком большой разрыв, человек будет в состоянии неконгруэнтности, и самоактуализация будет невозможна, потому что несоответствие порождает негативное чувство собственного достоинства.
Условия ценности (почему возникает несоответствие) Роджерс считал, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся во взрослом возрасте, такие как чувство бесполезности и низкая самооценка, берут свое начало в детстве. Он предположил, что эти проблемы можно объяснить отсутствием безусловное положительное отношение от наших родителей, в основном, что родители не дали безусловной любви. Родители, которые устанавливают границы, ограничения и условия для своей любви к своему ребенку, накапливают психологические проблемы для дальнейшей жизни, например, . обусловленной любви , «Я буду любить тебя только в том случае, если ты будешь вести себя хорошо»
Влияние на консультирование (как разрешить несоответствие)
Чтобы уменьшить разрыв между концепцией Я и идеальным Я, Роджерс разработал терапия, ориентированная на клиента , чтобы помочь людям справиться с проблемами повседневной жизни.
Те, кто проходит терапию, являются клиентами, а не пациентами, человек является экспертом в отношении своего состояния. Недирективная терапия, при которой клиент поощряется к поиску собственных решений в теплой, непредвзятой, терапевтической атмосфере. Эффективный терапевт должен быть в состоянии обеспечить своим клиентам безусловное положительное отношение, которого они не получали в детстве. Цель состоит в том, чтобы повысить чувство собственного достоинства человека и уменьшить неконгруэнтность.
Оценка гуманистического подхода (AO3):
Сильные стороны:
(1) БАЛЛ: Сильная сторона гуманистического подхода не является детерминированной. ОБЪЯСНЕНИЕ/ПРИМЕР: Например, в соответствии с этим подходом человек имеет возможность определять свое собственное развитие. РАЗРАБОТКА: Это сила, потому что означает, что такой подход к человеческому поведению не сводится к простому заранее запрограммированному поведению, вместо этого он учитывает способность людей определять свое собственное поведение.
(2) ТОЧКА: Сила гуманистического подхода в том, что он не является редукционистским. EXPLAIN/EXAMPLE: Например, гуманисты отвергают любые попытки разбить поведение и опыт на более мелкие компоненты. РАЗРАБОТКА: Это сила потому что это означает, что подход может иметь гораздо большую достоверность , чем его альтернативы, при рассмотрении значимого человеческого поведения в контексте его реальной жизни.
Слабые места:
(1) Точка: Слабые стороны гуманистического подхода заключается в том, что существует Данные , чтобы критиковать гуманистический подход. EXPLAIN/EXAMPLE: Например, , многие качества, считающиеся желательными в рамках данного подхода (автономия, личностный рост), скорее ассоциируются с индивидуалистической, чем с коллективистской культурой. РАЗРАБОТКА: Это недостаток, потому что подход можно считать этноцентричным и культурно предвзятым.
(2) POINT: Слабость гуманистического подхода в том, что его можно критиковать за ограниченность приложений . ДОКАЗАТЕЛЬСТВО/ПРИМЕР: Например, подход описывается как свободный набор компонентов, а не всеобъемлющая теория. РАЗРАБОТКА: Это слабость потому что, несмотря на революцию в консультировании, этот подход мало повлиял на психологию в целом.
(3) POINT: Слабость гуманистического подхода в том, что он не поддерживает использование научных методов . ДОКАЗАТЕЛЬСТВО/ПРИМЕР: Например, гуманистические концепции, такие как конгруэнтность и самоактуализация, не могут быть научно проверены с помощью сканирования или тщательно спланированных экспериментов.