Мотивация психология: Теории и виды мотивации в психологии

внутренняя мотивация, и как её развить — Моноклер

Рубрики : Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование: 

Donate


«Мотивация» – слово, которое звучит сегодня со всех сторон. Несмотря на прочную ассоциацию с малополезными тренингами личностного роста, на этом понятии «замешаны» многие наши решения и поступки. Более того, её присутствие/отсутствие, качество, сила могут говорить о нашем психологическом состоянии не меньше, чем другие поведенческие показатели. Разбираемся с клиническим психологом Владимиром Перебейносовым, где проходит граница между внешней и внутренней мотивацией, как внутренняя мотивация связана с нашей самоидентификацией и глубинными ценностями, почему их так сложно распознать, а, осознав, интегрировать в собственную жизнь и как медитация и психологическое сопровождение помогают находить, держать в фокусе внимания, поддерживать свои ценности и мотивацию и жить в согласии с ними.

«Стремитесь быть не самым успешным, а самым ценным»

Альберт Эйнштейн

Тема внутренней мотивации, критерии, определяющие её возникновение, сила мотивационных стремлений человека и возможность их пробуждения интересуют меня на протяжении длительного времени.

Мэт Фицжеральд в книге «Как сильно ты этого хочешь?» приводит исследования Якоба Ганевара, который пытался понять зависимость результата в марафоне от особенностей поставленной цели. И пришел к выводу, что наибольшего результата достигали спортсмены, мотивированные личными целями, такими как самореализация, самоутверждение в собственных глазах или даже поиск смысла жизни. Я подумал, что это очевидно, так как об этом говорят во многих книгах по саморазвитию, бизнесу и психологии. Однако несколько вопросов не давали мне покоя, я размышлял и не мог дать на них четкого ответа:

Где границы между внешней и внутренней мотивацией? И самое главное, от каких критериев зависит ее появление?

Фактически, любая мотивация является внутренней. Даже если мы делаем что-то только для того, чтобы не получить розги, мы делаем это, исходя из внутреннего переживания страха. Эдвард Деси смог примерно ответить на эти вопросы и выделил 3 основные потребности, удовлетворение которых влияет на силу внутренней мотивации:

— потребность в самодетерминации (или потребность в автономии), которая представляет собой стремление чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать своё поведение.

потребность в компетентности, под которой подразумевается желание субъекта достичь определённых внутренних и внешних результатов, стремление быть эффективным в чём-либо.

— потребность во взаимосвязи с другими людьми (relatedness need), которая обозначает стремление субъекта к установлению надёжных отношений, основанных на чувствах привязанности и принадлежности.

Однако, мне кажется, что вышеперечисленные потребности являются скорее тем, что поддерживает внутреннюю мотивацию, чем тем, что её создает.

По-настоящему создают внутреннюю мотивацию, придают человеку энергию и направленность, которая будет поддерживать его продолжительное время, – ценности и смыслы, которые человек вкладывает в свои действия.

Приведу пример. Известный психолог, философ, создатель логотерапии (метод психотерапии, основанный на анализе и поиске смыслов) Виктор Франкл, узник концлагеря, помогал другим людям, оказавшимся в жутких условиях, справиться с тем, что они переживают, и пытался придать им сил, будучи сам окруженный страданиями, смертью и голодом. Несомненно, он чувствовал глубокую взаимосвязь с другими людьми. Но была ли у него автономия в его действиях? Стремился ли он быть эффективным? Ответов на эти вопросы мы точно не знаем. Но, судя по его книгам и биографии, он видел глубочайшую ценность в человеческой взаимопомощи и взаимоподдержке и смысл в том, чтобы помогать другим выжить. Именно это зажигало огонь внутри него, который был в основе его активности. Вот как сам Франкл описывал свое положение в концлагере и условия работы:

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию»

(В. Франкл, «Сказать жизни «Да!» Психолог в коцлагере»)

Получается, что ценность психологической работы и помощи + смысл направленности этой деятельности на людей и глубокое чувство причастности и взаимосвязи порождало у Виктора Франкла активность, практически не зависящую от внешних стимулов или условий:

«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше:

«Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».

Поэтому, как бы мы ни пытались уйти от обсуждения более глубоких и фундаментальных тем окружающей нас действительности, таких как смыслы и ценности, мы приходим к тому, что это основа наших действий, самореализации, мотивации и глубинной связи с другими людьми. Поэтому со своими частными клиентами и пациентами, попадающими в стационар, страдающими от различного рода трудностей с самореализацией, ощущения пустоты и одиночества, с теми, кто потерял мотивацию двигаться дальше, мы разбираем, живет ли человек, исходя из своих собственных ценностей, какие смыслы он вкладывает в себя и собственную жизнь, в свои действия.

Тема движения очень важна. Мы постоянно и непрерывно движемся. Даже без активного деяния происходят процессы, постепенно продвигающие нас в том или ином направлении. Поэтому стоит понимать, что движение – это естественная и ненасыщаемая потребность

, а значит, необходимо лишь её пробудить; она уже есть в нас. Эта идея дает надежду на то, чтобы найти внутренние стремления в человеке и в самом себе, когда кажется, что их уже не осталось.

Мы разбираем тему того, живет ли человек, исходя из своих собственных ценностей, какие смыслы он вкладывает в себя и собственную жизнь, в свои действия.

В своей психологической практике я сталкиваюсь с людьми, живущими внешними мотивационными стремлениями, а именно с тем, чего им хватает, как правило, примерно до 35-ти лет. После этого наступает момент кризиса. Тот, кто действительно останавливается, начинает переосмыслять ценности и вставать на новый путь своего развития, как правило, обладает внутренним ресурсом для этого, сложившимся на основе его воспитания и/или жизненного опыта; способен не уйти в деструкцию, а действительно столкнуться с пугающими и сложными переживаниями.


Читайте также Жизнестойкость: от чего она зависит и как её развить

И именно здесь я хочу отметить бесценную важность психологического и психотерапевтического сопровождения, которое способно удерживать человека от жестких провалов, помогать ему разобраться, увидеть надежду, дать опору и силы; направить энергию размышлений и возникающих чувств в действительно нужное русло.

Задание 1. Постарайтесь в полном одиночестве и придающем силы месте или в диалоге с чутким для вас человеком ответить на вопросы: Какие ценности вы видите и преследуете в собственной жизни? Что именно для вас имеет первостепенное значение? По ответам можно увидеть, живет ли человек осознанно или больше под влиянием социума или заложенных в него родительских установок. Про что эти ответы? Про ценности или больше про шаблоны и сферы жизни, которые почему-то должны быть удовлетворены и достигнуты; в которые по какой-то причине должны быть вложены силы. Поэтому необходимы ответы на вопросы: «Что именно я вижу ценного в этом мире для самого себя и других людей?  Что имеет для меня значение? В какие ценности я готов вкладывать силы и видеть, что это именно то, что мне нужно? Что наиболее важно и значимо в окружающем меня мире?» Если действительно найти ответы на эти вопросы, по-настоящему прислушиваясь к себе, и жить с ценностью этого, то придет ощущение наполненности жизни, её развития и значения.

Задание 2. Однако, далеко не всегда мы можем, осознав ценности, действительно начать путь в направлении попыток их привнести в свою жизнь. Например, я могу видеть ценность в глубоком общении и взаимодействии, однако ничего не делать для того, чтобы привнести это в свою жизнь. Здесь важно понятие «смысл». О понятии «личностного смысла» Леонтьев говорил как о

субъективном значении данного объективного значения. Что по смыслу очень близко к понятию «ценности», которые, по определению того же Леонтьева, являются подлинно функционирующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, воздействующими на поведение независимо от их воссоздания в сознании, не отвергающие существование не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической натуре сознательных убеждений или представлений субъекта о своих ценностях.

Я понимаю смысл, в данном контексте, как направленность ценности. Например, я могу в полной мере осознавать ценность глубокого и искреннего общения или ценность взаимодействия с природой; однако ничего не делать для того, чтобы привнести это в свою жизнь. И дело не в лени.

То есть во втором задании необходимо оглянуться вокруг себя и ответить на вопрос: «Для чего мне привносить данную ценность? Куда я хочу / могу / должен её направить?». Например, я могу осознать, что моя ценность глубокого и искреннего общения приносит мне и другим людям чувство удовлетворения и наполненности; тогда больше вероятности появления внутренней мотивации реализовывать свою ценность для себя и других людей.

Задание 3. Самонастройка. Осознания мало. Для того чтобы жить в соответствии со своими ценностями и реализовывать их по средствам личностного смысла, необходимо также постоянно направлять себя, так скажем, «на волну», на которой мы будем плыть. Нам необходимо «настраивать» себя. Периодически вспоминать о своих ценностях, чтобы они были в фокусе внимания нашей жизненной направленности, чтобы мы руководили нашей жизнью, исходя из них. Когда мы отдаем пульт управления чему-либо вопреки нашей внутренней жизни, мы таим в себе неудовлетворенность, которая постепенно накапливается внутри в виде потери жизненной энергии, и живем не так, как нам хочется.

«Настраивать» себя можно абсолютно по-разному. Кому-то помогает нахождение наедине с природой, кому-то медитация, другим религия или эзотерические практики.

«Самонастройка» позволяет оставаться в ладу с собой и принимать жизненные неудачи, наблюдая, а не проваливаясь в них с головой. Вариантов настройки очень много.

И тогда нам нужно еще несколько составляющих, которые помогут поддерживать этот самый «настрой», а именно: регулярность и дисциплина.

Регулярность как постоянство не значит, что настройку обязательно проводить часто, но это нужно делать периодически. А дисциплина не означает плана и четко подобранного времени, но значит, что это необходимо делать, быть может, вопреки старахам и нежеланию. Дисциплина, в первую очередь, как возможность не поддаваться чувствам и идти вслед за принятым решением. Вслед за решением ежедневно напоминать себе о своих ценностях и спрашивать себя.

Здесь бы я хотел отдать свой голос за медитацию. И немного рассказать о её эффективности в процессе «самонастройки» с научной точки зрения.

При длительной практике медитации происходят различные процессы в головном мозге, но я бы хотел отметить тот, что развивается у людей, практикующих медитацию на протяжении длительного времени.

На первом этапе, когда происходит отвлечение, усиливается активность областей, образующих сеть пассивного режима работы мозга. Она объединяет такие области, как медиальная префронтальная зона коры, задняя поясная кора, предклинье, нижняя теменная долька и латеральная область височной коры. Известно, что данные структуры активны в то время, когда мы «витаем в облаках». Они играют ведущую роль в создании и поддержании внутренней модели мира, основанной на долговременной памяти о себе и окружающих.

На втором этапе, когда осознается отвлечение, активируются другие участки мозга — передняя часть островка и передняя поясная кора (структуры образуют сеть, отвечающую за познавательные и эмоциональные функции). Эти области связаны с субъективно воспринимаемыми чувствами, которые могут, например, способствовать отвлечению во время выполнения задания. Предполагается, что они играют ключевую роль в выявлении новых событий и переключении между разными сетями нейронов во время медитации. Например, они могут вывести мозг из пассивного режима работы.

На третьем этапе вовлекаются дополнительные области, в том числе дорсолатеральная префронтальная кора и нижнелатеральная часть теменной доли, которые возвращают внимание, «отцепляя» его от отвлекающего стимула.

И, наконец, на последнем, четвёртом этапе сохраняется высокий уровень активности в дорсолатеральной префронтальной коре, что позволяет удерживать внимание медитирующего на заданной цели, например, на дыхании.


Читайте также
— Влияние медитации на мозг: миф или реальность?
— «Измененные черты характера»: как медитация меняет наш разум, мозг и тело

Другими словами, данные показатели говорят о том, что при длительном занятии медитативными практиками мы способны сохранять, направлять и удерживать внимание, нашу концентрацию на чем-то для нас важном и необходимом, а следовательно, научиться настраивать себя и постепенно строить внешнюю жизнь, исходя из своих внутренних ценностей. То есть формируются процессы, которые автоматически способны «настраивать» нас на что-то по-настоящему ценное и важное для нас.

Подводя итоги, я бы сказал о том, что для развития внутренней мотивации необходима, с одной стороны, внутренняя работа (в виде диалога с самим собой, осознания, поиска смыслов, регулярности и дисциплины, поиска ориентиров, общения и коммуникации, психотерапии и т.д.), а с другой стороны, недеяние как процесс самонастройки, наблюдения и спокойного пребывания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

медитациянейронаукапсихология

Мотивация — Психология человека

Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес.
Наполеон I Бонапарт

Я думаю, все вы, уважаемые читатели, прекрасно знаете о том, что мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек, и даже, можно сказать, “живым”, в более широком смысле этого слова. А то, что нам нужно быть именно такими в этой жизни, чтобы достойно ее прожить, это на мой взгляд, очевидно. Но важность важностью, а мотивацией ведь еще и пользоваться нужно уметь правильно, чтобы грамотно управлять своей энергией и своими желаниями, и не позволять этого делать другим людям. Мы сами должны решать, к чему стремиться в этой жизни и каким именно образом, потому что наша жизнь – это именно наша жизнь, и никто кроме нас, не вправе ею распоряжаться. Другие люди могут быть для нас достойным примером для подражания, учителями, наставниками, вдохновителями, но никак не теми, кто будет решать за нас, как и для чего нам жить. Так что давайте рассмотрим тему мотивации самым тщательным образом, чтобы вы, друзья, смогли научиться правильно мотивировать, в первую очередь самих себя, а по возможности и необходимости и других людей.

Первым делом, конечно же, давайте с вами выясним, что такое мотивация. Давайте дадим определение этому слову и понятию. Нам ведь надо понимать, с чем именно мы имеем дело. Мотивация – это сила, основанная на глубинном желании, которая заставляет людей стремиться к достижению своих целей. Вот, в общем-то, и все, что можно о ней сказать. Но в ходе обсуждения этого вопроса, вы, уважаемые читатели, убедитесь в том, что мотивация – это гораздо более сложное понятие, чем видно из его определения.

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внешней и внутренней. Давайте сначала выясним, что такое внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация [интринсивная] – это движущая человеком сила, которая возникает не из-за внешнего воздействия, а берет свое начало внутри самого человека. Что же порождает внутри нас эту силу? Очень хорошим примером в данном случае, я считаю, будет такая эмоция, как интерес, то есть, интерес к чему-либо или к кому-либо, благодаря которому мы испытываем желание что-то делать. Мне очень нравится именно этот пример, потому что, когда мы что-то делаем, прежде всего из интереса, или даже можно сказать, из любви к этому делу – мы делаем это очень хорошо, потому что считаем это дело своим и видим в нем смысл. Вот представьте себе, что я занимаюсь чем-то, прежде всего потому, что мне это интересно, а не потому, что я должен или вынужден этим заниматься, ради тех же денег или чего-то еще. Имею я в таком случае право считать то дело, к которому я проявил интерес и которое я сам выбрал – проявлением моего собственного желания? Полагаю, что имею. А значит в данном случае речь идет о моей внутренней мотивации. Я делаю то, что хочу делать, а хочу я делать то, что мне интересно. А вот почему мне что-то интересно – это уже другой вопрос. Совсем необязательно, что мой интерес к чему-то берет свое начало исключительно внутри меня самого и никак не связан с внешним миром. Но дело не в этом – дело в том, как мой интерес может быть связан с внешним миром. Здесь я считаю, важную роль играет такое чувство, как свобода. А что такое свобода? Это прежде всего свобода выбора, верно?

Вот, скажем, когда я выбирал, на кого мне учиться – я руководствовался не чьими-то там советами и даже не учитывал потребности рынка труда, я руководствовался исключительно своим интересом и своим представлением о том, что важно для меня в этой жизни. Мне говорили – иди учиться на юриста или экономиста, или на худой конец на программиста, потому что эти специалисты востребованы на рынке труда и им хорошо платят. А я отвечал, что мне плевать на рынок труда, плевать на то, в ком он нуждается – я буду изучать то, что мне интересно, а именно, психологию. Я буду изучать ее потому, что я хочу этого, потому что мне это интересно, и потому, что считаю, что те знания, которые она дает, являются одними из самых важных для жизни. Безусловно, есть и другие науки, тоже очень интересные и не менее полезные для жизни, та же философия – мать всех наук, которая помогает людям обрести мудрость, или медицина, которая заботится о здоровье человека, важность которого мы все прекрасно понимаем. Или, если говорить о точных науках, физика – тоже очень интересная наука. Но мне больше всего нравится именно психология, поэтому я решил изучать ее. А все остальное, мне тоже интересно, но в несколько меньшей степени. Я бы и рад изучать все, что есть в этом мире, потому что понимаю, что мир не делится на науки – он един и целостен, поэтому в нем обо всем нужно знать. Вот только никакой жизни на это не хватит, на то, чтобы все узнать, все изучить. Поэтому приходится выбирать что-то конкретное. Главное, чтобы это что-то конкретное, нам нравилось, чтобы мы испытывали к этому интерес.

А что касается заработка денег, то друзья, давайте взглянем правде в глаза – действительно классные специалисты, тем более в таких областях, как психология, которая будет жить столько, сколько будут жить люди, всегда и практически везде нужны. Следовательно, чтобы не остаться без куска хлеба – я, и вообще кто угодно, просто должен стать одним из самых лучших в своей области, тогда проблем с деньгами у человека не будет. А чтобы стать в чем-то лучшим – человек должен любить то, чем он занимается. А как вы сможете что-то полюбить – если вы сами не выбирали то, чем вам заниматься, если у вас нет искреннего интереса к своему делу, потому что вы не считаете его своим? Ну, люди, конечно, умудряются влюбляться в то, к чему они просто привыкают, но как по мне, то без изначальной страсти и влюбленности в свое дело – его сложно по-настоящему полюбить всем своим естеством.

Так что без сильной внутренней мотивации вы не сможете стать одним из лучших в своем деле, если только вы не любите деньги так сильно, что готовы ради них стараться быть лучшим в том, чем вы занимаетесь. Но как показывает жизнь, деньги далеко не всегда способствуют преданности человека своему делу, они скорее способствуют его преданности им самим. А преданность делу, основанная на любви и интересе к нему, и преданность деньгам, которые за счет этого дела зарабатываются – это разные вещи.

Помимо уже сказанного выше, следует сказать также и то, что наши желания, основанные на нашем интересе к чему-либо, в некоторой степени вызваны и внешними раздражителями. Я хоть и говорю об интересе, как о проявлении внутренней мотивации, но боюсь, что с этой эмоцией не все так просто. И если рассуждать о ней более глубоко, то мы обязательно увидим ее связь с внешним воздействием на нас. Скажем, мое желание изучать психологию, основанное на моем интересе к ней, в определённой степени было вызвано также и воздействием на меня внешнего мира. Тот же интерес возник не сам по себе, он сформировался под воздействием внешних факторов, и в частности, он появился у меня благодаря той информации о психологии, которую я получил из внешнего мира. Но нам сейчас такие рассуждения не очень нужны, нам главное понять, что интерес к чему-либо, возникший внутри нас – это очень хороший пример внутренней мотивации.

Теперь давайте вернемся к одной очень важной мысли, высказанной мною выше – к мысли о чувстве свободы. Именно чувство свободы поддерживает в человеке внутреннюю мотивацию на чрезвычайно высоком уровне. Я в этом лично много раз убеждался. А свобода – это, как я уже говорил, прежде всего свобода выбора. Вот когда человек убежден в том, что его решение – это результат его собственного выбора, вот тогда его внутренняя мотивация достаточно сильна и продолжительна. Вот почему свободные, или условно свободные люди, всегда мотивированы лучше тех людей, которых каким-либо образом заставляют что-то делать. И упомянутый мною выше интерес к чему-либо, часто возникает именно тогда, когда человек чувствует себя свободным, и что особенно важно – если он хочет быть свободным. Тут, знаете ли, тоже не все так просто. Ведь свобода – это не только свобода выбора, но и ответственность. А ее не всякий человек готов нести. Поэтому не все люди любят свободу. А любовь к свободе – это основа внутренней мотивации. Значит, не всех людей можно мотивировать изнутри, вернее, это очень сложно сделать. Поэтому некоторых из них приходится мотивировать извне.

Любовь как таковую, я пока в качестве внутренней мотивации рассматривать не буду, так как нам вначале надо разобраться с тем, что такое настоящая любовь. А это мы с вами сделаем в другой статье. Тем не менее, мы с вами знаем, что любящие люди очень сильно мотивированы. А их любовь, с точки зрения мотивации – это синтез внешней и внутренней мотивации.

Давайте рассмотрим другой пример внутренней мотивации – это наши врожденные потребности, которые мы стремимся разными способами удовлетворить. Мы их еще можем назвать инстинктивными потребностями, так как они заложены в нас природой. Так вот, помимо отнесения этих потребностей к внутренней мотивации, их также можно поделить на индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальная мотивация основана на таких потребностях, как голод, жажда, половое влечение, стремление избежать боли, стремление к комфорту и так далее. Групповая мотивация вызвана такими потребностями, как забота о потомстве, стремление занять определенное место в групповой иерархии, желание понравиться другим людям, поддержание присущего конкретному виду структуры общества и некоторыми другими потребностями. А говоря о познавательной мотивации, мы можем привести в качестве примера такие потребности, как потребность в исследовании окружающего мира, потребность в игровой деятельности, а также любопытство и интерес, о чем я уже писал выше. Общее у всех этих видов мотивации то, что они основаны на наших врожденных потребностях, а следовательно, они имеют отношение к внутренней мотивации. Хотя если так вдуматься, то конечно же, нельзя не признать и важность внешних факторов, от которых зависит наше стремление удовлетворить те или иные свои потребности в первоочередном порядке. Скажем, потребность в безопасности может в определенных ситуациях заместить собой нашу потребность в том же комфорте, то есть, одна потребность может вступить в конфликт с другой, по вине внешних обстоятельств, и тогда мы будем вынуждены выбирать – какое решение принять, чтобы постараться не потерять одно и приобрести другое.

Так что повторю, на нашу мотивацию оказывает влияние множество внешних и внутренних факторов, поэтому нельзя с полной уверенностью утверждать, что тот или иной человек мотивирован исключительно внутренними или исключительно внешними силами.

Я убежден в том, что успех в любом деле в значительной степени зависит от внутренней мотивации, так как именно она способна поддерживать в нас страсть к чему-либо на протяжении очень долгого времени, а в некоторых случаях всю жизнь. Но и внешняя мотивация имеет для человека очень большое значение, так как позволяет ему действовать гибко, ситуативно, принимая во внимание все изменения во внешней среде. Вот давайте теперь о ней и поговорим.

Внешняя мотивация

Итак, что же такое внешняя мотивация. Внешняя мотивация [экстринсивная] – это сила, которая вызвана в человеке внешними по отношению к нему обстоятельствами. Другими словами, что-то извне вызывает в вас определенную эмоцию, и эта эмоция высвобождает в вас энергию, которая подпитывает ваши желания. А что вызывает в нас те или иные эмоции, какие внешние обстоятельства? Это могут быть обстоятельства, при которых мы чувствуем сильные положительные или сильные отрицательные эмоции. Ну вот, к примеру, стремление человека к тому, чтобы занять определенное положение в обществе, с одной стороны связано с его врожденной потребностью в этом, а значит и с внутренней мотивацией, а с другой, здесь все зависит от удовлетворенности человека своей жизнью. Если вам не нравится ваша жизнь так сильно, что вы хотите ее изменить, посредством повышения своего социального статуса, то вы будете к этому стремиться, руководствуясь в разной степени разными эмоциями и чувствами. Скажем, вы можете чувствовать злость от того, что кто-то вами командует, кто-то вас заставляет что-то делать, что вам не нравится, кто-то ограничивает ваши возможности, вашу свободу и так далее. Или, вы можете испытывать сильное желание что-то получить, например, какое-то удовольствие, которое доступно тем, у кого большие возможности. А может и то, и другое в разной степени влиять на вас – и нежелание жить плохой, с вашей точки зрения, жизнью, и желание жить красивой жизнью.

Внешнюю мотивацию нужно постоянно поддерживать, для чего необходимо принимать и преодолевать новые вызовы внешнего мира, тем самым пробуждая в себе новые сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Нельзя довольствоваться достигнутым, нельзя мириться с не устраивающими вас обстоятельствами, подавляя в себе недовольство ими и обманывая себя с помощью “розовых очков”. Если вы чего-то хотите – берите это, а вернее, стремитесь к этому, приемлемым для вас способом. Не надо подавлять свои желания, ищите возможность их удовлетворить. И то же самое можно сказать о тех вещах, которые вас в жизни не устраивают – не миритесь с ними, ищите возможность изменить свою жизнь. Как только человек начинает привыкать к плохому и перестает стремиться к большему и лучшему – он теряет свою внутреннюю силу и лишается своей энергии. А немотивированный человек теряет интерес и к самой жизни, которая начинает казаться ему бессмысленной. Также у него понижается самооценка, из-за того, что он перестает добиваться успеха и бороться с тем, что его не устраивает.

Вызов – вот что необходимо человеку, чтобы быть всегда достаточно мотивированным. Этот вызов ему могут бросить другие люди, обстоятельства или он сам. Но этот вызов нужно принять, чтобы пробудить в себе нужные силы и энергию. Страх, гнев, жадность, тщеславие, половое влечение, стремление к самореализации, интерес – все эти эмоции постоянно возникают у каждого человека, но не каждый использует их для мотивации себя к достижению каких-то целей или для борьбы с различными обстоятельствами.

Внешняя мотивация, конечно, не всегда отражает наши интересы, поэтому далеко не на все вызовы внешнего мира имеет смысл отвечать. К примеру, каждый человек желает чем-то обладать и это желание ложится в основу его мотивации, но многое из того, чем хотят обладать люди, может быть вызвано внешним воздействием на них, а не их естественной потребностью. Плохо это или хорошо зависит от каждого конкретного случая. Взять к примеру ту же рекламу, которая побуждает людей к покупкам подчас абсолютно ненужных им вещей. С одной стороны – мотивация хорошая, если она побуждает человека что-то делать, к чему-то стремиться, чтобы чем-то обладать. Но с другой стороны – прожигать свою жизнь в погоне за тем, что тебе не очень-то и нужно, нередко принося в жертву более важные вещи, более важные ценности – это не самый, на мой взгляд, лучший способ прожить свою жизнь. Не зря же многие люди, сначала что-то очень сильно захотев, спустя некоторое время теряют к этому интерес и все бросают, или перестают радоваться той же покупке. Это признак того, что их желание, вызванное внешними факторами, было ненастоящим, потому что не отвечало их действительным потребностям. А в некоторых ситуациях наоборот – внешние факторы могут оказать на человека положительное воздействие, побудив его к чему-то полезному для него. Скажем, какой-нибудь умный человек может вызвать в вас сильное желание чему-то научиться, что изменит вашу жизнь в лучшую сторону. Например, он может побудить вас к тому, чтобы научиться зарабатывать деньги каким-нибудь интересным способом, к которому вы ранее не проявляли интереса или вовсе о нем не знали. Или он может воспитать в вас какую-нибудь полезную привычку, например, привычку к самообразованию, с помощью которой вы можете подняться до небывалых высот. Так что внешняя мотивация бывает разной, как с точки зрения ее формы [разные эмоции], так и с точки зрения того, к чему она побуждает [разные желания].

Любая мотивация, как внешняя, так и внутренняя, может быть устойчивой и неустойчивой. Устойчивая мотивация в значительной степени основана на нуждах человека, то есть, на тех его врожденных потребностях, без удовлетворения которых он не может обойтись, так как от этого зависит его жизнь. Такая мотивация не требует дополнительного подкрепления, так как независимо от наших желаний, мы всегда будем хотеть есть, пить, спать, испытывать половое влечение до определенного момента и так далее. Поэтому пока человек жив, он будет стремиться к удовлетворению определенных своих потребностей, связанных с поддержанием его жизни. В случаях с внутренней мотивацией – эти потребности имеют более простую форму, когда, к примеру, человек стремится удовлетворить чувство голода самым простым для него способом. А в случаях с внешней мотивацией, у человека возникает желание удовлетворить свои потребности каким-то особенным образом – например не просто утолить свой голод, а сделать это за счет поглощения особенной пищи, например, очень вкусной и дорогой. Или, если речь идет о желании иметь жилье, то внешняя мотивация может побуждать его к тому, чтобы иметь шикарное жилье, а следовательно, и очень дорогое, для обретения которого нужно многое сделать. При этом, внешняя мотивация может быть весьма устойчивой, если человек очень сильно хочет получить то, что его заинтересовало. Например, человек может сильно и долго о чем-то мечтать, потому что когда-то это что-то произвело на него очень сильное впечатление. Некоторые люди стремятся к своей мечте всю жизнь, даже не сомневаясь в том, что она действительно важна для них.

Неустойчивая мотивация – это короткая мотивация, которая требует постоянного подкрепления. К примеру, у человека может быть желание достичь какой-то цели, ну, скажем, денег много заработать, каким-то конкретным способом. Или это может быть желание похудеть, или бросить курить, или чему-то научиться. Чтобы достичь этих целей – человеку нужно постоянно помнить о том, ради чего он это делает – он должен видеть перед собой либо “морковку”, которую он хочет получить, либо кто-то или что-то должно подгонять его с помощью “пинков”, чтобы он не расслаблялся. Неустойчивая мотивация часто связана с отсутствием у человека веры в конечный успех, а заодно и с отсутствием у него веры в себя. Вот почему иногда очень важно во время стремления к своей цели, добиваться маленьких успехов, так сказать, промежуточных побед, которые будут повышать в человеке веру в себя и в свою цель. Иногда эти маленькие победы важно просто замечать и фиксировать в своем сознании, а иногда их нужно воображать, чтобы укрепить свою веру.

Вообще, любые наши желания должны нами осознаваться, чтобы никто, в том числе и мы сами, не мог нас с них переключить на что-то другое, что может быть менее важным и ценным для нас. Наши желания могут быть действительно нашими желаниями, независящими от других людей, а могут являться следствием воздействия на нас других людей или обстоятельств. Но в любом случае, эти желания нужно в себе поддерживать, нужно подкреплять свою мотивацию правильными, осознанными мыслями, заряжающими энергией словами, яркими образами, сильными желаниями, разного рода внешними раздражителями, вызывающими у вас, как положительные, так и отрицательные, но вместе с тем и побуждающими к активности, эмоции. Допустим, вы хотите разбогатеть и для этого вам нужно что-то конкретное сделать – чему-то научиться, выполнить какую-то работу, с кем-то о чем-то договориться и так далее. Чтобы это желание не пропало, чтобы мотивация в вас поддерживалась на достаточном для выполнения нужных действий уровне, вы можете сравнивать себя с другими людьми, более успешными чем вы, в том деле, в котором вы хотите преуспеть. Если вас это не подавляет, а наоборот, вызывает в вас чувство злости и/или зависти, или любое другое чувство, которое толкает вас вперед, то значит такое сравнение будет делать вас упорным и в целом активным. Другие люди могут и восхищение у вас вызывать, и таким образом мотивировать вас к достижению важных для вас целей. Чтобы понять, что заставляет вас быть активным – изучите себя, свои чувства, желания. Ищите то, что не дает вам покоя, что пробуждает в вас сильные эмоции, неважно какие, положительные или отрицательные, хотя желательно, чтобы они были положительными, благодаря которым вы готовы делать что-то, что вам, по вашему мнению, нужно делать.

Кнут и пряник

Говоря о мотивации нельзя не сказать о том, что и внутренняя и внешняя мотивация делятся на два типа – на мотивацию, которая основана на боли, и на мотивацию, которая основана на удовольствии. Эти два типа мотивации еще называют: “от” и “к”. То есть, в одном случае человек хочет от чего-то уйти – от какой-то боли, от дискомфорта, от того, что ему не нравится, а в другом, он хочет к чему-то прийти – к удовольствию, к счастью, к радости, к блаженству. Говоря более образно, речь идет о “методе кнута и пряника”. Это метод поощрения и наказания. Здесь можно сказать, что наказание – это скорее стимул, нежели мотивация, но поскольку наказание может быть разным, в том числе и таким, при котором человека наказывают путем лишения его чего-то, — каких-то благ, привилегий, положения в обществе, то будем относить такой способ воздействия на людей к внешней мотивации.

Таким образом, можно сказать, что одни люди лучше мотивируются болью, страданиями, лишениями, унижениями, а для других хорошей мотивацией является желание получить удовольствие, желание обрести счастье, независимо от того, в чем они его для себя видят, желание испытать радость от достижения каких-то целей, от побед и тому подобных вещей. Можно также сказать, что мотивированные “кнутом” люди – боятся потерять что-то, а люди, мотивированные “пряником” – хотят что-то приобрести. В жизни, надо сказать, и та и другая мотивация по-своему полезна. И как правило, они сочетаются друг с другом для большей эффективности. Человек всегда должен понимать, что он потеряет, если чего-то не сделает и что он приобретет, если сделает, тогда он будет более активным. Оба этих типа мотивации бывают связаны и с внешней, и с внутренней мотиваций. То есть, человек сам может причинять себе боль, в основном моральную, чтобы к чему-то себя мотивировать, и точно также, либо другие люди, либо в целом внешние обстоятельства, могут причинить ему боль, которая станет для него хорошей мотивацией к действию. Так же обстоят дела и с удовольствием – мы или сами можем пробудить в себе сильное желание что-то получить, к чему-то прийти, либо кто-то другой может подобным образом повлиять на нас. Я считаю, что нужно пользоваться обоими “видами топлива”, нужно и боль себе причинять, и пострадать какое-то время, когда это необходимо для переосмысления своей жизни, и удовольствием себя заинтересовывать нужно, чтобы иметь хороший аппетит к жизни. Самое главное – быть активным и к чему-то стремиться, пока мы живы. Ведь если мы сами о себе не позаботимся, тогда кто-нибудь другой обязательно позаботится о нас, но при этом, не исключено, что такая “забота” о нас не пойдет нам на пользу.

Вообще, если подумать, то становится ясно, что сама жизнь нас постоянно мотивирует к активности. В ней не расслабишься. Другое дело, что нужно как-то реагировать на эту мотивацию до того, как она станет слишком уж сильной и не превратится для человека в проблему, которая может, так сказать, придавить его своей тяжестью и сломать его, в результате чего он станет еще более пассивным и апатичным. Так что не запускайте, ни свои проблемы, ни свои желания, ибо и то и другое – это то, что призвано вас мотивировать к настоящей, достойной человека жизни.

Смысл жизни

Лично мне, как и некоторым моим клиентам, с которыми мы работали над мотивацией, очень хорошо помогают рассуждения на тему смысла жизни. Они, эти рассуждения, хороши тем, что позволяют человеку, во-первых, понять свою текущую жизнь, свои желания, цели, идеалы, ценности, а во-вторых, позволяют посмотреть на нее со стороны, чтобы найти в ней что-то, что будет определять ее смысл. Но вот подумайте сами – что есть наша жизнь? По вселенским меркам – это крошечный отрезок времени, в течение которого мы можем что-то делать, как-то влиять на этот мир, что-то в нем менять, создавать, чтобы что-то после себя в нем оставить. Это своего рода шанс для нас что-то привнести свое в этот мир, которым грех не воспользоваться. Как при понимании этого можно вести посредственный образ жизни, не принимая в ней активного участия, не проявляя ни к чему интерес, ничего не желая добиться, ничего не желая изменить, я даже не знаю. Если человек приходит к пониманию того, что значит его жизнь для него, я уверен, он на диване валяться не сможет, и не будет бояться что-то в своей жизни изменить. Он обязательно использует свой шанс и попытается сделать что-то важное для него, чтобы достойно прожить свою жизнь. Так что сама жизнь, если ее понимать – это отличная мотивация.

Смысл мотивации

Но и у самой мотивации тоже есть свой смысл, и его нужно понимать, чтобы не делать чего-то просто так. Мотивация – это ведь не только сила и не только желание что-то делать – это еще и понимание человеком своего желания, понимание природы той силы, которая им движет. Для чего человеку мотивация, какой в ней смысл, какой смысл в том, чтобы вообще что-то делать в этой жизни? Честно скажу – я не знаю. У меня есть мнение на этот счет, которым я поделюсь с вами в других своих статьях, а пока скажу, что я чувствую, что делать что-то нужно, что человек должен быть активным и целеустремленным, чтобы исполнить свое предназначение на земле. Я не могу знать, какая миссия возложена на каждого конкретного человека и на человечество в целом, но уверен, что она есть. Поэтому являясь человеком, надо жить как человек, то есть, вести активный образ жизни.

На мой взгляд смысл мотивации заключается в том, чтобы человек раскрыл свои возможности и возможности этого мира. А чтобы раскрыть свои возможности – человек должен прожить свою жизнь, в которой именно его, полностью осознанные им желания, станут для него ориентиром. Нет смысла быть копией кого-то другого или воплощать в реальность чужие мечты, жить нужно так, как нужно и как хочется вам – это мое мнение.

Конечно, умный читатель скажет, что человеку сложно отличить “свое” от “не своего”, ибо порой просто невозможно понять природу своих желаний, ведь у каждого желания есть определенная внешняя подпитка, если только речь не идет об инстинктах, которые независимо от внешней среды призывают нас к определенным действиям, которые нам необходимо совершить для самосохранения и самореализации. Но инстинкты тоже могут реагировать на внешние раздражители, ими можно манипулировать. Все так, но нам нужно стремиться чувствовать и по возможности понимать, какие выгоды мы можем получить, если будем мотивировать себя определенным образом, независимо от того, в какой степени эта мотивация будет связана с внешними или внутренними факторами. Природа заложила в нас такие потребности, которые нам нужно удовлетворять, чтобы соответствовать ее целям [а заодно и своим], а наш интеллект просто ищет возможность для того, чтобы сделать это наилучшим для нас образом. Поэтому познавая себя, вы можете многое узнать о природе своих желаний, а заодно и о природе желаний других людей. Ведь кто его знает, чего еще, помимо уже известного нам, мы можем хотеть, и на что мы ради этого способны. Так что порой не так важно, что именно вас мотивирует, и даже неважно то, к чему вас что-то или кто-то мотивирует, вам нужно просто понять – насколько вам интересно и выгодно то, что вы хотите и к чему вы стремитесь.

А чтобы в полной мере познать себя, нужно опять-таки что-то делать, что-то, что вам не только необходимо, для того же выживания, но и то, что вам интересно. Я снова возвращаюсь к этому положительно окрашенному и очень важному для человека эмоциональному процессу. И делаю я это для того, чтобы показать вам его важность. Я делюсь с вами тем, что пережил и переживаю в настоящий момент сам, и чему знаю цену. А цена интереса, поверьте, очень высокая. Многими людьми движет страх, или даже скорее он сковывает их, мешая им раскрыть свои возможности. А кого-то одолевает лень, из-за которой человек не может почувствовать вкус жизни. А кто-то делает только то, что, как он считает, должен делать, беря пример с других и стараясь быть на них похожим. Я же хочу, чтобы в основе вашей мотивации лежал интерес, тот самый интерес, который вы испытывали ко всему, что вас окружало, когда вы были маленькими. Потому что он наполняет нашу жизнь смыслом и вызывает чувство любви к ней. А испытывая любовь к жизни и к тому, чем вы в ней занимаетесь, вы почувствуете любовь и к самому себе, как к личности, которая действительно живет и получает от жизни удовольствие, независимо от того, как она складывается.

9.1 Мотивация – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение внутренней и внешней мотивации
  • Поймите, что инстинкты, снижение влечения, самоэффективность и социальные мотивы были предложены в качестве теорий мотивации
  • Объясните основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу

 

   Почему мы делаем то, что делаем? Какие мотивы лежат в основе нашего поведения? Мотивация описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели. Помимо биологических мотивов, мотивы могут быть внутренними (вытекающими из внутренних факторов) или внешними (вытекающими из внешних факторов) (рисунок ниже). Внутренне мотивированное поведение осуществляется из-за чувства личного удовлетворения, которое оно приносит, в то время как внешне мотивированное поведение осуществляется для того, чтобы получить что-то от других.

 

Внутренняя мотивация исходит изнутри человека, а внешняя мотивация исходит извне.

 

   Подумайте, почему вы сейчас учитесь в колледже. Вы здесь, потому что вам нравится учиться и вы хотите получить образование, чтобы стать более разносторонним человеком? Если да, то вы внутренне мотивированы. Однако если вы здесь, потому что хотите получить высшее образование, чтобы сделать себя более привлекательным для высокооплачиваемой карьеры или удовлетворить требования своих родителей, то ваша мотивация носит более внешний характер.

В действительности наши мотивы часто представляют собой сочетание как внутренних, так и внешних факторов, но характер сочетания этих факторов может меняться со временем (часто таким образом, который кажется нелогичным). Есть старая поговорка: «Выбери работу, которую любишь, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни», означающая, что если тебе нравится то, чем ты занимаешься, работа не кажется… . . ну работай. Некоторые исследования показывают, что это не обязательно так (Daniel & Esser, 1980; Deci, 1972; Deci, Koestner, & Ryan, 19). 99). Согласно этому исследованию, получение некоторого вида внешнего подкрепления (т. е. оплаты) за поведение, которое нам нравится, приводит к тому, что это поведение рассматривается как работа, которая больше не приносит того же удовольствия. В результате мы можем тратить меньше времени на эти переклассифицированные модели поведения в отсутствие какого-либо внешнего подкрепления. Например, Одесса любит печь, поэтому в свободное время печет для удовольствия. Часто после того, как она заполнила полки в продуктовом магазине, она часто готовит выпечку по вечерам, потому что ей нравится печь. Когда сотрудник отдела хлебобулочных изделий магазина уходит с работы, Одесса претендует на его должность и переводится в отдел хлебобулочных изделий. Хотя ей нравится то, что она делает на своей новой работе, через несколько месяцев у нее больше нет желания состряпать вкусняшки в свободное время. Выпечка стала такой работой, что изменила ее мотивацию (рисунок ниже). То, что испытала Одесса, называется эффектом сверхоправдания: внутренняя мотивация уменьшается, когда дается внешняя мотивация. Это может привести к угасанию внутренней мотивации и возникновению зависимости от внешних вознаграждений за непрерывную работу (Deci et al., 19).99).

 

Исследования показывают, что когда то, что мы любим делать, например глазурь тортов, становится нашей работой, наши внутренние и внешние мотивы для этого могут измениться. (кредит: Агустин Руис)

 

   Другие исследования показывают, что внутренняя мотивация может быть не так уязвима для воздействия внешнего подкрепления, и на самом деле такие подкрепления, как словесная похвала, могут фактически усиливать внутреннюю мотивацию (Arnold, 1976; Cameron & Pierce, 19).94). В этом случае мотивация Одессы заниматься выпечкой в ​​свободное время может оставаться высокой, если, например, клиенты будут регулярно хвалить ее навыки выпечки или украшения тортов.

Эти очевидные расхождения в выводах исследователей можно понять, рассмотрев несколько факторов. Во-первых, физическое подкрепление (например, деньгами) и словесное подкрепление (например, похвала) могут совершенно по-разному воздействовать на человека. На самом деле материальные вознаграждения (т. е. деньги) имеют тенденцию оказывать более негативное влияние на внутреннюю мотивацию, чем нематериальные (т. е. похвала). Кроме того, ожидание внешнего мотиватора со стороны человека имеет решающее значение: если человек ожидает получить внешнее вознаграждение, то внутренняя мотивация для выполнения задачи имеет тенденцию к снижению. Однако если такого ожидания нет, а внешняя мотивация преподносится как неожиданность, то внутренняя мотивация к выполнению задачи, как правило, сохраняется (Deci et al., 19).99).

В образовательных учреждениях учащиеся с большей вероятностью будут испытывать внутреннюю мотивацию к обучению, когда они чувствуют чувство принадлежности и уважения в классе. Эта интернализация может быть усилена, если оценочным аспектам в классе не уделяется должного внимания, и если учащиеся чувствуют, что они осуществляют некоторый контроль над учебной средой. Кроме того, предоставление учащимся заданий, которые являются сложными, но выполнимыми, наряду с обоснованием участия в различных учебных мероприятиях может повысить внутреннюю мотивацию для выполнения этих заданий (Niemiec & Ryan, 2009). ). Возьмем Хакима, студента первого курса юридического факультета, который в этом семестре изучает два курса: семейное право и уголовное право. У профессора семейного права довольно пугающий класс: он любит ставить студентов в тупик, задавая сложные вопросы, из-за чего студенты часто чувствуют себя униженными или смущенными. Оценки выставляются исключительно на основе викторин и экзаменов, и инструктор вывешивает результаты каждого теста на двери класса. Напротив, профессор уголовного права способствует обсуждениям в классе и уважительным дебатам в небольших группах. Большая часть оценок за курс не основана на экзаменах, а сосредоточена на разработанном студентом исследовательском проекте по проблеме преступности по выбору студента. Исследования показывают, что Хаким будет менее внутренне мотивирован на своем курсе семейного права, где студенты запугиваются в классе, а упор делается на оценки, проводимые учителем. Хаким, вероятно, испытает более высокий уровень внутренней мотивации на своем курсе уголовного права, где обстановка в классе поощряет инклюзивное сотрудничество и уважение к идеям, а студенты имеют больше влияния на свою учебную деятельность.

ТЕОРИИ О МОТИВАЦИИ

Уильям Джеймс (1842–1910) внес важный вклад в ранние исследования мотивации, и его часто называют отцом психологии в Соединенных Штатах. Джеймс предположил, что поведение определяется рядом инстинктов, которые помогают выживанию (рисунок ниже). С биологической точки зрения инстинкт – это видоспецифичный образец поведения, которому не учат. Однако между Джеймсом и его современниками возникли серьезные разногласия по поводу точного определения инстинкта. Джеймс предложил несколько десятков особых человеческих инстинктов, но у многих его современников были свои списки, которые отличались. Защита матерью своего ребенка, стремление лизать сахар и охота на добычу были среди человеческих поведений, которые в эпоху Джеймса считались истинными инстинктами. Эта точка зрения, согласно которой человеческим поведением управляют инстинкты, подверглась значительной критике из-за неоспоримой роли обучения в формировании всех видов человеческого поведения. Фактически уже в 19 г. В 2000-х годах было экспериментально продемонстрировано, что некоторые инстинктивные формы поведения являются результатом ассоциативного обучения (вспомните, когда вы узнали об условной реакции страха, предложенной Уотсоном в «Маленьком Альберте») (Faris, 1921).

 

(а) Уильям Джеймс предложил инстинктивную теорию мотивации, утверждая, что поведение управляется инстинктами. (b) У людей инстинкты могут включать в себя такие действия, как стремление младенца ухватиться за сосок и сосание. (кредит b: модификация работы «Mothering Touch»/Flickr)

 

   Другая ранняя теория мотивации предполагала, что поддержание гомеостаза особенно важно для управления поведением. Вы можете вспомнить из ранее прочитанного, что гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе. В системе организма центр управления (который часто является частью мозга) получает информацию от рецепторов (которые часто представляют собой комплексы нейронов). Центр управления направляет эффекторы (которые могут быть другими нейронами) на исправление любого дисбаланса, обнаруженного центром управления.

Согласно теории влечений мотивации, отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности. Эти потребности приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение на удовлетворение потребности и, в конечном счете, возвращают систему к гомеостазу. Например, если вы давно не ели, уровень сахара в крови упадет ниже нормы. Этот низкий уровень сахара в крови вызовет физиологическую потребность и соответствующее состояние влечения (например, чувство голода), которое заставит вас искать и потреблять пищу (рисунок ниже). Прием пищи устранит чувство голода, и, в конечном счете, уровень сахара в крови вернется к норме. Интересно, что теория влечений также подчеркивает роль привычек в типе поведенческой реакции, которой мы занимаемся. Привычка – это модель поведения, которой мы регулярно занимаемся. Как только мы добились поведения, которое успешно ослабляет влечение, мы с большей вероятностью повторим это поведение всякий раз, когда столкнемся с этим влечением в будущем (Graham & Weiner, 19). 96).

Голод и последующее переедание являются результатом сложных физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз. (кредит «слева»: модификация работы «Грейси и Вив»/Flickr; кредит «в центре»: модификация работы Стивена Деполо; кредит «справа»: модификация работы Моники Ренаты)

Расширения теории влечений учитывают уровни возбуждения в качестве потенциальных мотиваторов. Как вы помните из своего исследования обучения, эти теории утверждают, что существует оптимальный уровень возбуждения, который мы все пытаемся поддерживать (рисунок ниже). Если мы недостаточно возбуждены, нам становится скучно, и мы ищем какую-то стимуляцию. С другой стороны, если мы чрезмерно возбуждены, мы будем вести себя так, чтобы снизить возбуждение (Берлин, 19 лет).60). Большинство студентов испытывали эту потребность поддерживать оптимальный уровень возбуждения в течение своей академической карьеры. Подумайте о том, какой стресс испытывают студенты ближе к концу весеннего семестра. Они чувствуют себя перегруженными кажущимися бесконечными экзаменами, бумагами и важными заданиями, которые необходимо выполнить вовремя. Они, вероятно, жаждут отдыха и релаксации, которые ждут их во время продолжительных летних каникул. Однако, как только они заканчивают семестр, не проходит много времени, прежде чем они начинают скучать. Как правило, к началу следующего семестра осенью многие студенты вполне счастливы вернуться в школу. Это пример того, как работает теория возбуждения.

 

Здесь представлена ​​концепция оптимального возбуждения по отношению к выполнению задания. Производительность максимальна при оптимальном уровне возбуждения и снижается при недостаточном и чрезмерном возбуждении.

 

   Так каков оптимальный уровень возбуждения? Какой уровень обеспечивает лучшую производительность? Исследования показывают, что лучше умеренное возбуждение; когда возбуждение очень сильное или очень низкое, производительность, как правило, страдает (Yerkes & Dodson, 1908). Подумайте о своем уровне возбуждения перед сдачей экзамена по этому классу. Если ваш уровень очень низкий, например, скука и апатия, ваша производительность, скорее всего, пострадает. Точно так же очень высокий уровень, например крайняя тревожность, может парализовать и мешать работе. Рассмотрим пример команды по софтболу, сталкивающейся с турниром. Им нравится выигрывать свою первую игру с большим отрывом, поэтому они вступают в игру с более низким уровнем возбуждения и проигрывают менее опытной команде.

Но оптимальный уровень возбуждения сложнее простого ответа, что средний уровень всегда лучше. Исследователи Роберт Йеркес (произносится как «Йерк-ЭЭС») и Джон Додсон обнаружили, что оптимальный уровень возбуждения зависит от сложности и сложности выполняемой задачи (рисунок ниже). Эта взаимосвязь известна как закон Йеркса-Додсона, согласно которому простая задача выполняется лучше всего при относительно высоком уровне возбуждения, а сложная задача лучше всего выполняется при более низком уровне возбуждения.

 

Лучшее выполнение задачи при среднем уровне возбуждения, при этом сложные задачи лучше всего выполнять при более низком уровне возбуждения, а простые задачи лучше всего выполнять при более высоком уровне возбуждения.

Самоэффективность и социальные мотивы

Самоэффективность — это вера человека в свою способность выполнить задачу, которая может включать в себя предыдущее успешное выполнение конкретной задачи или аналогичной задачи. Альберт Бандура (1994) предположил, что чувство собственной эффективности человека играет ключевую роль в мотивации поведения. Бандура утверждает, что мотивация проистекает из наших ожиданий в отношении последствий нашего поведения, и, в конечном счете, именно оценка нашей способности участвовать в данном поведении будет определять то, что мы делаем, и будущие цели, которые мы ставим перед собой. Например, если вы искренне верите в свою способность достичь высочайшего уровня, вы с большей вероятностью возьметесь за сложные задачи и не позволите неудачам помешать вам довести задачу до конца.

Ряд теоретиков сосредоточили свои исследования на понимании социальных мотивов (McAdams & Constantian, 1983; McClelland & Liberman, 1949; Murray et al., 1938). Среди мотивов, которые они описывают, потребности в достижениях, принадлежности и близости. Именно потребность в достижениях движет достижением и производительностью. Потребность в принадлежности побуждает к позитивному взаимодействию с другими, а потребность в близости заставляет нас искать глубокие, значимые отношения. Генри Мюррей и др. (1938) разделил эти потребности на домены. Например, потребность в достижениях и признании относится к области амбиций. Доминирование и агрессия были признаны потребностями в сфере человеческой власти, а игра была признанной потребностью в сфере межличностной привязанности.

Иерархия потребностей Маслоу

. В то время как теории мотивации, описанные ранее, относятся к основным биологическим побуждениям, индивидуальным характеристикам или социальным контекстам, Абрахам Маслоу (1943) предложил иерархию потребностей, которая охватывает спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды (рисунок ниже).

 

Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

 

   В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).43).

Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации, чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других. Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.

 

ОБЗОР

   Мотивация к определенному поведению может исходить от внутренних и/или внешних факторов. В отношении мотивации было выдвинуто несколько теорий. Более биологически ориентированные теории имеют дело с тем, как инстинкты и необходимость поддержания телесного гомеостаза мотивируют поведение. Бандура постулировал, что наше чувство самоэффективности мотивирует поведение, и существует ряд теорий, которые сосредоточены на различных социальных мотивах. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу — это модель, показывающая взаимосвязь между многочисленными мотивами, которые варьируются от физиологических потребностей более низкого уровня до очень высокого уровня самоактуализации.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology

 

 

Упражнения

Контрольные вопросы:

1.  Потребность в ________ относится к поддержанию позитивных отношений с другими.

а. достижение

б. принадлежность

c. близость

d. мощность

 

2. ________ предложил иерархию потребностей.

а. Уильям Джеймс

б. Дэвид Макклелланд

c. Авраам Маслоу

d. Альберт Бандура

 

3. ________ — это вера человека в свою способность выполнить какую-либо задачу.

а. физиологические потребности

b. самооценка

c. самореализация

д. самоэффективность

 

4. Каждую неделю Карл косит двор своего пожилого соседа за 20 долларов. Что это за тип мотивации?

а. внешний

б. внутренний

c. диск

д. биологический

 

Вопросы критического мышления: 

1. Как человек, придерживающийся теории мотивации возбуждения, может объяснить посещение парка развлечений?

2. Школы часто используют конкретные поощрения для улучшения адаптивного поведения. Как это может быть недостатком для студентов, внутренне мотивированных к обучению? Каковы образовательные последствия того, что конкретные вознаграждения могут снизить внутреннюю мотивацию для выполнения данной задачи?

 

Вопрос личного заявления:

1. Можете ли вы вспомнить недавние примеры того, как иерархия потребностей Маслоу могла каким-то образом повлиять на ваше поведение?

 

Glossary: ​​

drive theory

extrinsic motivation

habit

hierarchy of needs

instinct

intrinsic motivation

мотивация

самоэффективность

закон Йеркса-Додсона

 

Ответы на упражнения

Обзор Вопросы:

1. B

2. C

3. D

4. A

Вопросы критического мышления:

1. Идея оптимальных уровней уровней. возбуждения похоже на теорию влечения мотивации. Предположительно, все мы стремимся поддерживать какой-то промежуточный уровень возбуждения. Если мы недостаточно возбуждены, нам скучно. Если мы чрезмерно возбуждены, мы испытываем стресс. Аттракцион в парке развлечений обеспечит более сильное возбуждение (однако мы надеемся, что эти аттракционы на самом деле не представляют серьезной угрозы личной безопасности, которая может привести к состоянию паники), чтобы подтолкнуть нас к нашему собственному оптимальному уровню возбуждения. Люди в парке выбирали разные аттракционы в зависимости от своего порога возбуждения; например, один человек может счесть простую водную прогулку оптимально возбуждающей, а экстремальные американские горки чрезмерно возбуждающей, в то время как другие сочтут экстремальные американские горки оптимально возбуждающей.

2. Мы ожидаем увидеть переход от обучения ради обучения к обучению ради вознаграждения. Это подорвет фундамент, на котором строятся традиционные высшие учебные заведения. Для учащегося, мотивированного внешними наградами, зависимость от них может создать проблемы в более позднем возрасте (после школы), когда обычно нет внешних наград за обучение.

 

Глоссарий:

теория влечений: отклонения от гомеостаза создают физиологические потребности, которые приводят к состояниям психологического влечения, которые направляют поведение для удовлетворения потребности и в конечном итоге возвращают систему к гомеостазу

внешняя мотивация: мотивация, возникающая из внешних факторов или вознаграждения

привычка: модель поведения, которой мы регулярно занимаемся -актуализация

инстинкт: специфический для вида образец поведения, который не усвоен

внутренняя мотивация:  мотивация, основанная на внутренних чувствах, а не на внешних вознаграждениях

мотивация: хочет или нуждается в таком поведении, направленном на достижение какой-либо цели уровень возбуждения относительно высок, в то время как сложные задачи лучше всего выполнять, когда возбуждение ниже

 

Введение в мотивацию | безграничная психология |

Мотивация описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели.

Цели обучения

Определить мотивацию с точки зрения побуждений, мотивов и внутренних и внешних мотиваторов

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • цели.
  • Психологи считают, что мотивация коренится в основном побуждении улучшить самочувствие, минимизировать физическую боль и максимизировать удовольствие.
  • Мотивации обычно разделяют на влечения (преимущественно биологические, такие как жажда или голод) и мотивы (которые в основном обусловлены социальными и психологическими механизмами).
  • В дополнение к биологическим влечениям мотивации могут быть внутренними (вытекающими из внутренних факторов) или внешними (возникающими из внешних факторов).
  • В действительности наши мотивы часто представляют собой смесь как внутренних, так и внешних факторов, и природа этой смеси может меняться со временем.
Ключевые термины
  • мотивация : Стимул или причина для выполнения чего-либо.
  • психосоциальный : Имеющий как психологические, так и социальные аспекты.
  • побуждение : Мотивационные акты, такие как жажда или голод, которые имеют в основном биологические цели.

Мотивация описывает желания или потребности, которые направляют поведение к цели. Это побуждение вести себя или действовать таким образом, чтобы удовлетворить определенные условия, такие как желания, желания или цели. Старые теории мотивации утверждали, что рациональное мышление и разум были руководящими факторами человеческой мотивации; однако теперь психологи считают, что мотивация может корениться в основных импульсах, направленных на улучшение самочувствия, минимизацию физической боли и максимизацию удовольствия.

Побуждения и мотивы

Мотивы принято разделять на побуждения и мотивы. Побуждения в основном биологические, такие как жажда, голод, сонливость и потребность в размножении — все это заставляет нас искать и принимать участие в определенных действиях. Считается, что влечения возникают внутри человека и могут не требовать внешних стимулов для поощрения поведения. Мотивы , , с другой стороны, в первую очередь обусловлены социальными и психологическими механизмами, такими как работа, семья и отношения. К ним относятся такие факторы, как похвала и одобрение.

Стимулированием и депривацией можно управлять как влечениями, так и мотивами. Мотивация может быть стимулирована неудобными или неприятными условиями или событиями (шок, громкий шум, чрезмерная жара или холод могут побудить нас искать лучшие условия) или влечением к положительным или приятным условиям или событиям (таким как еда или секс). У нас также появляется мотивация, когда мы лишены чего-то, чего мы хотим или в чем нуждаемся, например, достаточного питания или социальных контактов.

Внутренняя и внешняя мотивация

Мотивация может быть внутренней (вызванной внутренними факторами) и внешней (вызванной внешними факторами).

Внутренне мотивированное поведение порождается чувством личного удовлетворения, которое оно приносит. Ими движет интерес или удовольствие от самой задачи, исходящие от человека, а не от общества. Например, если вы учитесь в колледже, потому что вам нравится учиться и вы хотите стать более разносторонним человеком, у вас есть внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация является важнейшим элементом когнитивного, социального и физического развития; те люди, которые внутренне мотивированы, скорее всего, будут работать лучше и улучшать свои навыки в данной задаче.

Внешне мотивированное поведение, напротив, осуществляется для того, чтобы получить что-то от других. Они исходят не внутри личности, а из общества — других людей. Например, сотрудники могут выполнять свою работу, потому что хотят, чтобы компания платила им, а не потому, что им нравится эта работа. Многими спортсменами движет цель победить, победить в соревнованиях и получить похвалу от болельщиков; ими движет не внутреннее удовлетворение, которое они получают от занятий спортом. Точно так же, если вы учитесь в колледже, потому что хотите сделать себя более привлекательным для высокооплачиваемой карьеры или удовлетворить требования своих родителей, тогда ваша мотивация носит более внешний характер.

Внутренняя и внешняя мотивация : Внутренняя мотивация исходит изнутри человека и приводит к ощущению автономии, мастерства и цели. Внешняя мотивация, такая как наказания, вознаграждения и другие виды компенсации, исходит извне человека.

На самом деле наши мотивы часто представляют собой смесь как внутренних, так и внешних факторов, и природа этой смеси может меняться со временем. Например, скажем, кулинария — одно из ваших любимых увлечений: вы любите готовить для других всякий раз, когда у вас есть возможность, и вы легко можете часами проводить на кухне. тебе внутренне мотивирован готовить. Тогда вы решаете поступить в кулинарную школу и в итоге устроиться поваром в хороший ресторан. Теперь вы получаете внешнее подкрепление (например, оплату) за свою работу и со временем можете стать более внешней, чем внутренней мотивацией.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts