Нейропсихология клиническая: Клиническая нейропсихология

Тема 2. Клиническая нейропсихология план

2.1. Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

2.2. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций

2.3. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия

2.4. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом

2.5. Проблема речи в нейропсихологии

2.1. Определение, становление и структура нейропсихологии, ее теоретические основы

Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга. Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии.

Основателем нейропсихологии является А. Р. Лурия (1902 — 1977). Некоторые теоретические подходы к нейропсихологической проблематике были разработаны им еще в 30-х гг. XX в. совместно с Л.С.Выготским. Однако основной нейропсихологический материал он получил, работая в военных госпиталях в годы Великой Отечественной войны. На базе этого материала А. Р.Лурия написал несколько книг, первой из которых была «Травматическая афазия» (1947). С нее, можно сказать, и начала развиваться уже в оформленном виде наука нейропсихология. Основной труд А. Р.Лурия — «Высшие корковые функции человека» (1962), переизданный у нас в 1969 г. и многократно на разных языках издававшийся за рубежом. Общий список книг и трудов А.Р.Лурия превышает 500 наименований. Он сформировал свою научную школу, воспитал много учеников, которые продолжили его дело и стали развивать отдельные направления уже внутри нейропсихологии.

Направления нейропсихологии

Клиническая нейропсихология. Изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях того или иного участка мозга, и позволяет делать выводы о топической диагностике, т.

е. о локализации очага поражения. Использует методы неаппаратурного клинического нейропсихологического исследования, разработанные в основном А.Р.Лурия («луриевскими методами»). В этом направлении работали: А.Р.Лурия, Е.Д.Хомская, Н.К.Киященко, Э.Г. Симерницкая, Н.В.Гребенникова и другие.

Экспериментальная нейропсихология. Занимается экспериментальным аппаратурным изучением различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Использует экспериментальные методы общей психологии, адаптированные к условиям клиники. Служит целям получения фундаментальных результатов, которые вносят вклад в развитие теории общей психологии и нейропсихологии о мозговых механизмах психических процессов. Это направление развивает Е.Д.Хомская со своими учениками.

Реабилитационная нейропсихология.

Занимается восстановлением психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. В этом направлении работали и работают Л. С. Цветкова, а также ее ученики и сотрудники Т. В. Ахутина, Н. Н. Полонская, Н. Г. Калита, Н. М. Пылаева и другие.

Психофизиология локальных поражений мозга. Изучает физиологические механизмы нарушения психических функций, основываясь на важнейшем положении нейропсихологии, согласно которому психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами. Активно применяются психофизиологические методы: электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, связанные с событиями потенциалы мозга и т.д. Это направление развивали Е.Д.Хомская, Б.А.Маршинин, С.В.Квасовец, В.В.Лазарев и другие.

Детская нейропсихология. Изучает нарушение психических процессов и состояний у детей с локальными поражениями мозга. В детском возрасте нервная система еще не сформирована окончательно, латеральная асимметрия четко не выражена, механизмы левого и правого полушарий функционируют иначе, чем у взрослого человека, а отсюда и совершенно другая нейропсихологическая картина, что дало основание для выделения этого направления в нейропсихологии.

Нейропсихология позднего возраста (геронтонейропсихология). Изучает нарушение психических процессов и состояний у престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами.

Экологическая нейропсихология. Перспективное направление, связанное с известными экологическими катастрофами и выявленными при этом различными психическими нарушениями. Предполагает объяснение состояния мозга и поведения в реальных жизненных условиях. Жертвы экологических катастроф могут быть исследованы нейропсихологическими методами, и можно будет применять профилактические меры для противодействия повреждающему влиянию этих катастроф и проблем на психику людей.

Нейропсихология получила бурное развитие и за рубежом, в высокоразвитых странах. В США нейропсихология интенсивно развивается с 70-х гг. XX в., в настоящее время нейропсихологическая ассоциация насчитывает более 150 тыс. членов. Стимулом для развития нейропсихологии явилась необходимость реабилитации нейропсихологическими методами ветеранов войн, локальных конфликтов и террористических актов. Согласно опросу нейропсихологов США, А.Р.Лурия является психологом номер один в развитии этой науки, т.е. и американские психологи признают его как родоначальника нейропсихологии. А.Р.Лурия принадлежит первое место среди психологов России и по числу цитат, используемых в американских работах. Тест «Лурия—Небраска» (1978, набор тестов по 12 шкалам выполняется в течение 1,5 — 2 часов), по данным Американской психологической ассоциации, входит в первую пятерку наиболее используемых тестов в Америке.

В настоящее время издаются международные журналы: «Нейропсихология» (Англия), «Клиническая нейропсихология», «Экспериментальная нейропсихология» (США), «Кортекс» (Италия) и др.

Концептуальную основу нейропсихологии составляет созданная А. Р. Лурия «Теория системной динамической локализации психических функций».

Корсакова Н.К. Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология

  • формат pdf
  • размер 203.54 КБ
  • добавлен 04 января 2010 г.

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М: «Академия» — 2003.
В пособии представлены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде дано описание структуры различных нейропсихологических синдромов нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга, при паркинсонизме. Впервые представлены интегрированные данные по нейрогеронтопсихологии. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга.

Читать онлайн

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Медицинские дисциплины
  3. Нормальная физиология человека
  4. Нейрофизиология человека
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Лингвистика
  4. Психолингвистика
  5. Нейролингвистика

Смотрите также

  • формат tif
  • размер 16. 33 МБ
  • добавлен 20 мая 2010 г.

Клиническая нейропсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – издательский центр «Академия», 2003г. – 144с. В учебном пособии представлены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе развития. В систематизированном виде дано описание структуры различных нейропсихологических синдромов нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга, при паркинсонизме. Впервые представлении интегративные д…

  • формат txt
  • размер 60.91 КБ
  • добавлен 23 ноября 2008 г.

В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга.

Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. Обоснована значимость нейропсихологическо…

  • формат doc
  • размер 109.66 КБ
  • добавлен 26 февраля 2010 г.

М., МГУ, 1988. В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. Обоснована значимость нейро…

Лабораторная

  • формат doc
  • размер 115. 5 КБ
  • добавлен 21 февраля 2011 г.

Общемозговые симптомы и их динамика при сосудистой патологии головного мозга. Нейропсихологические синдромы спазма сосудов головного мозга. Синдром «расщепленного мозга» при поражении мозолистого тела. Нейропсихология позднего возраста. Заключение. Используемая литература

Статья

  • формат doc
  • размер 50 КБ
  • добавлен 28 марта 2011 г.

2,5 стр. А4. Выготский. Принципы, сформулированные Выготским. Б. В. Зейгарник. Д. Н. Узнадзе. Б. Г. Ананьев. Г. В. Гершуни. Отечественные физиологи (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерев). Традиционная западная нейропсихология. Методологические основы отечественной психологии. А. Р. Лурия.

  • формат doc
  • размер 326 КБ
  • добавлен 20 ноября 2010 г.

Данная книга является учебником для студентов Современного гуманитарного университета. В ней излагаются вопросы клинической психологии, ее связь и взаимодействие с другими науками. Представлены основы нейропсихологии – новой отрасли психологической науки, возникшей на стыке психологии и медицины, созданной в нашей стране А. Р. Лурия и его учениками. Рассмотрены основные положения теории системной динамической локализации высших психических функц…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 404 КБ
  • добавлен 18 января 2011 г.

СПБГУ, 030302 — клиническая психология. 33 вопроса. Определение нейропсихологии, её предмет, общие задачи, место в системе психологических наук, междисциплинарные связи. Фундаментальное и прикладное значение нейропсихологии для медицины, психологии, педагогики и дефектологии. Нейропсихология индивидуальных различий. Клиническая нейропсихология: предмет, задачи, области применения. Значение нейропсихологии для восстановительного обучения и реабил…

  • формат doc
  • размер 29.34 МБ
  • добавлен 31 марта 2010 г.

Нейропсихология. Е. Д. Хомская 2-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлению «Психология» и специальностям «Психология» и «Клиническая психология». В книге излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание…

  • формат doc
  • размер 7.87 МБ
  • добавлен 21 февраля 2011 г.

2004 год издания. Предисловие. теоретические основы нейропсихологии. Мозг и психика. Проблема локализации высших психических функций. проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. нейропсихология восприятия. нейропсихология памяти. нейропсихология речи. нейропсихология произвольных движений и действий. нейропсихология эмоционально личностной сферы. нейропсихология нормы. Проблема индивидуальных различий. детская ней…

  • формат pdf
  • размер 4.71 МБ
  • добавлен 15 декабря 2010 г.

Нейропсихология:. Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е. Д. Хомской — СПб.: Питер, 2010. — 992 с.: с ил. — (Серия Хрестоматия. ) В книге представлен сборник статей по различным разделам нейропсихологии.

Что такое клиническая нейропсихология?

Некоторые люди, обращающиеся за помощью к клиническим психологам, не совсем уверены, что вызывает их проблемы или влияет на их жизнь, они просто знают, что дела идут не очень хорошо, что брак или отношения страдают, что по какой-то причине депрессия, тревога или ряд других состояний повлияли либо на их поведение, либо на поведение тех, кого они любят.

Но в некоторых случаях врачи знают, что определенные проблемы и проблемы являются прямым результатом расстройства головного мозга, вызванного либо травмой, болезнью, либо дисфункцией развития. И для этих людей специализированная форма клинической психологии, называемая клинической нейропсихологией, фокусируется на лечении людей с известными структурными и функциональными нарушениями мозга.

Клинические нейропсихологи — это специалисты, лечащие неврологических пациентов, к которым часто обращаются неврологи, другие врачи, другие психологи или социальные службы. В большинстве случаев у пациента наблюдаются когнитивные и поведенческие дисфункции, связанные с черепно-мозговой травмой или заболеванием, и направляющий врач или агентство стремится собрать информацию, важную для реабилитации пациента.

Но в некоторых случаях, например при нарушениях развития, часто обращаются за консультацией к клиническому нейропсихологу, чтобы помочь выявить нарушения обучения, связанные с развитием, такие как дислексия, синдром дефицита внимания и невербальная инвалидность. Родители, образовательное учреждение или агентство социального обслуживания уже определили, что когнитивные функции и поведение ребенка свидетельствуют о какой-либо форме расстройства головного мозга, и клинический нейропсихолог помогает точно оценить и диагностировать расстройство.

Клинический подход

Клинические нейропсихологи консультируют пациентов и их семьи в медицинских учреждениях, таких как больницы или медицинские клиники, или в практике клинической нейропсихологии. Они также видят некоторых детей в образовательных учреждениях.

Направляющий врач передает клиническим нейропсихологам результаты нейровизуализационных исследований, таких как КТ или (компьютерная томография), МРТ (магнитно-резонансная томография) и ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография).

Эти тесты точно определяют структурные повреждения головного мозга или опухоли в пределах миллиметров в мозге, локализуя дисфункцию мозга в определенных областях и областях мозга. Врачи также направляют другие медицинские записи пациента и результаты лабораторных анализов клиническому нейропсихологу, чтобы предоставить полную историю болезни пациента.

Направляющий врач или агентство также задает вопрос или набор проблем, связанных с когнитивными и/или поведенческими нарушениями пациента, которые необходимо решить для планирования реабилитационных услуг и вмешательств. Эти проблемы часто связаны с ответами на конкретные вопросы «повседневного функционирования», такие как способность пациента водить машину, самостоятельно заботиться о личной гигиене, финансах и вопросах, связанных с работой.

Во время первоначального осмотра клинический нейропсихолог опрашивает пациента, а также всех присутствующих членов семьи, расспрашивая об истории болезни пациента и о его мнении о характере черепно-мозговой травмы или недостаточности. С помощью этого начального интервью клинический нейропсихолог определяет осведомленность пациента о проблемах, а также его или ее физические и умственные способности для проведения более глубокой нейропсихологической оценки, состоящей из серии тестов.

Если пациент может сидеть и выполнять ряд когнитивных тестов, клинический нейропсихолог назначает обученного техника для проведения тестов.

Клиническая оценка

После первоначального опроса клинический нейропсихолог также выдвигает гипотезу об уровне и глубине когнитивных и поведенческих нарушений. Помня о реабилитационных проблемах и вопросах направляющего врача и синтезируя результаты других медицинских тестов и истории болезни пациента, клинический нейропсихолог рекомендует либо серию нейропсихологических тестов, либо сокращенную часть одного или нескольких тестов в зависимости от возможности и потребности пациента.

Пока техник проводит нейропсихологические тесты, клинический нейропсихолог оценивает результаты. Основываясь на результатах, клинический нейропсихолог рекомендует планы реабилитации, вмешательства, план возвращения к работе, рекомендации для повседневной жизни или любые другие вопросы, запрашиваемые врачами и медицинским персоналом.

Мониторинг

Нейропсихологические тесты дают психологам и врачам не только моментальную картину текущего когнитивного и поведенческого функционирования, но также обеспечивают базовый уровень – важный элемент любой программы реабилитации. Периодическое повторное тестирование дает как медицинским работникам, так и психологам возможность оценить успех конкретной программы реабилитации или лечения, а также оценить прогресс пациента в достижении поставленных целей.

Серийное тестирование также дает клиническим нейропсихологам ценную информацию об эффективности конкретного препарата, используемого для лечения таких заболеваний, как болезнь Паркинсона или эпилептические припадки. А для пациентов с первоначально диагностированной легкой деменцией базовый тест с последующим периодическим повторным тестированием дает важную информацию о прогрессировании заболевания.

Правовые ситуации

Адвокаты и суды также нанимают клинических нейропсихологов. Черепно-мозговые травмы, полученные в результате автомобильных аварий, воздействия токсичных химических веществ, отравления угарным газом, электрических или других форм строительных травм, часто заканчиваются в судах для определения денежных расчетов с истцом. И во многих случаях случайной травмы дисфункция мозга не выявляется с помощью методов нейровизуализации или ЭЭГ.

Данные, собранные в результате нейропсихологических тестов в дополнение к интервью с клиентом, которое проводит клинический нейропсихолог, часто предоставляют судам необходимые данные для принятия решений по этим сложным делам.

Карьера в области клинической нейропсихологии

Если вы заинтересованы в том, чтобы стать клиническим нейропсихологом и лечить лиц, страдающих дисфункцией головного мозга, свяжитесь со школами психологии. Для большинства должностей в этой области требуется докторская степень.

Кроме того, большинство клинических нейропсихологов должны иметь сертификат Американского совета по клинической нейропсихологии (ABCN) или Американской академии клинической нейропсихологии (AACN). Многие клинические должности также требуют лицензии психолога.

Клиника нейропсихологии | Stanford Health Care

Stanford Health Care Neuroscience

Клиника нейропсихологии

213 Quarry Road
Palo Alto, CA 94304
Телефон: 650-723-6888 Как добраться

Признан на национальном уровне

КАМПАНИЯ ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Мы гордимся тем, что получили признание Фонда кампании за права человека «Индекс справедливости в здравоохранении».

Stanford Health Care Now

Провалы памяти Сьюзен Харвелл сигнализируют о ранней болезни Альцгеймера. Получение четкого диагноза в Стэнфорде позволило ей планировать свое будущее со своей семьей.

Клинические испытания — это научные исследования, в которых оценивают новый медицинский подход, устройство, лекарство или другое лечение. Будучи пациентом Stanford Health Care, вы можете иметь доступ к последним передовым клиническим испытаниям.

Открытые исследования относятся к исследованиям, в которых в настоящее время принимают участников. Закрытые испытания в настоящее время не регистрируются, но могут открыться в будущем.

Открытые испытания Закрытые испытания

Для вашего удобства вы можете записаться на все назначенные в тот же день приемы в Stanford Neuroscience Health Center через централизованную стойку регистрации рядом с вестибюлем. В дополнение ко всем амбулаторным услугам вы также можете получить доступ к предоперационным консультациям в центре.

Если у вас есть опасения по поводу вашей памяти или когнитивных функций, лучше всего начать с вашего врача. Направление непосредственно от вашего поставщика медицинских услуг может помочь облегчить процесс записи, включая разрешение на медицинское страхование.

Позвоните нам, чтобы записаться на прием

650-723-6888

КАК НАПРАВИТЬ
  • Пожалуйста, убедитесь, что ваш пациент понимает, почему вы направляете его на нейропсихологическое тестирование. Мы проводим одноразовые оценки, ориентированные на диагностику, для объективного измерения когнитивного и психического функционирования. Мы не предоставляем медицинскую помощь, управление лекарствами или постоянное лечение.
  • Пожалуйста, сделайте ваш рекомендательный вопрос как можно более конкретным, чтобы мы могли как можно лучше ответить на него и предоставить соответствующую информацию и рекомендации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts