Нейропсихология задачи: Задачи нейропсихологии

1 Вопрос. Предмет и задачи нейропсихологии.

Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга.

Предмет нейропсихологии — особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Таким образом, центральная теоретическая проблема — проблема мозговой организации (локализации) ВПФ.

Основные направления, соответственно задачи:

— клиническая нейропсихология

Основное направление. Изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основные методы: клиническое неаппаратурное нейропсихологическое исследование — «луриевские методы». Представление о синдроме и факторах, возникшее и реализуемое в клинике

— экспериментальная

Экспериментальное, в том числе аппаратурное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

(тоже Лурия)

— реабилитационное направление

Восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений ГМ. Разработка принципов и методов восстановительного обучения больных с мозговыми травмами и заболеваниями (путем перестройки нарушенных функциональных систем с опорой на сохранные функции).

— нейропсихологическая психодиагностика

Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т.п. Наибольшее развитие — определение профиля латеральности. Метод — синдромный анализ.

Т.О., Успехи луриевской нейропсихологии объясняются в первую очередь тем, что он впервые сумел объединить в одну систему знаний современные сведения о работе мозга с психологической концепцией, адекватной поставленной задаче (поиск мозговой организации высших психических функций). Эта концепция в значительной степени представляет собой творческое развитие культурно-исторической теории Выготского.

В нейропсихологии выделяют несколько относительно самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями, но отличающихся специфичностью методов и тактическими задачами:

-Клиническая нейропсихология

-Экспериментальная нейропсихология

-Реабилитационная нейропсихология

-Психофизиологическая нейропсихология

2 ВОПРОС. История становления нейропсихологии, особенности отечественной нейропсихологии.

Отличие отечественной нейропсихологии от зарубежных аналогов.

  1. Базируется на четких общепсихологических представлениях, базирующихся на КИТ Л.С.Выготского

и в разработке, целостной концепции о принципах соотношения мозга и психики, принципах локализации (мозговой организации) ВПФ;

  1. в разработке принципа синдромного анализа последствий ЛПМ, (в обнаружении единого радикала — фактора (структурно-функциональной единицы работы мозга) как основы нейропсихологического синдрома, что позволило систематизировать не только синдромы, но и формы нарушения различных психических функций.). На синдромной, или «факторной», основе А.Р.Лурия создал классификацию нарушений речи (афазий), памяти (амнезий), произвольных движений и действий (апраксий).

  2. в создании батареи «луриевских методов» нейропсихологического исследования — набора психологических тестов, необходимых и достаточных для топической диагностики ЛПМ.

Их особенность — с точной адресации к различным

(зарекомендовали себя для диагностики как явных, так и тонких органических поражений головного мозга, для контроля за эффективностью лечения, разработки способов восстановления психических функций и решения целого ряда других задач, связанных с определением состояния мозговых структур (у взрослых и детей).

3 ВОПРОС. Определение основных понятий методологического аппарата нейропсихологии (функция, симптом, локализация, нейропсихологический фактор).

Нейропсихологический фактор — принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.

Психическая функция – это единая способность, которая соотносится с определённым участком мозга.

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром– закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Локализация ВПФ – центральное понятие теории системной динамической локализации DGA? Объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разными нейропсихологическими факторами.

Нейропсихология: предмет, цели и задачи, место в структуре современного научного знания

  • Главная
  • ->
  • Клиническая психология
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейронных сетей.

Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в советской психологии Л. С. Выготским и его полледователями – А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем и другими психологами.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания, которая способна решать как теоретические, так и практические задачи клинической психологии.

В теоретическом плане: предмет изучения – Мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и Изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга В Осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере: вносит вклад в решение таких задач медицинской психологии, как Диагностика и реабилитация.

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области. С одной стороны, Нейропсихология сама черпает новые знания из смежных научных областей, например нейрохирургии и неврологии (В свою очередь и они не могут существовать без знаний нейропсихологии), с другой – Накопленные к настоящему времени нейропсихологические данные можно смело применять к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к Оценке функционального состояния мозга здоровых людей В особых или экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т. п.).

Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при нейропсихологическом обследовании, могут быть результатом не только Изменений деятельности мозга на структурном уровне, но и на Нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях Обеспечения деятельности мозга. При этом значение приобретают не столько задачи установления Топического диагноза, Сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры ее изменений.

Получаемые при этом данные дают возможность оценки течения болезни (в т. ч. и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Это представляется весьма важным в рамках профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Лурия рассматривает нейропсихологию как Науку о роли отдельных мозговых зон в поведении человека.

Задача нейропсихологии: проследить, в чем именно заключается вклад различных зон мозга в протекание сложных форм психической деятельности и как изменяется психическая деятельность, при поражении того или иного участка мозга.

Предметом Нейропсихологии становится изучение мозговых механизмов психической деятельности (совокупность зон мозга в коре полушарий). А также изучение связи между нарушением работы этих зон и нарушениями психической деятельности.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы ВПФ на материале локальных поражений головного мозга.

Основоположник нейропсихологии А. Р.Лурия, развивая идеи Л. С.Выготского о социальной детерминации и системном строении высших психических функций, разработал теорию системной динамической локализации психических процессов, являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

Связь нейропсихологии с общей психологией двусторонняя: С одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга, с другой стороны, на патологическом материале м. б. проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения общепсихологических проблем.

Современная нейропсихология подразделяется на ряд направлений:

Клиническое; 2. Реабилитационное; 3. Экспериментальное; 4. Психофизиологическое; 5.Нейропсихология детского возраста и др.

Клиническая нейропсихология – основное направление, задача которого в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объект исследования: мозг больного или травмированного чка. Предмет: причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, травмой – их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней.

Экспериментальная нейропсихология – ее задача: экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Исследует распределение психических функций в их эволюционном контексте (на мозге жных).

Реабилитационная нейропсихология – восстановление утраченных ВПФ, обучение и перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование чка в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах (# зрение, слух, ЧМТ).

Психофизиологическая нейропсихология – исследование психических процессов с помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели (ЭЭГ, механограмма, миограмма, магнитно-резонансная томография).

Детская нейропсихология – на основе луриевских методов нейропсихологической диагностики создаются чувствительные методы психодиагностики ребенка, особенно детей с трудностями обучения, которые делают возможной раннюю диагностику готовности к школе и своевременную коррекцию трудностей обучения в дошкольном или раннем школьном возрасте Задача: изучение морфофункциональных взаимосвязей в становлении ВПФ. НПДВ – Результат определённого социального запроса. Задача, вставшая при необходимости создания своевременной и эффективной коррекционной программы: своевременная и точная диагностика характера и механизма нарушения той или иной ВПФ, или определение общего профиля развития ребёнка.

Нейропсихологический подход в психодиагностике – Применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации. Изучение межполушарной асимметрии мозга у здоровых и сопоставление их с познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками.

Является ли задание n-back допустимой нейропсихологической мерой для оценки рабочей памяти?

. 2009 ноябрь; 24 (7): 711-7.

doi: 10.1093/arclin/acp063. Epub 2009, 18 сентября.

К М Миллер 1 , C C Price, M S Okun, H Montijo, D Bowers

Принадлежности

принадлежность

  • 1 Кафедра клинической психологии и психологии здоровья, Колледж общественного здравоохранения и медицинских профессий, Университет Флориды, Флорида, США. [email protected]
  • PMID: 19767297
  • PMCID: PMC2770861
  • DOI: 10.1093/арклин/acp063

Бесплатная статья ЧВК

К.М. Миллер и соавт. Арч Клин Нейропсихология. 2009 ноябрь

Бесплатная статья ЧВК

. 2009 ноябрь; 24 (7): 711-7.

doi: 10.1093/arclin/acp063. Epub 2009, 18 сентября.

Авторы

К М Миллер 1 , C C Прайс, M S Okun, H Montijo, D Bowers

принадлежность

  • 1 Кафедра клинической психологии и психологии здоровья, Колледж общественного здравоохранения и медицинских профессий, Университет Флориды, Флорида, США. [email protected]
  • PMID: 19767297
  • PMCID: PMC2770861
  • DOI: 10.1093/арклин/acp063

Абстрактный

N-back — предполагаемая задача на рабочую память, часто используемая в исследованиях нейровизуализации; однако литература, посвященная использованию n-back в клинической нейропсихологической оценке, немногочисленна. Мы исследовали конвергентную достоверность n-back с установленной мерой рабочей памяти, диапазон цифр назад. Также была изучена взаимосвязь между производительностью n-back и показателями скорости обработки, а также способность n-back обнаруживать потенциальные различия между группами в контрольной группе и в группах с болезнью Паркинсона (БП). Результаты не выявили корреляции между производительностью n-back и диапазоном цифр назад. Точность N-back значительно коррелирует с показателем скорости обработки (Trail Making Test Part A) при нагрузке 2-back. По сравнению с контрольной группой пациенты с БП менее точно выполняли n-back и демонстрировали тенденцию к более медленному времени реакции, но не отличались ни по одному из нейропсихологических показателей. Результаты показывают, что n-back не является чистой мерой рабочей памяти, но может обнаруживать тонкие различия в когнитивных функциях между пациентами с БП и контрольной группой.

Похожие статьи

  • Клиническая полезность задачи N-back в функциональных нейровизуализационных исследованиях рабочей памяти.

    Джакола Л.М., Уиллард В.В., Эшфорд Дж.М., Огг Р.Дж., Скоггинс М.А., Джонс М.М., Ву С., Конклин Х.М. Джакола Л.М. и соавт. J Clin Exp Neuropsychol. 2014;36(8):875-86. дои: 10.1080/13803395.2014.953039. Epub 2014 25 сентября. J Clin Exp Neuropsychol. 2014. PMID: 25252868 Бесплатная статья ЧВК.

  • Улучшение когнитивных функций во время езды на велосипеде у пациентов с болезнью Паркинсона и здоровых взрослых.

    Hazamy AA, Altmann LJP, Stegemöller E, Bowers D, Lee HK, Wilson J, Okun MS, Hass CJ. Хазами А.А. и соавт. Познание мозга 2017 апр;113:23-31. doi: 10.1016/j.bandc.2017.01.002. Epub 2017 11 января. Познание мозга 2017. PMID: 28088064 Бесплатная статья ЧВК.

  • Исследование вербальной рабочей памяти у больных болезнью Паркинсона.

    Гилберт Б., Бельвиль С., Берер Л., Шуинар С. Гилберт Б. и др. Нейропсихология. 2005 Январь; 19 (1): 106-14. дои: 10.1037/0894-4105.19.1.106. Нейропсихология. 2005. PMID: 15656768

  • Новые доказательства ускоренной печати алфавита как меры скорости обработки и рабочей памяти.

    Толле К., Спенсер Р.Дж., Монтгомери В., Беляускас Л.А. Толле К. и др. Приложение Нейропсихология для взрослых. 2019 ноябрь-декабрь; 26(6):573-580. дои: 10.1080/23279095.2018.1472094. Epub 2018 5 сентября. Приложение Нейропсихология для взрослых. 2019. PMID: 30183369

  • Дифференциальный эффект болезней Хантингтона и Паркинсона на программирование двигательных последовательностей различной длины.

    Ягуэс Л., Ланге Х.В., Хемберг В. Ягуэс Л. и др. Дж Нейрол. 2006 г., февраль; 253 (2): 186-93. doi: 10.1007/s00415-005-0951-4. Epub 2005 27 июля. Дж Нейрол. 2006. PMID: 16044211

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Ультразвук по воздуху ниже порога слышимости вызывает функциональные изменения в сети когнитивного контроля.

    Weichenberger M, Bug MU, Brühl R, Ittermann B, Koch C, Kühn S. Вайхенбергер М. и соавт. ПЛОС Один. 2022 13 декабря; 17 (12): e0277727. doi: 10.1371/journal.pone.0277727. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36512612 Бесплатная статья ЧВК.

  • Экспериментальные и когнитивные предикторы исполнения пения с листа в музыке Высшее образование.

    Померло-Тюркотт Дж., Морено Сала М.Т., Дюбе Ф., Вашон Ф. Pomerleau-Turcotte J, et al. J Res Музыкальное образование. 2022 июль; 70 (2): 206-227. дои: 10.1177/00224294211049425. Epub 2021 25 октября. J Res Музыкальное образование. 2022. PMID: 35783001 Бесплатная статья ЧВК.

  • Внимательность и музыкальные вмешательства на рабочем месте: оценка устойчивого внимания и рабочей памяти с использованием краудсорсингового подхода.

    Аксельсен Дж. Л., Мелин Дж. С. Дж., Стайано В., Кирк У. Аксельсен Дж.Л. и соавт. БМС Психология. 2022 27 апреля; 10 (1): 108. doi: 10.1186/s40359-022-00810-y. БМС Психология. 2022. PMID: 35478086 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

  • Связанное с возрастом влияние исполнительной функции на эффективность управления при автоматизированном вождении.

    Пэн Кью, Ву Ю, Ци Н, Иваки С. Пэн Кью и др. Научный представитель 2022 г. 30 марта; 12 (1): 5410. doi: 10.1038/s41598-022-08522-4. Научный представитель 2022. PMID: 35354816 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние андрогенной депривации на рабочую память и качество жизни у больных раком предстательной железы: роль гипоталамической связи.

    Чаудхари С., Жорницкий С., Рой А., Саммерс С., Ахлес Т., Ли Ч.Р., Чао Х.Х. Чаудхари С. и др. Рак Мед. 2022 сен;11(18):3425-3436. дои: 10.1002/cam4.4704. Epub 2022 22 марта. Рак Мед. 2022. PMID: 35315585 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01-NS050633/NS/NINDS NIH HHS/США
  • K23 NS060660-01/NS/NINDS NIH HHS/США
  • NIHK23 NS044997/NS/NINDS NIH HHS/США
  • F32 AG021363-01/AG/NIA NIH HHS/США
  • R01 NS050633/NS/NINDS NIH HHS/США

Нейропсихологические тесты

MentalHelp самостоятельно исследует, тестирует и анализирует продукты и услуги, которые могут быть полезны нашим читателям. Если указано «Medically Reviewed by», медицинские работники проверяют статьи на предмет медицинской точности. Если вы покупаете что-то по нашим ссылкам или взаимодействуете с поставщиком, мы можем получать комиссию.

Нейропсихологические тесты — это специально разработанные задачи, используемые для измерения психологической функции, о которой известно, что она связана с определенной структурой или путями мозга. Обычно они связаны с систематическим выполнением четко определенных процедур в формальной среде. Нейропсихологические тесты обычно проводятся одному человеку, работающему с экзаменатором в тихой офисной обстановке, без отвлекающих факторов. Таким образом, можно утверждать, что нейропсихологические тесты иногда позволяют оценить пиковый уровень когнитивных способностей человека. Нейропсихологические тесты являются основным компонентом процесса проведения нейропсихологической оценки.

Большинство используемых в настоящее время нейропсихологических тестов основаны на традиционной психометрической теории. В этой модели необработанный балл человека по тесту сравнивается с большой нормативной выборкой населения, которая в идеале должна быть взята из населения, сопоставимого с обследуемым человеком. Нормативные исследования часто предоставляют данные, стратифицированные по возрасту, уровню образования и/или этнической принадлежности, если исследования показали, что такие факторы влияют на успеваемость по конкретному тесту. Это позволяет сравнить производительность человека с подходящей контрольной группой и, таким образом, обеспечить достоверную оценку его текущего когнитивного функционирования.

Следующий список включает часто используемые тесты.

Список нейропсихологических тестов

  • Быстрый тест Аммонса
  • Опросник депрессии Бека, опросник тревоги и шкала безнадежности
  • Bender Visual Motor Gestalt Test (BVMG) Test
  • Бостонское диагностическое обследование на афазию
  • Бостонский тест на имена
  • Калифорнийский тест на словесное обучение
  • CANTAB (Кембриджская автоматизированная батарея нейропсихологических тестов)
  • CDR Компьютеризированная система оценки
  • Клинический рейтинг деменции
  • Показатели жизнедеятельности ЦНС
  • Инструмент скрининга когнитивного теста (CASI)
  • Сканер когнитивных функций (CFS)
  • Контрольные списки когнитивных симптомов
  • Комплексный тест на афазию (CAT)
  • Cognistat (исследование нейроповеденческого когнитивного статуса)
  • CogScreen: аэромедицинское издание
  • Контролируемый устный ассоциативный тест (COWAT или FAS)
  • Непрерывная задача производительности (CPT)
  • d2 Проверка внимания
  • Система оценки нейропсихологии Дина-Вудкока (DWNAS)
  • Система исполнительных функций Delis-Kaplan (D-KEFS)
  • Шкала оценки слабоумия
  • Цифровой тест на бдительность
  • Тест на беглость речи
  • Испытание постукиванием пальца (колебание)
  • Оценка познания врачом общей практики (GPCOG)
  • Рифленая перфорированная панель
  • Категорийный тест Холстеда
  • Нейропсихологическая батарея Холстеда-Рейтана
  • Тесты Хейлинга и Брикстона
  • Тест визуальной организации Хупера
  • Игорная задача Айовы
  • Нейрокогнитивный тест Каплана Бэйкреста
  • Тест функциональных академических навыков Кауфмана
  • Краткий нейропсихологический тест Кауфмана
  • Задача лексического решения
  • Лурия-Небраска Нейропсихологическая батарея
  • Миннесотский многофазный опросник личности
  • Экран MCI
  • Весы для оценки памяти
  • МикроКог
  • Клинический мультиаксиальный перечень Millon (MCMI)
  • Мини-обследование психического состояния (MMSE)
  • Контрольный список проблем Муни
  • Многоязычное обследование на афазию
  • НЕПСИ
  • Североамериканский тест на чтение
  • Слуховой серийный дополнительный тест с кардиостимуляцией (PASAT)
  • Детский диагностический скрининг расстройств внимания (PADDS)
  • Весы обмана Paulhus
  • Контрольный список прилагательных личности
  • Повторяемая батарея для оценки нейропсихологического статуса
  • Быстрый неврологический скрининг-тест
  • Слуховой вербальный обучающий тест Рей
  • Комплекс Рей-Остеррит Рисунок
  • Ривермид Тест на поведенческую память
  • Шкала уголовной ответственности Роджерса
  • Тест Роршаха
  • Тест на беглость речи
  • Сенсорный скрининг-тест
  • SCL-90 (Контрольный список симптомов 90)
  • Институт живых весов Шипли
  • Задача Струпа
  • Тест модальностей цифр символов
  • Тактильный тест производительности
  • Тест на симуляцию памяти
  • Тест памяти и обучения (ТОМАЛ)
  • Тест переменных внимания (Т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts