Психология здорового образа жизни – мода или необходимость? //Психологическая газета
За последние годы можно наблюдать повышение интереса к здоровому образу жизни — занятиям любительским спортом, танцами, вопросам правильного питания. Работодатели в качестве конкурентного преимущества для потенциальных сотрудников предлагают абонементы в фитнес-клубы, количество которых стремительно растет. На экранах телевизоров и на страницах популярных изданий появляются все новые и новые передачи с советами по питанию, похудению и т.п., в социальных сетях множатся сообщества, посвящённые этим вопросам. Даже на уровне федеральной политики реализуются программы, направленные на привитие привычек к здоровому образу жизни (например, президентская программа «Здоровая Россия», проект Росмолодежи «Беги за мной»).
Здоровый образ жизни сегодня – не столько дань моде, сколько естественный результат развития нашего общества. Во многом это связано с высокими стрессовыми нагрузками на психику и тело, особенно в больших городах.
Здоровый образ жизни – это действительно движение против среды. Если посмотреть на тенденции в пищевой индустрии, в экологии и образе жизни, можно констатировать, что, параллельно с развитием медицины, мы движемся против поддержания естественного здоровья. Например, произошло довольно резкое, с точки зрения эволюционных процессов, изменение социальной среды, к которому ещё не успели «приспособиться» биологические потребности. Только за последние 100 лет в европейском обществе практически исчезла проблема нехватки еды. В то же время, пищевое поведение человека продолжает «работать» по старым программам и приводит к избыточному потреблению и запасанию пищевых ресурсов.
Здоровый образ жизни призван это преодолевать, возвращать человеку то, чего он теряет в связи с прогрессом. Конечно, для этого нужна стойкость, уверенность в себе и материальные ресурсы.В Соединенных Штатах и странах Европы учёные исследуют влияние архитектурной городской среды на количество и качество физической активности людей. Скажем, расположение крупных автомобильных дорог вблизи от дома сильно ограничивает детей в подвижных играх и самостоятельных прогулках. Даже если у дома есть прекрасный двор, но он окружен не пешеходной зоной, родители не могут быть спокойны за ребенка, который, например, захотел прокатиться на велосипеде. Отсутствие зелёных зон в мегаполисе может стать важным фактором ограничения движения для взрослых людей: даже если кто-то хочет и может бегать или просто ходить пешком каждый день, польза от такой физической активности около оживленных дорог с воздухом, насыщенным выхлопными газами, очень сомнительна. То, сколько времени ежедневно тратится на пешую дорогу до магазина, поликлиники, транспорта – это вопрос не только удобства организации городской среды, но и в конечном счете – состояния здоровья.
Ученые Йельского университета отмечают, что не только по причине изменения макросреды раньше было гораздо легче сохранять физическую активность. Сейчас повсеместно распространены энергосберегающие устройства, и речь заходит об энергосбережении в таких объемах, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными или вовсе не замечаются. Так, около 50 лет назад все тексты печатались на машинке, сейчас – набираются на клавиатуре компьютера, причём, производители соревнуются в разработке как можно более «мягких» клавиатур, с лёгким нажатием кнопок. Казалось бы, минимальны энергозатраты калорий, которые расходуются при нажатии на кнопки клавиатуры. Но добавим сюда автоматическое открывание гаражных дверей, электрические зубные щетки, автоматическое открытие окон в машине, пульты дистанционного управления любой домашней техникой, системы «умный дом», автоматически контролирующие все бытовые процессы, заказ товаров по Интернету и т.д. – и мы получаем в сумме огромный дефицит сжигаемых калорий по сравнению с нормой для здорового человека.
Никто не собирается отменять или осуждать технический прогресс, просто надо учитывать, что окружающая среда сильно изменилась, и вслед за этим должна меняться не только двигательная активность, но и сознание человека, его образ мыслей и привычек.Что мы понимаем под навыками здорового образа жизни? Это способность выходить за пределы условий, в которые человека ставит жизнь, для того, чтобы выбрать лучшее для своего организма. Это умение находить здоровые, качественные продукты для себя и своей семьи, находить способы их готовить и есть в уместное время, пить достаточно воды. Это осознанное стремление получать свою норму сна и отдыха, двигательной активности. Это расширение своих энергетических возможностей тренировками и ментальными практиками (медитация, психотерапия). Для этого необязательно обладать какими-то сверхъестественными возможностями. Например, бросить свои вредные привычки, отказаться от сахара и пищевого мусора, чаще выезжать на природу может каждый. Однако для закрепления навыков на всю жизнь и переноса их на разные условия, в том числе экстремальные, нужно менять свое сознание.
Люди нуждаются в освоении особых способов поведения и мышления, направленных на компенсацию и противодействие негативным условиям.
По сути, есть две большие задачи:
- формирование у современного человека понимания того, что специально организованное движение и питание – это сейчас не прихоть и не роскошь, а необходимое условие для поддержания здоровья;
- разработка таких средств, которые позволили бы максимально безболезненно и эффективно вывести эти новые знания на уровень практической реализации в жизни.
И если первую задачу – просветительскую – более-менее успешно решают медицинские и спортивные организации, действуя, в том числе, и через СМИ, то со второй справиться без специальных психологических технологий они не могут.
В настоящее время в России популярны услуги, направленные на достижение человеком оптимального физического состояния. Однако специалисты, которые работают достаточно квалифицированно в своем направлении (фитнес-тренеры, диетологи, психологи, косметологи, врачи и др.
Приведем классические примеры из нашей практики, иллюстрирующие это. К нам обращаются люди, бесчисленное количество раз пытавшиеся похудеть – самостоятельно или под врачебным контролем. Некоторые из этих попыток бывают временно успешными, затем следует срыв, набор веса, и так по кругу. У таких клиентов обычно нет проблем со знанием принципов рационального питания, однако есть большие трудности с саморегуляцией, способностью справляться с негативными переживаниями, для чего они и привыкли использовать еду.
Некоторых в лишнем весе «держат» вторичные выгоды, с чем, конечно, не работают диетологи.Другая категория клиентов – люди, которые испытывают трудности с переходом к здоровому образу жизни в силу податливости окружению. Они нуждаются в рекомендациях по организации образа жизни, поиску индивидуально-подходящих приемов повышения независимости от среды. Без способности разбираться в особенностях мотивации и поведения человека специалист, будь то врач или тренер, натыкается на множество «не могу», «трудно», приклеивает к клиенту ярлык лентяя, и тот уходит.
Есть и обратная сторона – клиенты, отчаявшиеся наладить свое питание с помощью врачей, обращаются к психологу, решив, что «всё дело в голове». Психологическая работа по прояснению целей, повышению мотивации приносит свои плоды, человек начинает питаться «правильно», и вдруг жалуется на падение тонуса. Психолог по привычке строит гипотезы в рамках своей компетенции и профессиональной подготовки и работает, например, со стрессоустойчивостью клиента.
Эти проблемы, увы, не решаются в массовом порядке, поскольку они создают необходимый денежный поток в индустрию фитнеса и велнеса. Сейчас мы выводим на рынок образовательных услуг два новых направления — «Специалист ЗОЖ» и «Фитнес-психолог». Эти специалисты могут консультировать клиентов по всему спектру проблем, связанных со здоровым образом жизни: от питания и спорта до психологических проблем, мешающих им выглядеть и чувствовать себя хорошо. Поскольку они не продают непосредственно какие-либо товары и услуги, их главной целью становится поиск оптимальных путей достижения гармонии в жизни каждого конкретного человека, исходя из его жизненных условий. Только такая системная работа по-настоящему способна изменить жизнь человека, выводя её на качественно новый уровень.
В целях мультидисциплинарной подготовки специалистов, которые, имея практическое психологическое образование, владели бы также знаниями в области физиологии питания и движения, фитнеса и диетологии были предприняты шаги. Сотрудниками лаборатории научных основ психологического консультирования ФГНУ ПИ РАО во взаимодействии со специалистами-нутрициологами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и профессиональными фитнес-тренерами была разработана образовательная программа для факультета повышения квалификации ПИ РАО. При подготовке учебных материалов использовались результаты современных научно-прикладных исследований российских и зарубежных авторов, а также адаптированные к российским условиям образовательные курсы по публичному здоровью и психологии, биологии и экономики питания Гарвардского, Йельского и Стэндфордского университетов (США).
Программа прошла апробацию в 2013 году не только в рамках курсов повышения квалификации ФГНУ ПИ РАО, но и в Федеральном проекте Росмолодежи «Беги за мной» (фитнес-смена «Селигер-2013»), образовательном процессе подготовки специалистов по здоровому образу жизни на базе Первого Московского медицинского университета им. И.М. Сеченова, на Международном конгрессе «Экология мозга» Ассоциации междисциплинарной медицины.
Материалы курса широко популяризуются на санкт-петербургском портале www.zozhnik.ru, блоге программы «Умное тело» smartbodycentre.livejournal.com, в социальных сетях, в просветительских ТВ-программах (телеканалы Первый, Рен-ТВ), научно-популярных журналах.
Информация об авторах:
Кисельникова (Волкова) Наталья Владимировна – зам.директора по науке ФГНУ ПИ РАО, зав.лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, доцент Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, к.психол.н. | |
Данина Мария Михайловна — ст.н.с. лаб. научных основ психологического консультирования и психотерапии, директор проекта «Умное тело», к.психол.н. |
Проект «Психология здорового образа жизни и фитнеса» (образовательная программа по повышению квалификации) участвует в конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2013 года: http://www. psy.su/psyche/projects/1109/ |
Христианская психология как образ жизни
Научно-практический институт психологии личности под руководством профессора Б.С. Братуся приглашает на новую программу повышения квалификации «Христианская психология как образ жизни».
Данная программа родилась в результате глубокого осмысления и переработки практического и преподавательского опыта членов Московской научной школы христианской психологии.
Программа «Христианская психология как образ жизни» по сути стала продолжением легендарной программы «Основы христианской психологии» – самой первой программы дополнительного образования по направлению «Христианская психология», просуществовавшей 7 лет и получившей многочисленные отзывы от сотен слушателей.
Благодаря своей интерактивной структуре, направленной на формирование представления об основах христианской психологии, ее теории и практики, программа представляет интерес для самой широкой аудитории, в том числе и для психологов, занимающихся практической деятельностью, а также для учащихся высших учебных заведений.
Слушателям станут понятны мировоззренческие основы христианской психологии и антропологии, они познакомятся с основными сферами жизни человека, где может помочь христианская психология и христианские психологи. Среди важных тем – семья и брак, отцы и дети, психосоматика, стресс, различные кризисные состояния.
В рамках курса будет уделено внимание проблемам нормы и патологии личности, духовным аспектам развития личности, а также психологическим аспектам аскетики.
Программа «Христианская психология как образ жизни» позволит слушателям:
- увидеть современное поле христианской психологии;
- познакомиться с теоретическими и практическими аспектами христианской психологии;
- научиться видеть сложности и искажения в психологическом отношении к себе, к родным и близким;
- более точно и целенаправленно выбирать адекватную помощь для решения тех или иных жизненных проблем
Режим занятий: 2 раза в неделю | |
---|---|
по средам с 19:20 до 22:10 (4 академических часа) | |
по субботам с 11:30 до 14:20 (4 академических часа) |
Программа «Христианская психология как образ жизни» является особо актуальной для:
- социальных работников, преподавателей и тех, кто работает с людьми;
- работников всех сфер социального служения в храмах РПЦ;
- психологов-консультантов, занимающихся практической деятельностью и желающих повысить уровень компетентности в области христианской психологии.
- поступающих в вузы на основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология».
Обучение по программе «Христианская психология как образ жизни» учитывается при приеме на работу в службы приходского консультирования.
Дополнительную информацию вы можете получить, позвонив по номеру +7 (495) 135-49-25
Вид итоговой аттестации:
защита реферата
По окончании программы, в случае успешного прохождения итоговой аттестации, слушателям выдается удостоверение установленного образца и сертификат Московской школы Христианской психологии.
Программа состоит из пяти модулей:
Блок 1. Настоящее как результат прошлого и проект будущего
Блок 2. Семья и брак
Блок 3. Отцы и дети
Блок 4. Невербальные языки общения с миром и с собой
Блок 5. Духовные опоры жизни
Использование «образа жизни» в психологии здоровья
Образ жизни — это сложное и часто общее понятие, которое по-разному использовалось и определялось в научных исследованиях. Единого определения образа жизни не существует, и в различных областях знаний разработаны теории и исследовательские переменные, которые также далеки друг от друга. В психологии здоровья использование этого понятия получило широкое распространение, особенно в сфере профилактической медицины, несмотря на не всегда точное и однозначное определение. Действительно, его часто путают и уподобляют здоровому поведению, которое определяется как модели поведения, действия и привычки, связанные с поддержанием здоровья, его восстановлением и улучшением здоровья. Существует два основных определения образа жизни. Первая из них была сформулирована ВОЗ, согласно которой образ жизни определяется как «образцы (поведенческого) выбора из доступных людям альтернатив в соответствии с их социально-экономическими обстоятельствами и легкостью, с которой они способны выбирать определенные альтернативы. другие». Второе основное определение образа жизни, сформулированное Кокерхэмом, — это «коллективные модели поведения, связанного со здоровьем, основанные на выборе вариантов, доступных людям в соответствии с их жизненными шансами».
1. Введение
Образ жизни — сложное и часто общее понятие, которое по-разному использовалось и определялось в научных исследованиях. В настоящее время не существует единого определения образа жизни, и в различных областях знаний разработаны теории и исследовательские переменные, которые также далеки друг от друга. Этот термин впервые появился в середине восемнадцатого века, когда французский натуралист и писатель Жорж Луи де Бюффон (1707–1788) заявил: «Стиль — это сам человек» 9.0007 [1] . В прошлом, 150 лет назад, английский философ и писатель Роберт Бертон заметил: «Это совершенно верно, stylus virum arguit — наш стиль выдает нас» [2] (стр. 122). Образ жизни ассоциировался с этими первыми упоминаниями как «способ выражения» [3] .
Образ жизни использовался и исследовался как конструкт в социологических течениях, принимая во внимание, например, теории Вебера и Бурдье [4] [5] или недавно [6] , в котором он рассматривается как выражение социального класса. В то время как психологическая перспектива определяет и анализирует образ жизни на уровне мысли или уровне действия. В частности, стиль жизни рассматривался в контексте потребительской психологии [7] , психологии ценностей [8] [9] [10] [11] и индивидуальной психологии [12]. [13] .
Разница между здоровым образом жизни и здоровым образом жизни кажется тонкой и не всегда очевидной.
В социально-медицинском дискурсе часто встречается тенденция использования понятия образа жизни как индивидуальных моделей поведения, которые влияют на статус заболевания [14] и могут модифицироваться с помощью целевых образовательных кампаний [15] [ 16] . Исследования в этой области исследуют образ жизни с точки зрения наличия или отсутствия и частоты «нездорового» поведения (курения, алкоголя, диеты и физической активности) [17] [18] [19] . Исключительное внимание к рискованному поведению отражает типичную тенденцию общества риска [20] определять стремление к здоровью, чтобы избежать факторов риска. В этом сценарии субъект и главный герой несут ответственность за выбор своего здоровья [21] . Безусловно, образ жизни является исторической темой исследований в области медицины, эпидемиологии и психологии здоровья. Это обосновывается современным состоянием эпидемиологических сценариев. Действительно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на протяжении десятилетий подчеркивала, что борьба с хроническими заболеваниями представляет собой вызов 21 века; неинфекционные заболевания (НИЗ), такие как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и хронические респираторные заболевания, являются основной причиной смерти во всем мире и являются причиной 70% смертей во всем мире [22] . Факторами риска, на которые обращает внимание ВОЗ, является именно образ жизни, который прослеживается в следующих формах поведения: употребление табака, нездоровое питание, отсутствие физической активности, чрезмерное употребление алкоголя, что, в свою очередь, приводит к избыточному весу и ожирению, повышению артериального давления. , и повышенный уровень холестерина, все факторы риска возникновения заболевания.
Разница между здоровым образом жизни и здоровым образом жизни кажется тонкой и не всегда очевидной.
В социально-медицинском дискурсе часто встречается тенденция использования понятия образа жизни как индивидуальных поведенческих паттернов, влияющих на статус заболевания [14] и модифицируемых с помощью целевых просветительских кампаний [15] [16 ] . Исследования в этой области исследуют образ жизни с точки зрения наличия или отсутствия и частоты «нездорового» поведения (курения, алкоголя, диеты и физической активности) [17] [18] [19] . Исключительное внимание к рискованному поведению отражает типичную тенденцию общества риска [20] определять стремление к здоровью, чтобы избежать факторов риска. В этом сценарии субъект и главный герой несут ответственность за выбор своего здоровья [21] . Безусловно, образ жизни является исторической темой исследований в области медицины, эпидемиологии и психологии здоровья. Это обосновывается современным состоянием эпидемиологических сценариев. Действительно, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) на протяжении десятилетий подчеркивала, что борьба с хроническими заболеваниями представляет собой вызов 21 века; неинфекционные заболевания (НИЗ), такие как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и хронические респираторные заболевания, являются основной причиной смерти во всем мире и являются причиной 70% смертей во всем мире [22] . Факторами риска, на которые обращает внимание ВОЗ, является именно образ жизни, который прослеживается в следующих формах поведения: употребление табака, нездоровое питание, отсутствие физической активности, чрезмерное употребление алкоголя, что, в свою очередь, приводит к избыточному весу и ожирению, повышению артериального давления. , и повышенный уровень холестерина, все факторы риска возникновения заболевания. Кроме того, исследования выявили значительную корреляцию между личностными характеристиками и рискованным поведением или образом жизни, которые служат предикторами неблагоприятных последствий для здоровья [23] [24] [25] .
Сосредоточение внимания на аспектах профилактики и предотвращения риска кажется недостаточным для реализации действий по укреплению здоровья и стратегий вмешательства, особенно если рассматривать здоровье как сложную тему, такую как состояние полного био-психо-социального благополучия, а не только отсутствие заболевания, как указано в исторической концепции ВОЗ [26] , а.с. Кроме того, в недавнем пересмотре здоровье определяется как способность адаптироваться и автономно справляться с постоянно меняющимися физическими, эмоциональными и социальными проблемами 9 .0007 [27] .
Согласно определению ВОЗ тесная связь между здоровьем и благополучием очевидна. Однако важно отметить, что благополучие определяется здесь как «обобщающий термин для различных оценок, которые люди делают в отношении своей жизни, событий, происходящих с ними, их тела и разума, а также обстоятельств, в которых они живут» [ 28] (стр. 400)
Также важно учитывать, что чрезвычайная ситуация, связанная с COVID-19, привела к значительным изменениям в повседневной жизни и образе жизни людей с важными социальными, рабочими и образовательными последствиями. Появились новые факторы уязвимости и усугубление неравенства в отношении здоровья, сильно влияющие на отдельных лиц и сообщества по нескольким направлениям, выдвигая на первый план, с одной стороны, индивидуальные и социальные защитные факторы, а с другой — факторы уязвимости.
2. Использование понятия «образ жизни» в психологии здоровья
2.1. Концепции образа жизни
Со временем было проведено несколько обзоров концепции образа жизни, среди которых упоминаются основные 31] . В таблице 1 представлена коллекция наиболее признанных и цитируемых определений в литературе, от первых формулировок до самых последних, с учетом амбиций психологических и социологических исследований. Исходя из категоризации содержания определений, были предложены три ключа интерпретации: внутренний, внешний и временной (см.0113 Таблица 1 ).
Таблица 1. Основные эксплицитные определения образа жизни в психологической и социологической литературе.
Артикул | Определение | Исследования | Измерение образа жизни |
---|---|---|---|
Адлер (1933) [12] | «Их способность показать живущего, действующего и умирающего индивида как неделимое целое в тесной связи с задачами его сферы жизни вызывает у нас в высшей степени восхищение их работой» […] «целостностью его индивидуальности. ” | Психология | Внутренний, временной |
Олпорт (1961) [13] | «Сложная собственная организация, определяющая «общее положение» зрелой жизненной системы». […] [Образ жизни] «постепенно развивается в течение жизни и день за днем направляет и объединяет все или, по крайней мере, многие действия человека в жизни». | Психология | Внутренний, временной |
Коулман (1964) [32] | «Общая схема предположений, мотивов, когнитивных стилей и методов преодоления трудностей, которые характеризуют поведение данного человека и придают ему постоянство». | Психология | Внутренний, временной |
Schutz et al. (1979) [11] | «Ориентация себя, других и общества, которую каждый человек развивает и которой следует […] [она] отражает ценности и когнитивный стиль человека. Эта ориентация вытекает из личных убеждений, основанных на культурном контексте и психосоциальной среде, связанной с этапами жизни человека». | Психология | Внутренний |
Митчелл, (1983) [9] | «Мы исходили из того, что совокупность внутренних ценностей человека будет создавать определенные соответствующие модели внешнего поведения, то есть образа жизни». | Психология | Внутренний |
ВОЗ (1986) [33] | «Образ жизни — это модели (поведенческого) выбора из альтернатив, которые доступны людям в зависимости от их социально-экономических обстоятельств и легкости, с которой они могут выбирать одни из других». | ||
Гидденс (1991) [6] | «Образ жизни можно определить как более или менее интегрированный набор практик, которые принимает индивидуум не только потому, что такие практики удовлетворяют утилитарные потребности, но и потому, что они придают материальную форму определенному нарративу самоидентичности». «Образ жизни — это рутинная практика, рутина, воплощенная в привычках в одежде, еде, образе действий и предпочитаемых средах для встреч с другими; но выполняемые рутины рефлекторно открыты для изменений в свете подвижной природы самоидентичности». | Социология | Внешний, височный |
Телятина (1993) [29] | «Образ жизни — это отличительная модель личного и социального поведения, характерная для отдельного человека или группы». | Социология | Внешний, височный |
Стеббинс (1997) [7] | «Образ жизни — это особый набор общих паттернов осязаемого поведения, который организован вокруг набора согласованных интересов или социальных условий, или того и другого, который объясняется и оправдывается набором ценностей, отношений и ориентаций и который при определенных условиях , становится для его участников основой отдельной, общей социальной идентичности», а «стили жизни не вполне индивидуальны […], а конструируются путем аффилиации и согласования, путем активной интеграции личности и общества, которые постоянно […] воспроизводятся друг через друга». | Социология | Внутренний, временной |
Кокерхэм и др. (1997) [34] | «Коллективные модели поведения, связанного со здоровьем, основанные на выборе вариантов, доступных людям в соответствии с их жизненными шансами». | Социология | Внешний, височный |
Дженсен (2009) [35] | «Образ жизни — это модель повторяющихся действий, которые одновременно динамичны и в некоторой степени скрыты от человека, и они связаны с использованием артефактов. Этот образ жизни основан на представлениях о мире, и его постоянство во времени определяется намерениями достичь желаемых целей или подцелей. Другими словами, стиль жизни — это набор привычек, которые направлены на одну главную цель». | Психология | Внешний, височный |
Внутреннее измерение: образ жизни как синоним стиля личности, выражение когнитивных стилей или набор взглядов, интересов и ценностей. Основное внимание уделяется предмету и внутренним процессам, определяющим поведение и действие;
Внешний аспект: образ жизни как выражение статуса и социального положения человека в данном контексте или как выражение моделей поведения;
Временное измерение: стиль жизни как стабильное измерение, выражающееся в повседневных практиках; это измерение обнаруживается в некоторых социологических и психологических аспектах.
2.2. Образ жизни в области психологии здоровья
В настоящее время в области психологии здоровья существует два основных определения образа жизни. Первая из них была сформулирована ВОЗ, согласно которой образ жизни определяется как «образцы (поведенческого) выбора из доступных людям альтернатив в соответствии с их социально-экономическими обстоятельствами и легкостью, с которой они способны выбирать определенные альтернативы. другие» [33] . Это определение подчеркивает, что образ жизни представляет собой поведенческие модели индивидуального выбора, на которые влияет социально-экономический контекст, в котором живет человек. С одной стороны, подчеркивается ответственность за свой выбор, при этом индивидуальная деятельность является основным источником здоровья и предотвращения патологий; с другой стороны, основное внимание уделяется детерминантам здоровья как факторам, которые в совокупности определяют возможности выбора.
Второе важное определение образа жизни, сформулированное Кокерхэмом, — это «коллективные паттерны поведения, связанного со здоровьем, основанные на выборе вариантов, доступных людям в соответствии с их жизненными шансами» [36] (стр. 55). Это определение, сформулированное исходя из мысли Вебера [37] и Бурдье [5] , на которые ученый ссылается непосредственно в модели, постулировало, что образ жизни сравним с набором личных рутин, отражающих принадлежность к определенным социальным классы или группы, в которых человек был включен. Таким образом, набор здорового поведения был сгруппирован в образы жизни. Человек последовательно выбирал свой образ жизни в силу факта своего выбора и шансов, которые структурно определялись социально-экономическим статусом (СЭС), возрастом, полом, расой, коллективами (социальными сетями, связанными с браком, религией, политикой, идеологией, местом работы и т. д.). .), и условия проживания. Выбор и возможности взаимодействовали друг с другом и влияли на формирование предрасположенности к действию (т. е. габитуса), что приводило к конкретным практикам (действиям), связанным со здоровьем [5] . Преимущество обоих определений состоит в том, что они подчеркивают влияние социальной среды на поведение и поведенческий выбор, связанный со здоровьем, подчеркивая, что человек не является монадой, а включен в социально-экономический контекст, который ограничивает возможности и личные возможности. Следовательно, эти определения согласуются с направлением исследований, в котором подчеркивается важность рассмотрения детерминант здоровья как факторов, влияющих на индивидуальные возможности [38] ; более того, они относятся к широкому кругу социальных, экономических, политических, психосоциальных и поведенческих факторов, которые прямо или косвенно влияют на показатели здоровья, что, в свою очередь, способствует неравенствам в отношении здоровья [39] [40] [41] [42] [43] . Хотя два основных определения сосредоточены на влиянии контекстуальных факторов на возможности выбора человека, литература в этой области фокусируется на индивидуальном поведении за счет контекста 9.0007 [44] . Основным ограничением этих определений является сведение здорового образа жизни к поведенческим паттернам или паттернам поведенческого выбора, которые нормативно определены и связаны только с физическим здоровьем; таким образом, мало внимания уделяется психологическим измерениям и измерениям жизненного цикла [45] .
Теоретические модели, используемые в этом исследовании, основаны на индивидуальной психологии.
Здоровый образ жизни описывается в основном как индивидуально сконструированные наборы моделей поведения. Элементы здорового образа жизни описаны как независимые друг от друга; единственная общая черта — стремление к здоровью [46] .
Таким образом, образ жизни характеризуется моделями поведения, которых должен придерживаться субъект. Субъект представлен как наивный ученый, упрощенно проверяющий гипотезы, или бухгалтер, оценивающий затраты и выгоды в теориях изменения поведения [47] .
Интервенционное исследование образа жизни в психологии здоровья, по-видимому, в истории доминировало преимущественно когнитивным подходом, для которого предполагается, что выбор здорового образа жизни зависит главным образом от субъекта и находится под влиянием ряда факторов, строго зависящих от индивидуумов, таких как как самоэффективность, мотивация, контроль и субъективные убеждения [21] [48] [49] . Кроуфорд [50] ввел термин хелсизм, форму осознания и ответственности за собственное здоровье и повышенное внимание к методам профилактики [51] [52] . В этом сценарии пропагандируется мораль здоровья, содержащая определенные нормы и ценности, которые подчеркивают обязанность человека заботиться о своем здоровье [53] — быть здоровым означает жить сбалансированным и контролируемым существованием, ценя бдительность, самоконтроль и риск профилактика.
Хотя отдельные факторы, лежащие в основе принятия здорового образа жизни и вышеупомянутых подходов, важны для понимания, они рискуют уменьшить сложность изучения здоровья. Милевчик и Уиллиг [54] утверждают, что поведение, связанное со здоровьем, приобретает смысл только тогда, когда оно рассматривается как социальная практика в определенном контексте, «более широкие социальные практики, частью которых являются такие действия» [54] (стр. 829). ). Поведение в отношении здоровья глубоко пропитано более широким социальным смыслом. Практики взаимосвязаны с социальными отношениями [55] . Как указывалось ранее, здоровье и болезнь переплетаются в более широком социальном, культурном, политическом и историческом контексте [56] [57] . Образ жизни тесно связан с привычками, которые влияют на повседневную жизнь людей. Как показали современные исследования интерсекциональности и здоровья, люди занимают несколько социальных идентичностей или социальных позиций, которые отражают взаимосвязанные системы власти и привилегий; эти системы настраивают доступ к рискам и ресурсам, которые в конечном итоге формируют диспропорции в отношении здоровья [58] [59] [60] . В связи с этим Alcàntara и коллеги [39] подчеркивают необходимость принятия эволюционного подхода к изучению различий в состоянии здоровья и того, как воздействие детерминант здоровья, таких как маргинализация и бедность, проявляется со временем на этапах развития.
Развитие здорового образа жизни является результатом сочетания последовательности и непоследовательности. Здоровый образ жизни не является однозначно положительным или отрицательным на разных этапах жизни и различается среди социально-демографически схожих людей [36] [61] [62] [63] [64] . Рассматривая здоровье в континууме недомогание-благополучие, можно выявить здоровое и нездоровое поведение у одного и того же человека. Такое поведение иногда отражает социальные состояния, такие как пол, а иногда предполагает сложное взаимодействие неизмеримых социальных влияний и действий человека.
Что касается вмешательства, кампании по укреплению здоровья часто далеки от социокультурной среды жизни людей; универсальные стратегии, такие как кампании социального маркетинга, как правило, лучше всего работают с людьми, имеющими доступ к целому ряду социальных и экономических ресурсов. Однако исследования показывают, что эти кампании, как правило, значительно меньше улучшают положение людей с низким социально-экономическим статусом (СЭС) или других неблагополучных групп [65] [66] [67] . Таким образом, общий эффект может заключаться в усилении или усугублении неравенства в поведении в отношении здоровья и, следовательно, в результатах для здоровья, как это было обнаружено в ходе нескольких кампаний по борьбе против табака [66] [67] [68] [69 ] . Неявно в этих кампаниях присутствует идея о том, что люди выбирают образ жизни, который они принимают, и могут вести себя позитивно для здоровья и воздерживаться от негативного поведения для здоровья [70] . Такое использование положительного и отрицательного происходит из норм, определенных биомедицинскими знаниями; действительно, медицина взяла на себя фундаментальную роль в нормализации социальной жизни, определяя здоровое или нездоровое поведение или состояния, попадающие по ту или иную сторону от границ сконструированной нормы. Вместо этого мало внимания уделялось взглядам сообщества, в которых рассматривается, как социальные, культурные и экономические факторы могут влиять на доступ людей к более здоровому образу жизни [71] .
Три аспекта образа жизни (т. е. внутренний, внешний и временной) считаются фундаментальными и основными элементами нового определения здорового образа жизни. Поэтому предлагается новое определение образа жизни: образ жизни как система смыслов, установок и ценностей, в рамках которых действует субъект, которые определяют индивидуальные и коллективные модели практик здоровья в социальном, историческом и культурном контекстах.
Психология образа жизни — Unacademy
Образ жизни — это способ сообщить о наших различиях, интересах и поведении. Это метод жизни. Образ жизни передает наше мнение и отношение. Альфред Альдер дал термин «стиль жизни». Он был австрийским психологом. Он написал книгу под названием «Дело мисс Р. в 1929 году». В книге Альфред упомянул, как детство человека впоследствии влияет на его образ жизни. Образ жизни представляет собой смесь реальных и абстрактных факторов. Реальные факторы включают демографию. Например, образ жизни в городском мегаполисе отличается от деревенского. К абстрактным факторам относятся предпочтения, взгляды и личная ценность.
Типы
образа жизниОбраз жизни можно разделить на множество категорий. Мы можем расходиться в зависимости от нашего образа жизни. Можно вести более одного образа жизни. Образ жизни может основываться на вашей культуре, работе и предпочтениях. Некоторые типы образа жизни перечислены ниже:
1- Активный образ жизниЕсли вы общительны или экстравертны, это ваш образ жизни. Активный образ жизни включает в себя занятия спортом, общение и любимую работу. Это заставляет вас чувствовать себя хорошо. Это не означает, что вы должны быть продуктивными весь день. Если у вас есть энергия, вы используете ее по максимуму.
2- Здоровый образ жизниЛюди могут спутать здоровый образ жизни и активный образ жизни . Здоровый образ жизни включает в себя употребление здоровой пищи. Вы избегаете нездоровой пищи или фаст-фуда. Чтобы ваше тело было активным, вы соблюдаете питательную диету. Эта диета держит вас в тонусе. Здоровый образ жизни – первый шаг к активному образу жизни.
3- Одиночный образ жизниЛюди, которые любят одиночество, склонны вести такой образ жизни. Они независимы во многих отношениях. Эти люди любят зарабатывать, путешествовать, есть и т. д. в одиночку. Это делает их более ответственными. В таком образе жизни, когда тебя никто не осуждает, ты можешь добиться всего, чего захочешь. Речь идет о том, чтобы заставить себя работать. Вы не находитесь ни под чьим контролем. соло 9Образ жизни 0399 считается свободным образом жизни.
4- Сельский образ жизниВ деревнях ведут сельский образ жизни. В распорядок дня этих людей входит выполнение сельскохозяйственных работ. Они живут рядом с природой. Это мирный образ жизни. Некоторые люди счастливее вести такой образ жизни , без гламура и без социального статуса.
5- Городской образ жизниГородской образ жизни в большей степени сконцентрирован в городах. Это стремительный образ жизни. Люди, которые любят исследовать несколько вещей, любят этот образ жизни. Городская жизнь часто сложна, но интересна. Городской образ жизни приносит вам больше материальных целей. Люди стремятся достичь большего в этом образ жизни . Если вы хотите быстрой и интересной жизни, то это для вас.
6- Кочевой образ жизниКочевник – это тот, кто кочует из одного места в другое. Такой образ жизни приобрели древние люди в Центральной Азии. Раньше они передвигались на своих лошадях. Кочевой образ жизни избегает привязанности к чему бы то ни было. Когда вы перемещаетесь с места на место, вам в этом комфортно. Многие люди не относятся к такому образу жизни , потому что большинству из нас нужна безопасность и стабильность.
7- Богемный образ жизниЭто творческий образ жизни. Богемный образ жизни также рассматривается как духовный образ жизни. Этот тип будет совершать путешествия и искать приключения. Это удовлетворит ваши музыкальные желания.
8- Цифровой образ жизниБольшинство из нас проводят половину дня в этом образе жизни . С течением времени люди все больше и больше переходят на цифровые технологии. Цифровой образ жизни — хорошо это или плохо — вопрос спорный. Мы знаем, что цифровой образ жизни может принести нам много пользы. Вы можете общаться с большим количеством людей, чем в реальной жизни. У вас может быть гораздо больше возможностей, чем в реальной жизни. Однако цифровой образ жизни может иметь и вредные последствия.
Преимущества хорошего образа жизниКаким бы ни был ваш образ жизни, некоторые вещи считаются хорошими. Здорово вести хороший образ жизни, независимо от того, какой вы выбираете. Вот некоторые черты хорошего образа жизни:
1- Позитивное отношениеЭто занятой мир. Важно отслеживать, где используется наше время. Мы должны сосредоточиться на вещах, которые повышают ценность нашей жизни. Наш взгляд на мир — это то, кто мы есть. Положительные и отрицательные перспективы зависят от нас. Если у нас есть уникальная и позитивная перспектива, мы будем расти.
2- Будьте добрыЧтобы быть добрым к кому-то, не требуется ни единого доллара. Хороший образ жизни заставит вас чувствовать себя хорошо, и вы будете относиться к людям как к своему настроению. Это успокоит вас как личность.
3- Будьте счастливыУровень счастья, которого вы достигнете, не имеет себе равных. Ваш образ жизни помогает вам преуспевать в учебе, в отношениях, на работе, в общественных мероприятиях и т. д. Это заставит вас чувствовать себя хорошо. Как говорится, счастье — это путешествие, а не пункт назначения; хороший образ жизни, чтобы быть счастливым.
Важность образа жизни при планировании карьерыОпределение образа жизни и его соответствие работе могут привести вас к большим карьерным высотам. У разных профессий разный образ жизни. Вам нужно попробовать каждый вариант, а затем выбрать тот образ жизни, который вам подходит. Понимание дизайна lifestyle решит эту проблему.
IT — это концепция рутины, в которой вы можете выбрать время для отдыха. Технический образ жизни будет для вас трудным, если вы не имеете математического образования. Это один из примеров, когда ваш образ жизни и навыки не совпадают. Перечислите все благоприятные условия и выберите свой образ жизни.
ЗаключениеХороший образ жизни важен для нашего роста. Образ жизни передает наше мнение и отношение. Это образ жизни. Образ жизни представляет собой смесь реальных и абстрактных факторов. Реальные факторы включают демографию. Образ жизни в городском метро отличается от деревни.
К абстрактным факторам относятся предпочтения, взгляды и личная ценность. Все, что происходит вокруг нас, находится под его влиянием. Неважно, какой у вас образ жизни, он должен вам подходить, вот и все.