Олпорт гуманистическая психология: Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами — К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом.

В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики — свободы воли — и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями.

Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую — объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления — гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового

человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», — писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие — это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite — черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.

Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик психоаналитической школы.

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации их опыта.

Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.

Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию — не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы «Яконцепцию» личности.

Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел к исследованию «самоактуализации» — одного из центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы ли его современниками, а девять — историческими личностями (А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

  • физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.;

  • потребность в безопасности — стабильность, порядок;

  • потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;

  • потребность в уважении — самоуважение, признание;

  • потребность в самоактуализации — развитие способностей.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание — «пик-переживание» или дли тельное — «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики — это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный материал, который он обобщил в своей первой книге «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной «терапии, центрированной на клиенте». В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу «Свобода учиться», в которой отстаивает право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных университетов и организовал Центр для изучения личности — свободное объединение представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл «феноменальным полем», индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией «творческого Я» Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то «озарение», которое помогает перестроить свою само оценку, «переструктурировать гештальт», как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или — в групповой терапии — как встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом «инкаунтер-группы», или группы встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.

М.Г.Ярошевский

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории. Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др. Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло Мэй, Джеймс Бюджентал и др. Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. Бюджентал предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому. Важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией. 1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы «Что я есть? Что есть этот мир?» и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной. 2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты. 3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги — все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту. 4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. 5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Гуманистическая психология

К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Рэнсом Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлотта Бюлер, Гордон Олпорт и другие.

Надо отметить, что многие представители этого направления считали главной своей задачей не исследование психологии человека, а практическую помощь ему в решении важнейших проблем его жизни. Поэтому про гуманистическую психологию довольно трудно рассказывать: это не строгая научная концепция, а, скорее, образ жизни самого психолога, который не просто реализует в практике общения с людьми какие-то «принципы психотерапии» как технические приемы, а живет в соответствии со своими убеждениями и в диалогах с другими людьми так или иначе «подводит» их к той же истине.

Понимание человека: уникальность каждного и человека как особого сущ-ва.

Основные представители: Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс

Теория личностных черт Гордона Олпорта (1997-1967).

Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры

Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей.

Олпорт, не считает, что личность – это лишь набор не связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Резонно поэтому предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как Я или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин – проприум. 1

По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое». Короче, это все то, что ми називаем «собой».

Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

Гордон Олпорт: отец психологии личности

4 минуты

В дополнение к своей теории черт личности Гордон Олпорт внес и другие важные вклады в психологию.

Последнее обновление: 30 июля 2020 г.

Гордон Олпорт был психологом, заложившим основы психологии личности. Его теория считается одной из первых гуманистических теорий, поскольку она рассматривает человека как автономное существо со свободной волей. Олпорт утверждал, что инстинкты и импульсы — не единственные вещи, которые мотивируют людей. Он также считал, что люди не руководствуются своим прошлым.

Работа Allport интересна и доступна широкой публике. Он объяснял простым языком, понятным каждому. Людям, которые хотят больше узнать о психологии, следует прочитать работу Олпорта.

Гордон Олпорт изучал мотивацию и личность. Он оставил действительно важное наследие и является действительно интересной фигурой в области психологии.

Молодость

Гордон Олпорт родился в Индиане в 1897 году, но его семья переехала в Огайо, когда Гордон был еще ребенком. Его отец был врачом и работал дома. Следовательно, Гордон Олпорт и его братья и сестры познакомились с миром медицины с самого раннего возраста. Это пробудило интерес Олпорта к этой области, и особенно к психологии.

Однако Олпорт в итоге стал изучать экономику и философию. Поскольку он никогда не терял интереса к социальной психологии,   в конце концов он получил степень психолога в Гарвардском университете.

Некоторое время спустя он отправился в Вену. Это был один из самых значительных моментов в его жизни, потому что в этой поездке он встретил Зигмунда Фрейда. Вопреки тому, что вы могли бы подумать, Олпорт не был впечатлен отцом психоанализа. Как и многие психологи-гуманисты, Оллпорт считал теории Фрейда довольно ограниченными.

Его работа

Вернувшись в Соединенные Штаты, Олпорт начал работать профессором психологии. Он устроился на работу в Гарвардский университет, где проработал до самой смерти. Во время своего пребывания в Гарварде он присоединился к многочисленным комитетам и читал новаторские лекции. В 1939 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации (АПА).

Олпорт опубликовал несколько книг. Его самая известная книга — « Становление: основные соображения психологии личности». За свою жизнь Оллпорт получил множество наград, которые признали его работу и вклад в области психологии. APA наградила его престижной премией APA за выдающийся научный вклад в психологию.

Гордон Олпорт подчеркивал важность сознательных мотивов и мыслей человека. Это привело к его интересу к развитию личности. Олпорт пытался найти баланс между популярными теориями своего времени. Бихевиорализм был неполным и поверхностным, а психоанализ чрезмерно сложным. Встреча с Фрейдом укрепила интерес Олпорта к разработке собственной теории.

Вклад в психологию

Его самым известным вкладом является его теория черт личности, , которая утверждает , что у каждого человека есть сотни черт. Он классифицировал 4500 слов, определяющих человека, и сгруппировал их по трем уровням:

  • Кардинальные черты: Это доминирующие черты человека. Они формируют свою личность, эмоции и поведение.
  • Центральные черты : Это основные черты, но они не доминируют. Они присущи большинству людей и составляют основу личности и действий.
  • Второстепенные черты : Это личные черты, присущие каждому человеку. Люди часто раскрывают их только конфиденциально и при определенных обстоятельствах.

Наследие Гордона Олпорта

В дополнение к своей теории черт личности Оллпорт определил генотипы и фенотипы. Он выделил внутренние и внешние условия, которые мотивируют поведение человека. В своей работе Личность: психологическая интерпретация (1937) личность он определил как: «динамическую организацию внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его уникальное приспособление к окружающей его среде «.

Олпорт также подчеркнул, что у каждого человека свой характер. Его также интересовала природа человеческой воли, мотивации и решимости. Он подчеркивал, что поведение и мысли каждого человека являются продуктом целой истории жизни. Другими словами, мысли человека являются плодом его прошлого и настоящего.

Олпорт продвигал междисциплинарное движение в Гарвардском университете, что привело к созданию в школе Отдела социальных наук. Олпорт был также откровенным критиком психоанализа Фрейда и радикального бихевиоризма.

Гордон Олпорт также изучал предрассудки и религию. Он проанализировал дискриминацию евреев и афроамериканцев, которую описал в своей книге «Природа предрассудков».

Олпорт умер 9 октября 1967 года. Он оставил безошибочное наследие в области психологии и считается одним из пионеров гуманистической психологии.

Это может вас заинтересовать…

Теория личности: гуманистические и диспозициональные методы

Введение

Человеческое поведение и личность находятся в центре внимания различных исследований. В психологии эти две сущности можно рассматривать с разных точек зрения. Например, ученые, изучающие человеческую личность с помощью гуманистических теорий, и те, кто придерживается диспозиционного подхода, будут подчеркивать различные черты личности и принимать различные точки зрения как должное.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы предоставим индивидуальную бумагу Human Development Theory , адаптированную под ваши требования, с хорошей скидкой Allport

Оба гуманистические а диспозиционные подходы к личности были изложены известным ученым по имени Гордон Олпорт. Этот теоретик родился в Соединенных Штатах в 1897 году. Некоторое время он работал учителем в Европе, и ему посчастливилось познакомиться с Зигмундом Фрейдом, который вдохновил Олпорта на получение докторской степени. в психологии. Олпорт внес огромный вклад в область психологии и работал вместе с некоторыми из самых выдающихся специалистов в этой области.

Гуманистический подход

Олпорт впервые представил концепцию гуманистической психологии в 1930 году (Schultz & Schultz, 2005). Для гуманистических теорий личности характерна их ориентация на ценности, склонности и интересы личности как на наиболее содержательную черту личности. Что выделяет теории такого рода, так это то, что они рассматривают человеческие личности как источники многочисленных положительных качеств. Согласно гуманистическому пониманию личности, люди от природы предрасположены к добру и добродетелям (Schultz & Schultz, 2005). Кроме того, гуманистический подход исходит из того, что люди склонны к развитию и росту, а самосовершенствование является естественным стремлением любого человека.

Диспозиционный подход

Диспозиционный подход к личности основан на идее, что личность — это нечто, с чем человек рождается и имеет фиксированный базовый набор качеств, уникальный для каждого человека. Что касается диспозиционной точки зрения, Олпорт считал, что человеческие личности изначально определяются с первых минут жизни и в дальнейшем формируются внешними воздействиями и условиями. Эта точка зрения рассматривает личность как несколько устойчивую сущность, которая может предсказать возможные реакции человека на различные обстоятельства. Диспозиционный подход рассматривает личности как стабильные и предсказуемые. Олпорт объяснил уникальность человеческих личностей, используя концепцию личных предрасположенностей, которые, в отличие от общих черт, были разными для каждого человека (Schultz & Schultz, 2005).

Роль личности в воздействии на ситуационное поведение

Когда модели поведения изучаются с точки зрения диспозиции, внешние факторы, которые могут влиять на поведение, рассматриваются как ошибки, снижающие достоверность исследования (Thomas & Segal, 2006). Диспозиционный подход часто сравнивают с ситуационным, учитывающим влияние на поведение извне. Таким образом, диспозиционный подход часто рассматривается как слабый и ненадежный для случаев, когда изучается поведение человека в конкретных ситуациях.

Проблема в том, что в таких исследованиях очень трудно отличить, какие поступки и выборы были мотивированы ситуациями, а какие исходят изнутри и продиктованы личностью человека. Кроме того, диспозиционный подход предполагает, что сила, определяющая причины поведения, генерируется личностью (Thomas & Segal, 2006). Другими словами, в двух ситуациях поведение человека может быть одинаковым не из-за сходства обстоятельств, а из-за личных детерминант и каузальной силы. Основная цель диспозиционного подхода состоит в том, чтобы выявить сходства и различия между людьми на основе их личностных черт и с помощью группировки этих черт в несколько категорий (John, Robins & Pervin, 2008).

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

гуманистический подход к личности предполагает, что человек несет ответственность за свои собственные жизнь и ее течение, потому что человек делает сознательный выбор в отношении своего дальнейшего развития. Кроме того, в гуманистических теориях личности решающее значение имеет взгляд человека на окружающий мир. Известный психолог, придерживавшийся гуманистической теории, Карл Роджерс считал, что точка зрения человека на обстоятельства оказывает прямое влияние на его будущие действия и решения (Engler, 2013).

Таким образом, пытаясь определить причины чьего-либо поведения, психолог-гуманист будет изучать человека не только с точки зрения объективного наблюдателя, но и с точки зрения человека, который совершает поведение. Другими словами, гуманистический подход включает в себя как субъективную, так и объективную точки зрения. Он изучает поведение, его причины и то, как оно интерпретируется человеком, совершающим это поведение.

Более того, при изучении человеческого поведения гуманистический подход придерживается убеждения, что людьми движет их свободная воля, что отличает теории этого типа от тех, которые предполагают, что поведение человека диктуется неконтролируемыми желаниями и инстинктами. Гуманистические теоретики называют главным мотивом любого поведения стремление индивидов к самосовершенствованию и самореализации.

Характеристики личности, приписываемые каждой теории

Вера в то, что люди изначально хорошие, является основой гуманистических теорий. Таким образом, этот подход представляет довольно оптимистичный взгляд на естественные характеристики человеческой личности. Гуманистическая точка зрения, прежде всего, предполагает, что всеми людьми движет стремление к совершенствованию. Об этом свидетельствует иерархия потребностей, разработанная гуманистическим теоретиком Абрахамом Маслоу.

Получить заказную работу

Всего за 13.00   11/стр. вы можете получить академическую работу на заказ согласно вашим инструкциям

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Иерархия схематически изображена в виде пирамиды, состоящей из нескольких различных уровней. Само основание пирамиды состоит из физиологических потребностей и потребностей в безопасности, тогда как верхние слои представляют более высокие потребности, такие как стремление к самореализации. Поскольку гуманистические психологи считают, что индивидуальное восприятие окружающего мира важнее реальной действительности, каждое поведение, считающееся аморальным или порочным, может быть изучено и идентифицировано как поведение, мотивированное позитивным намерением (Heffner, 2015).

В результате каждое дело естественно хорошо. Например, войну можно объяснить как позитивное стремление к миру, а убийство можно охарактеризовать как желание жить в безопасной среде. Гуманистические теории сосредотачиваются на личности в целом, а не на изучении ее частей по отдельности. В этом аспекте этот подход близок к диспозиционному, поскольку он рассматривает людей как уникальных существ, имеющих право на свое поведение и выбор.

Определение личности, данное Оллпортом, гласит, что личность — это «динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые определяют его характерное поведение и мышление» (Schultz & Schultz, 2005). Это означает, что любая личность имеет структуру, и, по Олпорту, она состоит из общих черт и личностных диспозиций (Schultz & Schultz, 2005). Последние делятся на три основных типа, такие как кардинальные, центральные и вторичные диспозиции.

Кардинальные особенности — это черты, которые больше всего выделяются и бросаются в глаза наблюдателям. Центральные диспозиции представляют собой группу доминирующих личностных характеристик, которые в основном определяют жизнь и поведение человека. Эта группа делится на две подкатегории — мотивационные диспозиции (те, которые определяют действия человека) и стилистические диспозиции (черты, определяющие поведение). Помимо центральных диспозиций, у личности есть вторичные, более слабые и менее надежные, чем центральные диспозиции. При таком подходе люди рассматриваются и как реактивные, и как проактивные существа, которые не только реагируют на окружающие обстоятельства, но и чувствуют необходимость корректировать окружающую среду, чтобы удовлетворить свою потребность в личностном росте (Schultz & Schultz, 2005).

Аспекты межличностных отношений, связанные с теориями

Когда дело доходит до межличностных взаимодействий, диспозиционный подход фокусируется на индивидуальных чертах конкретных личностей. Например, эмоциональность играет значительную роль в межличностных отношениях и общении. Эмоциональность означает способность или неспособность человека распознавать и регулировать свои собственные эмоции. Он также представляет эмоциональную компетентность людей по отношению к другим.

Eisenberg, Fabes, Guthrie и Reiser (2000) утверждают, что при изучении межличностных взаимодействий на основе диспозиционного подхода важно помнить, как люди регулируют свои эмоции. Кроме того, авторы отмечают, что излишняя эмоциональность столь же разрушительна в отношениях, как и отсутствие эмоционального выражения. Таким образом, диспозиционный подход к межличностным отношениям предполагает, что поведение каждого человека будет результатом его уникального характера, а также его реакции на поведение других. Такая сложная схема реакций, интерпретаций и ответов сильно сбивает с толку исследователя.

Диспозиционный подход фокусируется в основном на рассмотрении поведения человека как мотивированного его личностью, но когда происходит взаимодействие между двумя или более людьми, независимая точка зрения на человека как на отдельную сущность, движимая исключительно их собственным набором характеристик, невозможна.

Так же, как и диспозиционный подход, гуманистические теории личности сталкиваются с серьезной проблемой, когда возникает необходимость изучения взаимодействия между несколькими людьми. Проблема в том, что гуманистический подход ориентирован на человека, а это означает, что одновременно можно изучать только одного человека, а групповое поведение и взаимодействия игнорируются как менее важные. Гуманистические теории, в отличие от диспозиционного подхода, склонны не сравнивать людей друг с другом. Кроме того, они не поддерживают идею сходства и сравнения поведения человека и животных (это одно из ограничений этих теорий, поскольку поведение людей и животных во многих случаях совершенно одинаково).

Несмотря на то, что межличностные отношения рассматриваются как жизненно важная часть жизни людей (например, потребность в любви и принадлежности не может быть удовлетворена без социального контакта), люди рассматриваются как в конечном счете отдельные. Таким образом, в гуманистических теориях потребность принадлежать к группе и взаимодействовать с другими определяется как потребность более базовая, чем потребность в самоактуализации и реализации своего полного потенциала. Иными словами, гуманистические теории личности рассматривают межличностные отношения как необходимую часть развития личности, но как фактор они недостаточно содержательны, чтобы вывести человека на самую вершину пирамиды иерархии потребностей.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что диспозиционный подход и гуманистические теории личности имеют несколько общих черт. Например, они оба рассматривают людей как единое целое и изучают их как ответственных за свой выбор как носителей свободы воли.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts