Гештальтпсихология и её основные представители
На Западе среди направлений психологии популярна гештальтпсихология, основной идеей которой является рассмотрение сознания не как расчленённого на отдельные элементы с последующим построением психических феноменов, по законам творческого синтеза, а как цельного. Её основоположниками и представителями являются Макс Вертгеймер, Курт Левин, Вольфганг Келлер, Курт Коффк и Карл Дункер. Подробнее об этом направлении и вкладе каждого в него вы можете узнать, прочитав данную статью.
«Целое есть нечто большее, чем сумма его частей» (Макс Вертгеймер)
Понятия и принципы гештальтпсихологии
Название гештальтпсихологии образовалось от немецкого слова gestalt, которое переводится как образ, структура, целостная конфигурация. Понятие «гештальт» ввёл Х. Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В этой работе он выделил специфический признак свойства транспозиции (переноса), которое и назвал данным понятием. Но дальнейшим развитием этой теории он заниматься не стал.
Гештальт – это паттерн, конфигурация, определённая форма организации индивидуальных частей, которая создаёт целостность [1]. При чём он является врождённой структурой, человек рождается с ней.
Базис гештальтпсихологии:
- Предмет гештальтпсихологии – сознание человека, которое надо исследовать по принципу целостности.
- Метод изучения гештальтов – наблюдение, отслеживание собственного восприятия, реакция на события.
- Центральный психический процесс – зрительное восприятие.
- Процесс решения задачи – мышление, осуществлённое посредством структурирования поля, иными словами – через инсайт в настоящем, а не через подбор навыков, сформированных путём ошибок и проб.
Для лучшего восприятия данной терминологии можно привести следующие примеры из повседневной жизни:
- Внешность человека. Каждый имеет определённый набор частей тела, частей лица, но образ в каждом отдельном индивидуальном случае воспринимается абсолютно по-разному.
- Приехав на экскурсию, группа туристов зашла в галерею, чтобы посмотреть на известные картины. Мало кто стал всматриваться в каждый мазок и оценивать его. Каждый видел цельное произведение искусства – рисунок в целом, его композицию, общее сочетание оттенков и форм. Таким образом происходит целостное восприятие картины, а не его элементов. Такое восприятие и называют гештальтом. Оно является завершённой структурой.
Основные принципы и законы гештальтпсихологии представлены в следующей таблице.
Название закона | Описание | Пример |
1. Замыкание | Если в воспринимаемом образе есть какие-либо пробелы, то наш мозг самостоятельно заполнит недостающие части до создания полной формы. | Треугольник с отсутствующими углами всё равно воспринимается как треугольник (сознание «замыкает» промежутки) |
2. Транспозиция (трансдукция, перенос) | Реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение. | Образ целого остаётся, даже при изменении всех частей по своему материалу, например, тональности одной и той же мелодии. |
3. Прегнантность (хорошая конфигурация) | Любому образу придаётся наиболее простая и понятная форма. | Из хаотично разбросанных отрезков группируются в сознании в наклонную черту те, что расположены на одной прямой. |
4. Фигура и фон | Видение одного аспекта гештальта как фигуры (замкнутого целого), а другого – как фона. | «Ваза Рубина», где объектом являются лица, а ваза – фоном. И наоборот. |
5. Константность | Образ стремится к неизменности и константности даже при преобразовании сенсорного ряда. | Дверь меняет своё положение, но при этом воспринимается одинаковой. |
6. Близость | Тенденция объединить в группы те объекты, которые расположены рядом. | Первая часть рисунка воспринимается как три столбика. |
7. Схожесть | Объекты воспринимаются вместе, если похожи по размеру, текстуре, очертаниям, цвету или форме. | В этом случае кружки воспринимаются строками, а не столбцами. |
8. Непрерывность | Предпочтение интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. | Разрозненные точки кажутся гладкими линиями. |
Основополагающим качеством гештальтпсихологии является стремление к завершённости, которое проявляется в «эффекте Зейгарник», заключающемся в том, что человек незавершённые процессы запоминает лучше.
Представители этого направления хотели создать новый вид психологии, который был бы интерпретирован к восприятию фактов сознания как к единственной психической реальности по типу наук о природе, а за модель приняли физику. Взаимосвязь между физическим полем и целостным восприятием осуществляли гештальты.
Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии
Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.
В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.
Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.
Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» [2].
Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.
После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).
После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.
Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.
Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения. Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства» [3].
Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.
Вольфганг Кёлер и его исследование
Как уже было сказано выше, основы гештальтпсихологии также заложил немецкий и американский психолог Вольфганг Кёлер (21 января 1887 – 11 июня 1967). Своё детство он провёл в Германии, там же окончил школу. Его отец работал директором школы, мама была безработная и занималась воспитанием сына. Кёлер окончил университеты Тюбингена, Бонна и Берлина. Там он получил замечательные базисные знания. В свои 22 года ему была присуждена степень доктора философии в области психологии. В этом же возрасте он начал заниматься научной деятельностью. В 1917 году написал книгу «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» по мотивам своего наблюдения и изучения поведения этих млекопитающих на острове Тенерифе.
Существенная идея исследования была связана с тем, что обычной палке обезьяна находила различные применения. Она была шестом для прыжков, удочкой на муравьёв, рычагом для открывания, лопатой для копания земли, оружием для угрозы друг другу.
Ей сбрасывали мелких млекопитающих с тела, проверяли заряженность электрической проволоки и многое другое. Другими словами, когда обезьяна одновременно видела и цель – банан, и средство – палку, то у неё появлялось целостное видение ситуации. Или такой пример: обезьяна привыкла доставать фрукт, вставая на ящик, ящик замаскировали, посадив на него другую обезьяну, таким образом этот ящик стал частью другого гештальта. Во всех этих способах применения можно проследить, как развивалась трудовая деятельность человека.В итоге Вольфганг Кёлер пришёл к следующим выводам:
- Человека и шимпанзе объединяет разумное поведение, которое отличается только структурой (степенью сложности).
- Основой поведения у обезьян, как и у человека, является образ (гештальт) внешней ситуации.
- Результатом восприятия является озарение как целостная интеллектуальная реакция понимания сути происходящего. (Такое внутреннее озарение, внезапное понимание и нахождение решения Кёлер назвал словом «инсайт».
Данные выводы не совпадали с мнением американского психолога и педагога Э. Торндайка, который считал, что поведение животных в разных ситуациях зависит от их ошибок, проб, ассоциаций (слепого поиска правильного решения) или от внезапного осознания, а разум у них отсутствует. Но исследования Кёлера открыли факты изобретения и употребления орудий, а не только случайные пробы. Это доказывало, что было положено начало развития умственных способностей, другими словами, интеллекта, как и у человека.
Общий научно доказанный вывод его работы: «человекоподобная обезьяна не только в отношении некоторых морфологических и физиологических признаков стоит к человеку ближе, чем к низшим видам обезьян, но также и в психологическом отношении является ближайшим родственником человека
» [4]. Это первое фактическое обоснование эволюционной теории Дарвина с психологической точки зрения.Благодаря удачным экспериментам по изучению восприятия и интеллекта шимпанзе в 1922 году Кёлер получил международное признание и стал директором Института психологии при Берлинском университете. Его научные теории актуальны и практичны и на сегодняшний день. Они ценны и интересны органичной взаимосвязью между теоретической психологией с жизнью и с психотехникой.
В книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии» (1920) размышлял над тем, что физический мир, как и психологический, подчинён принципу гештальта. Все процессы и явления растолковываются благодаря нахождению соответствующих структур в мозговых процессах, которые разъяснялись, основываясь на физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла. Появилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, образовавшихся под влиянием стимула, сходных структуре образа. Это было важным моментом в теории гештальтпсихологии и решило её психофизическую проблему.
Не останавливаясь на достигнутом, исследователь продолжал свои исследования вместе с К. Коффкой и М. Вертгеймером. В 1929 году была опубликована их совместная работа «Гештальтпсихология» (Gestalt Psychologe) – манифест школы гештальтпсихологии, систематическое и возможно даже лучшее изложение этой теории.
В 1938 Кёлер написал книгу «Роль ценностей в мире фактов». В 1955 г. перебрался в университет Принстона, в 1958 г. стал профессором психологии Дартмутского колледжа. В 1959 году в научном журнале публикуется его статья «Гештальтпсихология сегодня». В ней было написано о влиянии гештальтпсихологии на психологическую науку США. Кёлер сравнивал способы американских психологов со способами гештальтпсихологов к решению проблемы о понятиях обусловленности и мотивации.
В понятии мотивации он пришёл к следующим фактам:
- В человеческом опыте мотивация является динамическим вектором (…).
- Если на пути нет препятствий, это направление совпадает с воображаемой прямой линией, проведённой от объекта к объекту.
- Направление опытного вектора – это направление к объекту (к уменьшению рассматриваемого расстояния) или от него (к увеличению).
- Сила может варьироваться. [5]
В завершении статьи автор делится желанием создать общую работу вместе с бихевиористами.
Курт Коффка и исследования восприятия у детей
Ещё одним основоположником гештальтпсихологии является немецкий и американский психолог Курт Коффка (18 марта 1886 – 22 ноября 1941). Родился и вырос в Берлине, там же окончил школу и поступил в университет у Карла Штумпфа. Проявлял особый интерес к естественным наукам и философии. В 1909 году ему присвоили степень доктора философии.
С 1910 года совместно с Кёлером участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого у Макса Вертгеймера. В это время написал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию». В ней расписал главные принципы и положения этого направления. Затем в 1921 году, как уже упоминалось ранее, создали втроём журнал «Психологическое исследование».
В этом же году был опубликован его труд «Основы психического развития». В нём ученый использовал методы гештальтпсихологии, чтобы исследовать психическое развитие детей. Постарался проиллюстрировать, что у детей с рождения есть комплект неточных, не совсем адекватных образов о внешнем мире. Со временем они разделяются и становятся более точными.
Например, у новорождённого ребёнка есть смутный образ родителя, в гештальт которого входят голос, лицо, причёска, наряд. Поэтому, если сменить стиль в одежде, иначе уложить волосы, то двухмесячный карапуз может даже не узнать близкого человека. Но спустя месяца четыре этот смутный образ разделяется, превращаясь в ряд чётких образов: голоса, тела, лица (с самостоятельными гештальтами глаз, рта, причёски).
В 1922 г. в девятнадцатом номере научного журнала «Психологический вестник» опубликовали его статью «Восприятие: введение в гештальт-теорию». С 1924 года был на должности профессора Корнеллского университета, затем Чикагского, Висконсинского, а через три года колледжа Смита в Нортхемптоне.
Весну и лето 1932 года провёл в Среднеазиатской экспедиции. По дороге заехал в Москву. В Институте психологии выполнил доклад: «Преодоление механизма в современной психологии». Позже эту работу опубликовали в журнале «Психология» под видоизменённым наименованием: «Преодоление механистических и виталистических течений в современной психологии». После экспедиции Коффка сделал вывод: «у испытуемых в Средней Азии с несущественными и редкими отклонениями наблюдались все те же оптические иллюзии, какие обычно демонстрируют испытуемые в исследованиях, проведённых психологами в Европе» [6]. Краткое содержание его исследований было опубликовано только через пару лет в журнале генетической психологии, а о его выводах мало кто знал, так как они противоречили заключениям Лурии – организатора этой экспедиции. Поэтому опубликованы выводы были только спустя несколько десятилетий, Коффка до этого момента не дожил.
Главной его работой считается книга: «Принципы гештальтпсихологии» («Principles of Gestalt Psychology, 1935). В ней особенно ярко описывается «опыт», «научение на ошибках» на основе примеров, иллюстрирующих мыслительные процессы, развитие способностей детей к формированию и восприятию мыслей.
Коффка изучал восприятие цвета детьми. Один из опытов заключался в следующем: исследователь предлагал детям найти конфету в одной из двух чашек, прикрытых цветными картонками. Лакомство всегда находилось под тёмно-серой крышкой, а не под чёрной. Когда эксперимент повторили, но взяли картонки тёмно-серого и светло-серого цвета, то дети не выбирали второй цвет, потому что ориентировались не на конкретный цвет, а на соответствие «тёмное – менее тёмное». Так ученый сформировал закон о восприятии – «трансдукция».
Работы Курта Коффки, как и работы Кёлера и Вертгеймера, вошли в классику научной психологии.
Курт Левин и его динамическая теория психологического поля
Немецкий и американский психолог Курт Цадек Левин (9 сентября 1890 – 12 февраля 1947) изучал проблемы личности, её потребности, влияние общественных связей на неё. В 1921 году стал преподавателем психологии и философии в Берлинском университете. В основе его взглядов лежала концепция гештальта. Он интерпретировал это понятие как поле, функционирующее как единое пространство, при котором отдельные элементы подтягиваются к нему.
В 1926 году стал профессором Берлинского университета и преподавал там до 1933 года, так как из-за массовых репрессий евреев ему пришлось эмигрировать в Америку. В статье «Намерения, воля и потребности» (1926) описал экспериментальные исследования о потребностях и волевых действиях. Основанием человеческой активности в любых формах (поступок, память, мышление) считал стремление – потребность.
Другими словами, его мнение заключалось в том, что личность человека живёт и развивается в психологическом поле окружающих её предметов, каждый из которых имеет определённую валентность. Для каждого она имеет свой знак, хотя и бывают такие, которые с одной силой отталкиваются или притягиваются. Окружающие предметы воздействуют на человека и тем самым вызывают в нём энергетические заряды, вызывающие напряжение.
Когда между человеком и ситуацией нарушается баланс, то возникает напряжение и желание совершить какое-нибудь целенаправленное действие. Такое действие Левин назвал квази-потребностью. Чтобы удовлетворить свои потребности, надо разрядиться. Разрядка осуществляется в определённой ситуации с названием психологическое поле. Левин создал «теорию психологического поля», в которой объяснил поведение человека [7]. В связи с этим исследовал проблему целеобразования и целенаправленного поведения.
Также Курт разработал теорию конфликтов и определил три их типа:
Тип конфликта | Определение | Пример |
«Стремление – Стремление» | Субъект находится между двумя положительными примерно одинаковыми валентностями | Осёл умирает от голода, находясь между двумя стогами сена |
«Избегание – Избегание» | Субъект между двумя почти равными отрицательными валентностями | Ситуация наказания |
«Стремление – Избегание» | Один вектор поля идёт от положительной валентности, другой – от отрицательной | Человек хочет погладить собаку, но боится |
В 1939 г. Курт возглавил созданную группу исследователей, которые изучали феномен лидерства. Результативность исследования заключалась в определении трёх стилей лидерства: авторитарного, демократического и попустительского. При чём он доказал экспериментально, что приносит наилучшие плоды именно демократический. В 1947 году участвовал в создании научного журнала «Человеческие отношения».
Карл Дункер и мыслительный процесс при решении задач
Немецко-американский психолог Карл Дункер (2 февраля 1903 – 23 февраля 1940) также внёс значительный вклад в направление гештальтпсихологии. Родился в немецком городке Лейпциг. Получил образование в Берлинском университете Кларка, в 1930 устроился ассистентом в Психологическом институте в Берлине. Через пять лет уехал Кембридж, потом в США.
В первую очередь его имя известно благодаря исследованиям о продуктивном мышлении и решении задач. По сравнению с Вертгеймером и Кёлером, Дункер описал именно эксперимент, раскрывающий мышление гештальтпсихологии, а не критиковал противоположное восприятие мышления другими учёными. Наиболее популярной является его книга: «К психологии продуктивного мышления». В ней он отобразил исследования, в которых экспериментально изучался факт способности отойти от привычного понимания вещей, сложившегося в жизненном опыте, то есть механизм инсайта.
Понять что-либо, по Дункеру, означает приобрести гештальт или увидеть функциональное место его в гештальте [8]. Вот несколько примеров из области восприятия:
- В случае, когда играет мелодия короткими отрывками с длительными перерывами, то в итоге сложно, практически невозможно её понимание в целом. Такая же ситуация и с элементами определённой фигуры.
- Во время чтения книги в момент, когда появляется утомление, но ещё есть силы напрягать внимание, начинает теряться смысл, как бы из-за потери некоторых слов из контекста. Так выходит не из-за того, что отдельный элемент становится незаметным, а из-за того, что не увидеть сходства двух мыслей.
В этих случаях рассматриваются так называемые «суммы элементов», а не гештальты.
При решении задач Дункера интересовал, в первую очередь, не конечный результат, а процесс мышления – рассуждение вслух [9]. При чём направление процесса решения задачи зависит от того, как был подан материал изначально: с изображением или без; какая форма постановки вопроса. Он выделил следующие стадии мыслительного процесса:
- Появление проблемы, видение и понимание конфликта.
- Образование функционального значения элементов ситуации.
- Появление инсайта.
- Образование функционального решения.
- Детализирование решения, применение его в этой ситуации.
- Проверка.
В его задачах важно функциональное значение решения – некое определённое преобразование изначальной проблемы. При чём стоит заметить, что оно не является абстрактным, общим для разных определённых задач, так как решение одной не поможет в решении другой.
На примере эксперимента Дункера рассмотрим описание этапов решения как «дерево-решения». Задача об Х-лучах:
— «Каким способом следует применить определённый вид Х-лучей, имеющих большую интенсивность и способных разрушать здоровые ткани, чтобы излечить человека от опухоли в его организме (например, в желудке)».
Ход процесса решения данной задачи можно проследить в следующей таблице, составленной Матюшкиным [10]:
Гештальтпсихология сегодня и её последователи
Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики [11].
Идеи гештальтпсихологии сегодня нашли своё продолжение не только во многих направлениях психологии, но и в современном направлении оказания психологической (психотерапевтической) помощи – гештальт-терапии Перлза, которая помогает исцелить себя с помощью осознания того, что укрылось внутри.
Список использованных источников:
- 1. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. – М.: Издательство Института психотерапии, 2003.
- 2. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Издательства МГУ, 1990. – 367, [194-195] с.
- 3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Издательство «Прогресс», 1987. – 233, [101] с.
- 4. Кёлер В., Коффка К. Гештальтпсихология. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 704 с.
- 5. Кёлер В. Гештальтпсихология сегодня. – Журнал «Психология Америки», 14. 1959. – [727-723] с.
- 6. Ясницкий А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др. – Психологический журнал «Дубна», 2012. — №1, [60-97] с.
- 7. Левин К. Теория поля в социальных науках. Пер. Сурпина Е. – СПб.: Речь, 2000. – 368 с.
- 8. Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Издательство «Прогресс», 1965. – 533, [33] с.
- 9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова – М.: Изд-во МГУ, 1981. – [258-268] с.
- 10. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – М.: КДУ, 2009. – 190 с.
- 11. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
Автор: Амосова Виктория, учитель
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
представители, основные положения и понятия
Гештальтпсихология – это психологическое направление, зародившееся вследствие попыток трактовать, прежде всего, мыслительную деятельность, восприятие, мышление и непосредственно личность. Базисным объяснительным постулатом гештальтпсихология делает принцип целостности. Ключевым является, каким образом воспринимает информацию личность. Рассматриваемое направление возникло вследствие исследования восприятия. В фокусе его внимания сосредоточена характерная предрасположенность психики к преобразованию опыта в доходчивое понимание целое. Так, например, сознание в ходе восприятия букв с недостающими частями силится компенсировать пробел, поэтому человек узнает всю букву.
Представители гештальтпсихологии
Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.
Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.
Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.
Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».
Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.
Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.
Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.
Основные понятия гештальтпсихологии
Ключевая идея описываемого направления представлена «гештальтом», являющимся конфигурацией, паттерном, определённой формой построения отдельных элементов, создающей целостность. Отсюда, «гештальт» – это целостная конструкция, обладающая особыми спецификами, что отличает её от суммы собственных составляющих элементов. Так, например, человеческий портрет часто характеризуется определённым комплектом составных частей, однако в каждом конкретном случае человеческий образ воспринимается по-разному.
Дабы доказать факт целостности, Вертгеймер провёл опыт со стробоскопом, позволивший наблюдать иллюзию динамики двух поочередно мерцающих источников света. Движение было обманным, существовавшим исключительно в конкретном виде, который нельзя расчленить на отдельные элементы. Описываемое явление стало именоваться фи-феномен.
В дальнейших своих трудах Вертгеймер расширяет собственные воззрения также и на иные явления психики. Мыслительные процессы он рассматривает в качестве попеременной смены «гештальтов». Другими словами, есть возможность лицезреть под разными аспектами одну и ту же проблему согласно намеченной цели.
Отталкиваясь от приведённого выше, можно очертить основные идеи гештальтпсихологии, заключающиеся в следующем. Прежде всего, психические функции изначально являют собой целостность и отличаются наличием определённого строя, в котором можно определить составляющие структуры, являющиеся вторичным относительно этого строя.
Следовательно, предмет исследования гештальтпсихологии – это сознание, являющее собой динамическую неделимую структуру, в которой все составляющие взаимозависимы.
Ещё одной идеей рассматриваемого направления стала константность восприятия, которая заключается в сравнительной устойчивости восприятия отдельных характеристик вещей при преобразовании условий их осознания. К таким свойствам причисляют константность освещения или цвета.
Основываясь, на неизменности и неделимости восприятия, гештальтпсихологи выделили принципы организации формирования восприятия. Они акцентируют на подходе, говорящем о том, что формирование восприятия свершается в момент, когда индивид концентрирует внимание на интересующим его предмете: части ощущаемого поля между собой соединяются, становясь единым целым.
М. Вертгеймер определил принципы гештальтпсихологии и их последовательность: принципы близости, сходства, замкнутости, неделимости, фона и фигуры. Именно в соответствии с ними и происходит формирование восприятия.
Принцип близости заключается в объединении между собой и соединении в единую форму структурных элементов, расположенных в пространстве и времени вблизи друг от друга.
Схожие части воспринимаются цельно, образуя замкнутый круг – в этом состоит принцип схожести.
Направленность на завершение индивидом незаконченных фигур формирует принцип замкнутости.
Принцип целостности заключается в достраивании человеком неполных фигур до примитивного целого (здесь прослеживается направленность на упрощение целого).
Принцип фона и фигуры состоит в восприятии человеком в качестве фигуры на не столь структурированном фоне объектов, наделяемых им определённым смыслом.
Исследования К. Коффки позволили разгадать, как именно образуется восприятие человеческого индивида. Благодаря ряду опытных исследований, у него получилось определить, что малыш рождается с несозревшими «гештальтами», расплывчатыми образами внешней среды. Так, к примеру, любое видоизменение внешности папы, приводит к тому, что малыш его не узнает. Учёный выдвинул предположение, заключающееся в формировании «гештальтов», как образов внешнего мира, созревающих у человеческого индивида по мере взросления, приобретая более чёткие значения, то есть, становясь более ясными и разграниченными.
Детально изучая цветовое восприятие, Коффка привел доводы того, что человек различает отношение цветов между собой, а не сами цвета. Анализируя процесс формирования цветового восприятия, он заметил, что малыш изначально способен различать между собой лишь предметы, имеющие какой-то окрас и бесцветные предметы. При этом окрашенные объекты кажутся ему фигурами, а неокрашенные – фоном. Затем, добавляются холодные цвета и тёплые оттенки, в более взрослом состоянии эти тона подразделяются на более определённые цвета. Отсюда, он заключил, что в созревании восприятия центральная роль отдана фигуре и фону, на котором она показана. Следствием этого стал закон «трансдукции», гласящий, что индивидом воспринимаются именно соотношение цветов, а не цвета.
Эксперименты, проводимые В. Кёлером с шимпанзе, дали ему возможность понять, что задача, поставленная перед животными, решается либо вследствие внезапного осознания, либо путём попыток и промахов. Базируясь на результатах опыта, он выдвинул предположение: объекты, находящиеся в поле видения животным, несвязанные между собой, при решении любой задачи объединяются в целостную структуру, восприятие которой содействует разрешению проблемы. Подобное структурирование возникает мгновенно, то есть происходит инсайт, осознание.
К. Левин, в свой черёд, обосновал предположение, что базисный «гештальт» является полем, функционирующим как неделимое пространство, а некоторые составляющие к нему присоединяются. Личность обитает в заряженном психологическом пространстве частиц. Валентность каждого объекта, находящегося в таком пространстве, бывает отрицательной и положительной. Разнообразие предметов, окружающих индивида, способствует зарождению потребностей. Эти потребности могут обнаруживаться наличием напряжения. Поэтому, для достижения гармонии индивиду необходимо удовлетворить собственные потребности.
Основные положения гештальтпсихологии
Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.
Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.
Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.
Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.
Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».
Законы гештальтпсихологии
Изначально последователи гештальтпсихологии ограничивались исследованием феноменального поля, представляющего собой совокупность переживаний людей «здесь и сейчас». Однако впоследствии они расширили тематику своих трудов. В сравнении с предшествующими течениями психологии, гештальтпсихология внесла значимый вклад в направлении объективизации понятия о восприятии. В целом, гештальтпсихология изучает психику с позиции неделимых структур, первичных в отношении определённых элементов. Адепты этой школы выступали против концепции эмпатии, перенеся упор с сознания, чувствующего индивида на свойства воспринимаемой фигуры. Рассматриваемое течение особенно направлено на искусство. Поэтому в его рамках сформирована гипотеза, заключающаяся в воплощении художественной формой в себе наиболее фундаментальных структур эмоций. Это и определяет её стержневую задачу – опознание такой структуры.
В аспекте проблематики гештальтпсихологии интеллектуальные процессы являются попеременной сменой «гештальтов». Проще говоря одно событие рассматривается с различных сторон.
Таким образом, гештальтпсихология кратко и понятно – ветвь психологической науки о функционировании психики, пытающаяся пояснить процессы интеллектуальной деятельности и перцепции.
Сознание является основным, на чём делает акцент гештальтпсихология. Это динамическое целое, в котором все структурные элементы взаимодействуют между собой. Ярким аналогом служит сбалансированное функционирование организма – он работает бесперебойно и прилежно долгие годы, при этом состоя из огромного числа взаимозависимых систем.
Гештальт являет собой единицу сознания, неделимую образную структуру. Гештальты изучаются посредством метода наблюдения с последующим описанием содержимого восприятия. Человеческое восприятие исходит не от чувств, поскольку в реальности они не существуют.
Зрительное восприятие считается ключевым психическим процессом, который определяет уровень созревания психики.
Мыслительная деятельность не состоит из набора навыков, выработанных путём проб и промахов. Она является операционной деятельностью, направленной на решение задач, которая осуществляется посредством структурирования поля, иначе говоря, через инсайт.
Образовавшиеся «гештальты» всегда представляют неделимость, завершённые структуры, имеющие резко ограниченные контуры, характеризующиеся уровнем чёткости и замкнутостью либо разорванностью очертаний, являющиеся фундаментом гештальта. Ключевое свойство гештальта заключается в тяготении к завершённости.
При обрисовке гештальта также применяется понятие важности. Элементы целого могут быть неважными, а целое – важным, и наоборот. Всегда важнее фона будет фигура. Также важность иногда распределяется таким образом, что все элементы становятся одинаково значимыми.
Ниже приведены основополагающие законы гештальтпсихологии.
Психика откликается на соотношение раздражителей – в этом заключается закон транспозиции. Другими словами, элементы объединяются, когда существуют хоть какие-нибудь сходные признаки, например симметрия.
Закон константности гласит, что всё тяготеет к постоянству.
Закон прегнантности говорит, что существует стремление воспринимать самую стабильную и простую фигуру из потенциальных перцептивных альтернатив.
Тенденция к слиянию в единый образ структур, смежных в пространственно-временном аспекте, называется законом близости. Человек проще всего объединяет сходные предметы.
Заполнение промежутков в рассматриваемой фигуре именуется законом замыкания. Когда субъект видит нечто ему непонятное, мозг его стремится преобразовать, перевести воспринимаемое в понятный для него предмет. Иногда в этом может таиться опасность, поскольку индивиды начинают видеть несуществующее в действительности.
Положения гештальтпсихологии используются во многих направлениях психологии. Также сложно сегодня представить такие течения, как когнитивная психология или необихевиоризм без подходов гештальтпсихологии.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психология мира | Британника
- Похожие темы:
- психология мир
См. весь связанный контент →
психология мира , область специализации в изучении психологии, целью которой является разработка теории и практики, предотвращающих насилие и конфликты и смягчающих их воздействие на общество. Он также стремится изучать и разрабатывать жизнеспособные методы укрепления мира.
Корни психологии мира часто восходят к Уильяму Джеймсу и его речи в Стэнфордском университете в 1919 году.06. В преддверии Первой мировой войны Джеймс говорил о своей вере в то, что война удовлетворяет глубоко ощущаемую человеческую потребность в таких добродетелях, как верность, дисциплина, подчинение, групповая сплоченность и долг. Он также заметил, что люди, принадлежащие к какой-либо группе, будь то военные или нет, испытывают повышение самооценки, когда они гордятся своей группой. Самое главное, он утверждал, что война вряд ли будет устранена до тех пор, пока люди не создадут «моральный эквивалент войны», такой как государственная служба, которая позволяет людям испытывать достоинства, связанные с ведением войны.
Многие другие психологи и философы писали о психологии мира. Неполный список включает Альфреда Адлера, Гордона Олпорта, Джереми Бентама, Джеймса МакКина Кеттелла, Мэри Уитон Калкинс, Зигмунда Фрейда, Уильяма Макдугалла, Чарльза Осгуда, Ивана Павлова и Эдварда Толмана. Даже Пифагор подошел бы, поскольку он писал о ненасилии и признавал более коварную форму насилия, называемую структурным насилием, которое медленно убивает людей, лишая их удовлетворения основных потребностей (например, бедности).
Среди психологов, занимающихся вопросами мира, постоянно обсуждается мысль о том, что война создается, а не рождается, и связанная с этим идея о том, что война биологически возможна, но не неизбежна. Эти идеи отражены в ряде манифестов, выпущенных психологами. Одно заявление подписали почти 4000 психологов после Второй мировой войны. Другое, Севильское заявление, было опубликовано в 1986 году 20 весьма уважаемыми учеными во время Международного года мира Организации Объединенных Наций. Поскольку война строится или конструируется, многие исследования в области психологии мира были направлены на выявление условий окружающей среды, которые связаны с насилием и мирным поведением.
Психология мира получила значительный импульс во время холодной войны ( c. с середины 1940-х по начало 1990-х годов), когда конфликт между Соединенными Штатами и Советским Союзом накалился и угроза ядерного уничтожения казалась неминуемой, считают ведущие психологи. создавать концепции для лучшего понимания межгруппового конфликта и его разрешения. Также важным было создание в 1990 году 48-го отделения Американской психологической ассоциации под названием «Психология мира».0021 Мир и конфликт: журнал психологии мира . С тех пор во всем мире были созданы программы подготовки докторантов по психологии мира.
Психология мира теперь имеет глобальные масштабы. Он признает, что насилие может быть культурным, что происходит, когда убеждения используются для оправдания либо прямого, либо структурного насилия. Прямое насилие ранит или убивает людей быстро и драматично, в то время как структурное насилие гораздо более распространено и убивает гораздо больше людей, лишая их удовлетворения их основных потребностей. Например, когда люди голодают, хотя еды хватает на всех, система распределения порождает структурное насилие. Если человек оправдывает смерть голодающих людей, обвиняя их в их положении (так называемое обвинение жертвы), этот человек участвует в культурном насилии. Прямое насилие поддерживается культурно насильственным понятием теории справедливой войны, которая утверждает, что при определенных условиях допустимо убивать других (например, защита родины, использование войны в качестве крайней меры). Одной из основных задач психологии мира является углубление понимания структурных и культурных корней насилия, что особенно важно, когда вопросы безопасности связаны с предотвращением терроризма.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Daniel J. ChristieThomas E. CooperThe Editors Encyclopaedia Britannica
Общественная психология | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.