Отличие восприятия от ощущений психология: Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

    • Дмитрий Ершов

      Автор Викиум

Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.

Содержание:

  • 1 Что такое ощущение и восприятие?
  • 2 Психология явлений
  • 3 Физиологическая составляющая
  • 4 Разница ощущения и восприятия

Что такое ощущение и восприятие?

Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.

Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.

Психология явлений

Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.

Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.

Физиологическая составляющая

Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • обонятельное;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • кинестетическое.

Разница ощущения и восприятия

Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.

Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.

В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.

Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.

Отличие восприятия от ощущения

Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас,

т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета.

Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства.

По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Понятие восприятия, функции восприятия

Восприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.

В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук.

Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия:

Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов.

Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты.

Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия — это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие — это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Рефлекс на отношение — физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними

Что такое ощущение и восприятие? — Поверхность

Твиттер LinkedIn Фейсбук Электронная почта

  • Статья

Ощущение — это наша способность воспринимать такие чувства, как осязание, боль, зрение или движение и положение нашего тела. Восприятие — это способ, которым мозг обрабатывает и передает эти ощущения остальному телу. У некоторых могут возникнуть трудности с обнаружением чувствительности из-за целостности кожи или анатомических факторов. Другие могут определять ощущения, однако то, как их мозг обрабатывает сенсорную информацию, может быть воспринято неточно. Например, некоторые люди более чувствительны к вестибулярным сигналам, таким как вращение или движение, чем другие. Два человека могут крутиться одинаковое количество времени и с одинаковой скоростью, но заболеет только один из них.

Этот принцип можно применить к таким вещам, как восприятие боли или осязание в целом. Кого-то, кто гиперчувствителен к прикосновениям, могут раздражать определенные ткани или текстуры предметов, в то время как тот, кто плохо реагирует на прикосновение, может не осознавать, что его кожа раздражается от соприкосновения с краем клавиатуры.

Способность ощущать раздражители отличается от того, как тело их интерпретирует.

Несмотря на это, отклонение в любом из этих двух процессов может привести к исключению или дискомфорту при использовании продукта.

Вестибулярный — Излучает ли опыт звуки, вибрации или визуальные стимулы?

Хроническая боль — Должен ли пользователь принимать определенное положение тела, чтобы использовать продукт (например, захват, необходимый для стандартного контроллера Xbox)?

Целостность кожи — Должен ли пользователь вступать в физический контакт с продуктом?

Ощущения (гиперчувствительные и гипочувствительные)

— Испускает ли опыт сенсорные стимулы (такие как образы, звуки, тактильные ощущения, физическое прикосновение)?

Проприоцепция — Требуется ли для использования продукта физический контакт?

 


Целью этого справочника является предоставление понятий, которые люди могут использовать для документирования и обсуждения аспектов функционирования. Дизайн должен происходить с людьми с ограниченными возможностями, эта ссылка предназначена для поддержки этой деятельности, а не для ее замены.

Просмотреть все отзывы о странице

Ощущение и восприятие – Психология – Издание H5P

Перейти к содержимому

Ощущение и восприятие

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущение и восприятие
  • Описать понятия абсолютного порога и разностного порога
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).

80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил на свой мобильный телефон текстовое сообщение, из-за которого загорелся экран, скорее всего, многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.


Упражнение ниже поможет продемонстрировать концепцию едва заметной разницы. Слева желтый кружок на черном фоне. Под этим изображением находится ползунок с двумя точками на каждом конце. Обратите внимание, как желтый круг в центре становится ярче, когда вы нажимаете на крайнюю правую точку.

Теперь рассмотрим правое изображение, где желтый круг на белом фоне. Если вы щелкнете между двумя точками по обе стороны от этого ползунка, заметите ли вы, что желтый круг становится ярче?

В обоих случаях яркость желтой точки увеличивается с одинаковой интенсивностью. Однако его гораздо легче заметить, когда он находится на черном фоне, чем на белом фоне. Это демонстрирует, как обнаружение небольших изменений в стимуле зависит от контекста вокруг него.

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется обработкой сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Даниэлем Саймонсом и Кристофером Чабри (19).99). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой.

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали действительно важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незамысловатым видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении интенсивных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и разностные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.

Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?

Это хорошее время для студентов, чтобы подумать об утверждениях об экстрасенсорном восприятии. Другой интересной темой может быть феномен фантомных конечностей, с которым сталкиваются люди с ампутированными конечностями.

 

    Пожалуйста, приведите новый (новый) пример того, как даже заметная разница может измениться в зависимости от интенсивности стимула.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts