Память психология это: Память (психология) | это… Что такое Память (психология)?

5. Память

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память – это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

– каковы физиологические механизмы этого процесса;

– какие условия содействуют запечатлению информации;

– какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Существует несколько подходов к классификации памяти (схема 6)

Схема 6

I. Классификация памяти по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая, эхоическая) память –

это вид памяти, связаный с удержанием информации, воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти – показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение – способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый

эффект края.

3. Оперативная память – вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.

4. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке времени с конкретным человеком).

В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (схема 7).

информация

кратковременная память

перекодирован-ная информация

долговременная память

повторение

вытеснение

повторение

Схема 7

Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией – улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала.

Забывание (невозможно восстановить ранее вопринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее (схема 8).

100

%

42

20

1ч 9ч 24ч 48ч

Схема 8

Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник – способность человека непроизвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству.

У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека – единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.

II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:

1. Зрительная память – память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.

2. Слуховая память – это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

3. Двигательная память – это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.

4. Эмоциональная память – память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности.

III. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

1. Произвольная память – память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

2. Непроизвольная память – память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше непроизвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.

IV. Классификация памяти по способу запоминания:

1. Произвольная память – память, связанная с волевым контролем запоминания.

2. Логическая память – память, связанная с использованием логики, смысловых значений и связей.

3. Опосредованная память – память, связанная с использованием разнообразных средств запоминания (в т.ч. мнемонические приемы).

С раннего детства процесс развития памяти идет по следующим этапам:

1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической;

2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активными и осознанными приемами для запоминания и воспроизведения различной информации;

3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Мнемотехника (мнемоника) (греч. mneme – память, techne – искусство, mnemonikon – искусство запоминания; Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти в греческой мифологии) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем воспроизводимого материала путем образования искусственных ассоциаций.

При запоминании информации следует помнить, что:

1) сравнительно простые события в жизни, произведшие сильные впечатления на человека, запоминаются прочно и надолго;

2) чем больше умственных усилий прилагает человек для запоминания чего-либо, тем легче оно затем воспроизводится;

3) положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию и воспроизведению, а отрицательные – препятствуют;

4) привычка к осмысленному воспроизведению способствует запоминанию и воспроизведению;

5) большую роль в запоминании и воспроизведении играет повторение, которое лучше распределить во времени таким образом, чтобы на начало и конец приходилось больше повторений, чем на середину;

6) для лучшего запоминания материала рекомендуют повторять его перед сном.

ВИДЫ ПАМЯТИ | galau.com


В наше время, людям, желающим преуспеть в работе, учебе, повседневной жизни необходимо обладать одним из ценных и незаменимых качеств – памятью. Память обеспечивает нормальное существование и развитие личности, поэтому вопрос ее улучшения всегда актуален и продолжает интересовать многих людей.

Психология определяет память как психофизический процесс, позволяющий запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

В зависимости от длительности сохранения выделяются краткосрочная и долговременная память.

Долговременная память – обеспечивает продолжительное  удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации.

Основным механизмом запоминания и фиксации информации в памяти принято считать повторение, происходящее на уровне памяти кратковременной. Но решающее значение имеет не механическое повторение, которое не приводит к устойчивому запоминанию, а осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и ранее известным. Допускается потеря внешней, поверхностной формы запоминаемого сообщения, но смысл его удерживается длительное время.

Кратковременная память – подсистема памяти, в которой постоянно происходят процессы удержания, преобразования и сортировки информации. Зачастую, в психологии ее называют рабочей, т.к. она постоянно работает. Кратковременная память — это все то, что вы пытаетесь запомнить в данный момент времени, причем каждый последующий элемент стирает предыдущий. Именно ее, используют ученики и студенты в процессе обучения.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память – процесс сохранения знаний, полученных при обучении, которые постепенно превращаются в опыт и убеждения.

Эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств. Этот вид памяти участвует в работе всех видов, но особенно проявляется в человеческих отношениях. То, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более длительный срок. Память эмоциональная – основа мастерства в ряде профессий, в том числе и преподавателя.

Личностная память обеспечивает самосознание личности на всех этапах ее жизненного пути.

По характеру запоминаемого материала можно выделить память зрительную, слуховую
и осязательную.

Слуховая память — это запоминание и воспроизведение разнообразных звуков.

Зрительная память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Как правило, визуальная информация легче запоминается и воспроизводится.

Основными процессами памяти являются:
• Запоминание – процесс, посредством которого происходит запечатление новой информации и ее дальнейшее сохранение. Выделяют преднамеренное и непреднамеренное запоминание.
• Хранение — процесс накопления информации в памяти, его переработка и усвоение.
• Воспроизведение — процесс опознания информации, благодаря прошлому опыту. Элементами подобного опыта могут быть ассоциации, мысли и  чувства человека. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает в сознании без приложения каких-либо усилий со стороны человека.

Тип вашей личности, ваши способности, тренированность памяти и мотивация влияют на запоминание информации.
Например, различают три типа личности: визуал, аудиал и кинестетик. Поэтому, необходимо понимать, что визуалу легче запомнить информацию, используя фотографии, иллюстрации и другие всевозможные визуальные элементы; аудиал быстрее усвоит необходимый материал, прослушивая аудио и видеозаписи; кинестетик лучше воспринимает информацию в процессе выполнения каких-либо действий или посредством ощущений.

О существующих способах, способствующих развитию памяти, вы можете прочитать в следующей статье.
И помните, память – это не только дар природы, но и результат целенаправленного и длительного воспитания.

 


Используемая литература:
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.


Анна Карташова,
филолог, преподаватель иностранных языков
 

Память – Общая психология

Перейти к содержимому

Память

Цели обучения

  • Описать три этапа хранения в памяти
  • Опишите и различайте имплицитную и эксплицитную память, а также семантическую и эпизодическую память

После того, как информация закодирована, мы должны как-то ее сохранить. Наш мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище. — это создание постоянной записи информации.

Чтобы попал в хранилище (то есть в долговременную память), он должен пройти три отдельных этапа: , Кратковременная память и, наконец, Долговременная память . Эти этапы были впервые предложены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968). Их модель человеческой памяти (рис. 1), названная Аткинсоном-Шиффрином (А-Ш), основана на убеждении, что мы обрабатываем воспоминания так же, как компьютер обрабатывает информацию. Рисунок 1 . Согласно модели памяти Аткинсона-Шиффрина, информация проходит три различных этапа, прежде чем она будет сохранена в долговременной памяти.

Но A-S — это всего лишь одна из моделей памяти. Другие, такие как Baddeley и Hitch (1974), предложили модель, в которой кратковременная память сама по себе имеет разные формы. В этой модели хранение воспоминаний в кратковременной памяти похоже на открытие различных файлов на компьютере и добавление информации. Тип кратковременной памяти (или компьютерного файла) зависит от типа полученной информации. Существуют воспоминания в визуально-пространственной форме, а также воспоминания об устном или письменном материале, и они хранятся в трех краткосрочных системах: зрительно-пространственном блокноте, эпизодическом буфере и фонологической петле. Согласно Бэддели и Хитчу, центральная исполнительная часть памяти контролирует или контролирует поток информации к трем краткосрочным системам и от них.

Сенсорная память

В стимулы из окружающей среды сначала обрабатываются в : хранение кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы. Это очень кратковременное хранение — до пары секунд. Нас постоянно бомбардируют сенсорной информацией. Мы не можем поглотить все это или даже большую часть. И большая часть из них никак не влияет на нашу жизнь. Например, во что был одет ваш профессор на последнем уроке? Пока профессор был одет подобающим образом, на самом деле не имеет значения, во что она была одета. Сенсорная информация о видах, звуках, запахах и даже текстурах, которую мы не рассматриваем как ценную информацию, мы отбрасываем. Если мы считаем что-то ценным, информация переместится в нашу систему кратковременной памяти.

В ходе одного исследования сенсорной памяти изучалось значение ценной информации в краткосрочной памяти. Дж. Р. Струп открыл феномен памяти в 1930-х годах: вам будет легче назвать цвет, если он напечатан в этом цвете, что называется эффектом Струпа . Другими словами, слово «красный» будет называться быстрее, независимо от цвета, в котором оно появляется, чем любое слово, окрашенное в красный цвет. Проведите эксперимент: назовите цвета слов, данных вам на рисунке 2. Не читайте слова, а называйте цвет, которым напечатано слово. Например, увидев слово «желтый» зеленым шрифтом, вы должны сказать «зеленый», а не «желтый». Этот эксперимент забавен, но не так прост, как кажется.

Рисунок 2 . Эффект Струпа описывает, почему нам трудно назвать цвет, когда слово и цвет слова разные.

Кратковременная память

— система временного хранения, обрабатывающая поступающую сенсорную память; иногда ее называют рабочей памятью. Кратковременная память берет информацию из сенсорной памяти и иногда связывает эту память с чем-то, что уже находится в долговременной памяти. Кратковременная память длится около 20 секунд. Джордж Миллер (1956) в своем исследовании объема памяти обнаружил, что большинство людей могут запомнить около 7 элементов в СТМ. Кто-то помнит 5, кто-то 9, поэтому он назвал емкость STM 7 плюс-минус 2.

Думайте о кратковременной памяти как об информации, отображаемой на экране вашего компьютера — в документе, электронной таблице или веб-странице. Затем информация из кратковременной памяти переходит в долговременную память (вы сохраняете ее на жесткий диск) или отбрасывается (вы удаляете документ или закрываете веб-браузер). Этот шаг репетиция , сознательное повторение информации, которую нужно запомнить, для перемещения СТМ в долговременную память называется .

Вы можете задаться вопросом: «Сколько информации может обрабатывать наша память одновременно?» Чтобы изучить объем и продолжительность вашей кратковременной памяти, попросите партнера прочитать вам вслух цепочки случайных чисел (рис. 3), начиная каждую строку со слов «Готов?» и заканчивая каждый, говоря «Вспомнить», после чего вы должны попытаться записать строку чисел по памяти.

Рисунок 3 . Проработайте эту серию чисел, используя описанное выше упражнение на запоминание, чтобы определить самую длинную последовательность цифр, которую вы можете запомнить.

Обратите внимание на самую длинную строку, в которой вы получили правильный ряд. Для большинства людей это будет близко к 7, знаменитому Миллеру 7 плюс-минус 2. Припоминание несколько лучше для случайных чисел, чем для случайных букв (Jacobs, 1887), а также часто немного лучше для информации, которую мы слышим (акустическое кодирование). чем видеть (визуальное кодирование) (Андерсон, 19 лет)69).

Долговременная память

Долговременная память (LTM) — это непрерывное хранение информации. В отличие от кратковременной памяти, объем памяти LTM не имеет ограничений. Он включает в себя все, что вы можете вспомнить, что произошло более чем несколько минут назад, и все, что вы можете вспомнить, что произошло дни, недели и годы назад. В соответствии с аналогией с компьютером информация в вашем LTM будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (в вашей кратковременной памяти), но вы можете получить эту информацию, когда захотите, по крайней мере, большую часть времени. Не все долгосрочные воспоминания являются сильными воспоминаниями. Некоторые воспоминания можно вызвать только с помощью подсказок. Например, вы можете легко вспомнить факт («Какая столица Соединенных Штатов?») или процедуру («Как вы ездите на велосипеде?»), но вам может быть сложно вспомнить название ресторана, в котором вы обедали. когда вы были в отпуске во Франции прошлым летом. Подсказка, например, что ресторан был назван в честь его владельца, который рассказал вам о вашем общем увлечении футболом, может помочь вам вспомнить название ресторана.

Долговременная память делится на два типа: явную и неявную (рис. 4). Понимание различных типов важно, потому что возраст человека или определенные типы травм или расстройств головного мозга могут оставить нетронутыми определенные типы LTM, но иметь катастрофические последствия для других типов. — это те, которые мы сознательно пытаемся запомнить и припомнить. Например, если вы готовитесь к экзамену по химии, материал, который вы изучаете, будет частью вашей явной памяти. (Примечание: иногда, но не всегда, термины явная память и взаимозаменяемы.)

— это воспоминания, которые не являются частью нашего сознания. Это воспоминания, сформированные из поведения. Неявная память также называется недекларативной памятью.

Рисунок 4 . Есть два компонента долговременной памяти: эксплицитная и имплицитная. Эксплицитная память включает эпизодическую и семантическую память. Имплицитная память включает в себя процедурную память и информацию, полученную в результате обусловливания.

— тип имплицитной памяти: он хранит информацию о том, как что-то делать. Это память на искусные действия, например, как чистить зубы, как водить машину, как плавать кролем (вольным стилем). Если вы учитесь плавать вольным стилем, вы практикуете гребок: как двигать руками, как поворачивать голову, чтобы чередовать дыхание из стороны в сторону, и как бить ногами. Вы будете практиковать это много раз, пока не станете в этом хороши. Как только вы научитесь плавать вольным стилем и ваше тело научится двигаться по воде, вы никогда не забудете, как плавать вольным стилем, даже если не плаваете пару десятков лет. Точно так же, если вы подарите опытному гитаристу гитару, даже если он давно не играл, он все равно сможет играть достаточно хорошо.

Эксплицитная память связана с хранением фактов и событий, которые мы пережили лично. Эксплицитная (декларативная) память состоит из двух частей: и эпизодической памяти. Семантический означает, что он имеет отношение к языку и знаниям о языке. Примером может служить вопрос «что означает аргументативный ?» В нашей семантической памяти хранятся знания о словах, понятиях, языковых знаниях и фактах. Например, в вашей семантической памяти хранятся ответы на следующие вопросы:

  • Кто был первым президентом США?
  • Что такое демократия?
  • Какая самая длинная река в мире?

— это информация о событиях, которые мы лично пережили. Концепция эпизодической памяти впервые была предложена около 40 лет назад (Tulving, 1972). С тех пор Тулвинг и другие изучили научные данные и переформулировали теорию. В настоящее время ученые считают, что эпизодическая память — это память о событиях в определенных местах в определенное время, о том, что, где и когда произошло событие (Tulving, 2002). Это включает в себя воспоминание визуальных образов, а также чувство знакомства (Hassabis & Maguire, 2007).

Связь на каждый день: можете ли вы вспомнить все, что вы когда-либо делали или говорили?

Эпизодические воспоминания также называют автобиографическими воспоминаниями. Давайте быстро проверим вашу автобиографическую память. Что ты был одет ровно пять лет назад сегодня? Что вы ели на обед 10 апреля 2019 года? Вероятно, вам будет трудно, если не невозможно, ответить на эти вопросы. Можете ли вы вспомнить каждое событие, которое вы пережили в течение своей жизни, — приемы пищи, разговоры, выбор одежды, погодные условия и так далее? Скорее всего, никто из нас даже близко не смог бы ответить на эти вопросы; однако американская актриса Марилу Хеннер, наиболее известная по телешоу Такси, могу вспомнить. У нее потрясающая и превосходная автобиографическая память (рис. 7).

Рисунок 7 . Суперавтобиографическая память Марилу Хеннер известна как гипертимезия. (кредит: Марк Ричардсон)

Очень немногие люди могут вспоминать события таким образом; прямо сейчас только 12 известных людей обладают этой способностью, и лишь некоторые из них изучены (Parker, Cahill & McGaugh 2006). И хотя гипертимезия обычно проявляется в подростковом возрасте, у двоих детей в Соединенных Штатах, по-видимому, есть воспоминания задолго до своего десятого дня рождения.

Если вы хотите узнать больше, посмотрите эти видеоклипы, часть 1 и часть 2, посвященные превосходной автобиографической памяти, из телевизионного новостного шоу 60 минут .

Смотреть

В этом видео Хэнк Грин рассказывает о нескольких исследованиях, которые помогли нам лучше понять имплицитные воспоминания.

Вы можете просмотреть стенограмму «Почему езда на велосипеде — это «точно так же, как езда на велосипеде?»» здесь (откроется в новом окне).

Подумай об этом

  • Опишите то, чему вы научились, что теперь находится в вашей процедурной памяти. Обсудите, как вы узнали эту информацию.
  • Опишите то, чему вы научились в старшей школе, что теперь хранится в вашей семантической памяти.
Лицензии и атрибуции (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее

  • Как работает память. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/8-1-how-memory-functions. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction

Все права защищены содержание

  • Почему езда на велосипеде похожа на езду на велосипеде?. Предоставлено : SciShow Psych. Расположен по адресу : https://www. youtube.com/watch?v=Q0wfm9wrhXA&list=PL73K_0Mtyy1_Gf07IuKSc24_yh4tNyDXW&index=13. Лицензия : Все права защищены
  • Бесконечная память, часть 1. Предоставлено : CBS News. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=2zTkBgHNsWM. Лицензия : Все права защищены . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделитесь этой книгой

Поделиться в Твиттере

Хранение | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описать три этапа хранения памяти
  • Различать имплицитную и эксплицитную память, а также семантическую и эпизодическую память

После того, как информация закодирована, мы должны каким-то образом ее сохранить. Наш мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище. Хранилище — это создание постоянной записи информации.

Чтобы воспоминание попало в хранилище (то есть в долговременную память), оно должно пройти три различных этапа: Сенсорная память , Кратковременная память и, наконец, Долговременная память . Эти этапы были впервые предложены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968). Их модель человеческой памяти (рис. 1), называемая моделью Аткинсона и Шиффрина, основана на убеждении, что мы обрабатываем воспоминания так же, как компьютер обрабатывает информацию.

Рисунок 1 . Согласно модели памяти Аткинсона-Шиффрина, информация проходит три различных этапа, прежде чем она будет сохранена в долговременной памяти.

Модель Аткинсона и Шиффрина — не единственная модель памяти. Другие, такие как Baddeley и Hitch (1974), предложили модель, в которой кратковременная память сама по себе имеет разные формы. В этой модели хранение воспоминаний в кратковременной памяти похоже на открытие различных файлов на компьютере и добавление информации. Тип кратковременной памяти (или компьютерного файла) зависит от типа полученной информации. Существуют воспоминания в визуально-пространственной форме, а также воспоминания об устном или письменном материале, и они хранятся в трех краткосрочных системах: зрительно-пространственном блокноте, эпизодическом буфере и фонологической петле. Согласно Бэддели и Хитчу, центральная исполнительная часть памяти контролирует или контролирует поток информации к трем краткосрочным системам и от них.

Сенсорная память

В модели Аткинсона-Шиффрина стимулы из окружающей среды сначала обрабатываются в сенсорной памяти: хранилище кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы. Это очень кратковременное хранение — до пары секунд. Нас постоянно бомбардируют сенсорной информацией. Мы не можем поглотить все это или даже большую часть. И большая часть из них никак не влияет на нашу жизнь. Например, во что был одет ваш профессор на последнем уроке? Пока профессор был одет подобающим образом, на самом деле не имело значения, во что они были одеты. Сенсорная информация о видах, звуках, запахах и даже текстурах, которую мы не рассматриваем как ценную информацию, мы отбрасываем. Если мы считаем что-то ценным, информация переместится в нашу систему кратковременной памяти.

Кратковременная память

Кратковременная память (STM) — это система временного хранения, которая обрабатывает входящую сенсорную память. Термины краткосрочная и рабочая память иногда используются взаимозаменяемо, но это не совсем одно и то же. Кратковременная память более точно описывается как компонент рабочей памяти. Кратковременная память берет информацию из сенсорной памяти и иногда связывает эту память с чем-то, что уже находится в долговременной памяти. Кратковременная память длится от 15 до 30 секунд. Думайте об этом как об информации, отображаемой на экране вашего компьютера, например, в документе, электронной таблице или на веб-сайте. Затем информация в STM попадает в долговременную память (вы сохраняете ее на жесткий диск) или отбрасывается (вы удаляете документ или закрываете веб-браузер).

Репетиция перемещает информацию из кратковременной памяти в долговременную. Активная репетиция — это способ внимания к информации, чтобы перевести ее из кратковременной памяти в долговременную. Во время активной репетиции вы повторяете (практикуете) информацию, которую нужно запомнить. Если вы будете повторять это достаточно часто, это может быть перемещено в долговременную память. Например, этот тип активной репетиции — это то, как многие дети изучают азбуку, напевая песенку с алфавитом. В качестве альтернативы, детальное повторение — это акт связывания новой информации, которую вы пытаетесь изучить, с существующей информацией, которую вы уже знаете. Например, если вы встречаете кого-то на вечеринке, и ваш телефон разряжен, но вы хотите запомнить его номер телефона, который начинается с кода города 203, вы можете вспомнить, что ваш дядя Абдул живет в Коннектикуте и имеет код города 203. Таким образом, когда вы попытаетесь вспомнить номер телефона вашего нового потенциального друга, вы легко запомните код города. Крейк и Локхарт (1972) предложил гипотезу об уровнях обработки, согласно которой чем глубже вы о чем-то думаете, тем лучше вы это помните.

Вы можете задаться вопросом: «Сколько информации может обрабатывать наша память одновременно?» Чтобы изучить объем и продолжительность вашей кратковременной памяти, попросите партнера прочитать вам вслух цепочки случайных чисел (рис. 8.5), начиная каждую строку со слов «Готов?» и заканчивая каждый, говоря «Вспомнить», после чего вы должны попытаться записать строку чисел по памяти.

Рисунок 2 . Проработайте эту серию чисел, используя описанное выше упражнение на запоминание, чтобы определить самую длинную последовательность цифр, которую вы можете запомнить.

Обратите внимание на самую длинную строку, в которой вы получили правильный ряд. Для большинства людей емкость, вероятно, будет близка к 7 плюс-минус 2. В 1956 году Джордж Миллер проанализировал большую часть исследований емкости кратковременной памяти и обнаружил, что люди могут сохранять от 5 до 9 элементов, поэтому он сообщил емкость кратковременной памяти была «магическим числом» 7 плюс-минус 2. Однако более современные исследования показали, что емкость рабочей памяти составляет 4 плюс-минус 1 (Cowan, 2010). Как правило, припоминание случайных чисел несколько лучше, чем случайных букв (Jacobs, 1887), а также часто немного лучше для информации, которую мы слышим (акустическое кодирование), чем информации, которую мы видим (визуальное кодирование) (Anderson, 19).69).

Затухание следа памяти и интерференция — два фактора, влияющих на краткосрочное сохранение памяти. Петерсон и Петерсон (1959) исследовали кратковременную память, используя последовательности из трех букв, называемые триграммами (например, CLS), которые нужно было вызывать через различные промежутки времени от 3 до 18 секунд. Участники запомнили около 80% триграмм после 3-секундной задержки, но только 10% после 18-секундной задержки, из чего они сделали вывод, что кратковременная память угасает за 18 секунд. При распаде след памяти со временем становится менее активным, и информация забывается. Однако Кеппел и Андервуд (1962) исследовал только первые попытки выполнения задачи с триграммой и обнаружил, что упреждающее вмешательство также влияет на сохранение кратковременной памяти. При упреждающем вмешательстве ранее усвоенная информация мешает способности узнавать новую информацию. И распад следа памяти, и упреждающее вмешательство влияют на кратковременную память. Как только информация достигает долговременной памяти, она должна быть консолидирована как на синаптическом уровне, что занимает несколько часов, так и в системе памяти, что может занять недели или дольше.

Долговременная память

Долговременная память (LTM) — это непрерывное хранение информации. В отличие от кратковременной памяти, объем долговременной памяти считается неограниченным. Он включает в себя все, что вы можете вспомнить, что произошло больше, чем несколько минут назад. Нельзя по-настоящему рассматривать долговременную память, не задумываясь о том, как она организована. Действительно быстро, какое первое слово приходит на ум, когда вы слышите «арахисовое масло»? Вы подумали о желе? Если да, то вы, вероятно, ассоциировали в своем уме арахисовое масло и желе. Общепризнано, что воспоминания организованы в виде семантических (или ассоциативных) сетей (Collins & Loftus, 19).75). Семантическая сеть состоит из понятий, и, как вы помните из того, что вы узнали о памяти, понятия — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Хотя индивидуальный опыт и знания могут влиять на расположение концептов, считается, что концепты располагаются в уме иерархически (Anderson & Reder, 1999; Johnson & Mervis, 1997, 1998; Palmer, Jones, Hennessy, Unze, & Pick, 1989; Rosch, Мервис, Грей, Джонсон и Бойс-Брэм, 19 лет76; Танака и Тейлор, 1991). Связанные понятия связаны, и сила связи зависит от того, как часто два понятия были связаны.

Семантические сети различаются в зависимости от личного опыта. Что важно для памяти, активация любой части семантической сети также в меньшей степени активирует концепции, связанные с этой частью. Этот процесс известен как распространяющаяся активация (Collins & Loftus, 1975). Если активирована одна часть сети, проще получить доступ к связанным с ней понятиям, поскольку они уже частично активированы. Когда вы что-то вспоминаете или вспоминаете, вы активируете концепцию, а связанные с ней концепции легче запоминаются, потому что они частично активированы. Однако активации не распространяются только в одном направлении. Когда вы что-то вспоминаете, у вас обычно есть несколько способов получить информацию, к которой вы пытаетесь получить доступ, и чем больше у вас ссылок на концепцию, тем выше ваши шансы на запоминание.

Существует два типа долговременной памяти: явная и неявная (рис. 8.6). Понимание разницы между эксплицитной и имплицитной памятью важно, потому что старение, определенные типы травм головного мозга и определенные расстройства могут по-разному влиять на эксплицитную и имплицитную память. Явные воспоминания — это те воспоминания, которые мы сознательно пытаемся запомнить, вспомнить и сообщить. Например, если вы готовитесь к экзамену по химии, материал, который вы изучаете, будет частью вашей явной памяти. В соответствии с аналогией с компьютером, некоторая информация в вашей долговременной памяти будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (ваша кратковременная память), но в большинстве случаев вы можете получить эту информацию, когда захотите. Не все долговременные воспоминания являются сильными воспоминаниями, а некоторые воспоминания можно вызвать только с помощью подсказок. Например, вы можете легко вспомнить какой-то факт, например, столицу Соединенных Штатов, но вам может быть трудно вспомнить название ресторана, в котором вы обедали, когда прошлым летом были в соседнем городе. Подсказка, например, что ресторан был назван в честь его владельца, может помочь вам вспомнить название ресторана. Эксплицитную память иногда называют декларативной памятью, потому что ее можно выразить словами. Эксплицитная память делится на эпизодическую память и семантическую память.

Попробуйте

Рисунок 3 . Есть два компонента долговременной памяти: эксплицитная и имплицитная. Эксплицитная память включает эпизодическую и семантическую память. Имплицитная память включает в себя процедурную память и информацию, полученную в результате обусловливания.

Эпизодическая память — это информация о событиях, которые мы лично пережили (т. е. об эпизоде). Например, воспоминание о вашем последнем дне рождения — это эпизодическая память. Обычно эпизодическая память описывается как история. Впервые концепция эпизодической памяти была предложена в 19 в.70-х (Талвинг, 1972). С тех пор Тулвинг и другие переформулировали теорию, и в настоящее время ученые считают, что эпизодическая память — это память о событиях в определенных местах в определенное время — что, где и когда произошло событие (Талвинг, 2002). Это включает в себя воспоминание визуальных образов, а также чувство знакомства (Hassabis & Maguire, 2007). Семантическая память — это знания о словах, понятиях, языковых знаниях и фактах. Семантическая память обычно сообщается как факты. Семантический означает, что он имеет отношение к языку и знаниям о языке. Например, в вашей семантической памяти хранятся ответы на такие вопросы, как «что такое определение психологии» и «кто был первым афроамериканцем-президентом США».

Имплицитные воспоминания — это долговременные воспоминания, не являющиеся частью нашего сознания. Хотя имплицитные воспоминания усваиваются вне нашего сознания и не могут быть вызваны сознательно, имплицитная память проявляется при выполнении какой-либо задачи (Roediger, 1990; Schacter, 1987). Имплицитная память изучалась с помощью когнитивных задач, таких как выполнение искусственных грамматик (Reber, 1976), словесная память (Jacoby, 1983; Jacoby & Witherspoon, 1982), а также изучение невысказанных и неписаных условий и правил (Greenspoon, 19).55; Гиддан и Эриксен, 1959; Крикхаус и Эриксен, 1960). Возвращаясь к компьютерной метафоре, имплицитные воспоминания подобны программе, работающей в фоновом режиме, и вы не осознаете их влияния. Имплицитные воспоминания могут влиять на наблюдаемое поведение, а также на когнитивные задачи. В любом случае вы обычно не можете выразить память словами, адекватно описывающими задачу. Существует несколько типов имплицитных воспоминаний, в том числе процедурные, прайминговые и эмоциональные.

Неявный процедурную память часто изучают с помощью наблюдаемого поведения (Adams, 1957; Lacey & Smith, 1954; Lazarus & McCleary, 1951). Неявная процедурная память хранит информацию о том, как что-то сделать, и это память на искусные действия, такие как чистка зубов, езда на велосипеде или вождение автомобиля. Вы, вероятно, не так хорошо катались на велосипеде или вели машину в первый раз, когда попробовали, но вы стали намного лучше после того, как занимались этим в течение года. Ваше улучшение езды на велосипеде произошло из-за того, что вы научились балансировать. Вы, вероятно, думали о том, чтобы оставаться в вертикальном положении в начале, но теперь вы просто делаете это. Более того, вы, вероятно, умеете сохранять равновесие, но не можете рассказать кому-то, как именно вы это делаете. Точно так же, когда вы впервые учились водить машину, вы, вероятно, думали о многих вещах, которые сейчас просто делаете без особых размышлений. Когда вы впервые научились выполнять эти задачи, кто-то, возможно, рассказал вам, как их выполнять, но все, что вы узнали после этих инструкций, что вы не можете легко объяснить кому-то другому, как это сделать, — это имплицитная память.

Связь на каждый день: можете ли вы вспомнить все, что вы когда-либо делали или говорили?

Эпизодические воспоминания также называют автобиографическими воспоминаниями. Давайте быстро проверим вашу автобиографическую память. Что ты был одет ровно пять лет назад сегодня? Что вы ели на обед 10 апреля 2019 года? Вероятно, вам будет трудно, если не невозможно, ответить на эти вопросы. Можете ли вы вспомнить каждое событие, которое вы пережили в течение своей жизни, — приемы пищи, разговоры, выбор одежды, погодные условия и так далее? Скорее всего, никто из нас даже близко не смог бы ответить на эти вопросы; однако американская актриса Марилу Хеннер, наиболее известная по телешоу Такси, могу вспомнить. У нее потрясающая и превосходная автобиографическая память (рис. 7).

Рисунок 7 . Суперавтобиографическая память Марилу Хеннер известна как гипертимезия. (кредит: Марк Ричардсон)

Очень немногие люди могут вспоминать события таким образом; прямо сейчас менее 20 человек обладают этой способностью, и лишь немногие изучены (Parker, Cahill & McGaugh, 2006). И хотя гипертимезия обычно проявляется в подростковом возрасте, у двоих детей в Соединенных Штатах, по-видимому, есть воспоминания задолго до своего десятого дня рождения.

Посмотрите это видео о превосходной автобиографической памяти из телепрограммы новостей 60 минут , чтобы узнать больше.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts