Память психология кратко: Репозиторий БГУИР: Invalid Identifier

Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности.

Память человека, ее значение, виды памяти и их особенности. Определение. Связь памяти и психических процессов. Искажения памяти. Законы памяти.

Здравствуйте уважаемые читатели! Сегодня будет продолжение цепочки статей, раскрывающих когнитивные процессы человека. С предыдущими публикациями Вы сможете познакомиться по ссылкам.

Статья «Внимание в психологии это, определение?»

Статья «Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия.»

Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений.»

Статья «Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?»

Статья «Мышление это в психологии, определение? Мыслительные операции это?»


Блок 1. Память человека. Что это такое?

Память как явление характерно для всех биологических существ. Так молекулы ДНК представляют собой огромные массивы информации и являются «кладовыми» памяти. Признаки наследуются от клетки к клетке, благодаря чему возникает преемственность поколений и продолжение биологической жизни. Психологический феномен памяти характерен для человека в том числе. Собственно, можно сказать метафорически, человек как личность – это его память.

Память — это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания. (В. В. Нуркова).

Скачать книгу: «Общая психология. В 7 т.: учебник для высших учеб. заведений/ под ред. Б. С. Братуся. – Т. 3. Память/ В. В. Нуркова.»

Еще в мифах древней Греции Мнемозина – богиня памяти родила от Зевса девять муз. Таким образом древние греки придавали ведущее значение памяти, определяющей всю психическую деятельность человека. В отношении памяти существует большое количество спекуляций. Тем не менее в настоящее время усилиями нейрофизиологов, когнитивных психологов и других представителей, психо- и нейро- наук данное явление психической сферы человека было изучено достаточно подробно. Тем не менее единой теории памяти не существует в мире. Различные гипотезы и доказательства сосуществуют друг с другом, в чем-то противоречат, но тем не менее накоплен значительный эмпирический материал.


Блок 2. Память человека. Связь с психическими процессами.

2.1. Память и эмоциональные переживания.

Существует прямая связь между эмоциями и памятью. События, положительно окрашенные, воспоминаются лучше, когда человек находится в хорошем настроении и наоборот, печальные и грустные события легче воспоминаются, когда человек пребывает в соответствующем настроении. Этот феномен получил название – «конгруэнтность настроения». Качество запоминания при этом существенно может варьировать, что выявляется при воспроизведении информации. Человек, оказавшийся в стрессовой ситуации может вообще не запомнить детали и даже крупные сцены событий, он в этот момент «потрясен». В то же время какой-то один параметр окажется настолько важным, что «поглотит» внимание человека и качество воспроизведения этой информации будет весьма высоким. Личность может забывать структуру и содержание травмирующих событий с одной стороны и при этом хорошо помнить свои эмоции, связанные с этим событием. Эмоции в таких ситуациях являются «красным флажком», не позволяя человеку вспоминать детали, при этом являясь символом, кодом, предопределяющим будущее поведение человека.

События нейтральные, без эмоционального наполнения запоминаются хуже, чем события, сопровождаемые эмоциями человека.

2.2. Память, мотивы, ценности.

Существует прямая связь между памятью и мотивами человека. Так субъект, который ведет переговоры в данный момент времени по вопросу, представляющему для него важность, будучи прерванным, запомнит цепочку вербализации существенно лучше, чем если переговоры будут завершены. Это эффект незаконченного действия.

Если студент готовиться к сдаче экзамена, то после получения отметки, его способность вспоминать ответы будет ниже, иногда существенно, чем в условиях, когда он не получил еще оценку и не сдавал экзамен. Это эффект законченного действия.

Способность запоминать коррелирует с ценностной составляющей цели, которую преследует субъект. Чем более значима конкретная цель в данный момент, тем лучше запоминается информация.

Например, дебитор может благополучно забыть, что он обязан отдать денежный долг, несмотря на то, что, казалось бы, гештальт не завершен. Здесь включается механизм забывания потому, что помимо отрицательных эмоций, которые наполняют личность при возникновении мыслей о необходимости отдать долг, выключается мотив необходимости что-либо получить. Так, когда человек берет в долг, то это означает наличие у него проблем, которые ему необходимо решить. После того, как получены деньги и проблемы улажены, данная ситуация перестает быть актуальной и соответственно не представляет ценности. В свою очередь невозвращаемый долг становится проблемой кредитора, которую необходимо решить, а значит хорошо помнить. Естественно, что вопрос денежной задолженности и памяти, связанной с ней, как феномен не исчерпывается данным объяснением.

СМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с закупщиком. Как преодолеть возражение и равнодушие?!»

ЗАКАЗАТЬ обучение

Блок 3. Память человека. Виды.

3.1. Произвольная и непроизвольная память.

Различают произвольную и непроизвольную память.

1. Произвольная память.

Предполагает наличие цели по запоминанию информации. Запоминание происходит под контролем сознания. Так человека запоминает стихи, формулы, ответы для экзамена и многое другое. Одного желания недостаточно, чтобы запомнить информацию. Качество запоминания зависит от глубины переработки информации, степени погруженности в изучаемый объект.

2. Непроизвольная память.

Интересно, что запоминание происходит как бы вне сознательного контроля. У личности нет установки запомнить материал. При этом происходит запоминание. Это связано с тем, что какая-то информация «прилипает» к той цели, которая определяет текущее поведение. Эта информация сопутствует, «связывается узелками» с деятельностью, направленной на получение целевого ресурса. Информация вне целенаправленной деятельности, т.е. не сопровождающая ее, обычно не запоминается.

3.2. Эксплицитная и имплицитная память.

Различают также эксплицитную память и имплицитную.

1. Эксплицитная память.

Предполагает воспроизведение информации волевым усилием субъекта по необходимости.

2. Имплицитная память.

Предполагает невозможность воспроизведения информации субъектом волевым усилием по необходимости, но существует возможность воспроизведения информации при использовании косвенных методов. Фактически вся информация в мозге человека оказывается сохраненной, которая когда-либо в течении жизни была воспринята. При этом возможен эффект предшествования, предполагающий влияние имплицитной памяти на последующее запоминание новой информации.

3.3. Ретроспективная  и проспективная память.

1. Ретроспективная память.

Представляет собой память на прошлые события.

2. Проспективная память.

Это память на будущие события, которые необходимо совершить, фактически это память намерения. Проспективная память обладает большим значением для переговорщика, поскольку фиксация целевых результатов и способность удерживать их в памяти зачастую становятся основной проблемой. Стороны порой договариваются о том, что вообще не соответствовало изначальному намерению.

Историческая справка

У. Пенфилд опубликовал свою монографию «Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга» (Epilepsy and the Functional Anatomy of the Human Brain. Second edition. Jasper, H., and Penfield, W. Little, Brown and Co., 1954.). Будучи нейрофизиологом, нейрохирургом, он осуществлял во время нейрохирургических операций по удалению эпилептоидных очагов ввод в мозг пациентов электродов. Производилась электрическая стимуляция различных участков мозга. Пациенты были в сознании. При стимуляции височной доли мозга пациенты говорили о том, что они вспоминали ярко, живо сцены из жизни, в основном из детства. Тогда как в обычном состоянии, без стимуляции такие воспоминания были для них не доступны.

Заказать услугу»Переговоры — Переписка»

Блок 4. Память человека. Искажения.

Память обладает способностью воспроизводить точные копии воспринятой окружающей действительности в прошлом, а также активной реконструкцией запечатлённого ранее материала. Этот дуализм нередко недооценивается переговорщиками, которые недоумевают, отчего противоположная сторона так искренне и настойчиво декларирует события, которые в действительности происходили несколько иным образом.

Элизабет Лофтус посвятила свою научную карьеру изучению феномена искажения памяти.

Скачать книгу Элизабет Лофтус. Кэтрин Кетчем. «Свидетель защиты. Шокирующие доказательства уязвимости наших воспоминаний.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. «Память. Пронзительные откровения о том, как мы запоминаем и почему забываем.»

Скачать книгу Лофтус Элизабет. Кэтрин Кетчем. «Миф об утраченных воспоминаниях.»

Так разница между предметами, которые запоминались и впоследствии воспроизводились может выглядеть следующим образом:

1. Субъект может полностью забыть событие. Так травматичные воспоминания могут полностью вытесняться в бессознательное и быть недоступными для сознательного воспоминания. Помимо этого, совершенно индифферентные события сплошь и рядом забываются «намертво». Человек забывает, что он съел на завтрак вчера, как он провел время с 11:20 до 13:10 позавчера. Субъект способен забывать даже важную и ценную информацию, такую как день рождения собственных детей и родителей.

На формирование следов памяти оказывает значительное влияние фокус внимания.

Если индивид сконцентрирован и у него есть установка запоминать определенную конкретную информацию, то скорей всего он не запомнит информацию, которая не «вписывается» в предустановленные рамки.

Окружающая действительность состоит из невообразимого количества деталей, запомнить которые человек не в состоянии.

2. Субъект способен ошибаться в локализации и/или продолжительности события или его фрагментов в пространстве и времени. Так, субъективное переживание времени способно его «растягивать» или «спрессовывать». Время порой воспринимается, как нудно долгое или в форме «краткой вспышки».

3. Субъект путает последовательность фрагментов события.

4. Субъект искажает причинные – следственные связи между фрагментами события, «вырывает» из контекста события, переосмысливает события. Происходит подстановка иных причин. Выводятся «притянутые за уши» следствия. Человек с торжеством в голосе транслирует: «Я же говорил, что так будет», — указывая на 100% правильный прогноз событий, хотя изначально рассматривалась лишь вероятность.

5. Субъект забывает или искажает источник событий.

6. Субъект забывает фрагменты событий, «обедняет» образ.

7. Субъект вносит дополнительные фрагменты в событие, которых не было, «обогащает» образ.


Блок 5. Память человека. Законы.

Одним из первых исследователей памяти был Герман Эббингауз. (Ebbinghaus, H. (1885). Memory: A contribution to experimental psychology. New York: Dover).

Он выделил два феномена памяти: запоминание и воспроизведение. Эббингауз запоминал около 2000 бессмысленных слогов, состоящих из согласной – гласной — согласной на своем родном немецком языке путем повторений. Каждый раз регистрировал количество повторений и собственную способность вспомнить материал через определенные промежутки времени. На основании полученных результатов были сформулированы законы памяти:

1. Закон общего времени.

Данный закон отражает зависимость между временем, потраченным на запоминание и эффективностью запоминания.

2. Закон накопления и распределения повторений.

Данный закон предполагает существование зависимости между количеством повторений, распределенных во времени.

3. Закон позиционного «краевого» эффекта.

Подразумевает ухудшение запоминания ряда слогов, которые находятся справа от предыдущих, начиная с центра строки и улучшение запоминания крайних правых слогов. Возникает прогрессивное торможение. Сначала, предыдущие информационные элементы блокируют запоминание последующих информационных элементов, а затем последующие элементы блокируют предыдущие. Возникает регрессивное торможение. В результате запоминается более эффективно тот материал, который находится вначале ряда и в конце.

Помимо этого, другими исследователями был обнаружен эффект, согласно которому запоминание информационных элементов, отличающихся от стандартного набора элементов в ряду происходит лучше. То, что выделяется, запоминается эффективнее. Это называется эффект новизны.

На сегодня, пожалуй, это все! Продолжение следует в следующей статье!

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Пишите свои комментарии, дополняйте статью или высказывайтесь по написанному! Ставьте лайки, по факту это заменитель слов благодарности автору за его время, энергию и труд поделиться с Вами знаниями!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Якимов Владислав! Пока и до новых встреч!

Все статьи сайта !

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

12.

Память и внимание: понятия, классификация, основные функции.

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Классификация памяти: по сенсорной модальности— зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию— образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания— эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;по временным характеристикам— долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;по физиологическим принципам— определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели— произвольная и непроизвольная;по наличию средств— опосредованная и неопосредованная;по уровню развития— моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

Процессы памяти:

Запоминание— это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти.

Забывание— потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания).

Выделяют: долговременную и кратковременную память.

Кратковременная памятьпозволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до минуты без повторения. Ее емкость весьма ограничена.

Долговременная памятьможет хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни).

Память выполняет две основные функции:

отражательную и регулятивную.

1.Память отражает прошлое, создает его мнемический образ и тем самым позволяет сохранять и передавать не только опыт субъекта, но и опыт прошлых поколений.

2.Память является основой любой деятельности и поведения субъекта, поскольку включена во все уровни, формы и классы психики. Благодаря памяти человек способен накапливать информацию, не терять прежних знаний и навыков. Память лежит в основе развития и обучения. Без памяти человек превратился бы в живой автомат, способный реагировать лишь на стимулы, действующие в данный момент.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности.

Классификация в зависимости от содержания деятельности (познавательных процессов):

— внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

— внутреннее внимание (интеллектуальное)— обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

— моторное (двигательное) внимание.

Внимание может быть непосредственным или опосредованным;

непосредственным— в том случае, когда объект внимания интересен сам по себе,опосредованным— когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим меня предметом. Опосредованное внимание по-другому называют апперцептивным.

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляциивыделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное) — Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.Причины возникновения непроизвольного внимания:Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя.

Движущиеся предметы. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание — Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Послепроизвольное внимание — Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Функции внимания:

— активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

— способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

— обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

— определяет точность и детализацию восприятия,

— определяет прочность, и избирательность памяти,

— определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

— выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

— для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

— в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

— внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

памяти | Определение, поиск и забывание

Ключевые люди:
Анри Бергсон Джерри Лукас Даниэла Шиллер Георг Элиас Мюллер Герман Эббингауз
Связанные темы:
нарушение памяти пространственная память мнемонический краткосрочная память отзывать

Просмотреть весь соответствующий контент →

Последние новости

24 мая 2023 г.

, 15:00 по восточному времени (AP)

Ежедневный прием поливитаминов, по-видимому, улучшает работу мозга у взрослых старше 60 лет, но необходимы дополнительные исследования

Миллионы взрослых американцев ежедневно принимают поливитамины, несмотря на то, что не было доказано, что таблетки предотвращают такие заболевания, как сердечные заболевания или рак, и эксперты говорят, что это лучше получать питательные вещества из пищи

память , кодирование, хранение и извлечение в человеческом сознании прошлого опыта.

Тот факт, что переживания влияют на последующее поведение, свидетельствует об очевидной, но тем не менее замечательной деятельности, называемой воспоминанием. Память является как результатом, так и влиянием на восприятие, внимание и обучение. Базовый паттерн запоминания состоит из внимания к событию, за которым следует представление этого события в мозгу. Постоянное внимание, или практика, приводит к кумулятивному эффекту на память и позволяет выполнять такие действия, как искусная игра на музыкальном инструменте, декламация стихотворения, чтение и понимание слов на странице.

Обучение не может происходить без функции памяти. Так называемое интеллектуальное поведение требует памяти, а запоминание является предпосылкой рассуждений. Способность решить любую проблему или даже признать, что проблема существует, зависит от памяти. Обычное действие, такое как решение перейти улицу, основано на воспоминании о многочисленных прошлых переживаниях. Акт запоминания опыта и доведения его до сознания в более позднее время требует ассоциации, которая формируется из опыта, и «сигнала поиска», который вызывает воспоминание об опыте.

Практика (или повторение) направлена ​​на создание и поддержание памяти для задания или любого изученного материала. В период без практики то, что было изучено, имеет тенденцию забываться. Хотя адаптивное значение забывания может быть неочевидным, драматические случаи внезапного забывания (например, при амнезии) можно рассматривать как адаптивные. В этом смысле способность к забыванию можно интерпретировать как естественный отбор у животных.

Действительно, когда воспоминание об эмоционально болезненном опыте приводит к сильной тревоге, забвение может принести облегчение. Тем не менее, эволюционная интерпретация может затруднить понимание того, как был выбран обычно постепенный процесс забывания.

Размышляя об эволюции памяти, полезно подумать о том, что произойдет, если воспоминания не исчезнут. Забывание явно помогает ориентироваться во времени; поскольку старые воспоминания ослабевают, а новые имеют тенденцию быть яркими, даются подсказки для определения продолжительности. Если не забывать, адаптивная способность пострадает; например, выученное поведение, которое десять лет назад могло быть правильным, может больше не быть уместным или безопасным. Действительно, зарегистрированы случаи, когда люди (по обычным меркам) забывают так мало, что их повседневная деятельность полна беспорядка. Таким образом, забывание, по-видимому, служит выживанию не только отдельного человека, но и всего человеческого рода.

Дополнительные предположения постулируют систему хранения памяти с ограниченной емкостью, которая обеспечивает адаптивную гибкость, в частности, за счет забывания. Согласно этой точке зрения, между обучением или хранением в памяти (вход) и забыванием (выход) происходят постоянные корректировки. На самом деле есть свидетельства того, что скорость, с которой люди забывают, напрямую связана с тем, сколько они узнали. Такие данные обеспечивают общую поддержку моделей памяти, которые предполагают баланс ввода-вывода.

Каким бы ни было его происхождение, забывание привлекло значительное внимание исследователей. Большая часть этих исследований была направлена ​​на выявление тех факторов, которые изменяют скорость забывания. Предпринимаются усилия по изучению того, как информация может храниться или кодироваться в человеческом мозгу. Можно сказать, что запомненный опыт состоит из закодированных коллекций взаимодействующей информации, и взаимодействие, по-видимому, является основным фактором забывания.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Посмотрите, как исследователи используют транскраниальную магнитную стимуляцию для изучения мозга и улучшения памяти

Просмотреть все видео к этой статье

Исследователи памяти обычно предполагают, что все, что влияет на поведение организма, наделенного центральной нервной системой, оставляет— где-то в этой системе — «след» или группа следов. Пока эти следы существуют, теоретически они могут быть рестимулированы, вызывая запоминание события или опыта, которые их установили.

Аспекты памяти, зависящие от времени

Исследования американского психолога и философа Уильяма Джеймса (1842–1910) позволили ему выделить два типа памяти: первичную, для обработки непосредственных забот, и вторичную, для управления хранилищем накопленной информации. через некоторое время. С тех пор исследователи памяти использовали термин кратковременная память для обозначения первичных или кратковременных функций памяти, определенных Джеймсом. Долговременная память относится к относительно постоянной информации, которая хранится в мозгу и извлекается из него.

Части мозга, связанные с памятью – психология

Память

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Объяснять функции мозга, связанные с памятью
  • Распознать роль гиппокампа, миндалевидного тела и мозжечка

Воспоминания хранятся только в одной части мозга или во многих разных частях мозга? Карл Лэшли начал исследовать эту проблему около 100 лет назад, делая повреждения в мозге животных, таких как крысы и обезьяны. Он искал доказательства инграммы: группы нейронов, которые служат «физическим представлением памяти» (Josselyn, 2010). Во-первых, Лэшли (1950) обучали крыс находить дорогу в лабиринте. Затем он использовал доступные в то время инструменты — в данном случае паяльник — для создания повреждений в мозге крыс, особенно в коре головного мозга. Он сделал это, потому что пытался стереть инграмму или первоначальный след памяти крыс о лабиринте.

Лэшли не нашел следов инграммы, и крысы все еще могли найти дорогу в лабиринте, независимо от размера или местоположения поражения. Основываясь на созданных им повреждениях и реакции животных, он сформулировал гипотезу эквипотенциальности: если часть одной области мозга, отвечающая за память, повреждена, другая часть той же области может взять на себя эту функцию памяти (Lashley, 19).50). Хотя ранние работы Лэшли не подтверждали существование инграммы, современные психологи добиваются успехов в ее обнаружении. Эрик Кандел, например, десятилетиями работал над синапсом, базовой структурой мозга и его ролью в управлении потоком информации через нейронные цепи, необходимые для хранения воспоминаний (Mayford, Siegelbaum, & Kandel, 2012).

Многие ученые считают, что памятью занимается весь мозг. Однако после исследования Лэшли другие ученые смогли более внимательно изучить мозг и память. Они утверждали, что память находится в определенных частях мозга, и определенные нейроны можно распознать по их участию в формировании воспоминаний. Основными частями мозга, связанными с памятью, являются миндалевидное тело, гиппокамп, мозжечок и префронтальная кора ([ссылка]).

Миндалина связана со страхом и воспоминаниями о страхе. Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью, а также памятью узнавания. Мозжечок играет роль в обработке процедурных воспоминаний, таких как игра на пианино. Префронтальная кора, по-видимому, участвует в запоминании семантических задач.


Во-первых, давайте рассмотрим роль миндалевидного тела в формировании памяти. Основная задача миндалевидного тела — регулировать такие эмоции, как страх и агрессия ([ссылка]). Миндалевидное тело играет роль в том, как хранятся воспоминания, потому что на хранение влияют гормоны стресса. Например, один исследователь экспериментировал с крысами и реакцией страха (Josselyn, 2010). Используя условное обозначение Павлова, нейтральный тон сочетался с ударами по ногам крыс. Это вызывало у крыс память о страхе. После подготовки каждый раз, когда они слышали тон, они замирали (защитная реакция у крыс), что указывает на воспоминание о надвигающемся шоке. Затем исследователи вызвали гибель клеток в нейронах латеральной миндалины, которая является особой областью мозга, ответственной за воспоминания о страхе. Они обнаружили, что память о страхе угасла (вымерла). Из-за своей роли в обработке эмоциональной информации миндалевидное тело также участвует в консолидации памяти: процессе переноса новых знаний в долговременную память. Миндалевидное тело, по-видимому, способствует кодированию воспоминаний на более глубоком уровне, когда событие эмоционально возбуждает.

Другая группа исследователей также экспериментировала с крысами, чтобы узнать, как гиппокамп функционирует при обработке памяти ([ссылка]). Они создали повреждения в гиппокампе крыс и обнаружили, что крысы демонстрировали ухудшение памяти при выполнении различных задач, таких как распознавание объектов и бег по лабиринту. Они пришли к выводу, что гиппокамп участвует в памяти, в частности, в нормальной памяти распознавания, а также в пространственной памяти (когда задачи на память похожи на тесты на припоминание) (Clark, Zola, & Squire, 2000). Другая задача гиппокампа — проецировать информацию в области коры, которые придают воспоминаниям смысл и связывают их с другими связанными воспоминаниями. Он также играет роль в консолидации памяти: процессе переноса нового обучения в долговременную память.

Повреждение этой области лишает нас возможности обрабатывать новые декларативные воспоминания. Одному известному пациенту, известному в течение многих лет только как Х. М., удалили левую и правую височные доли (гиппокампы) в попытке контролировать приступы, от которых он страдал в течение многих лет (Corkin, Amaral, Gonzalez, Johnson, & Hyman, 1997). В результате у него значительно пострадала декларативная память, и он не смог сформировать новые смысловые знания. Он потерял способность формировать новые воспоминания, но все еще мог помнить информацию и события, которые произошли до операции.

Хотя гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки явных воспоминаний, вы все равно можете потерять его и быть в состоянии создавать имплицитные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность) благодаря вашему мозжечку ([ссылка]). Например, один из классических экспериментов с обусловливанием состоит в том, чтобы приучить испытуемых моргать, когда им дают дуновение воздуха. Когда исследователи повредили мозжечок кроликов, они обнаружили, что кролики не способны выучить условную реакцию моргания (Steinmetz, 19).99; Грин и Вудрафф-Пак, 2000).

Другие исследователи использовали сканирование мозга, в том числе позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), чтобы узнать, как люди обрабатывают и сохраняют информацию. Судя по этим исследованиям, в этом участвует префронтальная кора. В одном исследовании участники должны были выполнить две разные задачи: либо найти букву a в словах (считается задачей на восприятие), либо классифицировать существительное как живое или неживое (считается семантической задачей) (Kapur et al. , 1994). Затем участников спросили, какие слова они видели ранее. Припоминание было намного лучше для семантической задачи, чем для перцептивной задачи. По данным ПЭТ, в левой нижней префронтальной коре при выполнении семантической задачи активация была намного сильнее. В другом исследовании кодирование было связано с активностью левой лобной доли, а извлечение информации — с правой лобной областью (Craik et al., 1999).

По-видимому, в процесс памяти также вовлечены специфические нейротрансмиттеры, такие как адреналин, дофамин, серотонин, глутамат и ацетилхолин (Myhrer, 2003). Среди исследователей продолжаются дискуссии и споры о том, какой нейротрансмиттер играет какую конкретную роль (Blockland, 19). 96). Хотя мы еще не знаем, какую роль каждый нейротрансмиттер играет в памяти, мы знаем, что связь между нейронами через нейротрансмиттеры имеет решающее значение для развития новых воспоминаний. Повторяющаяся активность нейронов приводит к увеличению количества нейротрансмиттеров в синапсах и более эффективным и более синаптическим связям. Так происходит консолидация памяти.

Также считается, что сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания; это называется теорией возбуждения (Кристиансон, 1992). Например, сильные эмоциональные переживания могут вызвать выброс нейротрансмиттеров, а также гормонов, укрепляющих память; поэтому наша память на эмоциональное событие обычно лучше, чем наша память на неэмоциональное событие. Когда люди и животные испытывают стресс, мозг выделяет больше нейротрансмиттера глутамата, который помогает им вспомнить стрессовое событие (McGaugh, 2003). Об этом ясно свидетельствует то, что известно как явление памяти-вспышки.

Память-вспышка — исключительно яркое воспоминание о важном событии ([ссылка]). Где вы были, когда впервые услышали о 9/11 терактов? Скорее всего, вы можете вспомнить, где вы были и что делали. На самом деле, исследование Pew Research Center (2011) показало, что среди тех американцев, которым было 8 лет и старше на момент события, 97% могут вспомнить момент, когда они узнали об этом событии, даже спустя десять лет после того, как оно произошло.

Большинство людей помнят, где они были, когда впервые услышали о терактах 11 сентября. Это пример вспышки памяти: запись нетипичного и необычного события, вызывающего очень сильные эмоциональные ассоциации. (кредит: Майкл Форан)


Неточные и ложные воспоминания

Даже воспоминания-вспышки могут терять точность с течением времени, даже в отношении очень важных событий. Например, по крайней мере в трех случаях, когда президента Джорджа Буша спросили, откуда он узнал о терактах 11 сентября, он дал неверный ответ. В январе 2002 г., менее чем через 4 месяца после терактов, тогдашнего президента Буша спросили, откуда он узнал о терактах. Он ответил:

Я сидел там, и мой начальник штаба — ну, во-первых, когда мы вошли в класс, я видел, как этот самолет влетел в первое здание. Был включен телевизор. И знаете, я подумал, что это ошибка пилота, и был поражен, что кто-то может совершить такую ​​ужасную ошибку. (Гринберг, 2004, стр. 2)

Вопреки тому, что вспоминал президент Буш, никто не видел падения первого самолета, кроме людей на земле возле башен-близнецов. Первый самолет не был снят на видео, потому что это было обычное утро вторника в Нью-Йорке, пока не врезался первый самолет.

Некоторые люди объясняли неправильное воспоминание Бушем об этом событии теориями заговора. Однако есть гораздо более мягкое объяснение: человеческая память, даже память-вспышка, может быть хрупкой. На самом деле память может быть настолько слабой, что мы можем убедить человека в том, что с ним произошло событие, даже если его не было. В исследованиях участники исследования вспомнят, что слышали слово, даже если никогда не слышали его. Например, участникам дали список из 15 слов, связанных со сном, но слова «сон» в нем не было. Участники вспомнили, что слышали слово «сон», хотя на самом деле они его не слышали (Roediger & McDermott, 2000). Исследователи, обнаружившие это, назвали теорию в честь себя и коллеги-исследователя, назвав ее парадигмой Диза-Редигера-Макдермотта.

Начиная с Карла Лэшли, исследователи и психологи искали инграмму, которая является физическим следом памяти. Лэшли не нашел инграмму, но предположил, что воспоминания распределены по всему мозгу, а не хранятся в одной конкретной области. Теперь мы знаем, что три области мозга играют важную роль в обработке и хранении различных типов воспоминаний: мозжечок, гиппокамп и миндалевидное тело. Работа мозжечка заключается в обработке процедурных воспоминаний; в гиппокампе кодируются новые воспоминания; миндалевидное тело помогает определить, какие воспоминания хранить, и играет определенную роль в определении того, где хранятся воспоминания, в зависимости от того, имеем ли мы сильную или слабую эмоциональную реакцию на событие. Сильные эмоциональные переживания могут вызвать высвобождение нейротрансмиттеров, а также гормонов, которые укрепляют память, поэтому память на эмоциональное событие обычно сильнее, чем память на неэмоциональное событие. Об этом свидетельствует так называемый феномен вспышки памяти: наша способность запоминать важные жизненные события. Однако наша память на жизненные события (автобиографическая память) не всегда точна.

Этот физический след памяти известен как ________.

  1. энграмма
  2. Эффект Лэшли
  3. Парадигма Диза-Редигера-Макдермотта
  4. эффект памяти фотовспышки

A

Исключительно ясное воспоминание о важном событии – это (an) ________.

  1. энграмма
  2. теория возбуждения
  3. память-вспышка
  4. гипотеза эквипотенциальности

С

Что может случиться с вашей системой памяти, если вы повредите гиппокамп?

Поскольку ваш гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки ваших явных воспоминаний, повреждение этой области может привести к тому, что вы не сможете обрабатывать новые декларативные (эксплицитные) воспоминания; однако даже с этой потерей вы сможете создавать имплицитные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическую обусловленность).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts