Гуманистическая психология плюсы и минусы
Гуманная, или гуманистическая педагогика – это направление педагогики, в основе которого лежит ориентировка на личность, особенности и интересы ребенка в процессе воспитания. На сегодняшний день это направление является достаточно популярным, потому что сегодня стало известно о важности формирования личности именно в детском периоде.
Содержание
- О направлении
- Плюсы гуманистической педагогики
- Минусы гуманистической педагогики
- Итог
- Основные характеристики гуманистической психологии
- Интересные материалы:
О направлении
Основатель гуманистического подхода в педагогике – Шалва Амонашвили, который в середине ХХ века стал говорить о том, что главное в воспитании ребенка – любовь к нему и уважение его как личности. В гуманистической педагогике ребенок – сознательный и активный человек, имеющий свои потребности, интересы, особенности и взгляды, которые имеют право на существование. В отличие от других педагогических направлений, гуманистический подход предполагает большую свободу выбора ребенка в рамках образования. Он базируется на трёх главных принципах:
- Понимание. Учитель должен уметь с помощью наблюдения, бесед и игр понять внутренний мир ребенка и его личность.
- Признание. Педагог, после того, как выявил индивидуальные особенности ребенка, должен уметь признать их, а также – считаться с мнением и позицией обучающегося. Это не означает, что педагог не может иметь своего мнения, но он не вправе навязывать его своему подопечному.
- Принятие. Учитель принимает ребенка таким, какой он есть – со всеми особенностями и взглядами, а также умеет сопереживать.
Плюсы гуманистической педагогики
- Развитие личности. Когда в ребенке признают личность, он признает ее и сам в себе. Он отзывается на любовь взрослого, доверяет ему и учится у него хорошему. Он учится уважать себя и других, находить в любом человеке положительные стороны, адекватно воспринимать окружающий мир. Если ребенок с детства чувствует себя любимым и значимым, его личность развивается стабильно и гармонично.
- Формирование ответственности. С ранних лет ребенок чувствует, что он в ответе за свои слова, свой выбор и свои действия. Он знает, что словом можно подбодрить грустного товарища, успокоить плачущего малыша или призвать к ответственности хулигана. Ребенок, воспитанный по гуманистической системой, не нанесет умышленной обиды другу, не выбросит надоевшее домашнее животное и не выбросит мусор посреди улицы.
- Более высокая мотивация. Дети в общеобразовательной школе зачастую не хотят учиться потому, что информация для них – неинтересна. Если же образование учитывает интересы ребенка и идёт от его личности, то мотивация ребенка к обучению повышается: об интересном хочется узнавать больше и больше.
- Высокий уровень развития коммуникативных умений. Ребенок, обучающийся под влиянием гуманистической педагогики, умеет конструктивно высказывать своё мнение и правильно формулировать мысли. Кроме того, он умеет грамотно выстраивать диалог, доказывать свою точку зрения и договариваться.
- Широта и гибкость мышления. Человек, которому с детства разрешают иметь свою точку зрения, а не принимать навязываемую, с детства мыслит более широко, чем его сверстники, воспитывающиеся в других условиях. Кроме того, на спектр его взглядов положительно влияет и то, что учителя и другие педагоги ориентируются не на шаблонные требования к знаниям и умениям, а на интересы самого ребенка.
Минусы гуманистической педагогики
- В некоторых аспектах жизни человек, воспитанный в гуманистической педагогике, может оказаться неготовым к реальной жизни: взрослым не всегда приходится заниматься только тем, что им нравится и интересно. Иногда приходится выполнить работу и служебные необходимости вне зависимости от желания. С другой стороны, такие дети умеют быстро приспособиться к ситуации, поэтому, скорее всего, особенных трудностей у них не возникнет.
- Трудная работа для учителя. В авторитарном подходе всё просто: учитель говорит, дети делают то, что он сказал, педагог идёт по своей заданной и давно прописанной программе, вне зависимости от потребностей детей. В гуманистической педагогике необходимо отталкиваться от интереса детей. Но в классе – 30 человек, у каждого – свои образовательные желания, и чтобы реализовать потребности каждого, учителю приходится изрядно постараться. С другой стороны, талантливый педагог обычно неплохо с этим справляется.
- Отсутствие преемственности отрицательно влияет на личность. Например, если в школе воспитание гуманистическое, и ребенка здесь уважают, прислушиваются к нему, удовлетворяют его интересы, а дома – авторитарные родители, которым больше хочется, чтоб ребенок был «удобным», чем активным и любознательным, то может возникнуть конфликт. В первом варианте, в школе такой обучающийся может начать вести себя деструктивно, так как это место, где он может проявить себя, пусть даже негативно. Во втором – конфликт с родителями: ребенок имеет свою точку зрения, но он не вправе ее высказать. В обратном случае, когда учитель авторитарен, а родители – сторонники гуманной педагогики, также возникает масса трудностей. Важно, чтоб школа и семья действовали сообща.
- Не каждый авторитарный учитель готов перестроиться на гуманистическое направление. Человек, привыкший, что дети безоговорочно его слушаются и выполняют его указания, зачастую психологически не может «спуститься» на уровень ребенка и услышать его.
- Если образовательная организация работает с деструктивными детьми и подростками, то наладить образование в рамках гуманного подхода достаточно трудно: такие дети обычно имеют весьма неприятные взгляды, интересы и привычки, поэтому общаться с ними «на равных» получится не у каждого педагога. Тем не менее, если учителю это удается, то он достигает невероятных результатов: подростки с деструктивным поведением, когда начинают осознавать, что к их мнению и словам прислушиваются, «раскрываются» с лучшей стороны, и начинают развиваться как личности в более правильном русле.
Итог
Гуманистическая педагогика способна творить чудеса: дети, которых любят, слушают и понимают, развиваются гармоничными и творческими личностями. Они способны конструктивно разговаривать, отстаивать своё мнение, а также уважают любого человека, вне зависимости от его личностных особенностей.
Основные характеристики гуманистической психологии
Основные характеристики гештальтпсихологии
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура) возникла в начале ХХ в. в Германии. Основателями стала группа ученых, в которую входили Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Основные положения гештальтпсихологии следующие.
1. Исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения: свойства целого определяются самим целым.
2. Главный объяснительный принцип в психологии – целостность психологических структур и психических образований.
3. Методы исследования – феноменологическое описание содержания восприятия и переживания, выявление в сознании образных структур или целостностей; эксперимент.
4. Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуаций.
5. Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.
6. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс называется «переструктурированием гештальта» или «инсайтом», т.
е. озарением.Достоинства гештальтпсихологии состоят в том, что:
впервые стали разрабатываться проблемы восприятия, памяти, мышления;
в исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», константности, принцип «хорошей формы»;
исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного охватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
Гуманистическая психология сформировалось в середине ХХ в. как направление, альтернативное бихевиоризму и психоанализу. Центром этого направления стали США, а представителями – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.
Основные положения гуманистической психологии следующие.
1. Человек – это уникальная целостность, открытая миру и способная к совершенствованию.
2. Целостность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. Поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.
3. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем необходимо изучать здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами.
4. Человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию, реализации. Следовательно, самое главное – «актуализация человеческого потенциала».
5. Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.
6. Человек – активное, творческое существо. Он свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за этот выбор. Жизнь – это единый процесс становления и бытия человека.
7. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые называются – чертами. Эти потребности или черты личности, делятся на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности.
К достоинствам гуманистической психологии относится исследование человека как уникальной, целостной личности, что предполагает индивидуальный подход при изучении каждого человека. Важным является и тот факт, что каждый человек может и должен развиваться и самоактуализироваться, так как он не является жертвой обстоятельств, приобретенных навыков (бихевиоризм) и переживаний детства (психоанализ). Недостатком гуманистической психологии является ее «уход» от экспериментальных методов, доказывающих состоятельность этой теории.
Добрые внутри: гуманистическая психология простыми словами
Почему выпускник вуза так сильно отличается от позера-первокурсника? Почему через несколько лет в сотруднике организации уже не разглядеть новоиспеченного дипломника? Вроде бы один и тот же человек, но что с ним происходит?
На эти и другие вопросы отвечает теория гуманистической психологии. Кстати, скоро она отметит вековой юбилей — зародилась наука в середине ХХ века, а первую конференцию новаторы провели в 1964 году. Что же такое гуманистическая психология? Чтобы понять это, разберем ее основные принципы.
Содержание:
- 1 Постоянное развитие
- 2 Субъективность восприятия
- 3 Концепция целостности
- 4 Творческое начало
- 5 Внутренняя природа
- 6 Поиск смысла жизни
- 7 Методики, актуальные в гуманистической психологии
Постоянное развитие
Представители самого «человечного» направления в науке считают, что человек постоянно — по сути, всю жизнь — находится в процессе становления (вот почему так видоизменяется тот самый студент). А если кто-то не согласен и не развивается, то он теряет самое ценное — смысл жизни, каждый миг которой нужно делать максимально насыщенным.
Субъективность восприятия
Гуманисты-психологи убеждены, что единственная «реальность», доступная личности, очень и очень субъективна. Что бы там ни говорили всякие теоретики, ценнее опыта ничего на свете нет. И значение этого опыта для каждого отдельно взятого человека не передать словами. Родоначальник психологии гуманизма Абрахам Маслоу изрек: «Ничто не заменит опыт», и последователи усиленно его цитируют.
Концепция целостности
Тот же Маслоу подметил, что психологи долгие десятилетия пытались досконально анализировать отдельных событий жизни человека, а вот его целостность пренебрегали. По сути, они изучали цветочки, а не весь луг в целом.
Маслоу и его последователи уверены: целое всегда больше суммы его частей.
Творческое начало
Каждая личность креативна, — считают представители направления. Творческий потенциал заложен в каждом из нас от рождения. Но среда нередко глушит эти позывы — например, часто «бьет по рукам» система образования.
Внутренняя природа
Гуманистические психологи горячо спорили с Фрейдом и его сторонниками. Психоанализ считает, что если человек не будет контролировать бессознательные силы, во власти которых находится, то уничтожит окружающих или же самого себя.
В гуманистической психологии считается, что от природы в каждой личности заложены позитивные силы для достижения самореализации. А агрессия и всякая чернота, «сидящие» в людях, — это следствие фрустрации, невозможности удовлетворить свои потребности.
Поиск смысла жизни
Австрийский психолог и психиатр Виктор Франкл подкрепил гуманистическую психологию концепцией логотерапии: она гласит, что поиск жизненного смысла — это двигатель развития личности. Человек может даже не формулировать этот вопрос напрямую. Но при этом отвечает на него своими поступками.
При этом роль смысла для каждой личности играют ценности. По мнению ученого, их три вида: ценность творчества (в основе всего лежит труд), переживания (любовь и все такое) и жизненная позиция (человек сознательно ее выбирает и следует ей в сложные моменты).
Методики, актуальные в гуманистической психологии
Еще в 1971 году исследователь С. Петерсон разработал «Каталог путей личностного роста» — на тот момент в нем было четыре десятка методов по исследованию глубин человеческой личности. Среди них — арт-терапия (рисование, музыка, танцы), визуализация, йога и медитация, гештальт-терапия, транзактный анализ, психодрама и экзистенциальная психотерапия.
Конечно, это лишь верхушка айсберга — портрет гуманистической психологии в общих чертах и краткая информация о том, что изучает эта наука. Если вы тоже убеждены, что человек по сути своей хороший и добрый, то наверняка сможете изменить этот мир к лучшему.
Первый шаг самопознание и движение вперед в гармоничном ключе. Прекрасный способ раскрыть в себе все лучшее — пройти курс Викиум «Целеполагание»: он научит вас позитивнее относиться к жизни, выполнять больше за меньшее время, мыслить четче и не только мечтать, но и реализовывать желаемое, двигаясь в экологичном верном направлении.
Курс вдохновляющий, мощный и необходимый для всех, кто наслаждается жизнью во всем ее удивительном проявлении.
Гуманистический подход — Таблица преимуществ и недостатков в A Level и IB Psychology
Преимущества
- Подчеркивает автономию и свободную волю при выборе поведения. Подход направлен на поиск альтернативного подхода к научной психологии (концентрируется на субъективном опыте людей и его значении, которое не может быть изучено в экспериментах)
- Это единственный подход в психологии, который ставит во главу угла субъективный опыт и смыслы человека
- Это не редукционизм. Индивидуум не рассматривается как продукт возбуждения нейронов или связей между стимулом и реакцией
- Это целостно — фокусирует внимание на всей личности
- Клиент-центрированная терапия (CCT) поддерживает людей с проблемами и относится к ним с уважением – это рассматривается как недирективная форма терапии
- Просматривает человека как активного агента
- Продвигает идею личной ответственности
- Утверждает, что субъективные переживания важны и ценны
- Клиент-центрированная терапия используется сегодня психологами и консультантами в терапии
Недостатки
- Это слишком позитивно в отношении человеческого поведения — это означает, что предполагается, что люди по своей сути хороши и будут выбирать позитивный путь в своей жизни, однако свобода воли и выбор ограничены для некоторых людей
- Слишком много внимания уделяется субъективному опыту — трудно изучать
- Подход не научный- Не использует никаких строгих, объективных методов и не делает прогнозов, которые можно доказать или опровергнуть
- Акцент делается на сознательном осознании — это ограничивает рамки гуманистического подхода, поскольку он игнорирует вещи, находящиеся вне сознательного осознания
- Клиент-центрированная терапия имеет ограниченную помощь людям со сложными проблемами
- Трудно подделать
- Отсутствие эмпирической поддержки
Оценка
- Психология
- Подходы
- A2/A-level
- AQA
Преимущества и недостатки гуманистической теории обучения
Назад к: Обучение и преподавание – Раздел 2
Гуманистический подход к обучению относится к теории, которая делает упор на поощрение учащихся к развитию интерес к самообразованию. Теория была предложена Авраамом Маслоу и другими сторонниками. Он считается отцом гуманистической психологии. Он подчеркивает опыт в изучении человеческого поведения и обучения. Подход включает в себя наблюдение за поведением учащихся и результатом поведения.
19 Невероятные преимущества и 11 D …
, пожалуйста, включите JavaScript
19 Невероятные преимущества и 11 недостатков чтения книг
Содержание
- 1 Преимущества гуманистического подхода
- 1.1 Основной.
- 1.3 Ориентирован на учащегося
- 1.4 Способствует применению знаний
- 1.5 Способствует самоактуализации
- 2 Недостатки гуманистического подхода
- 2.1 Отсутствие эмпирических доказательств
- 2,2 предлагает ограниченные решения
- 2.3 Отсутствие сознательной осведомленности
- 2.4 Не научный подход
- 2,5 Не реалистично
Преимущества гуманистического подхода
Прибывшие в допустимых условиях к обучению:
Особое внимание уделяется отдельным лицамТеория уделяет большое внимание учащимся и их развитию.
Целостный подходЭтот подход является целостным, поскольку он направлен на общее развитие человека.
Ориентированный на учащегосяТеория продвигает учебную программу, учитывающую знания и опыт учащихся.
Способствует применению знанийТеория гарантирует, что передаваемые знания могут быть применены в реальной жизни.
Способствует самореализацииТеория гарантирует, что учащийся может развить личный интерес к обучению.
Недостатки гуманистического подхода
Недостатки гуманистического подхода к обучению следующие:
Отсутствие эмпирических данныхМногие исследователи заявляют, что теории не хватает эмпирических доказательств.
Предлагает ограниченные решенияТеория ориентирована на учащегося, поэтому люди со сложными проблемами могут не получить надлежащего руководства.