Подражание психология: ПОДРАЖАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет

Подражание — в психологии, теория Тарда

Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других. Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития. В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.

Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому. В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим. Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.

В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.

Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.

Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.

Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.

Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его. Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния. Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.

Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.

Подражание в психологии

Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.

В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида. Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра. Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.

В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).

Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.

Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).

В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида. Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное. О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.

Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя. Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой. Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.

Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции. Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям. Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).

Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах. Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни. Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.

Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.

Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.

Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.

Подражание бывает трех видов:

— при наблюдении проявляются новые реакции;

— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;

— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.

Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.

В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.

Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование. Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы. Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.

Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.

Теория подражания Тарда

В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.

Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.

Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.

Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.

Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».

Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.

Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.

Мода – форма подражания

Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.

Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие. Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе. Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.

Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды. Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях. И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.

Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.

Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.

Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Эффект подражания в психологии — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Социальная психология Последнее обновление: 13/12/2015

Эффектом подражания называют стремление людей перенимать определенные модели поведения, стиль и отношение у других. Психологи считают, что эффект подражания можно отнести к когнитивным ошибкам, которые влияют на принимаемые решения и поступки человека.


Конечно, они помогают моделировать ситуацию и принимать решения быстрее, но довольно часто приводят и к ошибкам.

Примеры

  • Мода. Многие вещи люди начинают носить после того, как видят их на других.
  • Музыка. Очень часто, когда человек начинает слушать какую-то новую для себя группу или новый жанр, окружающие тоже начинают ими интересоваться.
  • Диеты. Если все вокруг увлекаются популярной диетой, то велика вероятность, что и вы ей заинтересуетесь.

Почему люди заражаются популярными идеями?

Почему вообще возникает эффект подражания? Считается, что на человека очень сильно давят социальные нормы. Если большинство членов группы делают определенную вещь, отказаться от нее человеку становится сложно. Такое влияние затрагивает самые разные аспекты поведения — от выбора одежды до выбора политических лидеров.

Эффект подражания — это один из видов группового мышления.

Люди хотят чувствовать, что они правы. Они смотрят на других и ожидают увидеть, что правильно, что приемлемо, а что нет. И если большинство ведет себя определенным образом, значит, это правильно.

Особую роль играет также боязнь изоляции. Никто не хочет быть белой вороной, всем хочется быть принятыми и понятыми. И потребность в этом признании заставляет людей принимать нормы и ценности большинства.

Стоит отметить, что эффект этот — явление весьма неустойчивое. Люди легко перенимают предпочтения, и так же легко от них отказываются.

Может ли эффект подражания представлять опасность?

Можем привести несколько примеров негативного воздействия эффекта подражания:

  • Родители, наслушавшиеся противников вакцинации, зачастую отказываются делать детям прививки. Так, именно антивакцинальная пропаганда считается основной причиной недавней вспышки кори в США.
  • Исследователи обнаружили, что когда на выборах лидирует определенный кандидат, люди часто меняют свое мнение в его пользу, стремясь занять сторону победителя.
    Во время президентских выборов 1992 года в США проводилось одно исследование. Согласно результатам, студенты, которым говорили, что, по данным опросов, в предвыборной гонке лидирует Билл Клинтон, сторонники Буша меняли свою позицию и голосовали за Клинтона. Выбор президента — решение судьбоносное для всей страны, подходить к этому так легкомысленно не стоит.

Впрочем, не так уж и плох эффект подражания: ведь люди перенимают и полезные привычки: кто-то бросает курить, кто-то начинает заниматься спортом…

Теги: подражание, Социальная психология

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Имитация: определения, свидетельства и механизмы

Обзор

. 2006 окт; 9 (4): 335-53.

doi: 10.1007/s10071-006-0039-2. Epub 2006, 26 сентября.

Томас Р Зенталл 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Университет Кентукки, Лексингтон, Кентукки 40506-0044, США. [email protected]
  • PMID: 17024510
  • DOI: 10.1007/s10071-006-0039-2

Обзор

Томас Р Зенталл. Аним Когн. 2006 Октябрь

. 2006 окт; 9 (4): 335-53.

doi: 10.1007/s10071-006-0039-2. Epub 2006, 26 сентября.

Автор

Томас Р Зенталл 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Университет Кентукки, Лексингтон, Кентукки 40506-0044, США. [email protected]
  • PMID: 17024510
  • DOI: 10.1007/s10071-006-0039-2

Абстрактный

Подражание можно определить как копирование поведения. Для биолога интерес к подражанию сосредоточен на его адаптивном значении для выживания организма, а для психолога наибольший интерес представляют механизмы, ответственные за подражание. Для психологов наиболее важными случаями подражания являются те, которые связаны с демонстрируемым поведением, которое подражатель не может видеть, когда выполняет это поведение (например, почесывание головы). Такие примеры подражания иногда называют непрозрачным подражанием, потому что их трудно объяснить, не постулируя когнитивные механизмы, такие как восприятие перспективы, наличие которых у большинства животных не признается. В настоящем обзоре сначала определяются различные формы социального влияния и социального научения, которые не квалифицируются как скрытая имитация, в том числе типичные для вида механизмы (например, мимикрия и заражение), мотивационные механизмы (например, социальная фасилитация, побудительная мотивация, передача страха), механизмы внимания (например, локальное усиление, усиление стимула), запечатление, следование, наблюдение и изучение того, как работает окружающая среда (обучение возможности). Затем в нем представлены доказательства различных форм непрозрачной имитации у животных и определены характеристики человеческой имитации, которые были предложены для отличия ее от имитации животных. Наконец, в нем исследуется роль, которую играет в непрозрачном подражании подкрепление демонстратора и мотивация наблюдателя.

Хотя были предложены объяснения подражания, которые различаются по уровню анализа от нейронного до когнитивного, в настоящее время ни одна теория подражания не кажется адекватной для объяснения различных полученных результатов.

Похожие статьи

  • Перспективы наблюдательного обучения у животных.

    Zentall TR. Зенталл ТР. J Comp Psychol. 2012 май; 126(2):114-28. doi: 10.1037/a0025381. Epub 2011 5 сентября. J Comp Psychol. 2012. PMID: 21895354 Обзор.

  • Имитация действий у птиц.

    Zentall TR. Зенталл ТР. Изучите поведение. 2004 фев; 32 (1): 15-23. дои: 10.3758/bf03196003. Изучите поведение. 2004. PMID: 15161137 Обзор.

  • Имитация и локальное улучшение: пагубное влияние определений консенсуса на анализ социального обучения у животных.

    Галеф БГ. Галеф БГ. Поведенческие процессы. 2013 ноябрь;100:123-30. doi: 10.1016/j.beproc.2013.07.026. Epub 2013 14 августа. Поведенческие процессы. 2013. PMID: 23954830 Обзор.

  • Нейробиология подражания.

    Якобони М. Якобони М. Курр Опин Нейробиол. 2009 Декабрь; 19 (6): 661-5. doi: 10.1016/j.conb.2009.09.008. Epub 2009 4 ноября. Курр Опин Нейробиол. 2009. PMID: 19896362 Обзор.

  • Тестирование социального обучения и подражания у обыкновенных мартышек Callithrix jacchus с использованием искусственных фруктов.

    Колдуэлл, Калифорния, Уайтэн А. Колдуэлл, Калифорния, и соавт. Аним Когн. 2004 апр;7(2):77-85. doi: 10.1007/s10071-003-0192-9. Epub 2003, 16 сентября. Аним Когн. 2004. PMID: 15069606

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Неканонический зрительный путь сетчатки-ipRGCs-SCN-PVT для опосредования заразного зуда.

    Гао Ф., Ма Дж., Юй Ю.К., Гао С.Ф., Бай Ю., Сунь Ю., Лю Дж., Лю Х., Барри Д.М., Вильгельм С., Пиччинни-Аш Т., Ван Н., Лю Д., Росс Р.А., Хао Ю., Хуан X, Jia JJ, Yang Q, Zheng H, van Nispen J, Chen J, Li H, Zhang J, Li YQ, Chen ZF. Гао Ф. и др. Cell Rep. 4 октября 2022 г .; 41 (1): 111444. doi: 10.1016/j.celrep.2022.111444. Представитель ячейки 2022. PMID: 36198265 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияют ли эмоциональные сигналы на поведение домашних собак в наблюдательной обучающей задаче?

    Альбукерке Н. , Савалли К., Кабрал Ф., Резенде Б. Альбукерке Н. и др. Фронт Псих. 2021 20 мая; 12:615074. doi: 10.3389/fpsyg.2021.615074. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34093306 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка влияния факторов, специфичных для действия и предмета, на копирование действий шимпанзе.

    Мотес-Родриго А., Мандри Р., Колл Дж., Тенни К. Мотес-Родриго А. и др. R Soc Open Sci. 2021 10 февраля; 8 (2): 200228. doi: 10.1098/rsos.200228. R Soc Open Sci. 2021. PMID: 33972834 Бесплатная статья ЧВК.

  • Статическая внутренняя репрезентация динамических ситуаций выявляет уплотнение времени в человеческом познании.

    Вильякорта-Атиенса Х.А., Кальво Тапиа С., Диес-Эрмано С., Санчес-Хименес А. , Лобов С., Крылова Н., Мурсиано А., Лопес-Толса Г.Э., Пельон Р., Макаров В.А. Вильякорта-Атьенза Дж. А. и соавт. J Adv Res. 2020 14 авг; 28:111-125. doi: 10.1016/j.jare.2020.08.008. Электронная коллекция 2021 февраль. J Adv Res. 2020. PMID: 33364049 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь социального познания с обучением и памятью.

    Леблан Х., Рамирес С. Леблан Х. и др. Дж. Нейроски. 2020 11 ноября; 40 (46): 8782-8798. doi: 10.1523/JNEUROSCI.1280-20.2020. Дж. Нейроски. 2020. PMID: 33177112 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • MH 63726/MH/NIMH NIH HHS/США

Что такое ИМИТАЦИЯ? определение ИМИТАЦИЯ (Словарь по психологии)

Копирование поведения другого человека, животного или объекта. В современной психологии подражанию уделяется не так много внимания, как когда-то, вероятно, потому, что его затмили другие формы обучения, такие как понимание и обусловливание. Тем не менее, это чрезвычайно важное и широко распространенное явление, объясняющее, по крайней мере частично, большинство наших моделей поведения, установок и интересов. Несмотря на то, что мы добавляем свой уникальный штрих ко всему нашему опыту, нет никаких сомнений в том, что мы обязаны своим использованием языка, нашими манерами, двигательными навыками, сексуальными ролями и другими ролями, предпочтениями, предрассудками и стремлениями в значительной степени этому процессу. В еще более широком контексте, несомненно верно (как указывал Габриэль Тард в начале этого века), что структуру и нормы общества в целом, с его знаниями и законами, обычаями и кодексами, можно проследить в значительной степени. к нашей склонности следовать поведению, предписанному другими. Подражательное поведение начинается очень рано в жизни. Как Херлок (1964) ребенок начинает имитировать мимику, особенно смех и плач, примерно на третьем месяце; такие жесты, как прощание и поцелуй на шестом месяце; и простые звуки, такие как чу-чу и динг-дон, а также реальная речь примерно на двенадцатом месяце. Она также указывает, что ребенок начинает воспринимать и имитировать эмоциональные реакции в течение первых недель жизни: «Было обнаружено, что дети в возрасте до четырех недель отказываются от груди, если мать была напряжена». Мы не знаем точно, какие сигналы использует младенец при таких реакциях, но они предполагают, что подражание может быть гораздо более тонким делом, чем обычно признается. Стремление к подражанию достигает пика в возрасте от двух до трех лет, когда ребенок пытается сам одеваться, есть сам и овладевать трудным искусством речи. Он перенимает манеры и манеры своих родителей и других членов семьи, просто внимательно наблюдая за ними и постоянно повторяя и практикуя то, что наблюдает. Таким образом, он учится невероятно многому, хотя на самом деле его не учат другие. Ребенка можно побудить максимально использовать этот процесс, если мы облегчим ему подражание нам, например, если мы будем говорить отчетливо или позволим ему встать на стул и понаблюдать, как мы моем посуду, предоставив практические материалы (для например, набор пластиковых тарелок), и подкрепляя успешное поведение обильным вознаграждением в виде похвалы и одобрения. Многие психологи и психиатры пытались обнаружить источники подражательного влечения. В начале жизни это кажется не более чем автоматическим, механическим процессом, вероятно, очень похожим на процесс импринтинга. (Интересно, что некоторые пациенты с глубокими нарушениями, которые, по-видимому, регрессировали к инфантильному поведению, автоматически имитируют речь или жесты других людей. См. ЭХОЛАЛИЯ, ЭХОПРАКСИЯ.) После первых нескольких недель жизни этот процесс перестает быть полностью автоматическим, поскольку мы активно побуждать ребенка подражать нам. Мы показываем ему, как махать, мычать или говорить «мама», и радостно обнимаем его, когда он следует нашему примеру. Но почему ребенок так хочет подражать нам? И почему подражание продолжает играть важную роль в его жизни, когда он становится старше? Причины, по которым подражание играет такую ​​важную роль в детстве, достаточно ясны. Во-первых, дети чувствуют себя беспомощными и незащищенными и перенимают поведение других, потому что не знают, как себя вести во многих ситуациях. Они склонны копировать не только поведение взрослых, которые кажутся такими знающими и уверенными в себе, но и поведение других детей, которые старше, более уверены в себе или более напористы, чем они сами. Во-вторых, родители и учителя подкрепляют подражательное поведение вознаграждением в виде одобрения и поощрения, а в некоторых случаях угрозой наказания или утраты любви. И, в-третьих, у ребенка есть стремление быть «большим» и доказывать, что он может хорошо справляться с собой. Наиболее заметными образцами большого поведения являются взрослые, которые его окружают, и поэтому он идентифицирует себя с ними и перенимает их поведение. Это дает ему не только ноу-хау, в котором он нуждается, но и косвенное удовлетворение от чувства близости с людьми, которыми он больше всего восхищается. Отождествление проявляется в раннем детстве, но принимает форму поклонения героям в предподростковом и юношеском возрасте, когда растущий мальчик или девочка с тревогой сталкивается с новыми проблемами и обращается за помощью. Эта склонность, конечно, может работать как во благо, так и во вред. Подражание продолжается во взрослом возрасте по многим из тех же причин, по которым оно проявляется в детстве, в частности, из-за неуверенности, отсутствия навыков, стремления к общественному одобрению и восхищения успешными или Все эти факторы играют роль в конформном поведении, когда мы бездумно принимаем мнение большинства, полагаемся на сомнительных экспертов, перенимаем причуды и моду, созданные главным образом в коммерческих целях, или следуем за самозваным лидером во время кризиса. Два дополнительных фактора, по-видимому, относятся к подражательному поведению во взрослом возрасте. Во-первых, мы перенимаем поведение других, потому что это путь наименьшего сопротивления. Это особенно относится к социальным обычаям, таким как правила этикета. Американский способ еды, при котором мы перекладываем вилку из рук в руки, имеет мало смысла, но мы с ним не «боремся». Во-вторых, конформное поведение — независимо от того, рационально оно или нет — вносит порядок в нашу жизнь и дает нам чувство сопричастности. Общество, в котором каждый человек действовал бы уникально и индивидуально, не имело бы ни структуры, ни смысла, ни организации, — на самом деле его вряд ли можно было бы назвать обществом. Подражание имеет как преимущества, так и ограничения. Это очень полезный способ научиться социальному поведению и ручным навыкам. Экономится много времени и сил, когда дети автоматически копируют поведение других людей и их не нужно активно учить. Точно так же рабочий может приступить к новой работе, просто наблюдая за другими или просматривая обучающие фильмы; новичок может научиться корректировать замах теннисной ракеткой по принципу «Делай, как я»; умственно отсталый человек может научиться вытаскивать гвоздь, ничего не зная о принципах рычага.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts