Психология 11 лет мальчик: Как воспитывать мальчика 10 лет — советы психолога

Мой ребёнок боится. Что делать? //Психологическая газета

Вглядись в явление – и увидишь, что оно есть шелуха другого,
глубже его лежащего.
П. Флоренский

Сегодня, когда в нашем обществе растет количество людей, страдающих от психических расстройств, нам, взрослым, очень важно обратить внимание на то, как мы воспитываем подрастающее поколение. О том, что мы, начиная с 90-х годов, не совсем справляемся с этой важной задачей, говорят результаты нашего воспитания, которые мы наблюдаем. Уже подросло целое поколение психологически нездоровых людей. Это и наркомания, алкоголизм, зависимость от компьютера, инфантилизм и другие формы психопатологии. Сказанное подтверждает как практика, так и письма, которые я получаю со всего пространства бывшего СССР. Вот что пишет женщина-педагог после прочтения моих материалов на сайте Sarakul.com: «Очень актуальная статья! Я работаю в школе и с каждым годом все больше замечаю, как много наших детей пропадают в сетях интернета, в планшетах, телефонах… Как они заменяют реальные переживания, чувства, эмоции на виртуальные.

Как переживают за каких-то мифических персонажей, а посочувствовать реальному человеку, своему сверстнику или родственнику, не могут. Уровень эмпатии у них очень низкий. А как они обижают друг друга в соц. сетях! А высказаться в глаза не могут, общаться не умеют. Особенно этой беде, как мне кажется, подвержены мальчики. Из всей массы выпускников среди девочек больше активных и целеустремленных, а среди мальчиков очень много инфантильных, залюбленных, незрелых ребят. Почему это так? Это последствия нашего женского воспитания?». Подтверждают это также результаты опроса населения Молдовы и Украины. Многие дети остались без присмотра, вследствие массового ухода родителей на работу в такие страны как Италия, Турция, Россия. Я думаю, что ещё не одно десятилетие нам нужно будет интенсивно работать, чтобы убрать психические проблемы этих поколений.

Для того чтобы вам было легче скорректировать существующие проблемы в плане воспитания своего ребёнка, я предлагаю сегодня поговорить о страхе.

Страх – это эмоция, которая возникает в ситуациях, когда есть угроза нашему психосоматическому и социальному существованию. По З. Фрейду, страх служит инстинкту самосохранения и является сигналом внешней опасности. Другими словами, страх, как и другие неприятные переживания (гнев, обида и т. п.), не является вредным для ребёнка, помогает развиваться согласно закону эволюции, если не выходит за рамки нормы. Он помогает на всех стадиях развития регулировать деятельность и поведение ребёнка. Например, ребёнок боится врача, детей, чужих людей… Это — нормальная реакция на боль, из-за ревности, чувства опасности. Например, случай, когда ребёнок боится других детей — это сигнал, что вы имеете проблемы в общении с окружающим миром, не научили его, как взаимодействовать в отношениях с другими, не показали на личном примере, как выходить из конфликтных ситуаций. Если вы это понимаете, приходите, как я говорю, к осознанию бессознательной части проблемы, тогда страх ребёнка уходит, а вы, как родитель, становитесь мудрее.

В случае, когда родитель не способен заниматься собой в плане осознания и психологической самокоррекции, у ребёнка формируется устойчивый страх. Он закрепляется в бессознательном и начинает функционировать как отдельная сущность. При этом мы наблюдаем, как ребёнок, вместо того чтобы действовать, становится пассивным, неуверенным, возникают проблемы с чувствами. Стойкая фиксация и навязчивое проявление беспокойства, страха, тревоги в психике ребёнка говорят о том, что в семье что-то не так с психическим здоровьем. Чаще это — конфликты родителей, предразводная ситуация, отсутствие хороших отношений родителей с ребёнком и т. п. Страх ребёнка, его поведение — это зеркальное отражение того, что происходит на уровне бессознательного родителей и семьи в целом. Осознание этого вовремя помогает родителю повернуться к ребёнку, понимать его чувства, желания, фантазии, рисунки и сновидения.

Занимаясь осознанием происходящего в семье и с психикой ребёнка, родителю необходимо обратить внимание на те случаи, когда страх выходит за границы нормального стресса, то есть ребёнок не может нормально развиваться и функционировать. Он впадает в «эмоциональный паралич» или психосоматически болеет. Например, часто болеет ангиной. Если родитель сопротивляется осознанию, что у ребёнка психическая проблема (некогда, лечит ребёнка медикаментозно), то страх переходит в более стойкое состояние и охватывает всю сущность ребенка. Специалисты знают, что стойкий страх — это то психологическое состояние, с которым ребенок не может справиться, и оно вредно влияет на психологический климат семьи. Как правило — это усугубления невротического состояния, появление у ребёнка нежелательных эмоциональных проявлений и черт характера, рост тревоги родителей. Практика показывает: если страхи болезненно обострены, долгое время сохраняются, то это говорит о том, что родители не работают над своими проблемами, а психика ребёнка истощена.

Для того чтобы помочь ребёнку избавиться от страха, родителям необходимо пройти свой курс психотерапии, узнать, как влияет их бессознательное на бессознательное ребёнка. Например, какую функцию выполняет страх, как он возник и развивается, как и что он подсказывает через поведение и тело ребёнка. Известно, что часто сам родитель является носителем страха, который не разрешил до сих пор и транслирует на бессознательном уровне ребёнку. Я вспоминаю случай, когда мужчина пришел со страхом перед онкологией (канцерофобия). Во время сессии он много говорил о том, как его отец боялся смерти. Когда я его попросил спросить отца, как он родился, что вспоминает из детства, клиент на следующей сессии рассказал: «Отец вспомнил, что до него умерли двое его братьев в младенческом возрасте. Тогда был голод в стране…». Анализ и работа со страхом отца (который сформировался в его бессознательном вследствие смерти братьев) помогли моему клиенту исцелиться. Этот пример показывает, как причиной страха ребёнка может стать не только актуальное (здесь и сейчас) заражение со стороны близкого окружения страхом, но также страхи, передающиеся по роду на квантовом — бессознательном уровне. Страх передается, как программа защиты от угрозы, записанная на уровне бессознательного и ДНК. Зная об этом, мы в пространстве психотерапии можем себя перепрограммировать: «Времена изменились, нет смысла таким образом защищаться, как это было необходимо в прошлом» (род, внутриутробный период развития, младенчество, детство).

Итак, работа со страхами ребёнка, а также психосоматическими последствиями показывает, что нам необходимо как привлечь в терапию родителей, так и анализировать род (опыт передачи конфликтов и структуру их голограммы). В работе с самим ребёнком особое внимание в детском психоанализе мы обращаем на то, как функционирует Эго ребёнка, особенно, такие его функции, как базальное чувство «Я есть и достаточно хороший», мышление, объектные репрезентации. Во время терапии важно сделать акцент на его восприятие и отношения с реальностью, усиление и поддержку адаптивных механизмов защит, на вербализацию аффектов. Но при этом нужно помнить, что у родителей могут быть свои проблемы с психическим здоровьем, которые затрудняют терапевтическое сотрудничество. Хороший терапевтический альянс бывает только в тех случаях, когда родитель сам осознаёт себя, находится в гармонии со своими чувствами, касающимися каждой стадии развития в своём детстве. Родитель должен постоянно осознавать то, как он здесь и сейчас общается со своим ребёнком, особенно, если у него проблема с психическим здоровьем.

Терапевтический альянс — это отношения сотрудничества, которые выстраиваются между способной к самонаблюдению и свободной от внутренних конфликтов частью пациента и терапевтом в его помогающей роли. С одной стороны, альянс отражает реалистичные ожидания пациента, что терапевт может оказать помощь на основе его знаний, опыта, обучения, то есть, доверие профессиональной компетентности специалиста, предлагающего помощь. С другой стороны, — это доверие тому, что терапевт будет предан работе с пациентом и не будет его эксплуатировать тем или иным образом, доверие личностным качествам терапевта.

 
Страх ребёнка может быть подсказкой о том, что рядом находятся тревожные мать и отец. Они опекают, запрещают чрезмерно, предостерегают… Все это приводит к тому, что ребёнок боится социализироваться, страдает от недоверия и беспомощности. Их тревожное состояние, разговоры о страхе перед жизнью, убийствах, болезнях деформируют психику ребёнка. Ребёнок в такой семье растет невротиком. По мере взросления, попадая в ситуацию, где нужно преодолевать жизненную ситуацию,  адаптироваться, он еще больше тревожится (повторяет эмоциональное реагирование и поведение родителей) и усиливает этот стереотип на бессознательном уровне.

Страх и тревога также часто являются следствием невротической зависимости ребёнка от матери. В такой ситуации ребёнок боится взрослеть. Он не имеет своего мнения, делает то, что требует мать. Обычно такие дети всю жизнь боятся стать личностью, шагнуть в неизвестность, сделать свой выбор. Их страх звучит примерно так: «Если я скажу маме что-то против, потеряю её любовь». Здесь следует отметить, что в созависимых отношениях с матерью (особенно, когда нет отца) у ребёнка может возникнуть навязчивый страх ожидания несчастья. Он, как правило, связан на более глубоком уровне психики проблемой половой идентификации. Ребенок не чувствует, что он есть, как личность, поэтому боится будущего, отрицает прошлое (забывает) и не может находиться в настоящем.

Внутренний художник со временем на холсте психики такого типа добавляет еще и еще красок, и страшных образов. Например, у ребёнка может возникнуть страх одиночества, боязнь, что его покинут, уверенность, что он не оправдывает (не оправдал) то, чего ждут от него родители…

Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека. Чаще всего термин употребляется по отношению к родственникам и близким алкоголиков, наркоманов и других людей с какими-либо зависимостями, но далеко не ограничивается ими. (Википедия).

 
Из вышесказанного мы начинаем понимать, что страх ребёнка – это всего лишь зеркальное отражение происходящего в психике родителей и семейного конфликта. Например, страх быть не тем, то есть не соответствовать требованиям родителей, говорит о том, что рядом с таким ребёнком взрослые, которые бессознательно проецируют на ребёнка проблемы своего комплекса неполноценности. Подобные примеры показывают ещё раз, что страхи не возникают из ничего. Если ребёнок в процессе развития и испугался, а родители при этом поддержали его, то страх не закрепляется на бессознательном уровне. Я отслеживал страхи, которые возникали у моих внуков. Мы (взрослые) реагировали мгновенно и показывали своим психоэмоциональным состоянием, что бояться в данном случае не надо, что это был лишь поучительный эпизод жизни. Если бы мы говорили им «не бойтесь», но при этом тревожились бы, то бессознательное детей списало бы тревогу, а не слова.

Итак, чтобы помочь ребёнку, в первую очередь необходимо понимать себя, а потом и ребёнка, то есть в целом поле вашего общения. К сожалению, в 21 веке, веке потребления и информации, некоторым родителям тяжело понять как себя, так и ребёнка. Например, эгоцентричный родитель не в состоянии понять своего ребёнка, так как он зациклен психологически и энергетически на себе. Отношения с ребёнком холодные, ребёнок не воспринимается как объект, заслуживающий внимания и теплого эмоционального контакта. В итоге, такое незрелое поведение родителя толкает ребёнка в такие страхи как: «может, я не родной», «меня покинули, бросили».

Говоря о проблемах родителей, мы с вами должны помнить, что они принесли свои проблемы из своего детства. В некоторых случаях, даже если родитель частично осознаёт, что у него есть проблемы, ничего с ними не может сделать. Причина в том, что их корни глубоко зарыты в бессознательном, а у взрослого нет опыта осознания. По этой причине я всегда предлагаю в работе над страхом ребёнка участвовать и родителям.
 
О чем нам говорит страх?
 
Присмотритесь к вашему ребёнку, и вы увидите много полезных подсказок. Например, ребёнок от трех до пяти лет переживания отсутствия мамы (на работе, делает бизнес, эмоционально отсутствует, устраивает личную жизнь) трансформирует на бессознательном уровне в страх отсутствия любви. Как правило, в таких семьях ребёнок не получает базового доверия к миру с самого рождения. Далее этот страх приводит к проблемам во взаимоотношениях с противоположным полом. Ей или ему будет казаться, что партнер недостаточно любит.

В шесть лет ребёнок начинает понимать, что взрослые бывают плохими не только по отношению к нему, но и друг к другу. Ребёнок в этом возрасте начинает ставить цели, фантазировать, проявляет изобретательность в речи. Если взрослые не показывают хорошую модель для идентификации, а отношения нагружены конфликтом, тогда у ребёнка могут возникнуть страхи перед отношениями. Например, ребёнок думает, что ему нечего сказать, не может мечтать, ставить цели, бездействует. В отношениях он воспринимает себя как лишний, неинтересный.

В возрасте пяти — семи лет отсутствие матери (физически или эмоционально) порождают в психике ребёнка страх её потери и смерти. В этом возрасте также могут возникнуть страхи возникновения болезни, несчастья и т. п. по причине того, что ребенок начинает понимать, что это в жизни происходит, и человек не живет бесконечно. Бывает также страх темноты, воды, высоты. Они, как правило, говорят о том, что ребёнок с самого зачатия и до семи лет так и не получил устойчивого опыта базального доверия и способности контактировать с чувственной сферой.

Страхи ребенка в 6-11 лет чаще связаны с конфликтом, возникающим на стыке «Я-учеба». Это связано с тем, что в этом возрасте ребёнок овладевает различными умениями и навыками. Это возраст, когда ребёнок оптимально готов к учению. При негативном протекании развития у ребёнка развивается комплекс неполноценности.

Подводя промежуточный итог вышесказанного, мы с вами приходим к пониманию, что страхи у ребёнка чаще возникают в семьях, где родители эгоистичны, мать гиперсоциальна, трудоголик, чрезмерно тревожна и зависима от ребёнка, а отец инфантильный. В самой семье есть тлеющий неразрешенный конфликт между родителями, вследствие чего ребенок психологически перегружен.
 
Тело и страх

 
1.     Аллергия. Страх выразить вовремя свои эмоции приводит к длительному их подавлению. В итоге эту работу за ребёнка делает его тело – дает выход подавленным эмоциям через раздражение слизистой, чихание, покраснение глаз и т. п.
2.    Горло. Спазмы в зоне горла, воспалительные процессы говорят о том, что ребёнок не может нормально контактировать с чувствами, высказать то, что хочет, энергетически закрыт от внешнего мира.
3.    Артрит — говорит о низкой самооценке, аутоагрессии, страхе и злости. Болезнь также показывает, что человек давно страдает от недоверия к себе и своему окружению.
4.    Проблемы с дыханием. Скованное, поверхностное дыхание говорит о том, что ребёнок боится жить, неуверен и тревожен. Страх сковывает его способность дышать, то есть давать жизнь и силу своим эмоциям.
5.    Астма. Ребёнок боится выразить себя, выпустить негативные эмоции, которые накопились в отношениях с матерью и окружающим миром. Мать такого ребёнка тревожна, чересчур оберегает, не дает свободно «вздохнуть», то есть нормально развиваться как личности.
 
Тест «Детские страхи»
 
№ 1. Пришли ваши добрые старые друзья. Они видели вашего малыша, когда вы вернулись с ним из роддома; и теперь в восторге: какой большой, уже умеет сам садиться и вставать! Конечно, им хочется поиграть с ребёнком, подержать его на руках, но он затаился у вас на ручках и не желает общаться с ними.

А. Пусть подержат, ведь я-то рядом.
Б. Постараюсь уговорить, показать, какие хорошие эти взрослые люди.
В. Ну что ж, пообщаться можно и с моих рук, вот подрастет — тогда и поиграют вместе.
 
№ 2. По телевизору идёт неплохой сериал, и вы, заглядевшись, пропустили «Спокойной ночи…». Теперь малыш требует свою законную передачу, а без нее не желает ложиться спать. Вы ставите успокоительный мультик. Какой?

А. Тот, что попадется под руку.
Б. «Том и Джерри» — он всегда под рукой.
В. «Приключения кота Леопольда».
 
№ 3. Вы приехали на море и сразу же, конечно, пошли на пляж. Подошли к воде — и тут выясняется, что малыш испугался волн. Что будете делать?

А. Буду успокаивать и убеждать, что водичка очень хорошая, что большие мальчики/девочки не плачут.
Б. Заманю в воду, попрыгает на волнах — привыкнет.
В. На берегу, у самой воды, будем рыть песок и делать своё море.
 
№ 4. Два ребёнка — ваш и вашей подруги, удрали из детского городка. Вы выловили их и привели обратно. Подруга строго сказала своему ребёнку: «Будешь убегать без спроса — отдам тебя во-он тому дяденьке-милиционеру». Ваш малыш услышал — и притих, и вопросительно смотрит на вас. Что сделаете вы?

А. Кивну головой: послушай, мол, полезно…
Б. Спрошу: «А что же мне делать с тобой, как ты думаешь?»
В. Скажу ему так: «Отдать не отдам, а накажу — обязательно».
 
№ 5. Бабушка с дедушкой принесли малышу новую игрушку — забавного заводного клоуна, поставили рядом (малыш заинтересовался), но стоило клоуну замахать руками и «заговорить» — ребёнок громко заплакал. Что вы сделаете с игрушкой?

А. Постараюсь успокоить и объяснить, какую хорошую игрушку подарили бабушка и дедушка, предложу поиграть с добрым клоуном.
Б. Извинюсь перед дедушкой и бабушкой и — пока уберу игрушку с глаз долой, куда подальше; подождем, пока дорастет до неё.
В. Поставлю игрушку на самую дальнюю полочку, пусть привыкнет, приглядится, а при удобном случае в спокойной обстановке постараюсь «познакомить» их.
 
№ 6. Ребенок боится открывать дверцу шкафа, твердит, что «там кто-то есть, большой и лохматый…».

А. Объясню, что большой и лохматый в шкафу не поместится.
Б. Вместе с ребенком исследуем этот шкаф и все другие шкафчики. Откроем, ощупаем, осмотрим. Но ночник все-таки выключать не буду.
В. Поиграем в игру «Кто там прячется в шкафу?». Попрячемся по очереди и посмеемся.
 
№ 7. Вы приглашены в гости — без ребёнка — и вам пора уходить, а он просит взять его/ее с собой, буквально вцепился и никак не отпускает. Что лучше сделать, чтобы уйти без истерик?

А. Сдать няне, отвлечь и потихоньку сбежать.
Б. Убеждать, что скоро-скоро вернемся с подарком, — и убедить!
В. Объяснить, что сегодня пойдем без него (взрослые иногда имеют на это право), зато в воскресенье целый день будем вместе («а пока придумай, чем займемся, чего тебе хочется, куда вместе пойдем»).
 
№ 8. Ваш ребёнок, вернувшись домой из детского сада, рассказывает страшилку о том, как по городу ходит какая-то черная женщина и угощает малышей конфетами, а кто возьмет — тот пропадает. Как вы отреагируете?

А. Поговорю с воспитательницей и выясню, кто и почему в группе запугивает детей.
Б. Объясню, что это выдумка, в которую не стоит верить, а тем более рассказывать другим.
В. Воспользуюсь моментом, поговорю о правилах безопасности; и объясню ребенку, что ни конфеты, ни даже фантики брать у посторонних людей нельзя, даже если очень захочется.
 
№ 9. Ваш ребенок нарисовал ужасное Чудо-Юдо и сам же его испугался. Что сделаете вы, чтобы его успокоить?

А. Отвлеку и незаметно спрячу эту картинку.
Б. Скажу: какое плохое чудовище, давай-ка порвем его!
В. Сяду рядом, и мы вместе пририсуем чудовищу смешные уши и забавно раскрасим его.
 
№ 10. Вы узнали, что ваш ребёнок ушел на соседнюю стройку (хотя вы и предупреждали, чтобы ни в коем случае туда не ходил). Что скажете, когда найдете и выясните, что он цел и невредим?

А. «Как тебе не стыдно!»
Б. «Сколько можно тебе говорить».
В. «Десерт отменяется. А ты сядь и подумай, за что я на тебя сердита».
 
№ 11. Дочка вашей подруги научилась читать в 4 года, сын соседки — победитель двух олимпиад, дети Петровых — идеал воспитанности, а у вас ребенок как ребёнок. Часто ли вы ставите подобных детей в пример своему отпрыску? Вы говорите ему/ей об этом?

А. Да, должен же он знать, на кого равняться, ведь положительный пример стимулирует.
Б. Мысленно — часто, вслух — иногда, когда совсем допечет.
В. Очень редко. До всех не дотянешься, а потом, у него/у нее тоже есть кое-что, в чем он/она лучше и способнее других.
 
№ 12. Пока ваш ребенок отдыхал за городом у бабушки, пропал его любимец — волнистый попугайчик. Вы знаете, что ребёнок будет очень переживать. Что лучше сделать?

А. Купить другого попугая, очень похожего: вдруг не заметит.
Б. Он хотел иметь черепашку; пожалуй, срочно куплю.
В. Скажу, постараюсь утешить, и вместе пойдем выбирать нового попугайчика.
 
№ 13. Вы повздорили со своей старшей сестрой: вечно она лезет с советами. Та хлопнула дверью и ушла. Малыш был случайным свидетелем вашей ссоры и теперь постоянно спрашивает, почему не приходит его любимая тетя. Вы:

А. Переводите разговор на другую тему, так как это не его ума дело.
Б. Говорите, что не приходит, потому что не любит вас.
В. Говорите, что вы поссорились, но его, малыша, она по-прежнему любит.
 
№ 14. В детстве вы очень боялись пауков и лягушек. Да и сейчас от них не в восторге. А теперь выяснилось, что ваш собственный ребенок боится, причем того же. Вы обсуждаете эту тему?

А. Очень редко; я очень стараюсь скрыть свой страх.
Б. Да, частенько. И обходим такие места, где они обитают, сторонкой.
В. Да, и придумываем вместе, как научиться их не бояться (и кажется, у нас уже получается).
 
№ 15. Вы заметили, что ребёнок ведет себя по утрам как-то задумчиво-странно. После долгих разговоров и наводящих вопросов выяснилось, что на рассвете он просыпается от чьего-то пронзительного плача. И тогда ему становится очень страшно…

А. Скажу то, что есть на самом деле: это кошачий концерт, нашел чего бояться!
Б. Скажу и постараюсь показать этих певучих котов, которые устраивают концерты.
В. Когда коты запоют, осторожно разбужу, и мы вместе посмотрим и послушаем кошачий концерт, поговорим о причудах природы, инстинкте… и о любви.
 
Результаты

Большинство ответов А
Похоже, что вы сами способствуете формированию некоторых детских страхов. Вы не обращаете внимания на возрастные особенности детей (например, на то, что дети видят мир образно и ярко, и логические объяснения на них почти не действуют) и потому боретесь с детскими страхами взрослыми способами, вольно или невольно давая критическую оценку поведению ребенка — «чего же ты испугался, как маленький». Это понижает детскую самооценку, и, как следствие этого, у ребёнка может запросто возникнуть очередной страх или комплекс.

Бороться надо не с ситуацией (закрыть, например, штору, чтоб не видно было, что там, за окном), а с причиной страха. А если уж развенчивать страх, то наглядно, чтоб ребёнок убедился сам: это — не страшно. Неплохо бы вам попробовать посмотреть на мир (и происходящее в нем) глазами собственного ребёнка, повнимательнее и поспокойнее выслушивать его беды, опасения, страхи — и утешать, и помогать выбираться из них. Подумайте, а всегда ли ребёнок приходит к вам с полной уверенностью: вы непременно поможете? Просто верьте малышу, прислушивайтесь к нему. Вспомните, разве вы сами не боялись чего-то, когда были ребёнком? Что больше всего вам было необходимо в такие минуты? Чтобы страх ушел — его надо пережить, а потом дать ребёнку возможность убедиться, что он в безопасности. И тогда из шкафа не будут ползти все новые чудища. Наоборот, там поселятся добрые гномики-сонники, которые приносят с собой новые добрые сказки.
 
Большинство ответов Б
В пылу семейной жизни вам удается не забывать, что психика детей отличается от психики взрослых, и это очень ценно. Именно это помогает вам отвлечь ребёнка, когда ему страшно, и переключить его внимание. Но почему-то вам иногда трудно поверить в искренность собственного ребёнка. То, что кажется вам ложью, на самом деле — обычные детские фантазии, в которых вольно перемешаны правда и вымысел. Вымысел, в который он верит сам! А раз верит, значит, для него он реален. Попробуйте почувствовать состояние малыша, вспомните себя в детстве, свои страхи и переживания — и вам станет легче понять ребёнка.

Вы умеете успокоить, убедить, что все в порядке, что мир стабилен, а мама всегда рядом. И это прекрасно. Но для дальнейшей жизни будет ещё лучше, если вы не просто успокоите и настроите на оптимистический лад, но и вооружите приёмами, как можно преодолеть страх. Постарайтесь чаще строить ситуацию так, чтобы ребёнок сам убедился: это не страшно, потому что… и что надо сделать, чтобы… Уметь думать и находить выход самому — это лучшая страховка и от опасностей, и от страхов.

Большинство ответов В
Вы умеете замечать признаки страха и вовремя приходите на помощь. При этом делаете это тактично, не понижая самооценку ребёнка, не внося смятение в волшебный детский мир. И очень хорошо, что основной упор вы делаете не на слова, а на поступки, действия. Такая наглядность очень помогает юному человеку разобраться с его страхами. Вы умеете создать атмосферу, в которой ребёнок чувствует себя уверенно и спокойно. И, что не менее важно, вы знаете прекрасное оружие против страха — игра и радостный смех.

Вы не просто успокаиваете, вы делаете все, чтобы ребёнок вышел победителем из любой «страшной» ситуации. И это — лучшее лекарство от страхов и залог успешной взрослой жизни. Потому что на самом деле силу можно черпать… в страхах. Побежденные, они становятся помощниками и союзниками вашего малыша. Потому что он приобретает бесценный опыт преодоления и побед. (1)
 
Заключение
Я предложил вам этот материал для помощи, для понимания того, что любые непереносимые страхи мы можем убрать из пространства своей жизни. Наши страхи — это недоработанные детские, а иногда, и страхи родителей, бабушек и дедушек. Однажды Рильке сказал о людях: «Стремись вновь познать свое детство, и тогда неосознанное и удивительное богатство, заложенное в полном предчувствий, темном и бесконечном начале жизни, пополнит твой лексикон». Удивительные слова… Я бы добавил, что познание детства пополняет наше осознание, стабилизирует фундамент нашей личности. Это так, но при этом помните, что работа в сторону самопознания, которую я предлагаю, не для лентяев. Она трудна, требует смелости и осознанного выбора.

Источник

Замкнутый ребенок — что делать, если ребенок замкнутый и необщительный?

Замкнутость ребенка часто приводит родителей в состояние растерянности. Как разговорить малыша, помочь ему найти друзей и интересные занятия, если он абсолютно безразличен к происходящему в своей жизни?

Замкнутость — не врожденная черта характера. С этим качеством можно работать, наполняя жизнь общением, новыми эмоциями. Итак, что же делать, если вам кажется, что ребенок замкнутый?

Что такое замкнутость?

Нередко замкнутость относят к личным характеристикам человека, что не совсем верно: в отличие от стеснительности и робости, замкнутость формируется постепенно. Это форма взаимодействия с окружающими, способ оградить себя от стресса, неприятных ощущений, которые неминуемо проникают сквозь защитную оболочку.

Считается, что замкнутость возникает из-за одиночества ребенка в первый год жизни — всему виной недостаток внимания, зрительных и тактильных контактов с родителями. Однако замкнутость может появиться значительно позже (в дошкольном, младшем школьном возрасте).

Если малыш по природе интроверт, замкнутость может стать нежелательным бонусом: необщительность, погруженность в себя будут препятствовать адаптации.

Без родительского участия ребенок увязнет в негативном состоянии, поэтому психологи рекомендуют обращать внимание на настроение детей, их привычки.

Признаки замкнутости

Что указывает на повышенную замкнутость у ребенка?

  1. Плохая адаптация в новом коллективе (детский сад, школа). Малыш не знакомится с членами коллектива, не стремится хотя бы узнать их имена. Во время групповых игр предпочитает занимать позицию наблюдателя, сидит с гаджетом или книгой, погружается в другой вид деятельности.
  2. Ребенок мало разговаривает. У него заметно меняется голос: становится тихим, появляются зажимы, трудности с формулировкой мыслей.
  3. У ребенка нет друзей. Даже краткосрочные приятельские контакты ограничены. Близкие взаимоотношения отсутствуют: малыш не рассказывает об этом, не делится впечатлениями и демонстрирует равнодушие к теме общения с ровесниками.
  4. У ребенка нет личной точки зрения. Если во время занятий требуется озвучить мнение, малыш неохотно придумывает его или инертно соглашается с общепринятой позицией. Его ничто не волнует, он безразличен даже к спорным вопросам, которые касаются его жизни.
  5. Замкнутые дети обидчивы, сентиментальны, их легко довести до слез. Малейшую неприятность принимают близко к сердцу: потеря любимой игрушки, внезапная смена планов могут испортить настроение на весь день.

Также замкнутость проявляется физически: у ребенка сбивается режим сна, возникают боли в голове, мышцах без объективных причин. Походка отличается неуверенностью, неустойчивостью. Дети прячут руки в карманы, стараются ими не размахивать при ходьбе.

Отличия замкнутости от стеснительности

Родители совершают распространенную ошибку, ставя знак равенства между замкнутостью и стеснительностью.

Стеснительные дети тянутся к ровесникам, но не понимают, как наладить контакт. А вот замкнутые малыши не стремятся к дружбе, совместному времяпрепровождению: они изолируют себя.

Что общего у замкнутых и стеснительных детей?

  1. Настороженность по отношению к незнакомцам. Ребенок реагирует настороженно, если человек пытается сблизиться, познакомиться.
  2. Как следствие — высокий уровень тревожности, который проявляется в других сферах жизни.
  3. Не любят менять старые привычки. Когда происходит событие, меняющее старый уклад (учеба в школе, переезд), ребенок долго не может приспособиться.

Нужно научиться отличать замкнутость от стеснительности. Посмотрим, чем обусловлено возникновение замкнутости и как проявляется это качество в жизни.

Эмоциональный интеллект для детей

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

узнать подробнее

Причины возникновения замкнутости у детей

Вот наиболее распространенные причины, которые впоследствии приводят к замкнутости ребенка.

  1. Недостаток общения с родителями. Иногда взрослые, погруженные в работу и бытовые проблемы, забывают интересоваться делами малыша. Это создает устойчивое ощущение ненужности, и дети замыкаются в себе, чтобы не беспокоить членов семьи рассказами — зачем стараться, если никто не заинтересован?
  2. Проблемы внутри семейного круга. Глядя на перепалки родителей, ребенок чувствует себя настолько плохо, что убегает во внутренний мир.
  3. Перфекционизм родителей. Предъявляя ребенку завышенные требования, вы увеличиваете психологическую нагрузку: малыш принимает правила игры и старается угодить, но затем терпение заканчивается — проще игнорировать родителей, чем соответствовать недостижимым идеалам.
  4. Сильное эмоциональное потрясение. С помощью замкнутости дети переживают страх (смерти, потери, предательства), испуг (пугают природные явления, люди, животные). Также причиной может стать эмоциональное и физическое насилие, травля. Подростки и взрослые тоже используют подобный защитный механизм.
  5. Болезни. Если у ребенка проблемы со здоровьем, ничего удивительного, что он становится более скрытным, замкнутым, не желает выносить чувства на публику. Ему требуются внутренние силы, чтобы пережить сложный период.
  6. Психические расстройства, вызванные травмами в прошлом.

Стоит бить тревогу, если замкнутость малыша станет влиять на успеваемость в школе или детском саду — занятия гуманитарными предметами и внеклассная активность быстро выявят проблему. Ребенку будет тяжело читать и пересказывать тексты, сочинять, импровизировать.

Что делать, если ребенок замкнутый

  1. Дети, которые замкнулись в себе, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке (особенно в людных местах, где они чувствуют себя неуютно). В толпе родителям следует уделить внимание ребенку: почаще держать за руку, задавать отвлекающие вопросы, рассказывать что-то веселое. Если ребенок выглядит растерянным, не оставляйте его в одиночестве.
  2. Помогите малышу включить в круг общения новых приятелей. Посещайте детские площадки, клубы по интересам. Разговаривайте с другими родителями, чтобы помочь ребенку наладить контакт. Однако не принуждайте общаться против воли — это может ухудшить ситуацию.
  3. Выбирайте произведения для чтения вслух, где можно встретить много неформальных диалогов между персонажами. Ребенок усвоит новые шаблоны для диалогов со сверстниками, поработает над коммуникативными навыками. Также поможет домашний театр, репетиции с репликами героев.
  4. Чаще становитесь инициатором разговора с незнакомцами — в музее, детском саду, торговых центрах. Ребенку необходимо привыкнуть к мысли, что контакт с людьми может быть легким и приятным.
  5. Отложите гаджеты в сторону. Ребенок может не чувствовать потребности в общении, потому что с раннего детства наблюдал, как члены семьи проводят время порознь, занимаясь своими делами в интернете. Стоит добавить больше живого общения в будни: например, обсуждайте с малышом за семейным ужином, что он собирается делать завтра, что его беспокоит.

Игры и упражнения для преодоления замкнутости

Игры могут стать полезным инструментом психотерапии. Родителям не нужно обладать особыми знаниями, чтобы менять поведение ребенка во время игровых занятий.

Дошкольники и младшие школьники особенно хорошо реагируют на внедрение таких упражнений.

«Что можно ответить?»

Иногда замкнутость напрямую связана с недостатком опыта общения в социуме или бедной фантазией: чтобы уместно вставлять реплики в разговор, требуются оба компонента. Развивая сообразительность вместе с ребенком, вы поможете ему чувствовать себя раскованно во время диалога с незнакомцами.

Предложите представить нестандартную, фантастическую ситуацию: ребенок гуляет по лесу и вдруг встречает персонажа мультфильма и т. д. Сказочные персонажи не существуют в действительности, поэтому с ними легче работать — отсутствует барьер в виде смущения, нет социальных рамок.

Когда малыш освоится, переходите к следующему этапу фантазирования: придумайте эпизод с реально существующими людьми (одноклассниками, соседями, дальними родственниками). Ребенок застрял в лифте с ребятами, которые живут в вашем доме. Что они будут делать? О чем говорить?

«Актеры»

Игра-упражнение подходит для всей семьи. Суть: нужно собрать список состояний и эмоций, а затем выразить их с помощью мимики, языка тела.

Что можно изобразить? Чувство растерянности, холод, страх, эйфорию, радость… Пусть ребенок предлагает новые варианты, которые более применимы к его повседневной жизни.

«Закончи фразу»

Постройте несколько синтаксических конструкций с положительным посылом: «Я умею…», «Завтра я смогу…» и др. Ребенку предстоит закончить предложения вместе с вами. Такое упражнение помогает поверить в себя, представить позитивные сценарии развития.

Помогают любые контактные игры: прятки, жмурки. Веселье, подвижность — хорошие помощники в борьбе с замкнутостью.

Замкнутый ребенок: советы психологов родителям

Столкнувшись с детской замкнутостью, начинайте действовать незамедлительно. Защитная реакция связана с болезненным переживанием в прошлом, и травма может отравить жизнь малышу, если не принять меры вовремя.

  1. Навсегда исключите из методов воспитания физические наказания, если вы позволяли их себе.
  2. Разговаривайте с детьми спокойным, благожелательным тоном, не повышая голос. Крик со стороны родителей заставляет детей искать безопасное состояние, которое помогло бы пережить агрессию взрослых. Именно поэтому малыши становятся замкнутыми, неразговорчивыми.
  3. Старайтесь меньше критиковать действия малыша — переключитесь на успехи и достижения. Страх вновь не угодить папе и маме вынуждает ребенка быть пассивным, не проявлять инициативу.
  4. Конфликты внутри семьи влияют на детей сильнее, чем замечают взрослые. Ссоры между супругами отрицательно воздействуют на состояние психики ребенка: мир начинает казаться враждебным и ненадежным, разрушается идеальный образ родителей, существующий в мыслях малыша. Старайтесь выяснять отношения без свидетелей.
  5. Тяжелая психологическая травма (смерть или болезнь близкого, несчастный случай, насилие) — повод обратиться к детскому психологу.
  6. Учите ребенка говорить вслух о переживаниях, которые не дают покоя. Озвучивать чувства, подбирать нужные слова — важный навык, облегчающий жизнь. Поддерживайте диалоги об этом: «Что случилось? Что ты ощущаешь? Как мы можем помочь тебе?»

Многое зависит от темперамента ребенка. Флегматики, к примеру, органично чувствуют себя в одиночестве. Уединение не вызывает разрушительных эмоций и не маскирует жажду общения. В таком случае позвольте ребенку самостоятельно выбирать хобби, друзей, вид досуга. Не подталкивайте малыша к сближению с окружающими — он сам решит, когда это будет необходимым.

С возрастом меняется способ коммуникации с миром, поэтому закрытый, сдержанный ребенок вполне может стать более общительным в ближайшем будущем — нужно лишь найти причину замкнутости и устранить ее.

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

 

Эмоциональное развитие 5-11 лет

Перейти к основному содержанию Перейти к основной навигации

Легко читать и переводить Скрыть эту страницу Всего один номер 0300 300 0123

Поиск

Меню

регистр Авторизоваться

Эмоциональное развитие 5–11 лет

Погрузитесь глубже

Поддержка развития

Дети часто используют свое поведение, чтобы показать вам, что они чувствуют. Поведение по-прежнему является важной частью того, как дети этого возраста выражают свои чувства.

Если ваш ребенок ведет себя так, что вас это беспокоит, попробуйте понять, как он себя чувствует, и вы поймете, как лучше ему помочь.

Если вы поможете своему ребенку найти слова, чтобы описать свои чувства, это поможет ему использовать их, а не полагаться на поведение, чтобы показать вам, что он борется.

  • Расскажите о чувствах, которые вы в них видите: «Я заметил, что вы кажетесь грустным/сердитым/разочарованным».
  • Попросите их подумать вместе с вами о причинах чувства «Интересно, потому что…?»
  • Помогите им подумать о том, как их тело реагирует на это чувство — например, чувство гнева в голове, кулаки или беспокойство в животе. У них часто бьется сердце?
  • Поощряйте их придумывать, что может помочь – уйти и покричать в подушку, когда сердитесь, или сделать некоторые техники релаксации, когда волнуетесь.

Будьте хорошим образцом для подражания, расскажите о своих чувствах и покажите, как вы с ними справляетесь. Найдите время, чтобы выслушать своего ребенка, когда он попытается объяснить вам, что он чувствует. Требуется практика, чтобы распознавать и называть чувства.

Если вы будете спокойно слушать, это придаст им уверенности, чтобы открыться и поделиться.

Детям этого возраста важно соблюдать границы и правила. Хотя они могут настаивать на большей свободе и иметь твердые убеждения, им все равно нужна уверенность в том, что вы «главный» и будете обеспечивать их безопасность. Им понравится возможность делать выбор, когда это возможно. Дайте им возможность поговорить о том, что они думают, и принять решение вместе, когда сможете. Таким образом, они могут практиковаться в том, чтобы слушать чужую точку зрения и находить способ двигаться вперед.

Онлайн-курс для родителей в Солихалле доступен бесплатно для родителей из Норфолка. Это может помочь вам разобраться в их мыслях, чувствах и поведении и даст вам инструменты для их поддержки.

Подробнее о курсе

Дружба

Ваш ребенок узнает о важности дружбы. Отдавать и брать дружбу — это навыки, которым нужно время, чтобы научиться. В этом могут помочь родители и опекуны;

  • Позвольте им выговориться и придумать собственные решения, когда дружба затруднена.
  • Очень важно знать, когда дружба положительна и хороша для вас, а когда она вредна и вредна для вас.
  • Поощрять ребенка сосредотачиваться на позитивно настроенных друзьях и проводить меньше времени с людьми, которые его расстраивают, — хорошая привычка для построения здоровых отношений в будущем.

Вы можете связаться с программой Healthy Child, позвонив по номеру Just One Number по номеру 0300 300 0123 или отправив текстовое сообщение Parentline по номеру 07520 63159.0 . Наши часы работы: с 8:00 до 18:00 с понедельника по пятницу (кроме государственных праздников) и с 9:00 до 13:00 по субботам.

Если вам от 11 до 19 лет, вы можете отправить сообщение ChatHealth на номер 07480635060 , чтобы получить конфиденциальную консультацию от одного из наших сотрудников.

Для взрослых Qwell предоставляет бесплатную, безопасную и анонимную поддержку психического здоровья для взрослых в Норфолке и Уэйвни от профессиональной команды квалифицированных консультантов.

Для детей в возрасте от 11 до 25 лет Кут – это  бесплатная, конфиденциальная и безопасная служба  способ получить онлайн-консультации, советы и поддержку эмоционального благополучия.

Детская линия. Дети и молодые люди младше 19 лет могут позвонить по номеру 0800 1111, чтобы получить бесплатную поддержку.

Горячая линия для родителей Young Minds – бесплатный звонок по номеру 0808 802 5544 с понедельника по пятницу с 9:30 до 16:00.

Чтобы поговорить с другими родителями и опекунами из Норфолка, вы можете присоединиться к нашему онлайн-форуму сообщества ниже.

 

Также в этом разделе…

  • Все младенцы плачут
  • Эмоциональное развитие Беременность — 6 месяцев
  • Эмоциональное развитие 6-12 месяцев
  • Эмоциональное развитие 1–2 года
  • Эмоциональное развитие 2-5 лет
  • Эмоциональное развитие 5–11 лет
  • Тревога разлуки
  • Эмоциональное здоровье детей и молодежи
  • Эмоциональное здоровье

Эмоциональное здоровье родителей Поддержка психического здоровья детей Все еще беспокоитесь/нужна дополнительная помощь?

Нужно больше информации

  • Анна Фрейд — Советы по разговору

    Посетите страницу Анны Фрейд — Советы для разговора

  • Эмоциональная жизнь детей 8-10 лет

    Посетите страницу «Эмоциональная жизнь детей 8–10 лет»

Другие полезные страницы

Войти / Создать учетную запись

Адрес электронной почты

Пароль Забыли пароль?

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания.

Имя

Фамилия

Электронная почта

Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google Применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания.

Последнее из Твиттера

RT @ccs_nhst: Хочешь прогуляться? 👟 Пригласите кого-нибудь присоединиться к вам в прогулке, чтобы помочь себе и кому-то другому почувствовать себя менее одиноким. Узнайте, как вы…

NorfolkCYP, 22 февраля 2023 г.

Мы ищем специалиста по психическому здоровью (всего один номер), который присоединится к нашей замечательной команде в Норфолке. … https://t.co/RWwQwbzegk

NorfolkCYP, 22 февраля 2023 г.

Этапы родительства — Малыш. На нашем веб-сайте есть много информации и советов, которые помогут поддержать семьи через… https://t.co/hZ8I79E00L

NorfolkCYP, 22 февраля 2023 г.

Наш Just One Number открыт сегодня до 18:00. Номер предназначен для семей, профессионалов и молодых людей, чтобы получить… https://t.co/36ltWyGx8r

NorfolkCYP, 21 февраля 2023 г.

*ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИ ВНИМАНИЕ* Некоторые важные обновления будут происходить сегодня вечером (21 февраля). Приносим извинения за доставленные неудобства… https://t.co/og1SEYdA0R

NorfolkCYP, 21 февраля 2023 г.

С Днем блинов! Знаете ли вы, что Масленица приходится ровно за 47 дней до Пасхи? Какой ваш выбор т… https://t. co/sTQxE5cKTX

NorfolkCYP, 21 февраля 2023 г.

Присоединяйтесь к нашей замечательной команде! Мы ищем штатную медсестру, которая присоединится к нашей команде в Норфолке. Для получения дополнительной информации… https://t.co/1tzS8zmCaw

NorfolkCYP, 20 февраля 2023 г.

RT @BH_StartForLife: Младенцы и маленькие дети любят, когда вы общаетесь, играете и читаете с ними. Вот несколько советов и действий, которые помогут вам…

NorfolkCYP, 20 февраля 2023 г.

@CambsPboroCYP Это потрясающе! Яркие фотографии 🐶

NorfolkCYP, 20 февраля 2023 г.

RT @nandwics: Для большинства норовирус — неприятное, недолговечное заболевание, но для некоторых оно может быть более серьезным. Помогите остановить распространение норовируса…

NorfolkCYP, 20 февраля 2023 г.

Эмоциональное и социальное развитие в возрасте от 11 до 14 лет

Содержание темы

  • Обзор темы
  • Связанная информация
  • Кредиты

Обзор темы

Независимость, индивидуальность, идентичность и самооценка — это модные слова для эмоционального и социального развития подростков в раннем возрасте.

Дети младшего школьного возраста тесно связаны со своими семьями и хотят угодить своим родителям. 11-14 лет – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Соответственно, подростки начинают чувствовать психологическую потребность стать более независимыми от своих семей. Иногда это проявляется во всепоглощающем интересе к друзьям и подростковым увлечениям. Ранние подростки, как правило, завязывают крепкие однополые дружеские отношения. У них могут быть такие сильные союзы и чувства, что они могут задаться вопросом, могут ли они быть геями или лесбиянками.

Подростки часто теряют интерес к семейным делам. Находясь дома, они могут захотеть побыть в одиночестве, болтаясь в своих комнатах под громкую музыку.

Стремление к независимости является полезным и необходимым шагом, хотя его часто неправильно понимают. У подростков могут быть периоды угрюмости и отчужденности, и родители обижаются на такое поведение. Но это нормально для возраста. Когда подростки находятся с родителями, им напоминают, что они дети, даже если родители не относятся к ним так, и они хотят чувствовать себя взрослыми. Часто, чем больше родители пытаются удержать детский образ своих детей, тем больше самостоятельности обычно проявляют подростки.

С независимостью приходит потребность иметь индивидуальность. Для установления своей идентичности многие подростки объединяются со сверстниками и стремятся быть независимыми от семьи. Группа сверстников часто заменяет, по крайней мере частично, родителей в качестве источника поддержки и совета. Подростки часто выражают свою индивидуальность, одеваясь, как их друзья, или присоединяясь к тем же занятиям, например, катаясь на скейтборде или чирлидинге.

Некоторые родители воспринимают это изменение отношения как личную атаку, хотя это нормальная часть социального и эмоционального развития подростков. Помните: ваш ребенок утверждает себя как личность, а это часто означает, что он не похож на вас. Так что будьте готовы!

Подростки со здоровой самооценкой могут быть наименее уязвимы к давлению со стороны сверстников. Когда они сталкиваются с трудными решениями, они лучше всего могут воспользоваться ценностями, усвоенными дома.

Кредиты

  • Об этой странице
  • Общая обратная связь
  • Ссылка по электронной почте
  • Услуги физической активности

Мы ценим ваши отзывы. Комментарии, отправленные через форму ниже, могут помочь нам исправить ошибки в содержании страницы, избавиться от ошибок интерфейса и обновить веб-сайт HealthLinkBC, чтобы он лучше соответствовал потребностям людей, которые его используют.

Чтобы оставить отзыв об этой веб-странице, введите свои комментарии, предложения, комплименты или вопросы в форму ниже. Чтобы отправить общий отзыв о веб-сайте HealthLink BC, нажмите на вкладку «Общая обратная связь».

Страница

Содержание

Функциональность

Сообщение:

Ваше имя:

Ваш адрес электронной почты:

Чтобы оставить общий отзыв о веб-сайте HealthLink BC, введите свои комментарии, предложения, комплименты или вопросы в форму ниже. Чтобы отправить отзыв о конкретной веб-странице, нажмите на вкладку «Об этой странице».

Обратите внимание, что мы не можем предоставить общую информацию о состоянии здоровья или рекомендации по поводу симптомов по электронной почте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts