Психология акцентуация характера: Акцентуация. Что такое «Акцентуация»? Понятие и определение термина «Акцентуация» – Глоссарий

Акцентуации характера

Учебная литература по юридической психологии


 

Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебник
СПб., 2001.

 


ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

§ 4. Акцентуации характера

Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus – ударение, подчеркивание).

Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированны. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам.

И если неблагоприятная ситуация наносит удар по «слабому месту», то все поведение таких лиц резко видоизменяется – начинают доминировать особенности акцентуации.

Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко.[1] Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности (см. табл. 15).

Таблица 15

Типы акцентуаций характера

Тип
акцентуации
характера

 

Поведенческие проявлений

 

Факторы, содействующие акцентуации характера

 

I.
Возбудимый

 

Повышенная вербальная и двигательная активность. Стремление к лидерству. Завышенный уровень притязаний. Неусидчивость, недисциплинированность, склонность к делинквентности (мелким правонарушениям), рискованным действиям.

 

Противодействие со стороны окружающих вызывает отрицательную реакцию.

 

Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость; легкость вхождения в асоциальную группу. Стремление к удовольствиям. Склонность к алкоголизации на уровне групповой психической зависимости. Низкий уровень реализации способностей.

 

Гиперопека, «кумир семьи», безнадзорность, неблагополучие внутрисемейных отношений

 

II.
Аффективный

 

Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспышки возникают по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в грубой агрессии. Иногда возникают реакции аутоагрессии.

 

Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несобранность, неусидчивость.

 

Конфликтность, низкая самокритичность

 

Склонность к делинквентному поведению.

 

Бесконтрольность, попустительство, наличие психотрав-мирующих обстоятельств

 

III.
Неустойчивый

 

Неустойчивость поведения, противоречивость поступков, частая смена настроения, астеничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость

 

Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются Искренни и прямолинейны

 

Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Самооценка недостаточная

 

«Слабым местом» характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц

 

В поисках эмоционального контакта могут входить в асоциальные группы.

 

Эмоциональная неустойчивость

 

Эмоциональное отвержение, гипопротекция, семейные конфликты

 

IV.
Тревожный

 

Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость

 

Склонность к депрессивным состояниям в результате завышенных моральных требований к себе, «этическая скрупулезность»

 

Пониженный уровень притязаний, чувство собственной неполноценности, замкнутость

 

Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпенсации – использование утрированных способов самоутверждения в «зоне слабости»

 

Неделинквентны, но виктимоопасны

 

«Слабое место» этого характера – неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение

 

Повышенная требовательность, необоснованные претензии, эмоциональное отвержение

 

 

Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях – развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А.

Е. Личко и Н.Я. Ивановым) и личностного опросника MMPI (шкалы которого включают зоны акцентуированных и патологических проявлений характера).

 



[1] Леонгард К. Акцентуация личности. Киев, 1981; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

 






НАВЕРХ

Акцентуация характера и неврозы

Для характеристики некоторых особенностей крайних типов психически здоровых немецкий психиатр К. Леонгард в 1968 г. предложил термин «акцентуированная личность» (акцентуация личности), что нашло всеобщее признание, а в русскоязычной литературе определяется как акцентуация характера.

Не будем подробно вдаваться в сущность и правильность терминологии (акцентуация личности или характера), отметим лишь следующее. В нашей литературе понятие «

личность» рассматривается в более широком плане, чем характер. О сущности личности была речь выше. Характер — это совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. В руководстве по психологии Р. С. Немов определяет характер как «совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе». Чтобы не вносить лишней путаницы в терминологию, будем использовать применяемый в нашей литературе термин «акцентуация характера». К тому же замена в терминологии одного слова другим не меняет сути дела. В принципе, правильнее было бы использовать терминологию К. Леонгарда, впервые описавшего эту особенность человека (так и положено поступать в науке с позиции общепринятой этики и морали), но в прошлом было несколько другое отношение к зарубежным исследованиям.

Согласно определению А. Е. Личко (1977), акцентуация характера— это крайнее выражение нормы, при-которой определенные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это не болезнь, а вариант психического здоровья, а поэтому лечения не требует.

Для лучшего понимания сущности акцентуаций будет приведено высказывание А. Е. Личко на IV симпозиуме детских психиатров социалистических стран в одной из первых его работ по данному вопросу (1976):

«Черты определенного типа характера могут выступать не постоянно, не во всякой обстановке и не при всех условиях, а лишь в определенных ситуациях или некоторые периоды жизни. Их выявлению особенно способствуют те жизненные трудности, психические травмы, критические состояния, которые адресуются к месту наименьшего сопротивления личности, различному при каждом типе акцентуации. В отличие от психопатий акцентуации характера обычно не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. Срывы адаптации бывают непродолжительными и обусловлены психическими травмами или ответственными ситуациями, которые наносят удар по месту наименьшего сопротивления. В подростковом возрасте эти срывы могут проявляться в виде острых аффективных реакций, патологических нарушений поведения и, наконец, в виде невротических реакций.

При длительно действующих неблагоприятных факторах, в условиях хронической психической травматизации, в трудных, долго не разрешающихся обстоятельствах, а также вследствие неправильного воспитания, акцентуации характера могут быть благоприятной почвой для психопатических и невротических развитий».

Следовательно, акцентуации характера являются тем фоном, фактором риска, на котором под влиянием избирательного воздействия психотравм, касающихся уязвимых мест личности, возникают неврозы и другие психические расстройства.

Акцентуации характера проявляются в подростковом возрасте, но начало их формирования (еще без четкой дифференциации) происходит в детстве, поэтому они имеют и для нас, детских неврологов и психиатров, существенное значение.

Различают 12 основных типов акцентуации характера. Будет приведено краткое описание лишь некоторых их них.

Гипертимный тип (гипертимия — повышенное настроение с усилением двигательной и психической активности). Часто проявляется у детей. Они повышенно общительны, неугомонны, склонны к озорству, любят командовать сверстниками, у них, как пишет А. Е. Личко (1989), недостает чувства дистанции по отношению к взрослым. Настроение таких детей и подростков приподнятое, они обладают хорошими способностями, но часто не доводят дело до конца, не любят кропотливый, скрупулезный труд, часто меняют род деятельности, любят прихвастнуть, показать себя в лучшем виде, чем они есть на самом деле, не терпят нравоучений и опеки, бурно реагируют на попытки родителей и воспитателей подчинить их своей воле.

Психастенический тип. Данная разновидность акцентуации характера несколько противоположна вышеописанной. Уже в дошкольном возрасте такие дети робки, нерешительны, пугливы, их движения неловкие и неуклюжие. Часто отмечается боязнь незнакомых людей, темноты, изменений обстановки. Они боятся ответственности, опасаются, как бы чего не вышло плохого и ужасного в будущем с ними или родителями, хотя уже наступившие невзгоды переносят вполне адекватно. Для борьбы со страхами и опасениями они совершают ряд ритуальных движений и действий, не любят ждать и откладывать на будущее, уже принятое решение стараются выполнить немедленно. В случае развития невроза он часто протекает по типу навязчивых состояний.

Истероидный тип. Главной, ведущей чертой данного типа акцентуации является эгоцентризм (в дословном переводе «Я в центре всего»). Указанная особенность поведения, а в дальнейшем и характера проявляется уже в первые годы жизни. Ребенок любым способом и любой ценой желает быть в центре внимания, чтобы им восхищались, восхваляли, почитали. Вся эмоциональная сфера подчинена этому стремлению. При этом эмоции наигранные, театральные, нередко фальшивые. Если не удается достичь восторгов и похвал за хорошие поступки, то может использоваться и обратное: нарушение поведения в школе, участие в скандалах и драках, приписывание себе необычных приключений и похождений из прочитанного или услышанного от других. Возможен даже побег из дому, но чтобы родители в конечном итоге догадались, где он находится. Все поведение такого ребенка или подростка рассчитано на окружающих. Уязвимым местом психики является ущемление собственного «Я».

Шизоидный тип. Это полная противоположность истероидно-му типу акцентуации. Уже с раннего возраста дети предпочитают одиночество, не стремятся к сверстникам, больше общаются*о взрослыми. Они замкнуты и сдержанны, живут в мире своих интересов, увлечений и фантазий. Им трудно найти друга и вступить в контакт в обществе. Такие дети стараются скрыть от других, особенно близких, свои увлечения и фантазии, в то же время легко раскрываются малознакомым лицам, если они чем-то импонируют. Многие дети и подростки занимаются онанизмом и эротическим фантазированием. Обычно черствы и эгоистичны. Не могут переживать чужую радость и печали. Уязвимым местом является попытка других, в том числе родителей, вторгнуться в их мир увлечений и фантазий.

В зависимости от выраженности А. Е. Личко (1973) выделяет две степени акцентуации характера явную и скрытую. Только первая является крайним вариантом нормы и ее проявления довольно быстро определяются даже при непродолжительном общении. Она обычно начинает развиваться у детей в период становления характера, четко проявляется в подростковом возрасте, а затем постепенно сглаживается. Социальной дезадаптации, как правило, не бывает. Такие люди обычно занимают положение в соответствии со своими способностями и возможностями. Лишь при общении выявляются некоторое своеобразие и странность их характера.

Скрытая акцентуация — это не крайний, а обычный вариант нормы. Она может длительное время ничем не проявляться и возникает лишь в тех случаях, когда психотравма касается «слабого места» в характере данного человека. Остальные психотравмы, даже выраженные и интенсивные, часто не вызывают ни психических расстройств, ни даже скрытых особенностей характера.

На основании статистических исследований Н. Я. Иванова (1978), акцентуация характера несколько чаще встречается у лиц мужского пола. Так, у мальчиков 14—15 лет она имела место в 52% случаев, 16—17 лет — у 62%, частота ее у девушек такого же возраста составила соответственно 42 и 51%. В то же время при неврозах у подростков частота-акцентуаций характера установлена в 89% случаев.

Следовательно, акцентуация характера является тем благоприятным фоном, который способствует возникновению неврозов под влиянием психотравмирующих воздействий.

В заключение к вопросу об акцентуации характера следует отметить, что еще в начале XX в. немецкий психиатр Э. Кречмер подразделял людей с врожденной дисгармонией психических процессов на:

  • шизоидов — замкнутость, повышенная ранимость и застенчивость;
  • циклоидов — чередование периодов повышенной и пониженной активности и настроения;
  • эпилептоидов — инертность эмоций, вялость мышления, мелочный педантизм, склонность к аффектам ярости и гнева.

Однако эта теория не получила должного признания. Она неприемлема и с деонтологических позиций. Да и сами термины «шизоид», «эпилептоид» носят оскорбительный характер, унижают человека как личность и могут быть причиной конфликтных ситуаций.

К прочим причинам неврозов следует относить все те,патологические воздействия, которые нарушают правильное развитие личности и адекватность ответных реакций индивидуума. Это могут быть неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия, являющиеся причиной постоянного эмоционального напряжения, имеют значение перенесенные в прошлом органические заболевания нервной системы, обычно в легкой форме, с полной или почти полной компенсацией, что может быть причиной функциональной слабости отдельных структурных образований головного мозга. Эти нарушения могут возникнуть на любом этапе развития нервной системы, в том числе до родов или во время родов, чему придается большое значение в последующем развитии ребенка, вызывая повышенную ранимость нервно-психической сферы.

Можно сказать, что ничто не проходит бесследно. Одни факторы, обозначенные нами как другие причины неврозов, создают основу (почву, фон), на который воздействуют главные «виновники» неврозов — психотравмирующие воздействия.

Проявление индивидуально-психологических особенностей студентов в ситуации проверки знаний: особенности работы

Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Морозикова Ирина, Кузьмина Ксения, Кузнецова Наталья

Автор, ответственный за переписку3

Наталья Кузнецова

Доступно на сайте с декабря 2018 г.

DOI
https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30Как использовать DOI?
Ключевые слова
индивидуально-психологические особенности школьника, акцентуации характера, самооценка, уровень притязаний, тревожность, ситуация проверки знаний особенности акцентуаций характера, самооценки личности, уровня притязаний и тревожности при подготовке к проверке знаний; обобщенный опыт работы с разными категориями детей. Приведены результаты диагностики по выявлению акцентуаций характера, тревожности, уровня самооценки, притязаний школьников (на примере 9-х классов). -11 Смоленска). Отмечено, что у большинства школьников возникают субъективные трудности в ситуации проверки знаний. Авторы дают психологическую оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их влияния на результаты, выделяют достоинства и недостатки. Также в работе описаны особенности работы с разными категориями учащихся. Акцент делается на организацию психологической работы не только с учащимися, родителями, учителями.

Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной конференции по развитию образования в России и странах СНГ (ICEDER 2018)
Серия
Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных наук Исследования
Publication Date
December 2018
ISBN
10. 2991/iceder-18.2018.30
ISSN
2352-5398
DOI
https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30How to use DOI?
Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью AU — Ирина Морозова AU — Ксения Кузьмина AU — Наталья Кузнецова КГ — 2018/12 СР — 2018/12 ТИ — Проявление индивидуально-психологических особенностей учащихся в ситуации проверки знаний: особенности работы БТ — Материалы Международной конференции по развитию образования в России и странах СНГ (ICEDER 2018) ПБ — Атлантис Пресс СП — 168 ЭП — 173 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30 DO — https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30 ИД — Морозикова2018/12 Скорая помощь —

скачать .riscopy в буфер обмена

Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью

= 768 && window. innerWidth

Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью

2021 // DOI: 10.31149/ijie.v4i2.1269

DOI: 10.31149/ijie.v4i2.1269

Юлдашева Махлиё Бахтиёровна, Зарнигор Эргашова

Метрика

  • 0 Просмотры
  • 0 загрузок

0 просмотров // 0 загрузок

Цитата

Юлдашева, Махлиё Б., Зарнигор Эргашова. «Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью». Международный журнал интегрированного образования , том. 4, нет. 2, 2021, стр. 363-366, doi: 10.31149/ijie.v4i2.1269.

Скачать файл цитаты:

РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)

БибТекс (LaTeX)

Посмотреть оригинал

Реферат

Социально-психологическая поддержка — комплекс профилактических, воспитательных, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспективы своего личностного роста. Процесс социально-психологического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. В статье представлено исследование акцентуаций характера и агрессивного поведения в подростковом возрасте и представлены результаты эмпирического исследования.

Полный текст

 

Еще из этого журнала

Сравнительное исследование ловкости и гибкости игроков мужского пола государственного и национального уровня в гандболе и волейболе округа Пунч (Джамму и Кашмир)

Открытый доступ 2019

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +

другиедругие

×

Авторы

Нирадж Шарма, Шафкит Хусейн

Особенности обучения

Открытый доступ 2020

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +

другиедругие

×

Авторов

Эрназаров Алишер Эргашевич

Методология использования технологий виртуального образования в преподавании биологических наук в высших учебных заведениях

Открытый доступ 2021

0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts