Акцентуации характера
Учебная литература по юридической психологии
Еникеев М.И. Учебник
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ § 4. Акцентуации характераАкцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида – избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям (от лат. accentus – ударение, подчеркивание). Отдельные акцентуированные черты характера обычно бывают достаточно компенсированны. Однако в трудных ситуациях у человека с акцентуированным характером может возникнуть нарушение поведения. Акцентуации характера, его «слабые места» могут быть явными и скрытыми, проявляющимися в экстремальных ситуациях. Лица с личностными акцентуациями более податливы влияниям среды, более подвержены психическим травмам. Типы акцентуированных личностей еще не определены окончательно. Они описаны К. Леонгардом и А.Е. Личко.[1] Однако эти авторы дают различную и чрезмерно дробную классификацию акцентуаций. Мы выделяем лишь четыре типа акцентуированных личностей: возбудимый, аффективный, неустойчивый, тревожный. В отличие от психопатий акцентуации характера не вызывают общую социальную дезадаптацию личности (см. табл. 15). Таблица 15 Типы акцентуаций характера
Интенсивно проявляясь в подростковом возрасте, акцентуации характера со временем могут компенсироваться, а при неблагоприятных условиях – развиться и преобразоваться в «краевые» психопатии. Иногда акцентуация граничит с различными видами психопатий, поэтому при ее характеристике, типологизации используются психопатологические схемы и термины. Психодиагностика типов и степени выраженности акцентуаций осуществляется при помощи «Патохарактериологического диагностического опросника» (разработанного А.
[1] Леонгард К. Акцентуация личности. Киев, 1981; Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
|
Акцентуация характера и неврозы
Для характеристики некоторых особенностей крайних типов психически здоровых немецкий психиатр К. Леонгард в 1968 г. предложил термин «акцентуированная личность» (акцентуация личности), что нашло всеобщее признание, а в русскоязычной литературе определяется как акцентуация характера.
Не будем подробно вдаваться в сущность и правильность терминологии (акцентуация личности или характера), отметим лишь следующее. В нашей литературе понятие « личность» рассматривается в более широком плане, чем характер. О сущности личности была речь выше. Характер — это совокупность основных отличительных свойств человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности. В руководстве по психологии Р. С. Немов определяет характер как «совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе». Чтобы не вносить лишней путаницы в терминологию, будем использовать применяемый в нашей литературе термин «акцентуация характера». К тому же замена в терминологии одного слова другим не меняет сути дела. В принципе, правильнее было бы использовать терминологию К. Леонгарда, впервые описавшего эту особенность человека (так и положено поступать в науке с позиции общепринятой этики и морали), но в прошлом было несколько другое отношение к зарубежным исследованиям.
Согласно определению А. Е. Личко (1977), акцентуация характера— это крайнее выражение нормы, при-которой определенные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Это не болезнь, а вариант психического здоровья, а поэтому лечения не требует.
Для лучшего понимания сущности акцентуаций будет приведено высказывание А. Е. Личко на IV симпозиуме детских психиатров социалистических стран в одной из первых его работ по данному вопросу (1976):
«Черты определенного типа характера могут выступать не постоянно, не во всякой обстановке и не при всех условиях, а лишь в определенных ситуациях или некоторые периоды жизни. Их выявлению особенно способствуют те жизненные трудности, психические травмы, критические состояния, которые адресуются к месту наименьшего сопротивления личности, различному при каждом типе акцентуации. В отличие от психопатий акцентуации характера обычно не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. Срывы адаптации бывают непродолжительными и обусловлены психическими травмами или ответственными ситуациями, которые наносят удар по месту наименьшего сопротивления. В подростковом возрасте эти срывы могут проявляться в виде острых аффективных реакций, патологических нарушений поведения и, наконец, в виде невротических реакций.
При длительно действующих неблагоприятных факторах, в условиях хронической психической травматизации, в трудных, долго не разрешающихся обстоятельствах, а также вследствие неправильного воспитания, акцентуации характера могут быть благоприятной почвой для психопатических и невротических развитий».
Следовательно, акцентуации характера являются тем фоном, фактором риска, на котором под влиянием избирательного воздействия психотравм, касающихся уязвимых мест личности, возникают неврозы и другие психические расстройства.
Акцентуации характера проявляются в подростковом возрасте, но начало их формирования (еще без четкой дифференциации) происходит в детстве, поэтому они имеют и для нас, детских неврологов и психиатров, существенное значение.
Различают 12 основных типов акцентуации характера. Будет приведено краткое описание лишь некоторых их них.
Гипертимный тип (гипертимия — повышенное настроение с усилением двигательной и психической активности). Часто проявляется у детей. Они повышенно общительны, неугомонны, склонны к озорству, любят командовать сверстниками, у них, как пишет А. Е. Личко (1989), недостает чувства дистанции по отношению к взрослым. Настроение таких детей и подростков приподнятое, они обладают хорошими способностями, но часто не доводят дело до конца, не любят кропотливый, скрупулезный труд, часто меняют род деятельности, любят прихвастнуть, показать себя в лучшем виде, чем они есть на самом деле, не терпят нравоучений и опеки, бурно реагируют на попытки родителей и воспитателей подчинить их своей воле.
Психастенический тип. Данная разновидность акцентуации характера несколько противоположна вышеописанной. Уже в дошкольном возрасте такие дети робки, нерешительны, пугливы, их движения неловкие и неуклюжие. Часто отмечается боязнь незнакомых людей, темноты, изменений обстановки. Они боятся ответственности, опасаются, как бы чего не вышло плохого и ужасного в будущем с ними или родителями, хотя уже наступившие невзгоды переносят вполне адекватно. Для борьбы со страхами и опасениями они совершают ряд ритуальных движений и действий, не любят ждать и откладывать на будущее, уже принятое решение стараются выполнить немедленно. В случае развития невроза он часто протекает по типу навязчивых состояний.
Истероидный тип. Главной, ведущей чертой данного типа акцентуации является эгоцентризм (в дословном переводе «Я в центре всего»). Указанная особенность поведения, а в дальнейшем и характера проявляется уже в первые годы жизни. Ребенок любым способом и любой ценой желает быть в центре внимания, чтобы им восхищались, восхваляли, почитали. Вся эмоциональная сфера подчинена этому стремлению. При этом эмоции наигранные, театральные, нередко фальшивые. Если не удается достичь восторгов и похвал за хорошие поступки, то может использоваться и обратное: нарушение поведения в школе, участие в скандалах и драках, приписывание себе необычных приключений и похождений из прочитанного или услышанного от других. Возможен даже побег из дому, но чтобы родители в конечном итоге догадались, где он находится. Все поведение такого ребенка или подростка рассчитано на окружающих. Уязвимым местом психики является ущемление собственного «Я».
Шизоидный тип. Это полная противоположность истероидно-му типу акцентуации. Уже с раннего возраста дети предпочитают одиночество, не стремятся к сверстникам, больше общаются*о взрослыми. Они замкнуты и сдержанны, живут в мире своих интересов, увлечений и фантазий. Им трудно найти друга и вступить в контакт в обществе. Такие дети стараются скрыть от других, особенно близких, свои увлечения и фантазии, в то же время легко раскрываются малознакомым лицам, если они чем-то импонируют. Многие дети и подростки занимаются онанизмом и эротическим фантазированием. Обычно черствы и эгоистичны. Не могут переживать чужую радость и печали. Уязвимым местом является попытка других, в том числе родителей, вторгнуться в их мир увлечений и фантазий.
В зависимости от выраженности А. Е. Личко (1973) выделяет две степени акцентуации характера — явную и скрытую. Только первая является крайним вариантом нормы и ее проявления довольно быстро определяются даже при непродолжительном общении. Она обычно начинает развиваться у детей в период становления характера, четко проявляется в подростковом возрасте, а затем постепенно сглаживается. Социальной дезадаптации, как правило, не бывает. Такие люди обычно занимают положение в соответствии со своими способностями и возможностями. Лишь при общении выявляются некоторое своеобразие и странность их характера.
Скрытая акцентуация — это не крайний, а обычный вариант нормы. Она может длительное время ничем не проявляться и возникает лишь в тех случаях, когда психотравма касается «слабого места» в характере данного человека. Остальные психотравмы, даже выраженные и интенсивные, часто не вызывают ни психических расстройств, ни даже скрытых особенностей характера.
На основании статистических исследований Н. Я. Иванова (1978), акцентуация характера несколько чаще встречается у лиц мужского пола. Так, у мальчиков 14—15 лет она имела место в 52% случаев, 16—17 лет — у 62%, частота ее у девушек такого же возраста составила соответственно 42 и 51%. В то же время при неврозах у подростков частота-акцентуаций характера установлена в 89% случаев.
Следовательно, акцентуация характера является тем благоприятным фоном, который способствует возникновению неврозов под влиянием психотравмирующих воздействий.
В заключение к вопросу об акцентуации характера следует отметить, что еще в начале XX в. немецкий психиатр Э. Кречмер подразделял людей с врожденной дисгармонией психических процессов на:
- шизоидов — замкнутость, повышенная ранимость и застенчивость;
- циклоидов — чередование периодов повышенной и пониженной активности и настроения;
- эпилептоидов — инертность эмоций, вялость мышления, мелочный педантизм, склонность к аффектам ярости и гнева.
Однако эта теория не получила должного признания. Она неприемлема и с деонтологических позиций. Да и сами термины «шизоид», «эпилептоид» носят оскорбительный характер, унижают человека как личность и могут быть причиной конфликтных ситуаций.
К прочим причинам неврозов следует относить все те,патологические воздействия, которые нарушают правильное развитие личности и адекватность ответных реакций индивидуума. Это могут быть неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия, являющиеся причиной постоянного эмоционального напряжения, имеют значение перенесенные в прошлом органические заболевания нервной системы, обычно в легкой форме, с полной или почти полной компенсацией, что может быть причиной функциональной слабости отдельных структурных образований головного мозга. Эти нарушения могут возникнуть на любом этапе развития нервной системы, в том числе до родов или во время родов, чему придается большое значение в последующем развитии ребенка, вызывая повышенную ранимость нервно-психической сферы.
Можно сказать, что ничто не проходит бесследно. Одни факторы, обозначенные нами как другие причины неврозов, создают основу (почву, фон), на который воздействуют главные «виновники» неврозов — психотравмирующие воздействия.
Проявление индивидуально-психологических особенностей студентов в ситуации проверки знаний: особенности работы
Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований
Авторы
Морозикова Ирина, Кузьмина Ксения, Кузнецова Наталья
Автор, ответственный за переписку3
Наталья Кузнецова
Доступно на сайте с декабря 2018 г.
- DOI
- https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30Как использовать DOI?
- Ключевые слова
- индивидуально-психологические особенности школьника, акцентуации характера, самооценка, уровень притязаний, тревожность, ситуация проверки знаний особенности акцентуаций характера, самооценки личности, уровня притязаний и тревожности при подготовке к проверке знаний; обобщенный опыт работы с разными категориями детей. Приведены результаты диагностики по выявлению акцентуаций характера, тревожности, уровня самооценки, притязаний школьников (на примере 9-х классов). -11 Смоленска). Отмечено, что у большинства школьников возникают субъективные трудности в ситуации проверки знаний. Авторы дают психологическую оценку индивидуально-психологических особенностей с точки зрения их влияния на результаты, выделяют достоинства и недостатки. Также в работе описаны особенности работы с разными категориями учащихся. Акцент делается на организацию психологической работы не только с учащимися, родителями, учителями.
- Copyright
- © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы Международной конференции по развитию образования в России и странах СНГ (ICEDER 2018)
- Серия
- Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных наук Исследования
- Publication Date
- December 2018
- ISBN
- 10. 2991/iceder-18.2018.30
- ISSN
- 2352-5398
- DOI
- https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30How to use DOI?
- Copyright
- © 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью AU — Ирина Морозова AU — Ксения Кузьмина AU — Наталья Кузнецова КГ — 2018/12 СР — 2018/12 ТИ — Проявление индивидуально-психологических особенностей учащихся в ситуации проверки знаний: особенности работы БТ — Материалы Международной конференции по развитию образования в России и странах СНГ (ICEDER 2018) ПБ — Атлантис Пресс СП — 168 ЭП — 173 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30 DO — https://doi.org/10.2991/iceder-18.2018.30 ИД — Морозикова2018/12 Скорая помощь —
скачать .riscopy в буфер обмена
Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью
= 768 && window. innerWidth
Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью
2021 // DOI: 10.31149/ijie.v4i2.1269
DOI: 10.31149/ijie.v4i2.1269
Юлдашева Махлиё Бахтиёровна, Зарнигор Эргашова
Метрика
- 0 Просмотры
- 0 загрузок
0 просмотров // 0 загрузок
Цитата
Юлдашева, Махлиё Б., Зарнигор Эргашова. «Социально-психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера и агрессивностью». Международный журнал интегрированного образования , том. 4, нет. 2, 2021, стр. 363-366, doi: 10.31149/ijie.v4i2.1269.
Скачать файл цитаты:
РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)
БибТекс (LaTeX)
Посмотреть оригинал
Реферат
Социально-психологическая поддержка — комплекс профилактических, воспитательных, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспективы своего личностного роста. Процесс социально-психологического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. В статье представлено исследование акцентуаций характера и агрессивного поведения в подростковом возрасте и представлены результаты эмпирического исследования.
Полный текст
Еще из этого журнала
Сравнительное исследование ловкости и гибкости игроков мужского пола государственного и национального уровня в гандболе и волейболе округа Пунч (Джамму и Кашмир)
Открытый доступ 2019
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize. window=»setToolTipPosition($el)»> +
другиедругие×
Авторы
Нирадж Шарма, Шафкит Хусейн
Особенности обучения
Открытый доступ 2020
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +
другиедругие×
Авторов
Эрназаров Алишер Эргашевич
Методология использования технологий виртуального образования в преподавании биологических наук в высших учебных заведениях
Открытый доступ 2021
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.