Архетип — Психологос
Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание.
Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов. Так как архетипы — бессознательны, то влияние архетипа сознанием полностью не осознается и поэтому проецируется вовне (все бессознательное проецируется, и все, что проецируется — бессознательно) и сопровождается эмоциями (аффектами, как и любая проекция).
При осознании «охваченности» архетипом — его влияние сходит на нет и ассимилируется сознанием. При неосознании архетипа его воздействие продолжается, пока не «застывает» в Персоне — очередной маске эго-сознания. Сами архетипы — суть формы, паттерны и наполняются конкретным личным содержанием только при воздействии на определенное сознание. Поэтому и говорится, что наследуются не «архетипические представления», а именно паттерны — пустые формы, сам вид, форма воздействия. Образы, в которые проецируются архетипы, называются архетипическими представлениями, архетипическими образами и т.д. — например мандала, как архетипический образ Самости.
Этот термин ввел в психологическую теорию Карл Юнг, и именно с его именем связано развитие данного понятия. Он различал два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное, черпающее свое содержание из опыта жизни конкретного человека, и коллективное бессознательное, содержание которого наследуется и является универсальным у представителей определенного биологического вида. Коллективное бессознательное состоит из архетипов. Юнг описывал их как первичные образы, существовавшие с незапамятных времен, но лишенные ясного содержания. Их специфическое содержание как реализованных образов обеспечивается материалом сознательного опыта. Таким образом, архетип как таковой — это пустая форма, которая должна выводиться или извлекаться посредством абстракции из класса известных по опыту образов или символов.
Эго – центральный архетип в сфере сознания.
Персона – архетип, который показывает компромисс между индивидом и обществом, это маска (соответствует фрейдовскому «Сверх-Я»), которую человек надевает при встречах с другими. Маска, утверждает Юнг, есть то, что человек по сути дела не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека. Персона – внешнее выражение социальности, она дает возможность, с одной стороны, производить определенное впечатление на людей, а с другой – скрыть свою истинную природу, свою индивидуальность.
«Тень» – центральный архетип в сфере бессознательного, в котором сосредоточена негативная сторона человека. «Тень» – это все низменное, примитивное, подспудно дремлющее в глубинах человеческого существа и скрывающееся за масками благопристойности.
«Анима» и «Анимус» – архетипы женского и мужского начала, содержащиеся в образах человеческого «Я» и символизирующие собой противоположный пол.
«Самость» – центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека. Под самостью он понимает и подлинный субъект, и целостную личность, и цель жизни человека.
Юнг начал разработку понятия архетипа в ранние годы своей работы в психиатрической больнице Бургхёльцли, где он заметил, что некоторые из его малообразованных психотических пациентов имели опыт переживания универсальных религиозных и мифологических символов. Во многих случаях было ясно, что пациент не мог получить сведения об этом символе в ходе своего обучения; таким образом, его появление в мыслях или фантазиях больного должно было представлять спонтанный прорыв бессознательного материала, не выводимого из личного жизненного опыта. Впоследствии Юнг исследовал архетипический мир посредством тщательного анализа своих собственных сновидений и фантазий.
К архетипам, которым Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость.
Упомянутые архетипы, как правило, воспринимаются в персонифицированной форме. Они могут появляться как персонажи сновидений и служат источником таких культурных символов, как боги и богини. Они также широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людей. Каждый архетип может выражаться в большом разнообразии персонификаций. Конкретный образ анимы может быть положительным или отрицательным и подчеркивать любые качества из допустимого их множества: сексуальность, красоту, Мудрость, Духовность, Моральную добродетель, разрушительность и т. д. Другие архетипы, которые Юнг называет архетипами трансформации, не появляются в персональной форме. Они проявляются во многих ситуациях, местах, орудиях, событиях наших сновидений, определяя соответствующие мотивы фольклора. Юнг полагал, что ему удалось идентифицировать наиболее важные архетипы, но нельзя исключить, что общее их число бесконечно, и составить их полный список невозможно.
Архетипы личности и как они работают — Психология эффективной жизни
Предлагаю поговорить о том, что такое архетипы личности и почему важно иметь о них представление. Начну с двух историй. На первый взгляд они схожи: их героиням удалось справиться с конфликтами, длившимися несколько лет. Но дело в том, что в этих ситуациях к успеху привели прямо противоположные стратегии!
Случай первый: архетип ЛюбовникЖенщина работает бухгалтером. В своей организации она не единственный специалист — там существует целый отдел бухгалтерии. И у этой бухгалтерии имеется, если можно так выразиться, «экзистенциальный враг» в лице одного из государственных фондов. По неизвестной причине каждый контакт бухгалтеров с фондом заканчивается пресловутым выходом из зоны комфорта. Обязательно нервы, конфликт, отрицательные эмоции, преодоление.
Во время диагностики я выявил у женщины наличие в непроявленном виде архетипа Любовник. Тут надо пояснить: я занимаюсь вопросами профориентации для взрослых, для чего пользуюсь концепцией архетипов американки Кэрол Пирсон. В ее интерпретации наличие архетипа Любовник означает, что у человека, помимо прочего, имеется потенциал дипломата, миротворца. Или, выражаясь по-модному, медиатора, фасилитатора и т. д.
Что значит, если архетип в непроявленном виде? Это значит, что какие-то особенности своего поведения клиент не осознает. Это значит, что они целиком обусловлены областью бессознательного. Если продемонстрировать человеку некоторые закономерности в ряде его поступков, то первой реакцией станет удивление: «Ого, как я раньше этого не замечал!»
Закономерности поведения могут укладываться в шаблоны. Архетип Любовник — это один из них. Осознав свои шаблоны, дальше клиент начинает задумываться о том, как применить их с пользой для себя. Именно таким было домашнее задание, которое клиентка получила от меня. В ближайшие две недели после диагностики ей в порядке эксперимента предстояло осознанно применять выявленный шаблон в каких-нибудь ситуациях. И женщина выбрала для эксперимента как раз ситуацию с государственным фондом.
Как это было? Впоследствии клиентка рассказала, что настроила себя на то, что очередной ее поход в фонд пройдет тихо-мирно. Так и получилось. Впервые за долгие годы все прошло без помех. Она с ходу смогла сдать отчетность, среди сотрудниц фонда даже нашлась милая девушка, которая помогла ей исправить на ходу какую-то ошибку. Женщина была в шоке. Рассказала коллегам, те ответили, что это всего лишь счастливая случайность.
Уверен, что найдутся люди, которые объяснят финал истории не наличием у клиентки способностей дипломата, а всего лишь эффектом ожидания (эффектом Розенталя). Мол, раз женщина настроилась на положительный результат, то его и получила.
На самом деле создатель теории архетипов Карл Густав Юнг изучал совпадения между психическим и физическим задолго до Роберта Розенталя. У него даже была по этому поводу любопытная концепция синхронистичности. Но, углубляясь в нее, мы уйдем далеко в сторону. Чтобы показать, что не все можно списать на эффект ожидания, уместнее рассказать второй случай.
Случай второй: архетип БунтарьВо втором случае имелся конфликт с отцом. Тот ушел из семьи, когда клиентка была еще подростком. Спустя более чем 15 лет отношения с ним оставались крайне сложными.
На диагностике у женщины выявился архетип Бунтарь. Его рецепт успеха противоположен Любовнику. Если шаблону Любовника близка философия кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!»), то Бунтарь предпочитает идти напролом, чужие чувства его не волнуют. Интересно, что сразу семь проявлений Бунтаря заявили о себе на следующий день после диагностики. Произошедшее в дальнейшем экспериментом не было, все получилось спонтанно.
Итак, через месяц или два у клиентки случается счастливое событие: она выходит замуж. Почему бы не использовать это как повод для примирения с отцом? Он был приглашен на свадьбу. Как вы понимаете, положительных ожиданий было более чем. Вопреки Розенталю они совсем не помогли: отец обещал приехать, но обманул. Выходка родителя обернулась скандалом во всю ивановскую, который клиентка закатила своему отцу по скайпу. Наша героиня скандала не хотела, но сдержаться не могла. Это была такая ссора, после которой люди рвут отношения навсегда.
Удивительнейшим образом отношения с отцом после скандала… наладились. Родитель вдруг проникся к дочери уважением, стал даже консультироваться с ней по профессиональным вопросам — чего представить прежде было просто невозможно.
Вновь вопрос: как объяснить произошедшее? Вроде бы напрашивается ответ, что финал был продиктован обстановкой. Мол, к одному человеку надо подходить с кнутом, а к другому с пряником. Однако подобные рассуждения в попытках объяснить нечто через внешние факторы парадоксальным образом льют воду именно на мельницу теории архетипов.
Индивидуальность и шаблоны
Посудите сами. Вот два утверждения:
- «Человек добился успеха, потому что применил (сознательно или нет) сильные стороны своего архетипа-шаблона».
- «Человек добился успеха из-за внешних факторов, которые он не контролирует (эффект ожиданий, случайность, особенности ситуации)».
Оба эти утверждения — на самом деле об одном и том же. О том, что на жизнь человека влияет некая внешняя по отношению к нему сила, которую следует учитывать, подстраиваться под нее. Которая ограничивает тем самым субъектность человека. Древние люди называли эту силу богами. А Юнг называл ее… архетипами.
Как он это объяснял? Через концепцию синхронистичности, о чем я уже упоминал. Эта концепция выходит далеко за пределы психологии, поэтому здесь не место и не время ее обсуждать. Зафиксируем пока что главное.
По Юнгу, люди — разные. Причина того, что люди разные, — в существовании архетипов. Будучи разными, люди могут добиваться одинаково успешных результатов с помощью разных методов. Тому есть множество примеров, в том числе классических.
В Казани на льнокомбинате работали две передовые ткачихи, Шакирова и Лаврентьева. У Шакировой был проактивный подход к рабочему процессу: она считала, что любые неблагоприятные ситуации надо заранее предупреждать. А Лаврентьева исповедовала реактивный метод: никакой профилактикой не занималась, но, если что-то шло не так, быстро реагировала на проблему. При этом обе были одинаково успешны, фото обеих висели на доске почета. Заставлять обеих менять подходы к организации труда было совершенно бесполезно.
Наблюдая за ткачихами, будущий корифей советской психологии Евгений Климов создал концепцию «индивидуального стиля деятельности», по которой защитил диссертацию в 1959 году. Суть концепции в том, что люди разные. Это открытие было совершено независимо от Юнга.
Казалось бы, сейчас я пытаюсь доказывать очевидное. Ну, это же очевидно, что люди разные? Абсолютно нет. Идея Климова об индивидуальных стилях прижилась в спорте высших достижений, где на кону большие ставки. А вот до массового рынка она до сих пор не дошла.
Массовое профессиональное обучение в мире все еще построено на том, что люди одинаковые. Что существуют универсальные для всех эффективные методы выполнения той или иной работы. Что можно написать книжку с универсальными рецептами того, как стать миллионером, и каждый сможет разбогатеть по этому шаблону (этой иллюзией увлекался небезызвестный Наполеон Хилл).
В 1920–1930-е годы в Советском Союзе всех заставляли в одинаковом ритме двигать пилой и махать кувалдой — это уже творчество Алексея Гастева из ВЦСПС. Сейчас говорят, что наследие Гастева необходимо обновить. То есть существенного прогресса в понимании того, что люди разные, не произошло.
На самом деле важно запомнить: если вы хотите быть успешными, надо искать те шаблоны, которые подходят под ваши психологические особенности. Конечно, 7 млрд шаблонов по количеству живущих на Земле людей создать нельзя. Но сформировать 5–15 шаблонов, более-менее учитывающих индивидуальность, — абсолютно реальное дело.
Психотипы vs архетипы
Догадливый читатель скажет: «Подождите! Сейчас вы говорите про психологические типы! При чем тогда здесь архетипы?»
Отвечаю: психологические типы соотносятся с архетипами, как форма и содержание. Юнг был поклонником философии Иммануила Канта. Последний считал, что существуют непознаваемые «вещи в себе» (ноумены), которые проявляют себя через так называемые феномены.
Здесь архетип — это «вещь в себе», а психологический тип — это феномен.Если проследить, каким образом Юнг придумал известную пару психологических типов «экстраверты/интроверты», бросается в глаза, что в ее основе лежит противопоставление архетипов Персона и Тень. 16 психологических типов знаменитого опросника MBTI представляют собой комбинации составных частей архетипа, который Юнг называл Четверицей (Quaternity).
Со временем, когда Джеймс Хиллман призвал отказаться от противопоставления архетипов и архетипических образов, ряд юнгианцев начали смешивать архетипы с психологическими типами. Но изначально это было задумано именно как содержание (ноумен) и форма (феномен).
Из этого логично вытекает следующий вопрос: зачем забивать себе голову архетипами, если есть психотипы? Подтверждаю: если ваша жизнь стабильна, изменений в психотипе нет, то забивать голову архетипами — совершенно лишнее!
Однако есть одна неприятная новость: со временем ваш психотип меняется.
Чтобы понять, что происходит и почему, надо разбираться уже не в форме, а в содержании. Не в классификации психотипов, а вообще в сути явления. Поэтому в данном случае без учения об архетипах уже не обойтись.
Каково участие архетипа в этом процессе? Как это сказывается на вашей жизни? Насколько часто это происходит? На эти вопросы я отвечу в другой раз (https://psy.systems/post/arxetip-lichnosti-vinovnik-vozrastnogo-krizisa).
От редакции
Чтобы понять учение Карла Юнга, его нужно читать! Одна из самых известных его работ — «Очерки по психологии бессознательного». Мы прочли ее за вас и выделили ключевые идеи: https://psy. systems/post/karl-gustav-yung-jcherki-po-psixologii-bessoznatelnogo.
Соционика как самостоятельная система типологии личности выросла на почве учения Юнга. Об основах соционики рассказывает типировщик Надежда Дубоносова: https://psy.systems/post/kak-podobrat-kluch-k-lubomu-osnovy-socioniki.
За несколько десятков лет своего существования соционика успела заметно эволюционировать. О новейших тенденциях этого направления можно прочесть в книге Тимура Процкого «Современная соционика»: https://psy.systems/post/timur-prockij-sovremennaya-socionika.
Понимать, что мы разные, — это одно. Совсем другое — понимать, как эти отличия влияют на нашу коммуникацию. Преподаватель риторики и консультант в области психологии общения и публичных выступлений
Карл Юнг: Архетипы и аналитическая психология
- Фрейдистская психология
Исследование области коллективного бессознательного Карла Юнга и живущих в нем архетипов.
Постоянная ссылка Распечатать |
Зигмунд Фрейд (спереди слева) и Карл Юнг (спереди справа) в Университете Кларка в 1909 году.
Эта страница доступна для зарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.
Ссылки
- Фрейд, С. (1899). Толкование снов . Лейпциг и Вена: Франц Дойтик.
- Зимбардо, П.Г. (1971). Власть и патология тюремного заключения. Отчет Конгресса. Серийный номер 15, 25 октября 1971 г.
- Юнг, Карл и Делл, С.М. (1939). Интеграция личности (английский перевод). Нью-Йорк: Фаррар и Райнхарт.
Самые читаемые
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
Окна в душу
Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?
У вас стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Привязанность и отношения
Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
31 Защитные механизмы
Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты своего эго.
Раб своей роли?
В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?
Тесты личности
Какой ты архетип?
Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.
Ты злишься?
Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!
У тебя стресс?
Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.
Память как у золотой рыбки?
Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.
Вы зациклились?
Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.
Руководства по самопомощи
Интерпретация ваших снов
Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.
Как читать язык тела
Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.
Как справиться со стрессом и успешно сдать экзамены
Если вы один из тех, кто испытывает стресс, когда дело доходит до сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.
Подписаться Мир Психолога
Архетипы, личность и коллективное бессознательное
Карл Юнг был одним из первых сторонников Фрейда из-за их общего интереса к бессознательному. Он был активным членом Венского психоаналитического общества (ранее известного как Психологическое общество среды).
Когда в 1910 году была образована Международная психоаналитическая ассоциация, Юнг стал ее президентом по просьбе Фрейда.
Однако в 1912 году, во время лекционного турне по Америке, Юнг публично раскритиковал теорию Фрейда об Эдиповом комплексе и его упор на инфантильную сексуальность. В следующем году это привело к необратимому расколу между ними, и Юнг продолжил разработку своей собственной версии психоаналитической теории.
Большинство предположений Юнга о его аналитической психологии отражают его теоретические разногласия с Фрейдом. Например, хотя Юнг соглашался с Фрейдом в том, что прошлые и детские переживания человека определяют будущее поведение, он также считал, что наше будущее (стремления) также формирует нас.
Различия между Юнгом и Фрейдом
Содержание
Теория либидо
Юнг (1948) не соглашался с Фрейдом относительно роли сексуальности. Он считал, что либидо — это не просто сексуальная энергия, а обобщенная психическая энергия.
Для Юнга целью психической энергии было мотивировать человека рядом важных способов, включая духовное, интеллектуальное и творческое. Это также было источником мотивации человека для поиска удовольствия и уменьшения конфликта 9.0013
Теория бессознательного
Как и Фрейд (и Эриксон), Юнг рассматривал психику как состоящую из ряда отдельных, но взаимодействующих систем. Тремя главными были эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Согласно Юнгу, эго представляет собой сознательный разум, поскольку оно включает в себя мысли, воспоминания и эмоции, о которых знает человек. Эго в значительной степени отвечает за чувство идентичности и преемственности.
Подобно Фрейду, Юнгу (1921, 1933) подчеркивал важность бессознательного по отношению к личности. Однако он предположил, что бессознательное состоит из двух слоев.
Первый слой, называемый личным бессознательным, по сути такой же, как и версия бессознательного Фрейда. Личное бессознательное содержит временно забытую информацию, а также вытесненные воспоминания.
Юнг (1933) выделил важную особенность личного бессознательного, названную комплексами. Комплекс — это совокупность мыслей, чувств, отношений и воспоминаний, сосредоточенных на одном понятии.
Чем больше элементов присоединено к комплексу, тем сильнее его влияние на личность. Юнг также считал, что личное бессознательное гораздо ближе к поверхности, чем предполагал Фрейд, и что юнгианская терапия меньше связана с подавленными детскими переживаниями.
Это настоящее и будущее, которое, по его мнению, было ключом как к анализу невроза, так и к его лечению.
Коллективное бессознательное
Однако, безусловно, наиболее важное различие между Юнгом и Фрейдом заключается в представлении Юнга о коллективном (или надличностном) бессознательном. Это его самый оригинальный и противоречивый вклад в теорию личности.
Коллективное бессознательное представляет собой универсальную версию личного бессознательного, содержащую психические паттерны или следы памяти, общие с другими представителями человеческого вида (Юнг, 1928).
Эти воспоминания предков, которые Юнг называл архетипами, представлены универсальными темами в различных культурах, выраженными в литературе, искусстве и снах.
«Форма мира, в котором [человек] рождается, уже врождена в нем, как виртуальный образ» (Юнг, 1953, с. 188).
Согласно Юнгу, человеческий разум имеет врожденные характеристики, «отпечатанные» в нем в результате эволюции. Эти универсальные предрасположенности проистекают из прошлого наших предков.
Примерами могут служить боязнь темноты или змей и пауков, и интересно, что эта идея недавно возродилась в теории подготовленного обусловливания (Seligman, 1971).
Однако более важными, чем отдельные тенденции, являются те аспекты коллективного бессознательного, которые развились в отдельные подсистемы личности. Юнг (1947) назвал эти родовые воспоминания и образы архетипами.
Юнгианские архетипы
Юнгианские архетипы определяются как образы и темы, происходящие из коллективного бессознательного, как это было предложено Карлом Юнгом. Архетипы
имеют универсальное значение в разных культурах и могут проявляться в снах, литературе, искусстве или религии.
Юнг (1947) считает, что символы разных культур часто очень похожи, потому что они возникли из архетипов, общих для всей человеческой расы, которые являются частью нашего коллективного бессознательного.
Для Юнга наше примитивное прошлое становится основой человеческой психики, направляя и влияя на настоящее поведение. Юнг утверждал, что идентифицировал большое количество архетипов, но уделял особое внимание четырем.
Юнг обозначил эти архетипы как Самость, Персона, Тень и Анима/Анимус.
Персона
Персона (или маска) — это внешнее лицо, которое мы представляем миру. Он скрывает наше истинное «я», и Юнг описывает его как архетип «конформизма». Это публичное лицо или роль, которую человек представляет другим как нечто отличное от того, кем мы являемся на самом деле (например, актер).
Анима/Анимус
Еще один архетип — анима/анимус. «Анима/анимус» — это зеркальное отражение нашего биологического пола, то есть бессознательной женской стороны у мужчин и мужских тенденций у женщин.
Каждый пол отражает взгляды и поведение другого пола благодаря многовековому совместному проживанию. Психика женщины содержит мужские аспекты (архетип анимуса), а психика мужчины содержит женские аспекты (архетип анимы).
Тень
Далее идет тень. Это животная сторона нашей личности (как Ид у Фрейда). Это источник как нашей творческой, так и разрушительной энергии. В соответствии с эволюционной теорией архетипы Юнга могут отражать предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.
Самость
Наконец, есть Самость, которая дает ощущение единства опыта. Для Юнга конечной целью каждого человека является достижение состояния самости (аналогично самоактуализации), и в этом отношении Юнг (как и Эриксон) движется в направлении более гуманистической ориентации.
Это, безусловно, было убеждением Юнга, и в своей книге «Неоткрытое Я» он утверждал, что многие проблемы современной жизни вызваны «прогрессирующим отчуждением человека от своей инстинктивной основы». Одним из аспектов этого являются его взгляды на значение анимы и анимуса.
Юнг утверждает, что эти архетипы являются продуктом коллективного опыта мужчин и женщин, живущих вместе.
Однако в современной западной цивилизации мужчинам не рекомендуется жить своей женской стороной, а женщинам — выражать мужские тенденции. Для Юнга результатом было то, что полное психологическое развитие обоих полов было подорвано.
Вместе с господствующей патриархальной культурой западной цивилизации это привело к обесцениванию женских качеств в целом, а преобладание персоны (маски) возвысило неискренность до образа жизни, не подвергаемого сомнению миллионами в их повседневной жизни .
Критическая оценка
Идеи Юнга (1947, 1948) не были так популярны, как идеи Фрейда. Это могло быть связано с тем, что он не писал для неспециалистов, и поэтому его идеи не были так широко распространены, как идеи Фрейда. Это может быть также потому, что его идеи были немного более мистическими и неясными, и менее ясно объясненными.
В целом современная психология недоброжелательно отнеслась к теории Юнга об архетипах. Эрнест Джонс (биограф Фрейда) говорит, что Юнг «спустился в псевдофилософию, из которой он так и не вышел», и для многих его идеи больше похожи на мистические спекуляции Нью-Эйдж, чем на научный вклад в психологию.
Однако, хотя исследование Юнгом древних мифов и легенд, его интерес к астрологии и увлечение восточной религией можно рассматривать в этом свете, также стоит помнить, что образы, о которых он писал, как исторический факт, оказали неизгладимое влияние на человеческий разум.
Кроме того, сам Юнг утверждает, что постоянное повторение символов из мифологии в личной терапии и в фантазиях психотиков поддерживает идею врожденного коллективного культурного остатка. В соответствии с эволюционной теорией может случиться так, что архетипы Юнга отражают предрасположенности, которые когда-то имели ценность для выживания.
Юнг предположил, что человеческие реакции на архетипы подобны инстинктивным реакциям животных. Одна из критических замечаний Юнга заключается в том, что нет никаких доказательств того, что архетипы имеют биологическую основу или сходны с животными инстинктами (Roesler, 2012).
Более поздние исследования показывают, что архетипы не рассматриваются как чисто биологические, а возникают непосредственно из нашего опыта и являются отражением языковых или культурных особенностей (Young-Eisendrath, 1995).
Однако работа Юнга также внесла свой вклад в господствующую психологию, по крайней мере, в одном важном аспекте. Он первым выделил две основные установки или ориентации личности — экстраверсию и интроверсию (Юнг, 1923).
Он также определил четыре основные функции (мышление, чувство, восприятие и интуиция), которые в перекрестной классификации дают восемь чистых типов личности.
Психологи, такие как Ганс Айзенк и Рэймонд Кеттелл, впоследствии развили это. Таким образом, Юнг не только был культурной иконой для поколений студентов-психологов, но и выдвигал идеи, которые были важны для развития современной теории личности.
Ссылки
Jung, CG (1921). Психологические типы. Собрание сочинений К. Г. Юнга, Vol. 6 Боллинген Серия ХХ.
Юнг, К.Г. (1923). Об отношении аналитической психологии к поэтическому искусству 1 . Британский журнал медицинской психологии, 3 (3), 213-231.
Юнг, К.Г. (1928). Вклад в аналитическую психологию . Нью-Йорк: Harcourt Brace
Jung, CG (1933). Современный человек в поисках своей души.
Юнг, К.Г. (1947). О природе психики . Лондон: Ковчег в мягкой обложке.
Юнг, К.Г. (1948). Феноменология духа в сказках. Архетипы и коллективное бессознательное , 9 (часть 1), 207–254.
Юнг, К.Г. (1953). Собрание сочинений. Том. 12. Психология и алхимия.