Психология безопасного поведения — Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой
В современном мире появляются всё более новые опасности для жизни человека. Безопасность жизни, прежде всего, обеспечивается умением человека грамотно реагировать на эти риски, управлять ими и вовремя отказаться от них. Об актуальной сегодня проблеме личной психологической безопасности размышляли студенты инженерно-строительного факультета, групп 16-ПГС-1, 16-ПГС-2, в рамках кураторского часа на тему: «Психология безопасного поведения».
В начале встречи участники занятия посмотрели видеофильм о нетрадиционных религиозный объединениях, наносящих психологический ущерб человеку, «Религия обмана».
По окончанию фильма к разговору со студентами присоединился приглашенный врач-психиатр Андрей Владимирович Веретенок
- Стресс – комплексное психическое и физиологическое состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс (эустресс) может оказывать положительное влияние на жизнедеятельность человека, но только до определенного критического уровня. При повышении этого уровня происходит процесс истощения организма и нарушение его деятельности (дистресс). Усилить стрессоустойчивость организма, можно при помощи: спорта, прогулок на свежем воздухе, общения с близкими людьми, соблюдения режима дня, полноценного питания, массажа, витаминов, ароматерапии, смеха, посещения культурных и развлекательных учреждений.
- Пагубные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение). Находящийся во власти опасных привычек человек считает свои действия само собой разумеющимися, вживается в порочный образ жизни, не представляя, что есть множество людей, которые свободны от этого. Соблюдая здоровый образ жизни, можно не только сохранить собственную жизнь, но и здоровье своей семьи, близких и общества в целом.
- Нетрадиционные религиозные объединения (секты). Их разрушительная деятельность ведет к полной дезадаптации человека: нарушение психики, возникновение проблем со здоровьем, уход из дома и учебного заведения, проявление агрессии к близким людям, развод и разрушение семейных отношений.
- Компьютерные игры, где игрок уже не пассивный зритель, а активный участник действия. В сознании человека, заболевшего игроманией, виртуальный компьютерный мир смешивается с реальностью, что оказывает мощное воздействие на психическое здоровье и формирует пассивное восприятие мира.
- Деструктивные социальные группы в сети Интернет, воздействующие главным образом на сознание человека, посредством манипулирования и зомбирования. Для людей, не имеющих большого жизненного опыта, психически незрелых, склонных к депрессивным состояниям и людей со слабым типом нервной системы, воздействие данных групп может иметь катастрофические необратимые последствия.
В ходе кураторского часа студенты инженерно-строительного факультета активно участвовали в беседе, дискутировали, задавали вопросы, а также отметили всю серьёзность и актуальность проблемы психологической безопасности современной молодёжи.
В заключение хотелось бы сказать, что в современном информационном мире безопасное поведение должно стать неотъемлемой частью жизни абсолютно каждого человека. Для профилактики от возможного негативного воздействия необходимо знать и в повседневной жизни соблюдать ряд общеизвестных правил личной безопасности.
- Ни при каких обстоятельствах не сообщать незнакомым людям свои личные данные (адрес, телефон, паспорт).
- Критически воспринимать «приятную» информацию от «приятных» людей.
- Не верить всем предложениям, требованиям подозрительных лиц без предъявления ими необходимых документов, адреса, телефона своей организации.
- При подозрении на обман или мошенничество звонить в милицию.
- Внимательно анализировать и критически оценивать предложения нетрадиционных религиозных объединений.
- Не открывать подозрительные письма от неизвестных вам людей и следить, безопасна ли ссылка для перехода, игнорировать спам.
- В социальных сетях удалить из «друзей» всех тех, кого вы действительно не знаете лично или не общались очень давно.
- Отключить геолокацию в своем телефоне, с ее помощью можно с легкостью определить Ваше местонахождение.
- Говорить «НЕТ» во всех случаях, когда развитие событий может быть опасным для Вашего здоровья.
- Учиться распознавать лживые, обтекаемые ответы, уход от вопросов, методы внушения и программирования.
- Обходить толпу, она не всегда права, но всегда опасна.
- Соотносить происходящие события, своё поведение и поступки с нормами административной или уголовной ответственности.
- В сложных ситуациях спрашивать совета у близких и родных людей.
- Научиться понимать стресс и послестрессовые расстройства.
- Не стесняться обращаться к психологу, он подскажет, как избежать длительных и ненужных переживаний.
Татьяна Владимировна Полянская, педагог-психолог СППС ОВРМ
Поделиться
Формирование безопасного поведения у младших школьников на этапе поступления в школу
Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. На протяжении нескольких столетий человечество формировало и улучшало технические ресурсы с целью обеспечить безопасность и комфортность собственной жизни. В результате человек оказался перед лицом опасностей, связанных с созданием и применением техники. В трудной ситуации, при появлении опасности взрослому человеку помогает «инстинкт самосохранения, проворность, скорость действий [4]. К сожалению, дети данными свойствами владеют не в полной мере и, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение. В силу возрастания объема опасностей нужна кропотливая подготовка не только взрослых, но и детей к обеспечению своей безопасности [3].
Согласно требованиям Федерального государственного стандарта (ФГОС), основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) должна включать Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Это документ, представляющий собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО [3].
Современные психологические исследования раскрыли разнообразные аспекты безопасности. Под безопасностью понимается особая характеристика, отражающая защищенность и сохранение способности к развитию отдельного субъекта и различных групп. Признавая психологический пласт безопасности основным при построении безопасного поведения, ученые на сегодняшний день выявили психологические закономерности, принципы и ресурсные основания ее обеспечения, вскрыли различные механизмы построения: дана характеристика разных видов безопасности и различных условий ее обеспечения [6]. Значительное внимание уделено вопросам самообеспечения безопасности человека в экстремальных ситуациях. Исследования показывают необходимость проектирования обучения безопасному поведению с учетом особенностей каждого субъекта. В полной мере это относится к детям младшего школьного возраста.
Особенно важно обучение детей основам безопасного поведения с момента поступления в школу.
Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников – предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение. Безопасное поведение в этой связи может пониматься как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность к дальнейшему развитию. В процессе формирования безопасного поведения должны учитываться и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей приблизительно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст сравнительного спокойного и равномерного физического формирования, и в тоже время, данный этап характеризуется бурным эмоциональным развитием, новизной восприятия. Хорошо известно, что у младших школьников доминирует наглядно-образное понимание и зрительный контроль, которые позволяют запомнить события и предметы, их описание и определения. Школа вносит важные перемены в жизнь ребенка. Стремительно меняется весь уклад жизни его существования, его общественный статус в коллективе, в семье. Главной и основной деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Учение – это серьёзный труд, требующий развития таких качеств у ребёнка, как организованность, дисциплинированность, саморегуляция.
На этапе адаптации у первоклассника возникают трудности, которые связаны с особенностями школьного режима и требованиям учителя. Учитель еще не знает индивидуальных особенностей детей и поэтому еще не может обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. На этом этапе педагог обязан формировать у обучающихся ощущение того, что и класс, и школа – это не чуждая ему среда, а дружеский коллектив ровесников, старших товарищей и наставников. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться двенадцать лет.
Безопасное поведение на этом этапе недостаточно освоено ребенком, поэтому опасность может расцениваться как смелость. Ярким примером такого поведения служит поведение первоклассников из фильма «Внимание, черепаха», когда дети не чувствуют опасность.
Итак, актуализируется задача учителя начальной школы по подготовке детей к безопасной жизнедеятельности. С поступлением в школу ребенок в первый раз встречается с рядом строгих правил и школьных прямых обязанностей, обусловливающих всегда его действия в школе, дома. Первоклассник только приступает к овладению умениями производить оценку своих действий. В силу этого на начальном этапе его обучения безопасному поведению следует спрашивать у ученика детальное пояснение абсолютно всех совершаемых им действий с целью осознания им их значения. Именно учитель должен обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.
В современной педагогической науке появилось новое направление – педагогика безопасности, изучающая закономерности развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) человека [7]. Данный опыт формируется в детском возрасте в условиях образовательных организаций, в частности, в начальной школе, когда происходит активное освоение мира, расширяется круг общения и взаимодействия, сфер деятельности, географии передвижения ребенка [1].
Ученые выделяют этапы формирования навыков безопасного поведения младших школьников: 1 этап – информационный, когда младшие школьники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении; 2 этап – мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения; 3 этап – тренировочный, предполагающий упражнения в применении навыков безопасного поведения [5].
Важным условием формирования навыков безопасного поведения у первоклассников считаем создание безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Все школьные помещения должны соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся (в классах, в столовой, в спортивном зале, на стадионе и пр.). Обязательно функционирование медико-психологической службы.
Организация физкультурно-оздоровительной работы на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сформировать у обучающихся силовые качества, ловкость, быстроту реакции и в целом, повысить адаптивные функции организма, важные для сохранения и укрепления психологического, физического и социального здоровья.
Использование учителем стиля, методов и приемов общения, технологии учебного сотрудничества, групповой работы способствуют формированию у детей чувства уверенности в своих силах, созданию ситуации успеха, снятию чувства тревожности, агрессивности. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера способствует развитию чувства защищенности, комфорта, что определяет адекватное поведение детей в различных, в т. ч., опасных ситуациях.
Целенаправленная систематическая работа по формированию дисциплины в детском коллективе, следование четкому распорядку учебного дня позволяют сформировать в детях ответственность, дисциплинированность, пунктуальность и др. качества, необходимые для формирования безопасного поведения.
Развитие компонентов учебной деятельности: обучение планированию, прогнозированию и контролю этапов деятельности дает возможность научить детей четко распределять учебное время, а затем и свободное, заранее продумывать маршруты движения, быстро выполнять различные действия, что является хорошей основой для безопасного поведения.
Существует ряд дополнительных образовательных программ, направленных на формирование практических навыков безопасности жизнедеятельности: «Первая помощь», «Я и безопасность». Учителя разрабатывают самостоятельно практико-ориентированные курсы и формы внеурочной деятельности, позволяющие развивать волю, выдержку, смелость, умения преодолевать трудности: «Веревочные курсы», туристские походы, курс «молодого бойца», соревнования «Помоги другу», «Военные сборы» и др.
Важна просветительская работа с родителями (законными представителями) по формированию единого подхода к формированию навыков безопасного поведения младших школьников и т.п.; привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр, тренировочных занятий по оказанию первой помощи и т. п.
Итак, младший школьный возраст – это период быстрого усвоения накопленных знаний и опыта. В силу этого важно не только беречь первоклассника от опасности, но и целенаправленно и осознанно готовить его к встрече с вероятными проблемами в сфере личной безопасности, приучать его к построению безопасного поведения в быту.
Таким образом, формирование навыков безопасного поведения младших школьников на этапе поступления в школу представляет целостную систему работы и организации жизнедеятельности детей в условиях образовательного учреждения, включающую несколько направлений работы: организация просвещения обучающихся по правилам безопасного поведения, формирование умений и навыков безопасного поведения в процессе изучения практико-ориентированных курсов, организации внеурочной работы, создание безопасной образовательной среды, организация физкультурно-оздоровительной работы, сотрудничество с педагогом-психологом и с родителями, использование учителем методов и приемов работы, обеспечивающих деятельностный характер обучения безопасному поведению, психоэмоциональное благополучие каждого ребенка.
Психология поведенческой безопасности
Многие компании потратили много времени и усилий на повышение безопасности, обычно путем решения проблем с оборудованием и установки систем управления безопасностью, которые включают регулярные (например, ежемесячные) проверки безопасности линейным руководством. В течение ряда лет эти усилия, как правило, приводят к резкому снижению аварийности.
Часто, однако, остается плато мелких аварий, которые, кажется, упорно сопротивляются всем усилиям по их устранению. Хотя многие из них связаны с небрежностью людей или плохим отношением к безопасности, большинство из них вызвано глубоко укоренившимся небезопасным поведением. Поведенческая безопасность решает эти проблемы, используя проверенные методы управления, которые почти всегда приводят к положительным пошаговым изменениям в показателях безопасности и отношении к безопасности.
Зачем обращать внимание на небезопасное поведение?
Несмотря на сложность контроля, примерно 80-95 процентов всех несчастных случаев вызваны небезопасным поведением, которое, как правило, взаимодействует с другими негативными факторами (называемыми патогенами), присущими рабочим процессам или присутствующим в рабочей среде. Часто непреднамеренно вносимые в результате реализации стратегических планов, каждая организация имеет свою долю патогенов, вызывающих аварии. Эти патогены находятся в спящем состоянии и относительно безвредны до тех пор, пока два или более не объединятся и не спровоцируют небезопасное поведение, что приведет к несчастному случаю.
В качестве примера можно привести компанию, внедрившую новый производственный процесс, предусматривающий проектирование и строительство двух новых антресольных этажей на существующем заводе. Проектная группа утвердила планы, разработанные заводскими инженерами. После того, как строительные работы были завершены, было обнаружено, что опорные балки были установлены на пять футов выше второй ступени лестницы на обоих этажах, что привело к попаданию двух патогенов в физическую среду. Во время ввода в эксплуатацию технологического оборудования часто обнаруживались засоры продуктов в соответствующих трубопроводах (третий возбудитель), которые можно было устранить, только поднявшись на верхний антресольный этаж, где находился смотровой люк.
В этом истинном примере потенциал для этого типа несчастного случая с потерей трудоспособности всегда будет присутствовать до тех пор, пока не будут устранены патогены. Учитывая, что бороться с этими резидентными патогенами гораздо труднее, гораздо проще сосредоточить внимание на небезопасном поведении оператора, когда он поднимается по лестнице, поскольку он находится под контролем оператора, а патогены — нет.
Поскольку подходы поведенческой безопасности выявляют и фокусируются на определенных наборах небезопасного поведения, люди, как правило, лучше осознают свой потенциал причинения вреда. В свою очередь, это дает людям механизм, с помощью которого они могут контролировать собственное безопасное поведение и поведение своих коллег.Сосредоточение внимания на небезопасном поведении также обеспечивает гораздо лучший показатель текущих показателей безопасности, чем уровень несчастных случаев, по двум причинам: во-первых, несчастные случаи являются конечным результатом причинно-следственной последовательности, которая обычно вызывается небезопасным поведением; И, во-вторых, небезопасное поведение можно осмысленно измерять ежедневно. Интенсивность несчастных случаев, как правило, используется в качестве основного показателя эффективности безопасности просто потому, что она сигнализирует о том, что что-то не так в системе управления безопасностью компании. Из-за того, как они рассчитываются, они также обеспечивают грубый эталон, с помощью которого компании могут сравнивать эффективность своих систем управления безопасностью в разных отраслях.
Следовательно, вместо того, чтобы действовать на опережение, те, кто сосредотачивается почти исключительно на частоте несчастных случаев как на показателе безопасности, склонны проявлять реактивность в своем подходе к безопасности. И наоборот, регулярное внимание к фактическому безопасному поведению является упреждающим, поскольку позволяет выявлять и решать другие связанные с безопасностью проблемы в причинно-следственной цепочке авиационных происшествий до того, как произойдет инцидент. Поскольку «безопасное поведение» является единицей измерения, совместный подход к решению проблем с участием как руководства, так и сотрудников применяется для выявления критических наборов безопасного и небезопасного поведения и используется для разработки «Описи безопасного поведения» (см. Cooper, 19).98). Эти инвентаризации обеспечивают персоналу основу для систематического мониторинга и наблюдения за текущим поведением своих коллег в области безопасности на ежедневной основе в благоприятной атмосфере. Основываясь на результатах коллегиального мониторинга за первые несколько недель, сотрудники установили свои собственные цели по «улучшению безопасности». Затем еженедельно предоставляется информационная обратная связь, позволяющая рабочим группам отслеживать свой прогресс в достижении целей повышения безопасности. Компании, использующие этот подход, обычно получают вознаграждение за меньшее количество несчастных случаев, последовательное управление безопасностью, лучшую связь и большую вовлеченность в командную работу, что может оказать благотворное влияние на проблемы, связанные с производством, и на итоговую прибыль.
Почему люди ведут себя небезопасно?
Люди часто ведут себя небезопасно, потому что они никогда раньше не получали травм при выполнении своей работы небезопасным способом: «Я всегда выполнял работу таким образом» — это знакомый комментарий. Это вполне может быть правдой, но вероятность несчастного случая всегда рядом, о чем свидетельствуют различные аварийные треугольники. Треугольник Генриха, например, предполагает, что на каждые 330 небезопасных действий 29 приводят к легким травмам и 1 к серьезному происшествию или происшествию с временной потерей трудоспособности. Таким образом, в течение длительного периода времени отсутствие каких-либо травм у тех, кто постоянно подвергается опасности, на самом деле усиливает то самое поведение, которое, по всей вероятности, в конечном итоге приведет к серьезным травмам. Принцип, иллюстрируемый здесь, заключается в том, что последствия небезопасного поведения почти всегда будут определять будущее небезопасное поведение просто потому, что подкрепленное поведение имеет тенденцию повторяться.
Хотя нередко продолжение небезопасного поведения поддерживается более чем одним подкреплением, некоторые из них оказывают более сильное влияние на поведение людей, чем другие. Это особенно касается подкреплений, которые являются скоротечными, определенными и положительными. Курильщикам, например, трудно бросить, потому что последствия курения наступают быстро (немедленно), несомненны (каждый раз) и положительны (добавка никотина), тогда как негативные последствия (например, рак легких) проявляются поздно (через несколько лет). ) и неопределенный (не каждый курильщик заболевает или умирает от рака легких). Точно так же сотрудникам будет трудно следовать определенным правилам и процедурам безопасности, если они постоянно (определенно) вознаграждаются немедленной (скорой) экономией времени, которая обеспечивает дополнительную производительность (положительно) за счет небезопасного поведения. Что бы вы сделали, например, если бы у вас было от десяти до пятнадцати минут, чтобы надеть правильную одежду и оборудование, чтобы войти в обязательную зону СИЗ, чтобы прочитать датчик, который занимает всего 10 секунд?
В некоторых случаях реальный рабочий процесс также усиливает небезопасное поведение людей. Например, для пополнения морозильных камер замороженными продуктами требовались штабелеры «полок» супермаркетов. Складские работники полностью загружают полутораметровые тележки с трехсторонней сеткой большими коробками с замороженными продуктами. Укладчики выдвигают тележки со склада и перемещают отдельные упаковки в соответствующую морозильную камеру. К сожалению, не было предусмотрено места для хранения или утилизации пустых картонных коробок. Чтобы обеспечить доступ клиентов к окружающим морозильным камерам, а также избежать опасности споткнуться, укладчики были вынуждены класть все пустые коробки на верхнюю часть тележки в задней части. Это конкретное небезопасное поведение могло привести к травмам как клиентов, так и укладчиков из-за опрокидывания тележки, когда последняя коробка была извлечена из тележки из-за дополнительного неуравновешенного веса. Тем не менее, вскоре это стало частью обычного способа работы штабелеукладчиков, потому что их поведение всегда (определенно) подкреплялось немедленно (скоро) выполнением своей работы (положительно) для поддержания объема продаж.
Небезопасное поведение иногда усиливается тем, что линейные руководители закрывают на это глаза или активно поощряют сотрудников идти на компромиссы ради повышения производительности. К сожалению, это имеет негативные последствия, которые не всегда очевидны сразу: во-первых, сотрудники узнают, что небезопасное поведение окупается; Во-вторых, это растрачивает ресурсы, поскольку те самые модели поведения, на искоренение которых компании тратят много времени, денег и усилий, усиливаются; и в-третьих, потворствуя небезопасному поведению, линейные руководители передают противоречивые сообщения, которые подрывают уверенность сотрудников во всей приверженности руководства безопасности.
Как остановить небезопасное поведение людей? Почему бы не спроектировать опасности?
Устранение опасностей путем их инженерного проектирования или введения физических средств контроля может быть эффективным способом ограничения возможности небезопасного поведения. Несмотря на то, что во многих случаях он успешен, он не всегда работает просто потому, что люди могут вести себя небезопасно и игнорировать любые технические средства контроля.
Например, в попытке снизить количество смертельных случаев, связанных с транспортировкой в карьере, компании устанавливают ленточные конвейеры вместо транспортных средств в качестве основной системы транспортировки для транспортировки добытых полезных ископаемых. Чтобы преодолеть основные эксплуатационные проблемы, связанные с этими транспортными системами (например, просыпание минералов в точках передачи с ленты), спроектируйте и установите скребки ленты, чтобы свести к минимуму накопление минералов на шкивах и уменьшить деформацию ленты. Несмотря на эти меры предосторожности, материалы часто скапливаются в месте контакта между ремнем и шкивом. Когда это происходит, нет ничего необычного в том, что операторы снимают ограждения, пока лента все еще работает, чтобы удалить скопившийся материал. Другие, как известно, пытаются очистить движущиеся шкивы железными прутьями или лопатами. В обоих случаях существует высокий риск того, что инструменты застрянут в точках зажима шкива и затянут оператора с серьезными последствиями.
Понятно, что, несмотря на наличие ограждений машин, операторы часто считают, что последствия небезопасного поведения с лихвой компенсируются продолжением производства. Это иллюстрирует тот факт, что многие инженерные решения, как правило, зависят от поведения людей, «следующего правилам» (например, остановки машин перед снятием охраны), но люди по-прежнему способны игнорировать их и вести себя небезопасно.
Таким образом, хотя инженерные решения занимают прочное место в управлении безопасностью, на них нельзя полагаться.
Как остановить небезопасное поведение людей? Почему бы не изменить отношение людей?
В комментариях к сообщениям об авариях часто говорится: «Такой-то должен быть осторожнее. С лучшим отношением и пониманием безопасности, эта авария не произошла бы». Когда это происходит, попытки изменить небезопасное поведение обычно основываются на вере в то, что отношение определяет поведение (действительно, это очень распространенное мнение среди многих специалистов по безопасности). Средства правовой защиты, как правило, полагаются на рекламные кампании и обучение технике безопасности, чтобы изменить отношение людей, что, в свою очередь, должно изменить их поведение. Хотя позитивное отношение к безопасности важно и очень желательно, связь между изменением отношения и изменением поведения очень слабая. Это можно объяснить тем, что отдельное отношение состоит как минимум из трех компонентов: мышления (когнитивного), чувства (эмоционального) и намерения действовать в соответствии с ним (обязательства). Кроме того, одна установка обычно связана с набором других связанных установок. Следовательно, логика подсказывает, что попытки изменить отношение должны быть нацелены на каждый отдельный компонент каждого отдельного отношения для каждого отдельного сотрудника. С практической точки зрения это практически невозможно.
К счастью, связь между изменением поведения и изменением отношения гораздо сильнее. Если люди сознательно меняют свое поведение, они также склонны перестраивать связанные с ними отношения и системы убеждений, чтобы они соответствовали новому поведению. Это происходит потому, что люди пытаются уменьшить любое напряжение, вызванное несоответствием между их поведением и установками. Таким образом, изменение поведения, как правило, приводит к новым системам убеждений и установок, которые поддерживают новый набор моделей поведения. Это было продемонстрировано на заводе-изготовителе, где перед внедрением поведенческой безопасности измерялся климат безопасности в компании. Восемнадцать месяцев спустя климат безопасности в компании был пересмотрен. Положительные изменения произошли в шести из семи тематических областей (Cooper & Phillips, 2004).
Дополнительным фактором, усиливающим изменение отношения путем сосредоточения внимания на поведении, является положительное подкрепление, вызванное давлением сверстников. Психологам уже давно известно, что членство в группе требует соответствия групповым поведенческим и установочным «нормам». Если рабочая группа примет «норму», согласно которой «думать и вести себя безопасно» лучше для всех заинтересованных сторон, группа в целом будет склонна применять социальные «санкции» к человеку, который отклоняется от этой нормы и ведет себя небезопасно. Если люди хотят оставаться частью социальной ткани рабочей группы, они вскоре возвращаются к норме безопасности и ведут себя безопасно. Важно отметить, что это иллюстрирует тот факт, что рабочие группы будут принимать коллективное определение того поведения, методов работы или задач, которые считаются рискованными (Cooper, 19). 97). Этот факт лежит в основе поведенческой безопасности просто потому, что ее суть состоит в том, чтобы помочь рабочим группам позитивно пересмотреть свои собственные «нормы», связанные с безопасностью.
Как остановить небезопасное поведение людей? Почему бы не наказывать людей, пока они не будут вести себя безопасно?
Некоторые подходы к управлению безопасностью в значительной степени зависят от использования власти, страха и наказания (например, если вы ведете себя небезопасным образом на работе, вас могут объявить выговор, оштрафовать или даже уволить). Эти подходы подчеркивают использование дисциплины и наказания для предотвращения небезопасного поведения, в то время как безопасное поведение в значительной степени игнорируется. Это часто приводит к противоположному ожидаемому (например, о несчастных случаях или инцидентах, близких к промаху, не сообщается из-за опасений санкций). Хотя разумное использование дисциплины и наказания может иметь желаемый эффект, чаще всего этого не происходит. Причина этого довольно проста: эффективность наказания зависит от его последовательности. Это работает, только если дается немедленно, и каждый раз, когда происходит небезопасное поведение. Самоочевидно, что наказывать кого-то каждый раз, когда он ведет себя небезопасно, очень трудно просто потому, что власть не всегда увидит, как он это делает. Это означает, что те быстрые, определенные и положительные подкрепления, полученные от небезопасного поведения, будут иметь тенденцию перевешивать любые неопределенные, запоздалые, отрицательные подкрепления, полученные от непоследовательного наказания.
Таким образом, хотя наказание тех, кто преднамеренно подвергает других людей риску, является допустимым вариантом, наказание людей за повседневные нарушения правил безопасности (например, отсутствие каски) является очень сложной задачей для последовательного выполнения и не решает основных проблем. (например, каска неудобна или мешает безопасному выполнению работы). Таким образом, по существу, наказание должно быть сохранено: [1] для тех, кто умышленно подвергает опасности других людей; и [2] только после того, как организация сделала все, что в ее силах, для создания максимально безопасных условий труда, обеспечения максимально комфортными средствами защиты и небезопасное поведение лица является последовательным, умышленным действием, направленным на пренебрежение властью.
Как остановить небезопасное поведение? Почему бы не похвалить людей за безопасное поведение?
Так как же линейное руководство может обеспечить, чтобы поощрения за безопасную работу перевесили поощрения за небезопасную работу? Это факт, что большинство людей больше реагируют на похвалу и социальное одобрение, чем на любой другой фактор. Подумайте, если хотите, о людях, выкуривающих свою первую сигарету. Обычно это происходит в подростковом возрасте, потому что это считается «делом». Хотя сигаретный дым может иметь неприятный вкус и вызывать сильный кашель, люди будут продолжать страдать от дискомфорта, если поведение курильщика будет одобрено их сверстниками. Точно так же некоторые люди могут не использовать СИЗ или следовать процедуре на работе из-за неодобрения своего коллеги: например, это идет вразрез с имиджем мачо рабочей группы.
Поэтому имеет смысл использовать это явление и хвалить людей за безопасное поведение (что делается очень редко), чтобы добиться необходимых изменений (схемы поощрения и вознаграждения отражают этот принцип). Важно отметить, что результатом этого является явная связь желаемого безопасного поведения с полученной похвалой. Как только требуемый образец поведения начинает устанавливаться, сроки и частота похвалы и социального одобрения могут быть сокращены в течение определенного периода времени: то есть их не нужно давать немедленно и каждый раз, когда кто-то ведет себя как наблюдатель. безопасно. Дополнительные преимущества включают укрепление позитивной культуры безопасности за счет повышения доверия между линейными руководителями и персоналом.
Таким образом, положительная похвала в сочетании с конструктивной обратной связью способствует устранению небезопасного поведения.
Что дальше?
Мы знаем, что сосредоточение внимания на безопасном поведении людей приведет к желаемым изменениям и что изменения отношения следуют за изменениями поведения. Мы знаем, что общественное одобрение и поощрение могут привести к положительным изменениям в «нормах» безопасности. Мы также знаем, что персонал лучше всего подходит для пересмотра своих норм безопасности, поскольку они контролируют свое поведение. Из этого следует, что любая инициатива по повышению безопасности, которая опирается почти исключительно на усилия линейного руководства, с меньшей вероятностью будет столь же успешной, как инициатива, которая расширяет права и возможности самой рабочей силы.
Соответственно, подходы к поведенческой безопасности во многом определяются и формируются сотрудниками совместно с линейным руководством. Таким образом, персонал получает ответственность и полномочия по выявлению, определению и мониторингу своего собственного безопасного и небезопасного поведения, а также постановке собственных целей «улучшения безопасности». В результате рабочие группы могут переопределить свои собственные «нормы», связанные с безопасностью, в благоприятной атмосфере. Непосредственное руководство содействует этому процессу, предоставляя необходимые ресурсы и поддержку для поощрения «ответственности сотрудников за безопасность», а также подчеркивая, что ни одно лицо не будет выявлено или подвергнуто наказанию в результате мониторинга. Таким образом создается упреждающая культура безопасности без упреков, которая так важна для долгосрочного успеха.
Помогли ли мы разобраться во многих проблемах, с которыми вы сталкиваетесь? Если это так, возможно, сейчас для вашей компании настало время подумать о поведенческой безопасности как о пути вперед. Но вам интересно, будет ли это работать…..
Это работает?
Поскольку поведенческий подход значительно отличается от традиционных способов повышения безопасности, обычно задают вопрос: «Работают ли эти идеи на практике?» В подавляющем большинстве случаев ответ — да! Исследователи со всего мира постоянно сообщают о положительных изменениях как в безопасном поведении, так и в частоте несчастных случаев, независимо от промышленного сектора или размера компании (см. раздел «Ссылки»). К ним относятся исследования, проведенные в области строительства, горнодобывающей промышленности, машиностроения, пекарен, пищевой промышленности, производства, нефти и газа, судостроения и других областях (см. раздел ссылок, в частности обзоры McAfee & Winn, 19).89 и Sulzer-Azeroff et al., 1994, Grindle et al., 2000). Положительные результаты были также получены автором и его коллегами за последнее десятилетие во многих секторах экономики Великобритании, Ирландии и США, таких как строительство (Duff et al., 1993), производство (Cooper et al., 1994), химическая промышленность. , фармацевтика, бумага, продукты питания, сталь, краски и морская нефть и газ. Типичные результаты включают в себя:
1. 40-75-процентное снижение количества несчастных случаев и затрат на несчастные случаи в годовом исчислении
2. 20-30-процентное улучшение поведения в области безопасности в годовом исчислении
3. Более широкое участие персонала в обеспечении безопасности
4. Улучшение связи между руководством и персоналом
5. Постоянные улучшения систем управления безопасностью
6. Улучшение климата безопасности
7. Более активное участие сотрудников в обеспечении безопасности
8. Более положительное отношение к безопасности
9. Большее принятие личной ответственности за безопасность.
Таким образом, поведенческая безопасность может многое предложить миру труда, хотя следует подчеркнуть, что это не панацея от всех болезней.
Ссылки
Купер, доктор медицинских наук (1998 г.) Повышение культуры безопасности: практическое руководство. J. Wiley & Sons, Чичестер.
Купер, М.Д. и Филлипс, Р.А. (2004) Исследовательский анализ взаимосвязи климата безопасности и безопасного поведения. Журнал исследований безопасности, 35, 497-512.
Купер, доктор медицинских наук, Филлипс, Р.А., Сазерленд, В.Дж. и Макин, П. Дж. (1994) «Уменьшение несчастных случаев с помощью постановки целей и обратной связи: полевое исследование». Журнал профессиональной и организационной психологии, том 67, 219-40.
Дафф, А.Р., Робертсон, И.Т., Купер, М.Д. и Филлипс, Р.А. (1993) «Повышение безопасности на строительных площадках путем изменения поведения персонала». Х.М.С.О. Серия отчетов CRR51/93:H.M.S.O. ISBN 011 882 1482; Лондон.
McAfee, R.B. & Winn, A.R. (1989) «Использование стимулов/обратной связи для повышения безопасности на рабочем месте: критика литературы». Журнал исследований безопасности, Том 20, 7-19.
Сульцер-Азерофф, Б., Харрис, Т.С., и Блейк-Макканн, К. (1994) «Помимо обучения: методы управления организационной эффективностью». Медицина труда: современные обзоры, том 9(2), 321-339.
Как наше безопасное поведение вызывает тревогу
Источник: Jaspereology/Pexels Телч. Не типичный занудный ученый, Майк подобрал меня из аэропорта в лиловой майке, загорелый и мускулистый. Этот человек был не только мускулистым, но и блестящим и дерзким — важные качества для человека, который во имя науки запирал больных клаустрофобией в маленьком темном чулане.
Именно там я впервые узнал о безопасном поведении — сокращенно о ПБ.
SB — это все, что мы делаем, чтобы справиться с воображаемой угрозой и уменьшить тревогу. Этот термин был впервые использован в когнитивно-поведенческой терапии, но все формы психотерапии признают, что эти движения избегания часто лежат в основе того, почему мы остаемся в тупике. Исследования показывают, что СП являются мощным поддерживающим фактором при всех тревожных расстройствах.
Научиться распознавать SB было для меня абсолютным изменением парадигмы. Как будто я смотрел на стереограмму — эти узоры из цветных точек, на которые, если смотреть на них достаточно долго, появляется трехмерное изображение — зонтик. Внезапно я увидел SB повсюду. Мы постоянно защищались от дождя тонкими и очевидными способами… и не осознавали цену.
Почему нас принуждают к безопасному поведению
Вы можете этого не осознавать, но часть вашего мозга (миндалевидное тело) постоянно отслеживает окружающую среду на предмет физических, психологических или социальных угроз вашему благополучию. В нашем эволюционном прошлом это могли быть хищники, несчастные случаи или болезни (о боже), или признаки того, что статус отношений или привязанность могут быть под угрозой. Любая возможность причинения вреда активирует вашу систему тревожной сигнализации (см. часть 1), предупреждая вас об опасности и подпитывая защитное поведение избегания: замирание, бегство, сопротивление, защита, контроль или борьба. Почувствовав себя в большей безопасности, ваша тревожность снижается, и это ощутимое облегчение подкрепляет (укрепляет) поведение. Вот почему SB сохраняются и становятся привычкой.
Если угроза реальна (вас отправили на испытательный срок), то ваше беспокойство является «настоящей тревогой» и побуждает к адаптивным действиям (усилить игру). Но чтобы не рисковать, наш мозг переоценивает вероятность или серьезность угроз. Мы созданы для ожидания плохих новостей. Вот почему наша тревога часто является «ложной тревогой» (см. часть 2, скоро). SB — это защитное поведение в ответ на ложную или преувеличенную тревогу. Мы держим в руках наш зонт, даже если облака не держат дождя.
Определение правил безопасности
Источник: Vũ Tiến Đại/Pexels
Некоторые SB очевидны. Если вы беспокоитесь о своем здоровье, вы можете проявлять повышенную бдительность в отношении симптомов, постоянно чистить поверхности или проходить ненужные медицинские анализы. Если вы боитесь быть отвергнутым другими, вы можете избегать зрительного контакта, свиданий или разговоров с людьми на работе. Если вы беспокоитесь о безопасности дома, вы можете неоднократно проверять, заперты ли ваши двери и выключена ли плита, или приобрести сложные системы безопасности.
Но многие SB менее очевидны, и правда такова: мы все их делаем . Мы слишком много планируем поездок или остаемся недалеко от дома. Мы много работаем (чтобы избежать негативных суждений) и стремимся быть совершенными (чтобы избежать ошибок). И почему мы вечно в наших телефонах? Мы проверяем тексты, электронную почту и социальные сети, чтобы убедиться, что мы не отстаем и не пропускаем.
И когда мы чувствуем угрозу нашим отношениям, нас может потянуть и на SB. Мы можем рефлекторно стремиться угодить другим, чтобы избежать конфликта, или искать заверения в том, что они не злятся на нас. Или мы можем критиковать, контролировать или пытаться изменить нашего партнера, когда мы беспокоимся, что важные потребности не будут удовлетворены. SB — это то, что мы делаем в состоянии угрозы; это меры самозащиты, направленные на облегчение страданий в данный момент, а не на поиск совместного долгосрочного решения.
Источник: Кира Бертон / Pexels
Мышление также может быть СО. Когда мы беспокоимся или размышляем, мы уменьшаем угрозу: анализируем возможные сценарии риска, мысленно готовимся к различным исходам, репетируем разговоры в голове, бесконечно обсуждаем решения. Маркером психологического безопасного поведения является повторение: бесконечное повторение одного и того же содержания в попытке повысить уверенность и почувствовать себя более подготовленным и уравновешенным. По большей части это бесплодные усилия, потому что прошлое позади, а будущее неопределенно. Но SB создают иллюзию контроля, поэтому они растут в силе и количестве.
Проблема безопасного поведения
Помню, я спросил Майка: «Что плохого в дополнительной безопасности?» Он бросил на меня испепеляющий взгляд. Вскоре я обнаружил удивительную иронию: SB могут уменьшить тревогу в краткосрочной перспективе, но они держат вас в режиме угрозы и поддерживают тревогу в долгосрочной перспективе.
Как? Первая причина весьма интересна: То, что мы делаем, формирует нашу реальность . Когда мы действуем так, как будто ситуация сопряжена с высоким риском, миндалевидное тело фактически наблюдает за нашим поведением и делает вывод, что что-то не так. Если вы начинаете гуглить больницы из-за легкой лихорадки, ваше миндалевидное тело оживляется: ясно, что есть опасность, иначе вы бы смотрели Тед Лассо прямо сейчас. Привяжите к своему коллеге, и ваше миндалевидное тело включится; игриво пожмите плечами, и ваше миндалевидное тело решит, что все в порядке. SB обеспечивают обратную связь и информируют мозг об окружающем мире.
Еще более проблематично то, что SB удерживают вас от переживаний, которые могут опровергнуть опасность. Предположим, я попал в страшную автомобильную аварию, и теперь моя миндалевидное тело вызывает тревогу всякий раз, когда я сажусь за руль. Моя естественная реакция — передать ключи партнеру (безопасное поведение). Три месяца спустя я все еще застрял дома, напуганный. Почему? Я не могу говорить сам от страха, используя статистику. Нам нужно увидеть, чтобы поверить. Моей миндалевидной железе нужен непосредственный опыт безвредного путешествия по автострадам, чтобы пересмотреть свою оценку угрозы. Это причина 9Экспозиционная терапия 0146 (привлечение к угрозе вместо того, чтобы выполнять свои SB) является основным компонентом лечения тревоги. Разоблачение — это столкновение со своими страхами, чтобы вы могли непосредственно наблюдать, что ожидаемый вами вред маловероятен или не так серьезен, как вы думали, и вы можете справиться с ним. Мне нужно сесть за руль, чтобы бросить вызов своим представлениям об угрозах и укрепить доверие на эмоциональном уровне.
Но есть и более серьезная цена. Вы заметили, что SB всегда являются ходами «на себя», а не «навстречу»? Они о самозащите, а не о связи, о жестком контроле, а не о гибком ответе, о «нет» вместо «да». Подумайте о том, как ваши SB помешали вам научиться скалолазанию, игре на гитаре или выбрать другую карьеру. Как они мешают вам рисковать на работе, делиться уязвимостью с друзьями или просто больше присутствовать в данный момент. SB отталкивают любимых, когда мы хотим большей близости и связи. Это не то, кем мы хотим быть. Если вы хотите, чтобы ваши ценности были вашим компасом, SB поведут вас в противоположном направлении .
Тревога Навык джедая № 3: распознавать и сопротивляться своему безопасному поведению
Чтобы полностью задействовать свои отношения и жизненный путь, вы должны сначала распознать свои SB: Каковы все способы, которыми вы владеете этим зонтиком? Ищите поведение, которое кажется срочным, жестким, направленным на уменьшение стресса в краткосрочной перспективе . Затем (сложная часть) попрактикуйтесь в сопротивлении вашим SB. Вы должны быть готовы столкнуться с дождевыми тучами: рисковать ожидаемым осуждением, разочарованием, неудачей, потерей и отказом.