Ценный вклад Рене Декарта в психологию / психология
Рене Декарт Он был типичным примером интеллектуала эпохи Возрождения: солдат, ученый, философ и умозрительный психолог. Он учился у иезуитов, и его обучение было и метафизическим, и гуманистическим. Его влияние было решающим для его переформулирования рационализм, и его включение в механистическую систему.
Декарт (1596-1650) и рационализм
Подобно скептицизму софистов ответил рационализм Платона, Рационализм Декарта был ответом на гуманистический скептицизм предыдущего периода что, поместив человека в центр мира, он не доверял своим силам, чтобы поддержать его.
Декарт не принял убеждения скептики в невозможности познания, ни в слабости разума. Он решил систематически сомневаться во всем, пока не нашел что-то настолько откровенно правдоподобное, что в этом нельзя было сомневаться.. Декарт обнаружил, что он может сомневаться в существовании Бога, достоверности ощущений (эмпирическая аксиома) и даже в существовании своего тела.
Cogito Ergo Sum: первая и несомненная истина
Он продолжал в том же духе, пока не обнаружил, что не может сомневаться ни в одном: в своем собственном существовании как самосознательном и мыслящем существе. Не может быть никаких сомнений в том, что есть сомнение, потому что при этом само действие отрицается. Декарт выразил свою первую несомненную правду со знаменитым: Cogito Ergo Sum. Я думаю, тогда я.
Своим существованием Декарт оправдывал существование Бога аргументами, которые ставились под сомнение даже тогда. Он также установил существование мира и своего тела и общую точность восприятия.
Декарт полагал, что правильный метод рассуждения может обнаружить и доказать, что является правдой. Адвокаты, как хороший рационалист, дедуктивным методом: выявляют для причины очевидные истины и выводят из них все остальное. Этот метод противоположен индуктивному методу, предложенному Фрэнсисом Бэконом и принятому эмпириками.
Декарт, однако, не исключил полезности чувств, хотя считал, что факты имеют мало значения, пока они не упорядочены по причине.
От философии к психологии и знаниям о познании
Декарт не был первым, кто оправдывал свое существование в умственной деятельности. Уже первый рационалист, Парменид, Я подтвердилПотому что мышление и бытие одно и то жеИ Святой Августин написал: «Если я обманываю себя, я существую» (однако для Декарта, который сомневается во всей трансцендентной Истине, вопрос был бы «если я обманываю себя, я не существую»), и только столетие назад, согласно Гомес Перейра: «Я знаю, что знаю что-то, и кто знает, там. Тогда я существую.«Картезианская новизна заключается в том, чтобы выдержать все сомнения и закрепить единственную уверенность в логической истине.
От Декарта философия будет становиться все более и более психологической, стремление познать разум через самоанализ, до появления психологии как самостоятельной научной дисциплины в XIX веке, основанной на изучении сознания интроспективным методом (хотя только для психологов первого поколения).
Декарт подтверждает существование два типа врожденных идейС одной стороны, основные идеи, идеи которых не вызывают сомнений, хотя они являются потенциальными идеями, которые требуют обновления опыта. Но в нем также говорится о врожденных представлениях об определенных способах мышления (то, что мы сейчас называем процессами, без конкретного содержания, только способами действия: например, транзитивностью). Этот второй вид иннатизма будет разработан в восемнадцатом веке Кант, с его синтетическими суждениями априори.
Универсальный механизм
Декарт обогащает теорию Галилео с принципами и понятиями механики, науки, которая достигла впечатляющих успехов (часы, механические игрушки, источники). Но именно Декарт первым считает механистические принципы универсальными, применимыми как к инертной материи, так и к живой материи, микроскопическим частицам и небесным телам..
Механистическая концепция тела у Декарта заключается в следующем: характеристика тела заключается в том, чтобы быть res extensa, материальной субстанцией, в отличие от res cogitans или мыслящей субстанции. .
Эти разные вещества взаимодействуют через шишковидная железа (единственная часть мозга, которая не повторяется полусферически), механически воздействуя друг на друга.
Тело имеет рецептивные органы и нервы или полые трубки, которые внутренне связывают одни части с другими. Эти трубки проходят через некие нити, которые на одном конце соединяются с рецепторами, а на другом — с порами (в виде крышки) желудочков головного мозга, которые при открытии позволяют проходить через нервы ». духи животных », которые влияют на мышцы, вызывающие движение. Поэтому он не различал сенсорные и двигательные нервы, но у него было элементарное представление об электрическом явлении, лежащем в основе нервной деятельности..
Наследие Рене Декарта у других мыслителей
Будет Гальвани, в 1790 году, который из проверки того, что контакт двух разных металлов вызывает сокращения мышц лягушки, демонстрирует, что электричество способно вызывать в организме человека эффект, подобный эффекту таинственных «духов животных», из чего можно легко заключить, что нервный импульс был биоэлектрическим по своей природе. Вольта приписал этот эффект электричеству, и Гальвани понял, что он возник благодаря контакту двух металлов; обсуждение между ними возникло, в 1800 году, открытие батареи, которая положила начало науке об электрическом токе.
Гельмгольц, в 1850 году благодаря изобретению миографа он измерил задержку реакции мышц при стимуляции разной длины (26 метров в секунду). Механизм натриевого насоса не будет открыт до 1940 года.
Важность шишковидной железы
В шишковидной железе Декарт помещает точку соприкосновения духа (Res Cogitans, мыслящее вещество) и тело, осуществляет двойную функцию: контроль чрезмерных движений (страстей) и, прежде всего, сознания. Поскольку Декарт не различает сознание и сознание, он пришел к выводу, что животные, не обладающие душой, были как совершенные машины без психологического измерения, то есть без чувств или сознания. уже Гомес Перейра он отрицал психологическое качество ощущения у животных, в результате чего его движения сводились к сложным механическим реакциям нервов, действующих от мозга.
В результате часть души, традиционно связанная с движением, стала понятной частью природы и, следовательно, науки. Психологический бихевиоризм, который определяет психологическое поведение как движение, обязан механизму Декарта. Психика была настроена, с другой стороны, только как мысль, Положение, которое позже появилось бы в когнитивной психологии, если бы оно определялось как наука о мышлении. Однако для Декарта мысль была неотделима от сознания.
Однако характерной чертой этих подходов, как это часто бывает в других современных науках, является радикальное разделение между субъектом, который знает, и объектом познания. И движение, и мысль станут автоматическими, действуя в соответствии с заранее заданными причинными цепями во времени..
📖 Рене Декарт (1596–1650), Становление современной науки, Глава 2 Влияние философии на психологию. История современной психологии. Шульц Д. П. Страница 13. Читать онлайн
…
Как уже отмечалось, именно в XVII веке берут начало те длительные процессы, которым обязана своим существованием современная наука. В прежние времена мыслители искали ответы на все вопросы в прошлом, обращались за разъяснениями к трудам Аристотеля или других древних авторов, к Библии. В своих исследованиях человек должен был руководствоваться догмой, установлениями господствующей церкви или мнением авторитетных авторов. В XVII же столетии появляется новая методологическая установка — эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Знание, ориентированное только на традицию и авторитет, теперь воспринималось как нечто внушающее сомнение. В период своего расцвета XVII век преподнес миру ряд значительных открытий и прозрений, которые отражали произошедшие изменения в способе научного мышления.
Среди тех ученых, чье творчество ознаменовало собой данный период, в первую очередь следует упомянуть Декарта, внесшего непосредственный вклад в развитие современной психологии Именно его работы позволили научной мысли освободиться от сковывающих теологических и традиционалистских предубеждений, господствовавших до того веками. Именно имя Декарта символизирует собой переход к новой эре в современной науке. Им же впервые была развита идея рассмотрения человеческого организма как подобия часового механизма. А потому можно с уверенностью сказать, что именно с его работами связано становление эры современной психологии.
Рене Декарт (1596–1650)
Декарт родился во Франции 31 марта 1596 года. Он унаследовал от отца небольшое состояние, которое позволило ему посвятить свою жизнь наукам и путешествиям. С 1604 по 1612 годы он обучался в иезуитском колледже, где получил хорошее гуманитарное и математическое образование. Также он проявил большие способности в области философии, физики и психологии По причине слабого здоровья директор колледжа освободил Декарта от посещения утренних богослужений и позволил ему оставаться в постели вплоть до полудня — привычка, сохранившаяся у Декарта на всю жизнь. Именно эти тихие утренние часы были для него особенно плодотворными в творческом отношении.
После завершения образования Декарт вел в Париже беззаботную жизнь, полную удовольствий. Но в конце концов такой образ жизни стал тяготить его, и он уединился для того, чтобы посвятить себя математическим исследованиям. Когда ему исполнился 21 год, он несколько лет служил добровольцем в армиях Голландии, Баварии и Венгрии. За это время он приобрел неплохие воинские навыки, а также некоторые авантюристические черты характера. Ему нравились балы и азартные игры — причем игроком он был весьма удачливым, в чем немалую роль сыграл его математический талант. Ничто человеческое ему не было чуждо — правда, единственно длительный его любовный роман продолжался всего лишь три года. Его возлюбленной была некая голландская женщина, которая в 1635 году родила ему дочь. Декарт обожал ребенка и был глубоко потрясен внезапной смертью дочери в пятилетнем возрасте. Он всегда говорил об этой утрате как о самом большом несчастье в своей жизни.
Декарт придавал большое значение практическому использованию научных знаний. Так, его интересовало, каким образом можно предохранить волосы от поседения. Он проводил также некоторые опыты с креслом — каталкой.
Во время службы в армии Декарту однажды привиделся сон, имевший огромное значение для всей его жизни. Весь день 10 ноября он провел в одиночестве в своей комнате, размышляя над научными и математическими проблемами. Это было в старинном баварском доме, где комната отапливалась большой дровяной печью, что, по — видимому, способствовало творческому процессу. Незаметно для себя Декарт задремал, и ему приснилось — как он впоследствии рассказывал, — что пред ним предстал некий «дух истины» и принялся упрекать его за леность. Этот дух полностью овладел сознанием Декарта и убедил его в том, что ему в жизни предназначено доказать, что математические принципы применимы при познании природы и могут принести огромную пользу, придавая научному знанию строгость и определенность.
Для продолжения занятий математикой Декарт вернулся в Париж, но столичная жизнь вновь быстро наскучила ему. Продав поместье, доставшееся ему от отца, он перебрался в уединенный сельский дом в Голландии. Его тяга к одиночеству и уединению была столь велика, что в течение двадцати лет он сменил 24 дома в 13 различных городах — и притом держал свой адрес в секрете даже от близких друзей, с которыми поддерживал постоянную переписку. Его единственным и неизменным требованием к новому месту жительства были близость к католическому собору и университету.
Декарт прославил свое имя целым рядом трактатов в области математики и философии, и, в конце концов, на него обратила свое внимание шведская королева Христина. Она пригласила Декарта давать ей уроки философии. И как бы ни были ему дороги свобода и отшельнический образ жизни, он не мог не проявить уважения к королевской просьбе. Королева послала за ним военный корабль, и на исходе 1649 года он ступил на землю Швеции. Однако королева Христина оказалась нс слишком прилежной ученицей. Она смогла выделить для встреч с великим философом лишь ранние утренние часы — около пяти часов утра. К тому же занятия проходили в плохо отапливаемой библиотеке, а зима в том году выдалась необычайно суровой. Хрупкий и болезненный Декарт стойко переносил ранние подъемы и жестокие утренние холода в течение почти четырех месяцев. Однако, в конце концов он заболел воспалением легких и умер II февраля 1650 года.
Интересным постскриптумом к смерти этого великого человека, который, как мы увидим дальше, отдал много сил изучению взаимодействия тела и души, может послужить посмертная история его собственного тела. Через 16 лет после его смерти друзья решили, что тело его должно покоиться во Франции. Но гроб, который для этой цели был отослан в Швецию, оказался слишком короток. А потому шведские власти, не долго думая, решили отделить голову Декарта от тела и захоронить ее отдельно — до той поры, пока не будут получены соответствующие распоряжения из Парижа. Пока останки философа готовили к отправке во Францию, французский посол в Швеции решил, что неплохо было бы ему иметь что — нибудь на память о великом соотечественнике. А потому он отсек указательный палец на правой руке Декарта. Тем временем тело, лишенное головы и пальца, было с большой помпой и пышными церемониями перезахоронено в Париже. По прошествии нескольких лет один армейский офицер выкопал череп Декарта в качестве сувенира, который затем в течение 150 лет переходил от одного коллекционера к другому, пока, наконец, не был захоронен в Париже.
Все личные бумаги и рукописные работы Декарта были собраны и после его смерти морем отправлены в Париж. Однако корабль затонул, не дойдя до причала. Бумаги в течение трех дней находились под водой. Семнадцать лет потребовалось впоследствии для того, чтобы отреставрировать их и сделать пригодными для печати (Shea. 1991).
Вклад Декарта: механицизм и проблема соотношения души и тела16
16 проблема соотношения души и тела — вопрос о различении души итела, физического и психического, реального и идеального.
Пожалуй, самым значительным вкладом Декарта в становление современной науки является его попытка решить одну из наиболее запутанных философских и психологических проблем — проблему соотношения души и тела. Но эта легкость обманчива. В течение тысячелетий мыслители занимали по этому вопросу, в основном, дуалистическую позицию: душа (ум, мышление, дух) и тело имеют совершенно различную природу. Однако принятие подобной позиции влечет за собой следующий вопрос: если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение? Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?
Во времена Декарта общепринятой была точка зрения, согласно которой взаимодействие души и тела носит однонаправленный характер: душа, ум может оказывать существенное влияние на тело, однако обратное воздействие крайне незначительно. Современные историки предлагают в пояснение этих взглядов следующую аналогию: взаимоотношения души и тела подобны взаимоотношениям между куклой и кукольником, где кукольник — это душа, а кукла — тело (Lowry. 1982).
Декарт же по этому вопросу занял дуалистическую позицию. С его точки зрения, душа и тело действительно имеют разную природу. Однако он существенно отходит от прежней традиции в трактовке их соотношения. По его мнению, не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души. Мы имеем здесь дело не с однонаправленным воздействием, а с обоюдным взаимодействием. Эта весьма радикальная для XVII века идея имела ряд важных последствий, как для философии, так и для развития науки.
После публикации этих идей Декарта многие его современники пришли к выводу, что нет более оснований считать душу единственным и полновластным господином обеих сущностей — кукольником, дергающим за веревочки. Душа не является полностью независимой от тела. Роль тела стала восприниматься совершенно иначе: те функции, которые прежде приписывались только душе, теперь стали относить к телесным функциям. В средние века, например, полагали, что душа ответственна не только за процессы мышления и здравый смысл, но и за восприятие, движение и репродуктивную деятельность. Декарт отбросил эти представления. Душа, с его точки зрения, имеет одну — единственную функцию — мышление. Все прочие функции носят телесный характер.
Психология bookap
Декарт, рассматривая проблему соотношения души и тела, сосредоточил внимание на проблеме так называемого психофизического дуализма. Таким образом, он отбросил спекулятивные теологические рассуждения о душе и заложил основы научного подхода к данной проблеме. Подобная позиция повлекла за собой и изменение методов исследования: вместо метафизических рассуждений стали применять методы объективного наблюдения и эксперимента, вместо умозрительных спекуляций о существовании и природе души — наблюдение за ходом психических процессов.
Тело и душа — это две самостоятельные субстанции. Материя, телесная субстанция характеризуется прежде всего протяженностью (она всегда занимает некоторое место в пространстве) и подчиняется законам механики. Душа, ум не имеют протяженности и не привязаны к какой — либо физической субстанции. Особо революционный характер имеет идея Декарта о том, что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу.
Рене Декарт | Биография, идеи, философия, «Я мыслю, следовательно, я существую» и факты
Рене Декарт
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 31 марта 1596 г. Франция
- Умер:
- 11 февраля 1650 г. (53 года) Стокгольм Швеция
- Известные работы:
- «Геометрия» «Письмо к Воэцию» «Размышления о первой философии» «Принципы философии» «Правила управления разумом» «Рассуждение о методе» «Страсти души» «Мир»
- Предметы изучения:
- Правило знаков Декарта Мыслю, следовательно, существую расширение врожденная идея дуализм разума и тела
- Роль в:
- Битва у Белой Горы Научная революция
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кем был Рене Декарт?
Рене Декарт — французский математик и философ XVII века. Его часто считают предшественником рационалистической школы мысли, и его огромный вклад в области математики и философии, как в отдельности, так и в целом, помог продвинуть западное знание вперед во время научной революции.
Подробнее читайте ниже: Молодость и образование
рационализм
Узнайте больше о рационализме.Чем известен Рене Декарт?
Рене Декарт наиболее известен своим философским утверждением «Я мыслю, следовательно, существую» (первоначально на французском, но наиболее известном в латинском переводе: «Cogito, ergo sum»). Ему также приписывают развитие картезианской теории. дуализм (также называемый дуализмом разума и тела), метафизический аргумент, согласно которому разум и тело являются двумя разными субстанциями, взаимодействующими друг с другом. в декартовой системе координат, которая до сих пор широко используется.0003
Подробнее читайте ниже: Мир и Беседа о методе
дуализм разума и тела Узнайте больше о картезианском дуализме.Какой была семья Рене Декарта?
Рене Декарт родился в 1596 году в Ла-Э-ан-Турен, Франция, в семье Иоахима и Жанны Декарт. Жанна умерла вскоре после того, как Декарту исполнился год. Считалось, что Декарт был довольно болен в детстве. Его и его братьев и сестер воспитывала бабушка, а Иоахим был занят другой работой и был членом совета провинциального парламента. Декарт никогда не был женат, но в 1635 году у него родился ребенок от Хелены Янс ван дер Стром. Ребенок по имени Франсин умер в возрасте пяти лет от скарлатины.
Подробнее читайте ниже: Резиденция в Нидерландах
Как умер Рене Декарт?
Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, от пневмонии в возрасте 53 лет. В то время он был в Стокгольме, чтобы помочь королеве Швеции основать академию наук. Королева Кристина, которой всего 22 года, заставляла Декарта вставать до 5:00 утра для ее ежедневного урока, что оказалось пагубным для его здоровья, поскольку он с детства привык поздно спать, чтобы приспособиться к своей болезненной натуре. Однажды утром, вероятно, из-за раннего подъема в сочетании с морозной шведской зимой, Декарт простудился, и это оказалось смертельным.
Подробнее читайте ниже: Последние годы и наследие
Рене Декарт (родился 31 марта 1596, Лаэ, Турень, Франция — умер 11 февраля 1650, Стокгольм, Швеция), французский математик, ученый и философ. Потому что он был одним из первых, кто отказался от схоластического аристотелизма, потому что он сформулировал первую современную версию дуализма разума и тела, из которой проистекает проблема разума и тела, и потому что он способствовал развитию новой науки, основанной на наблюдении и эксперименте, его обычно считают основателем современной философии. Применяя оригинальную систему методического сомнения, он отбросил кажущееся знание, полученное от авторитета, чувств и разума, и возвел новые эпистемологические основания на основе интуиции, что, когда он думает, он существует; это он выразил в изречении «Я мыслю, следовательно, я существую» (наиболее известное в его латинской формулировке «Cogito, ergo sum», хотя изначально было написано по-французски «Je pense, donc je suis»).
Он развил метафизический дуализм, радикально различающий разум, сущность которого — мышление, и материю, сущностью которой является протяженность в трех измерениях. Метафизика Декарта рационалистическая, основанная на постулировании врожденных представлений о разуме, материи и Боге, но его физика и физиология, основанные на чувственном опыте, механистичны и эмпиричны.Узнайте о жизни и творчестве французского математика и философа Рене Декарта.
Просмотреть все видео к этой статье. Река Крез в Пуату, где его отец Иоахим владел фермами и домами в Шательро и Пуатье. Поскольку Иоахим был советником парламента Бретани в Ренне, Декарт унаследовал скромный дворянский чин. Мать Декарта умерла, когда ему был год. Его отец женился во второй раз в Ренне, оставив его в Лаэ, чтобы его воспитывала сначала его бабушка по материнской линии, а затем его двоюродный дед в Шательро. Хотя семья Декартов была католиком, регион Пуату находился под контролем протестантских гугенотов, а Шательро, оплот протестантов, был местом переговоров по Нантскому эдикту (159 г. ).8), которая предоставила протестантам свободу вероисповедания во Франции после периодических религиозных войн между протестантскими и католическими силами во Франции. Декарт регулярно возвращался в Пуату до 1628 года.В 1606 году Декарта отправили в иезуитский колледж в Ла-Флеш, основанный в 1604 году Генрихом IV (годы правления 1589–1610). В Ла-Флеш 1200 молодых людей прошли подготовку для карьеры в военной инженерии, судебной системе и государственном управлении. В дополнение к классическим исследованиям, естественным наукам, математике и метафизике — Аристотеля учили по схоластическим комментариям — они изучали актерское мастерство, музыку, поэзию, танцы, верховую езду и фехтование. В 1610 году Декарт участвовал в торжественной церемонии, на которой сердце Генриха IV, убийство которого в том же году разрушило надежду на религиозную терпимость во Франции и Германии, было помещено в собор в Ла-Флеш.
В 1614 году Декарт отправился в Пуатье, где в 1616 году получил юридическое образование.
Викторина «Британника»
Философия 101
Декарт провел период с 1619 по 1628 год, путешествуя по Северной и Южной Европе, где, как он позже объяснил, изучал «книгу мира». Находясь в Богемии в 1619 году, он изобрел аналитическую геометрию, метод решения геометрических задач алгебраически и алгебраических задач геометрически. Он также разработал универсальный метод дедуктивных рассуждений, основанный на математике, применимый ко всем наукам.
Этот метод, который он позже сформулировал в Рассуждение о методе (1637) и Правила направления ума (написаны в 1628 г., но не опубликованы до 1701 г.) состоит из четырех правил: (1) не принимать за истину ничего, что не самоочевидно, (2 ) разделить задачи на простейшие части, (3) решить задачи, идя от простого к сложному, и (4) перепроверить рассуждения. Эти правила являются прямым применением математических процедур. Кроме того, Декарт настаивал на четком определении всех ключевых понятий и границ каждой проблемы.Декарт также исследовал сообщения об эзотерическом знании, такие как утверждения практиков теософии о том, что они могут управлять природой. Несмотря на разочарование в последователях каталонского мистика Рамона Луллия (1232/33–1315/16) и немецкого алхимика Генриха Корнелиуса Агриппы фон Неттесгейма (1486–1535), он был впечатлен немецким математиком Иоганном Фаульхабером (1580–1635). член мистического общества розенкрейцеров.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться
Декарт разделял ряд розенкрейцерских целей и привычек. Подобно розенкрейцерам, он жил один и в уединении, часто менял место жительства (за 22 года пребывания в Нидерландах он побывал в 18 разных местах), бесплатно занимался медициной, пытался увеличить продолжительность жизни человека и с оптимизмом смотрел на будущее. Способность науки улучшать условия жизни человека. В конце своей жизни он оставил сундук с личными бумагами (ни один из которых не сохранился) у врача-розенкрейцера — своего близкого друга Корнеля ван Хогеланде, который занимался его делами в Нидерландах. Несмотря на это сходство, Декарт отверг магические и мистические верования розенкрейцеров. Для него этот период был временем надежд на революцию в науке. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в Продвижение обучения (1605 г.) ранее предложил новую науку наблюдения и эксперимента, чтобы заменить традиционную аристотелевскую науку, как это сделал позже сам Декарт.
В 1622 году Декарт переехал в Париж. Там он играл, ездил верхом, фехтовал, ходил во двор, на концерты и в театр. Среди его друзей были поэты Жан-Луи Ге де Бальзак (1597–1654), посвятивший Декарту « Le Socrate chrétien » (1652; «Христианский Сократ»), и Теофиль де Вио (159 г.).0–1626), чучело которого было сожжено и заключено в тюрьму в 1623 году за сочинение стихов, высмеивающих религиозные темы. Декарт также подружился с математиком Клодом Мидоржем (1585–1647) и отцом Марином Мерсенном (1588–1648), человеком универсальной учености, который переписывался с сотнями ученых, писателей, математиков и ученых и стал основным контактным лицом Декарта с более широкими интеллектуальными кругами. мир. В это время Декарт регулярно скрывался от друзей, чтобы работать, сочиняя трактаты, ныне утраченные, о фехтовании и металлах. Он приобрел значительную репутацию задолго до того, как опубликовал что-либо.
В беседе в 1628 году Декарт опроверг заявление алхимика Шанду о том, что вероятности так же хороши, как и достоверность в науке, и продемонстрировал свой собственный метод достижения достоверности. На беседе присутствовал кардинал Пьер де Берюлль (1575–1629), основавший в 1611 году Конгрегацию учителей ораториализма в качестве соперника иезуитов. Многие комментаторы предполагают, что Берюлль побуждал Декарта написать метафизику, основанную на философии святого Августина, в качестве замены иезуитскому учению. Как бы то ни было, через несколько недель Декарт уехал в Нидерланды, которые были протестантскими, и, приняв большие меры предосторожности, чтобы скрыть свой адрес, не возвращался во Францию в течение 16 лет. Некоторые ученые утверждают, что Декарт сделал Берюля наставником своей совести, но это маловероятно, учитывая происхождение и убеждения Декарта (он был выходцем из провинции гугенотов, не был католическим энтузиастом, его обвиняли в том, что он розенкрейцер, и он защищал религиозной терпимости и выступал за использование разума).
Декарт, Рене (1596–1650) — Философская энциклопедия Routledge 4/9780415249126-DA026-1
Версия: v1, Опубликовано в сети: 1998
Проверено в мае 9 сентября 2023 г. , с https://www.rep.routledge.com/articles/biographical/descartes-rene-1596-1650/v-1.
Рене Декарт, которого часто называют отцом современной философии, попытался порвать с философскими традициями своего времени и начать философию заново. Отвергая аристотелевскую философию школ, авторитет традиции и авторитет чувств, он построил философскую систему, которая включала метод исследования, метафизику, механистическую физику и биологию, а также описание человеческой психологии, призванное обосновать этика. Декарт был также важен как один из основателей новой аналитической геометрии, которая сочетает в себе геометрию и алгебру и чья достоверность послужила своего рода моделью для остальной части его философии.
Получив образование в схоластических и гуманистических традициях, Декарт начал свою раннюю работу в основном в области математики и математической физики, где его наиболее важными достижениями были его аналитическая геометрия и открытие им закона преломления в оптике. В этот ранний период он также написал свой незаконченный трактат о методе «Правила направления ума», в котором излагалась процедура исследования природы, основанная на сведении сложных проблем к более простым, решаемым посредством непосредственной интуиции. Исходя из этих интуитивно установленных основ, Декарт пытался показать, как можно затем достичь решения первоначально поставленных проблем.
Декарт отказался от этих методологических исследований к 1628 или 1629 году, обратившись сначала к метафизике, а вскоре после этого к упорядоченному изложению своей физики и биологии в «Мире». Но эта работа была откровенно коперниканской по своей космологии, и когда Галилей был осужден в 1633 году, Декарт отозвал «Мир» из публикации; оно появилось только после его смерти.
Зрелая философия Декарта начала проявляться в 1637 году с публикацией единственного тома, содержащего «Геометрию, диоптрию и метеоры», три эссе, в которых он представил некоторые из своих наиболее заметных научных результатов, которым предшествовали «Рассуждения о методе», наполовину -автобиографическое введение, излагающее его подход к философии и полную систему, в которую укладываются конкретные результаты. В последующие годы он опубликовал серию работ, в которых более упорядоченно изложил свою систему, начиная с ее метафизических основ в «Размышлениях» (1641 г.), добавляя свою физику в «Принципах философии» (1644 г.) и предлагая очерк психологии и нравственной философии в «Страстях души» (1649 г.).
В юности, считал Декарт, мы приобретаем множество предрассудков, которые мешают правильному использованию нашего разума. Следовательно, позже мы должны отказаться от всего, во что верим, и начать заново. Следовательно, «Размышления» начинаются с ряда аргументов, призванных подвергнуть сомнению все, во что раньше верили, и завершаются гипотезой о всеобманывающем злом гении, способе предотвратить возвращение прежних верований. Переустройство мира начинается с открытия себя через «Cogito Argument» («Я мыслю, следовательно, я существую») — себя, познаваемого только как мыслящая вещь и познаваемого независимо от чувств. В этом мыслящем Я Декарт обнаруживает идею Бога, идею чего-то настолько совершенного, что оно не могло быть вызвано в нас чем-либо менее совершенным, чем Сам Бог. Из этого он сделал вывод, что Бог должен существовать, что, в свою очередь, гарантирует, что разуму можно доверять. Поскольку мы созданы таким образом, что не можем не придерживаться определенных верований (так называемых «ясных и отчетливых» восприятий), Бог был бы обманщиком и, следовательно, несовершенным, если бы такие верования были ошибочными; любые ошибки должны быть связаны с нашим собственным неправильным использованием разума. Это знаменитый эпистемологический принцип Декарта о ясном и отчетливом восприятии. Однако этому центральному аргументу в философии Декарта угрожает замкнутость — картезианский круг, — поскольку аргументы, устанавливающие надежность разума (аргумент Cogito и аргумент в пользу существования Бога), по-видимому, сами зависят от надежности разума. .
Центральным элементом метафизики Декарта также было различие между разумом и телом. Поскольку ясные и отчетливые идеи ума и тела полностью разделены, Бог может создать их отдельно друг от друга. Следовательно, это разные вещества. Разум — это субстанция, сущность которой состоит только в мысли, и, следовательно, он существует полностью вне геометрических категорий, включая место. Тело — это субстанция, сущностью которой является только протяженность, геометрический объект, не имеющий даже чувственных качеств, таких как цвет или вкус, которые существуют только в воспринимающем уме. Мы знаем, что такие тела существуют как причины ощущений: Бог дал нам великую склонность верить, что наши ощущения приходят к нам от внешних тел, и никаких средств исправить эту склонность; следовательно, он был бы обманщиком, если бы мы ошиблись. Но Декарт также считал, что разум и тело тесно связаны друг с другом; ощущение и другие чувства, такие как голод и боль, возникают из этого союза. Ощущения не могут сообщить нам об истинной природе вещей, но они могут быть надежными источниками знаний, полезных для поддержания единства разума и тела. В то время как многим современникам Декарта было трудно понять, как разум и тело могут соотноситься друг с другом, Декарт воспринял это как простой факт опыта. Его описание страстей — это описание того, как эта связь приводит нас к таким чувствам, как удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, из которых происходят все другие страсти. Понимание этих страстей помогает нам контролировать их, что было центральной целью морали для Декарта.
Представление Декарта о теле как о протяженной субстанции также привело к возникновению физики. Поскольку быть протяженным — значит быть телом, не может быть пустого пространства. Кроме того, поскольку все тела имеют одинаковую природу, все различия между телами следует объяснять с точки зрения размера, формы и движения их составных частей, а также с точки зрения законов движения, которым они подчиняются. Декарт пытался вывести эти законы из того, как Бог в своем постоянстве сохраняет мир в каждый момент. В этих механистических терминах Декарт пытался объяснить самые разнообразные черты мира, от образования планетных систем из первоначального хаоса до магнетизма и жизненных функций животных, которых он считал простыми машинами.