Психология души человека: Что такое душа? Размышляют психологи и раввин //Психологическая газета

что это, из чего состоит, описание, за что отвечает

Содержание:

  • Что такое душа человека с научной точки зрения
  • Из чего состоит душа человека
  • Описание души человека
  • За что отвечает душа человека

Содержание

  • Что такое душа человека с научной точки зрения
  • Из чего состоит душа человека
  • Описание души человека
  • За что отвечает душа человека

Что такое душа человека с научной точки зрения

Человечество с давних времен интересовал вопрос о внутреннем мире человека, причинах и закономерностях его мыслей, чувств, поведения. Во многих религиозных и философских концепциях было выработано представление о наличии у живых существ души — нематериальной субстанции, определяемой божественным или космическим началом.

В XVIII веке немецкий философ Христиан Вольф ввел в научный оборот наименование новой науки — психологии. До этого времени знания о внутреннем мире человека накапливались и изучались преимущественно в рамках религии и философии. Сам термин «психология» состоит из двух слов — «душа» и «учение». Первоначально психология воспринималась именно как «душеведение», изучение души человека.

По мере распространения материалистического мировоззрения термин «душа» в психологии всё чаще заменялся понятием «психика». Сами же психические процессы стали изучаться в первую очередь с точки зрения функционирования головного мозга и поведенческих реакций.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Душа — это внутренний мир человека, совокупность его переживаний, мыслей, волевых устремлений.

Психика — это основанная на высшей нервной деятельности способность живых существ отражать действительность и взаимодействовать с ней с целью максимальной адаптации.

Эти понятия тесно взаимосвязаны между собой, но между ними есть и различия.

Специфика души заключается в следующем:

  1. Она представляет собой целостное единство, проявляющееся в тесном взаимодействии телесного, психического и духовного начала.
  2. Включает в себя идею воздействия на нее некоего Духа, под которым понимается метафизическое или трансцендентное начало.
  3. Так же как и психика, тесно взаимодействует с телом, но при этом живет своей автономной жизнью, а не целиком определяется соматическими процессами. 
  4. Помогает индивидуализировать человеческое существование. С ее помощью в рамках психологии не только изучаются конкретные проявления психики, но и происходит осмысление жизни человека как динамического духовного процесса.

Со времен Декарта душевное начало в человеке начинает рассматриваться под новым углом. Этот выдающийся французский философ и математик XVII века провозгласил крылатую фразу: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек отныне стал восприниматься как мыслящая субстанция, а его внутренний мир стал сводиться к сознанию.

Сознание — это высшая форма психического отражения окружающего мира, позволяющая человеку осуществлять саморегуляцию, рефлексию, планирование и т.д.

В ученом мире нет единого мнения по поводу внутреннего мира животных. Наличие психики предполагают у живых существ, обладающих нервной системой. Сознание до недавнего времени описывалось как исключительно человеческое свойство, развивающееся по мере социализации. В последнее время данный тезис оспаривается многими зоопсихологами. С помощью экспериментов они пытаются доказать наличие по крайней мере зачатков сознания у высокоорганизованных животных. 

В марксистском подходе, который был господствующим в отечественных гуманитарных науках долгие годы, широко использовалось выражение «Бытие определяет сознание».

Этот тезис предполагал доминирование материального начала над духовным.

По мере дальнейшего накопления знаний в области психологии стало очевидно, что нельзя сводить внутренний мир человека ни к его сознанию, ни к психике. Тем не менее термин «душа» в его метафизическом значении по-прежнему используется преимущественно христианскими психологами. Светские психологи чаще прибегают к терминам «психика» или «внутренний мир человека».

Из чего состоит душа человека

Душа включает в себя диалектическое единство противоположных начал. Ее функционирование можно представить в виде следующей схемы.

Источник: elar.urfu.ru

На стыке сознательного и бессознательного начала существует пограничное состояние — подсознание. К его сфере относится все, что было осознаваемым или может стать осознаваемым при определенных условиях. Бессознательное начало — это психические процессы, которые находятся вне сознательной сферы человека. Из этой области приходят сны, интуитивные откровения, спонтанные поступки.

Часто именно подсознание стимулирует деятельность человека, активизируя его память, воображение, скрываемые влечения.

Примечание 1

Большой вклад в изучение бессознательного начала внес австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Он полагал, что значительная часть поступков любого человека происходит за счет импульсов, поступающих из сферы «Ид» (или «Оно»), полностью функционирующей в бессознательной сфере.

В христианстве сфера бессознательного определяется как «неразумная часть души», подверженная влиянию греховного мира. В противовес ей выделяется «разумная часть», которая ведет человека к божественному началу.

Еще одна пара противоположностей — это объект и субъект.

Душа выступает в качестве объекта для воздействий из внешнего мира и сама является субъектом взаимодействия. На стыке этих противоположностей рождаются разные виды деятельности — в том числе возникают этические и эстетические переживания.

Душа колеблется также между двумя полюсами — образом объективного мира и субъективными смутными переживаниями, в которых отражаются бессознательные установки на мир.

Предложенная схема — это всего лишь одна из попыток объяснить устройство души с помощью определенных научных категорий. Существуют и другие схемы, преимущественно разрабатываемые в рамках религиозных учений.

Пример 1

Например, в христианских концепциях душа рассматривается как часть единой триады тело — душа — дух. Также ее троичность проявляется в том, то она является носителем воли, чувств и разума.

Описание души человека

В разных культурах, религиозных и философских системах существуют свои представления о душе. Широким разнообразием в этом смысле отличался античный мир. Ряд древнегреческих мыслителей придерживались концепции панпсихизма.

Панпсихизм — это представление о всеобщей одушевленности природы.

Гераклит рассматривал душу как носительницу нравственных качеств и субстрат феноменов сознания. Диоген Аполлонийский разрабатывал идею «мировой души», в рамках которой индивидуальное душевное начало выступало в роли микрокосмоса. Пифагор придерживался теории реинкарнации.

Реинкарнация — учение о переселении душ после смерти в другие живые существа.

Подробное описание души оставил Платон. Он разработал концепцию ее бестелесности и близости к сверхчувственному миру через «воспоминания».

Состав души по Платону:

  • рациональная часть — локализована в голове;
  • эмоциональная — в груди;
  • похотливая — в брюшной полости.

Бессмертной Платон считал только высшую часть.

В концепции Аристотеля душа обладает тремя способностями:

  • питательная;
  • чувствующая;
  • ноэтическая (интеллектуальная).

Растения обладают только первой способностью, животные — двумя, а всеми тремя владеет только человек.

Христианские богословы представляли душу как бестелесную сущность, которая была сотворена «дыханием Божием». Она обладает такими качествами, как:

  • разумность;
  • бессмертность;
  • свобода воли;
  • триединство.

В восточных религиях душа часто рассматривается как совокупность различных форм энергии.

В рамках индуизма было выработано представление о душе индивидуальной (Атмане) и мировой (Брахмане). В процессе духовного развития Атман стремится слиться с Абсолютом.

По мере развития естественных наук ученые делали неоднократные попытки определить, где именно в теле человека находится душа и имеет ли она материальное проявление. Наиболее известными стали эксперименты, которые в начале XX века проводил американский медик и биолог Дункан Макдугалл. Он зафиксировал потерю массы умирающих людей в диапазоне от 10 до 42 грамм, что стало в свое время сенсацией, поскольку воспринималось как доказательство существования души. Позднейшие исследования показали, что эксперименты Макдугалла не отвечают строгим требованиям науки.

Современные ученые-психологи крайне осторожно и избирательно используют термин «душа». На протяжении предыдущего столетия было предложено множество концепций, описывающих внутренний мир человека. При этом они, как правило, назывались теориями личности или человеческой психики.

Пример 2

Например, теория личности Эриксона, психоаналитическая концепция Фрейда, структура психики по Павлову и т.д.

Фактически, само слово «душа» чаще всего используется при расшифровке названия «психология», чем в содержании этой науки. Христианские психологи называют данный процесс деонтологизацией.

Деонтологизация — это превращение одухотворенно мыслящей личности в закрытое сознание с операциональными навыками, сведение человеческой сущности к ее функциональности.

Процесс деонтологизации приводит к упрощенному взгляду на человека и потере духовно-нравственных смыслов.

За что отвечает душа человека

Она отвечает за мысли и эмоции человека, за его совесть и духовный опыт. Известно выражение, что «Душа человека заключается в его делах». Это означает, что она проявляется через деятельность, в первую очередь через ее целенаправленный и осознанный характер.

С точки зрения религиозных представлений она отвечает за свободу выбора, в том числе за свои грехи. В христианстве нераскаявшаяся душа, совершившая множество ошибок, не попадет в Рай. В индуизме и буддизме совокупность поступков и мыслей человека определяет его последующее перерождение.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

5. Огонь и душа. Психология. Гераклит

5. Огонь и душа. Психология

Согласно мысли эфесца, единство человека и окружающего его мира состоит, если можно так выразиться, в их «огненности», т. е. в том, что и природа человека, и сущность окружающего мира представляют собой проявления космического огня, различных его состояний. Более того, следуя гераклитовской мысли, можно провести параллель между мировым огнем и человеческой психеей (душой). В самом деле, космический огонь, будучи живым и активным началом, схож с человеческой душой и составляет как бы живую душу вселенной; а человеческая же психея (душа), как источник активности и жизни, напоминает космический огонь; и не только напоминает, но и является его проявлением, модификацией. По словам Гераклита, «сухая, сияющая (т. е. огненная. — Ф. К.) душа мудрейшая и наилучшая» (В 118).

«Психея» — это, надо полагать, тонкий вид огня, горение огня или нечто такое, что напоминает пар (или жар). Непосредственно же «психеи испаряются из влаги» (В 12). В качестве испарения, пара или парообразного воздуха душа представляет собой нечто среднее между водой и огнем. Однако у одних людей душа-испарение бывает более влажной, чем у других. Так, души «большинства» влажны, содержат мало огня, огненного элемента, в то время как души немногих, наилучших и наимудрейших людей, напротив, отличаются преобладанием в них сухого (огненного) сияния. Впрочем, соотношение влажного и огненного элементов в душе не является раз и навсегда данными, неизменным: душа подвержена своеобразному процессу — путям «вверх и вниз». Когда душа становится все более огненной, сияющей и сухой, это путь вверх. Путь же вниз есть процесс утраты душой своей огненности и замещения огненности влажностью, вследствие чего силы души — интеллект и воля — убывают, ослабевают, т. e. душа становится менее «сияющей», более, так сказать, тусклой и неразумной. «Пьяный, ведомый ребенком, шатается и не замечает, куда идет, ибо влажна его душа» (В 117).

Жизнедеятельность человеческой души исполнена противоречия и драматизма, ибо за удовлетворение каждой из своих страстей человек расплачивается частицей животворного огня своей души: «Трудно бороться со страстью: ведь всякое желание сердца исполняется ценою души» (В 85). Поэтому «людям не стало бы лучше, если бы исполнилось все, чего они желают» (В 110). Таким образом, в жизни души заключена ее смерть; человек не может ни игнорировать желания и страсти, ни быть на поводу у них: чтобы жить, он должен вести постоянную борьбу с самим собой, т. е. должен как устоять против их полного удовлетворения, так и воздержаться от полной победы над ними, ибо и в том и в другом случае результат оказывается один и тот же — смерть души. Итак, душа пронизана единством и борьбой противоположностей — жизни и смерти, огненного и влажного элементов.

Процесс увлажнения души на пути «вниз» приводит к распаду души, ее гибели и переходу в другое (жидкое) состояние. «Психеям смерть — воде рождение, воде же смерть — земле рождение; из земли же вода рождается, а из воды — психея» (В 36). Иначе говоря, душа, будучи естественным феноменом, проходит цикл рождения и смерти: распадаясь, она превращается последовательно в жидкость — грязь — землю, которая в свою очередь (не являясь абсолютно мертвым элементом), разжижаясь, превращается в грязь — воду — испарения — психеи.

Для Гераклита психея — разумная (огнеподобная) сторона человеческой природы. Но судя по некоторым сообщениям, на которых, правда, чувствуется влияние философии стоиков, Гераклит учил также о мировой душе, питающейся испарениями от мировой влаги и родственной душам живых существ (см. А 15). С нашей точки зрения, если эфесец и учил о мировой душе, то его мысль сводилась, очевидно, к тому, о чем мы уже отчасти говорили: вечно живой огонь — это «душа» космоса. Признание же мировой души, аналогичной человеческой душе, влекло за собой перенесение на космический огонь признаков разумности и «божественности» (бессмертия). Отсюда, надо полагать, и приписываемое Ипполитом Гераклиту высказывание о том, что огонь разумен и является причиной управления всем (см. В 64). Не исключено, что присущий миру (а стало быть, и его «душе» — огню) логос-разум Гераклит усматривал в наблюдаемой упорядоченности мира и закономерно-ритмическом характере происходящих в нем процессов.

В одном из фрагментов, вошедшем в сборник Г. Дильса, но, по мнению ряда современных исследователей, являющемся сомнительным (т. е. представляющем собой скорее толкование или даже вольный пересказ Гераклита, чем дословную передачу его мысли), говорится: «Подобно тому, говорит он (Гераклит. — Ф. К.), как паук, находясь посреди паутины, чувствует, как только муха разрывает какую-либо его нить, и быстро бежит туда, заботясь об исправлении нити, так и душа человека, при повреждении какой-либо части тела, туда поспешно устремляется, словно не перенося ущерба в теле, с которым она крепко и соразмерно связана» (В 67 а). Ясно, что в приведенном отрывке речь идет главным образом о тесном единстве души и тела человека. Вместе с тем здесь имплицитно заключена мысль о том, что душа не локализована в определенном месте тела.

Далее. Если считать, что Гераклит проводил аналогию между человеческой и предполагаемой космической душой (огнем-логосом), то можно прийти к следующему выводу: подобно тому как человеческая душа, крепко связанная с телом (и оберегающая его от повреждений), не существует вне тела, так и мировая душа, поддерживающая миропорядок, не пребывает вне вещей и помимо них. Можно также прибавить, что психея (душа) человека не сосредоточена в какой-либо части тела, подобно тому как мировая психея не ограничена в своем распространении (и в своей власти) какими-либо пределами, вещами и явлениями (см. В 114). И потому если речь идет о пределах или границах человеческой души, глубокий источник и мера (логос) которой коренится в мировой психее, то они столь же недостижимы, как и пределы космической психеи. По-видимому, в этом духе следует понимать и фрагмент Гераклита, который гласит: «По какой бы дороге ты ни пошел, пределов души не найдешь: столь глубок ее логос» (В 45). По мнению М. Марковича (102, 10, 304), во фрагменте 45 речь идет о том, что душа глубоко спрятана в организме человека и находится в испарениях крови, поэтому невозможно найти ее «оба конца» (peirata). Предположение, что душа испаряется из крови, высказывается также О. Гигоном (79, 230).

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям

Огонь

Огонь Стихия Огня из всех стихий наиболее насыщена энергией ян. Для регулирования Огня в фэн-шуй обычно используется свеча или красный цвет. Рекомендуют больше использовать красный цвет, чем свечи, для снижения опасности пожара. Стихия Огня — это один из примеров, где

21. ОГОНЬ

21. ОГОНЬ Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. На душу сходит дивная тишина и кажется, что видишь необычайные дали и глубины. Радостно играет свет. Капризно и причудливо ложатся тени. Ласково струится дыхание тепла. И мне чудится, будто в душе моей

21. ОГОНЬ

21. ОГОНЬ Я могу часами сидеть перед камином и смотреть в огонь. На душу сходит дивная тишина и кажется, что видишь необычайные дали и глубины. Радостно играет свет. Капризно и причудливо ложатся тени. Ласково струится дыхание тепла. И мне чудится, будто в душе моей

4.

Огонь

4. Огонь Огонь среди элементов занимает одно из самых почетных мест и особенную роль играет у Гераклита и Гиппаса[287]. Все – из огня, и все – в огонь (Гераклит A 1=I 141, 9 – 10; A 5; Гиппас 7). Он и принцип, и элемент, и»природа»(Гераклит A 5). Космос всегда есть, был и будет огнем,

Огонь

Огонь Огонь – устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает.Огонь подобен духу человека, его разуму. Огонь питается формой,

Огонь страстей

Огонь страстей А также огонь может являться символом горящих, клокочущих, извергающихся подобно лаве страстей. Хаотичные эмоции, испепеляющие душу подобно огню пожара, могут превратить ее в пустыню. Например, – огнедышащий дракон, с которым сражаются герои – символ

Огонь

Огонь Огонь в свадебных обрядах участвует в виде свечи, горящего факела и костра (см. «Стихии»).«Свеча на свадьбах служит знамением солнца. Само солнце провожает и встречает молодую».Свеча символ связи с истиной.На Руси свечой трижды обводят вокруг молодых, троекратно

Огонь

Огонь Огонь – устремленные в небо языки пламени, поглощающие материю, возвращающие формы в мир первообразов, мир идей. Сжигая материю, огонь дает свет и тепло, уничтожает нечистое, обеззараживает, очищает.Огонь подобен духу человека, его разуму. Огонь питается формой,

Огонь

Огонь Огонь в свадебных обрядах участвует в виде свечи, горящего факела и костра (см. гл. «Стихии»).«Свеча на свадьбах служит знамением солнца. Само солнце провожает и встречает молодую».Свеча символ связи с истиной.На Руси свечой трижды обводят вокруг молодых, троекратно

ОГОНЬ У ПОРОГА!

ОГОНЬ У ПОРОГА! За много сотен лет человечество предупреждалось о том грозном времени, когда волны огня хлынут на Землю. Пророки, Учителя, ясновидящие, Посвященные в сокровенное Знание, во всех народах, в разные времена, на разных континентах — дружно говорили о

ОГОНЬ НЕДОВОЛЬСТВА

ОГОНЬ НЕДОВОЛЬСТВА Сильный дождь лил в течение нескольких дней, а ручьи наполнялись водой и шумели. Коричневые и грязные, они текли изо всех оврагов и соединялись в более широкий поток, бежавший по центральной части долины; он, в свою очередь, вливался в реку, которая

Огонь и дым

Огонь и дым Весь день было тепло, и находиться снаружи было пыткой. Жар от дороги и воды, уже резкий и проникающий, белые дома делали еще более ярким, а земля, которая была зеленой, стала теперь ярко-рыжей и выжженной. Дождя не было в течение многих месяцев. Небольшой ручей

с. МЕРКУРИЙ КАК ОГОНЬ

с. МЕРКУРИЙ КАК ОГОНЬ Многие трактаты называют Меркурия просто огнем[41]. Он <огонь элементарный> (ignis elementaris)[42], <наш надежнейший природный огонь> (noster naturalis ignis certissimus)[43]: слово <наш> указывает на его <философскую> сущность. Aqua mercurialis [меркуриева вода] названа даже

XIV Огонь

XIV Огонь По сравнению со всеми стихиями, к которым мы обращались до сих пор, – Землей, Водой, Воздухом – Огонь – это самая тонкая субстанция, и, возможно, она соответствует такой силе в Природе, которая превосходит своей мощью и активностью все, что мы только можем на

Может ли психология доказать, что у людей есть души?

Обновлено 24 апреля 2019 г.

Р. Д. Лангр

подробнее

Р. Д. Лангр — домашний папа и предприниматель. У него есть опыт работы в области психологии и богословия, а также интуитивное понимание отношений.

Связаться с автором

Определение души

Как вы определяете душу — теологически, психологически, астрологически, психически, философски или биологически? Большинство эпистемологических парадигм за последние 3000 лет пытались определить душу таким образом, чтобы это отвечало поставленным ими вопросам. Поэтому для наших целей я буду использовать теологию и раннюю философию для большинства определений, а также немного юнгианскую психологию. Это останется верным «сути» вопроса.

По своему базовому определению душа — это нематериальная часть человеческой личности, часть, которая существует независимо от физической формы человека. Идя глубже, мы обнаруживаем, что душа есть « то, что дает жизнь телу ». Таким образом, в то время как душа не зависит от тела, тело зависит от души в течение жизни. Таким образом, в то время как тело умирает, душа обычно считается бессмертной. Душа также является вместилищем интеллекта и разума. Наконец, в самом сложном случае душа определяется как «сущность» человеческой личности — это то, что делает нас людьми (особенно в сочетании с каждым отдельным телом).

Современные академические психологи, особенно более материалистичные, едва ли признают существование души. Большинство из тех, кто считает это просто проявлением наших чувств и желаний. Неофрейдист и гуманист Карл Юнг, пожалуй, самый «ориентированный на душу» психолог нашего времени, полагающий, что душа является вместилищем «я» или эго и что какая-то часть нашего интеллекта и бытия выживает после смерти. пусть даже просто в архетипическом «массовом союзе душ». Для большинства психологов изучение души лучше оставить философам и теологам.

Тем не менее, я верю, что существуют некоторые современные психологические принципы, которые могут свидетельствовать о нематериальной человеческой душе для тех, кто хочет посмотреть.

Коллективное бессознательное и архетипы

Коллективное бессознательное можно определить как «часть бессознательного, разделяемую обществом, человечеством и всеми формами жизни, которая является продуктом опыта предков и содержит такие понятия, как наука, религия и нравственность». Другими словами, как вид, живший тысячи лет, мы приобрели наборы переживаний и интерпретаций, которые сформировались в бессознательном уме всего вида. Это также верно в более узком смысле для отдельных обществ и в более широком смысле для всех форм жизни. Архетипы — прекрасный пример этой теории. Древний потоп, свет против тьмы, супергерой и загробная жизнь — все это архетипы (символы человеческого опыта или правды), хранящиеся в человеческом коллективном бессознательном.

Это показывает нам, что есть нечто за пределами индивидуального и материального человека. Идеи, особенно архетипы, существуют не как физические реальности, а как внеразумные, нематериальные проявления человеческой души и метафизики. Свет против тьмы, любовь, «герой», мужество — все это языки души, и тот факт, что все человечество участвует в их распространении, свидетельствует о том, что существует существование за пределами наших тел.

Потребность в самоактуализации

Это из иерархии потребностей Маслоу. Самоактуализация — это, пожалуй, цель жизни, к которой стремятся все человеческие личности. Его можно резюмировать словами: «Человек может быть таким, каким он должен быть». Это желание овладеть тем, что вы есть на самом деле, и стать идеальным собой. Это желание «быть всем, чем ты можешь быть». Это может проявляться в каждом человеке — возможно, вы хотите стать идеальным писателем, учителем, родителем или мусорщиком… что бы вы ни были вынуждены делать, если стены удовлетворят другие ваши потребности, вы будете стремиться стать самый лучший человек.

Это говорит нам о том, что человек духовен (имеет душу), показывая нам, что человек чувствует призвание за пределами себя, быть более великим, чем он сам. Он чувствует призыв не только удовлетворить свои атомы и сохранить свои клетки раскисленными, но и превзойти свою нынешнюю ситуацию. Любовь — это не физическое явление, равно как и знание, и наше желание быть реализованным никогда не достигается простыми физическими средствами.

Как сказал Льюис: «Если я нахожу в себе желание, которое не может удовлетворить никакой опыт в этом мире, наиболее вероятным объяснением будет то, что я был создан для другого мира».

Человек социален

Человек — существо социальное. Очевидно, что нам нужно любить и быть любимыми, и что мы желаем признания и одобрения со стороны других людей. Как ни странно, без других мы не можем по-настоящему быть теми, кто мы есть. Именно эта близость с другими, это стремление к любви побуждает нас стать тем, чего мы действительно хотим, — реализованными. Зеркальные нуэроны показывают нам, что мы получаем эмоции от других людей. Люди, которые ЧУВСТВУЮТ себя одинокими, часто совершают самоубийства или, по крайней мере, не живут здоровой и продуктивной жизнью. Мы созданы не только для себя, но и для других.

Если бы мы были просто физическими телами, существами без нематериальной души, нам нужно было бы только удовлетворять наши физические желания — еда, питье, кров, секс. Но это не единственные наши потребности, чтобы быть полностью людьми и полностью здоровыми, нам также нужны любовь, радость, мир, признание, веселье и т. д. Все вещи нематериальны. Различные теории психологии подтверждают необходимость этих элементов. Именно потому, что эти вещи не служат для наполнения наших тел, это является еще одним доказательством нематериальной человеческой души.

Тебе решать

Достаточно ли этих доказательств для материальной души? Вероятно, не окончательно. Опять же, возможно, этот вопрос лучше оставить философам и теологам. Я верю, что психология имеет дело не только с разумом и телом человека, но и с душой, осознает это психолог или нет. В конечном счете, при поиске души или любой нематериальной и метафизической реальности, возможно, все сводится к вере.

© 2011 РД Лангр

Popular

Неврология и психология сделали практически ненужным наличие души

Сегодня многие люди верят, что у них есть душа. Хотя представления о душе различаются, многие описывают ее как «невидимую силу, которая, кажется, оживляет нас».

Часто считается, что душа может пережить смерть и тесно связана с воспоминаниями, страстями и ценностями человека. Некоторые утверждают, что душа не имеет массы, не занимает места и нигде не локализована.

Но мне как нейробиологу и психологу душа не нужна. Наоборот, все функции, приписываемые этому роду души, можно объяснить работой мозга.

Психология изучает поведение. Чтобы выполнять свою работу по изменению поведения, например, при лечении зависимостей, фобий, беспокойства и депрессии, психологам не нужно предполагать, что у людей есть душа. Для психологов души не столько не существуют, сколько в том, что в них нет нужды.

Говорят, что психология потеряла свою душу в 1930-х годах. К этому времени эта дисциплина полностью превратилась в науку, опирающуюся на эксперименты и контроль, а не на самоанализ.

Что такое душа?

Не только религиозные мыслители предположили, что мы обладаем душой. Некоторыми из наиболее известных сторонников были философы, такие как Платон (424-348 гг. до н.э.) и Рене Декарт в 17 веке.

Платон считал, что мы не изучаем новое, а вспоминаем то, что знали до рождения. Для этого, заключил он, у нас должна быть душа.

Столетия спустя Декарт написал свою диссертацию «Страсти души», в которой утверждал, что существует различие между разумом, который он описал как «мыслящую субстанцию», и телом, «протяженной субстанцией». Он писал:

… так как мы не имеем никакого представления о теле как о мыслящем, у нас есть основания полагать, что всякий вид мыслей, существующих в нас, принадлежит душе.

Одним из многих аргументов, выдвинутых Декартом в пользу существования души, было то, что мозг, являющийся частью тела, смертен и делим, то есть состоит из разных частей, а душа вечна и неделима, то есть представляет собой неразрывное целое. Поэтому он пришел к выводу, что это должны быть разные вещи.

Но достижения в области неврологии показали, что эти аргументы ложны.

Лишение души человека

В 1960-х годах нобелевский лауреат Роджер Сперри показал, что разум и наше сознание делимы, тем самым опровергнув этот аспект теории Декарта.

Сперри изучал пациентов, у которых мозолистое тело, сверхмагистраль, соединяющая правое и левое полушария, было перерезано в результате операции, направленной на сдерживание распространения эпилептических припадков. Операция заблокировала или уменьшила передачу перцептивной, сенсорной, моторной и когнитивной информации между двумя полушариями.

Пытаясь доказать существование души у людей, Декарт фактически выдвинул аргумент против нее.

Сперри показал, что каждое полушарие может быть обучено выполнению задачи, но этот опыт был недоступен нетренированному полушарию. То есть каждое полушарие могло обрабатывать информацию вне поля зрения другого. По сути, это означало, что операция произвела двойное сознание.

Таким образом, Декарт не может быть прав в своем утверждении, что мозг делим, а душа, которую можно рассматривать как разум или сознание, — нет. Пытаясь доказать существование души у людей, Декарт фактически выдвинул аргумент против нее.

Вместо того, чтобы исследовать крыс с душами, психологи лишили их людей. В 1949 году психолог Д.О. Хебб утверждал, что разум представляет собой интеграцию деятельности мозга.

Многие нейрофилософы пришли к тому же выводу, что и психологи, а Патрисия Черчленд совсем недавно заявила, что в машине нет призрака.

Все делает мозг

Если душа находится там, где обитают эмоции и мотивация, где происходит умственная деятельность, воспринимаются ощущения, хранятся воспоминания, происходит рассуждение и принимаются решения, то нет необходимости выдвигать гипотезу о ее существовании. Есть орган, который уже выполняет эти функции: мозг.

Эта идея восходит к древнему врачу Гиппократу (460-377 гг. до н.э.), который сказал:

Люди должны знать, что ни от чего другого, кроме как от мозга, исходят радости, наслаждения, смех и спорт, а также печали, печали, уныние и причитания. И благодаря этому… мы приобретаем мудрость и знание, и видим, и слышим, и знаем, что грязно, а что прекрасно, что дурно и что хорошо, что сладко и что безвкусно…

Рассмотрим одну из функций предположительно — если слушать Платона — осуществляется душой: память. Сильный удар по голове может заставить вас потерять воспоминания о последних нескольких годах. Если душа является нематериальной субстанцией, отдельной от нашего физического существа, она не должна быть повреждена ударом. Если бы память хранилась в душе, она не должна была быть потеряна. Мозг — это орган с картой нашего тела, внешнего мира и нашего опыта. Повреждение головного мозга, как при несчастных случаях, слабоумии или врожденных пороках развития, наносит соразмерный ущерб личности.

Активность нейронов в головном мозге ответственна за когнитивные и эмоциональные дисфункции у людей с аутизмом; было бы жестоко и неэтично обвинять в этом их гипотетические души.

Манипулирования мозгом достаточно, чтобы изменить эмоции и настроение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts