Психология гениальности: Гениальность. Что такое «Гениальность»? Понятие и определение термина «Гениальность» – Глоссарий

Гениальность — Психология человека

Гениальность — это как раз то, что не укладывается ни в какие правила.
Даниил Александрович Гранин

Гениальность и гении, которые ее собой олицетворяют, являются настоящим украшением нашего заурядного и консервативного общества, в котором большинство людей не способны, а точнее, не приучены создавать что-то принципиально новое и уникальное, они не умеют творить, а могут лишь подражать, копировать и выполнять ту работу, которую их когда-то научили делать. Большинство людей могут жить однообразной жизнью бесконечно долго, совершенно ничего в ней не меняя. Дай им двести, триста, пятьсот лет жизни и они все это время будут жить так, как жили предыдущие годы, даже не пытаясь что-то изменить без острой необходимости. А гении меняют мир, потому что хотят и способны это делать, они дают миру что-то принципиально новое, яркое, сильное, что способно сделать жизнь людей качественнее и интереснее. Такие люди являются инициаторами больших и малых перемен, и не только в своей, но и в общественной жизни. Способность творить делает их особенными людьми, которыми общество может восхищаться, а может и травить их. При этом гениальность гениев не является чем-то сверхъестественным, чем могут обладать только избранные люди с рождения. Это не божий дар и не чудо природы. По моему мнению, мы все можем быть гениями. Кто-то будет им в большей, а кто-то в меньшей степени, в зависимости от того, как именно каждого из нас будут воспитывать и учить. Гениальность можно в себе развить, я в этом абсолютно уверен. И в этой статье мы с вами вместе в этом убедимся.

Друзья, я расскажу вам о гениальности только то, что сам узнал, открыл для себя, наблюдая за гениальными людьми и общаясь с некоторыми из них. Никаких чужих мыслей здесь не будет, никаких чужих рассуждений, ничего такого, что кто-то когда-то уже писал и говорил о гениях. Не хочу ни за кем ничего повторять в столь важной теме. Все то, что уже известно о гениях и гениальности вы и без меня узнаете, ибо известные мысли копируются быстро и их везде можно найти, в самых разных источниках. А у меня здесь будет только мое – мои мысли, мои открытия и мои наблюдения.

Что такое гениальность

Если говорить просто, то гениальность – это способность придумывать что-то новое, необычное, особенное, уникальное. Попусту говоря, гениальность является проявлением высших творческих способностей человека. Гении привносят в этот мир что-то такое, чего в нем раньше не было. И чем сильнее отличие этого нового от всего существующего, тем гениальнее идея, мысль, изобретение, творчество гения. Гениальность выражается в уникальности, особенности, неповторимости. Гений может принимать решения, которые другим людям будут непоняты, из-за их шаблонного мышления и ограниченности. Гений может рассуждать так, как никто и никогда не рассуждает, потому что гении мыслят свободно, давая волю своим мыслям, фантазиям. Гений способен выдавать совершенно абсурдные для большинства людей идеи, которые кажутся таковыми из-за их необычности и гениальность которых люди смогут понять лишь спустя какое-то время, когда увидят результаты от реализации этих идей.

Гениальность не абсолютна

Гении способны дать миру выдающиеся идеи, уникальные изобретения, великолепное творчество, но они не во всем могут быть гениями. С одной стороны, их мозг работает по-особенному, он умеет мыслить за рамками известных алгоритмов, поэтому, они могут придумать новые подходы ко всем известным задачам, чтобы решить их более эффективным способом. Но с другой, никакой мозг не обладает такой мощью, чтобы всегда мыслить творчески и не пользоваться известными решениями в повседневной жизни. Поэтому, в каком-то деле гений может полностью свою гениальность раскрыть, придумав что-то необычное, чего еще никогда не было в этом мире, а в чем-то он будет таким же простым человеком, как и большинство других людей. Он также будет передвигаться по земле, утолять голод с помощью обычной пищи, чистить зубы традиционным способом и многое другое делать так, как это делают все. Ему в этих делах не нужно искать какие-то новые решения, хотя он мог бы это сделать, если бы захотел. Такой человек обычно проявляет свою гениальность в отношении какой-то одной, самой главной для него задачи, в которой он мыслит безгранично, чтобы добиться уникального результата при ее решении. А в остальных делах он ведет себя намного проще, как обычный человек, чтобы не перегружать свои мозг малозначимыми для него вещами.

Или вот если говорить о заработке денег, то гений в этом деле может быть не так уж и успешен. Гениальный человек совсем необязательно должен быть богатым. Потому что мозг, который может творить в искусстве или изобретать новые приборы, или в науке какие-то открытия делать и мозг, который только на добыче денег сосредоточен – это совершенно разные мозги. Зарабатывать много денег можно вообще без какой-либо гениальности, действуя по известным сотни и даже тысячи лет алгоритмам. Конечно, гениальность человека способна дать миру что-то настолько выдающееся, что потом прославит и обогатит его, но это совсем необязательно. Не всегда гении, которые что-то придумали, обогатились на этом. Гений может что-то сотворить, но не сможет этого продать. А коммерсант сможет, потому что у него мозг на это настроен. Или в некоторых случаях предприимчивый человек может даже присвоить себе творение гения, продать его и таким образом разбогатеть. Так что, гений совсем необязательно должен уметь решать задачи, связанные с заработком денег, чтобы считаться гением. Посему фраза: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» к таким людям неприменима. Дело не в том, умный человек или нет, а в том, в чем именно он умен или, говоря иначе, все зависит от того, к чему он свой ум прикладывает. Далеко не всем гениям интересно заниматься вопросом заработка денег, они этого могут не хотеть, им это не интересно. Их мышление способно увести их в такие дали, где расцветает масса интересных идей, обдумывание которых просто не позволяет этим людям отвлекаться на мерзкие дела. Но если гений все же использует свои способности в коммерческой деятельности, то, разумеется, может многого добиться. Только тут надо еще учитывать то, что гениальный ум не настолько дисциплинирован, чтобы действовать строго по плану, чтобы придерживаться какого-то порядка, которого требует серьезная деятельность, тот же бизнес. Ум гения, он как вулкан, который неизвестно когда разверзнется, выдав выдающуюся идею, которую ведь еще надо осуществить, чтобы она начала приносить пользу обществу, а самому гению доход. Поэтому, среди известных богачей не так много гениев, но они тем не менее, есть. Таким людям просто иногда еще нужны помощники, которые способны внедрить их идеи в общество, продать их ему в виде конечного продукта. Такие помощники дополняют своим практичным мышлением творческое мышление гениев.

Таким образом, лично я полностью уверен в том, что нет таких гениев, которые были бы гениальны абсолютно во всем. Каким бы гением ни был человек, его гениальность не может распространяться на все, с чем он взаимодействует, это невозможно. В чем-то такие люди даже могут принимать совершенно ошибочные решения и в определенных ситуациях будут уступать в сообразительности другим людям, не обладающим гениальным умом. Ведь ум не может одинаково эффективно подходить к решению абсолютно всех задач, он не может проявлять креативность во всем, на это у него просто не хватит ресурсов. Наш мир настолько сложен, что никакой, даже самый гениальный ум не способен в нем разбираться настолько хорошо, чтобы всегда и во всех областях выдавать выдающиеся результаты. Преуспеешь в одном, упустишь в другом, выдашь гениальное решение в одном вопросе, совершишь ошибку в другом. Поэтому, не нужно видеть в гениях этаких супер-людей, которые могут принимать гениальные решения всегда и во всем. Не могут.

Что дает гениальность

Давайте теперь подумаем, зачем вообще нужна гениальность, как отдельно взятому человеку, так и человечеству в целом. Все-таки, гениев у нас не всегда и не везде любят, их не все понимают, они иногда мешают людям жить нормальной спокойной жизнью. Поэтому, может быть они и не нужны, может и без всякой гениальности можно прожить? Боюсь, что нельзя. Гении и их гениальность нужны для серьезных перемен. А перемены необходимы для общего развития человечества. Без развития у людей могут появиться большие проблемы, для решения которых необходимы именно гениальные решения. Они и так есть, эти проблемы, когда это люди жили без проблем. Но они могут перерасти в очень серьезные проблемы, если их долго не решать. Я уже не говорю о том, что идеи некоторых гениев делают нашу жизнь комфортнее, интереснее, красивее, если бы не они, мы бы развивались значительнее медленнее и, следовательно, жили бы хуже. Вот и сегодня перед человечеством стоит множество проблем, решить которые могут только гениальные умы. Та же экология, проблема с которой известна уже давно, энергетика, требующая качественных изменений, разного рода социальные проблемы, в том числе проблема войн, со всеми ними обычный ум справиться не может, иначе мы бы эти проблемы уже решили. А пока, они как стояли, так и стоят перед человечеством. И гении могут с ними справиться, может быть уже справились, предложив какие-то идеи, которые сильные мира сего по тем или иным причинам не спешат реализовывать. С той же проблемой голода когда-то удалось частично справиться с помощью генной инженерии, которая позволила получить более высокие урожаи. Уж и не знаю, насколько это является заслугой отдельных гениев, но само по себе решение, учитывая ее эффективность и уникальность оказалось весьма гениальным. Хотя до этого решения люди занимались селекцией, тоже для повышения эффективности в сельском хозяйстве, и она тоже давала хороший результат. Многое из того, что нас сегодня окружает и делает нашу жизнь лучше, и интереснее, является результатом работы гениальных умов.

И наша жизнь может стать еще лучше, благодаря гениям и их идеям. Давайте с вами пофантазируем на пальцах, представив себя на месте гениев, и посмотрим, что такого особенного можно придумать, чтобы жизнь людей сильно изменилась. К примеру, есть у нас такое транспортное средство, как автомобиль, ну и любое другое транспортное средство, передвигающееся по дорогам. Можно придумать такое изобретение, которое позволит автомобилю передвигаться не с помощью колес, а за счет антигравитации, с помощью специальной установки, заменяющей колеса, которая будет поддерживать автомобиль в воздухе на определенном расстоянии от земли. Колеса уже будут не нужны, равно как и дороги в привычном их виде, понадобятся только какие-нибудь направляющие, по которым будет двигаться автомобиль. А эти антигравитационные установки будут делать ход плавным, рассчитывая расстояние до земли таким образом, чтобы игнорировать все ямы и кочки. В качестве энергии тоже может быть задействовано что-то антигравитационное, возможно даже это будет естественным образом возобновляемый источник энергии. И еще можно сделать вокруг автомобиля магнитное поле, которое будет защищать его от столкновения с другими предметами, включая людей и автомобили. Если человек, передвигаясь на своей машине наткнется на какую-то преграду или в него влетит другой автомобиль, то магнитное поле плавно погасит удар, чтобы не допустить физического столкновения с транспортным средством. В общем, вот так примерно можно придумать что-то новое, так может выглядеть гениальное решение известной задачи в будущем. Гениальные люди способны такие и даже более интересные идеи продумать и осуществить. Сами понимаете, как такие новшества способны улучшить нашу жизнь, это будет гораздо более удобная, комфортная, безопасная и интересная жизнь. Те же 3D принтеры в будущем могут сильно изменить мир, когда с их помощью можно будет печатать для себя самые разные вещи, которыми мы пользуемся в повседневности, в том числе еду, одежду, бытовые приборы и прочее. Только представьте себе, как это здорово, скажем, взять и создать себе необходимые продукты из окружающих атомов, практически без всяких затрат и без всевозможных вредных веществ.

Вот ко всему этому нас может привести гениальность. Поэтому, очевидно, что гении нам нужны, как и гениальные решения, которые могут выдавать и самые обычные люди, когда к ним придет озарение или, что более вероятно, благодаря тяжелой и продолжительной умственной работе.

Как стать гением?

Ну и главный вопрос, касающийся гениальности: как ее в себе развить или в своих детях? Как стать гением или сделать гением кого-то другого? И здесь мое изучение данного вопроса говорит мне, что первое, что нужно сделать – это избавиться от страха перед свободой мысли. Да, именно страх – враг гениальности. Именно он ее и убивает. Я вот считаю, что в каждом человеке живет гений, только у большинства людей он задавлен, его запугали, подавили, поэтому он не дает о себе знать. Постоянная критика человека за его нестандартное мышление, насмешки над его идеями, которые другие люди не в состоянии понять, а также работа, предназначенная в большинстве случаев для заурядных, а не гениальных умов, вынуждает людей отказаться от ростка своей гениальности, не давая ему возможности в себе прорасти и расцвести. Люди решают быть как все, лишь бы жить спокойной жизнью, чем подвергаться постоянным нападкам за свое стремление развить и проявить свою гениальность. Никому не нравится, когда рядом есть кто-то, кто мыслит иначе, в особенности, если мысли этого кого-то в разы лучше твоих собственных мыслей. Поэтому, гениев часто недолюбливают. И из-за этого им мешают развивать свою гениальность.

Скажем честно, современному миру гении, они же творцы, в большом количестве не нужны. Миру нужны люди-автоматы, способные дисциплинированно выполнять какую-то рутинную работу изо дня в день, не думающие слишком много, предсказуемые в своих поступках, алгоритм мышления которых можно легко просчитать, чтобы нужным образом повилять на них. А гении, конечно, тоже нужны, но в очень небольшом количестве. Гении не смогут работать на большинстве должностей, требующих послушания, а не великих идей, они не смогут стоять за конвейерами, за станками, не смогут ковыряться в совершенно бессмысленных для них цифрах, не смогут совершать телефонные звонки клиентам и общаться с ними так, будто у них нет ушей, не говоря уже о мышлении, зачитывая всякую чушь по бумажке, в надежде получить от клиента необходимый отклик. Во всю эту возню, которой занимаются обычные люди, чтобы прокормить себя и порадовать всяким хламом, гении не могут встроиться. А ведь общество должно вот так работать, как один большой механизм, чтобы производить необходимые для жизни блага, чтобы все в нем было спокойно, предсказуемо, поэтому ему и люди нужны соответствующие, этакие беспроблемные шестеренки, коими гении быть не могут, ибо их ум всегда призывает их отклониться от заданной модели поведения, чтобы придумать что-то новое, что-то лучшее, чем есть. Вот и душат в людях всякую гениальностью, попусту запрещая им мыслить вне необходимых обществу рамок. Людей критикуют за все, что не соответствует существующему положению дел, начиная со школы. Ведь все наше базовое образование построено на принятии человеком уже существующих в мире знаний. Никто не говорит вам на уроках: придумай что-нибудь свое, придумай новое решение задачи, придумай свою теорию происхождения человека, придумай свое мнение по тому или иному вопросу. Так нельзя. Надо, чтобы человек мыслил исключительно в рамках существующих правил. Это нужно, конечно же, чтобы решать различные задачи в жизни, пользуясь открытиями и знаниями многих поколений, но это не развивает, а подавляет в человеке гениальность. Соответственно, чтобы развивать гениальность, нужно идти против всего существующего, против порядка, против традиций, против ограничений. Человеку надо, не столько бунтовать, идя против общества, сколько просто не бояться быть особенным, не таким, как все. Нужно не бояться критики, нужно не бояться насмешек, нужно не бояться отвержения людьми, нужно не бояться ошибок, за которые у нас принято критиковать, тогда человек создаст необходимые условия для развития в себе своей гениальности.

Следующее, что нужно сделать – это начать фантазировать. Чем больше вы будете фантазировать, тем быстрее вырастите в себе гения. Гениальные люди дают волю своей фантазии, совершенно ни в чем ее не ограничивая. Это полезная работа даже для тех, кто не стремится стать гением просто потому, что она позволяет развить воображение, без которого очень сложно планировать, прогнозировать, просчитывать события, а значит и думать наперед. Вот когда мы с людьми занимаемся развитием мышления, то один пункт в наших письмах обязательно бывает посвящен развитию творческого мышления, и я прошу людей пофантазировать на ту или иную тему, настойчиво добиваясь от них совершенно безграничного полета мысли, чтобы они допускали все абсолютно, любой расклад, любые события, чтобы предлагали даже самые бредовые идеи. Гениальность рождается в бесстрашии перед мнением других, а расцветает в абсолютной свободе мысли и чувств. Фантазировать можно самому, а можно вместе с кем-то, общаясь на такие темы, которые позволяют воображать самые необычные вещи. Прекрасно помогает развить фантазию чтение фантастики, не просмотр фантастических фильмов, где человеку предлагают уже готовые образы, а именно чтение, где надо самому воображать себе то, о чем идет речь в книге. Чем больше необычных образов будет появляться в голове человека, тем лучше. Потом он сможет сам, без чьих-либо подсказок что-то такое вообразить, придумать, что окажется полностью уникальным. Может быть и не полезным, но уникальным.

Еще человеку нужно регулярно ставить перед собой или перед тем, из кого он хочет сделать гения такие задачи, у которых нет известного решения, чтобы это решение нужно было придумать. Пусть даже оно будет неверным, главное, чтобы человек придумал что-то свое, что-то новое. Можно предложить человеку мысленно изменить любой существующий порядок вещей. К примеру, можно попросить его придумать какой-то новый способ передвижения людей, которого ранее никто не предлагал. Можно попросить его придумать новый вид спорта, либо абсолютно новый, либо на основе существующего. Во втором случае можно взять любой существующий вид спорта, скажем, футбол и разложить его на составные части: одиннадцать игроков в команде, которые бегают по траве на поле и гоняют круглый кожаный мяч, который надо забить в ворота, ну и так далее. И затем уже можно попробовать изменить каждую составляющую этого вида спорта. Скажем, почему бы не изменить количество игроков, или почему бы не заменить траву и футбольное поле на что-то другое, или почему бы вместо мяча не использовать какой-то другой предмет и не в ворота его загонять, а куда-то еще, или почему бы гонять его не ногами, а другими частями тела. В общем, смысл в том, чтобы существующее разложить на части и подумать о том, чтобы изменить одну или несколько этих частей, предложив вместо них какую-то новую идею, которую раньше никто не предлагал. Человеку надо выйти за пределы известных ему алгоритмов мышления, чтобы разбудить в себе гения. Мы ведь привыкли не столько думать о том, как что-то сделать, сколько пользоваться готовыми решениями, о которых знаем заранее или пытаемся узнать. Наше стандартное образование учит нас запоминать решения разных задач, а потом, вспомнив о них, использовать их. А гениальное мышление не столько запоминает и воспроизводит, сколько придумывает. Потому оно и гениальное, оно расширяет границы известного, а не придерживается их.

Я считаю, что гения в человеке надо именно развивать, а не ждать, когда природа пошлет нам таких людей в готовом виде. Считается, что большинство людей обладают заурядным мышлением, средними способностями, не имеют никаких особых талантов, словом, ничем особым не выделяются, они самые обычные люди. Пусть так. Даже хорошо, что оно так. Я вот лично против того, чтобы делать ставку на природу, ожидая от человека каких-то выдающихся способностей с самого его рождения. Человек – это материал, который нужно обрабатывать, чтобы сделать из него что-то ценное и даже выдающееся. Пусть и передается что-то по наследству, пусть и влияет внутриутробное развитие человека на его дальнейшие способности, все равно нам надо отключить свою врожденную лень, которая призывает нас рассчитывать на все готовенькое, данное свыше и работать с человеком, с любым человеком, работать с ним так усердно, как это необходимо, чтобы сделать из него выдающуюся личность, способную творить и давать миру что-то новое. И вот чтобы сделать из человека гения, нужно учить его мыслить свободно, без всяких рамок и ограничений, и не бояться этого. Не знаю, можно ли это совместить с обычным мышлением, необходимым человеку для решения стандартных задач, которые нужно решать известными способами. Возможно, что и нет, и потому гений должен иметь особые условия жизни. Но если нам нужны такие люди, если человек сам хочет развить свою гениальность, он должен отойти от стандартного алгоритмического мышления и начать мыслить свободно, даже можно сказать, хаотично, беспорядочно, энтропично, чтобы мысли разлетались в разные стороны, создавали любые возможные связи до тех пор, пока его мозг сам не приведет все в порядок и не выдаст какой-то особенный, ранее неизвестный результат.

Впрочем, для мира творение отдельно взятого гения может оказаться и не новым, оно ему уже может быть известно. Это творение должно быть новым прежде всего для самого гения, потому что это будет означать, что он своим умом смог прийти к тому, к чему уже приходили другие мыслители-творцы, гении, только он этого не знал. Но это и не важно. Главное, настроить свой ум на такую работу, чтобы он оказался способен мыслить беспредельно творчески, как это и полагается гениальным умам. Тогда он сможет и абсолютно новое что-то придумать, он много чего придумает.

Вот мы все любим помечтать, кто-то только мечтами и живет. Только наши мечты могут быть сильно ограничены какими-то известными нам законами, будь то законы физики, которые делают в этом мире что-то невозможным для нас или законы мышления, которые вынуждают нас придерживаться определенных правил при размышлении и рассуждении, допустим, это могут быть те же законы логики, законы здравого смысла и прочие законы. Все эти законы, с одной стороны, полезны, так как позволяют нам быть реалистами и мыслить, и действовать эффективно. Но, с другой стороны, они мешают нам прийти к чему-то новому, гениальному в своих мечтах. Вот, чтобы стать гением, нам надо отказаться от всех законов и от всех известным нам правил, которые мы знаем и мыслить, мечтать, делать что-то, думая, что в этом мире возможно все. Или, просто не думая о том, что что-то в нем невозможно. Когда вы вот эту свободу мысли обретете, вы обретете гениальность. Насколько именно вы будете гениальны, зависит от многих вещей, в том числе от ваших знаний, опыта. Но главное, вы сделаете – вы освободите от оков всех правил и законов свою мысль, позволив ей, как вольной птице вырваться на свободу и воспарить к небесам, где она найдет или создаст массу уникальных и очень интересных идей, часть из которых вы сможете использовать в жизни для решения разных проблем и задач, как себе во благо, так и во благо всего человечества.

Кто это такой — гений, какое определение дает психология гениальности

Гениальность — пожалуй, одно из самых загадочных явлений. Рождение гения невозможно запланировать или предсказать, это всегда происходит внезапно и, как правило, оставляет глубокий след в истории человечества. Такие люди способны перевернуть любые представления о науке, искусстве и прочих важных сферах жизни. Их имена знает любой из нас: Вольфганг Амадей Моцарт, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Иоганн Гете, Блез Паскаль — это лишь малая часть гениев, повлиявших на развитие человечества.

  • Откуда произошло слово «гений»?
  • Общее определение гениальности
    • Одаренность
    • Талант
    • Гениальность
  • Признаки гениальности

Природа этого явления давно подвергается пристальному изучению, но до сих пор нет точного ответа даже на изначальный вопрос: что такое гениальность? Мнения ученых довольно сильно расходятся.

  1. Платон считал, что гениальность дана человеку Богом.
  2. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо был убежден, что она является симптомом сумасшествия, и даже написал на эту тему книгу «Гениальность и помешательство». Действительно, многие гении впадали в безумие, но далеко не все.
  3. Некоторые другие ученые считают, что гениальность — это сублимация сексуальных комплексов.

Эти три версии далеко не единственные, каждое направление психологии и психиатрии имеет свою теорию. Причем ни у одной из них нет настолько всеобъемлющих доказательств, чтобы раз и навсегда дать точное определение гениальности.

Откуда произошло слово «гений»?

В мифологии древнего Рима существовали некие духи, которые заведовали достижениями людей. Их называли гениями. Считалось, что у каждого человека есть свой набор таких помощников. Чем лучше духи справлялись со своими обязанностями, тем больше их подопечный совершал великих дел. Во времена римского императора Октавиана Августа слово «гении» постепенно стало обозначать не только этих мифических персонажей, но и в целом талант и вдохновение.

Общее определение гениальности

Несмотря на глобальные расхождения во взглядах ученых на это явление, всё же есть некий общий знаменатель, который в целом дает приемлемое определение. Гениальность — это наивысший уровень развития человека в одной или нескольких областях знаний и умений. Причем такие люди не остаются незамеченными, они обязательно совершают какие-то выдающиеся открытия, изобретают что-то новое — в общем, так или иначе, проявляют себя.

Иногда гениальность путают с талантом и одаренностью. На самом деле, есть несколько важных признаков, которые помогают отличить одно от другого.

Одаренность

Одаренность — это общий высокий уровень способностей. Одаренные люди могут успешно справляться с делом, а также качественно и быстро развиваться. Многие маленькие дети изначально обладают этим качеством, именно поэтому раннее начало занятий считается настолько важным. Ведь одаренность при правильном подходе может перерасти в талант.

Талант

Это следующая ступень после одаренности. Талантом считается ещё более высокий уровень способностей. Но, как правило, это происходит в каком-то одном направлении. Популярная поговорка «Талантливый человек талантлив во всем» не совсем соответствует истине. Обычно, пройдя через ступень общей одаренности, человек начинает уделять больше внимания тому, что ему наиболее интересно. Соответственно, основное развитие дальше происходит именно в этой области. Это не значит, что способности талантливого человека ограничены, обычно дело просто в нехватке времени. Как знать, сколько всего смогли сделать эти люди, если бы сутки были хоть немного длиннее.

Гениальность

Наконец, мы подошли к третьей ступени развития способностей. Это гениальность. Как говорилось выше, на этой ступени находится наивысшая точка развития. Как и талант, гениальность обычно ограничивается какой-то одной областью. Отличие в том, что в других сферах жизни гениальный человек может быть откровенно глуп, тогда как талантливые и одаренные люди обычно более-менее разбираются в любых направлениях.

Признаки гениальности

  • Мощная интуиция. Как правило, гению необязательно обладать полным спектром знаний в нужной области. Недостающую информацию он с лихвой компенсирует действиями по наитию.
  • Развитое воображение. Именно оно служит гению указателем, давая возможность творить, не опираясь на существующие стандарты.
  • Уникальность. Как правило, гении не развивают уже имеющееся, а создают нечто принципиально новое, отличающееся от всего, что было прежде.
  • Усидчивость, внимательность, трудолюбие. Без этих качеств сложно достичь чего-либо. А гений, как мы уже говорили, обязательно должен оставить свой след в истории.
  • Максимальная увлеченность. Неважно, о какой области идет речь, о науке или об искусстве — когда гений творит, для него прекращает существовать всё остальное.
  • Высокая самооценка. Гении обычно являются абсолютно самодостаточными личностями. Они верят в себя и в своё дело. Такое отношение просто необходимо для того, чтобы человек мог отдавать всего себя тому, чем занимается.

У гениальности есть ещё одна особенность. Обычные способности человека можно развить в одаренность, а затем и в талант. Но не в гениальность — это качество, которое либо есть изначально, либо нет вовсе. Обычно гения видно, ещё в раннем детстве, тогда как талант может проявить себя в любом, даже преклонном, возрасте.

Ученые наверняка будут ещё очень долго биться над ответом, кто же такой гений, благодаря каким факторам он появляется на свет и почему так редко.

Гений | психология | Британика

Льюис Терман

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Льюис Терман
Похожие темы:
ум

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гений , в психологии человек необычайной интеллектуальной силы.

Определение гениальности с точки зрения коэффициента интеллекта (IQ) основано на исследованиях, проведенных в начале 1900-х годов. В 1916 году американский психолог Льюис М. Терман установил IQ для «потенциального гения» на уровне 140 и выше — уровень, которым обладает примерно 1 из каждых 250 человек. Лета Холлингворт, американский психолог, изучавшая природу и воспитание гениальности, предложила в качестве порога IQ 180 — уровень, который, по крайней мере теоретически, демонстрирует только один из двух миллионов человек. Ее работы в этой области были опубликованы посмертно как Дети с коэффициентом интеллекта выше 180, Стэнфорд-Бине: происхождение и развитие (1942).

Психологи, специализирующиеся на изучении одаренных детей, однако, заметили, что обозначение гениальности встречается гораздо чаще, чем можно было бы ожидать, что заставило некоторых предположить, что на нормальной кривой появился «выброс» и появилось гораздо больше гениев. в общей популяции, чем казалось бы статистически вероятным. Конечно, есть вероятность, что обычные тесты интеллекта неэффективны при измерении интеллектуальных способностей сверх определенного уровня. В любом случае «гениальность», определяемая этими тестами, просто означает большие интеллектуальные способности и означает потенциал, а не достижения. В этом смысле этот термин можно использовать для характеристики детей, у которых еще не было возможности добиться известности благодаря своим достижениям. Растущее и, вероятно, более практичное использование — называть таких детей «одаренными» и проводить различие между глубоко одаренными детьми, относящимися к верхним 0,1 процента населения в целом, и умеренно одаренными детьми, принадлежащими к верхним 10 процентам населения.

процентов населения.

Слово гений используется в двух тесно связанных, но несколько разных значениях. В первом смысле, популяризированном Терманом, это относится к большим интеллектуальным способностям, измеряемым результатами стандартного теста интеллекта. Во втором и более популярном смысле, взятом из работ английского ученого 19 века сэра Фрэнсиса Гальтона, оно обозначает творческие способности исключительно высокого порядка, демонстрируемые реальными достижениями — всегда при условии, что такие достижения не имеют только преходящей ценности или результате несчастного случая рождения.

Гениальность отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант относится к врожденной способности к определенному виду работы и предполагает относительно быстрое и легкое приобретение определенного навыка в области (сфере деятельности или знания). Гений, с другой стороны, включает в себя оригинальность, творческий подход и способность мыслить и работать в областях, ранее не изученных, что дает миру нечто ценное, чего в противном случае не существовало бы.

Было множество попыток объяснить природу и источник гениальности, а также множество исследований связи гениальности и безумия. Гальтон, положивший начало систематическому изучению гениальности, сформулировал теорию о том, что гениальность — это крайняя степень сочетания трех черт — интеллекта, усердия и работоспособности, — которые присущи всем людям в различных «степенях». В его Наследственный гений (1869 г.), он выдвинул идею о том, что гениальность, измеряемая выдающимися достижениями, обычно передается по наследству. Это стало спорной точкой зрения, и с момента ее появления ученые расходились во мнениях относительно того, в какой степени биологическая наследственность, в отличие от образования и возможностей, ответственна за большие различия в достижениях между людьми.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Ученые также подвергли критике определения гениальности, которые исключают всех или большинство женщин и представителей групп меньшинств — или любого, кто не имеет доступа к обучению и возможностям в более широко измеряемых областях человеческих достижений — из рядов гениев, несмотря на явное присутствие экстраординарных интеллектуальных способностей среди этих групп населения во все эпохи и культуры. Потенциальная гениальность, определенная таким образом, может остаться непризнанной или недоиспользованной.

Новые способы описания гениальности почти всегда включают способности, креативность, мастерство в какой-либо области и другие личностные качества, такие как самостоятельность и выносливость. Одной из важных современных точек зрения, разработанной американским психологом Говардом Гарднером, является теория множественного интеллекта. Гарднер выделил как минимум восемь конкретных типов интеллекта. Как и все человеческие черты, считается, что эти так называемые «множественные интеллекты» относительно равномерно распределены среди населения. Однако вполне вероятно, что гений рождается с выдающимися способностями по крайней мере в одной из этих областей. Восемь ключевых интеллектов Гарднера можно использовать для иллюстрации гениальности в определенных областях. Например, великие писатели обладают лингвистическим интеллектом; блестящие ученые обладают математико-логическим интеллектом; выдающиеся художники демонстрируют пространственно-визуальный интеллект; великие музыканты рождаются с музыкальным интеллектом; опытные танцоры обладают кинестетическим интеллектом; великие лидеры преуспевают в межличностном интеллекте; успешные терапевты обладают внутриличностным интеллектом; а известные исследователи обладают натуралистическим интеллектом.

К этим категориям американский психолог Роберт А. Эммонс добавил духовный интеллект, наблюдаемый у выдающихся религиозных лидеров. Нейропсихологи искали физиологическую основу для этих интеллектов в человеческом мозгу, и велась гонка за разработкой соответствующих средств оценки каждой из этих способностей.

Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи описал, как творчество и мастерство в какой-либо области связаны с развитием гениальности. Его изучение выдающихся мужчин и женщин показало, что великие творческие достижения не могут существовать без овладения навыками и специфическим знанием области. Этого можно достичь только благодаря отличной подготовке и доступу к опытным учителям и наставникам. В то же время Чиксентмихайи продемонстрировал связь между творческой гениальностью и «потоком», состоянием ума, в котором творческий человек испытывает чувство вызова, безвременья и единства с текущей работой. Наконец, изучая личности выдающихся личностей, Чиксентмихайи выявил общие черты их психологического склада.

Одной из таких черт является автономия, необходимая для работы в одиночку и для смелости выражать новые или отличающиеся точки зрения. Другой пример — выносливость, которая включает в себя способность настойчиво выполнять задачи и доводить их до конца — характеристика, которой, по-видимому, обладают все настоящие гении.

Однако качества крайней гениальности могут быть связаны с уникальными проблемами. В то время как Терман обнаружил, что дети с высоким общим интеллектом, классифицируемые как «одаренные» или «потенциальные гении», в среднем превосходят других детей по телосложению и здоровью, а также по эмоциональной и социальной адаптации, исследования Холлингворта (а также более поздние исследования ) показали, что у глубоко одаренных детей могут возникать различные проблемы, связанные с их явным отклонением от сверстников. Недавние наблюдатели за высокоодаренными людьми указывают на множество интрапсихических и межличностных стрессоров, сопровождающих «асинхронное» развитие гениев.

Загадка заключается в том, что в то время как определенные черты личности способствуют выдающимся достижениям, некоторые психические расстройства, по-видимому, связаны с чрезвычайной гениальностью. Американский математик и лауреат Нобелевской премии Джон Ф. Нэш, например, опубликовал свою влиятельную работу по теории игр в 1950 году в возрасте 22 лет. Он стал штатным профессором Массачусетского технологического института (MIT) в 1958 году, но приступы психического заболевания вынудило его уйти с должности преподавателя в 1959 году. Биполярное расстройство, наиболее часто диагностируемое расстройство творческих гениев, характеризуется резкими перепадами настроения, от возбуждения до депрессии, и особенно характерно для художников, писателей, музыкантов и предпринимателей. Американский психиатр Кей Джемисон предположил, что, хотя большинство людей, страдающих этим расстройством, ослаблены им, могут быть способы, которыми чрезвычайная энергия и экспансивность умеренного маниакального состояния могут способствовать необычайным подвигам продуктивности, которые характеризуют многих гениев. Даже умеренная депрессия с сопутствующей ей критичностью (т. е. опасностью или риском) может улучшить способность гениев навязывать строгую оценку своей работе после приступа творческого производства. Тем не менее, кажется, что по большей части гении с этим расстройством больше боролись с ним, чем получали от него пользу.

Многие ученые считают, что гениальность зависит как от наследственности, так и от окружающей среды. Первоначальный потенциал исключительных достижений может передаваться по наследству, но реализация этого потенциала также зависит, по крайней мере, в некоторой степени, от возможности, обучения, владения областью, способности испытывать поток, автономии, выносливости и сочетания наследственных и социально обусловленные черты личности. См. также одаренный ребенок; вундеркинд

Барбара Керр

Обратная сторона гения | Психология сегодня

У гениев есть личность, и многие из нас могут найти в ней что-то удивительное. Моя новая книга « Гений без маски, » раскрывает один особенно поразительный аспект гения: гении были настолько склонны к открытиям и настолько нонконформисты, что часто переступали черту этики в погоне за истиной.

Поколение исследований показывает, что гении, как правило, обладают тремя характерными чертами личности: автономией, открытостью и настойчивостью. Каждый из этих атрибутов может иметь преимущества для инноваций, но они также могут иметь и недостатки.

Исследователь творческих способностей Говард Гарднер сравнил креативных мыслителей с детьми. По его мнению, оба проявляют «эгоизм, эгоцентризм, нетерпимость, глупость, упрямство…», но, что более позитивно, «способность игнорировать условности, следовать указаниям, где они идут, задавать вопросы, которые взрослые обычно не замечают». спрашивая, чтобы перейти непосредственно к сути вопроса». Автономия — это характеристика, которую многие из нас на просторечии называют «сильной волей». Это позволяет для уверенной в себе интеллектуальной независимости. Кажется, ничто не мешает новаторам довести творческий процесс до конца. Самоэффективность наделяет творческих мыслителей решимостью продолжать через годы борьбы, скуки и негативности скептиков. Но, как указывал Гарднер, гениальная личность — это двусторонняя монета. На темной стороне находится потенциал стать высокомерным или самовлюбленным и вести себя оппозиционно или даже антиобщественно.

Любознательность и открытость опыту, второе измерение инновационной личности, не только распространены, но и необходимы для творчества. Большинство творцов, которых мы считаем гениями, — такие мужчины, как Дарвин и Пастер, и женщины, такие как Мария Монтессори, — были ненасытно любопытны и даже настолько беспокойны, что постоянно шли на риск, чтобы утолить свое желание знать.

«Креативность», согласно Дауду (1989), «требует, чтобы мы постоянно переоценивали наши существующие когнитивные категории и сохраняли готовность модифицировать или даже приостановить их при случае». Гении страстно ищут новых фактов и переживаний; информация рассматривается или комбинируется по-новому; пробуются нестандартные эксперименты. Но открытость также предполагает отсутствие сдерживания — отсутствие ограничений ожиданиями. Хотя все это доводит науку до предела, это также увеличивает вероятность пересечения тонкой грани допустимого научного поведения.

Настойчивость — последняя черта, которую чаще всего отмечают великие новаторы. Адельсон взял интервью у лауреатов Института Франклина 2002 года и обнаружил, что их целеустремленность и преданность решению проблем оказались чертой, наиболее согласующейся со всеми их успешными творческими начинаниями. Упорство позволяет креативным мыслителям преодолевать препятствия. Выдвигать идеи — это одно, а реализовывать их — совсем другое. Амбиции и дисциплина — это другие качества, которые поддерживают такую ​​целеустремленность, которая позволяет творцам добиваться успеха. В то же время опасность неумеренных амбиций хорошо известна в науке, так же как в бизнесе и политике. Как и другие черты, немного амбиций — это хорошо, слишком много может быть социопатически.

Таким образом, автономия, открытость и настойчивость почти универсальны среди новаторов, и большинство предыдущих комментариев восхваляли творческую личность. Но есть некоторые гении, которые демонстрируют отвратительное пренебрежение к другим. Одним из самых печально известных примеров является Стэнли Милгрэм, наиболее известный своими исследованиями человеческого подчинения властям.

Милгрэм обманывал своих испытуемых, заставляя их думать, что они участвуют в эксперименте по изучению слов, тогда как на самом деле он проверял их готовность подчиняться авторитету. В ходе исследования Милгрэм убедил испытуемых думать, что они шокируют другого добровольца. Его вопрос заключался в том, как далеко они зайдут под руководством авторитетной фигуры? По словам самого Милгрэма: «Я задавался вопросом, могут ли группы заставить человека совершить действие, чье человеческое значение было более очевидным, возможно, вести себя агрессивно по отношению к другому человеку, скажем, применяя к нему все более сильные удары током… В этот момент мои мысли изменились… Насколько далеко может зайти человек по приказу экспериментатора? Это был яркий момент…»

По мере того, как подопытные Милгрэма усиливали удары током, они слышали, как человек, предположительно подвергшийся шоку (который был спрятан за стеной), хрюкал, затем жаловался, а затем умолял прекратить эксперимент. На самом деле напряжение не подавалось, и то, что субъекты слышали, было записями, но субъекты верили, что все это было правдой. Если испытуемый останавливался или колебался, экспериментатор (авторитет) должен был спокойно, но энергично произносить подсказки, такие как «Пожалуйста, продолжайте»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали»; «У вас нет другого выбора»; «Если вы не продолжите, нам придется прекратить весь эксперимент». Примечательно, что власти никогда не применяли принуждения, никогда не применяли угрозы.

Примечательно, что 65% участников ввели максимально возможное напряжение — 450 вольт. То есть для двух третей всех испытуемых послушание преобладало над запретом причинять вред незнакомцу. Результат произвел эффект разорвавшейся бомбы, в том числе для специалистов в области психического здоровья и даже для Милгрэма. Сорок психиатров попросили предсказать, как далеко зайдут испытуемые. В целом они предсказывали, что большинство испытуемых не превысит 150 вольт. Они считали, что одна десятая процента испытуемых будет продолжать работать до 450 вольт.

Позже Милгрэм утверждал, что единственный способ ответить на его вопрос о подчинении властям — это создать реалистичную обстановку. Возможно, он был прав. Благодаря обоснованности его методов наука получила большое понимание. Как и многие другие, Милгрэм стремился понять, как немецкая общественность могла наблюдать, как нацисты уничтожают миллионы невинных. В отчете своим спонсорам Милгрэм написал: «… Однажды я задался вопросом, сможет ли порочное правительство найти во всех Соединенных Штатах достаточно моральных идиотов, чтобы удовлетворить потребности в персонале национальной системы лагерей смерти, подобных тем, которые существовали в Германии. . Теперь я начинаю думать, что полный состав можно было бы набрать из Нью-Хейвена.

Стэнли Милграм был не единственным, кто переступил черту этики в погоне за наукой. Даже любимец современных новаторов Томас Эдисон оказался втянутым в отталкивающую практику. Эдисон намеревался продвигать свою недавно изобретенную лампочку, подключенную к системе освещения, работающей от постоянного тока. Тем временем Тессла и Вестингауз разработали конкурирующую систему переменного тока. Как показано в биографии Эдисона Джозефсоном: «В любой день 1887 года можно было обнаружить, что Эдисон и его помощники заняты некоторыми жестокими и мрачными экспериментами: казнью бездомных кошек и собак электрическим током с помощью токов высокого напряжения. В присутствии газетных репортеров и других приглашенных гостей Эдисон и Бэтчелор присаживали маленькую собачку на лист жести, к которому были прикреплены провода от генератора переменного тока, подающего ток в 1000 вольт». Несмотря на показания доверенных лиц о том, что переменный ток не более опасен, чем постоянный, Эдисон вел «войну токов», в которой он намеревался подавить альтернативу Вестингауза. Действительно, публичные заявления Эдисона были настолько провокационными, что Вестингауз подумывал подать иск о клевете. Лишь 20 лет спустя Эдисон признал, что ошибался. Несомненно, это было не результатом чрезмерной оригинальности, а накоплением чрезмерной уверенности в себе на протяжении всей жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts