Темперамент, характер, воля и их взаимосвязь
Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.
Формирование
Как уже отмечалось, первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст- от 2-3 до 9-10 лет является сензитивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера — в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на ее познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
4.
Понятие воли.
Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.
Основные признаки волевого акта:
а) приложение усилий для выполнения волевого акта;
б) наличие продуманного
плана осуществления
в) усиленное внимание
к такому поведенческому акту и отсутствие
непосредственного
г) нередко усилия
воли направлены не только на победу над
обстоятельствами, сколько на преодоление
самого себя.
Волевая регуляция поведения
Волевая регуляция
поведения характеризуется
Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.
На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.
Существуют и
К третичным следует
отнести волевые качества, теснейшим
образом связанные с
Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.
Развитие воли у человека связано:
а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;
б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;
в) с выработкой волевых качеств личности;
г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Формирование
5.
Взаимосвязь темперамента,
характера и воли.
Связь характера и темперамента заключается в том, что в некоторых случаях их отождествляют. Например, Э.Кречмер и А.Ружицкий. Противопоставление характера и темперамента можно найти в исследованиях П.Викторова и В.Вирениуса. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью – мы наблюдаем у С.Л.Рубинштейна и С.Городецкого. Темперамент как природная основа характера изучается в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева.
Основываясь на диалектико-материалистическом понимании психических явлений, важно помнить, что общим для характера и темперамента является зависимость физиологических особенностей человека от свойств нервной системы.
Характер и воля связаны постольку, поскольку в воле отражена сила характера, его твердость, напористость, решительность, целеустремленность. Безвольный и бесхарактерный понимается как зависимость поступков человека от внешних обстоятельств в большей степени, чем от него самого, его решительности и устремленности.
Характер так или иначе связан с особенностью протекания чувств человека. Именно чувства, по мнению К.Д.Ушинского характеризуют особенности каждого человека, его о ношение к миру, в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
К.Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному или интровертированному типу. Если говорить о числе черт характера, то важно помнить, что их более 1500, как утверждает С.И.Ожегов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
— к себе;
— к другим людям;
-к порученному делу;
— в характере отражаются
волевые качества (готовность преодолевать
препятствия, душевную и
Как характер связан с темпераментом? Это сплав биологических, врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Так, например, правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Поэтому недопустимо оправдывать дефекты своего характера тем или иным типом темперамента.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., «Просвещение», 1969
2. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970.
3. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, «Народная асвета», 1966.
4. Шепель
В. М. Управленческая
5. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,
«Наука», 1984.
6. Божович
Л. И. Личность и ее
Психология характера и воли
Сатриванова Наталья Васильевна ЭПб-540
План:
1. Введение
2. Понятие о характере и его типологиях.
3. Психология воли.
4. Заключение
5. Список используемой литературы.
- Введение
Термины «характер» и «воля» относятся к психологии личности — раздел, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью.
Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами.
Ролью рассматриваемого материала является изучение понятия характер, его типы. Рассмотрение понятия воля и взаимосвязь этих понятий в психологии личности.
- Понятие о характере и его типологиях.
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают — совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. (Гиппенрейтер Ю.Б.)
Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
В общении
с людьми характер человека
проявляется в манере
Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.
Во-первых,
это те свойства личности, которые
определяют поступки человека
в выборе целей деятельности (более
или менее трудных). Здесь как
определенные
Во-вторых,
в структуры характера
В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим черты характера человека.
Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей
в соответствии с этой
Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
1. Астенический тип, по
Кречмеру, характеризует небольшая
толщина тела в профиль при
среднем или выше среднего
росте. Астеник — это обычно
худой и тонкий человек, из-за
своей худобы кажущийся
2. Атлетическому типу
свойствен сильно развитый
3. Пикнический тип
отличается сильно развитыми
внутренними полостями тела (головы,
груди, живота), склонностью к ожирению
при слаборазвитых мышцах и
опорно-двигательном аппарате. Такой
человек среднего роста с
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.ЕЛичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.ЕЛичко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки
этого типа отличаются
2. Циклоидный тип. Характеризуется
повышенной раздражительностью
и склонностью к апатии. Подростки
данного типа предпочитают
3. Лабильный тип. Этот
тип крайне изменчив в
4. Астеноневротический тип.
Этот тип характеризуется
5. Сензитивный тип. Ему
свойственна повышенная
6. Психастенический тип.
Такие подростки
7. Шизоидный тип. Наиболее
существенная черта этого типа
— замкнутость. Эти подростки
не очень тянутся к
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.ЕЛичко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе
9. Истероидный тип. Главная
черта этого типа —
10. Неустойчивый тип. Его
иногда неверно характеризуют
как слабовольный, плывущий по
течению. Подростки данного типа
обнаруживают повышенную
11. Конформный тип. Данный
тип демонстрирует бездумное, а
часто просто конъюнктурное
Воли и пути: изменение личности
Мы достигли времени года, когда мы думаем о себе. Не все дают явные новогодние обещания или относятся к чему-то по-другому, когда календарь меняется, но достаточное количество людей делает так, что, вероятно, каждый, хотя бы на короткое время, рассматривает концепцию преднамеренных изменений к лучшему. Как психолог личности и профессор, вероятно, самый распространенный класс вопросов, которые я получаю, относится к стабильности личности. Можем ли мы измениться? Как? Когда? Есть множество блестящих умов, работающих над этими проблемами, и полное исследование слишком объемно (и требует большего количества нюансов), чем позволяет это место или мой опыт (предварительные ответы: да, много потенциальных механизмов, все время).
Иногда нам может понадобиться помощь.
Источник: Камадзи Огино/Pexels
Но в этом посте я хотел обсудить очень конкретную форму изменений: преднамеренное изменение черт. Черта личности — это характерный образец мышления, чувств и действий, который отличает одного человека от другого. В естественном языке черты часто проявляются в виде прилагательных, используемых для описания личности (например, дружелюбный, непокорный, творческий, смелый, мелочный, словоохотливый) и подразумевающих определенную степень стабильности. Когда вы говорите мне, что Фред тихий, я ожидаю, что когда я встречусь с ним, он будет говорить нечасто или тихо, или и то, и другое. И я ожидаю, что это вызвано внутренними мотивами — тихое поведение Фреда распространяется с Фредом, куда бы он ни пошел, и проявляется в самых разных обстоятельствах. Но что, если Фред больше не хочет молчать? Что, если Фред предпочитает рычать? Сможет ли он это сделать? Должен ли он нанять тренера?
Последние полвека или около того психологи (часто во главе с Натаном Хадсоном) всерьез занимались этим вопросом. Первые результаты, как правило, многообещающие, а иногда и неожиданные. Во-первых, по основным характеристикам («большой пятерке») — за интересным исключением «Открытость опыту» — студенты, которые хотели изменить данную черту в течение 3 месяцев, в целом преуспели в этом, по крайней мере, с их собственной точки зрения (Hudson & Фрэйли, 2015). Кроме того, эти изменения можно было, по крайней мере, частично отнести к изменениям в поведении, так что журналы, которые участники вели, демонстрировали изменения в поведении, которые предшествовали изменениям в самовосприятии.
Но как они это сделали? Оказывается, было эффективнее иметь определенные цели, предписанные в той или иной степени, чем позволять людям определять свои собственные механизмы изменений. Часто мы знаем конечную точку («Я хотел бы быть более ответственным»), но менее подготовлены для определения разумных промежуточных шагов («Я начну просыпаться на полчаса раньше каждый день, чтобы сделать что-то продуктивное»). Таким образом, планы изменений были более успешными, когда участники получали некоторые инструкции по разработке небольших конкретных промежуточных целей (например, расположить значки приложений на главном экране вашего телефона [Добросовестность], улыбнуться кому-то, кого вы не знаете [Приятность]). На самом деле были некоторые свидетельства того, что без такого коучинга вмешательство могло иметь эффекты, противоположные намерению: человек мог начать считать себя, скажем, менее эмоционально устойчивым, когда целью было усиление этой характеристики.
Почему это произошло? Авторы сообщают, что стремление людей к переменам кажется относительно однородным, и они предполагают, что расплывчатые (и поэтому, возможно, менее достижимые) цели (например, «быть более позитивным», «знакомиться с новыми людьми» и т. д.) могут создавать обстоятельства, при которых по сути, неоднократно сталкивается с собственной неудачей в достижении изменений и, таким образом, начинает верить, что они находятся в еще худшем положении, чем они первоначально думали. Например, тот, кто хотел бы быть более эмоционально стабильным, может поставить перед собой цель расслабиться, когда он в стрессе. Но если каждую неделю вас просят вспомнить случаи, когда вы расслаблялись перед лицом стресса и не могли найти ни одного случая, убеждение в том, что вы не можете справиться со своей тревогой, может усилиться, изменив ваше фундаментальное самовосприятие этой черты.
Вы можете спросить себя, можно ли всему этому верить, учитывая, что вся информация поступает из одного источника — от самого человека. Возможно ли, что люди говорят, что хотят измениться, затем говорят, что делают другие вещи, а потом говорят, что изменились? Конечно. И будущие исследования с использованием отчетов коллег об изменениях личности и поведения, безусловно, подкрепят эти выводы. Тем не менее, есть некоторые причины полагать, что не все эти изменения происходят в наших головах. Например, в более позднем исследовании Хадсон (2021) попросил людей определить цели изменения для определенной черты, но впоследствии случайным образом распределил людей по разным протоколам изменений. Например, я мог заявить, что хочу стать более сознательным, но получил вмешательство, направленное на повышение моей эмоциональной стабильности. Оказывается, изменения произошли в соответствии с вмешательством, даже без явного предпочтения изменения в этой области. Одно предостережение заключается в том, что этот способ вмешательства был протестирован только на эмоциональной стабильности и добросовестности и сработал только в одном случае (сознательность). Кроме того, это не означает, что вы можете заставить своего ленивого кузена встать и уйти только силой своей воли, но это может означать, что, ставя перед людьми задачи, которые по своей природе постоянны с течением времени, вы можете помочь им измениться. даже без их желания для этого конкретного изменения.
Так как же все это работает? По сути, есть два конкурирующих подхода к тому, как происходит изменение черт личности. Один (социогеномный) постулирует, что небольшие изменения в поведении или эмоциональных состояниях накапливаются таким образом, что непосредственно приводят к изменениям личности и опосредованы биологически — просто выполнение действий по выбору или под действием внешней силы изменяет способ нашего взаимодействия с миром в способы, не требующие рассмотрения самовосприятия как части процесса. Другая (неосоциоаналитическая) версия предполагает, что сознательные попытки изменить самовосприятие работают не только на создание изменений молекулярного состояния, но также и на то, что эти мотивы к изменению влияют на самовосприятие или идентичность, которые, в свою очередь, влияют на личность. Первая версия будет хорошим способом объяснить, что добросовестность, по-видимому, меняется без ведома или инвестиций человека, но вторая версия будет подкреплена успешными изменениями эмоциональной стабильности, происходящими только тогда, когда человек сознательно решил измениться и добросовестно участвует. в процессе.
Независимо от механизма, есть хорошие новости для вас, если изменение аспекта вашей личности находится в вашем списке. Очевидно, что некоторые черты легче изменить, чем другие, и важно отметить, что эти изменения не будут драматичными (наш тихий друг Фред вряд ли действительно зарычит), и мы не уверены, что они сохранятся, если и когда ваше вмешательство прекратится. . Но через три месяца вы можете стать более экстравертным или более добросовестным, чем сегодня, если поставите четкие, последовательные и актуальные подцели.
Мы должны реалистично оценивать, насколько сильно мы изменимся.
Источник: Эндрю Бир
На днях мои ученики спросили меня о моих самых больших слабостях, и пока я мысленно просматривал огромный список, одна вещь, которая бросилась мне в глаза, заключалась в том, что я не умею радоваться или праздновать. в общем. Итак, если вы меня извините, мне нужно записать некоторые хорошие вещи, которые произошли сегодня, чтобы поделиться с моими друзьями и близкими, подготовиться энергично похвалить некоторые дошкольные работы и подумать о небольших забавных вещах, которые можно сделать на следующей неделе. Это будет хороший год. 9Поделиться на Facebook 0034
Отправить по электронной почте
Печать
НИКТО НЕ СОМНЕВАЕТСЯ в том, что слова, которые мы пишем или произносим, являются выражением наших внутренних мыслей и личности. Но помимо осмысленного содержания языка в стиле текста скрыто огромное количество уникальных идей автора, в таких элементах, как частота употребления определенных слов и категорий слов независимо от контекста.
Именно то, как автор выражает свои мысли, раскрывает характер, утверждает социальный психолог Джеймс У. Пеннебейкер из Техасского университета в Остине. Когда люди пытаются представить себя определенным образом, они, как правило, выбирают подходящие, по их мнению, существительные и глаголы, но вряд ли они контролируют использование артиклей и местоимений. Эти небольшие слова создают стиль текста, менее подверженный сознательному манипулированию.
Статистический анализ Пеннебейкера показал, что эти короткие слова могут указывать на прогресс в лечении пациентов и дают нам представление о личностях и изменяющихся идеалах общественных деятелей, от политических кандидатов до террористов. «Практически никто в психологии не осознал, что низкоуровневые слова могут дать подсказки к крупномасштабному поведению», — говорит Пеннебейкер, который вместе с коллегами разработал компьютерную программу для анализа текста под названием «Лингвистическое исследование и подсчет слов» (LIWC, произносится « Лука»). Программное обеспечение также использовалось для изучения других характеристик речи, подсчитывая существительные и глаголы в сотнях категорий, чтобы выявить скрытые закономерности.
Количество символов
Совсем недавно Пеннебейкер и его коллеги использовали LIWC для анализа речей и интервью кандидатов во время президентских выборов прошлой осенью. Программное обеспечение подсчитывает, сколько раз говорящий или автор использует слова в определенных категориях, таких как эмоции или восприятие, а также слова, которые указывают на сложные когнитивные процессы. Он также подсчитывает так называемые служебные слова, такие как местоимения, артикли, числительные и союзы. Внутри каждой из этих основных категорий есть подмножества: Больше упоминаний о грустных или счастливых эмоциях? Говорящий предпочитает «я» и «меня» «нам» и «мы»? LIWC отвечает на эти количественные вопросы; затем психологи должны выяснить, что означают числа. До того, как LIWC был разработан в середине 1990-е годы, годы психологических исследований, в ходе которых люди считали слова вручную, установили прочную связь между словоупотреблением и психологическими состояниями или чертами характера
Политические кандидаты, например, продемонстрировали явные различия в стилях речи. Джон Маккейн имел тенденцию говорить прямо и лично со своими избирателями, используя лексику, которая была одновременно эмоционально нагруженной и импульсивной. Барак Обама, напротив, часто использовал причинно-следственные связи, которые указывали на более сложные мыслительные процессы. Он также имел тенденцию быть более расплывчатым, чем его соперник-республиканец. Команда Пеннебейкера опубликовала гораздо более подробную разбивку, включая анализ кандидатов в вице-президенты, на сайте www. wordwatchers.wordpress.com.
Скептики в отношении полезности LIWC отмечают, что многие из этих характеристик речей Маккейна и Обамы можно получить без использования компьютерной программы. Однако, когда объекты анализа недоступны, LIWC может дать уникальную информацию. Так было в случае с исследованием Пеннебейкером сообщений «Аль-Каиды». В 2007 году он и несколько его сотрудников по контракту с ФБР проанализировали 58 текстов Усамы бен Ладена и Аймана аль-Завахири, заместителя бен Ладена.
Сравнение показало, насколько много местоимений способны раскрыть. Например, в период с 2004 по 2006 год частота, с которой аз-Завахири использовал слово «я», увеличилась втрое, тогда как в трудах бен Ладена она оставалась неизменной. «Обычно более высокий уровень слов «я» соответствует чувству незащищенности, угрозы и защиты. Более внимательное изучение его использования «я» в контексте, как правило, подтверждает это», — говорит Пеннебейкер.
Другие исследования показали, что слова, которые используются для выражения баланса или нюанса («кроме», «но» и т. д.), связаны с более высокой когнитивной сложностью, лучшими оценками и даже правдивостью изложения фактов. Для бен Ладена анализ показал, что мыслительные процессы в его текстах с годами достигли более высокого уровня, тогда как мыслительные процессы его лейтенанта застопорились.
Исцеляющие слова
Эта сила статистического анализа для количественной оценки изменения использования языка человеком с течением времени является ключевым преимуществом таких программ, как LIWC. В 2003 году Пеннебейкер и статистик Р. Шерлок Кэмпбелл, ныне работающий в Йельском университете, использовали статистический инструмент под названием латентный семантический анализ (LSA) для изучения дневниковых записей пациентов с травмами из трех предыдущих исследований, ища текстовые характеристики, которые изменились у пациентов, которые были выздоравливали и редко встречались со своим лечащим врачом. И снова исследователи показали, что содержание не имело значения. Фактором, наиболее явно связанным с выздоровлением, было использование местоимений. Пациенты, чьи письма меняли точку зрения день ото дня, с меньшей вероятностью обращались за медицинской помощью в течение последующего периода.
Возможно, пациенты, которые описывают свою ситуацию как со своей точки зрения, так и с точки зрения других, быстрее восстанавливаются после травмирующих переживаний — вариация уже устоявшейся идеи о том, что описание негативных переживаний является терапевтическим. Или, возможно, LSA просто обнаружила выздоровление пациентов, что отражено в их письме, но не вызвано им — в этом случае такие программы, как LIWC, могли бы помочь врачам в диагностике болезни и оценке прогресса лечения. В настоящее время исследователи изучают многие другие группы пациентов, в том числе больных раком, психическими заболеваниями и суицидальными наклонностями, используя LIWC для выявления подсказок об их эмоциональном благополучии и психическом состоянии.
Хотя статистические исследования языка относительно молоды, ясно, что анализ моделей употребления слов и стиля письма может привести к пониманию, которое в противном случае осталось бы скрытым. Однако, поскольку эти инструменты предлагают прогнозы, основанные на вероятности, такие выводы никогда не будут окончательными. «В конечном итоге наша ситуация очень похожа на ситуацию экономистов, — говорит Пеннебейкер. «Слишком рано придумывать стандартизированный анализ. Но, в конце концов, мы все делаем обоснованные предположения, точно так же, как экономисты могут понять, объяснить и предсказать экономические взлеты и падения».
Он сказал, она сказала
То, как мы пишем и говорим, может многое рассказать о нашей личности и характере. Вот выборка многих переменных, которые можно обнаружить в нашем использовании слов, связанных со стилем, таких как местоимения и артикли:
- Пол : В целом, женщины склонны использовать больше местоимений и ссылок на других людей. Мужчины чаще используют артикли, предлоги и громкие слова.
- Возраст : Когда люди становятся старше, они обычно меньше обращаются к себе, используют больше слов с положительными эмоциями и меньше слов с отрицательными эмоциями, и используют больше глаголов в будущем времени и меньше глаголов в прошедшем времени.
- Честность : Говоря правду, люди чаще используют местоимения первого лица единственного числа, такие как «я». Они также используют эксклюзивные слова, такие как «кроме» и «но». Эти слова могут указывать на то, что человек проводит различие между тем, что он сделал, и тем, чего не сделал — лжецы часто плохо справляются с такими сложными конструкциями.
- Депрессия и риск самоубийства : Общественные деятели и опубликованные поэты используют больше местоимений от первого лица единственного числа, когда они в депрессии или склонны к суициду, что может указывать на чрезмерную эгоцентричность и социальную изоляцию.
- Реакция на травму : В дни и недели после культурного переворота люди меньше используют «я» и больше «мы», что предполагает эффект социальной связи.
Примечание. Первоначально эта статья была напечатана под заголовком «Ты есть то, что ты говоришь».
Эта статья изначально была опубликована под названием «Взгляды: вы то, что вы говорите» в SA Mind 20, 4, 14-15 (июль 2009 г.