3.Психология в системе знаний человека о человеке
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентированного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования.
Каждый из вас, возможно, в какие-то моменты времени задавался вопросом, о том, как понять другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал, а ответы на проблемные вопросы постепенно оформились в особую область человекознания, которая получила название психология .
Термин «психология» часто употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются – это может быть как научное, так и обыденное психологическое знание.
Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую» — это говорит о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни, осознанно или нет, каждый человек исследует свой внутренний мир. С другой стороны, человек – существо социальное, и его успешность во многом определяется тем, насколько он может понять других людей и строить с ними свои взаимоотношения. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии. Для того чтобы более четко определить общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи.
К примеру, житейская и научная психологии по-разному отвечают на вопросы о том, «Почему черная кошка, перебежавшая дорогу, считается дурной приметой?» или «Почему студенты перед экзаменом не стригутся, не моются и т.п.». Так последнее, имеет связь с архаичным представлением об обновлении, новым рождением, состоянием «чистого листа» (ср. : многочисленные обряды инициации, связанными с манипуляциями волосами и изменением гардероба).
Существенные различия научной и житейской психологий связаны со следующими основаниями: предмет исследования, уровень объективности и обобщенности, способ получения и передачи.
Первое – предмет исследования. Как система стихийно складывающихся жизненных явлений обыденная психология представляет собой своеобразный конгломерат обрывочных обобщений, неточных интерпретаций научных данных, религиозных, этических установок, нередко имеющих характер предрассудков. Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – и все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными», т.к это всегда конкретные обрывочные суждения о всем многообразии психики, без четкой категоризации.
Так, в истории культуры содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа. Это и художественные тексты, и произведения живописи, и даже фольклорные жанры, такие как сказки, пословицы, поговорки, притчи, песни и др. Широко известны моральные афоризмы М. Монтеня, Ф. Ларошфуко, К. Пруткова и др.
Для
Так, один из основателей психологии, как научной дисциплины В. Вундт для изучения содержание сознания человека использовал музыкальный прибор – метроном. Он определил, что ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению).
Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям.
Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Однако, это не следует понимать как ограничение ее исследовательских возможностей. Научная психология активно осваивает фактический материал житейского опыта, поэтому закономерны требования использования имеющегося понятийного аппарата.Так, выдающейся русский физиолог и психолог И.П.Павлов запрещал своим сотрудникам говорить о подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Научное исследование предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – рефлекторной теории высшей нервной деятельности. Поэтому, все действия и реакции собак должны описываться в качестве рефлексов, а не сводиться к обыденному представлению о животных.
Житейские психологические знания конкретны, приурочены к определенной ситуации, к решению конкретных задач, к конкретным людям.
Второе отличие – это уровень объективности знаний. Если для психологии, как научной дисциплины, характерно четкое соблюдение критерия объективности полученных данных как базовой ценности, то житейские психологические знания отличает их зависимость от культурной принадлежности их носителей.
Например, этническая нетерпимость объясняет интеллектуальное превосходство одной расы или национальности над другой. Хотя с точки зрения объективного критерия оценки интеллектуальных возможностей людей этнический фактор не является доминирующим.
В науке получение знаний идет путем стандартного эксперимента, который можно повторить. В жизни идет постоянный несознательный интуитивный эксперимент.
Третье – уровень обобщенности. Для житейских знаний характерна эклектичность (неполнота и противоречивость), конкретность суждения о частном случае. Научные знания обобщены в понятиях, выражающих существенные связи, свойства и отношения.
Например, основания для систематизации житейского опыта в традициях и обрядах, народной мудрости и афоризмах остаются конкретными, ситуативными и очень часто эти выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению):
Житейские знания отрывочны, фрагментарны, неполны, а научная психология обладает огромным, уникальным материалом, который позволяет психологу работать с системно организованным опытом.
Четвертое – способ получения. Опыт житейской психологии – это всегда индивидуальный опыт, который приобретается случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на жестких нормах планирования и проведения исследования (гипотеза и ее проверка). А разработка специальных отраслей (например, патопсихология) располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом
, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.Вот короткий пример. В г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухонемых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, – это осязание. И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он развернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (А. И.Мещеряков и Э.В.Ильенков). Очевидно, что в случае развития нормального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в условиях жестокого эксперимента, который поставила над ними природа, помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей.
Житейские знания имеют интуитивный характер (много мы осуществляем на уровне интуиции). Здесь проблема в различии мужчины и женщины. Психологический диапазон человека (радость — гадость) зависит от количества нервных клеток, которые соединяют левое и правое полушария. У женщины количество нервных клеток, а значит и нервных связей в 4 раза больше, чем у мужчины (Ех: часто бывает: она ему объясняет что-то и говорит «Ну как ты не понимаешь?» А ему чисто физиологически трудно понять. То, что женщина понимает на уровне интуиции, мужчине надо объяснить четырежды. Но за счет этого мужчина стабильнее, чем женщина).
И, наконец, пятое отличие – способ передачи знаний. Житейские психологические знания не передаваемы (не накапливаются — они умирают с каждым человеком). В этом заключается сущность конфликта поколений. Научные психологические знания аккумулируются в системы, отраженные в понятиях и законах, они фиксируются в литературе, поэтому их можно передать.
Для житейской психологии характерна трудность передачи от поколения к поколению, это только свой собственный опыт. Отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта, однако воспользоваться этим опытом не просто, так как обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто, как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов и ошибки отцов повторяются их детьми.
Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.
Несмотря на значительные различия, где житейское знание как вы вплетено в живую ткань действия и поступка, а научное, наоборот, стремится отразить психическую реальность в абстрактной, обобщенной и «расчлененной», оба типа знания взаимосвязаны. Многообразны формы сотрудничества научной и житейской психологи, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы эффективного разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие, уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие раздела психологической науки – изучение личности.
Несмотря на значительные различия, где житейское знание как вы вплетено в живую ткань действия и поступка, а научное, наоборот, стремится отразить психическую реальность в абстрактной, обобщенной и «расчлененной», оба типа знания взаимосвязаны. Многообразны формы сотрудничества научной и житейской психологи, типичный пример которых – психотерапевтический сеанс. Терапевт не может создать и передать пациенту новые способы эффективного разрешения внутренних конфликтов. Пациент строит эти способы только сам, но терапевт помогает, провоцирует их открытие, уточняет условия открытия, пытается объяснить его закономерности. Итогами такого сотрудничества являются, с одной стороны, полноценная жизнь здорового человека, с другой, – развитие раздела психологической науки – изучение личности.
Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Но житейское осмысление разнообразной психологической реальности не исчезает с появлением специальной науки, и является, напротив, постоянным источником ее жизнедеятельности. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи; наконец, а во-вторых, им проверяется.
Житейские знания | Научные знания |
1.Конкретны 2.Нестандартный эксперимент 3.Отрывочны и фрагментарны 4.Интуитивны 5.Непередаваемы | Обобщены Стандартный эксперимент Системно организованный опыт Рациональны и осознаны Зафиксированы в понятиях и законах, поэтому передаваемы |
Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода лишена житейская психология.
Судьба и связь ее с характером – проблема, которая волнует человеческий ум издавна. Однако известный фатализм всегда доминировал в этом вопросе. Каждому человеку для постижения искусства быть счастливым и преуспевающим в жизни необходима (хотя бы в минимальном объеме) та информация, которая поможет ему вовремя понять себя и свое предначертание, сделать правильный выбор в отношении многих сторон жизни и этим вмешаться в фатальность, пытаясь максимально влиять на ход судьбы.
Нередко только к концу жизненного пути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобы соизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые стороны своей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человек действует в жизни на ощупь.
Именно в начале жизненного пути, в момент вступления в пору сознательного отношения к собственной судьбе, человеку важно получить ответ на множество вопросов, связанных с его поведением, характером, чтобы не были зря потрачены время, силы, здоровье, деньги.
Научная психология в целом – это попытка осознать, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека.
Понятие «психики» довольно сложное и многомерное. Сейчас мы рассмотрели только ее краткую характеристику. В течение последующей части курса общей психологии мы будем детально разбирать особенности человеческой психики. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых ее основных проблемах.
Итак, предметом психологии является психика и, прежде всего, психика человека. Человек – один из наиболее сложных объектов познания в реальном мире. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность. И психология занимает здесь одно из важнейших мест.
Каждый из вас имеет свое представление о человеке, которое сформировалось в индивидуальном опыте. Но современная наука формирует некий интегральный образ понятия «человек». Человек предстает как представитель биологического вида; как член общества; в-третьих, изучается его предметная деятельность; а также, изучаются закономерности развития конкретного человека.
Все науки, изучающие человека, тесно связаны между собой. Но какое бы направление не рассматривалось, в той или иной мере в нем представлены различные разделы психологии. В этом смысле психология – это некая универсальная научная дисциплина, изучающая человека во всей его многогранности. В психологии неоднократно предпринимались попытки сформулировать целостное представление о человеке, интегрируя знания смежных наук. Один из наиболее популярных подходов был предложен Б. Г. Ананьевым, выделившим четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens. Это человек в совокупности его биологических, природных характеристик, в которых зафиксирована его принадлежность к человеческому роду.
Каждый человек имеет определенные врожденные особенности. Например, строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта и креативности, строение руки предполагает возможность использования орудий. Всеми эти чертами младенец человека отличается от детеныша животного уже с момента рождения. Это биологические, т.е. индивидные свойства.
К индивидным свойствам относятся возрастно-половые (возраст и половой деморфизм, т.е. принадлежность к мужскому или женскому полу), конституционные (т.е. особенности телосложения) и нейродинамические свойства мозга. Интеграция индивидных свойств обуславливает темперамент и задатки человека.
Итак, индивид – это характеристика человека как носителя биологических свойств. Но человек это не только биологическое существо. Особенность феномена человека заключается в том, что он выделился из животного мира и в эволюции человека прекратилось действие естественного отбора, основанного на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов. И все изменения человека в большей мере касаются его социкультурного развития, развития его личности, а биологические изменения имеют второстепенное развитие.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества. Характеристика человека в совокупности его социальных качеств, приобретенных им в процессе культурного развития, определяет понятие личность.
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях и имеют существенное значение для него самого и окружающих. К базовым свойствам личности относятся мотивация, характер, способности, воля и чувства.
Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.
Конечно, никто не будет оспаривать тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида и несет в течение жизни, генетически заложенные характеристики.
Например, сравнительные исследования гомозиготных близнецов, которые жили и воспитывались в разных семьях, показывает, что их индивидуальные психологические и поведенческие различия от этого не увеличиваются, а чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе.
Однако, после рождения человек оказывается в определенном социальном окружении, накладывающем отпечаток на формирование тех или иных особенностей его психики. Свидетельством того, что человек может сформироваться как социальное существо (сознание, речь и т.п.) только в условиях культурного окружения являются многочисленные примеры «детей-маугли». Это демонстрирует с одной стороны, высокую пластичность человеческой психики (адаптация к любым условиям, нет жесткого ограничения врожденных программ – пример с насекомыми), а с другой стороны, указывает на социокультурную обусловленность механизма развития человека.
Однако нельзя однозначно определить генетические или социальные детерминанты участвуют в формировании поведения и сложных психических свойств личности. Представляется очевидным заключение о взаимной детерминации психики природными и социальными факторами. Исходной предпосылкой психического развития человека выступает его биологическое развитие. Но биологические процессы не игнорируются и не культивируются, а модифицируются, преломляются через социальный контекст жизни, через отношение человека к своим особенностям. Поэтому, психическое развития зависит от того, каким образом генетическая основа будет реализована в культурном контексте жизни человека.
Например, половой деморфизм – фундаментальное, генетически данное разделение органических свойств человека на 2 качественно разные формы: мужскую и женскую. Однако, биологически заданный пол – это лишь предпосылка становления психологического пола человека. Условием является усвоение и реализация системы социальных стандартов – половых ролей, которым человек должен соответствия, чтоб его признавали как мужчину или женщину, т. е. по принципу «или-или». Важным в этом процессе является осознание собственной половой идентичности с помощью социальных стереотипов половой принадлежности. В тех случаях, когда наблюдается размывание этих стереотипов, затруднено и становление психологического пола.
Наиболее обще модель взаимосвязи биологических и социальных факторов в развитии психики можно описать следующим образом: генотип определяет потенциальные пределы развития, а от среды зависит, насколько потенциал будет реализован.
Следующее понятие – это «субъект деятельности». Это понятие занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Понятие «субъект» соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не мог выступать в качестве субъекта деятельности, то он вряд ли мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его культурная эволюция невозможна вне деятельности. Именно понятие субъект деятельности интегрирует в себе основные базовые характеристики человека, представляя его как биосоциальное существо. Поэтому в структуру данного понятия входят следующие человеческие свойства: сознание, активность и способность к деятельности.
Человек как субъект – это индивид, обладающий сознанием и способностью к деятельности, а вследствие этого активному воздействию на окружающий мир и себя.
Итак, человек может рассматриваться во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. Объединение этих трех уровней в единое целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности. Таким образом, понятие «индивидуальность» объединяет все свойства человека, которые делают его непохожим на других людей. Человек рождается с индивидуально данными анатомо-физиологическими особенностями, которые служат задатками широкой вариативности проявления его индивидуальности в процессе культурного развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психология изучает многоуровневую организацию природного и социального в человеке. Именно это определяет место психологии в современной системе наук и ее специфику. При этом, связи с различными дисциплинами, с одной стороны обогащают ее новыми фактами, а с другой, продуцируют формирование отраслей психологии на стыке областей научного знания.
Прежде всего это взаимосвязь психологии и философии. «Прежде всего», потому, что до середины XIX в., когда психология стала самостоятельной наукой, вопросы психологии изучались лишь в рамках философии. Но, даже став самостоятельной дисциплиной, психология сохранила тесную связь с философией. Это легко проиллюстрировать так называемыми междисциплинарными проблемами, которые рассматриваются с позиции и психологии, и философии. Например, понятие личного смысла и цели жизни, сущность и происхождение человеческого сознания, природа высших форм человеческого мышления, политические взгляды, моральные ценности и др.
Психология возникла и развивается на пересечении областей общественного и естественно-научного знания. Заимствуя, например, научные данные из биологии, генетики, антропологии, культурологии психология стремиться построить адекватную теорию происхождения и эволюции психики. В тоже время появляются такие отрасли психологии, как зоопсихология, генетическая психология, антропологическая психология, этнопсихология и т.п.
Взаимодействие с другими общественными науками, например с социологией, с одной стороны обогащает психологию данными о процессах социального взаимодействия человека, а с другой способствует развитию социальной психологии.
Это всего лишь небольшой пример тесной связи современной психологии с различными областями науки и практики. С полным основанием можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому, не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность.
В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии. Это позволяет говорить о том, что структура современной психологии – это память становления дисциплины, определяющая во многом и пути ее дальнейшего развития. Образно, структуру психологии можно представить как дерево, имеющее множество ответвлений – отраслей.
Читать онлайн «Психология и другие смешные науки», Евгений Головаха – Литрес
Вместо введения и заключения
В этом словаре все определения – неправильные. Они настолько неправильные, что даже автору иногда становилось не по себе в минуту, когда рождалось очередное нелогичное определение. Но ведь и наука далеко не так безупречна в своих самых серьезных формах, как это может показаться доверчивому читателю энциклопедий, словарей и прочих высокоученых изданий. Чрезмерно серьезное их восприятие, по мне, не на пользу ни специалистам, ни любознательным дилетантам.
Круг наших знаний ограничен, а просторы невежества – безграничны. Особенно это заметно в науках о человеке и обществе, где не так просто отличить истинное знание от мифа, факт от выдумки, правило от исключения. И может быть, научные понятия, утратив свой чрезмерно строгий облик, окажутся ближе к нашим психологическим и социальным реалиям, которые подчас трудно воспринимать и объяснять всерьез.
С психологии начинаются все те проблемы, которые впоследствии мы называем социальными, нравственными, экономическими, политическими. Заканчивается же все историей, извлекающей уроки из всего, что нам удается сотворить с природой и обществом. А между психологией и историей – другие смешные науки, особенно смешные в современной постсоветской действительности, благодатная атмосфера которой наполнила новым смыслом многие традиционные термины. Кто бы мог подумать, что «крыша» и «пирамида» станут ключевыми понятиями экономической науки, «беспредел» – политической, а «утечка мозгов» – наиболее употребимым термином в тех случаях, когда речь заходит о естествознании.
Осознавая бесконечное многообразие современной научной терминологии, автор не претендует ни на полноту, ни на универсальность своих не слишком толковых словарей. А если приведенные в этих словарях альтернативные определения покажутся читателям не столь занимательными, как породившая их действительность, автору остается передать эстафету тому, кто найдет этой действительности более содержательное истолкование.
Автор выражает признательность Татьяне Толстовой, благодаря работе которой над текстами словарей они во многих случаях утратили легкомысленность (а иногда и бессмысленность) и приобрели множество дополнительных выразительных нюансов, без которых сейчас ему трудно представить эту книгу.
Психология
АБУЛИЯ – болезненное безволие; от здорового безволия отличается тем, что человек не может взяться не только за работу, но и за еду.
АВТОКОММУНИКАЦИЯ– общение с самим собой: разновидность общения, участники которого всегда удовлетворены уровнем интеллекта собеседника.
АВТОМАТИЗМ – действие, совершаемое без участия сознания; различают врожденный автоматизм, когда сознание отключено природой, и приобретенный – когда оно отключено жизненным опытом.
АЛЬТРУИЗМ– стремление сделать людям лучше, чем им того хочется.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – состояние внутреннего конфликта, когда, например, любишь и ненавидишь одного и того же человека, в отличие от внутренней гармонии, когда ненавидишь его, а любишь себя.
АМНЕЗИЯ – потеря памяти в двух болезненных формах (антероградная – когда забываешь новую информацию, ретроградная – когда старую) и в одной здоровой – когда забываешь всё, кроме своих интересов.
АНОРЕКСИЯ– болезненное отсутствие интереса к пище, в отличие от здорового отсутствия интереса к чему-либо, кроме пищи.
АНТИПСИХИАТРИЯ—радикальное движение в социальной психиатрии, настаивающее на том, что не столько психически больные люди опасны для общества, сколько общество опасно для психически больных.
АПАТИЯ– отсутствие эмоций (у одних) как реакция на отсутствие разума (у других).
АСИММЕТРИЯ МОЗГА – принцип организации мозга: левое полушарие всегда может рационально доказать то, с чем правое никогда не может эмоционально согласиться.
АФФЕКТ – неуправляемая эмоция, свидетельствующая о том, что вообще-то эмоциями можно и управлять.
АФФИЛИАЦИЯ – неодолимая тяга к общению с другими людьми, возникающая вследствие отвращения к общению с самим собой.
БЕЗУМИЕ– альтернатива слабоумию.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – вместилище истинных желаний человека, осуществить которые можно, увы, только доведя себя до бессознательного состояния.
БЕХТЕРЕВ – психиатр, который диагностировал у Сталина паранойю и умер на следующий день, подтвердив тем самым безошибочность диагноза.
БОРЬБА МОТИВОВ – конфликт взаимоисключающих побуждений, когда, например, человеку одновременно хочется очень высоко подняться и при этом не слишком низко пасть.
БРЕД– бессвязная речь, характерная в равной мере как для здоровых, так и для психически больных людей; отличие состоит в том, что больные пытаются найти в своем бреду какой-то смысл.
ВАЛИДНОСТЬ – мера соответствия между целью и средствами измерения; полностью валидны только бесцельные измерения.
ВЗАИМНЫЙ АЛЬТРУИЗМ– правило взаимного обмена, при нарушении которого вступает в действие правило взаимного обмана.
ВНИМАНИЕ—психическая функция, позволяющая сосредоточиваться на раздражителе. И чем грубее раздражитель, тем больше ему внимания.
ВОЛЯ– психическая функция, вынуждающая человека делать то, что не хочется, ради того, что не нужно.
ВООБРАЖЕНИЕ—то, что хотелось бы оставить после себя потомкам вместо памяти.
ВОСПОМИНАНИЯ– все, что не удалось забыть.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ – привычные действия, идущие во вред человеку: пьянство, курение, принципиальность, бескорыстие и т. п.
ВУНДТ – основоположник экспериментальной психологии, первым догадавшийся, что эксперименты с человеческой психикой могут производить не только власть имущие, но и ученые.
ВЫТЕСНЕНИЕ – защитный механизм, позволяющий освобождать сознание от старых неприятных впечатлений ради новых.
ГИПЕРМНЕЗИЯ– болезненное состояние памяти, при котором человек способен припомнить все свои обиды, включая даже те, которые он нанес другим.
ГЛУПОСТЬ – черта личности, которая нравится всем: одним – потому что они ею наделены, другим – потому что не они.
ГРАФОЛОГИЯ – отрасль психологических исследований, в которой нет неграмотных испытуемых – только исследователи.
ГРУППОВОЕ РЕШЕНИЕ – решение, принятое самыми глупыми членами группы и воплощенное самыми исполнительными.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– направление в психологии, пытающееся отыскать в человеке нечто, отличающее его от испытуемого.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР – руководитель, который слушает каждого дурака, в отличие от авторитарного лидера, который слушает только одного – самого себя.
ДЕПРИВАЦИЯ – потеря ориентации в результате информационного дефицита. Может быть мучительной – когда отсутствуют ощущения, или блаженной – когда отсутствуют мысли.
ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ– чувство нереальности внешнего мира как следствие чрезмерно развитого внутреннего…
ДЕТЕКТОР ЛЖИ – техническое устройство, призванное доказать, что вред человеку может принести не только правда.
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – благодатная область психологии, позволяющая наблюдать за психикой, пока она развивается, и прекращать наблюдения в тот момент, когда она начинает деградировать.
ДИСТРЕСС – страдание, испытываемое человеком при столкновении с худшей стороной действительности; при столкновении с лучшей ее стороной больше страдает действительность.
ДУШЕВНОБОЛЬНОЙ – тот, кому нет места среди бездушно здоровых.
ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ– психология, которую, вопреки расхожему мнению, понять можно. Было бы чем…
ЖЕСТ – элемент общения, передающий движение мысли по направлению к собеседнику.
ЗАБЫВАНИЕ – в отличие от памяти бывает только непроизвольным, вследствие чего вовремя припомнить чужие прегрешения мы можем, а вот подзабыть свои – нет!
ЗАВИСИМОСТЬ – расстройство личности, чувствующей себя неполноценной без партнера, особенно – без неполноценного.
ЗАДАТКИ – семена, из которых может произрасти гений. Признанный – если их поливать по́том, и непризнанный – если водкой.
ЗАКОН ПОВТОРЕНИЯ – закон, согласно которому повторные действия выполняются легче новых. Потому так трудно не повторять глупости.
ЗАРАЖЕНИЕ – угроза подхватить чужие мысли и чувства, актуальная для тех, кто лишен своих собственных.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – средства самосохранения психики, до такой степени искажающие реальность, что она становится совместимой со здравым рассудком.
ЗООПСИХОЛОГИЯ– единственная отрасль психологии, в которой исследователь не рискует оказаться худшим психологом, чем испытуемый.
ЗРЕЛОСТЬ – период жизненного пути, когда человек осознает, что лучшие ошибки в своей жизни он уже совершил.
ИДЕАЛЬНОЕ Я – то, чем мог бы стать каждый человек, если бы ему не мешали все остальные.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ– такое понимание потребностей человека, при котором тебе сначала нужно удовлетворить его низменные потребности, чтобы он позволил удовлетворить тебе твои возвышенные.
ИМИТАЦИЯ – психологический механизм, позволяющий ребенку осваивать мир, а взрослому делать вид, что он его освоил.
ИМПЛИЦИТНАЯ ПАМЯТЬ – память, позволяющая припомнить что-либо без сознательного усилия, отчего, например, на экзамене удается припомнить всё, кроме того, что было сознательно усвоено.
ИМПРИНТИНГ – мгновенное научение у позвоночных, когда вылупившийся цыпленок идет за первым, кого увидел, считая его своей мамой, или когда народные массы движутся за первым попавшимся проходимцем, считая его своим политическим лидером.
ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ – показатель развития интеллекта, низкие и высокие значения которого означают для человека одно и то же: трудности приспособления к интеллектуально умеренному большинству.
ИНТРОВЕРТ—личность, предпочитающая общению с другими свой внутренний мир, поскольку даже в самом худшем случае в нем приходится общаться только с одним дураком.
ИНТРОСПЕКЦИЯ– метод извлечения знаний о человеческой психике посредством внутреннего взгляда; неэффективен, поскольку на пути познания всегда стоит нутро.
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ– безнадежная попытка приписать рациональный смысл человеческим поступкам.
КОЛЛЕКТИВИЗМ– способность жертвовать личными целями при неспособности их достигать.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ—иррациональная составляющая психики, способная прорываться в сознание в виде снов, оговорок и политических убеждений.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ– особенность человеческого зрения, в соответствии с которой заметно уменьшаются в размере только те куски, которые находятся за пределами досягаемости.
КОНФОРМИСТ – человек, для которого заблуждение тем ближе к истине, чем опаснее его опровергать.
КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ – состояние человека, который уже перестал быть самим собой, но еще не стал кем-то другим.
КРИЗИС «СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ» – критический период жизни, когда назад уже нельзя, а вперед еще не хочется.
КСЕНОФОБИЯ– агрессия или страх по отношению к «чужим» в сочетании с хамством и подлостью по отношению к «своим».
КЮЛЬПЕ—психолог, обнаруживший, что у человека могут быть мысли без образов, а не только образы без мысли.
ЛАЛОФОБИЯ – боязнь говорить, которая в демократическом обществе развивается у очень больных людей, а в тоталитарном – у очень здоровых.
ЛЕПЕТАНИЕ – бессмысленные младенческие звуки; некоторые из них превращаются во взрослую речь (например, «дадада» – в «дай, дай, дай»), а некоторые (например, «нанана») – нет.
ЛЕСБИЯНСТВО – нетрадиционная любовь женщин к женщинам, в отличие от традиционной любви мужчин к самим себе.
ЛИДЕР – член сообщества, первым бегущий к яме и последним в ней оказывающийся.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – антипод социального значения: чем больше первого, тем меньше второго.
МАСКУЛИННОСТЬ – комплекс типичных черт, отличающих мужчину от человека.
МИЗОГАМИЯ – отвращение к браку, которое в болезненной форме проявляется до брака, а в здоровой – после.
МОТИВ – источник активности; имеет три функции – побудительную, объяснительную и смыслообразующую, и позволяет ответить на три вопроса: «Почему?», «Для чего?» и, наконец, «Ну и зачем?!».
МУЖСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психология, не настолько примитивная, как принято думать. А кстати, у козла она тоже не такая уж примитивная…
МЫШЛЕНИЕ—познавательный процесс, приближающий человека к духовным богатствам и отдаляющий от материальных.
НАВЯЗЧИВЫЕ МЫСЛИ– мысли, преследующие психически больных, – здоровых преследуют навязанные.
НАРКОМАНИЯ– средство превращения всех разрешимых жизненных проблем в одну неразрешимую.
НАСТРОЕНИЕ – эмоциональное состояние, способность владеть которым наилучшим образом характеризует человека: воспитанный человек его не демонстрирует, разумный ему не подчиняется, порядочный – не срывает на окружающих.
НЕОФРЕЙДИСТЫ – фригидные ученики Фрейда, сохранившие его бессознательное, но утратившие его сексуальность.
НОНКОНФОРМИСТ – конформист, лучше других приспособившийся к нарушению норм.
ОБРАЗ – форма, за которой окружающий мир скрывает свое содержание от человека, а человек – от окружающих.
ОБУЧЕНИЕ – переливание знаний, преимущественно из пустого в порожнее.
ОДИНОЧЕСТВО – тягостное состояние, возникающее в результате чрезмерного общения с самим собой.
ОЩУЩЕНИЕ – простейшая реакция психики, с которой всегда начинается человеческое познание и которой чаще всего заканчивается.
ПАВЛОВ – физиолог, который нашел материалистическое объяснение психической жизни животного и человека, заставляя голодных собак пускать слюни не просто так, а по сигналу.
ПАЛЕОПСИХОЛОГИЯ – наука, пытающаяся понять, чем же так не устраивала обезьяну ее собственная психика.
ПАНИКА – состояние, при котором от страха теряют голову, а все остальное пытается спастись бегством.
ПАРТНЕРСКАЯ ЛЮБОВЬ – чувство, возникающее при длительных отношениях как нечто среднее между романтической любовью и любовью к родине.
ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – жизненно важные потребности, для удовлетворения которых животное постепенно превращалось в человека, а человек мгновенно превращается в животное.
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – пространство человека, в которое он не готов допустить других людей; рамки этого пространства, как правило, совпадают с рамками приличий.
ПОДРАЖАНИЕ – копирование поведения как механизм социализации личности в раннем возрасте и деградации – в зрелом.
ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ – реакция человека на внешний мир без опоры на мир внутренний.
ПОЛИЛАЛИЯ– навязчивое повторение своих слов и фраз как альтернатива навязанному повторению чужих.
ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ– чужие убеждения.
ПРОАКТИВНАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ – отрицательное влияние старого опыта на приобретение нового, когда, например, моральные принципы, воспитанные в детстве, мешают беспринципности в зрелом возрасте.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ – тесты, которые глубже всего раскрывают личность большинства испытуемых, благодаря присущей им неясности, неопределенности и двусмысленности.
ПСИХОАНАЛИЗ (ранний) – учение о том, что все проблемы с нервами у человека только оттого, что в детстве он не убил своего папу и не женился на своей маме.
ПСИХОАНАЛИЗ (поздний) – то же самое учение, только уточняющее, что папу убивать не обязательно, на маме жениться тоже не обязательно, обязательно только регулярно платить психоаналитику.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – метод воздействия на психику, позволяющий убедить человека в том, что все его видимые недостатки – это только продолжение невиданных достоинств.
ПСИХОСЕМАНТИКА – наука о том, что за каждым словом скрывается психологическое пространство; и чем болтливее человек, тем больше пространства он норовит у нас отнять.
ПСИХОТЕРАПИЯ– способ убеждения человека в том, что он не так плох, как на самом деле.
ПСИХОТРОННОЕ ОРУЖИЕ – оружие, способное поражать психику противника; первым опытным образцом его была Ева.
ПСИХОФИЗИКА – попытка соединить психологию с естествознанием, доказавшая лишь то, что физики в психологии не больше, чем психологии – в физике.
РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ – психическое заболевание, самым тяжким последствием которого является то, что приходится требовать уважения сразу к двум своим личностям.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм, позволяющий человеку оправдать любой свой поступок за исключением разве что благородного.
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ – теория, согласно которой человек в индивидуальном развитии проходит все стадии развития человечества: от примитивной первобытной дикости – до изощренной современной.
РЕЧЬ – орудие общения, предназначенное для выражения человеком многочисленных потребностей и малочисленных мыслей.
САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ – личность, пытающаяся творчески выразить свою пресыщенность удовлетворением низших потребностей.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ – метод исследований, предполагающий отсутствие у исследователя чувства брезгливости.
САНГВИНИК – человек, чувствующий себя хорошо и бодро, когда вокруг все несчастны, но, правда, приходящий в уныние, когда никого из этих несчастных поблизости нет.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ – своеобразная психическая функция, появляющаяся у человека после того, как он утрачивает все остальные.
СДВИГ РИСКА – склонность людей к риску принимать в группе более глупое решение, чем мог бы каждый из них в отдельности.
СЕЛЬЕ – ученый, обнаруживший, что человек может заболеть от стрессов, может заболеть от их отсутствия, а здоровеет только от стрессов, которые устраивает другим.
СЕНЗИТИВНОСТЬ – 1) чувствительность к раздражителям; бывает низкая, когда раздражают отдельные стороны действительности, и высокая, когда раздражают все; 2) острая чувствительность одних людей к бесчувственности других.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – климат в отношениях между людьми: теплый располагает к отдыху, умеренный – к работе, холодный – к выпивке.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – наука, обнаруживающая отдельные человеческие проявления у животных и множественные животные – у человека.
СТРАХ – эмоциональное состояние, находясь в котором кричат не своим голосом. Выступают и пишут – тоже.
СУБЛИМАЦИЯ – психологический механизм по переработке оргазма в катарсис.
ТАКСИСЫ – непроизвольные движения примитивных существ по направлению к определенному раздражителю, например к магнитному полюсу, теплу, власти, деньгам, депутатской неприкосновенности.
ТАРД – психолог, утверждавший, что социальный порядок поддерживается подражанием: умный подражает глупому, порядочный – подлому, добрый – жестокому; благо, объект для подражания всегда найдется.
ТЕЛЕПАТИЯ– передача мыслей на расстояние; невозможна из-за того, что одним нечего передавать, а другим – нечем принимать.
ТЕМПЕРАМЕНТ – психоорганическая основа характера человека, определяющая не столько то, добрый он или злой, лживый или честный, сколько то, как он будет с этим всем к вам приставать.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОБОЙ– способность удовлетворяться малым.
УОТСОН– основоположник бихевиоризма, считавший, что психика – это «черный ящик», из которого можно извлечь разве что средства на изучение стимулов и реакций.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – самооценка способностей; бывает завышенной – вплоть до мании величия, заниженной – вплоть до самоуничижения и нормальной – вплоть до смертной тоски.
ФАНТАЗИЯ– высшая психическая функция, позволяющая в молодости убегать от действительности, в зрелом возрасте – уходить, а под конец – уползать.
ФЕМИНИННОСТЬ – совокупность качеств, позволяющих женщине не стать феминисткой.
ФЕНОМЕН ПРИСУТСТВИЯ ДРУГИХ– более успешное в присутствии наблюдателей решение простых задач и менее успешное – сложных; вот почему политика требует публичности, а секс – интимности.
ФЛЕГМАТИК – человек, способный кого угодно вывести из душевного равновесия своей уравновешенностью.
ФРЕЙД– психиатр, обнаруживший дивный парадокс: общество подавляет сексуальную энергию человека, считая его при этом своим членом.
ФРЕНОЛОГИЯ– наука, изучающая психологию по форме черепа, а не по его содержимому.
ФРУСТРАЦИЯ – чувство безысходности, возникающее каждый раз, когда изменяет чувство юмора.
ХАРАКТЕР – комплекс устойчивых черт личности, при отсутствии которого возникает другой комплекс – неполноценности.
ХОЛЕРИК – возбудимый, но отходчивый человек, легко обижающий других и так же легко об этих обидах забывающий.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КОНЦЕПЦИЯ – теория менеджмента, основной постулат которой гласит: «Если к работнику относиться по-человечески, то он не будет относиться к работе по-свински». В практике управления безоговорочного подтверждения не получила.
ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ– черта, отделяющая личность от безликой массы.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – реакция на раздражитель, появляющаяся на низшей стадии развития психики; на высшей стадии к ней добавляется еще и бесчувственность.
ЧУВСТВО – присущее только человеку одухотворенное эмоциональное переживание (например, благоговение): если животное может поглощать пищу только с примитивным удовольствием, то человек – еще и с благоговением.
ШКАЛА ЛЖИ– удивительная шкала, которая обнаруживает лживость только у тех, кто говорит, что никогда не лжет.
ЭГО-ИДЕАЛ– представление человека о том, каким он мог бы стать если бы не уродился таким, какой есть.
ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ – образ, сохраняющийся и после того, как предмет исчез; например, советская колбаса за 2.20.
ЭКСТРАВЕРТ – человек, готовый общаться с кем угодно, лишь бы не с собой.
ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ ЦЕЛЬ – возвышенная цель, отличающаяся от низменной тем, что редко появляется и еще реже поощряется.
ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ – склонность обвинять Бога в своих грехах.
ЭКСТРАСЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ – способность узреть то, чего нет, и провидеть то, чего не будет.
ЭМОЦИИ – экзальтированные проявления человеческой психики, вполне терпимые в обществе, если их, подобно четвероногим друзьям, держать на поводке и в наморднике.
ЭНДОФАЗИЯ– внутренняя речь как основной способ выражения свободомыслия, чести и достоинства человека.
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА – влияние первичной информации о человеке на дальнейшее отношение к нему; например, некто поступил эгоистично – нужно держаться от него подальше, он поступил самоотверженно – тем более!
ЭФФЕКТ ПОСТОРОННЕГО – слабо выраженное стремление помочь потерпевшему в присутствии других людей как свидетельство того, что благородство – индивидуальная черта, а равнодушие – коллективная.
ЭФФЕКТЫ ПЕРВИЧНОСТИ и ВТОРИЧНОСТИ – особенность реакции аудитории на порядок поступления информации: иногда лучше запоминается первая высказанная глупость, иногда – последняя, но никогда – разумное слово, прозвучавшее между ними.
ЭХОЛАЛИЯ – автоматическое повторение чужих слов, встречающееся у детей в период раннего интеллектуального развития, а у взрослых – в период позднего политического…
ЮНГ – ученик Фрейда, который обнаружил, что бессознательные состояния характерны не только для больных индивидуумов, но и для здоровых коллективов.
ЮНОСТЬ – дивный период жизни, когда становится тошно от сладких иллюзий, а не от горького опыта.
Психологические исследования, которые часто невозможно воспроизвести: кадры
Исследователь показал людям фотографию Мыслителя, пытаясь изучить связь между аналитическим мышлением и религиозным неверием. Оглядываясь назад, исследователь назвал дизайн своего исследования «глупым». Исследование не удалось воспроизвести. Питер Барритт / Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок Питер Барритт / Getty ImagesИсследователь показал людям фотографию Мыслителя, пытаясь изучить связь между аналитическим мышлением и религиозным неверием. Оглядываясь назад, исследователь назвал дизайн своего исследования «глупым». Исследование не удалось воспроизвести.
Питер Барритт / Getty ImagesНесколько лет назад мир социальных наук резко пробудился, когда исследователи пришли к выводу, что многие исследования в этой области, по-видимому, глубоко ошибочны. Две трети не удалось воспроизвести в других лабораториях.
Некоторые из тех же самых исследователей теперь сообщают, что эти проблемы все еще часто возникают, даже в самых престижных научных журналах.
Но их исследование, опубликованное в понедельник в журнале Nature Human Behavior , также показывает, что социологи могут на самом деле вынюхивать сомнительные результаты с замечательным мастерством.
Сначала выводы. Брайан Носек, исследователь психологии из Университета Вирджинии и исполнительный директор Центра открытой науки, решил сосредоточиться на исследованиях в области социальных наук, опубликованных в самых известных журналах Science и Nature .
«Некоторые люди выдвинули гипотезу, что, поскольку они являются наиболее известными торговыми точками, они будут иметь самую высокую строгость», — говорит Носек. «Другие выдвинули гипотезу, что самые престижные торговые точки также чаще всего выбирают очень «сексуальные» находки, и поэтому на самом деле они могут быть менее воспроизводимыми».
Чтобы выяснить это, он работал с учеными по всему миру, чтобы выяснить, смогут ли они воспроизвести результаты ключевых экспериментов из 21 исследования в Наука и Природа , обычно психологические эксперименты с участием студентов в качестве испытуемых. В новых исследованиях в среднем участвовало в пять раз больше добровольцев, чтобы получить результаты, которые были бы менее вероятными из-за случайности.
Результаты были лучше, чем в среднем по предыдущему обзору литературы по психологии, но все еще далеки от совершенства. Из 21 исследования экспериментаторам удалось воспроизвести 13. И эффекты, которые они наблюдали, были в среднем лишь примерно вдвое слабее, чем было заявлено в первоначальных исследованиях.
Остальные восемь не были воспроизведены.
«Значительная часть литературы воспроизводима», — заключает Носек. «Мы получаем доказательства того, что кто-то может независимо воспроизвести [эти результаты]. И есть удивительное количество [исследований], которые не могут быть воспроизведены».
Одно из восьми исследований, не прошедших этот тест, было проведено в лаборатории Уилла Жерве, когда он получал докторскую степень в Университете Британской Колумбии. Он и его коллега провели серию экспериментов, чтобы выяснить, менее ли склонны к религиозным убеждениям люди с аналитическим складом ума. В одном тесте студенты смотрели на изображения статуй.
«Половина наших участников смотрела на изображение скульптуры «Мыслитель», где этот парень глубоко задумался», — говорит Жерве. «И в нашем контрольном состоянии они смотрели бы на знаменитый рост парня, метающего диск».
Люди, видевшие скульптуру Огюста Родена «Мыслитель», выражали больше религиозного неверия, сообщил Жерве в Science . И, учитывая все доказательства из его лаборатории и других, он говорит, что все еще есть разумные доказательства того, что основной вывод верен. Но он признает, что эксперимент со скульптурой был довольно слабым.
«Оглядываясь назад, наше исследование оказалось откровенно глупым», — говорит Жерве, который сейчас работает доцентом в Университете Кентукки.
Предыдущее исследование также не смогло воспроизвести его экспериментальные данные, поэтому новый анализ вряд ли стал неожиданностью.
Но что его больше всего интересует в новом исследовании воспроизводимости, так это то, что ученые предсказали, что его исследование — наряду с семью другими, которые не смогли воспроизвести — вряд ли выдержат испытание.
В рамках исследования воспроизводимости было опрошено около 200 социологов, которым было предложено предсказать, какие результаты выдержат повторное тестирование, а какие нет. Ученые заполнили анкету, в которой предсказали победителей и проигравших. Они также принимали участие в «рынке предсказаний», где могли покупать или продавать токены, отражающие их взгляды.
«Они заключают пари друг с другом против нас», — говорит Анна Дребер, профессор экономики Стокгольмской школы экономики и соавтор нового исследования.
Оказывается, «эти исследователи очень хорошо предсказывали, какие исследования будут повторяться», — говорит она. «Я думаю, что это отличная новость для науки».
Эти прогнозы могут помочь ускорить научный процесс. Если вы сможете привлечь группу экспертов для оценки новых захватывающих результатов, вы сможете тратить меньше времени на погоню за ошибочными результатами, известными как ложные срабатывания.
«Ложноположительный результат может заставить других исследователей и первоначального исследователя потратить много времени, энергии и денег на результаты, которые, как оказывается, не соответствуют действительности», — говорит она. «И это расточительно для ресурсов и неэффективно, поэтому чем раньше мы обнаружим, что результат не соответствует действительности, тем лучше».
Но если социологи действительно хорошо выявляли ошибочные исследования, то почему редакторы и рецензенты из Science и Nature допустили эти восемь сомнительных исследований до своего рецензирования?
«Вероятность того, что результат повторится или нет, является частью того, что должен учитывать рецензент», — говорит Носек. «Но другие вещи могут повлиять на решение о публикации. Возможно, этот вывод вряд ли будет правдой, но если это правда, то это очень важно, поэтому мы хотим опубликовать его, потому что мы хотим, чтобы он попал в разговор.»
Носек признает, что, хотя новые исследования были более строгими, чем те, которые они пытались воспроизвести, это не гарантирует, что старые исследования ошибочны, а новые — верны. Ни одно научное исследование не дает однозначного ответа.
Прогнозирование может стать мощным инструментом в поиске истины.
Это может не сработать, однако, в одной области, где ставки очень высоки: медицинские исследования, где ответы могут иметь последствия для жизни или смерти.
Джонатан Киммельман из Университета Макгилла, не участвовавший в новом исследовании, говорит, что когда он просил ученых-медиков делать прогнозы относительно исследований, прогнозы, как правило, не срабатывали.
«Возможно, это не очень распространенный навык в медицине», — говорит он. Вполне возможно, что социологи, выбранные для составления прогнозов в последнем исследовании, обладают глубокими навыками анализа данных и статистики, и их знание психологического предмета менее важно.
А прогнозирование — это всего лишь один из инструментов, который можно использовать для повышения строгости социальных наук.
«Науки о социальном поведении находятся в процессе реформирования», — говорит Носек. Ученые все чаще предпринимают шаги по повышению прозрачности, чтобы потенциальные проблемы быстро выявлялись. Ученые все чаще объявляют заранее гипотезу, которую они проверяют; они делают свои данные и компьютерный код доступными, чтобы их коллеги могли оценить и проверить их результаты.
Возможно, самое главное, некоторые ученые начинают понимать, что им лучше проводить меньше исследований, но с большим количеством подопытных, чтобы уменьшить вероятность случайного открытия.
«Чтобы продвинуться вперед, получить работу и получить постоянную должность, нужно публиковать много-много статей», — говорит Жерве. «И это трудно сделать, если вы можете провести меньше исследований, но, в конце концов, я думаю, что это правильный путь — замедлить нашу науку и быть более строгим заранее».
Жерве говорит, что когда он начал свою первую преподавательскую работу в Университете Кентукки, он сел с заведующим кафедрой и сказал, что собирается следовать этому пути публикации меньшего количества, но более качественных исследований. Он говорит, что получил кивок, чтобы сделать это. Он видит в этом часть более широких культурных изменений в социальных науках, направленных на то, чтобы сделать эту область более надежной.
Вы можете связаться с Ричардом Харрисом по телефону [email protected] .
Гуманитарные науки
ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
В рамках курса «Теория познания» вы будете изучать вопросы знаний, относящиеся к одной или нескольким «областям знаний». Эти «области знания» являются областями исследования, в которых мы пытаемся получить знания с помощью способов познания. Области знаний примерно соответствуют группам обучения в рамках программы IB, хотя есть некоторые дополнительные области знаний, такие как этика, религия и знания коренных народов, которые имеют отношение к TOK. На ваших занятиях TOK вы также изучите границы и совпадения между различными областями знаний. Рамки знаний являются полезными инструментами для анализа исторического развития, языка, методологии и объема каждой области знаний. Учитывая, что нам необходимо установить связи между различными областями знаний, нецелесообразно обсуждать области знаний в полной изоляции. Статьи и ссылки, приведенные ниже, действительно являются примерами реальных жизненных ситуаций, затрагивающих вопросы TOK в различных областях знаний. Однако в практических целях я организовал ресурсы по областям знаний на оставшейся части этой веб-страницы. Вам решать исследовать их и устанавливать дальнейшие связи между областями знаний и способами познания. Мы надеемся, что это вдохновит вас на разработку интересных вопросов, которые станут основой для оценки TOK. На этой странице будут обсуждаться гуманитарные науки как область знаний.
Структуры знаний, вопросы знаний и темы изучения (руководство TOK 2015)
|
|
|
|
Соответствующие возможные вопросы для эссе:
- Является ли объяснение обязательным условием для предсказания? Изучите этот вопрос применительно к двум областям знаний. (ноябрь 2015 г.)
- «Без группы, которая это проверит, знание невозможно». Обсуждать. (ноябрь 2015 г.)
- «В некоторых областях знаний мы пытаемся свести сложное целое к простым компонентам, а в других пытаемся интегрировать простые компоненты в сложное целое». Обсудите это различие со ссылкой на две области знаний. (ноябрь 2015 г.)
- «Способы познания — это проверка наших инстинктивных суждений». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
- Со ссылкой на две области знаний обсудите, каким образом общие знания могут формировать личные знания. (май 2015 г.)
- «Существует только два способа, которыми человечество может производить знания: посредством пассивного наблюдения или посредством активного эксперимента». Насколько вы согласны с этим утверждением? (май 2015 г.)
- Нейтральных вопросов не бывает. Оцените это утверждение применительно к двум областям знаний. (май 2015 г.)
- «Обладание знаниями дает привилегию». Насколько это верное утверждение? (образец 2015 г.)
- «Все знания зависят от распознавания закономерностей и аномалий». Подумайте, в какой степени вы согласны с этим утверждением применительно к двум областям знаний. (Образец 2015 г.)
- В какой степени области знаний сформированы их прошлым? Рассмотрим применительно к двум областям знаний. (образец 2015 г.)
- «Без применения в мире ценность знаний сильно снижается». Рассмотрим это утверждение в отношении двух областей знания. (май 2016 г.)
- «Точка зрения знающего имеет важное значение в стремлении к знаниям». Насколько вы согласны? (май 2016 г.)
- «В знаниях всегда есть компромисс между точностью и простотой». Оцените это утверждение применительно к двум областям знаний. (май 2016 г.)
- «Ошибка так же ценна, как точность в производстве знаний». В какой мере это имеет место в двух областях знания? (ноябрь 2016 г.)
- «Противоречивые заявления о знаниях всегда связаны с разницей во взглядах». Обсудить применительно к двум областям знаний. (ноябрь 2016 г.)
- Всегда ли наличие дополнительных данных полезно для производства знаний? Исследуйте этот вопрос применительно к двум областям знаний. (ноябрь 2016 г.)
Гуманитарные науки нацелены на исследование, открытие и описание людей как групп или отдельных лиц. Гуманитарные науки стремятся сделать это научным и объективным образом. Несмотря на то, что многое было открыто в этой области, по-прежнему трудно полностью понять человека. Нынешняя методология в науках о человеке может показаться сложной, но мы можем задаться вопросом, в какой степени мы можем изучать людей с научной точки зрения. Ученые-люди могут столкнуться с предвзятостью как со стороны исследователя, так и со стороны объекта исследования. Антропологи могут быть не в состоянии получить доступ к тому, как люди из разных сообществ знаний знают, из-за лингвистических трудностей или из-за их собственных предвзятых культурных воспоминаний. Социолог может столкнуться с этическими дилеммами при проведении экспериментов. Результаты эксперимента Милгрэма (60-е годы), например, были новаторскими, но смогли бы мы все еще оправдать его этичность, если бы эксперимент был проведен в 2013 году? Благонамеренный психолог должен опасаться предвзятости наблюдения, и участники психологических экспериментов могут вести себя по-разному, когда за ними наблюдают (подумайте о том, как реалити-шоу влияет на поведение участников). Экономисты могут собирать данные и использовать сложные формулы, но в какой степени мы можем использовать определенную модель для экономического прогнозирования? Гуманитарные науки могут обнаруживать тенденции, а не законы, и существует много места для ошибок. В Теории познания мы задаемся вопросом, как мы познаем в науке о человеке, и стремимся выяснить, какую роль Пути познания играют в этих науках. Мы также анализируем, как гуманитарные науки сравниваются с естественными науками.
Статьи и мероприятия по гуманитарным наукамПсихология
Психолог стремится понять человеческое поведение. Психологи используют ряд методов для изучения того, как и почему мы чувствуем, думаем, говорим, реагируем и ведем себя именно так, а не иначе. Люди — сложные существа, и не всегда легко узнать о себе больше. Существуют разные отрасли психологии с разными целями и методами исследования. Методы варьируются, среди прочего, от лабораторных экспериментов или естественных экспериментов до опросов и интервью. Статистика и математические расчеты могут отражать характеристики образца поведения, однако нам следует быть осторожными с поспешными обобщениями. Когда дело доходит до интервью или анкет, язык, используемый в опросе, будет влиять на его результаты. Использование закрытых вопросов также может привести к предвзятому результату расследования. В то же время ожидания могут также влиять на результаты исследования. Хороший психолог учитывает это при поиске знаний. Историческое развитие психологии как дисциплины показывает, как методология, которую психологи использовали для получения знаний (и лечения пациентов), резко изменилась за эти годы. Достоверность методов или гипотез постоянно подвергается проверке. Большинство людей слышали о Фрейде, но многое из того, что он «открыл», сегодня забыто. Некоторые из самых интересных психологических экспериментов, проведенных в истории, затрагивают сомнительные этические основания. Иван Павлов (слыхал о собаке Павлова?), например, использовал методы исследования обусловленности, которые многие современные ученые-человеки считают неэтичными. Учитывая, что объектом исследования ученого-человека действительно является человек, существуют ограничения на методы, которые мы можем этически использовать для получения знаний в этой области. Это отличает гуманитарные науки от естественных наук. Например, мы разводим плодовых мушек для проверки генетических мутаций, и никто даже глазом не моргнет. С другой стороны, на протяжении всей истории этические ограничения также ограничивали методы ученых-естествоиспытателей в поиске знаний. Мы не могли так легко отделаться от селекции людей для проверки мутаций ДНК, а исследования стволовых клеток до сих пор вызывают большие споры. Можно также утверждать, что психологию следует классифицировать как естественную науку, а не как науку о человеке. Нейробиолог, например, будет использовать научный метод, чтобы получить знания о познании. Итак, чем гуманитарные науки отличаются от естественных наук? А как насчет других дисциплин, изучающих познание? Является ли когнитивная лингвистика наукой? Или это относится к области языкознания? В теории познания вы исследуете границы между областями знаний. Вы будете исследовать историю и парадигмальные сдвиги в психологии. Вы также узнаете, как способы познания ограничивают или помогают поиску знаний в психологии. Мы видели, что эмоции, память и язык — это способы познания или инструменты для поиска знаний. Эти способы познания также важны предмета изучения по психологии. Наконец, на занятиях по ТОК вы рассмотрите этические последствия и ограничения, относящиеся к области психологии.
Урок ТОК по психологии как науке о человеке
tok_schema_2013.pptx |
Блестящий документальный фильм о себе, машинах счастья | Лекция мистера Флинна о Фрейде, одном из основателей психологии
психологическое лечение: вопрос естествознания? Интересная ситуация из реальной жизни, которая может привести к вопросам знанийстатья о лечении фобий инъекцией |
КАК МЫ ЧИТАЕМ МЫСЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ? | ВЛЮБЛЕННЫЙ МОЗГ |
Социология
Эксперимент Милгрэма — один из самых обсуждаемых социологических экспериментов. Можно поставить под сомнение этику и методологию эксперимента. Однако его ошеломляющие результаты, несомненно, изменили многие предубеждения относительно человеческого поведения. Эксперимент «популяризировал» концепцию Арендт о «банальности зла», и простые граждане остро осознали опасность поклонения авторитетам. Победителям Второй мировой войны нравилось верить, что холокост мог произойти только в такой стране, как Германия; что немецкий народ по своей природе тяготеет к зверствам нацистов. Эксперимент Милгрэма отбросил такие представления. Ремейки эксперимента и другие связанные с ним социологические эксперименты показали, что люди вполне готовы отказаться от своей личной морали, чтобы подчиняться авторитету. Эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме показал, насколько «нормальные» граждане готовы прибегнуть к жестокости, если ситуация предоставляет платформу для последней. Но как мы можем по-настоящему узнать, как мы ведем себя как группа в той или иной ситуации? Можем ли мы использовать модели, основанные на экспериментах, для предсказания человеческого поведения? Наше групповое поведение формируется природой или воспитанием? Или оба? Есть ли у нас свобода воли?