Психика и душа — Психологос
Как соотносятся понятия «психика» и «душа»?
Если и то, и другое понимаются в расширительном, самом общем и нестрогом смысле, как все пространство внутреннего мира в человеке, то это конечно же синонимы, и до сих пор у многих авторов можно увидеть чередование: психические процессы называются как душевные процессы, психические заболевания – как заболевания душевные.
Однако сам язык подсказывает, что так обще и нестрого говорить не следует. «Душевный человек», «душевная речь», «душевное волнение», «душевная склонность» — эти словосочетания имеют ясное и важное для нас содержание, в то время как говорить «психический человек», «психическая речь», «психическое волнение» и «психическая склонность» — невозможно и странно.
Как вспоминал Б.И. Братусь, «На одном из общих семинаров моя коллега, профессор Г. А. Цукерман наглядно показала это в следующем опыте. Она предложила собравшейся аудитории мысленно заменить слово «душа» на слово «психика» в привычных выражениях типа: «я в нем души не чаю», «мы живем душа в душу», «у нас царит теплая душевная атмосфера». Реакцией зала было оживление и смех. Действительно, никто, даже в порядке оговорки, не спутает, не скажет — «я в нем психики не чаю», «мы живем психика в психику», «у нас царит теплая психическая атмосфера».
В более строгом и более узком понимании, психика – это внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением для адекватного реагирования на запросы и требования внешнего мира. Как мы уже говорили, психика – это прожектор, который направлен на внешний мир, то, что позволяет ориентироваться во внешнем мире, адаптироваться к внешнему миру и быть адекватным обстоятельствам и ожиданиями окружающих людей.
И тогда психическое здоровье, это психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Противоположность психическому здоровью — психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания. При нормальной сохранности психики, при полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.
Что касается понятия «душа», то, верно, «душа» в широком смысле – это все пространство внутренней жизни человека, все внутреннее в нас. Но так можно говорить только до тех пор, пока мы не вспомнили, что у человек есть еще [/Ум ум] и [/Дух дух].
Подробно, интересно и глубоко об этом пишет Б.С. Братусь в статье «Психология — наука о психике или учение о душе».
Троица «ум, душа и дух» является одной из основ нашего культурного менталитета, и легко слышать, что этом перечислении ум и дух от души отличаются. Ум, душа, дух – все это наше внутренне, при этом к душе точнее относить все то, что в нас не просто внутреннее, но еще теплое и [/index.php?title=Живое&action=edit&redlink=1 живое].
К душе относят [/Желание желания] (глашатаи влечений тела и интересов ума), [/Эмоции эмоции] (движения души), [/Чувство чувства] (душевные позиции), [/Настроение настроения] (состояние души). Все это — построено на теле, и поэтому в этом есть теплота.
Ум к душе все-таки не относят: ум может быть живой, но он построен на программах, а не на теле, и теплоты в нем нет. Ум – это программа, в лучшем случае в уме, кроме жесткости, будет гибкость, в уме может быть есть свет, но в уме нет теплоты.
Возвращаясь к душе — делают душу живой и теплой ее органы: живое лицо и особенно глаза (зеркало души), живая речь с богатыми интонациями, теплые слова и отзывчивое дыхание.
Психика и душа – не одно и тоже.
Душа – часть психики, а именно живая и теплая, не программная часть психики.
Аннотации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) 031202.65 Перевод и переводоведение ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении. Средства и основные составляющие физической культуры. Тема 2. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в сохранении и укреплении здоровья. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Тема 3. Социально-биологические основы физической культуры. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Влияние природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. Тема 4. Спорт. Выбор вида спорта или системы физических упражнений. Массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные организации. Универсиады и Олимпийские игры. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование (социальное, психологическое, морфологическое и др.) выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ОСНОВНОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (ИСПАНСКИЙ) Модуль «Практическая грамматика» Тема 1.Nombre sustantivo, género y número. Artículo determinado e indeterminado. Oración aseverativa, interrogativa, negativa. Complemento directo Тема 2. Nombre adjetivo, régimen preposicional del español. Complemento circunstancial de lugar Тема 3. Pronombres personales. Verbo. Presente de indicative. Verbos regulars, conjugaciones Тема 4. Conjugación individual. Los verbos SER y ESTAR, Ir y VENIR. Verbos irregulares. Тема 5. Numerales ordinales y cardinales. Pretérito perfecto de indicativo. Pronombres posesivos. Oraciones subordinadas de complemento Тема 6.Verbos irregulares. Conjugación individual. Pronombres personales – complemento directo e indirecto. Модуль «Практическая фонетика» Тема 1. Тема2.Vocales: cerradasyabiertas, fuertesydébiles. Diptongos, triptongos. Тема3.El consonantismo español, clasificación de las consonantes por el lugar y modo de articulación. Тема4.Fenómenodeasimilación. Consonantes palatales. Sonidos interdentales. Тема5.Sinalefa. Acento gráfico. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКИЙ) Модуль «Практическая фонетика» Тема 1. Основные правила техники речи на английском языке. Органы речи и их работа. Активные и пассивные органы речи в английской артикуляции. Сопоставительный анализ особенностей артикуляционной базы английского и русского языков. Тема 2. Фонетическая база английского языка. Звуки и фонемы. Три фазы артикуляции. Система гласных фонем в английском языке (образование, принципы классификации, характеристика каждого гласного). Позиционные изменения гласных. Сопоставительный анализ систем гласных фонем в английском и русском языках с целью выявления сходств и различий.Тема 3. Система согласных фонем английского языка. Образование, принципы классификации, характеристика каждого согласного. Специфика английских согласных звуков (аспирация, энергичное произнесение глухих и слабость звонких, апикальность и альвеолярность, гортанный «чистый» выдох). Комбинаторные изменения согласных (ассимиляция, аккомодация). Сопоставительный анализ систем согласных фонем в английском и русском языках с целью выявления сходств и различий. Тема 4. Система английских монофтонгов. Система английских дифтонгов и дифтонгоидов. Трифтонги. Особенности артикуляции. Тема 5. Произносительная специфика английского языка как системы фонетических и фонологических признаков. Языковая интерференция. Иноязычный акцент. Наиболее типичные артикуляционные ошибки, их диагностика и (само)коррекция. Модуль «Практика устной и письменной речи»
Тема 2. “An Englishman’s Diary.”
Тема 3. “More about the English.”
Тема 4. “At Home.”
Тема 5. “MyFamily.” Модуль «Практикум по работе с художественным текстом» A.J. Cronin. The Green Years. Модуль «Практическая грамматика» Функции, употребление. Настоящее, прошедшее время. Указательные местоимения this (these) и that (those). Конструкция There is-there are Порядок слов в утвердительном предложении. Повелительные предложения. Безличные предложения. Типы вопросов. Тема 3. ThePronoun Личные, притяжательные, относительные, возвратные и усилительные. Тема 4. Числительные. Количественные и порядковые числительные. Функции числительных. Количественные числительные от 1 до 100: простые, сложные, производные. Числительные hundred, thousand, million. Образование порядковых числительных. Употребление артиклей с порядковыми числительными. Тема5. The verb “to have” Спряжение глагола to have в настоящем времени. Тема 6. The modal verbs (can, need, must, need, dare) Модальные глаголы. Характеристика форм и значений. Недостаточность форм модальных глаголов. Фонетически сильные и слабые формы модальных глаголов. Глагол can (could). Употребление глагола can для выражения физической или умственной способности совершить действие, разрешение, запрещение. Употребление глагола can в косвенной речи. Глагол may (might). Употребление глагола may для выражения разрешения, просьбы разрешить что-либо сделать, запрещения. Употребление глагола may в косвенной речи. Глагол must. Употребление глагола must для выражения должествования, необходимости совершить действие. Употребление глагола must в косвенной речи. Причастие I. Настоящее длительное время. Образование и употребление настоящей длительной формы для обозначения действия, развивающегося в момент речи. Употребление настоящей длительной формы для обозначения временных действий, характеризующих определенное лицо в эмоционально окрашенных предложениях, для обозначения запланированного или заранее обусловленного действия в будущем. Тема8. Parts of speech Частиречи. Классификация. Тема 9. Thenoun Грамматические категории существительных: род, число, падеж. Основные синтаксические функции существительного: подлежащее, дополнение, предикатив. Классификации существительных: существительные собственные и нарицательные, исчисляемые и неисчисляемые, одушевленные и неодушевленные, конкретные и абстрактные, вещественные и собирательные. Число. Единственное и множественное число. Образование формы множественного числа. Нестандартное образование формы множественного числа. Существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе. Падежи существительных (общий и притяжательный). Образование формы притяжательного падежа. Род. Три рода существительного по соотнесенности с местоимениями третьего лица. Тема 10. Theverb (part 1) Синтаксическая классификация глаголов на знаменательные, служебные (модальные, аспектные, связочные) и вспомогательные. Три основные формы глагола: чистая основа глагола (инфинитив без частицы ‘to’), простое прошедшее (Past Indefinite) и прошедшее причастие (Participle 2). Правильные и неправильные глаголы. Синтетические и аналитические формы глаголов. Личные формы глагола. Грамматические категории глагола: лицо, число, время, вид, залог, наклонение. Лицо и число. Связь значений лица и числа. Форма 3 лица единственного числа настоящего времени. Время и вид. Времена: настоящее, прошедшее, будущее, будущее в прошедшем. Виды: неопределенный, длительный, перфектный, перфектно-длительный. Видо-временные формы глагола. ПовторениеPresentContinuous. PresentIndefinite. Образование. Употребление настоящей неопределенной формы для выражения постоянного, регулярно совершающегося действия с предельными глаголами, а также с неопределенными глаголами для обозначения действий, совершающихся в момент речи и постоянно характеризующих лицо или предмет, являющийся подлежащим. Present Perfect. Образование. Употребление настоящей совершенной формы для выражения действия в прошлом, связанного с настоящим. Употребление настоящей совершенной формы для обозначения действия, начавшегося в прошлом и продолжающегося в настоящий момент с непредельными глаголами. Тема 11. Theadjective Степени сравнения прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная. Степени сравнения прилагательных по способу их образования: синтетическая и аналитическая формы степеней сравнения. Супплетивные формы степеней сравнения прилагательных good, bad, many, much, little, far. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема 1. Звуковой строй языка. Основные понятия фонетики. Фонетика как раздел лингвистики. Аспекты фонетики. Фонетические единицы. Основа членения речевого потока. Фонетическое слово. Основная оппозиция фонетики. Основные характеристики гласных и согласных звуков. Артикуляция. Участие звуков в фонетической транскрипции Тема 2. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Семантическая структура слова. Синонимические и гиперо-гипонимические отношения в лексике. Антонимы и конверсивы. Фразеологизм как языковая единица. Типология фразеологизмов. Понятие синонимов. Характеристика синонимических отношений. Синонимический ряд. Понятие доминанта синонимического ряда. Основные виды синонимов. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Абсолютные синонимы. Роль синонимов в языке. Понятие эвфемизмов и их роль в речи. Гиперо — гипонимические отношения в лексике. Понятие антонимии. Антонимическая пара. Контрарные и комплементарные антонимы. Различие между языковыми (узуальными) и контекстуальными антонимами. Понятие энантиосемии. Функции антонимов в речи.Понятие антитезы. Оксюморон. Лексические конверсивы. Понятие фразеологии и фразеологизма. Отличие и сходство фразеологизма от слова. Классификация фразеологизма. Характеристика основных типов фразеологических единиц. Тема 3. Морфемика. Словообразование. Понятие морфемы. Виды морфем. Свободные и связанные корни. Аффиксальные морфемы. Понятие и функции флексии. Нулевой аффикс. Исторические изменения в составе слов. Структура слова со словообразовательных позиций. Типы основ в русском языке. Словообразование. Способы современного русского словообразования. Членимость слова. Мотивация. Мотивированное слово. Словообразовательная модель. Словообразовательный тип. Продуктивность/непродуктивность словообразовательного типа. Словообразовательная цепочка и ее связь со словообразовательным гнездом. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Тема 1.«Повесть временных лет» как памятник литературы XII века. Жанр летописи в древнерусской литературе. Основные идеи, определившие проблематику «Повести временных лет». Жанровое своеобразие «Повести временных лет». Художественные особенности «Повести временных лет». Тема 2. «Слово о полку Игореве»: идейное содержание и жанрово-композиционное своеобразие. История открытия, издания, изучения «Слова о полку Игореве». Основные идеи «Слова о полку Игореве». Его историческая основа. Жанрово-композиционное своеобразие произведения: проблема жанра «Слова» в литературоведении ХХ века; композиционные приемы: принципы членения текста; функциональное значение экскурсов в прошлое; диалоги и монологи персонажей; природоописания в композиции произведения; композиционная роль образа Бояна; место и роль Русской земли в композиции произведения. Система героев в «Слове о полку Игореве»; принцип иерархичности в расстановке персонажей. Характеристика героев. Фольклорные образы и мотивы в произведении. Тема 3. Жанрово-композиционные особенности «Повести о Петре и Февронии». Время создания «Повести о Петре и Февронии» и время, изображенное в ней. Проблематика повести как отражение актуальных для XVI века проблем русской жизни. Сказочные элементы в «Повести»; Житийные элементы в «Повести». Признаки других жанров в «Повести». Образы героев «Повести». Тема 4. «Житие протопопа Аввакума»: традиции и новаторство. Раскол в русской церкви XVII века: конфликты, проблемы, деятели раскола. Отражение этого события в «Житии протопопа Аввакума». Новаторский характер «Жития протопопа Аввакума». Образы-символы в художественной системе «Жития». Место и значение «Жития протопопа Аввакума» в истории русской литературы. Тема 5. Реформа русского стихосложения Тредиаковского – Ломоносова. Основные системы стихосложения к началу XVIII века: силлабическая, метрическая, тоническая (народный стих) (ответы надо обосновать примерами). Начало реформирования стиха В.К. Тредиаковским: «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Завершение реформы М.В. Ломоносовым: «Письмо о правилах российского стихотворства». Вклад А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, М.Н. Муравьева в разработку формы поэзии. МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА. Тема 1. Принципы построения математики. Роль математики в гуманитарных науках. Аксиоматический метод в математике. Понятие математической модели. Символы математической логики, их использование. Тема 2. Элементы теории множеств. Множества. Операции над множествами, свойства операций. Тема 3. Элементы аналитической геометрии и линейной алгебры. Различные виды уравнения прямой на плоскости. Уравнение плоскости. Уравнение прямой в пространстве. Многочлены. Основная теорема алгебры. Матрицы, операции над матрицами. Элементарные преобразования строк матрицы. Приведение матрицы к ступенчатому виду и виду Гаусса. Ранг матрицы. Решение систем линейных алгебраических уравнений. Функция. Способы задания функции. График. Предел функции. Производная функции. Правила вычисления производной. Производная сложной функции. Производные высших порядков. Дифференцируемость функции. Теоремы о связи дифференцируемости с непрерывностью и с существованием производной. Дифференциал функции. Исследование функции с помощью производных: непрерывность, точки разрыва; монотонность; экстремумы; выпуклость, вогнутость, точки перегиба графика. Первообразная. Неопределенный интеграл: определение, свойства, таблица основных интегралов, методы интегрирования. Определенный интеграл: определение, свойства, формула Ньютона-Лейбница, методы интегрирования, приложения. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Стилистика как наука о функционально-стилевой и эмоционально-экспрессивной дифференциации языковых средств, различных стилях речи. Культура речи как характеристика носителя языка. Логичность, точность, лаконичность, богатство речи (полисемия и омонимия, синонимы, антонимы, контрастные и созвучные слова). Чистота речи (заимствования, диалектизмы, канцеляризмы, штампы, слова-паразиты). Правильность речи (правильный выбор слов, правила сочетаемости). Образность речи (тропы и фигуры). Тема2. История стилистики. Античная риторика как теоретическая база культуры речи и стилистики. Культура слова в Древней Греции и Древнем Риме. Проблема стиля, риторических правил в трудах античных авторов (Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан). Строгая система стилистических правил в различных жанрах древнерусской литературы (XI-XVII вв., XVIII век). Роль М.В. Ломоносова и других классицистов в выработке новых норм русского литературного языка, новой системы стилей и создании научной терминологии. Стилистика и наука о культуре речи на современном этапе. Тема3. Этика речевого поведения. Коммуникация, ее виды. Теория речевых актов. Речевая ситуация, ее основные компоненты. Речевое поведение как реализация коммуникативных намерений говорящего. Условия адекватной реализации коммуникативных намерений. Особенности и правила речевого этикета. Тема4. Языковые изменения. Понятие нормы. Социальные и собственно лингвистические (закон аналогии, принцип экономии языковых средств) причины языковых изменений. Внутренние и внешние изменения. Изменения в социальном статусе языков, их основные причины. Динамическая теория нормы. Норма и кодификация. Виды норм (акцентологические, орфоэпические, морфологические, лексические, синтаксические). Вариантность нормы. Тенденция развития норм литературного языка на всех ярусах на протяжении XX столетия. ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. Тема 1. Место латинского языка в индоевропейской семье языков и его роли в истории народов Европы и всего мира. Место латинского языка в индоевропейской семье языков и его роль в истории народов Европы и всего мира. Индоевропейская языковая семья. Новые национальные языки. Сходства и различия фонетических грамматических систем латинского, русского и изучаемого западноевропейского языков. Алфавит и произношение. Грамматический строй латинского языка. Важнейшие фонетические законы. Сравнительная характеристика языковых систем. Слогораздел. Правила ударения. Лексические параллели в русском, латинском и изучаемом языках. Корни латинизмов. Словообразование: словосложение, аффиксация. Тема 4. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Имя числительное. Типы склонения существительных: 1 склонение; 2 склонение; 3 склонение – 1 тип; 3 склонение – 2 тип; 3 склонение – 3 тип; 4 склонение; 5 склонение. Функции падежей. Прилагательные 3-х склонений. Степени сравнения прилагательных. Числительные количественные. Числительные порядковые и др. Тема 5. Глагол. Глагол – общая характеристика. Глагол – 4 спряжения: 1 спряжение, 2 спряжение, 3 спряжение(2 типа), 4 спряжение. Наклонения глагола – изъявительное, повелительное, сослагательное. Образование и значение времен глагола: praesens, imperfectum, perfectum, plusquamperfectum, futurumI, futurumII. Залоги – активный, пассивный. 4 основные формы глагола. Тема 6. Местоимение. Местоимения – личные, указательные, вопросительные, относительные, притяжательные, вопросительное, вопросительно – относительные, неопределенные, отрицательные. Грамматические характеристики местоимений. Наречия. Степени сравнения наречий. Предлоги. Их виды и функции. Тема 7. Синтаксис глагола. Герундий. Герундив. Причастие. Тема 8. Синтаксис. Предложения простые. Предложения сложные. Сложные предложения – типы придаточных. Согласование времен. Тема 9. Синтаксис сложного предложения. Употребление времен и наклонений в придаточных предложениях. Синтаксис страдательной конструкции в сложном предложении. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. Каталог: files Скачать 3,33 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Симптомы и душа в архетипической психологии — Кэтрин С.
Холт, доктор философии, LCSWДжеймс Хиллман (1975) переформулировал термин «патологизация», чтобы описать естественную активность души, вызывающую психологические расстройства и болезни (стр. 57). Патологизация — одно из четырех различных движений души, которые Хиллман сформулировал в основополагающей работе Re-Visioning Psychology (1975). Четыре движения души существуют подобно течениям в реке — патологизация — это уже существующий психический поток, в который мы впадаем, а не тот, который создан с эгоцентрической точки зрения (Г. Слейтер, личное сообщение, 9 ноября)., 2017). Патологизация — это деятельность психики по созданию болезней, которая включает в себя фантазийный материал, а также болезнь, и представляет собой способ смотреть на жизнь «через эту деформированную и пораженную перспективу» (Хиллман, 1975, стр. 57).
Центральное место в этой концепции занимает децентрация эго, чтобы открыться политеистической психике, расширяя утверждение Юнга (1929/1967) «Боги стали болезнями» (стр. 37). Бог в патологии — это путь в душу, и именно поэтому Hillman (1975) заявил: «Симптомы, а не терапевты, привели этот век к душе» (стр. 71). Патологизация — это то, что делает душа, а не то, что нужно лечить. Хиллман хотел восстановить понимание того, что патология является центральной деятельностью души, потому что так говорят боги. Воображая патологию и симптом, мы можем сотворить душу и заботиться о богах в их дифференцированных аспектах, а не впадать в монотеистическую мифологию, которая ставит во главу угла интеграцию и целостность, отказываясь от психического разнообразия.
Патологизация и архетипическая психология
Архетипическая психология — это не только психологическая практика, но и способ видения. Это перспектива, которая является душетворной деятельностью, происходящей посредством воображения. Хиллман (1975) занимался восстановлением души в психологии, а архетипическая психология рассматривает душу как «точку зрения на вещи, а не на саму вещь» (стр. xvi). Патологизация и есть именно это — это способ углубиться и увидеть через определенную линзу — линзу болезни, болезни и патологии. Хиллман (1975) рассматривал психопатологию как «главное в переживании души» (стр. 55). Это потому, что именно в крайностях психологического опыта встречается незнакомая сфера за пределами перспективы эго. Эти крайности опыта необходимы для психологической жизни, и именно через идею патологизации можно вообразить эту необходимость (Хиллман, 1975, с. 57). Невроз, беспокойство и депрессия, и это лишь некоторые из них, являются выражением души; и рассматривая жизнь через призму этих несчастий, исследуется то, что может происходить в душе.
Другим основным принципом архетипической психологии является центральное место образа, поскольку образ есть душа: образы не выбираются и не контролируются человеческим разумом, они сами по себе спонтанны (Хиллман, 1975, стр. 50). Хиллман (1975), следуя по стопам Юнга, понял приоритет воображения, заключающийся в том, что посредством обращения внимания на образы и привлечения воображения душа питается и создается (стр. xvii). Душа посещается через внимание к образам. Патология и ее образы — это частицы души: «Каждое отдельное чувство или наблюдение происходит как психическое событие, сначала формируя фантазийный образ» (Хиллман, 19).75, с. XVII). Посредством воображения в страдание, будь то психологический симптом или темная фантазия, признается безличная природа патологии и открываются мифы и боги, которые проходят через человеческий опыт в своих патологических состояниях.
Третий способ патологизации соединяется с более широкими целями архетипической психологии — воздавать должное богам в психологии: «Возвращая патологию Богу, мы признаем божественность патологии и отдаем должное Богу» (Хиллман, 19).75, с. 104). Хиллман считал патологизацию центральной деятельностью души, потому что именно так находят выражение боги. Боги возвращаются в психологию, взаимодействуя с симптомами и воображая симптомы в их многозначных аспектах, а не стремясь к интеграции с преобладанием эго (Hillman, 1975, стр. 104). Хиллман критически относился к концепциям интеграции и целостности и вместо этого выступал за существование политеистической психики; и патологизация присуща его аргументу, потому что именно через патологию боги видны в их страдающих состояниях, которые необходимы для их сложности (Хиллман, 19).75, с. 108). Благодаря воображению архетипической сердцевины комплекса и сопутствующих ему симптомов, вопросы, сосредоточенные на человеке, перемещаются в мифическую сферу, и «это имеет значение как для наших страданий, так и, возможно, для проявляющегося там Бога» (Хиллман, 1975, с. 104). Другими словами, и для человеческой, и для мировой души важно, как подходить к патологии; через любовь к образам души питаются боги.
Патологизация и юнгианская традиция
Для Хиллмана и глубинных психологов до него психопатология первична по отношению к психологическому опыту. Хиллман (1975) заявил: «Фрейд кратко заявил об этом: «Мы можем уловить бессознательное только в патологическом материале» (стр. 70). Таким образом, в соответствии с глубинной психологической традицией, патология занимает центральное место в столкновении с бессознательным. Делая шаг из человекоцентричной сферы в мифологическую, патологизация согласуется с пониманием Юнгом (1929/1967) богов в болезнях и архетипов в комплексах (стр. 67). Патологизация помещает человеческую аномалию в более широкий мифологический контекст. Хиллман (1975) объяснял: «Только в мифологии патология получает адекватное зеркало, поскольку мифы говорят одним и тем же искаженным, фантастическим языком» (стр. 9).9). Обращаясь к образам патологии, мифы создают ощущение открытия, а не закрытия посредством поверхностного диагноза. Феноменальное переживание несчастья — это движение бессознательного, которое может привести к душе посредством воображения в симптоме, как он проявляется. Таким образом, воображение, образ и патология имеют основополагающее значение для восстановления отношений с архетипическими силами и с бессознательным.
Однако несколько первичных юнгианских концепций формируют сдвиг в архетипической психологии, включая центральную роль эго, Самости и индивидуации. Позиция Хиллмана децентрировала эго и в значительной степени исключила «Я» из терапевтического фокуса, вместо этого сосредоточив внимание на воображении и душе. Для Хиллмана патологизация — это особое движение души, а не служение юнгианской концепции индивидуации, поскольку она традиционно воспринимается как путешествие к индивидуальной целостности. Хиллман отдавал предпочтение не комплексу эго или архетипу Самости, а скорее психическому разнообразию. Таким образом, индивидуация — это радикальная дифференциация, открывающая множественность психологической жизни (Хиллман, 19).75, с. 88). Психологическая патология открывает кое-что о душе, и забота об образах в патологии — это забота о душе, а не конкретное служение комплексу эго.
Хиллман также отошёл от своей юнгианской линии, глубоко служа самим образам. С симптомами следует работать как с образами, то есть в их феноменологических аспектах, а не усиливать их самопрезентацию. Его требование «придерживаться образа» вступает в игру с патологизацией в отношении сохранения патологии в воображении, а не анализа до такой степени, что сам образ теряется (Глен Слейтер, личное общение, 9 ноября). , 2017). Юнгианские практики амплификации и анализа сновидений могут уводить от образов психики, поэтому Хиллман стремился оставаться ближе к воображению, а не оценивать целесообразность или телос образа. Образы являются центральными, потому что они сами являются душой.
Концепция Хиллмана сближает человека и мир, что также является движением, выходящим за рамки юнгианской традиции. Патологизация — это аспект политеистической психики и один из способов, которым множество богов выражает свое существование. Следовательно, патологизация есть деятельность anima mundi , душа мира, и, воображая в патологию, человеческая психика находит свое место в мире не как отдельная или центральная, а как его часть. Человеческая психопатология — это опыт мировой души, и благодаря развитию воображаемых способностей мировая душа получает честь.
Патологизация и Код души
В Код души, Хиллман (1996) предложил свой аргумент в пользу «теории желудя», которая заключается в том, что у людей есть направляющий шаблон, по которому они живут, — этот образец имеет направляющую « даймон», которому приписывают все наши жизненные обстоятельства, включая выбор родителей (с. 7-8). Демон отвечает за то, что мы живем по его образу, а образ, по которому нужно жить, включает в себя боль, проблемы и патологии (Хиллман, 19 лет).96, с. 8).
Предлагая теорию желудя, Хиллман отошел от дебатов о природе и воспитании и смог переосмыслить роль патологии и боли в человеческой жизни. Патология — это не сигнал о том, что жизнь пошла наперекосяк; скорее, патология занимает центральное место в жизненном опыте, потому что она является частью жизни в даймоне. Таким образом, патологизация является центральной точкой зрения теории желудя, поскольку симптомы восстанавливаются как часть судьбы: «Как случайные события симптомы принадлежат не болезни, а судьбе» (Хиллман, 19).96, с. 34). Патологизация позволяет принять симптомы как часть судьбы — вместо того, чтобы отбрасывать симптомы, мы могли бы спросить, что говорит симптом с точки зрения призвания. Поскольку в центре комплексов находится архетипическое ядро, даймона можно найти в центре детской борьбы. Хиллман (1996) привел примеры детей, которые не преуспевали в школе, и объяснил это отсутствие «успеха» их призванием, их невидимым даймоном, а не просто, например, диагнозом СДВГ (стр. 103). Важность воображения в патологию здесь заключается в том, что человек находит опору в мире больше, чем человек или в мире, отличном от человека, как это и утверждает Хиллман (19).96) называемые «невидимыми» (стр. 112). Людям нужно больше, чем человеческие отношения, и именно через воображение проблем, борьбы и проблем можно найти поддержку и руководство даймонов.
Ссылки
Hillman, J. (1975). Пересмотр психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер Коллинз.
Хиллман, Дж. (1996). Код души: В поисках характера и призвания. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Warner
Books.
Юнг, К.Г. (1967). Комментарий к «Тайне золотого цветка» (RFC Hull, Trans.). В ч.
Рид и др. (Eds.), Собрание сочинений К. Г. Юнга (Том 13). Получено с http://www.proquest.com (Оригинальная работа опубликована в 1929 г.)
Историческая эпистемология взаимодействия тела и разума в психиатрии
1. Кинг П. Почему проблема разума и тела не средневековая? В: Лагерлунд Х, изд. Формирование разума. Берлин, Германия: Springer; 2007: 187–205. [Google Scholar]
2. Кэмпбелл К. Тело и разум. Лондон, Великобритания: Макмиллан; 1970 [Google Scholar]
3. Westphal J. Проблема разума и тела. Кембридж, Массачусетс: The MIT Press; 2016 [Google Scholar]
4. Crane T., Patterson S. eds. История разума-тела. Лондон, Великобритания: Routledge; 2000 [Google Scholar]
5. Цакирис М. Теория сознания Фрейда [магистерская диссертация]. Лондон, Великобритания: Королевский колледж. Лондонский университет; 2011 [Google Scholar]
6. Броуди С. Душа и тело у Платона и Аристотеля. Proc Аристотеля Soc. 2001; 101: 295–308. [Google Scholar]
7. Онианс РБ. Истоки европейской мысли. О Теле, Разуме, Душе, Мире, Времени и Судьбе. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 1951 [Google Scholar]
8. Лидделл Х.Г., Скотт Р. Греко-английский лексикон. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press; 1996 [Google Scholar]
9. Урмсон Дж.О. Греческий философский словарь. Лондон, Великобритания: Дакворт; 1996 [Google Scholar]
10. Холмс Б. Симптом и Субъект. Возникновение физического тела в Древней Греции. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета; 2010 [Google Scholar]
11. Платон. Федон. В: Купер Дж. М., изд. Платон. Полные работы. Индианаполис, Индиана: издательство Hackett Publishing Company; 1997;66b [Google Scholar]
12. Сорабджи Р. Тело и душа у Аристотеля. Философия. 1974; 49: 63–89. [PubMed] [Google Scholar]
13. Остенфельд Э. Древнегреческая психология и современные дебаты о разуме и теле. Орхус, Дания: издательство Орхусского университета; 1987 [Google Scholar]
14. Мэтсон В. Почему проблема разума и тела не является древней? В: Фейерабенд П., Максвелл Г., ред. Разум, Материя и Метод. Миннеаполис, Миннесота. Университет Миннесоты Пресс; 1966: 92–102. [Google Scholar]
15. Кенни А. Аквинский о разуме. Лондон, Великобритания: Routledge; 1993;148 [Google Scholar]
16. Депраз Н. Лейб. В: Кассин Б., изд. Европейский словарь философии. Париж, Франция: Сеуй. 2004: 705–710. [Академия Google]
17. Клаус Д.Б. К душе. Исследование значения ψνχή [Психея] До Платона. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета; 1981 [Google Scholar]
18. Эдингер Э.Ф. Психея в древности. Торонто, Калифорния: Книги Внутреннего Города. 1999 [Google Scholar]
19. Winfield RD. Живой разум, от психики к сознанию. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Роуман; 2011 [Google Scholar]
20. Роде Э. Психея. Культ души и вера в бессмертие у греков. Лондон, Великобритания: Кеган Пол; 1925 [Google Scholar]
21. Снелл Б. Открытие разума. Греческие истоки европейской мысли. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета; 1953 [Google Scholar]
22. Бреммер Дж. Раннегреческая концепция души. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. 1983 [Google Scholar]
23. Моррис К.В. Шесть теорий разума. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета; 1932 [Google Scholar]
24. Босси Л. Histoire Naturelle de l’ame. Париж, Франция: Presses Universitaires de France. 2003 [Google Scholar]
25. Макдональд П. История концепции разума. Том 1 и 2. Олдершот, Великобритания: Ашгейт; 2003. 2007 [Google Scholar]
26. Уилкс К.В. Психика против разума. В: Nussbaum MC, Rorty AO, ред. Очерки «De Anima» Аристотеля. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press; 1995: 110–128. [Google Scholar]
27. Lapointe FH. Кто ввел термин «психология»? J Hist Behav Sci. 1972; 8: 328–335. [PubMed] [Google Scholar]
28. Джолли Н. Свет души. Теории идей у Лейбница, Мальбранша и Декарта. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press; 1990;1 [Google Scholar]
29. Sebba G. Bibliographia Cartesiana. Критический путеводитель по литературе Декарта 1800-1960 гг. Гаага, Нидерланды: Мартинус Нийхофф. 1964 [Google Scholar]
30. Chappell V., Doney W. eds. Двадцать пять лет стипендии Декарта 1960-1984. Библиография. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарленд; 1987 [Google Scholar]
31. Раднер Д. Представление Декарта о союзе разума и тела. J Историческая философия. 1971; 9: 159–170. [Google Scholar]
32. Шапиро Л. Переписка между принцессой Елизаветой Богемской и Рене Декартом. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета; 2007;62 [Google Scholar]
33. Banks EC. Переосмысление нейтрального монизма. Философская психология. 2010; 23:173–187. [Академия Google]
34. Regenmortel MHVvan., Hull DL. ред. Обещания и ограничения редукционизма в биомедицинских науках. Чичестер, Великобритания: Wiley; 2002 [Google Scholar]
35. Хорст С. . За пределами редукционизма. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета; 2007 [Google Scholar]
36. Gillet C., Loewer B. Физикализм и его недовольство. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. 2001 [Google Scholar]
37. Churchland PS. Нейрофилософия. К единой науке о мозге разума. Кембридж, Массачусетс: Книга Брэдфорда, MIT Press. 1986 [Google Scholar]
38. Райл Г. Концепция разума. Лондон, Великобритания: Хатчинсон; 1949 [Google Scholar]
39. Докич Дж. Представительство. В: Кассин Б., изд. Европейский словарь философии. Париж, Франция: Сеуй; 2004: 1071–1074. [Google Scholar]
40. Рэмси В.М. Представление пересмотрено. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2007 [Google Scholar]
41. Дикерсон А.Б. Кант о представлении и объективности. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета; 2004 [Google Scholar]
42. Симмонс А. Представительство. В: Нолан Э., изд. Кембриджский лексикон Декарта. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. 2016: 645–655. [Google Scholar]
43. Отт В. Что такое теория репрезентации Локка? Br J Историческая философия. 2012;20(6):1077–1095. [Google Scholar]
44. Теллер П. Представительство в науке. В: Творог М., Псиллос С., ред. The Routledge Companion to Philosophy of Science. 2-е изд. Лондон, Великобритания: Рутледж. 2014: 490–496. [Google Scholar]
45. Смит Р. Репрезентация разума: К. С. Шеррингтон и научное мнение c. 1930-1950 гг. Научный контекст. 2001; 14:511–539. [PubMed] [Google Scholar]
46. Греко А. Концепция репрезентации в психологии. Когнитивная система. 1995; 4: 247–256. [Google Scholar]
47. Рехон С., Видаль С., Лопес Дж. М. Понятие о репрезентации и психических симптомах. Психопатология; 2009;42(4):219–228. [PubMed] [Google Scholar]
48. Берриос Г.Э., Маркова И.С. Построение галлюцинаций. В: Blom JD, Somner IED, ред. Галлюцинации: исследования и практика. Берлин Германия: Springer; 2012: 55–71. [Google Scholar]
49. Eckardt B von. Ментальное представление. В: Уилсон Р.А., Кейл Ф.К., ред. Энциклопедия когнитивных наук Массачусетского технологического института. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 1999: 527–529. [Академия Google]
50. Коттингем Дж. Роль Бога в философии Декарта. Пер: Бротон Дж., Каррьеро Дж., Мейден М.А., ред. Товарищ Декарта. Оксфорд, Великобритания: Блэквелл; 2008: 288–301. [Google Scholar]
51. Wilson BR. Секуляризация. В: Джонс Л., изд. Энциклопедия религии. 2-е изд. Фармингтон-Хиллз, штат Массачусетс: Томсон Гейл; 2005: 8214–8220. [Google Scholar]
52. Фоллмер Г. Как мы можем познать этот мир? Новые аргументы в эволюционной эпистемологии. В: Hosle V, лилии C, ред. Дарвинизм и философия. Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам; 2005: 259–274. [Google Scholar]
53. О’Хир А. Эволюционная эпистемология. В: Бринкворт М., Вайнерт Ф., ред. Эволюция 2.0 Значение дарвинизма в философии, социальных и естественных науках. Берлин, Германия: Springer; 2012: 85–92. [Google Scholar]
54. Глимчер П.В. Решения, неопределенность и мозг. Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2003 [Google Академия]
55. Браун ТМ. Картезианский дуализм и психосоматика. Психосоматика. 1989; 30:322–331. [PubMed] [Google Scholar]
56. Бермудес Дж.Л. Локк, Метафизический дуализм и дуализм свойств. Br J Историческая философия. 1996; 4: 223–245. [Google Scholar]
57. Anstey PR. Джон Локк и естественная философия. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. 2011 [Google Scholar]
58. Дамасио А. Ошибка Декарта. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Avon Books. 1994 [Google Scholar]
59. Вентриглио А., Бхугра Д. Догма Декарта и ущерб западной психиатрии. Epidemiol Psychiatr Sci. 2015;24(5):368–370. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
60. Hahn L. Descartes ou des quartes. В: Дешамбр А, изд. Dictionnaire Encyclopedique Sci Med. Том 28. Париж, Франция: Массон. 1883: 278–285. [Google Scholar]
61. Беретта А. Джозеф Пристли: поучительный взгляд восемнадцатого века на проблему разума и тела. В: Smith CUM, Whitaker H, ред. Мозг, разум и сознание в истории нейронауки. Берлин, Германия: Springer. 2014: 75–89. [Google Scholar]
62. Судзуки А. Дуализм и трансформация психиатрического языка в XVII и XVIII веках. Исторические науки. 1995; 33:417–447. [PubMed] [Google Scholar]
63. Berrios GE. «Разум вообще» сэра Александра Крайтона. Историческая психиатрия. 2006; 17: 469–497. [PubMed] [Google Scholar]
64. Zijlstra CP. Возрождение Декарта. Восстановление картезианской метафизики в девятнадцатом веке во Франции и Германии [тезис]. Гронинген: Университет Гронингена; 2005;263 [Google Scholar]
65. Гольдштейн Дж. Консоли и классификация: французская психиатрическая профессия в девятнадцатом веке. 2-е изд. Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press. 2002 [Google Scholar]
66. Swain G. L’aliene entre le medecin et le philosophe. Перспектива Психиатр. 1978; 65: 90–99. [Google Scholar]
67. Суэйн Г. Le Sujet de la Folie: Naissance de la Psychiatrie. Париж, Франция: частный. 1977 [Google Scholar]
68. Шлёссер Ю. Скептицизм и эпистемология. В: Forster MN, Gjesdal C, ред. Оксфордский справочник по немецкой философии девятнадцатого века. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета; 2015: 555–568. [Google Scholar]
69. Холжей Х., Мудроч В. Исторический словарь Канта и кантианства. Оксфорд, Великобритания: The Scarecrow Press; 2005;102 [Google Scholar]
70. Николс Р. Теория восприятия Томаса Рида. Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press; 2007;108 [Google Академия]
71. Сорли В.Р. История английской философии. Кембридж, Великобритания: University Press. 1920 [Google Scholar]
72. Stirling JH. Тайна Гегеля, 2 тт. Лондон, Лонгман, Грин, Лонгман, Робертс и Грин; 1865 [Google Scholar]
73. Мандер В.Дж. Британский идеализм. История. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета; 2011 [Google Scholar]
74. Хайдеггер М. Цойликон Семинары. Босс М, изд. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета; 2001;216 [Google Академия]
75. Викенс А.П. История мозга. Лондон, Великобритания: Psychology Press; 2015 [Google Scholar]
76. Лантери-Лаура Г. Laïcisation du Cerveau: charniere des XVIIIe et XIXe siècles. Psychol Méd. 1984; 16:993–1002. [Google Scholar]
77. Холландер Б. Психические симптомы болезни мозга. Лондон, Великобритания: Ребман; 1910 [Google Scholar]
78. Smith CUM., Whitaker H. eds. Мозг, разум и сознание в истории нейробиологии. Берлин, Германия: Springer; 2014 [Google Scholar]
79. Флор-Генри П. Иктальные и интериктальные психические проявления при эпилепсии: специфические или неспецифические? Критический обзор некоторых доказательств. Эпилепсия. 1972; 13: 773–783. [PubMed] [Google Scholar]
80. Грейффенштейн М., Милберг В., Льюис Р., Розенбаум Г. Височная эпилепсия и шизофрения: сравнение дефицита времени реакции. J Abnorm Psychol. 1981; 90:105–112. [PubMed] [Академия Google]
81. Берриос Г.Е., Маркова И.С. Зрительные галлюцинации: история и контекст текущих исследований. В: Collerton D, Mosimann UP, Perry E, eds. Неврология зрительных галлюцинаций. Лондон. Великобритания: Wiley; 2015: 3–22. [Google Scholar]
82. Baillarger JGF. De la Nature des галлюцинации. In: Recherches sur les Maledies Mentales. Том 1. Париж, Франция: Массон. 1890: 377–394. [Google Scholar]
83. Berrios GE., Dening TR. Биологические и количественные проблемы в нейропсихиатрии. Поведение Нейрол. 1990; 3: 247–259. [PubMed] [Google Scholar]
84. Берриос Г.Э., Маркова И.С. Построение галлюцинаций. В: Blom JD, Somner IED, ред. Галлюцинации: исследования и практика. Берлин, Германия: Springer; 2012: 55–71. [Google Scholar]
85. Мартин М.Дж. Психосоматическая медицина. Краткая история. Психосоматика. 1978; 19: 697–700. [PubMed] [Google Scholar]
86. Тьюк Д.Х. Иллюстрации влияния разума на тело в здравии и болезни. Филадельфия, Пенсильвания: Генри С. Ли; 1873 [Google Scholar]
87. Немия Дж. К. Психодинамический взгляд на психосоматику. Психосом Мед. 2000;62(3):299–303. [PubMed] [Google Scholar]
88. Александр Ф. Психосоматическая медицина. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон. 1950 [Google Scholar]
89. фон Икскюль Т. изд. Психосоматическая медицина. Мюнхен, Германия: Urban & Schwarzenberg; 1997 [Google Scholar]
90. Льюис А. «Психогенный»: слово и его мутации. Психомед. 1972; 2: 209–215. [PubMed] [Google Scholar]
91. Fountopoulos A. La Psychogenese ou la Naissance de I’Ame Humaine. Париж, Франция: Гамбер; 1924 [Google Scholar]
92. Морган CL. Закон психогенеза. Разум. 1892; 1:72–93. [Google Scholar]
93. Dide M. Introduction a I’Etude de la Psychogenese. Париж, Франция: Массон; 1926 [Google Scholar]
94. Юнг К.Г. Психогенез психических заболеваний [Серия Боллинджера]. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета; 1960 [Google Scholar]
95. Косса П. Органогенез или психогенез психических расстройств. Bull Acad Natl Med. 1969; 153:345–348. [PubMed] [Google Scholar]
96. Бирнбаум К. Der Aufbau der Psychose. Основы психиатрического структурного анализа. Берлин, Германия: Springer; 1923 [Google Scholar]. Париж, Франция: Desclée de Brouwer. 1950 [Google Scholar]
98. Berrios GE. Предисловие. В: Виммер А. Психогенные психозы. Scholdann J, пер. Аделаида, Австралия: Adelaide Academic Press; 2003: 9–15. [Google Scholar]
99. Sommer R. Diagnostik der Geisteskrankheiten. Вена, Австрия: город и Шварценберг. 1894;125 [Google Scholar]
100. Димитриадис Ю. Психогенез и органогенез в психопатологии. Париж, Франция: L’Harmattan. 2013 [Google Академия]
101. Берриос Г.Э. Факторы безумия и Джей Хьюлингс Джексон. Историческая психиатрия. 2001; 12 (47 pt 3): 353–373. [PubMed] [Google Scholar]
102. Jacyna LS. Процесс и прогресс: философия науки Джона Хьюлингса Джексона. Мозг. 2011; 134:3121–3126. [PubMed] [Google Scholar]
103. Дьюхерст К. Хьюлингс Джексон о психиатрии. Оксфорд, Великобритания: Sanford Publications; 1982 [Google Scholar]
104. Джексон Дж. Х. О сравнительном изучении болезней нервной системы. В: Тейлор Дж., изд. Избранные произведения Джона Хьюлингса Джексона, Том 2.