Психология иллюзия восприятия: Иллюзия восприятия — PsychologyPro

Содержание

Иллюзии восприятия

Иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия.

Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле.

Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Восприятие свойств и соотношений предметов в пространстве очень часто приводит к возникновению зрительных иллюзий.

Зрительными иллюзиями — называются неправильные или искаженные восприятия величины, формы, цвета или удаленности предметов.

Иллюзии и их психология

Иллюзии имеют различную природу с галлюцинациями, поскольку последние возникают из ничего при отсутствии предметов внешней действительности, которые бы могли оказать воздействие на органы чувств. Галлюцинации имеют центральное происхождение и связаны с расстройством мозговой деятельности. Иллюзии же возникают при восприятии существующих в реальности предметов, которые оказывают влияние на рецепторы.

Зрительные иллюзии — психология

Зрительные иллюзии могут носить различный характер, в зависимости от которого их и классифицируют:

Ложное восприятие величины предмета.

Искажение формы предметов.

Иллюзии геометрической перспективы.

Переоценка вертикальных линий.

Оптические иллюзии — психология

Оптические иллюзии — обман зрения, ошибки в оценке и сравнении между собой пропорций различных предметов, расстояний и т.д.

Психологи знают, что далеко не всегда показания органов восприятия однозначны и правдивы. Они зависят от многих факторов окружающей среды, а также от настроения, физического и психического состояния человека. По этому поводу, проводиться большое количество научных исследований, особенно относительно оптических иллюзий, действие которых испытывал на себе любой человек, так называемый параллакс.

Параллакс – смещение субъектов находящихся на различном расстоянии от глаз наблюдающего. Это смещение может быть вызвано движением его глаз. Так, к примеру, передвигаясь в автомобиле человеку кажется, что предметы, которые находятся вдоль дороги «бегут» быстрее, нежели те, что находятся на большем расстоянии.

Таких примеров можно привести ещё целое множество они повсеместно присутствуют в нашей жизни и часто мешают. Особенно важно учитывать влияние таких факторов при проведении различных опытов и исследований по зрительной модальности, поскольку они существенно влияют на результаты.

Психология иллюзий

Специалисты утверждают, что возникновение зрительных иллюзий обусловлено сложившимися стереотипами, даже если увиденное в реальности явление идёт вразрез с уже привычным.

Вывод психологи и ученые делают одинаковый — причины возникновения психологических иллюзий чаще всего связаны не столько с психофизиологическими явлениями, сколько с физическим неправильным восприятием мозга.

Источник: http://womanadvice.ru/illyuzii-vospriyatiya-v-psihologii#ixzz3FClz8XgD

Журнал WomanAdvice — советы на все случаи жизни

Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний — Юридическая психология

Иллюзии восприятия (от лат. iliusio-ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда этим термином называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.

Подробнее

В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений.

К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Некоторые И. в. имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов.

Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.

Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения И. субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.

В восприятиях будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы). Процесс возникновения иллюзии имеет свои закономерности.

Иллюзии проявляются:
    1. вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п.;
    2. из-за ложного суждения о видимом: обман здесь наступает при неправильном осмысливании зрительного образа;
    3. вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых особых свойств различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов). Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.

На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (эмоции). Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими или поверхностными, положительными или отрицательными, продолжительными или кратковременными. Различаются они также и по степени осознанности. Чувства выполняют как сигнальную функцию, информируя о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека, так и регулятивную функцию, управляя дальнейшим ходом восприятия.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные сильные эмоциональные реакции.

Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.


Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно

Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются.

Иррадиация

Явление иррадиации (по-латыни — неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

«Целое» и «часть»

Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они могут быть разделены на пять групп.

Во-первых, сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими («целое больше — больше и его части»). Это хорошо видно, скажем, на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажется нам больше длиннее правого, хотя на самом деле они равны. Это обуславливается психологическим аспектом восприятия. Это происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на её части.

Во-вторых, встречаются случаи иллюзий того же рода с той только разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от «целого» к «части», а от «части» к «целому».

В-третьих, при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример: на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

В-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. На приводимом рисунке прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе. (Иллюзия С. Томпсона).

Наконец, следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со зрительным восприятием целого и части, причина которых кроется в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Переоценка вертикальных линий

В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством не подразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат — деформированным.

Меняющийся рельеф и перспектива

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

 

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

 

 

«Фигура» и «фон»

Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

 

Портретные иллюзии

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии при движении объекта

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще — эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

Иллюзии цветового зрения

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений — явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному — состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рисунке при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым.

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным.

Иллюзии восприятия размера

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Визуальные иллюзии: значение, виды и примеры

Оглянитесь вокруг себя; что ты видишь? Вам все кажется нормальным? Что происходит, когда мы воспринимаем вещи иначе, чем они есть на самом деле? Различия в восприятии можно объяснить в психологии с помощью зрительных иллюзий! Иллюзии связаны с неправильной интерпретацией визуальных стимулов в окружающей среде и того, что наш мозг думает об этой информации. Наше восприятие, кажется, отличается от реальности, и нам трудно разобраться в том, что мы видим.

  • Сначала мы кратко рассмотрим восприятие и зрительные иллюзии в психологии.

  • Затем мы рассмотрим некоторые виды зрительных иллюзий.

  • После этого мы увидим визуальные иллюзии.

  • Далее мы найдем объяснения для примеров зрительных иллюзий.

  • Наконец, мы кратко рассмотрим некоторые теории восприятия возможных причин зрительных иллюзий.

Визуальные иллюзии Психология восприятия

Зрительное восприятие является важным аспектом нашего выживания. Это позволяет нам исследовать окружающую среду и реагировать на нее. Зрительные иллюзии могут сбивать с толку наш мозг, заставляя его упускать визуальную информацию или думать, что мы видим что-то, чего нет на самом деле, но что именно мы подразумеваем под зрительными иллюзиями?

Зрительные иллюзии — это изображения или объекты, которые изменяют наше восприятие, чтобы оно отличалось от реальности изображения, поскольку «иллюзия» не имеет логического смысла для нашего мозга.

Восприятие можно исследовать с психологической точки зрения, используя зрительные иллюзии, исследуя, какие неверные интерпретации стимулов влияют на большинство людей и почему. Это может помочь понять, почему люди развили определенные когнитивные и дальновидные способности, и может способствовать созданию элементов дизайна, которые люди находят легкими и приятными для просмотра.

Мы также можем начать понимать, почему зрительные иллюзии влияют на всех нас.

Виды визуальных иллюзий

Зрительные иллюзии могут различаться по тому, как и почему они влияют на наше восприятие. Некоторые из них могут быть довольно тонкими, и их трудно различить между реальным и воспринимаемым изображением. Напротив, на другие чрезвычайно сложно смотреть, где идентифицировать определенный образ или узор почти невозможно.

Несколько типов зрительных иллюзий включают:

  • Когнитивные зрительные иллюзии — наиболее распространенный тип зрительных иллюзий. Они полагаются на обман подсознания, основанный на том, как вы обычно делаете выводы и связываете то, что видите, с тем, что вы уже знаете о мире. Это заставляет ваш мозг думать, что присутствует определенный образ, даже если его нет или это что-то совершенно другое.
  • Физиологические зрительные иллюзии — эти геометрические изображения содержат так много визуальных сигналов, что мозг видит разные глубины и направления движения. Часто они каждый раз выглядят по-разному, и некоторые из них могут казаться движущимися.
  • Буквальные визуальные иллюзии — они состоят из двух изображений, присутствующих одновременно. Люди могут изначально воспринимать их по-разному и часто нуждаются в другом изображении в иллюзии, указывающей на них, чтобы отличить первое замеченное изображение.

Примеры визуальных иллюзий

Несколько видов визуальных иллюзий были созданы и использованы психологами в исследованиях восприятия на протяжении многих лет. Фантастические изображения, которые проверяют способность мозга понимать нелогичный или двусмысленный контент, были созданы для изучения восприятия. Примеры визуальных иллюзий:

  • Иллюзия Понцо
  • Иллюзия Мюллера-Лайера
  • Ваза Рубина
  • Комната Эймса
  • Треугольник Канижи
  • Куб Неккера

Иллюзия Понцо

Можете ли вы угадать визуальный трюк в этой иллюзии от итальянского психолога Марио Понцо?

В зрительной иллюзии Понцо горизонтальные линии имеют одинаковую длину. Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Обе параллельные горизонтальные линии в иллюзии Понцо имеют одинаковую длину! Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее из-за того, что она сходится в верхней части более узкой части вертикальных линий.

Иллюзия Мюллера-Лайера

Вы заметили что-нибудь особенное в трех линиях иллюзии внизу?

Пример иллюзии Мюллера-Лайера, все параллельные линии имеют одинаковую длину, Attribution-ShareAlike 3. 0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Все три длинные параллельные линии имеют одинаковую длину, как показано на нижнее изображение с линиями, выделенными красным цветом. Многие считают, что некоторые строки длиннее из-за направления стрелок на конце — часто говорят, что направленные наружу стрелки содержат более длинные линии, хотя это не так.

Ваза Рубина

Посмотрите на изображение ниже. Вы видите вазу или два лица?

Ваза Рубина Визуальная иллюзия, вы можете различить вазу или два лица? Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

В желтой части изображения изображена ваза, а черные части изображения составляют силуэт двух лиц, одного слева и одного справа.

Комната Эймса

Можете ли вы найти различия между тремя кругами ниже? Как вы думаете, где здесь визуальная иллюзия?

Визуальная иллюзия комнаты Эймса, Атрибуция — Алекс Валаванис, общественное достояние, через Wikimedia Commons человек Б). Фактическое положение человека А отстает от кажущегося положения. Из-за формы комнаты и угла обзора расстояние воспринимается как более короткое и, следовательно, меньшее.

Человек А будет выглядеть пугающе маленьким рядом с человеком Б.

Треугольник Канижа

Посмотрите на изображение ниже. Сколько треугольников вы видите?

Сколько треугольников вы видите в иллюзии Треугольника Канижи? Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

На этом изображении нет треугольников! Ваш мозг заполняет промежутки, создавая большой белый треугольник между промежутками между черными кругами. Люди также часто заполняют пробелы, говоря, что есть три меньших треугольника с черной линией или один большой треугольник с черным контуром.

Куб Неккера

Какую сторону куба вы заметите первой?

Куб Неккера, с какой стороны вы видите куб? Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)

Люди могут воспринимать куб как наклоненный влево и вправо.

Визуальные иллюзии и объяснения

Существует несколько объяснений того, почему мы можем неправильно интерпретировать информацию, увиденную в зрительных иллюзиях, подобных описанным выше. Вот некоторые из распространенных объяснений:

  • Неоднозначность — образ зрительной иллюзии можно воспринимать несколькими различными способами, каждый из которых имеет смысл. Как и в случае с иллюзией вазы Рубина, здесь нет четкого правильного ответа, и оба изображения можно увидеть, если смотреть на них достаточно долго.
  • Сигналы глубины — наша зрительная система использует восприятие глубины, чтобы определить, насколько далеко или велик объект. Зрительные иллюзии вызывают неправильную интерпретацию визуальной информации, обманывая мозг, заставляя его думать, что часть изображения находится дальше или больше, чем оно есть на самом деле. Например, в иллюзии Понцо горизонтальные линии кажутся разного размера, потому что угол двух вертикальных линий заставляет верхнюю часть сходящихся линий казаться дальше.
  • Вымыслы — когда мы воспринимаем что-то как часть образа, которого на самом деле нет, например, белый треугольник в иллюзии треугольника Канижи.
  • Визуальное постоянство — размер, цвет и форма объекта могут казаться разными из-за условий окружающей среды, но в действительности объект не изменился. Например, в иллюзии комнаты Эймса человек А кажется меньше, хотя он никоим образом не уменьшился. Они просто воспринимаются под углом, из-за которого это кажется таким.
  • Искажения — возникают, когда аспекты объекта кажутся иными, чем они есть на самом деле. Например, линии в иллюзии Мюллера-Лайера кажутся разной длины.

Индикаторы глубины могут быть монокулярными (для одного глаза), которые дают двухмерное изображение, или бинокулярными (для двух глаз), которые создают трехмерное изображение.

Возможные причины зрительных иллюзий

Существуют две основные теории восприятия, которые мы кратко рассмотрим и которые могут объяснить некоторые возможные причины того, почему визуальные иллюзии работают:

  • Теория прямого восприятия Гибсона (1966) предполагает, что мы воспринимаем мир глазами, используя информацию, которую видим непосредственно. Природа влияет на наше восприятие мира. Гибсон упомянул, как эта прямая информация о мире посылается в наш мозг из наших глаз как восходящая обработка .
  • Грегори (1970) Конструктивистская теория восприятия предполагает, что мы используем информацию, хранящуюся в нашем мозгу из предыдущего опыта, для восприятия окружающего мира. То, как мы воспринимаем мир, зависит от воспитания и внешних факторов нашего окружения. Грегори упомянул об этой хранимой информации, доводимой до наших зрительных органов чувств для интерпретации, как о обработка сверху вниз .

Обе эти теории могут объяснить, почему мы впадаем в зрительные иллюзии, потому что изображение, которое мы видим, не совпадает с информацией, которую мы уже храним. Так что это нелегко интерпретировать и понять, потому что мы автоматически доверяем тому, что видим перед собой, как истине.

В любом случае наша зрительная система легко перегружается и неправильно интерпретирует изображение.


Визуальные иллюзии — основные выводы

  • Зрительные иллюзии — это изображения или объекты, которые изменяют наше восприятие, чтобы оно отличалось от реальности изображения, поскольку «иллюзия» не имеет логического смысла для нашего мозга.
  • Типы зрительных иллюзий включают когнитивные, физиологические и буквальные иллюзии.
  • Примеры иллюзий включают иллюзии Понцо, Мюллера-Лайера, вазы Рубина, комнаты Эймса, треугольника Канижи и куба Неккера.
  • Объяснения зрительных иллюзий включают двусмысленность, признаки глубины, вымысел, визуальное постоянство и искажения.
  • Прямая и конструктивистская теории восприятия могут помочь объяснить возможные причины неправильной интерпретации визуальных образов на основе того, как мы можем обрабатывать информацию. Изображение может сбивать с толку, если информация не соответствует тому, как мы интерпретируем мир.

Является ли реальность иллюзией? Новое исследование изучает, как восприятие влияет на физические реакции

Восприятие — сложная штука. Найдите минутку, чтобы посмотреть на черную дыру в центре следующего изображения.

Изображение «Иллюзия черной дыры». (Источник: д-р Бруно Лаенг, д-р Шоаиб Набиль и д-р Акиёси Китаока)

Большинство людей обнаружат, что черная дыра вдруг быстро расширяется, как если бы она пожирала крошечные точки вокруг себя.

И все же, это не видео. Ничего в физическом образе на самом деле не изменилось. Движение полностью производится в уме.

Однако, как показывают новые исследования, оптическая иллюзия не полностью содержится в «мысленном взоре».

В исследовании, опубликованном на прошлой неделе в журнале Frontiers in Human Neuroscience, психологи обнаружили, что изображение черной дыры вызывает ощущение движения и расширение зрачка в глазах.

Проверив иллюзию на 50 мужчинах и женщинах с нормальным зрением и используя инфракрасный датчик движения глаз, исследователи обнаружили, что чем сильнее участник воспринимал движение черной дыры, тем сильнее реакция расширения зрачка.

«Сами по себе нет причин, по которым ученик должен измениться в этой ситуации, потому что в мире ничего не меняется», — сказал доктор Бруно Лаенг, профессор психологии Университета Осло и автор исследования. «Но что-то явно изменилось в сознании».

Является ли восприятие иллюзией?

Оптические иллюзии, или искажения зрительного восприятия, которые кажутся отличными от реальности, бросают увлекательный вызов понятию «увидеть — значит поверить». Они демонстрируют, что наше восприятие реальности полностью основано на обработке и интерпретации сенсорной информации.

Представление о том, что восприятие — это всего лишь иллюзия, едва ли можно назвать новой концепцией.

Греческий философ Платон постулировал более 2000 лет назад в своем эпосе  Аллегория пещеры  что наша реальность может быть лишь фрагментом большей реальности, основанной на нашей ограниченной способности воспринимать мир пятью чувствами.

Ученик Платона Аристотель облек иллюзию восприятия в более практические термины, когда писал об «иллюзии водопада», или когда после нескольких минут пристального взгляда на водопад кажется, что близлежащие предметы начинают двигаться вверх.

Сегодня оптические иллюзии стали популярными интернет-мемами. Известным примером этого является «Платье», вирусная фотография, вызвавшая бурные споры в 2015 году о том, был ли предмет одежды бело-золотым или сине-черным.

Несмотря на многочисленные заголовки, провозглашающие «Наука, стоящая за иллюзией цвета платья», после семи лет рецензируемого академического исследования до сих пор нет научного консенсуса в отношении того, почему «платье» вызывает у зрителей такое разное восприятие цвета.

Это отсутствие научного согласия не ограничивается спорами о платье. Из-за их весьма субъективного характера наука не до конца понимает основные причины оптических иллюзий.

Более того, поскольку несоответствия не «исправляются» до тех пор, пока они не будут идентифицированы другим чувством (например, осязанием) или инструментом, невозможно по-настоящему узнать, какая часть нашей реальности является просто иллюзорным восприятием.

Изображение платья, которое людям может показаться сине-черным или бело-золотым. (Источник изображения: Сесилия Блисдейл/Кейтлин Макнил)

Связь разума и тела восприятия

Любопытно, что исследователи обнаружили, что восприятие иллюзорного движения от изображения черной дыры различалось среди участников. На самом деле, 20% участников сообщили, что практически не испытывают иллюзорного движения, что иллюстрирует степень субъективного влияния на восприятие наблюдателя.

Анализ результатов показал, насколько значимо воспринимаемое наблюдателем иллюзорное движение коррелирует со степенью расширения его зрачков. Чем больше наблюдатели воспринимали расширяющуюся черную дыру, тем больше расширялись их зрачки.

Участников также проверяли на реакцию всякий раз, когда черная дыра помещалась на фон разного цвета. Исследователи обнаружили, что подобное иллюзорное движение происходило в семи различных цветовых комбинациях. Однако эффект иллюзии был самым сильным, когда черная дыра располагалась на пурпурном фоне.

Пурпурный — это экстраспектральный цвет, то есть он не встречается в видимом спектре света, а вместо этого воспринимается как смесь красного и фиолетово-синего света с отсутствием зеленого. Из-за этого исследователи отметили, что «эффект пурпурного цвета» в исследовании был неожиданным и нелегко объяснимым.

Одна из теорий, предложенная учеными, заключалась в том, что, поскольку пурпурный цвет в основном сконцентрирован в двух спектральных диапазонах света — длинноволновых красноватых компонентах и ​​более коротковолновых голубоватых компонентах — возможно, что это специфическое спектральное распределение мощности играет особую роль в восприятии затемнения освещение.

Наконец, вместо того, чтобы использовать центральную черную дыру на изображении, участников тестировали на 19 различных цветовых комбинациях, причем центральная дыра была разных цветов, таких как синий, зеленый, красный или желтый. В конечном итоге было обнаружено, что наблюдатели не смогли воспринять иллюзорное движение и имели лишь незначительную реакцию сужения зрачков на изображения цветных отверстий.

Эти последние результаты согласуются с исследованием 2012 года, проведенным доктором Лаенгом, в котором он и его коллеги продемонстрировали, что изображение, напоминающее солнечный свет, заставляет зрачки сужаться, чтобы предотвратить пересвет.

(Источник: д-р Бруно Лаенг, д-р Шоаиб Набиль и д-р Акиёси Китаока)

Исследователи предполагают, что иллюзия черной дыры работает, потому что центральная черная дыра заставляет зрителей бессознательно чувствовать, что они входят в темную дыру или туннель. В ответ зрачки человека расширяются, чтобы попытаться уловить больше света в ожидании, что окружающая среда станет темнее.

Судя по прошлому опыту, идея войти в затемненную комнату или туннель вполне обычная. Однако концепция входа в ярко-желтый или зеленый коридор была бы аномальной в соответствии с экологическими закономерностями. Это могло бы объяснить, почему участники не смогли отреагировать на изображения с цветными отверстиями.

Поскольку требуется время, чтобы стимулы были собраны органами чувств и затем обработаны мозгом, на самом деле мы никогда не воспринимаем настоящее, а воспринимаем мир вокруг нас немного в прошлом.

Исследователи предположили, что такие явления, как иллюзия черной дыры, возникают из-за того, что наш мозг постоянно пытается «воспринимать настоящее», слегка предсказывая будущее.

При иллюзии черной дыры психологическая иллюзия движения и физиологические изменения зрачков являются неконтролируемыми подсознательными реакциями.

Вдобавок к захватывающей тайне восприятия, в разговоре с The Debrief д-р Лаенг указал, что сознательная мысль при отсутствии каких-либо внешних раздражителей может вызывать аналогичные физиологические реакции. Например, осознание того, что вы собираетесь войти в затемненное место, может привести к расширению зрачков до появления визуальных стимулов.

«Несколько лет назад мы проверили нечто подобное, попросив людей представить себя в совершенно темной комнате, и обнаружили, что зрачки расширились», — сказал доктор Лаенг.

В конечном счете, такие исследования, как иллюзия черной дыры, только подпитывают дебаты, представленные платоновской

Аллегорией пещеры . Что наше восприятие реальности — всего лишь иллюзия большего существования.

«Это очень философский вопрос», — сказал доктор Лаенг в недавнем интервью New York Times.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts