Психология индивидуальный стиль личности: Индивидуальный стиль | Кинезиолог

Содержание

Индивидуальный стиль | Кинезиолог

Краткое описание: 

Сазонов В.Ф. Индивидуальный стиль [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2014: [сайт]. Дата обновления: __.__.201_. URL: http://kineziolog.bodhy.ru/content/individualnyy-stil (дата обращения: __.__.201_). Общее понятие стиля и индивидуального стиля в дифференциальной психофизиологии и психологии.

Введение

Жизненный успех человека в целом напрямую зависит от его полноценной самореализации в жизни и эффективного использования им своих достоинств, при возможном компенсировании своих недостатков. Это достигается с помощью формирования и применения им оптимального для него индивидуального стиля деятельности. Стабильность его профессиональной деятельности и служебная карьера тесно связаны с его полноценной самореализацией в избранной профессии. Важнейшим условием для этого является эффективность его стиля профессиональной деятельности. Проблема индивидуального стиля и его эффективного применения изучается в дифференциальной психофизиологии. Рассмотрим это важное понятие.

Определение понятия

Стиль — это предпочитаемая индивидом манера и форма проявления себя. © Сазонов В.Ф., 2014.  © kineziolog.bodhy.ru, 2014.

Стиль индивида проявляется в его способе жизни и деятельности, в организации своей окружающей среды, в коммуникации, в эмоциоральном реагировании, в самопрезентации и самореализации, а также в саморегуляции.

Стиль — это универсальная характеристика способа жизни человека, связывающая в единое целое биологические, психологические и социальные аспекты его бытия.

Стиль человека проявляется во всем — от особенностей переработки информации индивидом до реакций на кризисные ситуации, от манеры общаться и способов достижения цели до специфики целой эпохи.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) — это целостная система психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности с точки зрения продуктивности деятельности и удобства, комфортности её процесса для субъекта (Толочек В. А.).

Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия и приёмы, но и отвергаемые (как неудобные, некомфортные для индивида). Так, например, в изучении стилей спортивной борьбы им выделен силовой атакующий стиль. Его приверженцы предпочитают бороться с обороняющимся, малоподвижным противником, используют атакующую тактику, бой в ближней дистанции и отвергают контратакующую тактику, направленную на атакующего, высокоподвижного противника, ведущего бой на дальней дистанции.
При относительном постоянстве содержания труда, условий и средств его осуществления у субъекта труда, стремящегося к достижению высоких результатов, может стихийно сформироваться собственный эффективный ИСД.

В.А. Толочек подчеркивает, что формирование ИСД опирается как на сознательные, так и на бессознательные механизмы пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
К сознательным механизмам формирования и реализации ИСД он относит проявления рефлексии и саморефлексии, саморегуляции своей активности, выбор способов деятельности. К бессознательным механизмам ИСД — формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения, лёгкости или, напротив, трудности, дискомфорта, сопровождающих процесс деятельности.

Индивидуальные стили деятельности (ИСД)

Феномен ИСД отражает целостный синдром «уравновешивания» индивидуальных особенностей субъекта с заданными условиями его труда. В более поздних исследованиях (Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я., Ильин Е.П., Мерлин В.С., Моросанова В.И., Толочек В.А., Щукин М.Р. и др.) было показано, что ИСД выполняют спектр разных функций — гармонизации в сочетаниях отдельных качеств, обеспечение становления «интегральной индивидуальности» работника и др. Сущность этого адаптационного синдрома заключается именно в «уравновешивании» (Климов Е.А.) и направлен он именно на стабилизацию системы «субъект – внешние условия деятельности (рабочее место)» по механизму гомеостаза. Стиль формируется с учетом оптимального функционирования психофизиологических особенностей субъекта. Стиль ориентироваан на поддержание эмоционального комфорта (Ильин Е.П., В.С.Мерлин). Стиль компенсирует слабо развитые способности, но не способствует их развитию (Ильин Е.П.). Примечательно, что стиль может быть как эффективным, так и неэффективным (Ильин Е.П., Толочек В.А., Щукин М.Р.), другими словами, стиль может не обеспечивать своих прямых функций.

Примечательно также, что ИСД как «устойчивые системы психологических средств» и как «устойчивые системы приемов и способов деятельности» (Климов Е.А и др.) могут обнаруживать удивительную пластичность и адаптивность при рефлексируемых субъектом кардинальных изменениях условий деятельности, а также в условиях направленного формирования стиля (см. работы под рук. В.С.Мерлина, Б.А.Вяткина и др.). Другими словами, «устойчивая психологическая система» проявляет удивительную гибкость и реактивность когда внешнее воздействие направлено именно на саму систему, но часто характеризуется инертностью и даже неэффективностью когда она выступает как средство «уравновешивания индивидуальности субъекта и объекта». Стиль как система проявляет себя противоположными свойствами – инертностью в рамках системы «субъект – объект (рабочее место)» и пластичностью, если границы расширяются и в такую систему привносится третья составляющая.

Источник: Толочек В.А. Адаптация субъекта к социальной среде: парадоксы, парадигмы, психологические механизмы // ПАСС МирПс 082006 ж. Мир психологии, 2006, № 3, с. 127 – 142. [сайт]

Иерархия стилей

1. Стиль жизни

Стиль жизни проявляется как совокупность моментов социализации, полноценной самореализации в разных сферах жизнедеятельности (вступление и расторжение брака, рождение детей и т.п.). Такой механизм адаптации формируется по типу «больших систем» (Пригожин И., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Хакен Г., Файербаум М.) и оказывает косвенное и диффузное воздействие на профессиональную успешность человека [16]. Источник: [сайт]

2. Стиль поведения.
3. Стиль деятельности.

4. Стиль профессиональной деятельности

Стили профессиональной деятельности (СПД) как феномен согласования в стиле субъекта особенностей стилей и индивидуальности взаимодействующих с ним сосубъектов [13]. Четвертый адаптационный синдром принципиально отличается от ранее выявленного ИСД. СПД есть синдром совместной деятельности. Это – устойчивые комбинации приемов и способов индивидуальной деятельности — стили, в которых, однако, резко ослаблены связи ее компонентов с индивидуально-психологическими особенностями субъекта, а также видоизменяются и сохраняются связи между компонентами деятельности. Такая адаптационная система охватывает и интегрирует группу непосредственно взаимодействующих партнеров совместной деятельности (например, цепочки-диады «вышестоящий руководитель – руководитель», «спортсмен – тренер», «спортсмен – спортсмен»). Выступая как устойчивые системы психологических средств и устойчивые системы приемов и способов деятельности, в своем сущностном проявлении стили субъектов кардинально перестраиваются – до отрицания своих «стартовых особенностей» (связей компонентов деятельности и индивидуально-психологических особенностей субъекта), когда субъект органично включен в профессиональные взаимодействия с другими людьми, когда целесообразна интеграция их индивидуальностей, стилей, управленческих ресурсов в рамках корпоративной культуры организации. Другими словами, воздействие новых внешних, активных по своей природе условий (и прежде всего – поведения и деятельности других людей) на стиль субъекта приводит к утрате первоначальных ключевых, сущностных свойств индивидуального стиля (т.е., замкнутой психологической системы «субъект – объект»), который как устойчивая система при этом преобразуется и сохраняется в масштабе данных социально-психологических взаимодействий партнеров. Источник: [сайт]

5. Стиль коммуникации.

6. Стиль саморегуляции

Стиль саморегуляции. Под саморегуляцией произвольной активности понимают системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, направленными на достижение принимаемых субъектом целей (Конопкин О.А. 1980, Морасанова В.И. 1998, Сперанский В.И., 1991). К стилевым или индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относят: 1) индивидуальные особенности основных регуляторных процессов (планирования — выдвижения целей, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов; 2) стилевые особенности целостной системы саморегилирования, выступающей в качестве личностных свойств (например, самостоятельность, надежность, гибкость) (Морасанова В. И., 1998). Источник: [сайт]

7. Стиль самопрезентации (самовыражения).
8. Стиль самоактуализации.
9. Стиль преобразования окружающей среды.

Психофизиологическая основа индивидуального стиля — это уникальная индивидуальная комбинация из совокупности свойств нервной системы и качеств личности, которая позволяет добиваться успеха и эффективности в жизни и деятельности своим определенным характерным способом.

Выбор определённого способа достижения успеха и эффективности зависит от задатков, качеств, склонностей, способностей и одаренности индивида, а также от влияния на него окружающей среды.

Адекватный адаптивный стиль позволяет наиболее эффективно приспособиться к конкретным условиям жизни и деятельности.

Адекватность реализуется по трем направлениям:
1. По отношению к собственному набору способностей.
2. По отношению к социальному окружению.
3. По отношению к деятельности, ее целям, задачам и способам достижения.

Способы достижения одной и той же цели могут быть разными, поэтому к совершенно одинаковым результатам могут приводить совершенно разные стили.

Формирование стиля опирается на систему внутренних ценностей, способностей и ресурсов.

По мере использования определенного стиля происходит адаптация человека к самому стилю, формируются соответствующие навыки, привычки, и данный стиль становится для него ещё более предпочтительным.

Группировка людей по стилю

1. Подготовительный стиль
Наибольшее внимание уделяется подготовительным действиям. У людей с таким стилем преобладают драйв-рефлексы. Наиболее важно для них – оказаться в нужное время в нужном месте в нужном состоянии и с нужными средствами. Соответственно, их действия направлены на упреждающее обеспечение всего этого. Подготовительному стилю соответствует слабый тип нервной системы.

2. Исполнительский стиль
Предпочтение отдается исполнительской деятельности в конкретной ситуации. Адаптация идёт в рамках самой этой ситуации и при её повторах. Исполнительскому стилю соответствует сильный тип нервной системы.

Ни у одного стиля нет явных преимуществ перед другим. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Дополнительные материалы

Стиль человека. Психологический анализ / Под ред А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998. 310с. [скачать]
 

Индивидуальный стиль деятельности | Шпаргалка к написанию экзаменов

  • Главная
  • ->
  • Психология труда
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Понятие «стиль» отражает индивидуальное своеобразие процесса и результатов деятельности данного человека в отличие от других людей (стиль писателя, художника, способ работы профессионала). Это понятие имеет статус междисциплинарной категории, которая используется для фиксации не только индивидуальных, но и социально-типичных явлений (национальный стиль в одежде, стиль театральной школы, архитектурный стиль и т.д.). В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 1950-х гг., в частности в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др.

Так, для Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека. Основываясь на идеях Б.Г. Ананьева о целостном изучении индивидуальности человека, Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях и в рамках концепции интегральной индивидуальности выделил три уровня индивидуальных свойств: уровень организма, уровень индивидуально-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений.

На уровне организма биохимические свойства индивидуальности человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эндокринными железами.

 Общесоматические свойства индивидуальности отражают особенности тела как биомеханической машины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем легких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья человека, его общую трудоспособность, наличие хронических заболеваний. Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели. Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры головного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких – левое. Асимметрия затрагивает также работу глаз, слухового анализатора, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половиной носа. Есть данные о том, что у людей с преобладанием правого полушария чаще встречается талант художника, чем ученого, и наоборот.

В системе индивидуально-личностных (по Мерлину, индивидуально-психических) свойствпредставлены темперамент и психические свойства личности. Темперамент рассматривается Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее устойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения человека. Характер в системе интегральной индивидуальности понимается как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ поведения, эмоционального реагирования. Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер связан с поступками человека, содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты характера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности. Они представляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к разным сторонам действительности. Характер в известной мере может быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме, т.е. непроизвольно (например, у хронически больных людей).

Уровень социально-психологических свойств индивидуальности отражает спецификуличностного и социального статуса человека, понимаемую как совокупность особенностей человека, вытекающих из его социальных ролей, принадлежности к конкретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллектив, профессия) и социально-историческим общностям или большим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивидуальности Мерлин обозначает также термином 

метаин-дивидуальность, ибо здесь имеются в виду психологические характеристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. Мерлин полагает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности(относительно автономных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества человека, которые определяют выбор им социальной роли, ее принятие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека – сложно опосредованная, непрямая. Человек представляет собой целостное единство индивидуальных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности, под влиянием вышележащих иерархических уровней происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в широком понимании отображает всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленную его индивидуально-личностными особенностями. Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Е.А. Климов, В.И. Моросанова и др.).

Индивидуальный стиль деятельности выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности (О.Г. Носкова) и представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Учет и формирование ИСД является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Особое значение приобретает задача выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. Знания о строении и внутренней организации ИСД являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Е.А. Климов в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение.

В соответствии с этим в структуре стиля выделяются механизмы адаптации и компенсации. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности.

Хотя механизмы адаптации и компенсации играют очень важную роль в индивидуальном стиле, они не всегда обеспечивают достижение необходимого результата деятельности. Кроме этих механизмов, существенное значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах (М.Р. Щукин). Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что в ряде случаев некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Так, М.Р. Щукиным обнаружено, что инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом.

Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и в конечном счете отрицательно влиять на уровень производительности труда. Наряду с этим некоторые подвижные субъекты деятельности проявляют торопливость, что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле. Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводит к ухудшению качественных показателей работы. Недостатки в выполнении контрольных действий наблюдаются и у инертных лиц, они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.

Описанные случаи следует характеризовать как нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль (М.Р. Щукин), так как особенности выполнения тех или иных трудовых действий явно выходят за пределы оптимальных границ, что приводит к низким или односторонним результатам (низкая производительность при высоком качестве или наоборот).

В индивидуальном стиле наряду с механизмами адаптации и компенсации Щукин выделяет механизмы коррекции. Благодаря этим механизмам в одних случаях особенности выполнения трудовых действий ограничиваются, а в других – «подтягиваются» до определенного уровня.

Индивидуальный стиль деятельности связан прежде всего с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны. Во многих исследованиях в первую очередь отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий: лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других – для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам.

У субъектов труда обнаруживается избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, базирующаяся на тенденции создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям условия деятельности. Так, лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие однообразных многократных действий.

Еще одна сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места. Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается. Эти особенности, несомненно, связаны с тенденцией создавать удобные условия деятельности.

Индивидуальные особенности существуют также в соблюдении предъявляемых к работе требований (в том числе и правил техники безопасности). Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования, в то время как у лиц с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них. Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе.

Трудовые приемы зависят не только от свойств нервной системы. Проявления этих свойств испытывают на себе влияние мотивов и отношений личности. Известно, что сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента. Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ. Типологически обусловленные особенности деятельности, обеспечивающие достижение высокого успеха, активизируют мотивационную сферу и закрепляют положительное отношение к работе. Таким образом, взаимодействие между свойствами личности и свойствами нервной системы имеет непосредственное отношение к управлению формированием индивидуального стиля трудовой деятельности, в связи с чем возникает необходимость в учете психологических механизмов, обеспечивающих это взаимодействие.

Одним из таких механизмов является эмоциональный фактор. В индивидуальном стиле он выступает в нескольких аспектах. Во-первых, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека. Во-вторых, в зависимости от свойств нервной системы ситуации напряжения (возникновение неполадок в работе, контрольная работа и т.д.) по-разному влияют на деятельность. Если у лиц с сильной и подвижной нервной системой в этих ситуациях деятельность улучшается, то у лиц со слабой и инертной системой – ухудшается. В-третьих, индивидуальное своеобразие в эмоциональных реакциях определяется устойчивыми эмоциональными качествами, связанными с типом нервной системы и темперамента (тревожность, высокая или низкая эмоциональная возбудимость и т.д.). Эти качества могут существенно обусловливать особенности трудовых приемов. В частности, повышенная тревожность, характерная для лиц со слабой нервной системой, выступает как фактор, способствующий более развернутому проявлению ориентировочных действий.

Другими компонентами индивидуального стиля, играющими связующую роль между личностным и нейродинамическим уровнями индивидуальности, являются самооценки и установки. У лиц с противоположными типологическими особенностями были обнаружены достаточно отчетливые различия в самооценках и установках: подвижные в целом оценивают себя выше, чем инертные. Особенности в самооценках и установках требуют проведения дифференцированной работы с обучающимися с целью нейтрализации внушенных негативных оценок своих динамических качеств, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок. Такая работа способствует более глубокому осознанию выполняемой деятельности и созданию установок на овладение рациональными трудовыми приемами, обеспечивает положительную мотивацию в учебно-производственной деятельности.

Таким образом, индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований. В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции. Своеобразие выполнения трудовых действий, их соотношение и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего личностного и нейродинамического уровней. В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор самооценки и установки. Они позволяют осуществлять направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня) (М.Р. Щукин).

Индивидуализированные рекомендации психологов в процессе профессионального консультирования должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений свойств нервной системы и, в-третьих, на коррекцию трудовых действий с целью доведения их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важно также учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками.

Е.А. Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Индивидуальный стиль деятельности может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограничены. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

К.М. Гуревич выделил два типа профессий. К профессиям первого типа он отнес виды деятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, т. е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны, в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения), либо деятельность выполняется в экстремальных условиях, либо деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем для обеспечения высокопродуктивной деятельности полезен профессиональный отбор. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.

В профессиях второго типа степень разнообразия профессиональных задач невысокая, может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач. При этом существует известная «зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта. Для профессий второго типа Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.

Несмотря на то что стиль меняется в процессе приспособления субъекта к требованиям деятельности, среде ее протекания, к особенностям партнеров по деятельности, существуют и универсальные формы стиля как устойчиво повторяющиеся формы адаптации субъекта к разным условиям среды, деятельности (В.А. Толочек).

В целом индивидуальный стиль деятельности понимается как гибкая, вариативно-изменчивая функциональная система, «имеющая определенные качественно-количественные границы» (В.А. Толочек), в частности границы субъективно удобных и неудобных способов, режимов работы, границы эффективных и неэффективных приемов деятельности. Удобные способы и приемы деятельности применяются субъектом и закрепляются, так как помогают достичь цели комфортно и в сопровождении положительных эмоций. Неудобные способы также входят в индивидуальный стиль деятельности, но только для того, чтобы быть отвергнутыми (В.А. Толочек).

В большинстве случаев индивидуальный стиль деятельности формируется у субъекта деятельности стихийно. Однако варианты ИСД могут быть скорректированы в рамках специально организованных тренингов либо могут стать образцом для начинающих работников как примеры успешных форм профессиональной адаптации.

Большая пятерка личностных черт: психология и исследования, лежащие в основе теста

Мы попросили экспертов-психологов помочь нам разобраться в Большой пятерке личностных черт и о том, как их используют специалисты в области психического здоровья.

Каковы черты личности Большой пятерки?

Черты личности Большой пятерки: открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм. Эти пять основных черт пытаются обобщить человеческую личность в сравнительной шкале.

«Личность определяется как чьи-то обычные модели поведения, чувств и мыслей. Хотя эти обычные модели сложны, существуют некоторые личностные черты, которые определяют наше понимание чьей-то личности», — объясняет лицензированный клинический психолог Эрнесто Лира де ла Роса, доктор философии. .D., из Фонда исследований надежды на депрессию. Вот тут-то и появляются структуры личности, такие как «большая пятерка», также известная как модель пяти факторов. где они падают на каждой из этих пяти шкал. Хотя и не без критики, десятилетия исследований подтвердили эту теорию.

Изображение Charlotte Benes / mbg Creative

Реклама

Это объявление показывается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Структура личности Большой пятерки была впервые разработана в 1949 году личностным психологом Д.В. Фиске. Позже другие ученые, в том числе Уоррен Т. Норман, Роберт МакКрей и Пол Коста, Джин М. Смит и Льюис Р. Голдберг, развили теории и исследования Фиске.

Как и в случае любого личностного теста, существуют разногласия по поводу самой модели и того, как ее лучше всего применять, говорит психотерапевт Ли Филлипс, Эд. Д., LCSW, CST. Тем не менее, сегодня черты личности «Большой пятерки» широко признаны большинством психологов в Соединенных Штатах и ​​в западном мире как точный способ понимания человеческой личности, что подтверждается многочисленными исследованиями.

И, как отмечается в одной статье 2020 года в The Wiley Encyclopedia of Personality and Individual Differences : «Пять факторов обеспечили основу для понимания психопатологии. люди по всему миру одновременно и похожи, и различны».

Ниже приводится разбивка каждой из личностных черт Большой пятерки: 

1.

Открытость 

Открытость опыту представляет собой интеллектуальное любопытство, творческое воображение и ценные идеи. Эта черта включает нестандартное мышление и готовность учиться новому.

По словам Лиры де ла Роса, «Люди с высокими показателями открытости, как правило, любят пробовать новые вещи, играть со сложными идеями и рассматривать альтернативные точки зрения. концепции».

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

2.

Добросовестность 

Добросовестность указывает на организованность, продуктивность, ответственность и импульсивный контроль. Высоко сознательные люди имеют целеустремленное поведение. Филлипс говорит: «Добросовестность измеряет организационные способности человека. Например, она показывает, насколько они осторожны, обдуманны и самодисциплинированы. Добросовестность позволяет предсказать производительность сотрудников».

По словам Лиры де ла Роса, люди с высокими показателями добросовестности тратят больше времени на подготовку. Они уделяют пристальное внимание деталям и наслаждаются установленным графиком. «Тем не менее, те, у кого низкие баллы за добросовестность, могут не любить структуру и графики и могут откладывать выполнение важных задач», — говорит он.

3.

Экстраверсия 

Экстраверсия показывает, насколько общителен и общителен человек, и где он чувствует себя наиболее энергичным. Высокие баллы указывают на то, что человек заряжается энергией от общества других и возбуждается тем, что находится в центре внимания. Низкие баллы указывают на более сдержанного человека, который любит уединение.

Интроверты не обязательно ненавидят общественные собрания; однако они могут устать от них, и им потребуется время в одиночестве, чтобы восстановить свою энергию.

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

4.

Приятие

Приятие связано с такими качествами, как доброта, привязанность и доверие. Люди с высокими баллами интересуются другими. Они решительны и любят способствовать счастью других.

«Те, у кого высокие баллы, могут испытывать сочувствие и заботу о других, получать удовольствие от помощи другим и вносить свой вклад в их счастье. Они любят помогать тем, кто в этом нуждается. оскорблять или принижать других и мало интересоваться проблемами других людей», — говорит Лира де ла Роса.

5.

Нейротизм

Нейротизм указывает на эмоциональную нестабильность. Это часто относится к печали и капризности.

Филлипс объясняет, что «высокие баллы указывают на то, что человек встревожен, раздражителен, способен на вспышки гнева и у него могут быть резкие перепады настроения. , и они редко чувствуют грусть или депрессию».

Реклама

Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.

Почему личностные качества Большой пятерки так важны?

Модель личностных черт «большой пятерки» помогает людям идентифицировать себя в спектре, признавая, что все люди проявляют некоторые из этих черт в какой-то момент своей жизни.

«Эти черты важны, потому что они полезны для понимания наших социальных взаимодействий с другими. Они также помогают повысить наше самосознание и то, как наши личностные черты могут влиять на то, как другие воспринимают нас или воспринимают нас», — говорит Лира де ла Роса mbg. .

Модель «большой пятерки» эволюционировала со временем, исследованиями и технологиями. В наши дни он регулярно применяется в социальных, академических и профессиональных контекстах.

Черты личности из Большой пятерки лежат в основе тестов личности, которые стали популярными при свиданиях, в семье и на работе. Основываясь на тех же научных исследованиях, которые привели к созданию Большой пятерки, Майерс-Бриггс (MBTI), тест на симпатию и тест на трудную личность, представляют собой связанные оценки личности, предназначенные для понимания того, как черты человека проявляются в отношениях с другими. Подобные инструменты и тесты часто используются для построения отношений, романтических или профессиональных.

В области организационного поведения тесты, основанные на личностных качествах «Большой пятерки», часто используются в оценочных тестах сотрудников, предлагая рубрики для понимания характера сотрудников и руководства командами, состоящими из разных людей.

Психология и исследования.

Модель личности «большой пятерки» изучалась психологами на протяжении почти столетия, начиная с Д.У. Фиске в 1949 году.

Гордон Олпорт, американский психолог, которого иногда называют основателем психологии личности, опубликовано в 1920s о том, что он назвал «основными чертами», основными характеристиками, которые, как считается, определяют личность человека. Его исследование разработало лексикон из более чем 4500 словарных слов для описания черт личности. Затем, в 1949 году, изучая стажеров-клиницистов, Фиске попытался найти устойчивые структурные факторы личности1. Он определил основную группу из четырех схожих факторов с тремя различными уровнями поведенческих рейтингов.

По мере развития психологии исследования личности становились все более изощренными и конкурирующими, но развивались родственные структуры — некоторые из них включали до 16 факторов, а другие — всего четыре. Но каким-то образом число пять продолжало появляться. Роберт Коста и Пол Маккрей разработали так называемую пятифакторную модель в 1919 году. 87, а Льюис Голдберг разработал «Модель большой пятерки» в 1993 году, используя одни и те же основные личностные факторы: открытость, добросовестность, экстраверсию, покладистость и невротизм. С тех пор эти черты личности Большой пятерки изучались и подтверждались снова и снова многими исследователями на протяжении десятилетий.

Некоторые из самых интересных недавних исследований показывают, что биологические факторы и факторы окружающей среды играют роль в развитии личности. Например, исследование личности близнецов, проведенное в 2015 году2, предполагает, что и природа, и воспитание влияют на развитие каждой из личностных черт Большой пятерки. В этом исследовании 127 пар разнояйцевых близнецов и 123 пары однояйцевых близнецов были подвергнуты тесту Большой пятерки. Результаты показали наследуемость открытости и невротизма, и были проведены последующие исследования для дальнейшего изучения генетической основы некоторых других черт.

Существует также некоторая обоснованная критика черт характера Большой пятерки. «В частности, большая часть исследований личности проводится с участием людей из западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических стран», — объясняет Лира де ла Роса. «Таким образом, черты личности Большой пятерки могут не отражать черты личности в разных культурах». Он говорит, что исследования показывают, что некоторые черты личности из «большой пятерки» не так часто встречаются в некоторых других культурах.

Филлипс также добавляет, что критики задаются вопросом: «Как один тест может определить личность человека?» В конце концов, личности могут меняться со временем. И именно сочетание черт, а не каждая по отдельности, определяет нашу личность. Таким образом, подобные тесты — если они проводятся не под наблюдением квалифицированного специалиста — иногда могут использоваться для обоснования непродуманных или чрезмерно упрощенных выводов о характерах людей.

Как использовать систему личности Большой Пятерки:

1.

Познай себя лучше.

«Осознание себя может иметь решающее значение для нашего самоощущения и отношений с другими», — говорит Лира де ла Роса. Обычный человек может использовать эту структуру личностных качеств, чтобы лучше понять себя и понять, как некоторые из этих качеств влияют на его повседневную жизнь.

2.

Используйте свои сильные стороны.

Используя новые знания о своей личности, вы можете создавать отношения и возможности, опираясь на свои сильные стороны. Люди с низким показателем открытости, например, могут нацеливаться на работу в офисе, где они могут стать экспертами в предметной области, а не на должности, предполагающие ротацию в различных областях компании. Таким образом, их сильные стороны и характер личности связаны с успехом в этом контексте. Используйте то, что вы знаете о своих общих наклонностях, чтобы настроить себя на успех на работе и в личных отношениях.

3.

Дата вдумчиво.

Говоря о личных отношениях, черты вашей личности из «большой пятерки» могут стать хорошим началом разговора на свидании и даже хорошим способом оценить совместимость. Филлипс говорит, что человек, серьезно относящийся к свиданиям, «может пройти тест и опубликовать результаты в приложении для знакомств».

4.

Помогите другим лучше понять вас.

Как только вы лучше узнаете себя, вам станет легче объяснять свои границы и реакции коллегам, соседям по комнате и романтическим партнерам. Пройдите тест вместе или просто поделитесь своими результатами. Рассказывая об уязвимостях и склонностях, вы поможете людям, с которыми вы проводите больше всего времени, лучше понять вас и избежать любых недоразумений.

Часто задаваемые вопросы

Почему важен личностный тест Большой пятерки?

Модель личности Большой пятерки определяет, какое место в спектре занимают черты личности человека по сравнению с другими, а также то, как другие люди могут их воспринимать. Инструменты самосознания, основанные на модели, могут помочь вам скорректировать поведение, чтобы оно лучше соответствовало групповым контекстам и обществу в целом.

Являются ли черты личности Большой пятерки генетическими?

Есть некоторые признаки того, что эти черты могут быть связаны генетически. Согласно одному исследованию 2015 года, есть доказательства наследуемости как минимум двух черт из Большой пятерки: открытости и невротизма.

Можете ли вы изменить свои черты личности из Большой пятерки?

Многочисленные исследования и психологи говорят, что эти черты не фиксированы и могут быть преднамеренно изменены с помощью усилий, преднамеренности и поддержки со стороны специалистов по психическому здоровью.

Вынос.

Модель личности Большой пятерки широко известна; однако в тестах самооценки всегда присутствует элемент предвзятости. Кроме того, важно не воспринимать результаты любого личностного теста как какой-либо окончательный диагноз. Эти тесты предназначены просто для того, чтобы помочь вам узнать о себе и определить возможные области личностного роста.

«Обычный человек может использовать черты характера, чтобы лучше понять себя и то, как некоторые из этих черт влияют на его повседневную жизнь», — объясняет Лира де ла Роса. «Важно отметить, что эти черты не будут означать одно и то же для каждого человека, и именно сочетание этих черт определяет нашу уникальную личность».

Теория личности типа А и типа В

Этот тип личности связан с тем, как люди реагируют на стресс. Однако, хотя его название подразумевает типологию личности, его более уместно концептуализировать как континуум черт, с крайними индивидуумами типа А и типа В на каждом конце.

Тип личности А характеризуется постоянным чувством работы на время и сильным чувством соперничества.

Люди с типом личности А обычно испытывают более высокий уровень стресса, ненавидят неудачи и им трудно прекратить работу, даже когда они достигли своих целей.

Предыстория исследований

Фридман и Розенман (оба кардиологи) на самом деле случайно обнаружили поведение типа А после того, как поняли, что их стулья в приемной нуждаются в новой обивке гораздо раньше, чем предполагалось.

Когда обойщик приехал делать работу, он внимательно осмотрел стулья и заметил, что обивка необычным образом изношена: «В ваших пациентах есть что-то другое, я никогда не видел, чтобы кто-то так изнашивал стулья».

В отличие от большинства пациентов, которые терпеливо ждут, кардиологи, похоже, не могут долго сидеть на своих местах и ​​изнашивают подлокотники кресел. Они, как правило, садились на край сиденья и часто вскакивали.

Однако сначала врачи отмахнулись от этого замечания, и лишь пять лет спустя они приступили к формальным исследованиям.

Фридман и Розенман (1976) назвали это поведение типом личности А. Впоследствии они провели исследование, которое показало, что люди с типом личности А подвержены более высокому риску сердечных заболеваний и высокого кровяного давления, чем люди с типом личности В.

Хотя первоначально Фридман и Розенман назвали его «личностью типа А», теперь он был концептуализирован как набор поведенческих реакций, известных под общим названием «паттерн поведения типа А».

Содержание

Модель поведения типа А (TABP)

Конкурентоспособность

Люди типа А склонны к соперничеству и самокритичности. Они стремятся к цели, не чувствуя радости от своих усилий или достижений.

С этим связано наличие значительного жизненного дисбаланса. Характеризуется высокой вовлеченностью в работу. Люди типа А легко «заводятся» и склонны к чрезмерной реакции. Они также склонны к высокому кровяному давлению (гипертонии).

Срочность времени и нетерпение

Личности типа А испытывают постоянное чувство неотложности: Люди типа А, кажется, постоянно борются со временем.

Часто они быстро теряют терпение из-за задержек и непродуктивного времени, слишком жестко планируют обязательства и пытаются делать несколько дел одновременно, например, читать во время еды или смотреть телевизор.

Враждебность

Индивиды типа А склонны легко вызывать гнев или враждебность, которые они могут или не могут выражать открыто. Такие люди склонны видеть в других худшее, проявляя гнев, зависть и отсутствие сострадания.

Когда такое поведение выражается открыто (например, физическое поведение), оно обычно включает агрессию и возможное издевательство (Forshaw, 2012). Враждебность, по-видимому, является основным фактором, связанным с сердечными заболеваниями, и является лучшим предиктором, чем TAPB в целом.

Личности типа B и C

Личности типа B характеризуются расслабленным, терпеливым и покладистым характером.

Люди с типом личности В стабильно работают, радуются достижениям, но не склонны впадать в стресс, когда цели не достигнуты.

Люди с типом личности В, как правило, более терпимы к другим, более расслаблены, чем люди с типом А, более рефлексивны, испытывают более низкий уровень беспокойства и демонстрируют более высокий уровень воображения и творчества.

Личности типа С ориентированы на детали, любят людей, пассивны и терпеливы. Они подавляют желания, потребности и чувства.

Личность типа С с трудом выражает эмоции и склонна подавлять эмоции, особенно негативные, такие как гнев. Это означает, что такой человек также демонстрирует «патологическую любезность», избегание конфликтов, высокую социальную желательность, чрезмерную уступчивость и терпение.

Эмпирические исследования

Friedman & Rosenman (1976) провели лонгитюдное исследование, чтобы проверить свою гипотезу о том, что личность типа А может предсказывать случаи сердечных заболеваний. В западном совместном групповом исследовании приняли участие 3154 здоровых мужчины в возрасте от тридцати девяти до пятидесяти девяти лет в течение восьми с половиной лет.

Участников попросили заполнить анкету. Примеры вопросов, задаваемых Фридманом и Розенманом:

  • Чувствуете ли вы себя виноватым, если используете свободное время для отдыха?
  • Вам нужна победа, чтобы получать удовольствие от игр и спорта?
  • Вы вообще быстро двигаетесь, ходите и едите?
  • Вы часто пытаетесь делать несколько дел одновременно?

Судя по их ответам и поведению, каждый участник был разделен на две группы:

Тип поведения А : соревновательный, амбициозный, нетерпеливый, агрессивный, быстро говорящий.

Поведение типа B : расслабленное, неконкурентное.

По результатам опроса 1589 человек были отнесены к типу личности А, а 1565 — к типу В.

Результаты

сердечное заболевание. Когда цифры были скорректированы с учетом курения, образа жизни и т. д., все же выяснилось, что у людей с типом А почти в два раза выше вероятность развития сердечных заболеваний, чем у людей с типом В.

Например, восемь лет спустя у 257 участников развилась ишемическая болезнь сердца. К концу исследования 70% мужчин, у которых развилась ишемическая болезнь сердца (ИБС), были людьми типа А.

Поведение типа А делает их более склонными к заболеваниям, связанным со стрессом, таким как ИБС, повышенное кровяное давление и т. д. среда.

В результате у них более вероятно присутствие гормонов стресса, что в течение длительного периода времени приводит к целому ряду связанных со стрессом заболеваний.

Оценка исследования

Ограничения исследования связаны с проблемами внешней валидности. Поскольку в исследовании использовалась только мужская выборка, неизвестно, можно ли обобщить результаты на женское население, которое по-разному справляется со стрессом и может быть менее уязвимым.

Исследования, проведенные на женщинах, не выявили столь существенной разницы между типом А и типом В и последующим состоянием здоровья. Это может свидетельствовать о том, что разные стратегии выживания так же важны, как и личность.

Исследование позволило контролировать другие важные переменные, такие как курение и образ жизни. Это хорошо, поскольку снижает вероятность того, что такие посторонние переменные могут исказить результаты исследования.

Исследование не показывает, какая черта типа личности А приводит к ИБС. Мэтью и Хейнс (1996) обнаружили, что враждебность больше всего связана с ИБС.

Демброски и др. (1989) повторно проанализировали результаты исследования и обнаружили, что оценки враждебности являются хорошими предикторами ИБС.
Кармелли (1991) наблюдала за участниками первоначального исследования, и она обнаружила очень высокий уровень смертности от ИБС у участников с высокими показателями враждебности.

Теоретическая оценка

Однако с подходом типов A и B возникает несколько проблем. Такие подходы подвергались критике за попытку описать сложный человеческий опыт в рамках узко определенных параметров. Многие люди не могут легко вписаться в человека типа А или Б. Кроме того, в индивидуалистических культурах мужчины социализируются, чтобы демонстрировать поведение типа А.

Продольное исследование, проведенное Ragland and Brand (1988), показало, что, как и предсказывал Фридман, мужчины с типом А чаще страдают ишемической болезнью сердца. Интересно, однако, что в ходе своего исследования они обнаружили, что среди мужчин, переживших коронарные приступы, мужчины типа А умирали гораздо реже, чем мужчины типа В.

Мы не уверены, что тип A или тип B мы склонны варьировать по континууму в зависимости от обстоятельств и ситуации, в которой мы находимся. некоторые представители типа В на самом деле подавляют свою враждебность и свои амбиции, у этих людей, скорее всего, разовьется ИБС, несмотря на то, что они относятся к типу В.

Основная проблема с теориями типа А и типа В заключается в том, чтобы фактически определить, какие факторы влияют на ишемическую болезнь сердца.

Некоторые исследования (например, Johnston, 1993) были сосредоточены на враждебности, утверждая, что модель поведения типа А характеризуется скрытой враждебностью, которая является основным фактором, ведущим к ишемической болезни сердца.

Другие исследования изучали то, как люди типа А испытывают и справляются со стрессом, который является основным фактором, приводящим к ишемической болезни сердца.

Казалось бы, для прогнозирования ишемической болезни сердца требуется гораздо более сложная модель, чем подход Фридмана и Розенмана для типов А и В. Действительно, тип личности А может быть результатом длительного воздействия стресса.

Ссылки

Кармелли, Д., Дам, А., Свон, Г., и Розенман, Р. (1991). Долгосрочные изменения в поведении типа А: 27-летнее наблюдение за западным совместным групповым исследованием. Журнал поведенческой медицины, 14 (6), 593-606.

Демброски, Т.М., Макдугалл, Дж.М., Коста, П.Т., и Грандитс, Г.А. (1989). Компоненты враждебности как предикторы внезапной смерти и инфаркта миокарда в исследовании вмешательства с множественными факторами риска. Психосоматическая медицина .

Форшоу, М., и Шеффилд, Д. (ред.). (2012). Психология здоровья в действии . Джон Уайли и сыновья.

Джонстон, Д. В. (1993). Текущий статус предрасположенности к коронарным заболеваниям. Журнал Королевского медицинского общества, 86 (7) , 406.

Рагланд, Д. Р., и Бранд, Р. Дж. (1988). Смертность от ишемической болезни сердца в исследовании Western Collaborative Group. Стаж наблюдения 22 года. Американский журнал эпидемиологии, 127(3) , 462-475.

Розенман, Р. Х., Бранд, Р. Дж., Шольц, Р. И., и Фридман, М. (1976). Многомерное прогнозирование ишемической болезни сердца в течение 8,5 лет наблюдения в исследовании Western Collaborative Group.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts