Психология иррациональная: Психология иррациональных решений — Naked Science

Содержание

Особенности иррациональных установок девиантных подростков — Психология и право — 2013. Том 3. № 2

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, нацеленного на изучение эмпирическим путем специфики иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением. В ходе исследования были выявлены, проанализированы и сопоставлены иррациональные убеждения у подростков с отклоняющимся поведением и подростков с социально приемлемым адаптивным поведением. Раскрывается понятие «иррациональные установки», обосновывается исследовательское предположение о влиянии иррациональных установок на формирование девиантного поведения подростков. Описаны как общая стратегия, обстоятельства исследования, так и полученные результаты. Анализ эмпирических данных показывает, что есть некоторые различия в иррациональных установках подростков с социально приемлемым поведением и в иррациональных установках подростков с девиантным поведением. Выявленные различия вполне могут быть основой для дальнейших теоретических интерпретаций и эмпирических исследований.

Ключевые слова: иррациональные установки, убеждения, подросток, девиации личности, когнитивно-бихевиоральная психотерапия

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ремеева А.Ф., Пальчиков И.А. Особенности иррациональных установок девиантных подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n2/61028 (дата обращения: 02.

03.2023)

Фрагмент статьи

Специфика современной общественно-социальной ситуации, ее сложность и напряженность создают условия, в которых подросток довольно часто подвергается вредным воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в его развитии. Эти отклонения, касающиеся как физической, так и психической сфер, могут привести к нарушению поведения ребенка в повседневной жизни.

Современные исследования раскрывают особенности подросткового периода как у детей с социально приемлемым поведением, так и у детей с девиантным поведением. Однако существует разрыв между теоретическими разработками в области изучения иррациональных установок подростков и практическими потребностями в качественной коррекции отклоняющегося поведения девиантных подростков. На сегодняшний день проблема их девиантного поведения объединила вокруг себя множество ученых-исследователей, действующих в различных подходах, но с одним желанием: понять природу отклоняющегося поведения, выяснить, каким образом оно возникает, угасает или переходит на следующую стадию – антисоциальность.

<…>

Полный текст

Специфика современной общественно-социальной ситуации, ее сложность и напряженность создают условия, в которых подросток довольно часто подвергается вредным воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в его развитии. Эти отклонения, касающиеся как физической, так и психической сфер, могут привести к нарушению поведения ребенка в повседневной жизни.

Современные исследования раскрывают особенности подросткового периода как у детей с социально приемлемым поведением, так и у детей с девиантным поведением. Однако существует разрыв между теоретическими разработками в области изучения иррациональных установок подростков и практическими потребностями в качественной коррекции отклоняющегося поведения девиантных подростков. На сегодняшний день проблема их девиантного поведения объединила вокруг себя множество ученых-исследователей, действующих в различных подходах, но с одним желанием: понять природу отклоняющегося поведения, выяснить, каким образом оно возникает, угасает или переходит на следующую стадию – антисоциальность.

Влияние иррациональных убеждений на поведение человека глубоко и детально изучается, однако не все аспекты вошли в круг интересов исследователей и мало изучены до сих пор. К примеру, влияние иррациональных убеждений на девиантное поведение подростков представляет собой малоизученное явление, хотя проблема девиаций несовершеннолетних есть, и актуальность этого проблемного пространства не вызывает сомнений.

В соответствии с идеями когнитивно-бихевиорального подхода утверждается, что те или иные проблемы индивида вытекают из искажений восприятия реальности, которые основаны на неправильных представлениях, возникших в процессе развития личности в результате неправильного научения. Когнитивно-бихевиоральный подход уместен, когда необходимо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат.

Изучением феномена иррациональных убеждений занимались такие ученые как А. Бек, А. Эллис, Холмогорова, Н.Г. Гаранян и др. [1; 2; 3].

А. Эллис считал, что каждый человек рождается с определенным потенциалом, который имеет две стороны: рациональную и иррациональную[3]. Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный) поведение ориентировано на достижение целей без предварительной оценки сложившейся ситуации и существующих возможностей. Иррациональность подразумевает под собой необдуманное проявление (мысль, чувство, решение, поступок) человека, которое основывается на интуитивном или чувственном порыве. В данном  случае иррациональным человеком принято считать того, кто в большинстве случаев воспринимает окружающую действительность и моделирует решения вне логического обоснования преимуществ одних решений по отношению к возможным другим решениям и не ориентируется в своей деятельности на заранее разработанный алгоритм действий (инструкцию).

С точки зрения А. Эллиса, иррациональные убеждения – это жёсткие эмоционально-когнитивные связи, которые имеют характер предписания, требования, приказа, носят абсолютистский характер. Именно по этой причине иррациональные убеждения не соответствуют реальности. Отсутствие осуществления иррациональных убеждений приводит к длительным, неадекватным эмоциям. А. Эллис рассматривал негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как результат неверных когнитивных убеждений — иррациональных верований.

В психологической литературе существует термин «установка», который очень часто употребляют как синоним термина «убеждение», эти два термина тесно связаны между собой и часто замещают друг друга. В нашей работе мы использовали термин «убеждение».

Иррациональные убеждения ведут к возникновению проблем в эмоциональной и поведенческой сферах индивида. По ряду признаков можно отличить рациональное суждение от иррационального. Характеристики иррационального суждения таковы: они неистинны, не соответствуют реальности ни количественно, ни качественно, категоричны, приводят к длительным и сильным негативным переживаниями и, наконец, не способствуют достижению цели.

А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян в своем исследовании эмоциональных расстройств говорят о том, что эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей современной культуры. Эти ценности преломляются затем в семейных и интерперсональных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления человека. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян попытались связать тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами – депрессивным, тревожным, соматоформным, хотя разведение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Авторы считают, что можно говорить лишь о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом.

В качестве предмета нашего исследования выступили иррациональные установки подростков с девиантным поведением и подростков группы «норма».

Мы предположили, что иррациональные установки подростков с девиантным поведением имеют свои особенности и отличия от иррациональных установок подростков с социально приемлемым поведением. На наш взгляд, именно такие установки могут обусловливать отклонения в поведении.

В ходе эмпирического исследования, целью которого было изучение специфики иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением, мы выявили, проанализировали и сравнили иррациональные убеждения у подростков с отклоняющимся поведением и у подростков с социально приемлемым, адаптивным поведением. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 подростков. Они были разбиты на 2 группы по 15 человек: в первой подростки с девиантным поведением, во второй – с социально приемлемым поведением. Возраст испытуемых подростков  15–16 лет.

Группа «норма» была сформирована из учеников 9-го класса (СОШ г. Зеленограда). По информации школьного психолога подростки группы «норма» являются детьми из благополучных семей и не имеют каких-либо серьезных нареканий со стороны школьной администрации.

Подростки с девиантным поведением, принявшие участие в исследовании, находятся на психологическом и юридическом сопровождении (ГБУ Центр «Дети улиц» отделения ЮВАО Москвы). Анализ карт сопровождения подростков показал, что большинство из них являются членами неполных семей и имеют криминогенный (антисоциальный) уровень (кража, нанесение травм средней тяжести, грабеж) отклоняющегося поведения и находятся на стадии судебного разбирательства. Большая часть девиантных подростков употребляют психоактивные вещества, бродяжничают, разрушают материальные ценности. Общая характеристика группы – безразличное отношение к учебе, негативное отношение к миру в целом.

Исследование проводилось с использованием методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; теста на иррациональные установки Альберта Эллиса; беседы по схеме «Когнитивная концептуализация случая». Обработка данных производилась с помощью электронной программы SPSS по U-критерию Манна–Уитни и с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Анализ полученных данных при сравнении средних значений в методике О.Ф. Потемкиной между группой «норма» и подростками с девиантным поведением  показал различия по следующим шкалам:

  • переменная «свобода» – у подростков с девиантным поведением потребность в свободе более выражена, чем у подростков в группе «норма». Они в большей степени готовы жертвовать ради отстаивания своей независимости;

  • переменная «деньги» – у подростков из группы «норма» больше выражена потребность в деньгах, чем у девиантов. Подростки с нормальным поведением больше стремятся к благосостоянию, для них деньги имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения благ;

  • переменная «процесс» – у подростков с девиантным поведением больше выражена ориентация на процесс. Можно предположить, что для них более важен сам процесс деятельности, чем окончательный результат.

  • переменная «труд»  – для подростков с девиантным поведением сама работа важна больше, чем для подростков группы норма. Но в данном случае, ориентировку на труд стоит рассматривать  как социальный фактор взаимодействия с окружающими. Для подростков из группы «норма» важно одобрение обществом. Наибольшая разница между показателями процесс, деньги и свобода. Наименьшая разница по показателям власть, результат, альтруизм (рис. 1).

Рис. 1. Средние показатели по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной

По результатам методики, полученных в двух группах с помощью коэффициента Спирмена, была проведена внутритестовая корреляция.

Таблица 1

Корреляция результатов контрольной  и экспериментальной групп (по методике О.Ф. Потемкиной)

Показатели

Процесс

Результат

Альтруизм

Эгоизм

Труд

Свобода

Власть

Деньги

Процесс

1,000

-,142

,161

,229

,193

,048

,113

-,416*

Результат

-,142

1,000

,148

,122

,074

,022

,018

,071

Альтруизм

,161

,148

1,000

,025

,451*

,097

-,057

-,267

Эгоизм

,229

,122

,025

1,000

-,285

,113

,182

,250

Труд

,193

,074

,451*

-,285

1,000

,161

,034

-,374*

Свобода

,048

,022

,097

,113

,161

1,000

,255

-,327

Власть

,113

,018

-,057

,182

,034

,255

1,000

,319

Деньги

-,416*

,071

-,267

,250

-,374*

-,327

,319

1,000

По таблице 1 можно судить о наличии связей среди ряда шкал. Переменная «процесс–деньги» (корреляция –0,416), говорит о том, что сам процесс какого-либо действия более важен для подростков, чем деньги. Важно чтобы само занятие было интересным и привлекало подростков.

Переменная «альтруизм–труд» (корреляция 0,451) – прямая связь, говорит о том, что подросток производит действие на пользу другим и часто в ущерб себе, что может указывать на наличие у подростков иррациональных установок долженствования в отношении себя.

Переменная «труд – деньги» (корреляция –0,374) свидетельствует, что подростки предпочитают процесс труда больше, чем конечный результат. Труд сам по себе приносит радость и удовлетворение. В данном случае важнее, насколько другие оценивают труд подростка, чем результативность данного действия. Далее мы провели тест на иррациональные установки Альберта Эллиса (рис. 2).

Рис. 2. Средние показатели по методике А. Эллиса

В результате корреляционного анализа была выявлена статистически значимая взаимосвязь переменных «альтруизм» и «долженствование в отношении других» (корреляция –0,442), что свидетельствует об отсутствии иррациональных убеждений долженствования в отношении других у подростков, имеющих склонность к проявлению альтруизма. Анализ переменных «эгоизм» и «низкая фрустрационная толерантность» (корреляция 0,386) говорит нам о том, что подростки, склонные к эгоистическим установкам, имеют низкую фрустрационную толерантность, то есть не могут адекватно оценивать неудачи в собственных неосуществимых желаниях.

При анализе корреляционных данных по двум тестам группы «норма» была выявлена прямая положительная (корреляция 0,711) связь переменных «результат» и «низкая фрустрационная толерантность», что позволяет предположить: чем лучше результат деятельности подростков, тем выше их фрустрационная толерантность. Переменные «труд» и «альтруизм» – прямая положительная связь (корреляция 0,553), говорит о том, что подростки с социально приемлемым поведением, действуя на пользу другим, делают это часто в ущерб себе. Это может указывать на наличие у них иррациональных установок долженствования в отношении себя.

Нами было выявлено одно значимое различие между группами по переменной «низкая фрустрационная толерантность» (U-критерий Манна-Уитни). Это означает, что у подростков группы с социально приемлемым поведением фрустрационная толерантность выше, чем у подростков с девиантным поведением.

Корреляционный анализ значений по двум методикам показал, что существует взаимосвязь переменных «альтруизм» и «долженствование в отношении других» (корреляция –0,442), что свидетельствует об отсутствии иррациональных убеждений долженствования в отношении других у подростков, имеющих склонность к проявлению альтруизма.

Анализ переменных «эгоизм» и «низкая фрустрационная толерантность» (корреляция 0,386) свидетельствует, что подростки, склонные к эгоистическим установкам, имеют низкую фрустрационную толерантность, то есть не могут адекватно оценивать неудачи в собственных неосуществимых желаниях.

При анализе корреляционных данных по двум тестам группы «норма» была выявлена связь прямая, положительная (корреляция 0,711») переменных «результат» и «низкая фрустрационная толерантность». Можно предположить, что чем лучше результат деятельности подростков, тем выше их фрустрационная толерантность.

Переменные «труд» и «альтруизм» – прямая положительная связь, (корреляция 0,553). Это говорит о том, что подростки с социально приемлемым поведением, действуя на пользу другим, делают это часто в ущерб себе, что может указывать на наличие у них иррациональных установок долженствования в отношении себя.

При анализе корреляционных данных группы подростков с девиантным поведением было выявлено: переменные «процесс» и «свобода» – прямая положительная связь (корреляция 0,520). Девиантным подросткам важна личностная свобода и независимость при выполнении каких-либо действий, чем больше предоставляемой свободы, тем больше заинтересованность в процессе той или иной деятельности.

Переменные «эгоизм» и «долженствование по отношению к другим» – отрицательная связь (корреляция –0,715), говорит о том, что при наличии у подростка с девиантным поведением эгоистических тенденций повышается вероятность наличия иррациональных установок долженствования в отношении других (например: «Люди не должны портить мое настроение своими проблемами»).

Результаты, полученные в ходе беседы по схеме «Когнитивная концептуализация случая», представляют собой набор базовых убеждений, выявленных в ходе проработки ситуаций, сопряженных с контекстами, в которых подростки испытывали сильный (чрезмерный) гнев. Мы выявили три разновидности базовых убеждений: в отношении себя; в отношении к другим людям и в отношении к миру в целом. Все выявленные убеждения являются иррациональными.

Пример исследования иррациональных убеждений: Екатерина (девиантный подросток)

Ситуация: «Меня взбесила девка, которая заняла мое место и сказала, что мое место вообще в …»

Эмоция: раздражение, гнев.

Степень гнева: всеобъемлющая «у меня в глазах помутнело».

Реакция: вербальная агрессия, применение физического насилия.

Автоматические мысли: Эта тварь заняла мое место! Кто она такая, чтобы мне указывать, где мое место? Я по-любому должна вернуть свое!

Промежуточные убеждения: Я должна быть жесткой, чтобы отстаивать себя. Ели я буду «добренькой», меня быстро задавят. Свою правоту надо доказывать любыми способами.

Глубинное убеждение: Я слабая.

Анна (подросток группы «норма»)

Ситуация: «У меня не получалось научиться готовить пельмени, мама сказала, что у меня руки растут не из того места и что мужу не нужна такая жена»

Эмоция: гнев.

Степень гнева: контролируемая.

Поведение: вербальная агрессия в сторону матери.

Автоматические мысли: Нет, чтобы помочь! Надоело уже! Да зачем я все это делаю, только время трачу? Все равно ничего не выйдет!

Промежуточные убеждения:

Я должна научиться всему, что должна уметь женщина, чтобы стать благополучной. Если я не умею чего-то, я бесполезна.

Глубинное убеждение: Я бесполезна.

Приведенные примеры иллюстрируют специфику иррациональных установок девиантных подростков. На наш взгляд, подростки группы «норма» более ориентированы на достижение результата, тогда как девиантные изо всех сил стараются избежать неудачи.

В убеждениях группы «норма» предполагаются условия их несостоятельности (Если я не умею чего-то, тогда я бесполезна), а у девиантных подростков несостоятельность априорная (Кто она такая, чтобы указывать мне, что «..мое место вообще в ж…»).

Анализ и сравнение глубинных убеждений показал равное соотношение убеждений «неприятия» («У меня есть недостаток, поэтому я не нужен») и «беспомощности» («Я не могу осуществлять контроль, значит я слабый»). Это указывает на некоторую схожесть релевантного детского опыта, способствующего созданию такого рода убеждений. В то же время разность поведенческих реакций при столкновении с неудачами дополнительно свидетельствует о наличии специфических иррациональных установок у девиантных подростков.

Стоит отметить, что эмоция гнева в контексте когнитивной концептуализации случая имеет взаимосвязь с иррациональными убеждениями и условиями/правилами долженствования в отношении других, в отношении себя и катастрофизацией ситуации и является неконструктивной, препятствующей достижению целей, создающей массу межличностных проблем.

Это обусловливается шаблоном мышления при гневе. Он содержит субъективные понятия о справедливости, о правильности поступков других, о невыносимости проблемной ситуации, а также делегирование субъективного долга окружающим.

Несмотря на то что выявленные установки иррациональны по определению и приводят к чрезмерным поведенческим реакциям и у девиантных подростков и у подростков группы «норма», тем не менее, есть некоторые различия, исследования которых необходимо продолжить.

Проанализировав результаты эмпирического исследования, мы выявили одно значимое различие по показателю «низкая фрустрационная толерантность» в иррациональных убеждениях девиантных подростков и подростков группы «норма». Это означает, что возникновение препятствий и трудностей при реализации своих потребностей у девиантных подростков вызывает больший дискомфорт, чем у подростков группы «норма».

Можно предположить, что угроза неудовлетворения той или иной потребности у несовершеннолетних с девиантным поведением при отсутствии компенсаторных стратегий активизирует иррациональные убеждения, которые могут подталкивать их к неадаптивным поведенческим актам, а в совокупности с иррациональными убеждениями долженствования к другим людям и миру может послужить причиной агрессивного, противоправного поведения.

В ходе исследования был обнаружен ряд незначительных различий в иррациональных убеждениях:

  • у подростков с девиантным поведением существуют более выраженные иррациональные убеждения с явной катастрофизацией ситуаций, а также в долженствовании по отношению к другим. Подростки воспринимают происходящие события будущего исключительно негативно, без учета более вероятных исходов. Также при наличии убеждений долженствования по отношению к другим людям подростки имеют набор правил: как с ними должны вести себя люди, что делать и как говорить. Совокупности иррациональных убеждений катастрофизации и долженствования по отношению к другим вызывают у подростков множество негативных переживаний, которые приводят их в состояние дискомфорта и стресса;

  • в потребностно-мотивационной сфере у подростков с девиантным поведением доминирует ориентация скорее на сам процесс деятельности, чем на окончательный результат, им важна также свобода действий при участии в том или ином процессе;

  • в процессе трудовой деятельности девиантные подростки ориентированы не столько на результат деятельности, сколько на социальное одобрение. У подростков группы «норма» ориентация на результат имеет взаимосвязь с фрустрационной толерантностью. Это свидетельствует о том, что требование к качеству результата повышает фрустрацию подростков, понижая уровень стрессоустойчивости;

  • для подростков из группы «норма» больше характерно стремление к благосостоянию, чем у несовершеннолетних с девиантным поведением. Подростки группы «норма» не расценивают деньги как средство приобретения чего-либо. Финансовые средства имеют ценность сами по себе.

Таким образом, с учетом выявленных закономерных связей и тенденций можно рекомендовать разработку коррекционно-развивающих программ в русле когнитивно-бихевиоральной терапии, целью которых будет модификация иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением и создание адаптивных, компенсаторных стратегий поведения.

В своем исследовании мы предположили, что иррациональные установки подростков с девиантным поведением имеют свои особенности и отличия от иррациональных установок подростков с социально приемлемым поведением. Данная гипотеза подтвердилась частично: мы выявили некоторую разницу в иррациональных убеждениях, но эта разница не носит принципиального характера. В связи с этим мы имеем основание предположить, что затронутое нами проблемное пространство актуально и подлежит дальнейшему изучению.

Литература

  1. Ремеева А.Ф. Когнитивно-бихевиоральная терапия как средство оказания воздействия на агрессивное поведение подростков // Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием «Коченовские чтения». М., 2010.
  2. Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия А. Бека и культурно-историческая психология // Консультативная психология и психотерапия. № 2. 2011.
  3. Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия.  Ростов н/Д, 2008. 

Ремеева Альфия Фаатовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Пальчиков Игнат Анатольевич, ведущий инженер-эргономист, ОАО МВЗ им. М.Л. Миля, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Иррациональное мышление и ложные убеждения. Психология вредных привычек

Иррациональное мышление и ложные убеждения

Одно суждение, которое приносит массу вреда, состоит в утверждении, что умственные способности даны нам от рождения и качества не меняют. (Помните, что среднестатистический человек считает свой ум выше среднего). Однако ум – это способность, которую можно развивать, как и любой другой навык. Чем больше мы тренируемся в решении проблем, тем лучше у нас получается. Психолог Кэрол Дуэк работала со школьниками и маленькими детьми более 20 лет, и она продемонстрировала: когда ей удается убедить учеников, что интеллект – это навык, а не врожденное качество, их успеваемость и мотивация радикально улучшались. То же происходит и со взрослыми{50}. Если нас убедили, что мы не можем учиться или что у нас сниженные умственные способности (такие выводы часто делают дети на основе школьного опыта), мы не стараемся преодолеть это и легко сдаемся, что не способствует хорошему самоощущению. Суждение весьма самодеструктивное, при этом оно все больше проникает в среду рабочего класса. Мне посчастливилось работать с людьми, которые смогли приобрести профессию или самостоятельно обучились новому ремеслу в зрелом возрасте. Они обнаружили, что, восстановив свою самооценку, способны учиться и умеют самостоятельно решать собственные проблемы. Однако таких хороших примеров немного, поскольку спрос на искусные ремесла иссякает, и остается только продавать бургеры.

Вот еще успокоительные иллюзии, нередко ведущие к плачевным для нас последствиям.

• Ошибки планирования{51}. Мы прекрасно умеем предвидеть поведение других, но при этом постоянно недооцениваем сроки, нужные нам для завершения проекта. Студентов попросили оценить, сколько им потребуется времени, чтобы закончить диплом, в лучшем и худшем случаях. Меньше половины студентов успели написать диплом, уложившись в «худший срок»{52}.

• Обратный эффект подавления мыслей{53}. Если мы пытаемся не думать о чем-то, скорее всего, начинаем думать об этом еще больше. Это известный феномен желания «не думать о розовом слоне». Более эффективным способом оказываются попытки отвлекаться, чем стараться подавлять мысли. Итак, если вы ночью лежите в кровати, пытаясь не думать о неотложных завтрашних делах, попробуйте направить свои мысли куда-нибудь в другую сторону. Вы можете вспоминать подробности чего-то приятного, например каникулы или хороший фильм.

• Фундаментальная ошибка атрибуции. Мы судим о себе по нашим намерениям, а других – по их поступкам. Ошибки других людей мы склонны объяснять дефектами характера, тогда как свои промахи – внешними факторами («В день экзамена у меня была мигрень, а преподаватель просто не большого ума»). А вот обратная картина: наши удачи мы приписываем качествам характера, а удачи других склонны считать временным явлением или счастливой случайностью («Я вернул кошелек в бюро находок, потому что я высокоморальный и нравственный человек; другие делают так, только если кто-то видел, как они его подняли»). Таким образом, мы признаем свои сильные стороны и отрицаем слабые. Это становится серьезной помехой на пути преодоления саморазрушающего поведения, оправдывая все наши попытки отвергнуть или отказаться от изменения и найти объяснение последствиям своих действий.

• Ловушка{54}. Возможно, участники экспериментов Милгрэма никогда не стали бы подвергать «учеников» потенциально опасному разряду в 450 вольт, если бы их спросили об этом в самом начале. Но они начинали всего только с 10 вольт, а затем постепенно повышали напряжение, поэтому оказались в ловушке. В конце концов, если вы дали разряд в 350 вольт, то 375 всего на 25 вольт больше. Так когда же надо остановиться? Почему бы не еще одна взятка, или еще одна ложь, или еще одна афера?

• Предвзятость подтверждения. Мы запоминаем то, что подтверждает наши убеждения или решения, но не принимаем во внимание или недооцениваем все, что им противоречит. Исследования мозга с использованием новейших методов показали, что области мышления практически отключались, когда людям предлагали прослушать информацию, противоречащую их политическим убеждениям{55}. Напротив, когда мы слышим информацию, подтверждающую наши взгляды, «центры счастья» в нашем мозгу включаются.

• Временное дисконтирование[12]. Нам нужно «это» сейчас, даже если, подождав, мы получим больше. Получив выбор между 1000 долларов сейчас и 1200 долларами завтра, большинство людей подождут один день. Но если выбор будет между 1000 долларов сегодня и 1200 долларами через месяц, большинство выберут синицу в руках.

• Эффект «Какого черта!». Такое особенно часто можно услышать от людей, сидящих на диете: «Сегодня я нарушила свою диету. Какого черта! Буду есть пищу пожирнее». Мы одурачены своими представлениями о пище. Одной группе соблюдающих диету дали фруктовый коктейль и фермерский сыр (580 ккал). А другой группе – небольшую порцию мороженого (290 ккал). И именно группа, съевшая мороженое, выдала эффект «Какого черта!»{56}. Даже когда людям заблаговременно сообщили, сколько калорий содержится в блюдах, только группа с мороженым решила, что их диета нарушена. Безусловно, начнем с того, что эффект «Какого черта!» иррационален и деструктивен, но он случается не только с людьми, соблюдающими диету. Это касается и «волокитчиков» («Уже четыре часа, нет смысла начинать сейчас»), и тяжелых пьяниц («Сейчас девять, и я уже изрядно набрался. Какого черта! Почему не покутить до утра?»), как и людей с другими видами самодеструктивного поведения.

• Эффект разрешения. Самодисциплина в одной области может заставить нас почувствовать себя свободнее в других областях. Осторожность в деньгах позволяет переедать; соблюдение диеты компенсирует отсутствие физических упражнений. Но дела не всегда складываются таким образом. В действительности самоконтроль в одной сфере деятельности облегчает его соблюдение в других сферах. Но если мы упорствуем в саморазрушающем поведении, эффект разрешения становится популярным видом рационализации.

• «Беговая дорожка счастья». Чем больше вы имеете, тем еще больше хочется иметь. В психологии это явление называют беговой дорожкой счастья. Самым известным примером такого феномена стало исследование людей, выигравших в лотерею, и жертв, выживших в катастрофах. Сразу после этих изменяющих жизнь событий люди становились гораздо счастливее или гораздо несчастнее, чем были до того. Однако годом позже люди из обеих групп возвращались к прежнему уровню счастья{57}. По данным последних исследований, большинство жертв несчастных случаев все же не приходят в себя полностью. Но для счастливых событий это справедливо. Так, экономисты-бихевиористы обнаружили, что восторг, который мы испытываем с новым приобретением, быстро уходит на дальний план, и мы возвращаемся к прежнему уровню неудовлетворенности. Эффект «беговой дорожки счастья» свидетельствует: сколько бы мы ни имели в данный момент, все равно захотим больше, а когда получим это, по-прежнему будем хотеть еще, пока не обретем достаточно мудрости, чтобы сохранить деньги для чего-либо такого, что действительно сделает нас счастливыми. Культура потребления учит тому, что богатство и обладание становятся ключами к счастью. Однако мы точно знаем, что на самом деле это не так: наоборот, они лишь подталкивают нас к самодеструктивному поведению. В главе 10 мы еще вернемся к этой теме.

Ложные потребности

Ложные потребности Существуют потребности, формируемые не духом, а сознанием и средой; их можно смело называть ложными. Мы рассмотрим две из них: потребность в удовольствиях и потребность в счастье.Удовольствие имеет единственную функцию — это индикатор качества

Ложные боги

Ложные боги Бог, которого найдет человек, живущий такой жизнью, будет лишь хмурым пугающим идолом, не требующим от своих почитателей ничего, кроме страха. Книга Бытия говорит нам, что Бог создал нас по Своему образу и подобию, и надо сказать, что самым коварным и обедняющим

18.

 Рациональное и иррациональное мышление

18. Рациональное и иррациональное мышление Рационализм – лучшая тактика в общении с трудными личностями. Он является также полезным инструментом для исправления собственного поведения, так как позволяет совершать поступки обдуманно, а не на основе спонтанной

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты

Убеждения-барьеры и убеждения-мосты Можно выявить, удерживать и трансформировать ограничивающие убеждения и «вирусы мышления» точно так же, как мы удерживаем трудные чувства. Вот несколько способов это сделать.• Центрироваться и удерживать такие убеждения в более

Ложные союзы

Ложные союзы В ноябре 1966 года Мюррей Боуэн, профессор клинической психиатрии Джорджтаунского университета, один из влиятельнейших специалистов в области семейной психотерапии, столкнулся с серьезной проблемой. Дело в том, что кризис назревал в его собственной семье,

11. ДЕНЬГИ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

11. ДЕНЬГИ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Всем нам приходится сталкиваться с проблемой раздела власти в семье. Эта проблема касается не только того, кто станет принимать решения за других и держать в своих руках бразды правления, но и того, кто о ком будет заботиться и

Второй шаг: постарайтесь обнаружить иррациональное поведение

Второй шаг: постарайтесь обнаружить иррациональное поведение Если кто-нибудь из членов семьи ведет себя таким образом, что это идет ему во вред, или совершает какие-то непонятные поступки, если он не может остановиться, когда вы его об этом просите, или не в состоянии

Ложные обвинения

Ложные обвинения Современные средства массовой информации часто освещают ситуации, в которых серьезные обвинения, сделанные жертвой, отрицаются обвиняемым. Многие обвинения справедливые, другие ложные. Жертва насилия Сорокадевятилетняя замужняя женщина, заявившая,

Ложные признания

Ложные признания Антоним ложных обвинений — ложные признания в преступлениях, которых не совершали. Повешенный лжец Тимоти Эванс был удостоен королевского помилования, но это произошло лишь через несколько лет после того, как он был повешен в 1950 году за убийство,

Ложные желания

Ложные желания Проблема с желаниями еще и в том, что многие ваши желания на самом деле не ваши. Они навязаны вам культурой, воспитанием, рекламой, пропагандой.Самые разные исследования показывают, что люди мечтают о вещах или событиях, думая, что эти вещи сделают их

Позитивное мышление – более совершенное мышление

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей

Мы воспринимаем собственные убеждения таким же способом, что и убеждения других людей Описывая людей с аутизмом, профессор Кембриджского университета Барон-Коэн отмечает, что они отличаются «психической слепотой»[81]. У них есть трудности с интерпретацией

Когнитивные искажения в психологии: 21 способ принятия иррациональных решений

Изучите эти 21 пример классических когнитивных искажений в повседневном мышлении — и как их избежать.

Когнитивные искажения в психологии — это систематические искажения мышления, которые могут быть иррациональными.

На протяжении десятилетий психологи обнаруживали всевозможные когнитивные искажения.

Некоторые когнитивные искажения говорят нам, почему некомпетентные люди не знают, что они некомпетентны, другие когнитивные искажения говорят нам, почему нам трудно оценить наши будущие эмоции, а некоторые почему мы чувствуем себя более прозрачными для других, чем кажемся на самом деле.

Многие из этих когнитивных искажений возникают из-за того, что наш разум использует маленькие короткие пути, чтобы помочь нам ориентироваться в сложном мире.

К сожалению, результатом этих когнитивных искажений может быть то, что мы принимаем иррациональные решения.

Понимание того, как действуют эти когнитивные искажения, может помочь вам принимать более правильные решения в любых ситуациях, как дома, так и на работе.

Более того, это поможет вам понять свой собственный разум.

Ниже приведены краткие сведения о каждом когнитивном искажении, для более полного описания и способов борьбы с ними щелкните ссылку.

1. Эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивное искажение, из-за которого самые плохие работники меньше всего осознают свою некомпетентность.

Это когнитивное искажение было научно продемонстрировано среди студентов, сдающих экзамен в классе, студентов-медиков, оценивающих свои навыки проведения собеседований, клерков, оценивающих свою работу, и во многих других ситуациях.

Снова и снова худшие исполнители меньше всего осознают свои недостатки.

Причина эффекта Даннинга-Крюгера, по-видимому, в том, что плохие исполнители не учатся на своих ошибках.

Одно из решений состоит в том, что некомпетентным следует прямо сказать, что они некомпетентны.

2. Ошибка хуже среднего

У когнитивной ошибки Даннинга-Крюгера есть обратная сторона: иногда компетентные люди не знают, когда они компетентны.

Люди склонны недооценивать свои способности в стереотипно сложных задачах, таких как игра в шахматы, шутки, жонглирование или программирование.

Эффект хуже среднего.

Это означает, что когда вы хороши в чем-то, вы склонны предполагать, что и другие люди тоже хороши в этом.

Итак, столкнувшись с трудной задачей, в которой вы хороши, вы недооцениваете свои способности.

3. Когнитивные искажения: искажение влияния

Предубеждение воздействия — это наша склонность переоценивать нашу эмоциональную реакцию на будущие события.

Исследования показывают, что большую часть времени мы не чувствуем себя так плохо, как мы ожидаем, когда что-то идет не так.

Точно так же мы обычно не получаем того кайфа, на который рассчитываем, когда все идет как надо.

Предвзятость воздействия — это когнитивная предвзятость, которая пронизывает нашу жизнь. Исследования показывают, что:

  • Через два месяца после разрыва отношений люди, как правило, не так несчастны, как ожидали.
  • Любители спорта, как правило, не так счастливы, как они ожидают, когда их команда побеждает.

4. Предубеждение ретроспективного взгляда

Предубеждение ретроспективного взгляда — это распространенное когнитивное искажение, когда люди предполагают, что события могли произойти только так, как они произошли.

Когнитивное искажение задним числом иногда называют феноменом всезнания или ползучего детерминизма.

Предвзятость задним числом может исказить воспоминания, сделать людей самоуверенными и изменить их предсказания о будущих событиях.

5. Когнитивные искажения: эгоцентрический уклон

Эгоцентрический уклон — это общее правило, которое, как нам кажется, мы знаем лучше.

Эгоцентрическая предвзятость проявляется в залах заседаний, в школах, в больницах и везде, где собираются два или более человека и один поворачивается к другому и говорит: «Что ты думаешь?»

Это когнитивное искажение является причиной того, что каждому человеку и каждому поколению приходится совершать собственные ошибки.

Люди имеют тенденцию не слушать, пока не становится слишком поздно.

6. Ошибка памяти

Тип воспоминаний, которые мы извлекаем для принятия решений, часто связан с необычными примерами, которые либо очень позитивны, либо очень негативны.

Чтобы принимать решения, которые сделают нас счастливыми в будущем, нам нужно понять, как предвзятость памяти может исказить наши прогнозы.

Принимая решения о будущем, мы, естественно, используем события прошлого в качестве лакмусовой бумажки.

Наша память содержит огромную базу данных переживаний, сопровождаемых эмоциями, которые помогают нам понять, что принесет нам удовольствие в будущем.

7. Предвзятость проекции

Люди напрямую проецируют свое текущее эмоциональное состояние на будущее, забывая, что их нынешние чувства, скорее всего, изменятся.

Исследования показали, что нам может быть очень трудно предсказать наши будущие потребности, потому что наши текущие эмоциональные состояния перевешивают их.

Это называется смещением проекций, и оно происходит, несмотря на то, что у нас есть большой опыт решения проблемы и ее нежелательных последствий.

8. Ошибка различия

Ошибка различия — это одно из когнитивных искажений, которое проявляется, когда нам приходится делать выбор между конкурирующими вариантами.

Например, два самых важных выбора в жизни — это где жить и какую работу выбрать.

Как выбор дома, так и выбор работы оказывают огромное влияние на всю оставшуюся жизнь.

Правильный выбор может означать годы счастья, но недавние психологические исследования «предвзятости различия» показывают, что мы часто можем ошибаться, что может означать годы страданий.

9. Когнитивные искажения: эффект контраста

Люди ожидают, что хороший опыт будет более приятным, если он следует за плохим опытом.

На самом деле, исследования дегустации драже показывают, что эффект контраста может быть полным миражом, созданным нашими ожиданиями.

То же самое верно, когда за хорошим следует плохой опыт – есть ожидание, что плохой опыт будет еще хуже, хотя часто это не так.

10. Эффект большего выбора

Люди ожидают, что наличие большего количества вариантов сделает их счастливее, но часто это не так.

Исследование деликатесных джемов показало, что люди могут быть счастливее и даже лучше мотивированы, когда у них меньше вариантов выбора.

В некоторых ситуациях вообще не может быть лучше выбора, чем выбор между двумя вариантами, даже если оба варианта одинаково привлекательны.

11. Гипотеза Справедливого Мира

Часто можно услышать, как дети плачут своим родителям: «Но это несправедливо!» а их взволнованные родители отвечают: «Жизнь несправедлива».

С возрастом люди все меньше и меньше удивляются несправедливости жизни.

Мы все еще ноем по этому поводу, но уже меньше удивляемся.

Тем не менее, какая-то часть нас любит верить, что мир должен быть справедливым.

Психологи называют это ядро ​​подростковой праведности «гипотезой справедливого мира», и это еще одно из когнитивных искажений.

12. Систематическая ошибка оправдания

Систематическая ошибка оправдания является одним из когнитивных искажений, которые действуют для поддержания статус-кво.

Люди постоянно так думают.

Они предпочитают то, что знают, а не новый, неизвестный вариант.

Люди чувствуют себя в большей безопасности с установленным порядком перед лицом потенциальных изменений.

Отчасти поэтому люди покупают то же самое, что и раньше, возвращаются в те же рестораны и придерживаются одних и тех же мнений.

13. Эвристика доступности

Эвристика доступности, иногда называемая предвзятостью доступности, представляет собой тенденцию оценивать вероятности на основе того, насколько легко примеры приходят на ум.

Когнитивное искажение помогает объяснить, почему люди продолжают покупать лотерейные билеты.

Если бы люди действительно понимали свои шансы выиграть в лотерею, они бы никогда не купили билет, однако люди склонны запоминать случаи выигрышей, а не всех проигравших.

14. Иллюзия прозрачности Когнитивное искажение

Иллюзия прозрачности — это когнитивное искажение, которое заставляет нас верить, что наши эмоции прозрачны для других.

На самом деле их нет, или, по крайней мере, не так много, как мы думаем.

Вы можете проверить эту иллюзию, набрав ритм песни и попросив друга попытаться угадать, что это такое.

15. Иллюзия склонности к контролю

«Иллюзия контроля» — это открытие психологии, согласно которому люди склонны переоценивать свой воспринимаемый контроль над событиями в своей жизни.

Иллюзия контроля — это смещение в положительную сторону, точно так же, как эффект выше среднего или смещение оптимизма, которые помогают нам лучше относиться к жизни, даже если это происходит за счет правды.

16. Когнитивные искажения: эффект владения

Когда вы что-то покупаете, в уме происходит странная вещь.

Что бы это ни было — джинсы, машина или даже дом — в тот момент, когда вещь становится вашей собственностью, она претерпевает трансформацию.

Поскольку вы выбрали его и ассоциируете с собой, его ценность сразу возрастает.

Если кто-то предлагает купить его у вас, скорее всего, вы хотите получить гораздо больше, чем они готовы заплатить.

Это когнитивное искажение называется эффектом владения.

17. Иллюзорные корреляции

Иллюзорные корреляции возникают, когда разум устанавливает несуществующие связи.

Примеры из повседневной жизни: вы включаете свет и происходит отключение электричества, или когда вы топаете ногой, и одновременно раздается раскат грома.

На мгновение кажется, что у тебя есть сверхспособности.

На самом деле ссылки нет.

18. Когнитивные искажения: эффект привязки

Предвзятость привязки, или эффект привязки, или эвристика привязки — это когнитивная ошибка, при которой люди придают чрезмерное значение первой части информации, которую они получают.

Простым примером предвзятости привязки является первая цена, указанная за автомобиль: эта цифра, как правило, затмевает последующие переговоры.

Предвзятость привязки означает, что люди слишком сильно полагаются на эту первую порцию информации, даже если позже они узнают больше.

19. Предвзятость подтверждения

Предвзятость подтверждения заключается в том, что люди ищут информацию, подтверждающую их взгляд на мир, и игнорируют то, что им не соответствует.

В нестабильном мире люди любят быть правыми, потому что это помогает нам разобраться во всем.

Действительно, некоторые психологи считают, что это сродни базовому влечению.

Один из способов, с помощью которого они стремятся быть правильными, заключается в поиске доказательств, подтверждающих их правоту, иногда с удручающими или комическими результатами. это очень знакомо.

Это может быть поездка на работу, поездка в город или дорога домой.

Что бы это ни было, ты знаешь каждый поворот как свои пять пальцев.

В таких поездках легко отвлечься от реального вождения и не обращать внимания на проносящиеся мимо пейзажи.

В результате вы чувствуете, что поездка заняла меньше времени, чем на самом деле.

Это эффект проторенной дороги: люди склонны недооценивать время, необходимое для проезда по знакомому маршруту.

Следствием этого является то, что незнакомые маршруты занимают больше времени.

21. Когнитивные искажения: эффект отрезвления

Эффект отрезвления — это когнитивное искажение, которое заставляет нас становиться более пессимистичными по мере приближения важного момента.

Например:

  • Результаты медицинских анализов : люди, сдавшие медицинский анализ, были более оптимистичны, когда до результатов оставалось четыре недели, а не несколько минут.
  • Успеваемость на экзамене : люди думают, что их экзаменационные оценки будут выше, если их спросят за месяц до результатов, по сравнению с 50 минутами до получения оценок.
  • Ожидания от экзамена по вождению : люди более пессимистично относятся к своим навыкам вождения, когда им говорят, что им нужно сдать экзамен, чтобы подтвердить это прямо сейчас.

Если вы сталкивались с чем-то подобным, то вы не одиноки.

.

Причины, почему мы делаем иррациональные вещи

Иррациональные мысли проникают в наш мозг и влияют на наши действия чаще, чем нам хотелось бы признать. От сладкого пончика, о котором вы сожалели, прежде чем откусить первый кусочек, до обиды на других за то, что они совершают те же ошибки, что и вы — иррациональность проявляется во многих формах и, кажется, имеет множество недостатков.

Тем не менее, исследователи отмечают, что такое поведение также дает отдых нашему перегруженному мозгу и даже может стимулировать новые инновации.

Выживание и безопасность

«Люди нелогичны, мы — рассказчики, больше всего заинтересованные в эмоциональном комфорте и безопасности», — говорит Говард Рэнкин, автор книги «Я думаю, поэтому я ошибаюсь: руководство по предвзятости, политкорректности, фальшивым новостям и Будущее человечества. «Мы можем убедить себя и оправдать что угодно».

Отчасти это связано с тем, что наш мозг не претерпевал значительных изменений в течение миллионов лет, говорит Рэнкин, доктор клинической психологии.

«По сути, мы все еще неандертальцы», — отмечает он. «Сосредоточены на выживании и безопасности и жизни в настоящем. Наш мозг не адаптировался к гораздо более сложному миру».

Кроме того, человеческий мозг потребляет 20 или более процентов нашей энергии, говорит Рэнкин, а критическое мышление может истощать его больше. «В результате этого мы полагаемся на упрощенные пути, — говорит Рэнкин.

Ярлыки могут привести к принятию вероятностей как фактов, склонности к предвзятости подтверждения и убеждению себя в том, что мы способны по-настоящему выполнять несколько задач одновременно. Рэнкин говорит, что мы не можем работать в режиме многозадачности, мы просто переключаемся между задачами и думаем, что так и есть.

Силы времени и определенности контролируют «сиюминутные» решения, такие как импульс съесть пирожное на завтрак вместо обычной утренней овсянки, говорит Оксана Хагерти, психолог в области образования и развития, работающая директором Центра студенческого успеха в Колледж Бикон в Лисбурге, Флорида.

«Что-то непосредственное и определенное воспринимается как более ценное, чем отдаленное и неопределенное», — говорит Хагерти. Мгновенное удовольствие от поедания торта имеет приоритет над возможными последствиями для здоровья в будущем.

Хагерти обращается к пословице о «синица в руке против двух в кустах», чтобы проиллюстрировать эту концепцию дальше.

«Хотя «синица в руке» действительно лучше, чем «двое в кустах», что, если бы в уравнении было четыре зайца в небе?» — спрашивает Хагерти. Она предполагает, что рациональным ответом будет выбор четырех зайцев, в то время как мозг, ищущий комфорта, предпочитает придерживаться того, что у него есть.

«Этот [рациональный] вывод должен исходить от рационального мозга, который, как известно, медленно срабатывает», — говорит Хагерти.

Топливо для инноваций

Хотя иррациональность иногда может сбить нас с толку, она также может стимулировать творчество и инновации, говорит Парин Сехат, зарегистрированный клинический консультант из Ванкувера, Канада.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts