Психология как наука объект и предмет психологии: НОУ ИНТУИТ | Лекция | Психология как наука. История развития психологии

предмет, задачи, место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии.

Психология — это наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология изучает: возникновение и развитие психики; сознание человека как высшую форму психики; обусловленность психики человека биологическим и социально-историческими факторами; нейрофизиологические основы психической деятельности; структуру психики человека; закономерности формирования психических образов; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов; индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Предметом психологииявляются человек как субъект деятельности системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ееразвитии. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека — от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений и ихзакономерности; научиться управлять ими; использовать полученные знания.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах.

Отрасли психологии:

Общая психологияизучает психику нормального взрослого человека, его восприятие и мышление, память и внимание, волю, характер и личность в целом.

Педагогическая психологияобеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания. Устанавливает круг знаний, которые должны быть усвоены в соответствующем возрасте и способы подачи материала, которое обеспечивает его прочное усвоение.Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: 1. инженерная психология, 2. авиационная психология, 3. космическая психология.Медицинская психология, патопсихология, психотерапияставят своей задачей объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.Юридическая психологиярассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.Психология спортаизучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.
Психология творчества
изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве.Сравнительная психологиярассматривает особенности поведения животных на разных этапах эволюции, прослеживает изменение формы поведения животного в зависимости от их приспособления к условиям существования. Возрастная психологияизучает формирование психической деятельности в процессе развития и позволяет проследить как развиваются психические процессы и формируется личность в онтогенезе. В ней выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.Специальная психологияизучает психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен поражением коры головного мозга (умственная отсталость, нарушение деятельности анализаторов – глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, глухонемые, недоразвитие речи).
Социальная психология
изучает человеческие взаимоотношения, возникшие в процессе общения и взаимодействия людей в различных группах.Психология личностиизучает основные закономерности формирования личности, истоки ее активности и жизнедеятельности.Психофизиологиявключает в себя несколько областей исследования: 1. психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, 2. психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль различных областей мозга в осуществлении речевых процессов, 3. психофизиология эмоций исследует механизмы возникновения эмоциональных состояний, 4. психофизиология произвольных движений, действий исследует структуру и механизмы их осуществления.Нейропсихология
изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий)выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в свойствах нервной системы, эмоциональных реакциях, особенностях протекания психических процессов и личностных качеств.

Методы психологии— это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение— древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу к эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент— активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бываетлабораторный экспериментиестественный эксперимент.

Эксперимент позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

Метод тестов— метод испытаний, установления опре­деленных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснован­ны, надежны, и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Существуютустные и письменные опросы.К методу опроса относится также экспертная оценка— систематизированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций.

Психология как наука, ее объект, предмет, задачи

1.

1. Психология как наука, ее объект, предмет, задачи

 

Термин «психология» переводится    как наука о душе (от греч. psyche – душа, logos – наука, учение). Никто не знает точно, кто является автором этого  термина «психология». Когда он появился в XVII веке, перед психологической наукой, развивающейся в то время в рамках других научных дисциплин, стояла задача определения ее нового предмета. Хотя любое учебное пособие начинается с определения данной науки, ее объекта и предмета, сделать это в отношении психологии крайне трудно.

Объектом науки являются носители тех явлений или процессов, которые исследует данная отрасль знания. Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Определение предмета любой науки имеет не только методологическое, но и  прикладное (практическое) значение. От того, как формулируется предмет науки, зависит и то, каким образом он исследуется, как интерпретируются результаты исследований и как они используются на практике.

Любая наука на деле существует лишь тогда, когда определяет свой специфический предмет, отличая его от более широкого понятия объекта. Объект многоаспектен, например, человек выступает объектом многих наук: антропологии, философии, медицины, психологии и др. Фактически человек как объект изучения неисчерпаем. Предмет – это аспект объекта, на который непосредственно направлено научное исследование. Если объектом психологического исследования является самооценка школьника, то предметом могут стать факторы ее формирования. Понятие объекта и предмета соотносительны и характеризуются во взаимной связи. Особенность психологической науки заключается в том, что в ней как бы сливаются объект и предмет изучения: человек с помощью психики познает окружающий его мир, а затем на этой основе исследует свою собственную психику, влияние на нее внешнего мира.

Предмет психологии как науки изменялся на протяжении ее исторического развития.

Смена представлений о предмете психологии служит основанием для традиционного выделения 4 этапов развития психологической науки.

1-й этап – психология как наука о душе. Люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, пытавшиеся объяснить поведение, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивиду: будь то «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей.

Учение о душе складывалось в рамках философии  и медицины. Границы данного этапа развития психологии определяются с V века до н.э. до начала ХVII века н.э. Этап развития психологии как науки о душе связан с учениями  таких древнегреческих ученых, как Демокрит (460-370/360 г.г. до н.э.), Гераклит (540-474 г.г. до н.э.), Анаксагор (500-428 г.г. до н.э.), Платон (427-347 г.г. до н.э.), Сократ (47-399 г.г. до н.э.), Аристотель (470-399 г.г. до н.э.).

Каждый из названных философов внес достойный вклад в развитие научных знаний, в том числе психологических, например, идея закономерного развития принадлежит Гераклиту, идея причинности или детерминизма – Демокриту. Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию, незримую, божественную, вечную, существующую наряду с телом и независимо от нее – Платону.

Согласно Аристотелю, душа есть причина и начало живого тела. Аристотель – ближайший ученик Платона. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат взаимопроникновения двух начал – пассивного (матери) и активного (формы). Материя не может существовать, не оформляясь, а форма не может существовать без материальной основы. Аристотель доказывал, что объективным содержанием и источником психического является внешний мир. Чувственные образы – первые свидетели внешнего мира. Мышление невозможно без чувственного опыта. Однако в вопросе о природе мышления Аристотель не смог преодолеть идеализм. Он выдвигает идею о существовании «родового разума», который в отличие от индивидуального мышления, не исчезает со смертью человека, «родовой разум» вечен и не ограничен пределами человеческой  жизни.

Итак, учение о душе развивалось в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснений. Однако, с одной стороны, глобальность, всеохватность, мифологичность категории души, а с другой – ее неопределенность и недоказуемость  мешали выделению и становлению психологии как отрасли научного знания. Постепенно понятие о душе стало применяться не ко всем проявлениям жизни, включая растительные, чисто биологические процессы, а только к тому уровню, который сейчас называют психическим. Внутри самой категории психического зарождается понятие о сознании. Человек способен не только воспринимать окружающую действительность, размышлять, но и замечать, что данные мысли принадлежат только ему, он может не только действовать, но и знать, что эти действия исходят только от него.

Расчленения в некогда едином понятии о душе совершались под влиянием прогресса в опытном исследовании строения и функций организма, а также под влиянием социальных потребностей. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные органы тела (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой. Душа как организующее начало любого проявления жизни и душа как организующее начало ощущений и движений, неотделимых от нервов, оказывались двумя разными душами.

Во II веке до н.э.  римский врач Гален (ок.130-ок.200 г. до н.э.), обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологической основе психики и приблизился к понятию сознания. Он отграничил движения, в которых участвует внимание, память, мышление, от движений, которые человек производит, например, в состоянии сна. И те, и другие, по его мнению, регулируются душой, но в первом случае участвуют дополнительные элементы.

2-й этап – психология как наука о сознании.

Нарождающееся понятие о сознании было использовано идеалистической философией. Августин (IVV век н.э.) придал сознанию идеалистическую окраску. Это знание души о себе самой есть внутренний опыт, принципиально отличный от того опыта, который дают человеку внешние органы чувств. Познание души для теолога Августина означало познание Бога – занятие не для каждого человека, а лишь для просветлённого, приближённого к Богу.

Представления о душе и ее функциях в античные времена сменились в эпоху Средневековья почти полным господством христианской философии и идеологии, и все сохранившиеся психологические идеи приобрели  религиозную окраску. Вера становится выше знания, о каком-либо познании природы и души, основанном на опыте, теперь не может быть и речи.

Постепенно историческое развитие приводит к стремлению получать новые знания из опыта. Английский философ 13 века  Роджер Бэкон (ок. 1214-1294) считал, что без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере. Правда, речь еще не шла об опытном познании души. Основы эмпирического познания души заложил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Именно Ф. Бэкон своими работами завершает этап психологии как науки о душе и начинает новый, когда психология представляется как наука о сознании. Он призывает отказаться от пустых изучений сущности души и перейти к рассмотрению таких явлений, которые в наше время называются психическими.

В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой лежит представление о сознании. «Мыслю, следовательно, существую (cogito ergo sum)», – считал Рено Декарт. А мыслить, по его мнению, означает не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. В этих утверждениях Декарта содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 века – постулат, утверждающий, что собственное сознание – это первое, что человек обнаруживает в себе.

Новым содержанием наполнилось у Р. Декарта понятие души или психическое. За психическое принималось только  то, что непосредственно осознает сам субъект. Декарт отделил психические функции от непсихических (физиологических) на основании того, что психические функции осознаются, а физиологические (телесные) – нет.

Эта концепция придала особую остроту психофизической проблеме, т.е. проблеме соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Для объяснения телесных функций Декарт ввел понятие «рефлекс». Суть рефлекса по Декарту в том, что внешние воздействия благодаря «животным духам» переносятся по нервам и создают напряжение определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Тело Декарт считает машиной, работа которой подчиняется материальным законам и не нуждается в привлечении души.

Декарт попытался таким образом объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, страстей, однако, распространить свою рефлекторную схему на всю психическую деятельность он не сумел. Сознание в то время определялось, как  способность человека думать,  чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать. Основная же задача психологии – подвергать анализу состояния и содержания сознания.

Идеи Р. Декарта получили дальнейшее развитие, в т.ч. в трудах английского философа Джона Локка, которые способствовали становлению метода интроспекции (букв. «смотрю внутрь»), долгое время считавшегося единственным методом психологии. Основная его посылка – знания сами по себе не могут возникнуть, врожденных идей нет, все идеи и понятия проистекают из опыта.

Под опытом Дж. Локк понимает все то, чем наполняется душа человека в течение его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином «идеи». Идеями Локк называл ощущения и  образы, восприятия и состояния памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния.

По Локку, человек появляется на свет с душою, подобной чистому листу бумаги, на которой только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души. Это особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой  способность души обращать свой взор на собственное состояние.

В XIX веке психология бурно развивается, распространяется в развитых странах, поскольку демонстрирует свою практическую состоятельность в понимании и разрешении социально значимых проблем. Однако понятие «сознание» остается в значительной мере описательным, нечетким, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки.

3-й этап – психология как наука о поведении. В начале ХХ века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то  она должна изучать исключительно поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения. «Behaviour» по-английски – «поведение», оно и стало предметом психологии. С точки зрения основателя бихевиоризма американского ученого Джона Бродеса Уотсона (1878-1958), выраженной им в так называемом манифесте бихевиоризма, сознание как внутренний мир субъективных явлений объективно изучать невозможно. Д. Уотсон отрицает понятие сознания и утверждает, что сущность человека детерминирована внешней средой.

Отвергнув сознание как реальный регулятор человеческой  деятельности, бихевиористы свели все психические явления к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменением внутри организма и т.д.

За единицу поведения принимается связь стимула и реакции (S – R). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы, как психические, так и физиологические, по мнение бихевиористов, не поддаются научному анализу.

Однако теория Д. Уотсона, полностью отрицавшая  личностные характеристики, оказалась слишком радикальной для того периода и подверглась критике.  Схема S – R не могла охватить бесчисленные вариации человеческого подведения. В  реальных условиях разные люди на одинаковые стимулы реагируют по-разному. Объяснить причины этого схема S – R не могла.

Оформление бихевиоризма как научного направления связано  также с работами Э. Толмена, Э. Торндайка, благодаря которым психология была поставлена на естественно-научный путь развития. Укрепить позиции бихевиоризма удалось Эдварду Чейсу Толмену (1886-1959), американскому психологу. Он усилил формулу еще одной составляющей (промежуточной переменной) и придал ей следующий вид: S – I – R, где I – индивид как носитель когнитивной карты. Когнитивная карта – это образ знакомого пространственного окружения, она создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта со средой.

Э. Толмен в отличие от Д. Уотсона уже не игнорировал индивидуальные личностные проявления, но и свел их к созданию в мозге человека «карты» окружающей среды. Когнитивные карты формируются в мозге генетически, но в большей мере на основании приобретенного опыта и представляют собой целостный образ конкретных внешних ситуаций. Толмен понимает поведение не как сумму реакций, а как целостный феномен.

Американский психолог Эдуард Брэдфорд Титченер (1867-1927) положили начало структуралистскому подходу к сознанию-направлению, считавшему предметом психологии элементы сознания и  — структурные отношения между ними. В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение – простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью, длительностью, образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула». Под «ошибкой стимула» понимался  ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, когда испытуемый подменял свои переживания, ощущения знанием о вызвавших их внешних раздражителях. Э. Титченер ввел метод аналитической интроспекции. Он изучал структуру сознания, отвлекаясь от функциональной роли интроспекции в поведении. Он считал, что хотя интроспекции доступно лишь собственное сознание, полученные результаты могут быть перенесены  на других людей, животных, психически больных, исследователю необходимо лишь поставить себя на их место.

Бихевиоризм расширил класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, решались проблемы научения, образования навыков и др. Однако активность организма и роль психической организации в преобразовании среды, социальная природа человека бихевиористами игнорируется. Отвергается и роль сознания как регулятора поведения и деятельности человека на том основании, что оно  якобы недоступно для объективного изучения.

4-й этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. В качестве основного предмета психологии выступает психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Следует отметить, что приведенное определение предмета психологии является неустоявшимся, хотя дается в учебниках и учебных пособиях.

Функции психики отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания, осознание человеком своего места в окружающем мире.

Специфика психического отражения состоит в том, что психические явления – это субъективные отражения объективной действительности. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает данный человек: в каждый акт отражения включается накопленный им опыт, как бы спрессованный специфический путь его индивидуального развития.

Изучая психику, современная научная психология в круг своего рассмотрения включает как собственно психические явления, так и психологические факты. К психическим явлениям относят субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта: психические процессы, состояния и свойства. Под психологическими фактами понимаются различные проявления психики – акты поведения, телесные и неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты деятельности людей и др. Психические явления принято разделять на три большие группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Они взаимосвязаны между собою, переходят один в другой, оказывают друг на друга взаимное влияние.

Психический процесс характеризуется как функциональная система в действии. Выделяют:

·              процессы психической регуляции (мотивационные процессы, которые инициируют, определяют интенсивность и временную организацию и направленность поведения. Центральным моментом мотивационного процесса является принятие решения и выбор варианта действия, который позволяет достичь наилучшего результата. Произвольную регуляцию поведения и деятельности человека обеспечивают процессы контроля. Они обычно следуют за мотивационной активацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижение необходимого результата;

·        когнитивные процессы, которые обеспечивают отражение мира и преобразование информации. К ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, внимание;

·        эмоциональные процессы, которые осуществляют избирательное отношение человека к внешним и внутренним воздействиям. Психологическая функция эмоций – оценка явлений окружающей действительности и результатов поведения и деятельности, которая проявляется в форме эмоционального переживания.

Психические состояния – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. К психическим состояниям относят проявления эмоций (радость, тревога, гнев и т.д.), проявление внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность), мышления (сомнение) и т.д.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства – это сложные структурные образования личности, к которым относят направленность личности (систему интересов, убеждений, потребностей, ценностей), темперамент, характер, способности. Психические свойства характеризуют человека в системе его субъективных отношений к себе, к людям и к миру в целом, проявляясь в каждом из его поступков, деяний,  поведении, стилях деятельности, способах общения и взаимодействия.

Психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма, при наличии разных точек зрения по поводу многих фундаментальных вопросов, в т.ч. и проблемы предмета психологии. Тем не менее, для обозначения явлений, изучением которых вы будете заниматься, необходимо дать общее определение. Психология – многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Психология, как любая наука, решает теоретические и практические задачи. Основными ее задачами являются: качественное изучение принципов и закономерностей функционирования психики, анализ закономерностей формирования и развития психики; изучение ее физиологических механизмов, а также планомерное внедрение психологических знаний в практику.

Психологи, как и представители других наук, делятся на две категории. Одних психологов интересуют теоретические аспекты. Они наблюдают психические явления и психологические факты в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют, систематизируют полученные результаты. Вторая категория психологов занята практической работой: диагностикой, коррекцией, профилактикой психических нарушений.

Практический психолог решает множество повседневных задач и вопросов. Но главной целью его деятельности является психическое и психологическое здоровье населения.

 

Что такое психология? — Психология

Вопрос: Что такое психология?

Один из наиболее частых вопросов, задаваемых студентами, впервые изучающими психологию, — «Что такое психология?» Этой путанице способствовали заблуждения, созданные популярными СМИ, а также различные карьерные пути тех, кто имеет степень в области психологии.

Психология является как прикладной, так и академической областью, изучающей человеческий разум и поведение. Исследования в области психологии направлены на то, чтобы понять и объяснить мысли, эмоции и поведение. Приложения психологии включают лечение психического здоровья, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, влияющие на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Психология возникла из философии и биологии. Обсуждения этих двух тем восходят к ранним греческим мыслителям, включая Аристотеля и Сократа. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche , означающего «душа» или «разум».

Отдельная наука

Область и изучение психологии по-настоящему зародились, когда Вильгельм Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, Германия, в 1879 году..

Работа Вундта была сосредоточена на описании структур, составляющих разум. Эта точка зрения в значительной степени опиралась на анализ ощущений и чувств с помощью самонаблюдения, весьма субъективного процесса. Вундт считал, что должным образом обученные люди смогут точно идентифицировать психические процессы, сопровождающие чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии сформировалось множество различных школ мысли для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли часто становятся доминирующими на какое-то время. Хотя эти школы мысли иногда воспринимаются как конкурирующие силы, каждая точка зрения внесла свой вклад в наше понимание психологии. Ниже приведены некоторые из основных школ психологии.

  • Структурализм
  • Функционализм
  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гуманизм
  • Когнитивизм

Psychology Today

Сегодня психологи предпочитают использовать более объективные научные методы для понимания, объяснения и прогнозирования человеческого поведения. Психологические исследования строго структурированы, начиная с гипотезы, которая затем проверяется эмпирически. Психология имеет два основных направления: академическая психология и прикладная психология. Академическая психология фокусируется на изучении различных подтем психологии, включая психологию личности, социальную психологию и психологию развития. Эти психологи проводят фундаментальные исследования, направленные на расширение наших теоретических знаний, в то время как другие исследователи проводят прикладные исследования, направленные на решение повседневных проблем.

Прикладная психология фокусируется на использовании различных психологических принципов для решения реальных проблем. Примеры прикладных областей психологии включают судебную психологию, эргономику и производственно-организационную психологию. Многие другие психологи работают терапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы психологических исследований

По мере того, как психология отходила от своих философских корней, психологи стали использовать все больше и больше научных методов для изучения человеческого поведения. Современные исследователи используют различные научные методы, включая эксперименты, корреляционные исследования, лонгитюдные исследования и другие, чтобы проверить, объяснить и предсказать поведение.

Области психологии

Психология – обширная и разнообразная область. Появился ряд различных подполей и специальных областей. Ниже приведены некоторые из основных областей исследований и приложений в психологии:

    • Аномальная психология изучает ненормальное поведение и психопатологию. Эта область специализации ориентирована на исследование и лечение различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.
    • Биологическая психология , также известная как биопсихология, изучает влияние биологических процессов на разум и поведение. Эта область тесно связана с неврологией и использует такие инструменты, как МРТ и ПЭТ, для изучения черепно-мозговых травм или аномалий головного мозга
    • .
    • Клиническая психология направлена ​​на оценку, диагностику и лечение психических расстройств
    • Когнитивная психология — это изучение процессов мышления и познания человека. Когнитивные психологи изучают такие темы, как внимание, память, восприятие, принятие решений, решение проблем и овладение языком
    • Сравнительная психология — раздел психологии, занимающийся изучением поведения животных. Этот тип исследований может привести к более глубокому и широкому пониманию человеческой психологии
    • Психология развития — это раздел психологии, изучающий рост и развитие человека на протяжении всей жизни. Теории часто сосредотачиваются на развитии когнитивных способностей, морали, социального функционирования, личности и других сферах жизни
    • .
    • Судебная психология — это прикладная область, ориентированная на использование психологических исследований и принципов в системе права и уголовного правосудия
    • Производственно-организационная психология — это область психологии, в которой психологические исследования используются для повышения производительности труда, отбора сотрудников, улучшения дизайна продукта и повышения удобства использования
    • Психология личности рассматривает различные элементы, из которых состоит личность. Хорошо известные теории личности включают структурную модель личности Фрейда и теорию личности «Большой пятерки» 9.0032
    • Школьная психология — это раздел психологии, работающий в системе образования и помогающий детям с эмоциональными, социальными и академическими проблемами.
    • Социальная психология — это дисциплина, использующая научные методы для изучения социального влияния, социального восприятия и социального взаимодействия. Социальная психология изучает различные предметы, включая групповое поведение, социальное восприятие, лидерство, невербальное поведение, конформизм, агрессию и предрассудки.

Предоставлено VeryWellMind.com https://www.verywellmind.com/psychology-4014660

Психология: 2

Психология: 2 Центр Жака Маритена: Психология / Майкл Махер, С.Дж.

ГЛАВА II.

МЕТОД ПСИХОЛОГИИ.

Психология наука. — При описании психологии как науки о человеческом разуме или душе подразумеваются три условия — первое , что психология имеет определенный предмет, природу и деятельность мыслящего субъекта; во-вторых , что он обладает эффективным методом; , в-третьих, , что оно охватывает систематизированную совокупность общих истин или, другими словами, что оно охватывает ряд фактов в их отношении к их всеобщим причинам. В первой главе мы стремились четко обозначить область нашей науки; в настоящем мы предлагаем описать его метод, указывая основные инструменты исследования, которые нам открыты; остальная часть работы будет посвящена удовлетворению третьего существенного требования.

Субъективный или интроспективный метод. — Предметом эмпирической психологии является сознание . Теперь состояния сознания можно наблюдать только посредством интроспекции , то есть путем обращения ума в самого себя. Следовательно, эта способность внутреннего наблюдения должна быть нашим главным инструментом в изучении ума. Его вынесение должно быть первым, а также последним призывом в каждом деле. психологическая проблема. Психические состояния могут быть восприняты только собственным сознанием каждого человека. Их реальность состоит в этом понимании — их esse — это percipi . Поэтому попытка определить их природу или происхождение на основании информации, полученной из любого другого источника, очевидно абсурдна. Однако необходимо проявлять величайшую осторожность, чтобы точно подмечать все аспекты представленных нам явлений и обнаруживать те многочисленные ненавязчивые различия в характере психических явлений, которые могут указывать на глубокое расхождение в природе их источника. Неразумный наблюдатель, впечатленный большей интенсивностью чувственных состояний, может, таким образом, легко проигнорировать более тонкую деятельность нашей высшей рациональной жизни и, таким образом, сформировать представление о разуме, в котором отсутствуют наиболее важные черты. {1}

Тем не менее, хотя наши ментальные состояния носят мимолетный характер и наслаждаются лишь преходящим существованием, тем не менее следует настаивать на том, что они являются такими же реальными фактами, как и любые другие во вселенной. Ощущение, интеллектуальное суждение или воля обладают такой же реальностью, как нервный ток, химический раствор или прохождение Венеры; и хотя самый закоренелый скептик не может подвергнуть сомнению существования состояний сознания, изобретательные и проницательные мыслители снова и снова отказывали нам во всякой уверенности в отношении материальных объектов. Этот способ исследования психических явлений посредством внутреннего наблюдения называется 9. 0017 Субъективный или Интроспективный Метод.

Объективный метод. — Однако самоанализ должен быть дополнен другими направлениями исследований, если мы хотим сделать наши выводы как можно более достоверными и широко применимыми. Обращение к этим дополнительным средствам информации составляет то, что называется Объективным Методом исследования, поскольку они составляют часть внешнего мира и постигаются только посредством внешних чувств. Но свидетельство, полученное таким образом, имеет по существу второстепенную или дополнительную ценность, и его главное назначение состоит в предположении или подтверждении. Основными формами объективного исследования являются следующие:

1. Другие разумы. — Результаты наблюдений других людей над их собственным разумом, поскольку эти результаты могут быть получены из устного описания и сопоставлены с результатами нашего собственного индивидуального опыта.

2. Язык. — Продукты человеческого разума, воплощенные в языке, могут предоставить ценную информацию. Нашими главными ресурсами здесь являются сравнительная филология и изучение различных литератур. Язык был удачно назван кристаллизовавшейся или окаменевшей мыслью, и при умелом обращении с ним можно открыть множество интересных тайн прошлой ментальной истории. Таким образом, богатый и разнообразный словарный запас Профессор Макс Мюллер утверждает, что таганский диалект, содержащий более 30 000 слов, является огромным унаследованным богатством, далеко превосходящим потребности нынешнего поколения, чтобы указать на деградацию этой расы из прежнего состояния значительного умственного развития, а не на постепенная эволюция от более низкого и менее интеллектуального состояния. {2} Точно так же присутствие в различных языках слов, обозначающих определенные моральные идеи, может служить важным свидетельством в спорных интерпретациях сознания.

3. Исторический или генетический метод. — Тщательное изучение человеческого разума, проявляющегося в разные периоды жизни и на разных ступенях цивилизации, может пролить свет на законы, управляющие развитием умственных способностей, и на условия, которые привели к возникновению различные обычаи, чувства и способы мышления. Исторические исследования нравов, религий и социальных институтов различных народов могут оказаться здесь очень плодотворными.

4. Психология животных. — Изучение инстинктов, привычек и другой психической деятельности низших животных, если оно проводится в трезвом и рассудительном духе, может оказать значительную помощь в некоторых вопросах. Эта сфера исследования, сгруппированная с только что упомянутой, представляет собой иногда довольно сомнительно достойный титул Сравнительная психология . Однако антропоморфная склонность человека проецировать свои мысли и чувства на других существ делает этот научный инструмент особенно уязвимым для злоупотреблений. Тем не менее, при соблюдении надлежащих мер предосторожности, это может помочь нам материально. С его помощью мы можем успешно применять великие индуктивные методы разности и вычетов. Низшие животные обладают определенными способностями, общими с человеком, но им недостает других, и, следовательно, путем тщательного изучения их действий мы можем различить, в какой мере поведение человека необходимо обусловлено различными способностями.

5. Физиология. — Наука физиология также является ценной информацией. Интимный характер отношений между разумом и организмом, столь сильно подчеркнутый в аристотелевской и схоластической философии, рассматривающей душу как форму тела, с каждым днем ​​получает все больше разъяснений с развитием биологической науки. При исследовании чувственных операций, развития воображения и памяти, формирования привычек и передачи наследственных склонностей очевидна польза знания физической основы этих явлений; но так как все психические процессы, даже самые чисто духовные акты интеллекта и воли, вероятно, сопровождаются или обусловливаются мозговыми изменениями, то нельзя уделять слишком много труда изучению конституции, строения и работы организма. При этом необходимо соблюдать осторожность четко различать два порядка фактов. Психическое состояние и его физиологическое сопровождение или состояние разделены, как говорит профессор Тиндаль, «непреодолимой пропастью». Следовательно, недостаточно открыто признать один или два раза, как признает большинство авторов сенсистской школы, что нервные и психические события разделены различием, превосходящим все другие различия, а затем забыть или заставить читателя забыть. , жизненный характер этой разницы. Психические состояния должны трактоваться и описываться повсюду таким образом, чтобы в уме учащегося не возникало смешения между двумя видами феноменов, и он не должен вводить себя в заблуждение, предполагая, что сознательный процесс был окончательно объяснен, когда его физическое корреляции, или когда вся операция описана туманным физиологическим языком.

6. Патология: Психиатрия. — Рука об руку с физиологией идет патология, дополнительная наука об органических заболеваниях; и возможности, открывающиеся в исследованиях, связанных с этой отраслью знания, для наблюдения за умственной деятельностью в изолированном или ненормальном состоянии, иногда проливают свет на неясные вопросы. Сомнамбулизм, иллюзии, галлюцинации и различные формы помешательства обнаруживают в исключительных условиях особые психические функции и нередко подсказывают или подтверждают объяснение особых психических операций. Точно так же изучение людей, лишенных различных органов чувств, может способствовать научному анализу нормального восприятия и открытию того, как многое связано с различными факультетами. Но и здесь требуется суждение, и мы должны остерегаться придавать слишком большое значение неправильным и исключительным случаям. Эмоциональный интерес, возбуждаемый ненормальными явлениями, может легко привести нас к преувеличению их философского значения и Забвению о том, что в конце концов подлинным предметом нашей науки является Мужская Сана в corpore sano . Реальность этой опасности становится очевидной, когда мы обнаруживаем, что психологи основывают свои теории о природе души или ее познавательных операций не на наблюдениях за деятельностью нормального здорового ума, а на сомнительных догадках относительно каких-то темных явлений. плохо понимаемые формы умственной аберрации, которые появляются, возможно, один раз среди ста тысяч человеческих существ.

7. Экспериментальная психология: Психофизика: Психометрия. — Тесно связаны с физиологической психологией некоторые методы исследования , называемые иногда Экспериментальная психология . Строго говоря, всякий раз, когда мы преднамеренно проявляем или заставляем другого проявлять какую-либо форму умственной деятельности, чтобы наблюдать за ней, мы проводим «психологический эксперимент». Но термин «экспериментальная психология» обычно ограничивается более сложными методами модификации психических операций с целью их изучения. Недавно были изобретены различные остроумные средства для оценки силы и точности воображения, памяти и некоторых органов чувств; и многочисленные «психологические лаборатории» были построены для проведения этих исследований в Германии, Америке и других странах. Условия психометрия и психофизика более конкретно используются для обозначения различных методов, используемых для измерения продолжительности простых психических процессов, а также отношения между интенсивностью ощущений и их раздражителями. Мы еще вернемся к этой теме.

Эти методы не новы. — Здесь мы подробно перечислили различные источники, из которых наша наука черпает свои материалы, но, хотя только в последнее время вошло в обычай так подробно классифицировать их, все они, кроме последнего, использовались писателями. по философии разума со времен Платона и Аристотеля. Некоторые недавние авторы время от времени верят, что эти методы индуктивного исследования являются результатом современных открытий и что с их помощью были достигнуты или в ближайшем будущем будут достигнуты удивительные успехи неопределенного характера в нашем познании природы. разума. Однако сравнительно краткое изучение великого труда Аристотеля о душе и его дополнительных трактатов по специальным психологическим вопросам покажет, насколько полно он оценивал ценность этих расширенных полей информации. {3}

Рациональная психология: метод. — Метод, применяемый в рациональной психологии, будет в основном выводным. Из истин, установленных в предыдущей части нашей работы о жизни души, мы сделаем выводы о ее внутреннем строении; от характера деятельности мы будем рассуждать о природе деятеля, от степени совершенства действия мы будем рассуждать до степени совершенства причины.

Атаки на психологию. — Область, только что отведенная психологии, вызывает возражения со стороны авторов самых разных школ в этой стране, так что, возможно, будет уместно добавить несколько дополнительных замечаний в защиту нашей позиции. Противников мы можем разделить на три класса. Некоторые отрицают возможность существования науки рациональной или феноменальной психологии. Другие, допуская существование подлинной науки о явлениях духа, отрицают возможность какого-либо реального знания о природе или существовании души. Другие, опять же, признавая вместе с этим вторым классом ценность эмпирической психологии, исключают из ее рассмотрения различные вопросы, как, например, свобода воли и происхождение интеллектуальных идей, на том основании, что это метафизические или философские проблемы, которые надлежит решить. лечится в другом месте. Что касается этой последней точки зрения, расхождение с нами может заключаться главным образом в методе и классификации. При условии, что эти вопросы удовлетворительно обсуждаются в какой-либо области философии, не представляется существенным, какой отдел выбрать. Мы можем, однако, указать, что психология, философия разума, по-видимому, более четко обязана решать эти проблемы, чем любая другая наука; и, во-вторых, как мы уже говорили, любая попытка адекватного рассмотрения ментальных феноменов неизбежно повлечет за собой определенный философский взгляд на природу наших способностей.

Единственный достаточный ответ писателям второго класса — отрицающим возможность рациональной науки о душе — состоит в том, чтобы разработать систематизированный свод определенных истин относительно ее природы и отношений, существующих между ней и телом. Этого мы постараемся достичь во второй книге настоящего тома. Что работа, претендующая на звание трактата по психологии, должна сделать нечто подобное попытка кажется настолько очевидной, что трудно понять, почему эта обязанность так повсеместно игнорируется в английских руководствах. Влияние Локка и национальная неприязнь к метафизической аргументации во многом способствовали этому, но, вероятно, авторитет шотландской школы имел еще большее значение. Ибо именно Рид и Стюарт были наиболее заинтересованы в удовлетворительном изложении свидетельств, касающихся существования и характера человеческой души, естественно, искали надлежащего подтверждения предмета. К сожалению, идолопоклонство перед эмпирическими фактами и презрение к дедуктивным рассуждениям достигли апогея в школе здравого смысла. Как следствие, преклонение перед бэконовским методом в его наиболее преувеличенно порочной форме причинило то зло в науке о духе, которое оно, несомненно, произвело бы, если бы ему так же верно следовали, в изучении внешней природы. {4} Таким образом, мы находим, что в то время как в Германии и других континентальных странах ментальную философию рассматривали с целью решения самых интересных и важных проблем, которые могут занимать человеческий дух, британские психологи стремились преобразовать свои науку в простую естественную историю психических явлений. Всякая попытка всестороннего рассмотрения нашей психической деятельности клеймит как неправомерное введение философских проблем, и мы, наконец, достигли той стадии, когда даже такой чисто психологический вопрос, как свобода воли, подлежит жесткому бойкоту на основании его связь с дискредитировавшей себя наукой метафизикой.

Возражения против самоанализа. — Что касается третьего класса противников — тех, кто отрицает возможность подлинной науки даже о феноменальной психологии, — поскольку они нападают на основы, на которых зиждется вся наша работа, мы здесь изложим и кратко ответим на их главные доводы. Ведущий представителями этого взгляда были Конт во Франции и доктор Модсли дома. Оба учат, что психология является лишь вспомогательным отделом биологии и что ее следует изучать исключительно или главным образом объективными методами. Доктор Модсли подробно излагает доводы против психологии в первой части своей работы, Физиология разума . Но в этом, как и в других философских вопросах, этот энергичный писатель, по-видимому, не придерживается очень ясных и последовательных мнений даже на протяжении всего тома.

1. Он настаивает на том, что психология как отдельная независимая наука, построенная на интроспекции, невозможна, ибо интроспекция сама по себе невозможна. для наблюдения». ( Физиология разума , с. 17.)

Это утверждение мы оспариваем и в поддержку нашего взгляда апеллируем к внутреннему опыту каждого человека. Во-первых , что касается различных видов нашей чувственной жизни, ощущений, восприятий, влечений, удовольствий и страданий, наша единственная трудность состоит в том, чтобы понять, как такое утверждение, что внимание к ним вызывает их немедленное уничтожение, вообще могло быть написано. Жизнь можно было бы без особого труда сделать счастливой, если бы наши неприятные состояния и переживания исчезали, когда мы обращались к ним; но, к сожалению, холод, голод, жажда, болезни, мышечное напряжение и зубная боль не являются такими услужливыми посетителями. Действия зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, безусловно, могут быть изучены как в реальном воздействии на их объекты, так и в том виде, в каком они воспроизводятся в воображении. Во-вторых , то, что мы можем обращать внимание на наши высшие формы умственной деятельности и исследовать их, также несомненно. Эмоции, желания, представления об отношениях, рассуждения могут изучаться как параллельно в их прямом ходе {5} , так и после вспоминается по памяти. В любом случае это в равной степени связано с самосознательной силой ума и подразумевает в нас более высокий порядок умственной деятельности, чем тот, который связан с простыми чувственными аффектами. Нашим единственным доказательством этого, как и всякого другого психологического факта, должно быть обращение к собственному сознанию каждого человека.

2. Опять же, максима «индуктивной философии состоит в том, что наблюдение должно начинаться с простых примеров, поднимаясь от них шаг за шагом посредством соответствующих обобщений» (Модсли, стр. 19). Более того, поскольку наука универсальна, психолог должен быть способен созерцать множество образцов, демонстрирующих объект его исследований на различных стадиях его развития. Но интроспекция представляет для исследования только один предмет, и тот самый редкий и исключительный, «сложное самосознание образованного белого человека». Следовательно, даже если бы интроспекция была возможна, ее избавления были бы лишены того свойства всеобщности, которое необходимо для всякой подлинной науки. На это мы можем, во-первых, ответить, что даже если бы несколько анатомов ограничились изучением одного человеческого организма, они все же смогли бы составить набор результатов, содержащих значительную степень согласия. Во-вторых, сравнение наблюдений психологов, обращение к общему опыту и несколько описанных нами объективных методов, которые применялись с самого рождения психологии полностью разрушили силу предполагаемой трудности.

3. Аналогичное возражение выдвигается против необходимого ограничения интроспективного наблюдения одним наблюдателем, «свидетелем, чьи показания не могут быть получены никем, кроме него самого, и чья правдивость, следовательно, не может быть проверена… Наблюдаемое и наблюдатель един, и вряд ли наблюдатель в таком случае будет беспристрастен к чувствам наблюдаемого и будет строго подчиняться правилам точного наблюдения». ( id. ) Ответ на последнее возражение в значительной степени применим и здесь. Далее, (а) психолог, подобно физиологу и любому другому научному исследователю, должен стремиться отбросить предрассудки и подходить к своему предмету беспристрастно. б) Он должен, как и они, проявлять осторожность и усердие. И (в) он должен проверять свои результаты сравнением с результатами других наблюдателей и изучением других умов с помощью различных дополнительных методов.

4. Доктор Модсли также утверждает, что возможности самоанализа очень ограничены. а) «Сознание, которое даже не говорит нам, что у нас есть мозг, безусловно, неспособно дать какой-либо отчет о существенных материальных условиях нашей психической жизни». (стр. 21.) (б) Сама ментальная жизнь также в значительной степени находится за пределами досягаемости интроспекции. «Это истина, которую нельзя слишком отчетливо усвоить, что сознание не соразмерно разуму». (стр. 25). Что касается первой части трудности, то, быть может, физиологу можно было бы несправедливо возразить, что метод внешнего наблюдения, на котором основана его наука, ничего не может сказать нам о психических состояниях, глубоко влияющих на многих людей. физические процессы. Опуская это, однако, достаточно напомнить, что сознательные состояния и умственная деятельность являются реальными фактами, отличающимися по своему характеру от всех физических событий, чтобы дать им такое же право претендовать на то, чтобы образовать адекватную материю для самостоятельной науки, как это делает физиология. отделить от химии или механики. Наконец, изучение физических условий сознательных процессов является законным источником полезной дополнительной информации. информация, как мы уже указывали ранее, полностью признавалась со времен Аристотеля; но, к сожалению, из-за крайне отсталого до сих пор состояния науки физиологии вообще, и особенно в том отделе, который имеет дело с физическими основами душевной жизни, она может дать очень мало надежной информации, сколько-нибудь значимой.

5. Доктор Модсли также утверждает, что иллюзии и галлюцинации душевнобольных кажутся им такими же ясными и очевидными утверждениями сознания, как и интроспективные наблюдения психолога. Поэтому последние ненадежны. Это возражение тривиально. К сожалению, среди исследователей как души, так и тела возможно сумасшествие, но в конечном счете наука не пострадает от таких несчастий.

6. Наконец, в качестве общего доказательства бесполезности субъективной психологии утверждается, что «нет согласия между теми, кто приобрел способность к самоанализу». ( ид. ) Это возражение основано на смешении двух совершенно разных вопросов: о характере психических состояний, о которых психологи говорят, что они осознают, и о гипотезах или объяснениях, которые они выдвигают для объяснения этих состояний. Что касается первого, то здесь имеется очень большое общее согласие, это обнаружит любой, кто заглянет в психологическую литературу даже самых противоположных школ. С другой стороны, широкое и многообразное расхождение в теориях, выдвинутых для объяснения происхождения и природы психической жизни, недвусмысленно демонстрирует история философии с момента отказа от великого схоластического течения мысли. Но это не вина интроспекции, так же как противоречивые взгляды на источник солнечного тепла не являются отражением надежности телескопа.

Реальные трудности. — Мы так долго рассматривали возражения д-ра Модсли не потому, что мы придаем большое значение его работе, а потому, что обсуждение его аргументов помогает прояснить учащемуся фактические трудности и ограничения Интроспективы. Метод. Ибо надо признать что внутреннее наблюдение часто бывает непростым. Психические состояния, в отличие от объектов физической науки, неустойчивы и постоянно меняются. Они не независимы от сопутствующих состояний. Хотя это неправда, что всякая интроспекция должна быть ретроспективной, однако более сильные формы душевного возбуждения могут быть адекватно изучены только посредством воспоминания. И подражание непосредственному наблюдению за единичным экземпляром с его неизбежными особенностями может быть сопряжено с серьезным риском. Предвзятость и интеллектуальные предубеждения могут бессознательно мешать правильной оценке фактов, и само наше знакомство с нашими психическими состояниями увеличивает труд точного наблюдения. Тем не менее эти препятствия к самонаблюдению могут быть преодолены (а) усердием и вниманием, (б) навыком, приобретаемым практикой размышления, (в) усердием в повторении наших наблюдений в различных условиях и употреблением памяти для последующего изучения состояний, которые не могут быть хорошо изучены во время происходящего; (d) честное усилие быть непредубежденным и беспристрастным в наблюдении фактов и быть начеку против более впечатляющих особенностей воображения и чувственных состояний; наконец, путем (д) наиболее полного использования различных дополнительных объективных методов для проверки и подтверждения результатов прямого самонаблюдения.

Чтения. — О противоположности в природе между психологией и объективными науками, ср. философских и теогических эссе д-ра Мартино , «Церебральная психология», стр. 245-253. О различных методах см. Пеш, Institutiones Psych. §§ 25-30; Доктор Гутберлет, Die Psychologie (Мюнстер), стр. 1–15; и Ф. Марк Болдуин, Sense and Intellect , стр. 20-32. О возражениях против возможности психологии см. Пещ, иб. §§ 31-34. О необходимости последовательной теории рациональной психологии даже для полного представления о физиологических условиях психической деятельности см. Physiological Psychology профессора Лэдда, стр. 585, 586; см. также «Разум» и «Психология» автора в Католической энциклопедии .


{1} Справедливость этого замечания поразительно иллюстрируется историей Ментальной Философии в нашей стране тем, как относительная деятельность ума — его способность постигать универсальные отношения — игнорировалась или неверно истолковывалась всеми приверженцами сенсаций. школа от Хартли до доктора Бейна. Работы Стирлинга, Грина, Брэдли и других мыслителей гегелевского направления оказали в последние годы благотворное влияние на повторное открытие этой интеллектуальной способности, которая занимала столь видное место в психологической системе ведущих философов-схоластов. .

{2} См. «Дикарь», Девятнадцатый век , январь 2885 г., с. 120. Профессор Макс Мюллер очень убедительно доказывает, что «великолепные руины диалектов, будь то огнеземельцев, могавков или готтентотов, говорят нам о мыслителях, с которыми в настоящее время никто не может сравниться». На таганском языке говорят аборигены Терра-дель-Фуэго, раса, которую Дарвин считал самой низшей и наименее развитой семьей из когда-либо найденных человеческих существ.

{3} М. Сен-Илер ясно показал, насколько точными были взгляды основателя перипатетической школы на использование индуктивных методов в психологии. (ср. Psychologie d’Aristote , стр. lii. — lxv.)

{4} О реакции на чисто бэконовское учение о методе в последнее время см. Jevons’ Principles of Science , Vol. II. в. ХХIII. Он замечает, что «ее ценность можно оценить исторически по тому факту, что ей не следовал ни один из великих мастеров науки». (стр. 134.)

{5} Г-н Салли, который защищает интроспективный метод, все же кажется, что непосредственное сопутствующее рассмотрение настоящее ментальных состояний невозможно, что мы можем правильно сказать, что наблюдаем только последние состояния, и что на самом деле «всякая интроспекция есть ретроспекция» Иллюзии , с. 190 и Очерки психологии , с. 5.) Этот принцип является необходимым выводом из сенсуалистской теории психической жизни, но логическая позиция для последователя этой школы — это позиция, принятая д-ром Модсли, а не хромающее и непоследовательное учение мистера Салли. Для ума, не наделенного никакими действиями, существенно более высокими, чем действия чувственного порядка, равно невозможны как самоанализ, так и самоанализ. Но то, что человеческий разум способен одновременно наблюдать свои собственные нормальные состояния, становится очевидным для любого, кто попытается это сделать.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts