Психология конфликта и способы его разрешения: Конфликт и пути его решения

Конфликты, их причины и способы разрешения

https://player.vimeo.com/external/154169311.sd.mp4?s=ab0f12fe0280412b87b9d45c9b3dd8c86afdeb12&profile_id=112

Фильм «Ликвидация»

Фильм «Джанго освобожденный»

https://player.vimeo.com/external/154169076.sd.mp4?s=a44f91d96f4478041cf6c1aecf1902e2829030d8&profile_id=165

Фильм «Мост»

​​​​​​​Конфликт – взаимные враждебные действия. Мягче – враждебное отношение. Враждебные действия не обязательно должны быть намеренными – конфликты нередко начинают с конфликтогенов, которые люди допускают без всякого злого умысла. Разрастаясь, от случайных ударов конфликт нередко разрастается в протест, ссору, вражду, отсутствие контактов, а в более серьезных случаях и в войну…

Конфликты и конфликтные ситуации изучает конфликтология.

Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека – еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация – сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.

Межличностные конфликты часто провоцируются чувствами и эмоциями, но пока не было враждебных действий, конфликта еще нет. Однако для женщин конфликт – в большей степени чувство, чем объективка, и если девушка чувствует негативное отношение к себе другой женщины, она легко может сказать: «Мы в конфликте». Повышенная чувствительность к возможности конфликта при хорошей голове – благо, при плохой голове – беда.

Есть ситуации, провоцирующие людей на конфликт; тем не менее, возникновение (или не возникновение) конфликта во многом зависит от человеческого фактора. Есть люди, которые как будто притягивают к себе конфликты, а есть такие, вокруг которых конфликты редкость. Чтобы реже попадать в конфликт, обходите ненужные вам конфликтные ситуации, не связывайтесь с ненадежными или конфликтными людьми, учитывайте эмоциональное состояние свое и окружающих, заботьтесь о том, чтобы не провоцировать конфликты своим собственным поведением и стилем общения.

Конфликты – естественная часть человеческой жизни: люди конфликтовать любят, в конфликтах люди крепчают, без конфликтов просто мало кто умеет жить. С другой стороны, цивилизованные люди хотят жить без ненужных конфликтов и имеют на это право. Там, где можно договориться, лучше договориться, а не конфликтовать. Мудрые люди учатся ненужные конфликты предупреждать, а начавшиеся – гасить.

Предупреждение и разрешение конфликтов сильно затрудняется тем, что каждый конфликт не похож на другой. Все конфликты – разные. Есть конфликты, в которых участвуем мы сами, и есть конфликты людей вокруг нас. Основные типы конфликтов, это конфликт опасности, конфликт препятствия, конфликт власти и конфликт статуса. По причинам, вызывающим конфликты, выделяют конфликты интересов, конфликты по недоразумению, конфликты из-за конфликтного поведения сторон, конфликт из-за конфликтной личности, и многие другие. По областям протекания (это привносит некоторую специфику в их развитие и разрешение), выделяют конфликты межличностные, внутриличностные, хозяйственные, межгосударственные и многие другие.

По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные.

Всегда ли плохи конфликты? Распространено мнение, что конфликты – это всегда плохо. В целом это скорее так, но жизнь всегда сложнее простых ответов. В конфликтах есть не только очевидные минусы, но и иногда нужные плюсы. Конфликт вреден тем, кто не умеет вести себя в конфликте, и бывает полезен в руках подготовленных людей.

Конфликт может начаться и не по вашей воле. Так или иначе, он уже начался или начинается. Как себя вести в этой ситуации разумному и порядочному человеку? Обычная схема поведения, решающая конфликт цивилизованным образом, состоит из следующих друг за другом этапов: реагируем по-доброму, переходим к предупреждению, проводим управляемый конфликт. При правильном поведении конфликт удается погасить еще на начальных стадиях, тогда ни предупреждение, ни управляемый конфликт оказываются не нужны.

Ввязываться ли в конфликты вокруг нас? Иногда это наша обязанность: например, защитить слабого или остановить наглого.

Можешь прекратить ссору или драку – прекрати. Если ты мудрый и сильный, тем более если дело происходит на твоей территории — наведи порядок, научи и приучи людей жить по-доброму, по человечески. Однако если дело происходит на чужой территории, то мудрые люди помнят, что конфликт провоцируется чаще двумя сторонами, и лишний раз в чужой конфликт стараются не влезать.

Если вы хотите (или обязаны) разрешить происшедший между кем-то конфликт, нужно устранить его причины и создать условия для мирного и конструктивного взаимодействия. Разрешение конфликта может идти по достаточно разным направлениям, учитывающим разнообразие причин конфликта. А именно,

  • если можно устранить предмет конфликта, снять объективный раздражитель, порождающий конфликт – устраните. Не надо заниматься психологией там, где можно решить вопрос деловым образом.
  • по возможности выведите из ситуации конфликтных людей, провентилируйте эмоции, снимите конфликтное поведение и конфликтное общение участников. Если нужно – сделайте это административным образом. Смотри Прекращение конфликтного поведения
  • если причина в конфликте интересов, либо в тех или иных разногласиях – переводите конфликт в оперативные переговоры. См. Как договариваться, Как конфликт перевести в переговоры и Семейные разногласия — как договариваться мужу и жене
  • если дело в недоразумении либо негативном восприятии происходящего, попробуйте изменить видение конфликтной ситуации,
  • когда пройдет острая фаза конфликта, на будущее – поищите возможность изменить личные отношения между участниками конфликта.

Способы разрешения конфликтов — межличностных, педагогических

Способы разрешения конфликтов взаимосвязаны с общим источником противоречия, заключающимся в несовпадении интересов сторон. Конфликтом называют естественный процесс, являющий собой столкновение интересов различного характера. Знание конструктивных способов и разумных механизмов выхода из состояния противоборства между субъектами помогает лучше постигнуть собственную личность и понять других индивидов, содействует максимально эффективному взаимодействию со средой, обнаружению многообразия взглядов и мировоззрений. Конструктивный выход из ситуаций противостояния выводит взаимодействие субъектов и их отношения на более высокий и качественный уровень, расширяет в целом потенциал коллектива, сплачивает его.

Управление конфликтами – это осмысленная деятельность в отношении столкновений, реализуемая на всех стадиях его формирования и завершения участниками конфликтной ситуации или третьей стороной. Наряду с этим стержневым инструментом выхода из ситуаций противостояния является не блокировка развития противоречия, а устремленность к его разрешению неконфликтными методами.

Способы предупреждения конфликтов

В процессе коммуникативного вербального взаимодействия люди конфликтуют между собой. Данное явление считается неизбежным.

Науку, рассматривающую проблемы управления ситуациями противостояния, способы предупреждения зарождения конфликтов и их разрешение, называют конфликтологией. Конфликтология опирается на то, что поведенческие реакции индивидов обуславливаются не только целесообразными, но и иррациональными побуждениями, вследствие чего ее довольно трудно предсказать. Подобные периоды стихийности особенно склонны к увеличению в обстоятельствах эмоциональной интенсивности и стрессовых ситуациях.

Урегулирование конфликтов при помощи научных методов представляется довольно сложным. Однако, основываясь на теоретических выводах социологической и психологической наук, теории управления и существующие методы разрешения ситуаций конфронтации, нынешняя конфликтология выработала целый комплекс методик, обеспечивающих оптимальное поведение индивидов в ситуациях противостояния, конструктивное окончание подобных ситуаций, их профилактику и предотвращение.

Любая конфликтная ситуация имеет связь с неудовлетворением каких-то определенных надобностей индивида либо коллектива. Поэтому меры по предупреждению зарождения подобных ситуаций должны включать в себя изначально приемы по выявлению причин, потенциально содержащих в себе вероятность образования конфликта. Факторы, провоцирующие зарождение ситуаций конфронтации охватывают социальный и психологический уровни. К факторам социальной направленности относят экономические противоречия, политические и духовные расхождения общественной жизни.

Механизмы профилактики влияния причин, провоцирующих конфликты данного уровня, сводятся к действиям со стороны государства, таким как:

— проведение экономической политики, базирующейся на принципах равенства и социальной справедливости;

— упрочение во всех сферах жизнедеятельности социума принципов верховенства права;

— повышение образованности населения, его культурного уровня, конфликтологической грамотности.

Воплощение в жизнь перечисленных действий являются наиболее надежным способом исключения из общественной жизни конфликтов разрушительного характера и множества других негативных факторов.

Наряду с этим каждый социально зависимый конфликт всегда обладает психологической подоплёкой. Однако высокая степень развития психики индивидов определяет и ее сравнительную автономность, независимость от социальной среды. Поэтому можно выделить виды конфликтов, порожденные только психологическими факторами, в которых довольно тяжело разглядеть социальную подоплеку. Подобные конфликты вызываются чувствами обманутого доверия, сомнениями в разумности выбранного пути, взаимной неприязни и другими исключительно психологическими факторами.

Способы предупреждения и разрешения конфликтов психологического уровня включают нейтрализацию или трансформацию агрессивных чувств, установок и намерений индивидов.

Способы разрешения конфликтов и методы лежат в организации деятельности по предотвращению зарождения ситуаций и могут реализовываться самими участниками социального процесса взаимодействия.

Такие методы и способы разрешения конфликтов могут вестись по главным четырем направлениям. Первое направление включает формирование объективных условий, которые препятствуют зарождению и деструктивному образованию предконфликтных ситуаций. Всецело исключить появление в коллективе или обществе предконфликтных ситуаций невозможно, но организовать условия для их минимизации и разрешения недеструктивными методами необходимо. К подобным условиям можно отнести формирование благоприятной обстановки для жизнедеятельности специалистов в учреждении (справедливое распределение в коллективе материальных благ, наличие нормативных процедур решения обыденных предконфликтных ситуаций, удобная планировка помещений, эргономичное распределение мебели в кабинетах, наличие живых растений и др. ).

К следующему направлению следует отнести важнейшее объективно-субъективное условие предотвращения возникновения конфликтных ситуаций – оптимизацию управленческих мероприятий и организационных предпосылок для эффективного функционирования компании. Такие мероприятия включают оптимизацию организационной структуры и функциональных взаимосвязей компании, проведение мониторинга соответствия специалистов предъявляемым требованиям к ним, грамотное оценивание результатов профессиональной деятельности работников.

К третьему направлению относится ликвидация социально-психологических предпосылок развития конфликтов. Заключительное направление охватывает блокировку личностных факторов, провоцирующих развитие конфликтов.

Существуют основные способы разрешения конфликтов, к которым относятся юмор, психологическое «поглаживание», компромисс, ультиматум, третейский суд, подавление.

Юмор можно использовать в качестве добродушного насмешливого отношения к расхождениям. Однако нужно отграничивать беззлобный юмор и сарказм, который может обидеть конфликтующую стороны, тем самым усугубив ситуацию. Так называемое психологическое «поглаживание» заключается в проявлении ласки, в выделении положительных качеств «противника». Достижение компромисса происходит через соглашение сторон, базирующееся на взаимных уступках. Ультиматум представляет собой предъявление категорического требования, таящего в себе угрозу применения каких-либо средств воздействия, в случае отказа. Третейский суд в качестве приема разрешения конфликта выделяется тем, что особа, не принимающая участие в конфликте, может помочь «противникам» увидеть ранее ими незамеченное. Подавление бывает моральным или физическим и заключается в разрыве связей. Данный способ считается наиболее неблагоприятным и используется, если задеты принципы или убеждения, которыми субъект противостояния не в силах поступиться.

В связи с вышеизложенным, следует сделать вывод, что каждый субъект выбирает свою собственную линию поведения в ситуациях противостояния, персональную технику управления конфликтными взаимоотношениями. Только через множество проб и на собственных ошибках можно выбрать правильную для себя модель поведения в ситуациях конфронтации. После убеждения в эффективности выбранной модели, ее нужно совершенствовать, опираясь на субъективные ощущения.

Также можно выделить стратегии поведения в ситуациях конфронтации: противостояние, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка.

В начале разворачивания конфликта или в ситуациях возникновения противостояния каждому участнику такого процесса следует определиться с формой, стилем дальнейшего реагирования для того чтобы последствия минимально сказались на их интересах. При зарождении конфликтной ситуации субъект или группа лиц могут выбирать один из нижеприведенных вариантов поведения:

— активную битву за собственные интересы, ликвидацию или усмирение любого сопротивления;

— уклонение от конфликтного взаимодействия;

— выработку удовлетворяющего соглашения обоих сторон, компромисса;

— использование последствий конфликта в собственных интересах.

Противостояние или противоборство выражается в активной борьбе субъектов за собственные интересы, отсутствии элементов сотрудничества в ходе поиска решений, устремленности только на собственную заинтересованность в ущерб интересов противника. Субъект использует все известные ему приемы для получения нужных ему результатов, например, власть, давление на оппонента, принуждение и др. Ситуация воспринимается субъектом в качестве имеющей особую важность, что провоцирует его на занятие жесткой позиции в отношении оппонента. Условиями использования данной модели являются восприятие ситуации в качестве чрезвычайно значимой для субъекта, наличие власти или иных возможностей настоять на собственной точке зрения, ограниченность времени для разрешения сложившейся ситуации, необходимость действовать жестко.

Сотрудничество представляет собой принятие активного участия противоборствующих сторон в поиске решений, которые смогут удовлетворить всех субъектов такого противостояния. Здесь наблюдается заинтересованность всех оппонентов в выработке единого решения и открытый обмен суждениями. Данная модель предполагает участия всех членов и продолжительную работу. Если у сторон есть время и решение задачи для них обладает первостепенной важностью, то допустимо всестороннее обсуждение разногласий при таком подходе и выработка единого решения при соблюдении интересов всех оппонентов.

Действия сторон, направленные на разрешение ситуации посредством взаимных уступок, на создание промежуточного решения, которое бы устраивало обе стороны, называются компромиссом. Такая модель применима исключительно в условиях равного положения участников, отсутствия большого количества времени для поиска лучшего решения.

Избегание или уклонение (уход) заключается в свершении действий отдельного индивида. Эта модель выбирается при нежелании индивида отстаивать собственную позицию или права, вырабатывать промежуточные решения, уклонении от спора. Данная модель предполагает стремление к избеганию ответственности за выработанные решения. Такое реагирование возможно при условии, что для индивида не важен исход конфликта, разрешение ситуации требует много сил у сторон, для разрешения ситуации в свою сторону него не хватает власти.

Уступчивость или приспособление заключается в действиях индивида, направленных на сохранение и возрождение благоприятных взаимоотношений с соперником посредством сглаживания расхождений в ущерб собственной заинтересованности. Реализация данного подхода возможна при условии, что вклад субъекта не очень велик, а вероятность проигрыша очевидна, предмет противоречий более значим для соперника, чем для него самого, сохранение хороших взаимоотношений с соперником важнее разрешения спора в собственную пользу, у субъекта мало власти.

Эффективные способы разрешения конфликтов предполагают не только управление уже возникшим противостоянием, но и организацию условий для его предотвращения. При этом наибольшей значимостью обладают профилактические способы разрешения конфликтов. Именно грамотная работа по предотвращению конфликтов способствует сокращению их количества и исключению вероятности возникновения деструктивных ситуаций противостояния.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Столкновение индивидов с всевозможными целями, различными характерами, мировоззрениями называют межличностным конфликтом. Подоплекой для зарождения конфликта считается проблематичная или противоречивая ситуация, которая появляется при стремлении к удовлетворению противоположных целей, несовпадении интересов индивидов и др. Конфликтная ситуация является непременным условием зарождения самого конфликта.

Внезапно образовавшийся конфликт необходимо постараться избежать. В случаях, когда избежать не получается нужно встретить его спокойно с установкой на скорейшее конструктивное разрешение к удовлетворению обоих противоборствующих сторон. Для разрешения ситуаций конфронтации нужно быть подготовленным. Необходимо четко понимать свою цель. Для грамотного и конструктивного регулирования межличностными конфликтными ситуациями важно не забывать о собственной позиции и стараться понять точку зрения противостоящей стороны, а также осознавать состояние ситуации в целом. Конструктивный выход из ситуаций конфронтации предполагает спокойное заявление о собственных интересах и беседу с противником о его желании либо нежелании разрешить конфликт. Если оппонент не согласен с представленной точкой зрения и не собирается разрешать конфликт, то нужно узнать у него каким образом он видит разрешение ситуации. После готовности обоих сторон к урегулированию ситуации противостояния, необходимо осознать собственное состояние, ощущения в конкретный момент и понять, чья позиция ближе: своя или противника.

Разумное разрешение межличностных противостояний предполагает поиск понимания, а не личностную победу. Нужно стараться спокойно обсуждать факторы, спровоцировавшие зарождение конфликта. Поэтому нужно разобраться в том, что конкретно вызвало конфликт – действия противника или недопонимание ситуации. Всегда следует предполагать лучшее, а не обвинять до выяснения мотивов и точки зрения оппонента.

Собственную позицию следует отстаивать, но не посредством давления на партнера. Давление сужает возможности обоих оппонентов и не содействует разрешению ситуации конфронтации.

Существует определенная модель поведения, способствующая конструктивному выходу из сложившейся ситуации противостояния. В первую очередь необходимо использовать в речи фразы, которые будут «поднимать» оппонента, а не «опускать» его. Нужно отдавать себе отчет, что аргументы отвечают реальности, а не являются следствием преувеличения. Также необходимо пытаться не использовать в споре, таких наречий, как всегда или никогда. В беседе нужно быть доброжелательным, открытым и честным. Также нужно помнить о золотом правиле, которое поможет выйти с достоинством из любого противоборства. А правило звучит следующим образом – «порой лучше промолчать». Необходимо понимать, что конфликтная ситуация возникает вследствие несовпадения интересов, точек зрения, принципов, а не из-за личностных качеств участников. Поэтому в ходе спора нужно нападать непосредственно на предмет конфликта, а не на личность. Говорить следует конкретно и аргументировано, а не обобщать. Решать необходимо главные задачи, а не придираться к мелочам. Не нужно говорить о сопернике, следует говорить о себе. Например, вместо фразы: «ты врешь», лучше сказать: «я владею иной информацией».

В процессе разрешения спорных ситуаций нужно стараться держать собственные эмоции под жестким контролем. Другими словами, подавлять эмоции не следует, но и позволять им управлять собой нельзя.

Необходимо научиться ощущать атмосферу ситуации целиком, ведь каждый участник процесса играет в ней определенную роль.

Способы разрешения педагогических конфликтов

В учебных заведениях педагоги сталкиваются с разнообразными ситуациями противостояния и конфронтации, которые могут быть поделены на несколько групп в зависимости от статуса участников: между учащимся либо группой учеников или их родителями и педагогом, между самими учащимися, конфликты в коллективе учителей и внутрисемейные конфликтные ситуации у отдельно взятого школьника, последствия которых влияют на его школьную жизнь.

По своему содержанию перечисленные выше виды конфликтов бывают деловыми или личного характера. Конфликтология подразделяет все педагогические конфликты по содержанию ситуации, спровоцировавшей их зарождение, на конфликты отношений, деятельности и поведения. Сегодня число таких конфликтов возросло в связи с добавлением еще и социального фактора, например, материальные проблемы, обуславливающие снижения интереса к учебной деятельности.

Конфликты поведения связаны с нарушениями школьниками предписаний, принятых в учебном заведении. Проще, быстрее и конструктивнее разрешаются конфликты, обусловленные связью с деятельностью, немного сложнее – конфликты поведения, наибольший процент неконструктивно законченных ситуаций конфронтации припадает на конфликт отношений.

С целью регулирования возникшей конфликтной ситуации педагогу, в первую очередь, необходимо дать правильную оценку конфликту и проанализировать его. Создание достаточного информационного фундамента для возможности принятия решения и получения наилучшего результата выхода из конфликта будет являться ключевой задачей такого анализа.

А. Добрович предложил способы разрешения конфликтов в коллективе учащихся прямого действия посредством привлечения третьей стороны, так называемого арбитра, например, другого преподавателя или представителя администрации. Арбитру необходимо поочередно провести беседы с каждым из противостоящих. При этом следует выслушать их мнения о сущности и причинах ситуации, собирать объективные данные о конфликте и об индивидах, принимающих участие в нем. После этого арбитр приглашает обоих оппонентов, предоставляет им возможность высказаться и предлагает собственное решение.

Другой путь разрешения педагогических конфликтов заключается в предоставлении возможности арбитром конфликтующим сторонам высказать накопившиеся взаимные претензии или требования при коллективе. Решение принимается коллективно, основываясь на суждениях каждого участника.

Если данные способы не способствуют успешному завершению педагогических конфликтов, то задачей руководителя или преподавателя будет применение санкций в отношении обеих противоборствующих сторон либо одной из них. В случаях, когда даже применение санкций не помогает необходимо использовать способ разведения оппонентов по разным классам или школам.

Конфликтная ситуация нередко зарождается вследствие стремления преподавателя утвердить собственную педагогическую позицию или протеста учащихся против незаслуженного наказания, заниженной оценки и др. Проявляя правильную реакцию на поведение школьников, учитель тем самым контролирует ситуацию.

Способы разрешения педагогических конфликтов включают арсенал действий следующего характера: конфликтогенный, конфликтотерпимый и конструктивный. Гнев, возмущение, негативное оценивание личности школьника или оскорбление, применение санкций к нему и др. являются типичными действиями конфликтогенного характера. Уход от проблемы, затягивание процесса разрешения конфликтов, компромисс – это все является конфликтотерпимыми средствами. Действия, направленные на изменение неконструктивного завершения ситуации, переключение внимания, «шаг навстречу» относятся к конструктивным действиям.

Поэтому в конструктивном разрешении состояний противостояния довольно многое зависит от педагога.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Адекватное оценивание ситуации и сложности проблемы, самооценивание индивида – это наиболее эффективные способы разрешения конфликтов внутриличностного характера. Так как подобные конфликты всегда обусловлены индивидуальностью личности и ее особенностями характера, их разрешение имеет зависимость от половой принадлежности, возраста субъекта, его характера и темперамента, социального статуса, моральных ориентиров и ценностей.

Д.Карнеги предлагает в ситуациях внутриличностной конфронтации с целью предупреждения возникновения стресса не впадать в панику, а стараться принять случившиеся в качестве свершившегося события и действовать, откинув эмоции. Однако при этом, вопреки необходимости индивидуального отношения к преодолению конфликтов внутри личности, следует выделить наиболее типичные и методы и способы разрешения конфликтов, которые могут при учете индивидуальных особенностей применять все. Ниже представлены наиболее значимые способы разрешения внутриличностных конфликтов.

В первую очередь, кроме адекватного оценивания ситуации, следует взять ее под контроль и попытаться выявить противоречия, послужившие провокатором конфликта. Затем следует осмыслить экзистенциальную суть конфликта, проанализировать степень его значимости.

Причину, спровоцировавшую ситуацию конфронтации следует локализировать посредством обнаружения самой сущности ее, откинув все неважные и сопутствующие факторы. Для конструктивного завершения конфликтов внутри личности существенную роль играет смелость при анализе провокаторов конфронтации. Следует уметь принимать истину такой, какой она есть по своей природе, без прикрас, даже если она не совсем приятна. Также не рекомендуется забывать, что накопленные эмоции (например, гнев или тревога) ведут только к срыву, поэтому нужно научиться давать им выход.

Перечисленные методы – это далеко не все основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Современная психологическая наука и конфликтология выработали целый комплекс механизмов, заключающийся в психологической защите личности, которая являет собой специфическую систему регуляции стабилизации личности, устремленную на ликвидацию или уменьшению тревожности или чувства страха, сопутствующих внутриличностному конфликту.

Способы разрешения семейных конфликтов

Для любого человеческого субъекта личная жизнь обладает первостепенной значимостью. После достижения социальной взрослости сильная и слабая половины человечества принимают решение вступить в брачный союз и создать семью. Жизнь в ней, как правило, связана не только исключительно с личными отношениями партнеров, их родителей или детей, но и с материально-имущественными отношениями.

Любое поле взаимоотношений супругов может стать фундаментом для зарождения ситуаций противостояний, приводящих к затяжным конфликтам. Любые супруги испытывают трудности в процессах семейного взаимодействия, которые мешают их жизни, но не всегда ведут к появлению чувства устойчивой неудовлетворенности союзом.

Существует правила или способы разрешения семейных конфликтов. И первый такой способ заключается в запрете на предъявление претензий или упреков партнеру в присутствии третьих лиц, даже если это будут близкие. Также не следует ругать детей при посторонних.

Следующим способом предупреждения развития ситуаций конфронтации или успешного разрешения уже возникших конфликтов будет являться стремление всех участников семейных отношений понять принципы или мировоззрения друг друга. Не нужно сразу же отвергать позицию другого, даже не успев дослушать. Именно в умении терпеливо выслушать партнера или других родственников, и заключается культура общения в семейных отношениях, которая складывается на протяжении всего совместного проживания.

Следующий способ разрешения семейных конфликтов заключается в умении признавать собственные промахи или совершенные ошибки как можно быстрее и решительнее, обгоняя возможные нелицеприятные высказывания. Последним стратегически важным способом в арсенале психологов является ведение разговора в процессе спорных или конфликтных ситуаций в доброжелательном тоне, но при этом выражая твердость и спокойствие. Это означит, что необходимо контролировать проявление эмоций, следить за собственной речью и высказываниями и никогда не оскорблять оппонента как личность.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Конфликты. Способы разрешения конфликта — Информио

Актуальность темы

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов

Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т.

п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Способы разрешения конфликта

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.

Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников

Методы разрешения конфликта

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;

4) переговоры;

5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

  1. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

  1. Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т. д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

3 ключа к разрешению конфликтов

Источник: CCO

Когда в последний раз у вас возникали разногласия, конфликты или тотальная драка (далее я буду называть их конфликтами) с кем-то из близких? Если вы дышите, скорее всего, это произошло в течение последнего дня или около того.

Конфликты с супругом, родителем, ребенком, братом, сестрой, членом семьи, другом или коллегой — естественная и неизбежная часть человеческого существования.

Конфликты могут возникать практически по любому поводу, от обыденных (например, что есть на ужин) до повседневных (например, как проводить время) и по мелочам (например, что лучше Red Sox или Yankees?) к абсурдному (например, iPhone или Android?) к монументальному (например, глобальная безопасность). Конфликты могут возникать из-за разногласий в целях, потребностях, политике, религии, власти, деньгах, и этот список можно продолжить.

Конечно, лучший способ справиться с конфликтом — не допустить его возникновения. Хотя это, безусловно, вызов, такое упреждение конфликта может произойти, если вы:

1. Будьте непредвзяты.

2. Слушайте, что говорит другой человек.

3. Понять их точку зрения.

4. Проявите сочувствие к их положению.

5. Объективно подумайте, могут ли они быть правильными или могут ли ваши две точки зрения сосуществовать.

6. Либо примите, что обе позиции могут быть правильными, либо уступите своей позиции и тем самым предотвратите закрепление и эскалацию конфликта.

Конфликты, которые возникают и не разрешаются здоровым образом, настолько вредны для отношений, потому что они вызывают цунами интенсивных негативных эмоций, включая раздражение, раздражение, обиду, печаль, разочарование, фрустрацию, негодование, горечь, гнев, вины, стыда, страха и страдания, и это лишь некоторые из них.

Что делает это изобилие эмоций настолько разрушительным, так это то, что при неразрешенном конфликте они задерживаются и могут метастазировать до такой степени, что отношения разрушаются, что приводит к отчуждению, остракизму и, в случае брака, к разводу.

Учитывая повсеместное распространение конфликтов в нашей жизни, вопрос не в том, есть они у нас или нет (независимо от того, как сильно большинство из нас старается, они обязательно произойдут), а в том, как мы на них реагируем. По общему признанию, мы мало что можем сделать с конфликтами, возникающими на уровне общества. Но мы можем многое сделать, когда у нас возникают конфликты с близкими нам людьми в нашей повседневной жизни.

Мой коллега говорит о конфликтах как о «разрывах» в отношениях и утверждает, что они могут быть здоровыми и на самом деле укреплять отношения, но только если происходит «ремонт». На этой фазе возмещения вступают в действие три моих ключа к разрешению конфликта.

Уязвимость

Будучи представителями животного мира, независимо от того, насколько развитыми мы можем быть, когда мы вовлечены в конфликт, срабатывает наш инстинкт выживания и наша реакция «бей или беги». Наша инстинктивная реакция состоит в том, чтобы защитить себя от «смерти» (наш примитивный мозг не может различить физические и психологические угрозы). Эта реакция может означать либо нападение на другого человека, либо полное избегание конфронтации. Ни один из этих случаев обычно не приводит к исправлению или разрешению конфликта.

При столкновении с угрозой, связанной с конфликтом, первый шаг — противостоять эонам эволюции и вместо того, чтобы защищать себя, показать свою уязвимость человеку, с которым вы находитесь в конфликте. Когда вы защищаете другого человека, он тоже это сделает, что приведет к противостоянию. Точно так же, если вы покажете свою уязвимость, они, скорее всего, сделают то же самое. И с этой открытостью есть шанс исправить ущерб, который, возможно, был нанесен.

Уязвимость может быть выражена несколькими способами, в том числе путем демонстрации собственного чувства обиды в результате конфликта, выражения сожаления и извинений. По общему признанию, быть уязвимым рискованно и требует немалого мужества, потому что другой человек может быть не таким снисходительным и может использовать вашу уязвимость, чтобы нанести еще больший ущерб. Но в большинстве случаев, особенно когда речь идет о давних, заботливых и уважительных отношениях, предлагаемая уязвимость является ответной уязвимостью.

Подотчетность

Еще одна почти инстинктивная реакция в конфликте — обвинять другого человека: «Я не виноват!» Эта реакция является бессознательным средством защиты нашей самооценки; вам не нужно чувствовать себя плохо, если вы не сделали ничего плохого. Однако конфликты редко возникают на пустом месте или в одностороннем порядке. Скорее всего, каждый человек играет свою роль в возникновении конфликта, поэтому второй ключ — это ваша личная ответственность за свою роль в конфликте.

Если вы находитесь в защитном режиме, есть вероятность, что вы не сможете взять на себя вину за конфликт. Но если вы смирились с уязвимостью, нести ответственность за себя гораздо проще, потому что и то, и другое идет рука об руку.

Как и в случае с уязвимостью, взяв на себя ответственность за участие в конфликте, другой человек с большей вероятностью сделает то же самое. И когда вы деэскалируете конфликт, другому человеку становится намного легче взять на себя часть ответственности за свою часть.

Оперативность

Уязвимость и подотчетность действительно важны, особенно если они искренни и искренни. В то же время они оба разговорчивы, а как говорится, «разговоры дешевы». Последний ключ к разрешению конфликта включает в себя отзывчивость, то есть вы делаете то, что говорите, и позитивно реагируете на конфликт.

Лучший способ разрядить конфликт — предпринять действия, сигнализирующие о том, что вы хотите урегулировать конфликт и возместить любой ущерб, который мог быть нанесен. Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять:

1. Покажите другому человеку, что вы хотите разрешить конфликт.

2. Покажите, как сильно вы заботитесь о другом человеке.

3. Задавайте вопросы, чтобы действительно понять, откуда исходит собеседник.

4. Делайте то, что вам нужно сделать, чтобы устранить источник конфликта, даже если это означает «уступить» (для большего блага отношений).

5. Сделайте что-нибудь, чтобы загладить свою вину.

6. Если уместно, обнимите их и скажите, что вы их любите (или глубоко заботитесь о них).

Когда вы проявляете уязвимость, ответственность и отзывчивость перед лицом конфликта, вы демонстрируете силу, уверенность и бескорыстие, которые принесут вам восхищение, уважение и признание, которые принесут дивиденды в будущих конфликтах. Кроме того, и вы, и другой человек выйдете из конфликта, чувствуя себя «исправленными» и довольными вашими отношениями. И, как и мышцы, чем больше вы их используете, тем сильнее они становятся и тем легче их использовать в будущем.

Эти три ключа просто поднимут вам настроение, потому что вы выбрали верный путь и поступили правильно. И это должно дать вам много «теплых пушистиков», которые намного лучше, чем действительно неприятные эмоции, которые вы испытаете, если оставите конфликт, лежащий на полу, разорванным.

17 правил, которые помогут вам преодолеть любой конфликт

Конфликт — неизбежная часть отношений. Будь то на работе или дома, вы обязательно столкнетесь с ситуацией, когда вы и другой человек (или люди) не согласны с вопросом, планом или проблемой, которую необходимо решить.

Конфликты вызывают самые глубокие эмоции. Просто посмотрите, как двое маленьких детей сражаются за одну и ту же игрушку. Наполненные чистой яростью, они хватают игрушку и друг друга, пока один из них не побеждает (или игрушка не ломается). Такие конфликты закладывают основу для всей нашей взрослой борьбы. Слова, которые мы используем, могут стать более изощренными, но лежащие в их основе чувства остаются поразительно похожими.

Ключевой момент новой книги Даны Касперсен, Изменение диалога: 17 принципов разрешения конфликтов , на мой взгляд, акцентирует внимание на этих глубинных эмоциях. Эта графически ориентированная книга с практическими рекомендациями знакомит читателя с ее 17 принципами таким образом, что позволяет вам понять каждый принцип, его «антипринцип», его направленность, конкретные примеры, способ применения на практике и выбор. это представляет. Основываясь на примерах, которые варьируются от отношений до офисной политики и воспитания детей, Касперсен дает вам возможность понять, что стоит за повседневными жизненными конфликтами и как, в свою очередь, лучше всего решить их.

Касперсен подчеркивает важность «изменения ваших разговоров», позволяя превратить конфликт в «момент возможности». Таким образом, конфликт становится «трудной ситуацией», которую вы можете использовать, чтобы бросить вызов и изменить себя и свои отношения. Подчеркивая разговорный аспект конфликта, Касперсен позволяет нам изменить способ «выражения конфликта… разрешить конфликт изнутри, таким образом, чтобы это работало на всех участников».

Возможно, не так-то просто запомнить 17 принципов, когда вы находитесь в разгаре конфликта, но вы должны суметь вспомнить 3 категории, к которым они относятся. По сути, процесс включает фазу слушания/разговора и диалог между спорящими сторонами. Только в этот момент вы можете прийти к решению или соглашению, которое работает — по крайней мере, на данный момент. Касперсен утверждает, что мы никогда не сможем полностью устранить конфликты, и вместо того, чтобы стремиться к этой нереалистичной цели, полезнее найти способ справляться с ними в будущем.

Вот 17 принципов, сгруппированных по фазам и использующих термин партнер для общего обозначения человека, с которым вы находитесь в конфликте:

Фаза 1: Способствовать слушанию и разговору . Слушание и говорение являются основными элементами разговора. Слишком часто мы делаем одно без другого. На ранней стадии разрешения конфликта вы и ваш партнер должны быть в состоянии быть как можно менее оборонительными и непредвзятыми. Не торопитесь с решением, ведь только увидев ситуацию во всей ее сложности, вы сможете «распутать нити».

1. Не слышу атаки. Прислушайтесь к тому, что стоит за словами. Если вы предполагаете, что вас атакуют, вы услышите атаку. Вместо того, чтобы слышать «атаку», постарайтесь услышать «информацию».

2. Сопротивляйтесь желанию напасть — измените разговор изнутри . Если вы можете не слышать слова «нападение», этому принципу будет легче следовать. Например, ваш партнер может попросить вас вымыть посуду после еды раньше, чем вам хотелось бы. Вместо того, чтобы сердито жаловаться на эту ночь за ночью, вы можете вместо этого выразить то, что вы чувствуете по поводу ситуации. Вот где утверждение «я» («Я чувствую разочарование, потому что мне нравится чистая кухня») предпочтительнее утверждения «ты» («Ты ленивый неряха»). Как правило, это предложение может дать вам формулировку чтобы помочь вам сформулировать это утверждение: «Когда [это событие] произошло, я почувствовал [это чувство], потому что [моя потребность или интерес] действительно важны для меня».

3. Говорите с лучшей частью другого человека . В соответствии с этим принципом (и его антитезой — спровоцировать худшее «я» другого человека) вам лучше всего подойти к конфликту, апеллируя к высшей природе вашего партнера. Точно так же, как спортивная команда будет «принижать» более слабого соперника, вы и ваш партнер можете перерасти в кричащую схватку, если каждый из вас будет апеллировать к худшим импульсам другого человека. Попытайтесь найти хорошее в других людях, и их хорошие стороны с большей вероятностью проявятся.

4. Различайте потребности, интересы и стратегии. У людей есть базовые потребности (например, автономия), интересы (например, желание получить образование) и стратегии (например, поступление в школу). Касперсен формулирует это лаконично. «Каждая стратегия — это попытка удовлетворить потребность или интерес». Если вы попытаетесь придумать стратегию до того, как выясните, какие потребности или интересы учитываются, ваш подход не оправдается. Спросив себя, что такого важного в конфликте, вы сможете определить свои потребности и интересы.

5. Признавайте эмоции — воспринимайте их как сигналы . Это, пожалуй, суть первого набора принципов. Мы часто действуем в соответствии со своими эмоциями, не осознавая, что они говорят нам что-то важное. Эмоции могут помочь вам понять, что движет конфликтом. Если вы потратите время на определение эмоций, вы сможете лучше добраться до корня проблемы. Притворяясь, что у вас нет этих эмоций, вы только гарантируете, что они будут продолжать мешать вам.

6. Различайте подтверждение и согласие. Пусть ваш партнер знает, что его или ее, как говорится, «слышат». Не думайте, что вы и ваш партнер соглашаетесь или должны соглашаться в каждом случае. Вы можете использовать такие фразы, как «Похоже» или «Я слышал, что вы так говорите», возможно, с последующим «Правильно ли это? Что вас беспокоит?»

7. Слушая, избегайте предложений. Каким бы очевидным ни казалось вам «решение», важно, чтобы вы выслушали другого человека. Мало того, что ваш партнер может пойти в совершенно другом направлении, чем вы себе представляли, но, ожидая, вы также проявляете уважение. Вы можете задавать уточняющие вопросы («Вы это имеете в виду?»), которые показывают, что вы заинтересованы, но не пытайтесь ускорить решение из-за собственного дискомфорта или нетерпения.

8. Различие между оценкой и наблюдением . Создайте для своего партнера зону «без осуждения», в которой вы будете наблюдать («Ты пришел домой в 18:00 вместо 17:00, три раза на этой неделе»), а не оценивать или осуждать («Почему ты всегда так опаздывает?» ). Отмечая поведение вместо того, чтобы оценивать его, вы избегаете того, чтобы другой человек занял оборонительную позицию, что, как показано в предыдущих принципах, может вызвать продолжительное негодование и непонимание.

9. Проверьте свои предположения и откажитесь от них, если они окажутся ложными . Быть хорошим ученым означает быть готовым выдвигать гипотезы, которые можно проверить эмпирически. Точно так же в случае конфликта просто сформулируйте свое наблюдение («Вы пришли домой в 18:00…») вместе с вопросом, чтобы убедиться, что ваше наблюдение верно («Правильно ли это?»). Таким образом, вы можете показать, что вы открыты для того, чтобы оказаться неправым, вместо того, чтобы настаивать на том, что, несмотря ни на что, вы всегда правы.

Этап 2: Облегчение аудирования и разговорной речи . Чтобы изменить разговор, вы должны попасть внутрь него. Непредвзятость хороша для того, чтобы начать процесс разрешения конфликта, но затем вам нужно поддерживать ее, пока вы работаете над этим со своим партнером.

10. Развивайте любознательность в сложных ситуациях. Вам не всегда могут нравиться ответы, которые вы получаете во время конфликта, такие как пресловутый вопрос «Это я или это ты?» но вам все равно нужно сохранять непредубежденность, чтобы иметь возможность услышать то, что хочет сказать ваш партнер.

11. Предполагать, что полезный диалог возможен, даже если это кажется маловероятным. Оппоненты, находящиеся на другом конце стола переговоров, часто делают мрачные прогнозы относительно вероятности достижения соглашения. Однако, если вы предполагаете, что лучшее может случиться, возможно, так оно и будет. Попытайтесь выяснить, что мешает вам вести этот полезный диалог, например, спросите себя: «Что мешает нам продуктивно разговаривать?»

12. Если вы делаете хуже, остановитесь. По мере того как эмоции людей обостряются в конфликте, становится все труднее отстраниться. Будьте открыты для признания того, что вы можете быть тем, кто мешает вам и вашему партнеру достичь положительного результата. Это не означает, что вы всегда должны сдаваться в любой ситуации, но вы можете извлечь пользу из признания своего собственного вклада в конфликт, особенно если это тот конфликт, который возникает у вас снова и снова.

13. Выяснить, что происходит, а не по чьей вине. Выставление обвинений — одна из самых деструктивных стратегий разрешения конфликтов. Каждый участник конфликта играет свою роль в его поддержании, независимо от того, насколько он велик или мал. Вместо того, чтобы пытаться возложить вину, постарайтесь взглянуть в будущее, чтобы понять, что привело вас к тому положению, которое вы и ваш партнер сейчас занимаете.

Этап 3: Поиск путей продвижения вперед . Планирование будущего и возможность будущего конфликта — это последний этап разрешения конфликта. Однако, как вы увидите, это не «конец».

14. Признать конфликт. Определите свои потребности и интересы, а также интересы вашего партнера, признайте, что они расходятся, а затем попытайтесь придумать действенную стратегию для разрешения этих разногласий. Вы можете обнаружить, что существует несколько проблем. Составьте список дел, которые кажутся наиболее важными, вместе с реальными шагами для их решения.

15. Предположим, что существуют необнаруженные варианты . Вы можете чувствовать себя на пределе своих возможностей, но если вы придерживаетесь положительной точки зрения, что перемены возможны, вы сможете придумать творческие решения, с которыми согласится ваш партнер. Нестандартное мышление, возможно, небольшой перерыв (как в Принципе 12) может позволить вам и вашему партнеру переориентироваться на решение, с которым вы оба сможете жить.

16. Говорите четко о соглашениях. Любое хорошее решение требует определенного соглашения; вместо того, чтобы делать предположения о том, что это за соглашение, убедитесь, что и вам, и вашему партнеру все понятно. Это может показаться странным, но, зафиксировав эти договоренности в письменной форме, вы уменьшите вероятность недопонимания в будущем. Точно так же, если ситуация изменится (например, ваш партнер получит новые часы работы), вам необходимо пересмотреть свои предыдущие соглашения.

17. Ожидайте и планируйте будущий конфликт. Было бы хорошо, если бы мы раз и навсегда уладили споры и они больше никогда не возникали. Тем не менее, некоторые темы могут повторяться со временем, особенно в ваших самых близких отношениях. Чем лучше вы умеете слушать, говорить, вникать в конфликт, а затем приходить к соглашению, тем меньше вероятность, что конфликт вернется и будет преследовать вас. Однако реальность такова, что наши потребности и интересы никогда не будут полностью совпадать с потребностями и интересами других, даже тех, кто вам дорог и дорог.

Итого, эта интригующая книга охватывает много вопросов. Основные темы общения, уважения, любопытства и готовности рассмотреть альтернативные точки зрения могут помочь вам пережить самые трудные моменты жизни с людьми, которые наиболее важны для вас.

Подпишитесь на меня в Твиттере @swhitbo, чтобы получать ежедневные новости о психологии, здоровье и старении. Не стесняйтесь присоединиться к моей группе Facebook «Исполнение в любом возрасте», чтобы обсудить сегодняшний блог или задать дополнительные вопросы об этой публикации.

Copyright Susan Krauss Whitbourne 2015

Изображение LinkedIn: madeaw_ec/Shutterstock

жизненные стрессоры, но это может быть тяжело, когда вы бодаетесь с кем-то, с кем живете. Сосед по комнате, который разбрасывает посуду, родственник

, который критикует ваше воспитание , или ежедневные ссоры с супругом или детьми могут сделать дом скорее кислым, чем приятным. Если вы не разрешаете свои конфликты здоровым образом, растущее напряжение может обострить или даже разрушить ваши отношения.

Не могли бы вы снять напряжение в своем доме ножом? Если это так, положите нож и попробуйте эти инструменты:

1. Проверьте свой стиль разрешения конфликтов

Существует 3 стиля управления конфликтами. Давайте рассмотрим их на примере жены, которая расстроена из-за того, что ее муж бросает свою грязную одежду на пол: (Отказ от ответственности: мы знаем, что не все мужчины так поступают!) проблема «накипела»

Агрессивный – Враждебный, отвергающий и критичный по отношению к другому человеку

Напористый – Сильный, уверенный в себе, объясняет положение и границы спокойным и нейтральным тоном, чтобы избежать вербальной агрессии

Настойчивость – самый эффективный стиль в успешном разрешении конфликта. Определите, ведете ли вы себя пассивно или агрессивно, и постарайтесь придумать более напористые способы общения.

2. Используйте «Я»-высказывания

Независимо от того, насколько вы правы, другой человек отключится от вас, если начнет защищаться. Этого можно избежать, используя «я»-утверждения, чтобы объяснить свою проблему, не переходя в враждебность или обвинение. Вставьте свою проблему в приведенный ниже шаблон, чтобы создать идеальное «Я»-утверждение:

«Я чувствую _________, когда _________, потому что ________. Мне нужно ________, пожалуйста».

3. Вините проблему, а не человека

Когда счет за электричество стремительно растет из-за того, что ваша жена постоянно забывает выключить свет, может быть легко в гневе набросился на нее . Постарайтесь не нападать на другого человека и сосредоточьтесь на решении самой проблемы.

Пример: «Детка, я переживаю из-за того, что наш счет за электричество стал таким высоким. Что мы можем сделать, чтобы помочь вам не забыть выключить свет, когда вы выходите из дома?»

4. Не пытайтесь читать мысли

Мы подвергаем себя ненужному огорчению, когда предполагаем, что знаем, о чем думают другие. «Моя соседка по комнате, должно быть, думает, что я ее горничная, раз она везде разбрасывает обертки от еды». «Мой пасынок, должно быть, ненавидит меня, потому что он всегда хочет быть один в своей комнате». Какой бы вопрос вас ни беспокоил, постарайтесь не предполагать, что на уме у другого человека. Наши предположения часто хуже реальности, причиняя нам чрезмерные страдания и несправедливую обиду на наших близких.

5. Подтвердите их точку зрения

Независимо от того, как вы относитесь к точке зрения другого человека, он с большей вероятностью будет уважать ваши чувства, если вы одобрите их. Спросите их, что они думают и чувствуют в сложившейся ситуации. Слушайте, что они хотят сказать, отражайте это в ответ и дайте им понять, что вы понимаете их опасения.

Пример:

Парень говорит своей девушке : «Я злюсь на то, что ты дала своей маме ключ от нашей квартиры, потому что я чувствую, что у меня нет личной жизни, когда она неожиданно входит. Как ты относишься к тому, чтобы попросить ее вернуть ключ?

Подруга: «Поскольку мы оба так много работаем, мне просто очень нравится, когда моя мама может приходить гулять с собаками или быть рядом, когда нам нужен кабельщик или что-то в этом роде».

Парень (обращая внимание на то, что она сказала): «Я понимаю, мы оба много работаем, и приятно иметь возможность положиться на кого-то, кто поможет с собаками и назначит встречи, которые мы не можем сделать. Есть ли границы, которые вам было бы удобно установить с ней – например, сказать ей, что она может прийти только в том случае, если она приглашена или позвонит первой?»

6. Установите здоровые границы

Следующим важным шагом после выражения ваших чувств будет определение границ, которые обеспечат удовлетворение ваших потребностей. Здоровая граница показывает уважение к обеим точкам зрения, но устанавливает ограничения, чтобы дать другому человеку понять, что вы не позволите удовлетворить его потребности за ваш счет. Объясните свои границы спокойно и четко. Не волнуйтесь, если другому человеку не совсем нравятся ваши пределы или он не понимает их. Вы можете иметь любящие и гражданские отношения, не соглашаясь ни на что.

Пример (соседа): «Я понимаю, что ты любишь свою девушку и сильно хочешь ее, но когда мы подписывали этот договор аренды, соглашение было для нас двоих. Если она собирается оставаться здесь более 3 ночей в неделю, нам нужно обсудить, как арендная плата должна быть разделена между 3 людьми, или нам следует подумать о том, чтобы найти другие условия проживания».

7. Управляйте ожиданиями

Не вступайте в разговор, ожидая плохого исхода. Если вы подходите к конфликту с позитивным настроем, у вас больше шансов получить положительный результат. Хотя важно придерживаться своих ценностей, вы также должны быть открыты для взаимоприемлемых компромиссов и знать, когда отпустить ситуацию. Если вы застряли в договоре аренды или знаете, что какое-то время будете жить с этим человеком, в ваших же интересах отдать предпочтение отношениям, а не «выигрышу» в споре.

8. Уладить ситуацию при посредничестве

Когда напряженность высока и кажется, что конфликт невозможно преодолеть, полезно привлечь объективную третью сторону. Иногда друг или родственник может служить объективным аргументом, но если вы чувствуете, что вам нужна дополнительная поддержка в разрешении вашего конфликта, специалист по семейной психологии может предоставить терапию и посредничество, чтобы найти эффективные решения для преодоления прошлого конфликта.

*Пожалуйста, обратите внимание: с момента публикации этого блога Variations Psychology сосредоточила свое внимание на диагностических тестах и ​​психологических оценках. Наши врачи могут оценить, есть ли диагноз у вас или вашего близкого человека, и проведут вас через следующие шаги в достижении вашего психического здоровья или академических целей. Хотя Variations не предлагает консультирование, наши диагностические оценки позволяют нам направлять пациентов к специалистам, которые лучше всего подходят для удовлетворения их потребностей. Кроме того, эта ссылка поможет вам найти терапевтов, психиатров, лечебные центры и группы поддержки в вашем районе.

Подпишитесь на наш блог, чтобы получать еженедельные статьи на темы, которые влияют на вашу жизнь

Нашли эту статью полезной?

Оценивайте нас в Google и Yelp

Целью этой статьи является обзор выделенной темы. Для получения полной консультации, оценки и индивидуального плана лечения запишитесь на прием к одному из наших специалистов.

Подробнее о Психологии вариаций

Психология вариаций — это групповая практика, специализирующаяся на диагностических тестах для выявления психологических состояний. Нашей основной задачей является педагогическая психология, которая помогает семьям найти благоприятные пути к успеху учащихся и обучает педагогов эффективным стратегиям для максимального раскрытия потенциала учащихся.

Наши комплексные тесты проверяют состояния, влияющие на психическое здоровье и развитие, такие как СДВГ, расстройства аутистического спектра, депрессия, тревога, нарушения обучения и задержки в развитии.

В дополнение к диагностическим услугам мы предлагаем Независимую образовательную оценку (IEE) учащихся K-12 для оценки потребностей в адаптации в школе и определения их подходящего размещения. Оценщики IEE предоставляют объективное второе мнение о существующих IEP и Планах 504.

Для учащихся K-12 и высших учебных заведений мы предлагаем оценки для оценки потребностей в приспособлениях на стандартизированных тестах, вступительных экзаменах в колледж (например, SAT, ACT, экзамены AP) и экзаменах для выпускников и профессиональных экзаменов (например, — MCAT, LSAT, GRE, CBEST, NCLEX, GMAT, Экзамен по косметологии в Калифорнии, Государственный экзамен на получение лицензии подрядчиков в Калифорнии, Экзамен на адвоката в Калифорнии) . Запишитесь на бесплатную 15-минутную консультацию , чтобы узнать, как наши диагностические услуги могут помочь вам и вашей семье.

Отделение Variations Psychology расположено в Ньюпорт-Бич, Калифорния, и проводит психологическое тестирование жителей округа Ориндж и его окрестностей, включая Ньюпорт-Бич, Ньюпорт-Кост, Ирвин, Шейди-Каньон, Лагуна-Бич, Лагуна-Хиллз, Кото-де-Каза, Корона-дель-Мар, Коста-Меса, Йорба-Линда, Дана-Пойнт, Лагуна-Нигель, Алисо-Вьехо, Мишн-Вьехо, Пеликан-Хилл, Кристал-Коув, Ранчо Санта-Маргарита, Сан-Клементе, Лейк-Форест, Хантингтон-Бич, Сансет-Бич, Сил-Бич и другие..

Ссылки:

Алабамский университет A&M и университеты Оберн. Алабамская кооперативная система расширения. Модуль 2: Управление конфликтами. http://www.aces.edu/teens/pdf/mod2.pdf

Общественный колледж Эдмондса (2018 г.). Навыки разрешения конфликтов: управление и разрешение конфликтов в позитивном ключе. Получено в Интернете: https://www. edcc.edu/counseling/documents/Conflict.pdf

Отдел специальных служб государственных школ округа Фэрфакс. 10 уроков для обучения навыкам разрешения конфликтов.

Фенихель, Мэрилин (2018). Разделы плана урока «Разрешение конфликтов». Открытое образование. https://www.discoveryeducation.com/teachers/free-lesson-plans/resolving-conflicts.cfm

Лейтенберг, Э.А., Липтак, Дж.Дж. (2011). Рабочая тетрадь по навыкам управления конфликтами подростков. Получено в Интернете: https://wholeperson.com/pdf/TeenConflictWorkbook.pdf

Mueller, L. (2018). 5 распространенных проблем с соседями по комнате (и как их исправить). Переезд.com. Получено с https://www.moving.com/tips/5-common-roommate-problems-and-how-to-fix-them/

RaisingChildren.net (2019). Управление конфликтами с подростками. Получено в Интернете: https://raisingchildren.net.au/teens/communicating-relationships/communicating/conflict-management-with-teens

Шинн, М.М. (2018). Как заботиться о престарелых родителях, создавая семью: 8 советов для поколения сэндвичей. С психологической точки зрения . [Пост в блоге Variations Psychology]. Получено с https://www.variationspsychology.com/blogs/how-to-care-for-aging-parents-while-raising-a-family-8-tips-for-the-sandwich-generation

Шинн, М.М. (2018). Дом для праздников: как ладить с родственниками, которые сводят вас с ума. С психологической точки зрения . [Пост в блоге Variations Psychology]. Получено с https://www.variationspsychology.com/blogs/home-for-the-holidays-how-to-get-along-with-relatives-that-drive-you-nuts

Shinn. М.М. (2018). Почему я не могу сказать нет?! Руководство для женщин в отпуске, чтобы перестать угождать людям. Говоря психологически. [Пост в блоге о психологии вариаций]. Получено с https://www.variationspsychology.com/blogs/the-womans-holiday-guide-to-stop-people-pleasing

Шинн. М.М. (2018). Операция «Управление гневом»! Руководство для парней по пониманию своего внутреннего Халка. Говоря психологически. [Пост в блоге о психологии вариаций].

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts