как психология, культура и наука исследуют зловещее и пугающее — Моноклер
Рубрики : Культура, Последние статьи, Психология
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование:
Donate
Состояние саспенса, зловещее в кино и нашей психике, страх перед двойниками, смертью и потусторонним: сделали подборку материалов, в которых психологи, ученые и культурологи изучают пугающее.
Нейротриллер: как мастера саспенса управляют нашими эмоциями«Тревожная неопределенность и удивление, желание и стремление, смех и страх, сочувствие и отвращение»: профессор медиаисследований из Амстердамского университета Патрисия Пистерс рассказывает, за какие ниточки нас дёргают мастера саспенса, как Хичкок исследовал страх и какие приемы и сюжетные элементы он использовал, чтобы управлять нашими эмоциями, каким образом современные создатели фильмов перешли от сюжетных хичкоковских ходов саспенса к прямому воздействию на наш мозг, и, наконец, что такое «нейротриллер», когда появился этот киножанр и в чём секрет его мощного воздействия на нашу психику.
Зловещее: Зигмунд Фрейд о жутком, давно знакомом и вытесненном«Но разница между классическим триллером и нейротриллером заключается не только в разнице между сюжетом, движимым событиями, и сюжетом, движимым героями. Нет необходимости и часто нет возможности идентифицировать героев и вообще взаимодействовать с ними в начале нейротриллера. В современном кино нам часто отказывают в установочных кадрах и вводных сценах, помещающих героев в контекст повествования. Брошенные в середину запутанной ситуации, мы сначала включаемся на непосредственно первобытном уровне, выраженном через кинематографическую эстетическую площадку для эмоционального разума: крупный план, зернистость изображения, цвета, звуки – все они могут иметь непосредственное влияние без участия каких-либо событий или героев. Нейротриллер воплощает эмоции фильма – так же, как наше тело воплощает эмоции сознания».
Леденящий страх перед мёртвыми, духами и двойниками, сомнения в собственном Я, роковые повторения: Зигмунд Фрейд рассказывает, что такое зловещее, и объясняет, при каких условиях давно знакомое становится жутким и пугающим, какие первобытные представления и страхи, вытесненные импульсы и желания порождают зловещее и при чём здесь нарциссизм и инфантилизм.
От Сизифа до зомби: как наш страх перед вечностью отражается в культуре«Анализ случаев зловещего привел нас к древнему анимистическому мировоззрению, отличительные признаки которого — наполнение мира духами людей, нарциссическая переоценка человеком собственных душевных процессов, всемогущество мысли и построенная на нем магическая техника, наделение тщательно отмеренными магическими силами других людей и вещей (мана), а также всевозможные творения фантазии, которые неограниченный нарциссизм этого периода человеческого развития выставляет в качестве защиты от неоспоримых притязаний реальности. Кажется, все мы в своем индивидуальном развитии прошли соответствующую этому анимизму первобытных людей фазу, и ни у одного из нас она не прошла, не оставив после себя каких-то способных еще проявиться остатков и следов, так что все, кажущееся нам сегодня зловещим», обусловлено тем, что восходит к этим остаткам анимистической душевной деятельности и побуждает их проявиться».
Писатель, режиссёр и преподаватель писательского мастерства из Беркли Дэвид Андрю Столер поразмышлял на страницах Aeon, почему образ зомби неизменно вызывает страх у человека, что общего у современной страшилки о живых мертвецах и древнегреческих мифов и чего мы боимся больше на самом деле — смерти или вечной жизни.
Страх конца: четыре истории бессмертия, которые мы рассказываем себе«Греки тоже знали, что «навсегда» — это могущественно долгое время. Для них жизнь вечная была возможностью достичь садизма поистине олимпийского уровня. Сизиф, Тантал, бедные Данаиды, которые всего лишь не захотели подчиниться воле богов и выйти замуж за своих двоюродных братьев, — наказание для них (и в целом в древнегреческих мифах) состояло не только из боли, голода и неустанных дел, оно должно было быть непременно бесконечно повторяющимся. Это более грандиозная версия нашего собственного ежедневного кошмара: вы можете совершать ежедневные поездки на работу, сортировать документы, возить детей на обед — сегодня и, возможно, завтра, снова и снова… А что если всегда? И именно это пытка для апейрофоба: невыносимое время, день за днем, плетет нить будущего, длину которой мы даже не можем представить себе».
В психологии одной из базовых экзистенциальных тревог считается страх смерти. Во все времена люди пытались найти некий «секрет» для продления жизни и поиска в ней дополнительных смыслов. Как утверждает Стивен Кейв, преподаватель Кембриджского университета, таких «уловок» нашлось не так уж и много: из поколения в поколение человечество эксплуатирует всего четыре универсальные «истории о бессмертии» — от надежды на воскрешение до идеи души. Разбираемся, что это за истории, какие формы они принимают в науке, философии и мифологии и какой нестандартный вариант бессмертия нам предложил Людвиг Витгенштейн в XX веке.
Иррациональное зло: почему у главных злодеев массовой культуры одинаково-дьявольский смех?«Нам необходимо рассказывать себе истории, которые бы опровергали реальность и позволяли справиться с парализующим страхом смерти. В социальной психологии это называется «Теорией управления страхом» (Terror Management Theory, TMT), согласно которой люди используют истории, культурные ценности, системы символов, чтобы облегчить страх перед смертью».
В The Journal of Popular Culture вышло эссе Йенса Къелдгаард-Кристиансена – специалиста по коммуникациям Орхусского университета Дании. В нем автор задается вопросом происхождения зловещего смеха в литературе и кино и разбирается, почему он имеет такое сильное эмоциональное воздействие на зрителя и за что зловещий смех так любят авторы поп-культурных историй с черно-белой моралью, направленных на простодушного потребителя.
«Мы доверяем смеху, который слышим. В отличие, например, от речи – герой может лгать очень правдиво, даже в детских произведениях. Садистский и злорадный смех, в отличие от монолога или диалога, оставляет очень мало места для двусмысленности. Когда мы слышим его, то не сомневаемся в истинности мотивов злодея. Такой смех особенно пугает, потому что полностью противоречит его привычной просоциальной функции – выражению расположения. Ведь обычно смех возникает спонтанно во время дружеской беседы или другого взаимодействия и служит укреплению социальных связей».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
антропологиякультурапсихология
Похожие статьи
Быть или иметь? Психология культуры потребления
О книге
В этой книге профессор психологии Тим Кассер предлагает научное объяснение тому, как современная культура потребления и материализма влияет на наше счастье и здоровье.
Другие авторы уже доказали, что после приобретения необходимой еды, жилища и одежды любые дополнительные блага могут лишь незначительно повысить наше благополучие. Кассер идет дальше и показывает, что люди, чьи ценности связаны с аккумулированием материальных благ, гораздо чаще бывают несчастливы, легче поддаются депрессии, тревоге, имеют проблемы во взаимоотношениях.
Используя данные, накопленные за многие годы исследований, автор демонстрирует, что происходит, когда мы строим жизнь вокруг материальных ценностей: как это влияет на внутреннюю жизнь людей, общество и мир в целом. И не только определяет проблему, но и делится тем, как мы можем с ней бороться, улучшая жизнь наших семей и сообществ.
Для кого эта книга
Для всех, кто интересуется философией, экономикой, обществом потребления. И для тех, кто хочет знать ответ на вопрос: «В деньгах ли счастье?»
Об авторе
Тим Кассер
Профессор психологии, специалист по материализму. Автор четырех книг по психологии потребления, материализму и достижению целей. Автор и соавтор большого количества научных статей. Активный участник движений против потребительского образа жизни, коммерциализации общества, и зомбирования детского сознания материалистическими идеями.
Цитаты из книги
Эра потребительства
Наша самооценка зависит от того, как наши кошельки и собственность выглядят по сравнению с кошельками и собственностью других людей в реальности и на телеэкранах.
Западня вещизма
Рост доходов не оказывает позитивного эффекта на мироощущение и субъективное благополучие человека. Мы не только вынуждены больше и тяжелее трудиться ради получения материальных благ, но и, становясь владельцами многочисленных вещей, должны поддерживать их в надлежащем состоянии, охранять, заменять, страховать и т.д.
Клиенты с пеленок
«Если говорить об ориентации на потребителей-малышей, мы в General Mills используем модель Procter & Gamble „от колыбели до могилы“. Мы верим в то, что потребителя нужно заполучить как можно раньше и удерживать в своих сетях всю жизнь». Уэйн Чилики, исполнительный директор General Mills.
Материалистический эгоизм
Материалистические ценности заставляют людей меньше инвестировать в отношения с окружающими и жизнь общества. Отсутствие заботы о крепких контактах с окружающими ведет к слабой эмпатии и недостатку щедрости, а также тенденции опредмечивать людей, постоянным конфликтам и чувству отрыва от социума.
Потребности мотивируют
Чтобы обеспечить психологический рост, должны быть удовлетворены 4 потребности:
1) потребности в безопасности и средствах к существованию;
2) потребности в компетентности и самоуважении;
3) потребности в принадлежности;
4) потребности в аутентичности и реализации потенциала.
В гармонии с собой
Автономия подразумевает ощущение свободы и возможность действовать независимо и добровольно с искренним интересом и осознанием ответственности. Поступки и действия человека базируются на его истинном самоощущении, его внутреннем «я», и потому они искренни и аутентичны.
Введение в культурную психологию – культура и психология
Четыре цели психологии также могут быть эффективно применены для изучения культурной психологии путем описания, объяснения, предсказания и контроля (влияния) на поведение в разных культурах.
Исследования культурной психологии информируют несколько областей психологии, включая социальную психологию, психологию развития и когнитивную психологию.Культурную психологию часто путают с кросс-культурной психологией, но это не одно и то же. Кросс-культурная психология использует культуру для проверки универсальности психологических процессов, а не для определения того, как культурные практики формируют психологические процессы. Например, кросс-культурный психолог спросит, являются ли стадии развития Жана Пиаже (например, сенсомоторная, предоперационная, конкретно-операционная и формальная операциональная) универсальными (одинаковыми) во всех культурах. Культурный психолог задался бы вопросом, как социальные практики определенного набора культур по-разному влияют на развитие когнитивных процессов (Markus & Kitayama, 2003).
Несмотря на его вклад в область психологии, культурная психология подверглась критике, включая культурные стереотипы и методологические проблемы. Было проведено множество исследований, изучающих культурные различия между выходцами из Восточной Азии и Северной Америки в областях когнитивной психологии (например, внимание, восприятие, познание) и социальной психологии (например, самосознание и идентичность). Некоторые психологи утверждают, что это исследование основано на культурных стереотипах (Turiel, 2002) и сводит к минимуму роль личности (McNulty, 2004).
Кроме того, данные самоотчетов являются одним из самых простых, наименее дорогих и наиболее доступных методов массового сбора данных, особенно при проведении исследований в области культурной психологии (Kitayama, et al., 2002; Masuda & Nisbett, 2001). Использование данных самоотчетов для межкультурных сравнений взглядов и ценностей может привести к относительно нестабильным и, в конечном счете, вводящим в заблуждение данным и интерпретациям. Мы обсудим это более подробно в главе 3.
Культурная психология — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Культурная психология изучает то, как люди формируются и формируются своей культурой. Темы исследования в этой области включают сходства и различия между культурами с точки зрения норм, ценностей, отношений, сценариев, моделей поведения, культурных продуктов (таких как законы, мифы, символы или материальные артефакты), социальной структуры, обычаев и ритуалов. учреждения и экология. Важные культурно-психологические исследования были проведены различными социологами, включая антропологов, социологов, политологов и исследователей из разных дисциплин психологии. Большая часть современной работы в этой области выполняется психологами развития, некоторыми известными (но не ведущими) антропологами и социальными психологами, при очень большом вкладе этой последней группы. Культурная психология отличается от господствующей социальной психологии явным рассмотрением культуры и сравнительным подходом, основанным на выборке из двух или более культурных популяций. Не существует общепринятого определения «культуры» в целом или того, что представляет собой культурная группа в частности. В известной статье начала 19В 50-х годах два антрополога составили более 150 определений культуры, и сегодня этот вопрос не решен. Однако вместо того, чтобы концентрироваться на таких абстрактных вопросах, культурные психологи сосредоточились на том, что они считают интересным культурным явлением, и на процессах, посредством которых люди становятся культурными. Одно из различий, которое можно применить к исследователям, изучающим культуру, заключается в том, что они изучают «этические» аспекты культуры, которые считаются универсальными, и те, кто изучает «эмические» аспекты культуры, характерные для определенных культур. Сторонники обоих типов работы часто проводят сравнения между культурами, но те, кто делает акцент на эмических аспектах культуры, склонны отвергать идею о том, что существует всего несколько основных измерений, например, насколько культура индивидуалистична в сравнении с коллективистской или насколько иерархична и эгалитарна культура. культура есть то, на чем можно измерить и классифицировать все культуры. Те, кто акцентирует внимание на этических аспектах культуры, часто собирают данные из многих культур и, таким образом, используют методы (такие как опросы и анкеты), с помощью которых данные могут быть собраны в массовом порядке, тогда как те, кто делает акцент на эмических аспектах культуры, часто собирают данные из гораздо меньшего числа культур. часто только два) и часто используют методы (такие как эксперименты или качественные методологии), которые плохо подходят для массового сбора данных. Однако не следует преувеличивать различие между этими двумя типами исследований; многие исследователи занимаются обоими видами деятельности и свободно заимствуют результаты исследований друг друга. Запись содержит работы обоих видов. Составленный список предназначен для предоставления ресурсов, подходящих для различных аудиторий — профессиональных исследователей, аспирантов, студентов и образованной публики.
Общие обзоры
Доступно несколько превосходных обзоров в области культурной психологии. Некоторые больше подходят для продвинутых студентов, тогда как другие полезны для исследователей, которые хотят быстро освоиться в данной области. Среди последней группы справочник Matsumoto 2001, как правило, больше посвящен исследованиям, подчеркивающим этический подход к изучению культуры, тогда как справочник Китаяма и Коэн, 2007, как правило, больше посвящен исследованиям, подчеркивающим эмический подход. На самом деле совпадение авторов в двух справочниках минимально, хотя исследователи обоих подходов, как правило, опираются на работы друг друга. Гейне 2015; Чиу и Хонг, 2006 г.; Маркус и Коннер, 2013 г.; Триандис 1994; и Смит и др. 2006 содержат отличные обзоры и подходят для использования на продвинутых курсах бакалавриата или начальных курсах магистратуры. Heine 2010 является наиболее полным, но Chiu и Hong 2006; Триандис 1994; и Смит и др. 2006 также являются хорошим выбором из-за их ассортимента и доступности. Heine 2010 — это глава справочника, подходящая для исследователей, желающих быть в курсе последних событий.
Чиу, Чи-юэ и Ин-и Хун. 2006. Социальная психология культуры . Нью-Йорк: Психология Пресс.
Очень полезно для курсов бакалавриата. Книга направлена на изучение культурных явлений с помощью многих выдающихся принципов социальной психологии, особенно тех, которые связаны с социальным познанием.
Хайне, Стивен Дж. 2010. Культурная психология. В Справочник по социальной психологии . 5-е изд. Том. 1. Под редакцией Сьюзан Т. Фиске, Дэниела Тодда Гилберта и Гарднера Линдзи, 1423–1464 гг. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
DOI: 10.1002/9780470561119
Краткий обзор области. Он больше подходит для аспирантов и практикующих исследователей, тогда как Heine 2015 больше подходит для курсов бакалавриата.
Хайне, Стивен Дж. 2015. Культурная психология . 3-е изд. Нью-Йорк: Нортон.
Увлекательная и тщательная, эта книга является идеальным учебником для семестровых курсов бакалавриата по культурной психологии.
Генрих, Джозеф, Стив Хайне и Ара Норензаян. 2010. Самые странные люди в мире? Науки о поведении и мозге 33:61–135.
DOI: 10.1017/S0140525X0999152X
Эта статья уже стала каноническим справочником, показывающим, как типичное психологическое исследование, в котором участвуют участники из западных, образованных, промышленно развитых, богатых и демократических (СТРАННЫХ) стран, часто дает очень разные результаты по сравнению с проведенными исследованиями. в другом месте. Авторы также обсуждают некоторые общие черты между культурами.
Китаяма, Синобу и Дов Коэн, ред. 2007. Справочник по культурной психологии . Нью-Йорк: Гилфорд.
Полезный справочник для исследователей. Главы в основном написаны психологами, хотя свой вклад в них внесли и несколько видных антропологов. Второе издание должно выйти в 2018 году.
Маркус, Хейзел и Алана Коннер. 2013. Clash: как преуспеть в мультикультурном мире . Нью-Йорк: Пингвин.
Эта доступная книга написана для широкой аудитории. В нем рассказывается, как возникает ряд культурных разломов в отношении расы, пола, региона, религии, класса и культуры на рабочем месте. Маркус — один из ведущих ученых в этой области, и эта книга вполне подойдет для старших курсов бакалавриата.
Мацумото, Дэвид. 2001. Справочник по культуре и психологии . Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Нажимать.
Полезный справочник, в котором в основном представлены авторы, которые считают себя кросс-культурными психологами, а не культурными психологами, хотя опять же не следует преувеличивать различия между двумя типами исследователей.
Шведер, Ричард А. 2003. Почему мужчины готовят барбекю? Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет. Нажимать.
Сборник эссе, который не боится (или, вернее, призван) провоцировать. По иронии судьбы, несмотря на название, в этой книге нет знаменитого одноименного эссе Шведера.
Смит, Питер Б., Майкл Харрис Бонд и Джигдем Кагитчибаси. 2006. Понимание социальной психологии в разных культурах . Тысяча дубов, Калифорния: SAGE.
Книга для курсов бакалавриата, написанная психологами, работающими в Великобритании, Гонконге и Турции, с полезными разделами о работе и межкультурных контактах. Тон менее болтливый, чем у Triandis 19.94.
Triandis, Harry C. 1994. Культура и социальное поведение . Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
Немного старше других ссылок. Тем не менее, он был написан одним из крестных отцов в этой области, имеет приятный неформальный тон и охватывает широкий диапазон в относительно коротком пространстве.