Психология личности понятие: Психология личности — МФТИ

Психология личности — МФТИ

АРХИВ КУРСОВ

Кожарина Л.А., кандидат психологических наук

Курс посвящен изучению основополагающих проблем психологической науки, связанных с личностью человека. Студенты знакомятся с теоретическими основами психологии личности, учатся самостоятельному анализу существующих психологических теорий.

Значительное внимание в курсе уделено методологическим проблемам, а также конкретным подходам теориям и методам исследовательской и практической работы. В курсе рассматриваются как общетеоретические и методологические проблемы, психологии личности, так и конкретные вопросы становления личности в историческом и онтогенетическом аспектах, а также известные концепции в области психологии личности.

В результате изучения данного курса студенты должны:
— знать сущностные особенности проблемы определения понятия личности;
— понимать действительные возможности научного подхода при исследовании проблем психологии личности;

— знать конкретные психологические методики изучения личности человека;
— знать основные теории, концепции и подходы в современной психологии личности;
— ориентироваться в логике и закономерностях становления личности в онто- и филогенезе.

Данный курс читается в двух семестрах в количестве 66 часов, из них 33 часа лекций, 33 часа семинарских занятий. По окончании курса предусмотрен диф. зачет.

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Тема 1. Проблема определения понятия личности
Философские основы теоретического подхода к личности. Проблема сущностного определения человека. Личность как единство всеобщего и универсального. Возможность и невозможность однозначного определения понятия личности. Редукционизм в психологии личности. Множественность трактовок понятия личности в современной психологии.

Тема 2. Категория развития в психологии личности


Проблема определения понятия развития. Отличие развития от изменения, роста, движения, созревания. Развитие как саморазвитие. Основные признаки развития: появление нового качества, прогрессивность изменений, внутренняя обусловленность. Тотальность личности и способности к саморазвитию. Совпадение и различие процессов развития психики и личности. Соотношение понятий личности и нравственности, внутренней свободы и ответственности, инициативности и осмысленности действия. Отличие понятия личности от понятий — индивид, субъект, индивидуальность. Предпосылки, условия, источники и движущие силы психического развития.

Тема 3. Биологическое и социальное в психике и личности человека
Исходные посылки и логика натуралистического подхода. Принцип естественного отбора и надъестественность человеческой культуры. Противопоставление биологического и социального. Биологизаторские и социологизаторские учения в психологической науке. Теория конвергенции двух факторов. Роль наследственности и социальной среды в становлении личности. Социо-культурные основы организмы человека. Проблемы психосоматики. Отличительные особенности личностного подхода в свете проблем биологического и социального.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Принцип историзма в психологии личности
Личностность человеческого бытия как явление западной культуры. Различное понимание сущности и предназначения человека на Востоке и Западе. Проявления общинного и феодального сознания в современном мире. Безличностность и личностность мышления и бытия как результат своеобразного исторического развития психики человека в различных мировых культурах. Утверждение индивидуализированного бытия как существенное условие становления личности человека.

Тема 2. Историческое становление личностного сознания
Безличностность мышления и самосознания древних греков. Внутренние психологические качества (индивидуальная неповторимость, мотивы и побуждения, совесть и стыд) и гражданские доблести в Древней Греции. Субстанциональная и атрибутивная личность в работах А. Ф. Лосева. Роль христианства в становлении личностного бытия человека. Своеобразие средневекового мышления. Религиозное сознание и его влияние на формирование человека как личности. Перспективы развития исторической психологии.

Тема 3. Параметры личностного бытия в современном мире
Характеристика понятий: индивидуальность, творчество, свобода, инициативность, осмысленность. Юридическая и нравственная ответственность личности. Психологические основания вменения вины. Понятие о девиантном поведении и о личности преступника. Предвидение общественно значимых последствий своих действий и поступков. Осмысленная инициатива как характеристика волевого действия. Воля как психологический инструмент свободного действия. Противоположность и взаимодополнительность общинного и личностного сознания в современном мире.

РАЗДЕЛ 3. ОНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Понятие психологического возраста в психологии личности
Физическое, историческое и психологическое время в жизни человека. Проблема единицы измерения психологического времени на оси онтогенеза. Несовпадение биологического созревания, психологического развития и личностного становления в онтогенезе. Теоретическое и эмпирическое обоснование кризисов развития. Стабильные и критические периоды. Ведущая деятельность и ее значение в формировании личности ребенка. Понятие о возрастных психологических новообразованиях и их роли в становлении личности. Основные периодизации психического и личностного развития.

Тема 2. Особенности развития личности в раннем возрасте
Движущие силы психического развития в раннем возрасте. Роль общения в личностном развитии ребенка младенческого и раннего возраста. Последствия депривации общения. Условия возникновения «бескорыстно-исследовательской», предметно-манипулятивной деятельности. Психологические новообразования критических и литических периодов данного возраста. Личностные особенности детей раннего возраста с трудностями в развитии.

Тема 3. Становление личности в дошкольном и младшем школьном возрасте
Основные виды детской игры. Их вклад в развитие личности ребенка. Психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе.

Особенности самосознания ребенка-дошкольника и младшего школьника. Ведущая учебная деятельность и ее значение в плане формирование личности. Формирование произвольности и этических инстанций. Воображение и рефлексия как новообразования дошкольного и младшего школьного периодов развития. Нарушения в эмоционально-мотивационной и волевой сфере у детей с трудностями развития. Психологическая диагностика и коррекция «трудных детей».

Тема 4. Личность подростка
Психологическое содержание развития личности в младшем и старшем подростковом возрасте. Проблема определения ведущей деятельности подростков. Особенности самосознания подростков. Чувство взрослости как возрастное психологическое новообразование. Соотношение общения и учебной деятельности в подростковом периоде развития. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте.


РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНОЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Тема 1. Психоаналитический подход к изучению личности
Основополагающие понятия классического психоанализа (З. Фрейд). Либидозная энергия влечений. Представление о трех инстанциях в структуре личности: Я, Оно, Сверх-Я. Методы психоаналитического исследования личности. Роль комплексов в развитии личности. Психотерапевтические подходы и техники в психоанализе. Развитие психоаналитического направления (К. Юнг). Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. Персона как фрагмент коллективной психики.

Тема 2. Теория личности К. Левина
Топология и основные понятия динамической теории поля. Движущие силы поведения в учении К. Левина. Экспериментальные исследования личности в работах учеников и последователей К. Левина: Хоппе, Т. Дембо, А. Карстен, Р. Биренбаум, Б. В. Зейгарник.

Тема 3. Проблема личности в гуманистической психологии
Теория и практика в подходе Карла Р. Роджерса. Основные принципы гуманистической психологии. Представления о свободе, внутреннем психическом опыте, осознании бытия «здесь-и-теперь», самоактуализация, целостности личности, ответственности. Психологические механизмы защиты «Я — концепции» в теории К. Роджерса. Его психотерапевтические идеи и опыт работы как психотерапевта. Преодоление потребительской психологии «вещизма» в работах Э. Фромма. Понятия отчуждения. Концепция человеческой природы и положение о личности в обществе в трактовке Э. Фромма. Представление о Новом Человеке и Новой науке.

Тема 4. Культурно-историческая концепция развития личности


Идея развития как центральная проблема в исследованиях Л. С. Выготского. Методологическое значение учения о высших психических функциях для построения теории личности. Опосредствование как психологический механизм развития. Понятия социальной ситуации развития, центральной психической функции, возрастных новообразованиях и ведущей деятельности. Критерии личностного характера действий. Понятие о системном и смысловом строении сознания. Экспериментально-генетический метод.

Тема 5. Деятельностный подход в психологии личности
Деятельность как предельный объяснительный принцип и как предмет исследования. Проблема определения понятия личности в деятельностном подходе. Критика А. Н. Леонтьевым ролевых теорий личности. Точки «рождения личности в концепции А. Н. Леонтьева. Мотивационно-потребностная сфера как сущностное ядро личности. Значение установления иерархии мотивов. Основной показатель личностного становления в подростковом возрасте. Проблема смысла и значения в деятельностном подходе и в культурно-исторической концепции. Совпадения и различия в трактовках понятия личности в теории А. Н. Леонтьева и в исследованиях Л. И. Божович. Перспективы развития деятельностной теории личности.

ВОПРОСЫ К ДИФ. ЗАЧЕТУ

1. Проблема определения понятия личности.
2. Научный подход к проблеме личности.
3. Категория развития в психологии личности.
4. Биологическое и социальное в личности человека.
5. Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность.
6. Периодизация психического и личностного развития.
7. Основные психологические понятия и характеристики онтогенеза личности.
8. Критические и литические периоды развития.
9. Предпосылки, условия, движущие силы и источники психического развития.
10. Становление личности в младенческом возрасте.
11. Движущие силы психического развития в раннем возрасте.
12. Развитие личности в дошкольном возрасте.
13. Понятие ведущей деятельности.
14. Роль учебной деятельности в становлении личности младшего школьника.
15. Личность подростка.
16. Самосознание и самооценка на разных этапах онтогенеза.
17. Общая характеристика исторического становления личностного сознания.
18. Принцип историзма в психологии.
19. Мироотношение и самосознание в Древней Греции.
20. Роль христианства в становлении личностного сознания.
21. Особенности восточных и западных трактовок в учениях о личности человека.
22. Основные теории личности в современной психологической науке.
23. Психоаналитический подход к проблеме личности.
24. Исследования К. Левина и его учеников в области проблем психологии личности.
25. Трактовка личности в культурно-исторической концепции.
26. Деятельностный подход в психологии личности.
27. Основные методы изучения личности в различных психологических школах.
28. Подход к проблеме личности в гуманистической психологии.


СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библер В. С. Мышление как творчество. — М.: Политиздат, 1975. — 397с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Под ред. Фельдштейна Д. И. — М.: Международная педагогическая академия. — 209 с.
4. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование. — Собр. соч. : В 6 т., т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — с. 291-436.
5. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. — Собр. соч.: В 6 т., Т.3. — М.: Педагогика, 1983. — С.6-114.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии. — Собр. соч.: В 6 т., Т.4 — М.: Педагогика, 1984. — С. 243-385.
7. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. — М.: Политиздат, 1984.- С. 321-358.
8. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., Педагогика, 1991.- 152 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
10. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — С. 427-438.
11. Психология индивидуальных различий. Тексты // Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — с. 15-21, 199-219.
12. Психология личности. Тексты // Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея А. А.- М.: изд-во Моск. ун-та, 1982.- 288 с.
13. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. //Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
14. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1986. — 238 с.
15. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса // Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — С. 146-210, 257-300.
16. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4. — С.6-21.
17. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного // Пер. с нем. — М.: Канон, 1994. — 320 с.

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньев А. С. Наука и человек (философский аспект) // Наука и нравственность — М., 1971. С. 114-159.
2. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. № 4. С. 35-45.
3. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под. ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
4. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2х т. — Т. 1. — М., 1986. — 316 с.
5. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — МГУ, 1983. — 164 с.
6. Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования. — Изд-во Красноярского ун-та, 1994. — 141 с.
7. Леонтьев А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека / Проблемы развития психики. — М., Изд-во МГУ, 1972. С. 341-399.
8. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 277 с.
9. Лисина Н. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности в детском возрасте / Под. ред. В. В. Давыдова, И. В. Дубровиной. — М., 1980. С. 36-40.
10. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М., Наука, 1990. — 222 с.
11. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., Политиздат, 1982. — 255 с.
12. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
13. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., Наука, 1978. — 391 с.

Психология личности и рассмотрение проблемы личности в других науках

Человек является самым сложным явлением из всех существующих в мире и самым интересным объектом для самого себя. Человек – существо многостороннее, многомерное и сложно организованное. Понять сущность человеческой субъективности можно только со стороны системного, целостного и историко-эволюционного подхода. Отечественная психология имеет три главные понятийные категории, которые отражают три стороны существования человека: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Труды Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева посвящены последовательному различению данных понятий.

Индивид, как одна из сторон существования человека

Человек как индивид выражается в своих биологических и природных особенностях. При познании человека как индивида необходимо рассмотреть природные основы человеческой жизни, а также его психологии. Когда человек предстает как индивид, он является существом материальным, природным, телесным в его неделимости и целостности. Человек как природное существо может переживать органические потребности. Это потребность в еде, тепле, отдыхе и пр. Продолжением эволюционного ряда является форма, функционирование и строение тела человека. Отмечено, что они имеет больших сходства с организмами высших приматов. В то же время человек имеет значительные отличия от всех других живых существ.

Замечание 1

Русский религиозный философ, Н. А. Бердяев говорил о том, что человек является принципиальной новизной в природе. Тело его предстает культурным телом, одухотворенным и подчиненным высшим целям.

Всем известно, что человеческие органические потребности человека имеют совершенно другой характер, нежели потребности животных. Их удовлетворение происходит другими предметами и способами. Потребности человека культурно обусловлены. Самым главным отличием человека является свободное отношение к переживаниям органических потребностей. При помощи воли человек может заблокировать чувство голода и жажды, преодолеть чувство боли и страха, если в этом кроется цель в достижении личностно значимых вещей.

Замечание 2

А. Н. Леонтьев отмечал, что понятие индивид основывается на фактах неделимости, особенности и целостности любого человека, которые возникают уже в ранний период жизни человека.

Личность: определение и особенности

Определение 1

Личностью принято считать одну из базовых категорий психологической науки, а также одно из самых распространенных понятий.

Обычно в психологии личностью называют более развитый уровень человеческой субъективности. Реальность, описываемая понятием «личность», может проявлять уже в этимологии данного термина. Слово «личность» первоначально имело значение маски, надеваемые актерами в древнегреческом театре. Со временем это понятие приобретало все большее многообразие смысловых значений, оттенков, диапазон которых в какой-то мере является специфическим для конкретного языка.

Определение 2

В русском языке слово «личность» приближено к слову «личина», которое В. И. Даль обозначил как исполнение чужой роли, притворная внешность, общественное лицо, которое обращено к окружающим.

Исходя из этого, значение слова «личность» приобретает два главных смысла:

  • несоответствие между собственными характеристиками человека и содержанием роли, исполняемой им;
  • социальная типичность роли, которая исполняется, ее открытость другим людям.
Определение 3

Ролевая теория личности рассматривает личность как систему ролевого поведения, которое обусловлено суммой устойчивых социальных ожиданий, исходящих со стороны самого близкого окружения.

Отечественная психология подвергала ролевую теорию резкой критике. Человек в социуме однозначно включен во многие разные социальные группы. Он является частью семьи, учебной группы, рабочего коллектива, дружеской компании и т.д. в каждой группе ему отведено особое место, он занимает определенное положение, у него есть некий статус, от него ожидают определенных вещей. Это говорит о том, что один и тот же человек обязан вести себя различно в разных ситуациях, то есть играть разные роли. Но, важно отметить, что личность является именно тем, что дает возможность сохранить целостность своего «Я». Личность не является структурой ролей, а жизнь человека не заключается в проигрывании выбранных или навязанных ролей.

Но, даже взяв во внимание, что личность предстает как центральная и обобщающая категория психологии, единого определения этого термина все же нет. Но одно из многих обозначений личности, которые существуют в психологической науке, не является общепризнанным и всеобъемлющим. Зарубежная психология имеет массу различных теорий личности. При обобщении многих мнений на тему и механизмы развития личности, можно определить ряд общих моментов:

  • личность является особым качеством или характеристикой человека, приобретаемой индивидом в социуме, в совокупности отношений, имеющих общественную природу, в которые включен индивид. Если известно, что индивидом рождаются, то личностью становятся;
  • личность дает характеристику человеку со стороны его общественных отношений и связей. Иными словами, взаимосвязей с другими людьми. По мнению А. Н. Леонтьева личность является «сверхчувствительным образованием», потому как эти отношения и связи с другими людьми являются особой реальностью, недоступной непосредственному восприятию. Исходя из этого, понятие личности в психологии является особым способом существования человека в качестве члена общества, представителя конкретной социальной группы;
  • сущность личности заключается в умении человека действовать самостоятельно, свободно и с ответственностью. Личностным поведением является поведение по собственному свободному выбору;
  • личность не является раз и навсегда сформированным качеством. Личность находится в постоянном развитии.
Определение 4

Под индивидуальностью понимаемся самый высокий уровень интеграции человека по отношению к личностному и индивидуальному уровню.

Особенность индивидуальность заключается в фиксации одновременного своеобразия и неповторимости человека в качестве индивида и личности. Развитие индивидуальности является жизненным путем человека.

Личность в других науках

Отмечено, что личность в качестве предмета познания интересна не только психологии, но и другим наукам, занимающимся изучением человека. В философии бытие человека и общества рассматривается в широком плане, дает ответы на вечные вопросы. При исследовании сущности человека и смысла его жизни, она выявляет общие закономерности его социального и биологического развития, намечает его идеалы, цели и ценности. В философском знании изучается не исключительно целостность человека, но и выявляются всеобщие и сущностные связи в системе «Человек – Мир». Данные связи имеют ценностно-нормативный характер.

Личность в социологии является устойчивой системой социально важных черт, которые определяют биосоциальную природу человека и характеризуют индивида как члена определенной общности. В социологии личность определяет переход от индивидуального к социальному и от социальной системы к межличностным отношениям и поведению, имеющему индивидуальный характер. В данной ситуации совершенно ясно, что понятие личности становится аналогичным понятию индивида и человека.

В психологии изучение личности выполняется при использовании различных отраслей психологической науки. Это происходит из-за многоплановости проявлений личности и их в определенной мере противоречивости. В свою очередь, многоплановость поведения требует сложный психологический анализ, возможность осуществлять исследования в различных ракурсах и на разных уровнях.

Проблемы личности в разных направлениях психологии

Б. Ф. Ломов отмечал, что разработка проблем личности в психологии важна для процесса интеграции информации сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и эмоционально-волевых процессов. Интеграция данной информации важна, для того чтобы уточнить представления о сенсорной структуре человека, его эмоциональной сферы и его интеллекта. Поэтому личность в общей психологии является своеобразным ядром, которое интегрирует начало, связывающее в одно целое разные психические процессы индивида, а также придает его проведению нужную устойчивость и последовательность.

В дифференциальной психологии акцент делается на изучение индивидуально-психологические особенности личности и различия между людьми. В асоциальной психологии выявляется структура личности из структуры ее взаимодействия с социальным целым и другими людьми. По мнению Г. Линдслея и Е. Аронсона задача социальной психологии заключается в понимании и объяснении влияния актуального, воображаемого или предполагаемого присутствия других людей на чувства, мысли и поведение индивида.

Замечание 3

При этом, важно отметить, что предметом изучения социальной психологии является статус и социальные роли личности в разных социумах, уровень их самовосприятия в контексте данных ролей, межличностные отношения, установки и связи личностей во время совместной деятельности.

Б. Г. Ананьев, резюмируя изучение проблемы личности в психологии, говорил, что проблема личности в качестве одной из главных в прикладной и теоретической психологии является исследованием психических качеств и отношений личности, ряда индивидуальных особенностей и различий между людьми, особых межличностных отношений, ролей и статусов личности в разных социумах субъекта общественного поведения и определенных формах деятельности.

Преимущество данного многоуровневого психологического исследования личности заключается в возможности раскрытия диалектики общего, единичного и особенного психологического склада личности. Б. Ф. Ломов видит важную теоретическую задачу данного подхода в раскрытии объективных оснований интегральных психологических качеств, характеризующих человека в качестве индивида, личности, субъекта и индивидуальности.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Личность | ProspectiveDoctor

Сэм раскрывает личность в этом подкасте. Он рассказывает о различных теориях личности и о том, как личность влияет на наше поведение. Он также разбирает расстройства личности и вопросы, связанные с личностью, которые могут появиться в MCAT.

  • [02:55] Различные теории личности
  • [04:42] Шесть теорий личности
  • [05:18] Психоаналитическая теория личности
  • [07:50] Гуманистическая теория личности
  • [09:37] Теория черт
  • [11:30] Теория социального познания
  • [13:37] Биологическая перспектива личности
  • [15:25] Бихевиористская теория личности
  • [17:14] Расстройства личности
  • [17:14] Странные или эксцентричные расстройства личности
  • [18:55] Параноидальное расстройство личности
  • [21:55] Драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение
  • [23:45] Тревожное и испуганное поведение

Различные теории личности

Личность описывается как чья-то повторяющаяся поведенческая манерность в течение долгого времени или характерные модели мышления, чувств и поведения человека. Проще говоря, личность — это то, что делает нас нами. Теперь, чтобы попытаться объяснить различные теории личности, мы возьмем одного из самых талантливых, но противоречивых людей в индустрии развлечений — Канье Уэста. Проведя быстрый поиск в Интернете о Канье, Сэм пришел к выводу, что Канье лучше всего описывают эти четыре черты личности: креативность, нарциссизм, проницательность и чувствительность. Итак, мы будем использовать эти четыре черты личности и попытаемся объяснить, почему Канье Уэст такой, какой он есть.

Шесть различных теорий о личности

При описании личности мы рассмотрим шесть различных теорий личности: психоаналитическую теорию, гуманистическую теорию, теорию черт, социально-когнитивную теорию, биологическую теорию и теорию бихевиоризма.

Психоаналитическая теория личности

Психоаналитическая теория была разработана Зигмундом Фрейдом и утверждала, что человеческая личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Говорят, что эти три элемента работают вместе, чтобы создать наш характер.

Гуманистическая теория личности

Абрахам Марслоу и Карл Роджерс разработали гуманистическую теорию личности. Они объяснили, что личность проистекает из желания реализовать свой потенциал и сосредоточена на психологическом росте, свободе воли и личном сознании.

Теория черт

Теория черт личности была разработана Рэймондом Кеттеллом, который утверждал, что личность человека представляет собой ряд черт, стабильных во времени. Подход сужает личность человека до пяти основных черт: открытость, покладистость, экстраверсия, невротизм и добросовестность.

Теория социального познания

Теория социального познания была разработана Альбертом Бандурой и описывает, как развивается личность посредством социального обучения и познания. Согласно теории, личность формируется, наблюдая за другими и учась у них, а также выбирая, подражать ли их поведению.

Биологический взгляд на личность

Биологический взгляд на личность фокусируется на роли биологии, особенно генетики, в изучении того, что формирует личность человека. Согласно предыдущим исследованиям, личность каким-то образом передается по наследству, а это означает, что часть личности исходит из генетики.

Теория бихевиоризма

Теория бихевиоризма утверждает, что окружающая среда вокруг указанного человека развивает его личность. Теория в основном пытается объяснить, как личности узнаются, а затем подкрепляются окружающей средой человека.

Расстройства личности

Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и внутренние переживания, которые значительно отличаются от ожидаемых. Расстройства личности делятся на три группы: странное или эксцентричное поведение; драматическое, эмоциональное или неустойчивое поведение; и тревожное или боязливое поведение.

Кластер расстройств личности А характеризуется странным, эксцентричным мышлением или поведением. Они включают параноидальное расстройство личности, шизоидное расстройство личности и шизотипическое расстройство личности.  

Расстройства личности группы B характеризуются драматичным, чрезмерно эмоциональным или непредсказуемым мышлением или поведением. К ним относятся антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, истерическое расстройство личности и нарциссическое расстройство личности.  

Кластер C   Расстройства личности характеризуются тревожным, боязливым мышлением или поведением. К ним относятся избегающее расстройство личности, зависимое расстройство личности и обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Статьи по теме

Что такое психология личности? | MyTherapist

Хотите узнать больше о своей личности и о том, как она связана с вашим повседневным психическим здоровьем?

Подберитесь к лицензированному терапевту

Личность человека многое говорит о нем, по крайней мере, вам так говорили. Чем больше вы думаете о своей личности, тем больше вы можете понять, насколько сложна эта концепция. Какова ваша личность? Какие факторы его составляют? Кто изучает психологию личности и что они открыли? В этом посте мы объясним все, что нужно знать о психологии личности.

Психология личности рассматривает чью-то личность и концепцию личности в целом и рассматривает, как она может отличаться от человека к человеку. Это обширная область изучения из-за множества сложностей, составляющих личность человека, и если вы мало что знаете о личности, это может показаться довольно ошеломляющим. Во-первых, давайте посмотрим, что на самом деле представляет собой личность.

Что такое личность?

Вы много раз в жизни слышали это слово. «У этого человека хороший характер». «Личность этого человека меня отталкивает». «У этого парня нет личности». Но что такое личность? Вы можете представить, что это то, как кто-то представляет себя — его причуды, его манера говорить, его уникальные черты и так далее. Даже люди в психологии не уверены, что это значит. Тем не менее общее определение состоит в том, что личность — это уникальные характеристики человека, которые могут определять его поведение, эмоции, убеждения и мотивацию. Черты, которые приходят с личностью, могут развиваться благодаря окружающей среде, а некоторые личностные особенности могут быть подвержены биологическим факторам. Психология личности пытается выяснить, почему люди становятся такими, какие они есть, и что мы можем сделать, чтобы иметь наилучшую личность.

Философские вопросы психологии личности

Психология личности ставит различные вопросы, на которые можно ответить с помощью философии, в том числе:

Природа против. Воспитание

Этот вопрос, также известный как наследственность и окружающая среда, задает вопрос о том, определяет ли ваша генетика вашу личность или окружающую среду. Ваше окружение — это то, как вы воспитывались, где вы выросли, и различные события в вашей жизни. Ответ, кажется, лежит где-то посередине. Люди рождаются с предубеждением к определенным чертам, но то, как они воспитывались, играет важную роль.

Свобода против. Детерминизм

Это дебаты о свободе воли. Это вопрос о том, полностью ли мы контролируем свои действия или же наше поведение определяется инстинктами и другими факторами, над которыми мы мало властны, такими как наши бессознательные желания или окружающая нас среда. Ответ может зависеть от самосознания человека.

Универсальность или уникальность

Всем нравится думать, что мы уникальны, а наша личность и характер полностью оригинальны и отличаются от всех остальных. Это вопрос, который стоит исследовать.

Оптимистичный Против. Пессимистичный

Речь не идет о том, какой характер у людей более оптимистичный или пессимистичный. Вместо этого это вопрос, могут ли люди изменить свою личность, когда они полностью разовьются. Всем хотелось бы верить, что люди могут меняться по мере того, как они учатся. Тот, кто деструктивен и имеет проблемы с законом, может измениться к лучшему. Если теория важна для обучения, она оптимистична. Некоторые теории утверждают, что люди не могут измениться, и они просто лгут себе, если пытаются изменить себя. Может просто от человека зависит. Некоторые могут измениться, а некоторые нет.

Активный Против. Реактивный

Этот вопрос задается вопросом, является ли наше поведение индивидуальным или вызвано внешними раздражителями. Мы встаем каждое утро, потому что хотим или из-за раздражителей? Имеем ли мы такой большой контроль над своими действиями? На этот вопрос сложно ответить, и снова кажется, что решение находится где-то посередине, где оба важны.

Теории личности

В психологии всегда существует множество теорий, пытающихся объяснить, как работает наша личность. Эти теории развиваются со временем или являются пережитками прошлого, которые интересно исследовать. Давайте рассмотрим четыре основные теории.

Психоаналитический

Большинство современных теорий психологии берет свое начало в эпоху Фрейда, и это известно как психоанализ. Эта теория делает акцент на бессознательном уме и переживаниях, которые мы получаем в детстве.

Хотите узнать больше о своей личности и о том, как она связана с вашим повседневным психическим здоровьем?

Подберитесь к лицензированному терапевту

Как вы, наверное, знаете, подсознание — это наши скрытые мысли, чувства, эмоции и мотивы, которые руководят нами, но незаметны без терапии. Фрейд считал, что ваши бессознательные желания могут быть обнаружены через ваши сны; психологическая техника известна как свободные ассоциации и оговорки по Фрейду.

Позднее другие психологи восприняли идею Фрейда о бессознательном, отвергнув при этом некоторые другие теории Фрейда.

Различные психологи, занимающиеся психоанализом, включают:

  • Эрик Эриксон говорил о том, как наша личность меняется в нашей жизни и как у нас может возникнуть кризис идентичности. Он считал, что наша личность во многом развивается по мере того, как мы становимся старше.
  • Карл Юнг.
  • Альфред Адлер. Он считал, что на личность влияет наше желание бросить вызов и превзойти других.
  • Карен Хорни. Она считала, что наши личности определяются тем, что мы хотим иметь потребности и заботу в мире, а также тем, какую роль в нашей личности играют общество и культура.

Гуманистическая психология

Эта форма психологии личности фокусируется на нашей свободе воли, самосознании и нашем психологическом развитии. Эта теория учит, что существует позитивный взгляд на человечество, и мы все можем достичь своего максимального потенциала. Люди, которые были вовлечены в гуманистическую теорию, включают:

  • Карл Роджерс. Он считал, что люди по своей природе хороши, а это означает, что мы хотим делать то, что, по нашему мнению, лучше всего для мира. Он верил в свободную волю и в то, как мы можем расти как люди.
  • Абрахам Маслоу. Его самым известным вкладом в психологию была его иерархия потребностей, в которой говорилось о том, как нас мотивируют основные потребности, такие как пища и вода. Затем, когда мы получили эти потребности, мы попытались получить более сложные потребности, такие как самоактуализация.

Признак

Психология черт характера рассматривает наши черты, составляющие нашу личность. Психологи считают, что глядя на черты, мы можем узнать, чем мы все отличаемся. Среди теоретиков:

  • Ганс Айзенк верил в различные формы личности, такие как психотизм и экстраверсия-интроверсия.
  • Рэймонд Кеттелл обнаружил 16 черт, которые могут быть присущи всем людям и помочь нам найти различия между ними.
  • МакКри и Коста. Эти двое считали пять типов личности, таких как экстраверсия, невротизм, открытость опыта, доброжелательность и добросовестность.

Социальное познание

Эта теория говорит о том, как важно быть наблюдательным учеником и быть самоэффективным.

  • Альберт Бандура считал, что мы учимся, наблюдая. Он считал, что важны наши сознательные, а не бессознательные мысли, включая нашу уверенность в своих способностях или самоэффективности.

Тесты личности

Психологи используют различные типы тестов, чтобы получить представление о вашей личности. Проективные и объективные — два основных типа тестов.

Проективные тесты

Проективные тесты основаны на предположении теории бессознательной личности и используют странные стимулы для оценки бессознательной личности. Когда мы представляем себе психолога, на ум приходит один стереотип — это тест с чернильными пятнами, когда психолог держит чернильные пятна уникальной формы и сообщает человеку, какие формы он видит. То, что они видят, может определить их личность.

Другим проективным тестом является Тематический апперцептивный тест, когда клиенту показывают картинку и просят рассказать историю. То, что они рассказывают, может многое о них сказать, по крайней мере, в теории. Проективные тесты спорны, когда речь заходит об эффективности, но они интересны.

Затем у нас есть объективные тесты, которые предполагают, что мы можем видеть нашу личность и узнавать ее с помощью анкет. Пока клиенты отвечают честно, объективные тесты кажутся более надежными, поскольку тесты чернильных пятен неопределенны. Конечно, никогда нельзя сказать, честно ли человек отвечает на вопросы. Некоторые люди могут лгать, чтобы выглядеть лучше, или быть дезинформированными о своих действиях. Эти тесты не безошибочны, но они могут дать нам уникальную информацию.

Итак, это лишь некоторые аспекты психологии личности. Из-за того, что ваша личность настолько сложна, есть много других причин, по которым это произошло, но этот пост предназначен для общего обзора.

Обратитесь за помощью!

Если вам нужна помощь в изучении вашей личности, нет ничего постыдного в том, чтобы поговорить с консультантом. Они могут научить вас аспектам вашей личности, тому, как вы можете изменить ее, а также узнать о сильных и слабых сторонах вашего характера. Изучение себя может стать возможностью для роста и хорошим способом справиться с некоторыми из ваших внутренних проблем. Поговорите сегодня с терапевтом.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Что такое психология личности?

Психология личности изучает личность и ее генетические, экологические и когнитивные элементы. Эта область тесно связана с социальной психологией и психологией развития. В исследовании рассматриваются различные теории личности, факторы развития личности, то, как люди воспринимают личность, и культурные определения черт личности. Основным изданием в этой области является Journal of Personality.

Какие существуют 4 теории личности?

Основные теории личности следующие: (а) психоаналитическая, основанная на работах Зигмунда Фрейда с предположением, что подсознательные убеждения и воспоминания составляют наше психоэмоциональное состояние, (б) чертовая теория личности, которая оценивает личность типов по нескольким характеристикам и является основой таких моделей, как Майерс-Бриггс, (в) гуманистическая, основанная на иерархии потребностей Маслоу, и (г) социальное познание, которое фокусируется на социальном обучении и динамике.

Какие типы личности бывают в психологии?

В психологии существует несколько различных теорий личности. В классической теории черт личности личность каждого человека проистекает из уникального сочетания этих пяти личностных черт: добросовестности, доброжелательности, экстраверсии, невротизма и открытости новому опыту. Другая модель делит личности на знаменитый тип А (конкурентный и агрессивный) и тип Б (спокойный и спокойный). И, конечно же, известная модель Майерс-Бриггс, часто используемая в организационной и социальной психологии, содержит 16 типов личности, охватывающих 4 дихотомии: экстраверсия и интроверсия, ощущение и интуиция, мышление и чувство, суждение и восприятие.

Какие профессии есть в психологии личности?

Психологи-личностные психологи могут работать в качестве психотерапевтов, специализирующихся на пациентах с расстройствами личности. Однако они также могут играть важную роль в детской или педагогической психологии, помогая пациентам в годы их становления. Принципы психологии личности также применяются при лечении посттравматического стрессового расстройства, шизофрении, пограничного расстройства личности и других состояний, при которых у человека нарушается самоощущение. Другие психологи личности изучают личность с когнитивно-культурной точки зрения, смешиваясь с антропологией и неврологией.

Почему личность так важна?

В то время как популярное определение личности часто относится к экстравертному или эклектичному человеку, человеческая личность, по сути, представляет собой руководящую парадигму того, как человек относится и ведет свою жизнь, социальные взаимодействия, стремления и заботу о себе. Различия в характерах между партнерами, коллегами или друзьями могут привести к конфликту или, в некоторых случаях, к «противоположности притягиваются».

Тем, кто специализируется на психологии личности и социальной психологии, понимание развития личности может помочь отделить культурные факторы от генетических. А для личностных психологов, которые хотят настроить планы лечения, важно знать, как тип личности человека влияет на то, как он воспринимает себя и мир.

Хорошее рабочее определение личности также имеет решающее значение для изучения и лечения расстройств личности, тем более что теории личности пытаются быть более межкультурными. Например, если чья-то личность развивается очень экстравертно, это может быть или не быть «ненормальным», в зависимости от воспитания.

В каком возрасте формируется ваша личность?

Личность человека развивается со временем; нет установленного возраста, в котором это «закончено». Тем не менее, годы формирования ребенка обычно заканчиваются в период полового созревания, поэтому любой опыт до этого играет большую роль в том, как будет развиваться личность человека. Согласно исследованиям, некоторые черты личности, такие как доброжелательность и добросовестность, обычно развиваются с возрастом. Психологи, изучающие изменения личности, всегда узнают больше о процессе развития личности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts