Психология личности структура: Психология личности: структура и функция

Психология и структура личности человека

Наука психология уже долгое время изучает личность. На сегодняшний день ученым так и не удалось в полной мере раскрыть данную тему, создавая личностный психологический портрет. Многогранность личности продолжают активно изучать и сейчас. В этой статье вы узнаете о психологической и социальной структуре личности.

Содержание:


Необходимость психологии личности

На сегодняшний день люди все больше и больше стараются погрузиться в изучение самого себя, чтобы лучше взаимодействовать с обществом. Психология личности помогает изучить поведенческие реакции, чувства и эмоции индивида в определенных ситуациях. Ежедневно человек проводит анализ собственных действий и действий окружающих.

Психологическая структура личности

В Википедии данное понятие рассматривается как совокупность биологических, социальных и психологических свойств. К психическим свойствам личности можно отнести:

  1. Темперамент. Он оказывает воздействие на человеческие поведенческие реакции. Меланхолики являются очень ранимыми людьми, холерики отличаются несдержанностью и вспыльчивостью, флегматики являются спокойными и пассивными, а сангвиники — весельчаки, умеющие найти общий язык с кем угодно.
  2. Характер. Он подразумевает систему индивидуальных черт, которые влияют на поведение человека.
  3. Система мотивов, определяющих поведение индивида.
  4. Способности. Это основа гениальности человека. Они могут развиваться в самом разном направлении в зависимости от увлечений.
  5. Психические процессы. Они формируются в зависимости от внешних условий жизнедеятельности. К психическим процессам относятся эмоции, которые являются важной частью жизни индивида.
  6. Психические образования. Они помогают формировать жизненный и профессиональный опыт. В психические образования входят полученные знания и навыки.

Социальная структура личности

Данное определение подразумевает наличие социальных свойств при общении. Данная структура характеризуется:

  • работой памяти;
  • наличием социальных ценностей;
  • оказанием влияния на объекты;
  • объективным и субъективным подходом;
  • умением мыслить и анализировать;
  • возможностью деятельности;
  • наличием культурных знаний и убеждений.

Структура личности по Рубинштейну

Автор данной теории выделял 3 основных компонента:

  • интересы и потребности индивида, а также его социальная сущность;
  • наличие знаний и умений, помогающих человеку существовать в мире;
  • формирование индивидуальности с помощью проявления характера и темперамента.

Если говорить кратко, то формирование психологии личности зависит от взаимоотношений с социумом.

Теория личности Уильяма Джемса

Уильям Джемс создал теорию личности с двух сторон. Первая является эмпирической, и к ней относятся материальные блага, призвание индивида в социуме, а также духовная личность. Вторым видом теории является познание внешнего и внутреннего мира.

Также психолог отметил самооценку, она является весьма важной в формировании личности. Если у человека наблюдаются проблемы с самооценкой, то он не может в полной мере адекватно оценивать реальность.

Человеческая личность — сложный механизм, являющийся ярким примером эволюции. Человек, в отличие от других живых существ, способен к самопознанию и анализу, а также может воздействовать на внешний мир. Чтобы быть сильной личностью, необходимо разбираться в себе и стремиться к саморазвитию. Важно уметь управлять собственными эмоциями. А научиться этому поможет курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

О соотношении структур индивидуальности и личности. Итак, в условиях конкретной социальной группы индивидуально-психологические качества существуют в форме проявлений личности и они способны изменяться в условиях совместной предметной деятельности и общения, характерных для данного уровня развития группы. Индивидуально-психологическое в этих условиях выступает как личностное, как сторона межличностных отношений. Эта гипотеза в настоящее время проверена и подтверждена в ряде конкретных работ.

Так, в задачу одного исследования входила проверка указанной выше гипотезы применительно к внушаемости (конформности) как свойству личности, а также к противоположному явлению — самоопределению личности как феномену межличностных отношений в группе. Гипотеза конкретизировалась в следующей экспериментальной процедуре. Ряд реально существующих групп образует иерархию уровней группового развития — от диффузной группы до коллектива. Около трети испытуемых в каждой группе независимо от уровня ее развития, по данным эксперимента, обнаруживала в незначимой ситуации тенденцию к конформности. О том же свидетельствуют данные личностных опросников. Вопрос состоял в том, как эти испытуемые поведут себя в условиях эксперимента на выявление феномена самоопределения в группах разного уровня развития. Экспериментальные данные подтвердили, что индивиды, входящие в группу высшего уровня развития, по отношению к которым при использовании незначимых воздействий был сделан вывод об их податливости групповому давлению, обнаруживали самоопределение, т. е. способность не поддаваться групповому давлению, защищая коллективные ценности. Другими словами, такое индивидуально-психологическое качество, как внушаемость, оказывается преобразованным в личности индивида, входящего в группу высокого уровня развития.

В других исследованиях выяснялось, свойственна ли такая черта индивидуальности человека, как экстрапунитивность (склонность обвинять в собственных неудачах других людей), поведению члена сложившегося коллектива, т.е. выступает ли она как необходимое проявление его личности. Первоначально с помощью специального личностного теста выявлялись спортсмены с выраженной экстрапунитивностью (среди членов команд в игровых видах спорта их было весьма много). Казалось бы, эта черта индивидуальности должна определять особенности их личности в ведущей для них спортивной деятельности. В действительности в высокоразвитых группах спортсменов лица, по данным личностного теста экстрапунитивные, проявили по отношению к членам своей команды внутригрупповую идентификацию, т. е. обнаружили качества личности, прямо противоположные экстрапунитивности.

Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, характере, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью.

Биологическое и социальное в структуре личности. Проблема соотношения биологического (природного) и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.

Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов — биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию. «Эндопсихика» как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. «Экзопсихика» определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. «Эндопсихика» включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а «экзопсихика» — систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. «Эндопсихика», имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность «экзо-психике», которая определяется социальным фактором. Современные многофакторные теории личности в конечном счете сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов — биологического и социального.

Как же следует относиться к указанной концепции двух факторов? Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранить биологическую структуру, рядоположенную и равноправную подструктуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным. Так, мозговая патология порождает индивидуальные биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации.

Расскажем об исследовании, в котором изучалось формирование черт личности людей, чей рост не превышал 80-130 см. Было установлено значительное сходство индивидуальных черт этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений. У них наблюдался специфический инфантильный юмор, некритический оптимизм, непосредственность, высокая выносливость к ситуациям, требующим значительного эмоционального напряжения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т.д. Указанные черты не могут быть отнесены ни к «эндопсихике», ни к «экзопсихике» уже хотя бы потому, что являясь результатом природных особенностей карликов, эти черты могут возникнуть и сформироваться только в условиях той социальной ситуации, в которой карлики находятся с момента, как выявилась разница роста между ними и их сверстниками. Именно потому, что окружающие относятся к карлику иначе, чем к другим людям, видя в нем игрушку и выражая удивление, что он может чувствовать и мыслить так же, как и остальные, у карликов возникает и фиксируется специфическая структура индивидуальности, которая маскирует их угнетенное состояние, а иногда и агрессивную установку по отношению к другим и к себе. Если на минуту представить, что карлик формируется в обществе людей того же роста, то станет совершенно очевидно, что у него, как и у всех его окружающих будут формироваться совсем другие черты личности.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.

Три составляющие структуры личности. В структуру личности, таким образом, в первую очередь входит системная организация ее индивидуальности, т.е. внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих «действительных отношений» как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности.

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в межиндивидное «пространство», мы получаем возможность ответить на вопрос о том, что представляют собой такие описанные выше феномены, как самоопределение личности, внутригрупповая идентификация и др. Что это: собственно групповые или личностные проявления? Оказывается, что когда характеристики и само существование личности не замыкаются «под кожей» индивида, а выносятся в межиндивидное «пространство», ложная альтернатива, порождаемая отождествлением понятий «индивид» и «личность» (либо, личностное, либо групповое), оказывается преодоленной. Личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, групповое выступает в конкретной форме проявлений личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности — метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. В этом случае в центре внимания психолога оказываются «вклады» в других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Индивид как личность тем самым выступает в качестве субъекта этих активно производимых преобразований интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы так или иначе связанных с ним людей. Речь идет об активном процессе своего рода продолжения себя в другом не только в момент воздействия субъекта на других индивидов, но и за пределами непосредственного сиюминутного актуального взаимодействия. Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» получил название персонализации.

Явление персонализации открывает возможность пояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Вспомним слова А.С. Пушкина: «Нет, весь я не умру… доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжелые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением. В словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности — это констатация факта разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.

Можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, что формирует в других идеальную его представленность — его личностность, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Именно эту задачу решает применение метода отраженной субъектности. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность достаточно точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.

Если подлинную личность метафорически можно было бы трактовать как источник некоей мощной радиации, преобразующей людей, связанных с этой личностью в условиях деятельностного опосредствования (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т.д.), то индивида с бедными личностными характеристиками можно уподобить нейтрино — частице, которая пронизывает плотную среду, не производя в ней никаких — ни полезных, ни вредных — изменений. «Безличность* — это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, от которого «не жарко и не холодно», чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их и тем самым в значительной степени лишает его личности.

Факт персонализации может быть установлен экспериментально, что получило подтверждение в большом количестве исследований, выполненных с помощью метода отраженной субъектности.

Так, например, школьникам предлагают дать оценку умственных, волевых, нравственных и других качеств незнакомого сверстника, чью фотографию им дают возможность посмотреть. Так как сфотографирован неизвестный, черты лица которого недостаточно информативны для выводов, то оценки, даваемые испытуемыми, аморфны и неопределенны. Его не считают умным, но и не утверждают, что он глуп, и т.д. Во второй серии опыта предъявляют аналогичное фото другого школьника. Но при этом включается фонограмма, на которой записан голос педагога. При этом содержание того, что он говорит, фактически не улавливается испытуемым, тем более что оно не имеет никакого отношения к задаче оценки портрета. Между тем голос одного педагога приводит к резкой поляризации оценок — незнакомец оценивается как глупый, злой, хитрый и т.п. или, напротив, как умный, добрый, простодушный и т. п., а голос другого оставляет оценки столь же аморфными, какими они были в первой экспериментальной серии. Очевидно, что первый педагог в большей степени личностно представлен, персонализирован в своих учениках.

Таким образом, в структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: индивидуальность личности, ее представленностъ в системе межличностных отношений и, наконец, в других людях. Естественно, что личность может быть охарактеризована в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению, связей и отношений.

Единство рассмотрения личности во всех трех ее подструктурах покажем на примере такой важной ее характеристики, как авторитетность.

Авторитет складывается в системе межиндивидных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется в одних общностях как жесткий авторитаризм, реализация прав сильного, как «авторитет власти» по преимуществу, а в других, высокоразвитых, группах — как демократическая «власть авторитета», личностное выступает как групповое, групповое как личностное (интериндивидная подсистема личности). В рамках метаиндивидной подсистемы личности авторитетность -это признание другими за индивидом права принимать значимые для них решения в значимых обстоятельствах, результат того вклада, который он внес своей деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых группах — это следствие конформности ее членов, в группах типа коллектива — результат самоопределения. Таким образом, авторитетность — это идеальная представленность субъекта прежде всего в других (он может иной раз не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъекте. Наконец, во внутрииндивиднрм «пространстве» личностиэто комплекс психологических качеств субъекта: в одном случае — своеволие, жестокость, завышенная самооценка нетерпимость к критике, в другомпринципиальность, высокий интеллект, доброжелательность, разумная требовательность и т.д. (интраиндивидная подсистема личности).

Метаиндивидная подсистема личности в большей мере, чем другие, выражает одну из важнейших духовных потребностей человека — потребность быть личностью, т. е. своей деятельностью производить значимые для других людей изменения их интеллектуальной и эмоциональной сферы. Эта потребность может быть осознана или не осознана субъектом, может быть у одного человека более интенсивной, у другого — менее, ее реализация может приводить к благоприятным или неблагоприятным последствиям для других людей, наконец, один человек может располагать средствами для ее удовлетворения (за счет высокого интеллекта, или богатства эмоционального мира, или широкого набора разнообразных умений, или исключительной смелости и решительности, или же всех этих качеств вместе взятых), а у другого эти средства более ограничены.

Потребность индивида быть личностью существует в конкретной форме. Так, например, в группах корпоративного типа каждый стремится быть «личностью» за счет деперсонализации, подавления потребности и способности быть личностью у всех других. Экспериментальные исследования показали, что оптимальные условия для удовлетворения потребности быть личностью (быть персонализированным, продолженным в других людях) создаются в группе высшего уровня развития.

Итак, чтобы понять личность учащегося, педагог должен рассматривать школьника в системе его действительных отношений со сверстниками, родителями и учителями, а не как образованную жестким сочетанием «атомов» индивидуальных качеств изолированную «молекулу» в организме класса и школы. Необходимо изучить и группы, в которые он входит, в которых он действует и общается, производит и принимает «вклады», осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и в свою очередь претерпевая изменения, приняв «вклады» от них. В центре внимания учителя должны находиться активность личности и характер ее социально-значимой направленности.



История психологии личности. Часть 2

Вернуться к статьям

Карсон Сэнди

В части 1 «Истории психологии личности» мы рассказали о развитии биологических и теоретических основ существования человеческой личности. От размышлений Гиппократа и Платона до трагедии Финеаса Гейджа с трамбовочным стержнем, психология прошла долгий путь в установлении достоверности личности.

Отойдя от установления существования личности, часть 2 истории психологии личности сосредоточится на структуре личности.

Мы закончили нашу историю в 1950-х годах, обсуждая Карла Роджерса и его теории личности и мотивации. Чтобы воссоединиться с этой временной линией, мы должны сначала отправиться назад, чтобы посетить истоки структуры личности. Изучение структуры личности, возможно, началось в 1884 году, когда сэр Фрэнсис Гальтон впервые применил лексическую гипотезу. Этот подход, утверждающий, что слова по своей сути «выражают характер», был развит в 1936 году в основополагающей работе Олпорта и Одберта. Используя словарь Вебстера, этот дуэт определил около 18 000 слов английского языка, которые можно использовать для описания личности. Они разделили этот список на четыре категории и в конечном итоге получили 4000 слов, связанных с чертами характера, цифра, которая подчеркивает, насколько тонки наши повседневные взаимодействия!

В 1940-х годах психолог Рэймонд Кеттелл работал со своим наставником Чарльзом Спирменом над разработкой факторного анализа, ныне распространенного статистического метода, используемого для исследования изменчивости в выборке в надежде выявить основной набор факторов, определяющих указанную изменчивость. Кеттелл считал, что этот метод можно применить к изучению личности, чтобы выявить факторы, которые приводят к наблюдаемым индивидуальным различиям. Его работа привела к набору из 16 фундаментальных факторов.

Несколько лет спустя, в 1947, Ганс Айзенк утверждал, что на самом деле существует только два соответствующих измерения личности — экстраверсия и невротизм — и что их можно объединить для описания четырех ключевых типов личности (высокий E/низкий N, высокий E/высокий N, низкий E/высокий). N, низкий E/низкий N). Другой ключевой частью модели Айзенка было его объяснение потенциальной причины этих высоких и низких тенденций. Он утверждал, что различия в возбуждении лимбической системы приводят к различиям в невротизме, и он считал, что низкое возбуждение коры головного мозга ведет к экстраверсии, а высокое возбуждение коры головного мозга ведет к интроверсии. Это может показаться нелогичным, но причина в том, что люди с высоким уровнем возбуждения хотят снизить уровень своего возбуждения (отсюда интроверсия) и наоборот.

В 1960-х годах произошло возвращение к 16-факторной модели Кеттелла и ее усовершенствование, поскольку Эрнест Тупес и Раймонд Кристал (1961) и Уоррен Норман предложили идею о том, что в шестнадцати факторах Кэтелла есть пять повторяющихся факторов: уверенность, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и Культура. Эти пять факторов в конечном итоге превратились в «большую пятерку», известную нам сегодня (экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, нейротизм и открытость), когда Льюис Голдберг начал собственное исследование лексической гипотезы (19).81) и обнаружил те же самые пять основных измерений, позже придумав термин «Большая пятерка». факторы личности. С конца 20 века исследователи провели тысячи исследований, подтверждающих структуру, универсальность, воспроизводимость и предсказуемость Большой пятерки.

«Большая пятерка» была получена в основном с помощью индуктивного или итеметрического подхода. То есть имело место «сведение» большой группы элементов, которые теоретически не предполагались связанными друг с другом.

Напротив, типовые показатели личности (MBTI) были разработаны с помощью индуктивного подхода. В частности, они были разработаны вокруг теорий разума (например, Юнга, Фрейда). Хотя оба подхода верны, подход «большой пятерки» зарекомендовал себя как более надежный и действенный на протяжении многих лет исследований. Читайте здесь для более подробного обсуждения эффективности MBTI по ​​сравнению с Большой пятеркой.

Итак, каково текущее состояние этого поля? Произошел отход от использования черт для определения конкретных типов личности. Скорее, психологи широко считают, что черты следует измерять в континууме. Помимо этих дебатов, ученые постоянно пытаются выяснить биологические факторы, влияющие на личность, различия между группами и внутри них, а также то, как психология личности может применяться в различных областях, от бизнеса до образования. Еще недавно была попытка переосмыслить черты как мотивы (Fleeson 2001). Флисон является сторонником понимания того, как черты меняются в зависимости от контекста и времени.

Он утверждает, что даже несмотря на то, что наша личность может довольно сильно различаться в течение определенного дня или недели, эта изменчивость сохраняется во времени (например, если вы капризны в одном конкретном контексте на этой неделе, вы, вероятно, будете капризны в аналогичном контексте на следующей). неделю) и, таким образом, мы можем использовать личностные черты в качестве предиктивной меры поведения. Легко услышать о чертах характера человека и подумать: «Хм, да, это описывает его поведение». Но реальная сила личностных качеств заключается в том, чтобы рассматривать их как факторы, определяющие целенаправленное поведение в повседневных ситуациях. Такой способ мышления может помочь объяснить, почему люди делают то, что они делают, и даже предсказать результаты поведения, что имеет важное значение в мире маркетинга и бизнес-стратегии.

 

психология личности психология

Карсон Сэнди

Директор по науке о данных, MotiveMetrics

Обзор рекомендуемых показаний

Обзоры

Область личности сильно изменилась за последние 20 лет, и учебники в этой области, наконец, уловили эти изменения. Тексты теперь организованы вокруг теоретических проблем, а не по теоретикам. Растет число веб-ресурсов, в том числе

  • C. Теории личности Джорджа Бори: электронный учебник
  • Отличный обзор текущего состояния исследований в этой области можно найти в главе Дэвида Фундера в Ежегодном обзоре психологии за 2001 год. Другие главы Ежегодного обзора этого года, которые являются важным вкладом в текущую теорию личности и исследования, включают обсуждение Райаном и Деси счастья и человеческого потенциала, а также главу Альберта Бандуры о социальной когнитивной теории.
  • Американская психологическая ассоциация в настоящее время делает ограниченное количество статей из своих журналов доступными для широкой публики. Некоторые из доступных материалов упоминаются в этих рекомендуемых материалах.

Более традиционные учебники, которые настоятельно рекомендуются, включают:

  • МакАдамс, Дэн (2009) Человек: Введение в психологию личности (5-е издание). Уайли. «Опираясь на передовые научные исследования, классические теории личности и волнующие примеры из биографии и литературы, книга «Человек» представляет собой живое и комплексное введение в науку о психологии личности. Автор, Дэн МакАдамс, организует эту область в соответствии с широкой концептуальной перспективой. которая возникла в психологии личности за последние 10 лет.Согласно этой точке зрения, личность состоит из трех уровней психологической индивидуальности — диспозиционных черт, характерных адаптаций (таких как мотивы и цели) и интегративных жизненных историй.Черты, адаптации, и истории включают в себя три наиболее узнаваемых варианта психологической природы человека, основанных на наследии человеческой эволюции и помещенных в культурный и исторический контекст. Пятое издание этого красиво написанного текста расширяет и обновляет исследования в области нейробиологии личностных черт и представляет новый материал о расстройствах личности, эволюции и религии, привязанности во взрослом возрасте, преемственности и изменении личности на протяжении всей жизни, а также развитии нарративной идентичности.
    .» (Комментарий от Wiley).
  • Фундер, Дэвид (2010) Загадка личности Нортон. (5-е издание). «Организованный в соответствии с шестью основными областями современной психологии личности, лидирующий на рынке текст Дэвида Фандера показывает студентам эту область в том виде, в каком она существует в настоящее время. И, демонстрируя вопросы, лежащие в основе современных исследований, «Головоломка личности» позволяет учащимся увидеть захватывающее будущее дисциплины.0038 В пятом издании каждая глава была обновлена. Новая программа иллюстрирования поддерживает визуальных учащихся с обновленными версиями любимых мультфильмов книги и новыми функциями в тексте, которые помогают учащимся визуализировать и запоминать концепции. Текст охватывает классические теории личности, а также все последние открытия, в том числе новейшее освещение биологической области, новые материалы по кросс-культурной психологии и расширенную трактовку позитивной психологии. «(из рекламного ролика амазона).
  • Броди, Н. и Эрлихман, Х. (1997) Психология личности: наука об индивидуальности Прентис Холл. (С обложки книги) «Эта книга представляет личность с точки зрения существующих исследований. В ней дается обзор исследований личности и демонстрируется взаимосвязь между исследованиями и реальными людьми. Читателям предлагается изучить взаимосвязь между исследованием и их собственными личностями. Он также знакомит с литературой из первоисточников по психологии личности, освещая содержание, методы и вопросы в журналах с минимальным жаргоном. Читатели избегают иногда неточных связей с историческими теориями, которые можно найти в других книгах о личности. Книга также включает обсуждения, которыми часто пренебрегают в других книгах, например, целые отдельные главы об интеллекте и когнитивном стиле, бессознательном и эволюционной психологии личности. Читатели узнают важные областях достаточно глубоко, чтобы оценить проблемы и сложности. В книге всегда делается попытка прояснить, почему то или иное исследование важно. Это может облегчить читателям возможность дальнейшего изучения предмета. Вторая глава включает краткий личностный опросник, предназначенный для измерения факторов «Большой пятерки». Поскольку обсуждение методологии на протяжении всей книги относится к факторам «Большой пятерки», читатели получают пользу от личного участия через свои баллы по анкете. Это также может помочь сделать некоторые материалы личностно значимыми. Рынок: ценная книга для любого читателя, заинтересованного в понимании существующих исследований личности или желающих узнать больше о своей собственной личности.
  • Броуди, Н. (1988) Личность: в поисках индивидуальности . Академик Пресс, Нью-Йорк. (с обложки) «В этой своей четвертой книге, опубликованной Academic Press, автор исследует современные теории в обширной области исследования личности. Представляя уникальный взгляд на последние разработки в этой области, эта книга является бесценным источником студентов и исследователей в изучении личности. Автор делает акцент на эмпирических исследованиях, он подробно представляет ограниченное число тем и часто включает представление данных, полученных в отдельных исследованиях, чтобы проиллюстрировать важность этих исследований для большая тема личности».)
  • Кук, М. (1993). Уровни личности . Лондон: Кассел.
  • Дерлега, В., Уинстед, Б.А., Джонс, У.Х. Личность: современная теория и исследования. (2-е издание). Нельсон Холл, 1999, Чикаго. Этот текст «предназначен для студентов бакалавриата, изучающих тему личности. В двух его основных разделах обсуждаются фундаментальные вопросы личности, прослеживаются истоки этой области в современных исследованиях и рассматриваются темы, изучаемые современными психологами. Истоки личности в наследственности. , исследуются структура мозга, пол и детство. В других разделах книги рассматриваются проявления и влияние личности в морали, половых ролях, агрессии и отношениях с другими. Все эти темы имеют более широкое отношение к другим областям. психологии, поскольку они сосредоточены на извечном вопросе определения того, что делает человека личностью. Включает в себя подборку двадцати пяти экспертов в области личности ». … и фокусируется «на современных теориях и исследованиях, а не на обычном акценте на классических экспертах, таких как Фрейд и Скиннер». (С веб-сайта издателя.) Включает главы Бриггса, Дэвидсона, Лири, МакАдамса, Роу и двадцати других авторов. По акцентуации похож на справочник Pervin, но написан больше для студентов.
  • Айзенк, Х. Дж. (1997) Личность и экспериментальная психология: объединение психологии и возможность парадигмы. Журнал личности и социальной психологии, 73 , 1224-1237. Обзор вклада Х. Дж. Айзенка в область личности и его надежды на то, что эта область наконец стала наукой.
  • Айзенк, Х. Дж. и Айзенк, М. В. (1985). Личность и индивидуальные различия: естественнонаучный подход . Пленум: Нью-Йорк. Хотя этот текст несколько устарел, он определил программу исследований биологических основ личности на последние 35 лет.
  • Фандер, Д., Парк, Р. Д., Томлинсон-Кизи, К., и Видаман, К. (ред.). (1993). Изучение жизни во времени. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  • Мэтьюз Г. и Дири И. Дж. (1998). Черты личности : Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета. 1998, xx, 299. (С обложки: «Исследования личности изменились благодаря недавним достижениям в нашем понимании личностных черт. В этой книге рассматривается происхождение черт в биологических и социальных процессах, а также их последствия для познания, деятельности и умственных способностей». и физическое здоровье.Вопреки традиционному взгляду на исследования личности как на набор разрозненных теорий, «Черты личности» представляют собой интегрированный отчет, связывающий теоретические исследования с приложениями в клинической психологии и психологии труда. и доступный обзор исследований черт, предлагает последовательное, интегрированное описание личности и подчеркивает научную основу исследования личности. Эта работа является важным текстом для студентов, изучающих курсы по психологии личности и дифференциальной психологии, и предоставляет исследователям и практикам обзор эта зона.»)
  • Хизертон Т. и Вайнбергер Дж. (ред.). (1994). Может ли измениться личность? Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  • Нюборг, Х. (ред.). (1997). Научное исследование человеческой природы: дань Гансу Айзенку в восемьдесят. Оксфорд; Эльзевир (Пергамон). Включает главы многих исследователей личности, на работу которых повлиял Айзенк.
  • Первин, Луизиана. (Ред.). (1990а). Справочник по личности: теория и исследования . Нью-Йорк: Гилфорд. Смотрите также:
  • Первин, Л.А. и Джон, О. (ред.) Справочник по личности: теория и исследования, 2-е издание. Нью-Йорк: Гилфорд. 1999 г. «Освещая важные достижения в изучении личности с момента публикации этого классического Справочника в 1990 году, полностью переработанное второе издание открывает эту область в 21 веке. сосредоточить внимание на основных теоретических перспективах и сообщить о текущем состоянии науки в ряде ключевых областей Документируя текущую эволюцию психоаналитического, личностного, социально-когнитивного и интерактивного подходов, том исследует динамическое взаимодействие между психологией личности и другими В частности, недавний взрыв знаний о биологических аспектах личности отражен в совершенно новых главах по эволюционной психологии, поведенческой генетике, неврологии и темпераменту. мотивационные процессы эмоции и регуляция эмоций; стресс, совладание и здоровье; межличностное поведение; оценка личности; и многое другое.» (С веб-страницы издателя.) »

Хотя это и не тексты, полезные обзоры полей, доступные в Интернете, включают:

  • Фундер, Д. (2001) Личность. В Ежегодном обзоре психологии, 52:197-221.
  • Ревель, В. (1995) Личностные процессы, Ежегодный обзор психологии, 46, 1995.
  • Бем, Д. (1992) О необычайной мудрости нашей непрофессиональной теории личности: обзорное эссе о Россе и Нисбетте, «Человек и ситуация: перспективы социальной психологии». Психологическое исследование, 3, 82-84.
  • Биологические подходы
    • Дэвидсон Р.Дж. (1999) Биологические основы личности. В Дерлега, В., Уинстед, Б.А., Джонс, У.Х. Личность: современная теория и исследования. (2-е издание). Нельсон Холл, 1999, Чикаго.
    • Депью Р.А. и Коллинз П.Ф. (1999) Нейробиология структуры личности: дофамин, облегчение побудительной мотивации и экстраверсия. Науки о поведении и мозге, 22, , 491-569. Амбициозная статья, описывающая биологическую модель экстраверсии. Включает обширные комментарии других теоретиков личности и биологии.
    • Бейтс, Дж. Э., и Вакс, Т. Д. (Ред.). (1994). Темперамент: индивидуальные различия на стыке биологии и поведения . Американская психологическая ассоциация.
    • Бусс, DM. (ред.) (1990). Специальный выпуск: Биологические основы личности: эволюция, генетика поведения и психофизиология. Журнал Личности , 58.
    • Айзенк Х. Дж. и Айзенк М. В. Личность и индивидуальные различия: естественнонаучный подход . Пленум: Нью-Йорк.
    • Гейл А. и Айзенк М.В. (Ред.). (1992). Справочник индивидуальных различий: биологические перспективы . Чичестер: Уайли.
    • Цукерман, М. (1991). Психобиология личности. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Генетика поведения и теория личности
    • Последние книги с хорошим обзором
      • Ивз, Л., Айзенк, Х.Дж., и Мартин, Н.Г. (1989). Гены, культура и личность . Нью-Йорк: академический.
      • Лелин, Дж. К. (1992). Гены и окружающая среда в развитии личности . Ньюберри-Парк, Калифорния: Sage.
      • Пломин Р. (1994). Генетика и опыт: взаимодействие между природой и питанием . Тысяча Дубов: Мудрец.
      • Пломин, Р., и Макклирн, GE. (Ред.). (1993). Природа, воспитание и психология. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
      • См. также Rowe, D.C., 1999 In Derlega, V., Winstead, B.A., Jones, W.H. Личность: современная теория и исследования. (2-е издание). Нельсон Холл, 1999, Чикаго.
    • Последние исследовательские статьи
      • Пломин Р., Корли Р., Каспи А., Фулкер Д.В., ДеФрис Дж. (1998). Результаты усыновления для самооценки личности: доказательства неаддитивных генетических эффектов? J Pers Soc Psychol 1998 75 : 211-218 (Аннотация)
      • Клаус-Петер Леш и др. (1996) Ассоциация признаков, связанных с тревогой, с полиморфизмом в науке о регуляторной области гена транспортера серотонина, 274.
      • Goldman, D, (1996) High Anxiety, Science, 274. Комментарий к использованию исследований генетических маркеров поведенческих черт.
      • Хершбергер С.Л., Пломин Р., Педерсен Н.Л., Признаки и метапризнаки: их надежность, стабильность и общее генетическое влияние. J Pers Soc Psychol, 1995, октябрь; 69(4): 673-685 (Аннотация)
      • Бергеман К.С. , Чипуер Х.М., Пломин Р., Педерсен Н.Л., Макклирн Г.Э., Несселроуд Дж.Р., Коста П.Т. младший, МакКрэй Р.Р. Влияние генетики и окружающей среды на открытость опыту, доброжелательность и добросовестность: исследование усыновления/близнецов. J Перс 1993 июня; 61(2): 159-179 (Аннотация)
      • Кэри Г., ДиЛалла Д.Л. Личность и психопатология: генетические перспективы. J Abnorm Psychol, 1994, февраль; 103(1): 32-43 (Аннотация)
      • Пломин Р., Несселроуд Дж. Р. Поведенческая генетика и изменение личности. J перс 1990 март; 58(1): 191-220. (Абстрактный)
  • Психоаналитические списки для чтения
    • Р.М. Янг составил обширный список литературы по психоаналитической теории.
  • Таксономии личности

    Объемные репрезентации личностных измерений подчеркивают от трех до семи основных измерений. Эти размеры, в свою очередь, используются для организации исследований в разных лабораториях. Хотя существует твердое согласие относительно важности интроверсии/экстраверсии и эмоциональной стабильности, психотизм, третий фактор в «гигантской тройке», рассматривается как состоящий из доброжелательности и добросовестности в «пятифакторной модели».

    • Сокращенный список литературы, описывающий «большую пятерку» или «пятифакторную модель».
    • Сокращенный список для чтения, описывающий фундаментальные измерения «Even Bigger 3 (The Giant 3)».
    • Другие таксонометрические теории темперамента рассмотрены Питером Хайнеманом.
    • Межличностные черты, включая доминирование и любовь, могут быть организованы в круговые модели личности и межличностного поведения, как показано Майклом Гуртманом.
    • Информацию об элементах, которые используются для измерения каждой из «Большой пятерки», и аспектах этих измерений более высокого порядка см. в «Международном пуле личных качеств» Лью Голдберга.
  • Эволюционная психология
    • Райт Р. (1994) Моральное животное: новая наука эволюционной психологии . Нью-Йорк: Книги Пантеона.
    • Леда Космидес и Джон Туби: учебник по эволюционной психологии
    • Туби и Космидес Критика Гулда — мощное эссе по эволюционной психологии.
    • Miele, F. (1996) The (im)moral Animal, Skeptic vol. 4, нет. 1, 1996, стр. 42-49.
    • Райт, Р. (1995) Эволюция отчаяния (эссе в журнале Time , 28 августа 1995 г.).
    • См. также показания Центра эволюционной психологии при Калифорнийском университете.
  • Прочее
    • Страницы Эверетта Уотера, посвященные теории привязанности, представляют собой прекрасную отправную точку для тех, кто интересуется расширениями теорий Боулби и Эйнсворт. Фил Шейвер приводит обсуждение вопросов измерения во вложении и дает обзор текущей литературы.
    • Крис Брэнд собрал увлекательный набор цитат исследователей личности практически обо всем. Его «Справочник цитат о психологии индивидуальных и групповых различий» включает вводные комментарии и цитаты, которые варьируются от обсуждений ситуационного и персонологического подходов и обсуждений наиболее подходящего количества измерений личности до обсуждений измерения интеллекта и характера. и питание.
    • Рекомендации Дэрила Бема по написанию статьи в Psychological Bulletin полезны для студентов и преподавателей.
    • Bem’s Написание эмпирической статьи также является жемчужиной понимания как для студентов, так и для преподавателей.
    • «Беседы с мозгом Нила» — увлекательная онлайн-книга о структуре и функциях мозга, написанная Уильямом Кальвином и Джорджем А. Оджеманном.
  • Последние публикации в этой области членов Международного общества изучения индивидуальных различий
    • Аккерман, П.Л. (ред.), Киллонен, П.К. (ред.) и Робертс, Р. Д. (ред.) (1999). Обучение и индивидуальные различия: детерминанты процесса, черт и содержания . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. ISBN 1557985367
    • Бусс, Д.М. (1999). Эволюционная психология: новая наука о разуме. Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 0205193587
    • Бусс, Д.М. (в прессе). Опасная страсть: почему ревность так же необходима, как любовь и секс. Нью-Йорк: Свободная пресса.
    • Кларидж, Г. (ред.) (1997). Шизотипия: значение для болезни и здоровья. Оксфорд, Англия, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 019852353
    • Купер, К. и Варма, В. (1997). процессов в индивидуальных различиях. Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-14119-2
    • Купер, К. (1998). Индивидуальные различия . Лондон: Арнольд. ISBN 0-340-66274-3
    • Купер, К. (1999). Интеллект и способности . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-18869-5
    • Айзенк, Х. Дж. (1998). Интеллект: новый взгляд. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publisher. ISBN 156000360
    • Айзенк, Х. Дж. (1999). Психология политики . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publisher. ISBN 0765804301
    • Фернем, А. (1998). Психология управленческой некомпетентности: Словарь скептиков по современным организационным вопросам . Лондон, Англия, Великобритания: Whurr Publisher Ltd. ISBN 186156063
    • Фернхэм, А. (1997). Психология поведения на работе: личность в организации . Хоув, Англия, Великобритания: Psychology Press/Earlbaum (Великобритания) Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0863774938
    • Фернем, А. и Аргайл, М. (1998). Психология денег . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0415146054
    • Григоренко, Э., Рузгис, П. и Штернберг, Р. (1997). Психология России: прошлое, настоящее, будущее. Коммак, Нью-Йорк: Nova Science Publisher, Inc. ISBN 1560723890
    • Мэтьюз, Г. (ред.) (1997). Взгляды когнитивной науки на личность и эмоции : Достижения в области психологии, Vol. 124. Амстердам: Издательство Elsevier Science. ISBN 0-444-82450-2
    • Мэтьюз Г. и Дири И.Дж. (1998). Черты характера . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521497396
    • Мервильде, И., Дири, И., Де Фрюйт, Ф., и Остендорф, Ф. (1999). Психология личности в Европе Том 7 . Тилбург: Издательство Тилбургского университета. ISBN 90-361-9828-3
    • Ниборг, Х. (ред.) (1997). Научное исследование человеческой природы: дань памяти Гансу Дж. Айзенку в восемьдесят лет . Оксфорд, Англия, Великобритания: Pergamon / Elsevier Science Inc. ISBN 0080427871
    • Пьемонт, Р.Л. (1998). Пересмотренный опросник личности NEO: клиническое и исследовательское применение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс. ISBN 0306459434
    • Риман, Р. (1997). Persönlichkeit: Fähigkeiten oder Eigenschaften? Ленгерих: Pabst Science. ISBN 3-931660-37-0
    • Рух, В. (1998). Чувство юмора. Исследования характеристики личности . Берлин: Moutonde Gruyter. ISBN 3-11-016207-5
    • Саклофске, Д. (ред.) и Айзенк, С.Б.Г. (1998). Индивидуальные различия у детей и подростков. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers. ISBN 1560009810
    • Штернберг, Р.Дж. и Грегоренко Е.Л. (1997). Интеллект, наследственность и окружающая среда. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 052146904
    • Штернберг, Р.Дж. (ред.) и Хорват, Дж.А. (Ред.) (1999). Неявные знания в профессиональной практике: точки зрения исследователя и практика . Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates, Inc. ISBN 0805824359
    • Штернберг, Р.Дж. (Ред.) (1999). Справочник творчества . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521572851
    • Штернберг, Р.Дж. (1998). Стрела Купидона: Путь любви во времени . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521473209
    • Штернберг, Р.Дж. (ред.) и Уильямс, В. Д. (ред.) (1998). Разведка, обучение и оценка: теория на практике . Махва, Нью-Джерси: Издательство Lawrence Erlbaum Associates, Inc. ISBN 080582510
    • Штернберг, Р.Дж. (Ред.) (1997). Карьерный рост в области психологии: куда вас может привести ваша степень .
  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts