Психология личностного развития: Что такое личностное развитие? — LeonaBureau

10 основных законов развития личности

Время чтения 6 минут

Психология личностного роста и развития – объёмный раздел науки, включающий в себя личностное развитие в психологии, а также законы развития личности и механизмы развития личности в психологии. Становление процесса личностного развития человека начинается с самого рождения и отталкивается от его непосредственной природы и уровня восприимчивости.

<<Оглавление>>

Психология личностного роста через мотивацию

“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются. Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство. Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.

Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.

Начнём с того, что “личностный рост” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.

Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.

Путь в психологии развития личности

Природа человека и путь к личностному самовоспитанию

Природа человека имеет свою классификацию в психологии:

  • Безусловно позитивная;
  • Условно позитивная;
  • Нейтральная;
  • Повреждённая.

Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.

Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.

Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.

Истоки психологии личностного роста

Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.

Психология личностного роста в современном мире

Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.

В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.

Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.

Личностное развитие в психологии

Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.

Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.

В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком.

Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.

Механизмы развития личности в психологии

Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.

Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.

Присвоение

Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.

Обособление

Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.

Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).

Идентификация

Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.

Законы развития личности

Психология личностного роста – процесс довольно сложный, и несёт в себе свои закономерности и законы развития личности. Без них было бы сложно составить программы обучения для детей и подростков, чья личность только формируется. Также законы развития личности помогают квалифицированным психоаналитикам лучше понимать своих пациентов и более эффективно им помогать в процессе их становления и саморазвития.

К законам развития личности можно отнести:

  1. Наличие психологических изменений у индивидуума.
  2. Взаимосвязь между разными сферами развития и их направлениями.
  3. Возникновение специфических особенностей развития.
  4. Отличия в развитии по временным рамкам и прочим критериям (разное развитие между сверстниками).
  5. Формирование четких взглядов и личных убеждений.
  6. Развитие определённых психологических характеристик (сенситивность).
  7. Обработка и изучение/осознание различных сфер жизни.
  8. Пластичность развития личности (компенсация развития одной личностной составляющей другой).
  9. Противоречие между индивидуумом и окружающим его миром.
  10. Постоянный прогресс в личностном развитии.

Психология развития личности и здоровье

Психологическое состояние и стабильность чистоты разума человека являются важными показателями его здоровья. Именно поэтому, психология личностного роста или развития личности так важна при создании полноценного здорового человека.

Если вернуться к типам природы человека, то можно сделать соответствующий вывод, что при наличии у него позитивной природы – он полностью психологически здоров. Если же человеческая природа повреждена, то её восстановления до уровня позитивной будет считаться полным психологическим выздоровлением индивидуума. То есть в данном случае, такие манипуляции наврятли сможет осуществить даже самый опытный коуч на тренингах личностного роста. Здесь понадобиться профессиональная длительная работа с психологом, и только специалист данного профиля способен помощь в данном случае.

ВАЖНО! Психика человека – тонкий и чувствительный инструмент, не занимайтесь самолечением, в случае возникновения каких-либо проблем и серьёзных переживаний, влияющих на ваше эмоциональное и психическое состояние – незамедлительно обратитесь к специалисту.

Оставайтесь здоровыми и не бойтесь достигать новых личностных высот саморазвития!

Тематика: Личностный рост, Мотивация

Личностное развитие — Психологос

Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»

Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.

Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: личностное развитие произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.

«Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.

Синонимы: душевно, духовно» — писал В.Л. Леви.

Книга «Куда жить. Человек в цепях свободы». Отметим, что те показали, которые отметил В.Л. Леви, могут быть следствием не собственно личностного роста, а могут быть результатом развития и формирования личности.

Основные характеристики личностного развития — его этапы, направленность, активность, уровни и масштаб.

Этапы. Одним из важнейших результатов развития личности является социализация. При этом, развиваясь, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему.

Направленность. Есть направленность личности, а есть направленность личностного развития: это разные вещи. Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям — это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим.

Направленность личностного роста — направление развития человека в соответствии с его природными задатками. Впрочем, всегда трудно отличить, что в развитии человека от его биологической природы, а что формируется в результате социальных влияний, и, видимо, в большинстве случаев корректнее говорить не узко о направленности личностного роста, а шире: о направленности личностного роста и развития. Вопросов здесь много: направление роста и развития личности — всегда одно и тоже, либо это могут быть разные направления? У роста и развития личности есть только направление, либо есть и вершины развития (например, Просветление)? Если вдруг вершины есть, сколько их?

Активность. Личностный рост и развитие имеет не только свою направленность, но и свою энергию, большую или меньшую активность. В отличии от естественной личности, в основе развития которой лежит пассивный личностный рост, развивающаяся личность практикует активный личностный рост. В пассивном (естественном) личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека.

Жизнь идет — растет попа, растут волосы, потихоньку развивается интеллект и постепенно в процессе жизни естественно формируется психологическая культура. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели — после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки. Активный личностный рост — переходная форма к процессу развития личности, поскольку сочетает в себе природную, идущую изнутри человека направленность и использование человеком внешних средств для развития самого себя.

Уровень развития личности. Основной показатель уровня развития личности — развитость авторской позиции, способность человека самому определять свою жизнь, жить самостоятельно и быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности. Конкретные показатели уровня развития личности — развитие интеллекта, владение эмоциями и способность владеть собой, развитие инициативы и ответственности, уровень культуры, возвышение мотивов и многое другое.

Масштаб. Личностный рост имеет разные масштабы: он может быть улучшениями внутри личностной нормы, а может быть выходом за нее. Человек был больной, постепенно выздоровел и вернулся к норме. В психологической метафоре это не личностный рост, а выздоровление, удачная психотерапия. Здоровый человек пошел на фитнес и убрал животик: в метафоре это личностный рост, но внутри нормы. Он среди лучших, но все-таки не спортсмен. Если же человек занялся спортом и по показателям стал существенно выделяться, стал отличным от большинства, в метафоре это личностный рост, поднимающийся над рамками нормы.

Самоуважение и личностное развитие

В чем основное различие между людьми с высокой и низкой самооценкой? Те, у кого высокая самооценка, часто рассматривают проблемы как средство для постоянного самосовершенствования, в то время как люди с низкой самооценкой видят в них потенциальные ошибки, которых следует избегать. Поскольку люди с низкой самооценкой часто очень самокритичны, им легко ошибочно интерпретировать конструктивную критику (а иногда даже похвалу) как нападение. Эта суровая самокритика может также проявляться как социальная тревожность, поскольку люди с низкой самооценкой считают, что другие чрезмерно критичны по отношению к ним.

 

Люди с высокой самооценкой будут искать новые вызовы.

 

Каковы причины низкой самооценки?

Как правило, у людей с низкой самооценкой очень критический внутренний диалог. Это может быть результатом воспитания в критической или чрезмерно строгой семье или травмирующих ситуаций, которые привели к тому, что ребенок почувствовал себя либо бесполезным, либо ответственным за инцидент. Взрослые, у которых ранее был нормальный уровень самооценки, могут поддаться любви к самооценке из-за жестокого обращения во взрослой жизни.

 

Низкая самооценка может заставить людей прятаться от сложных ситуаций.

 

Когда низкая самооценка является достаточно серьезной для лечения?

Это не тот порог, который отделяет «серьезные» от «несерьезных» проблем с психическим здоровьем. Не обязательно страдать тяжелым или изнурительным психическим заболеванием, чтобы иметь право на посещение психолога. Мудрые из нас активно занимаются профилактикой психического здоровья с таким же энтузиазмом, как ежедневные физические упражнения для укрепления иммунной системы и поддержания здоровья тела.

 

Как лечить низкую самооценку?

Поскольку низкая самооценка часто связана с негативным представлением о себе и критическим внутренним диалогом, психолог может помочь человеку развить лучшее и более точное представление о себе с помощью разговорной терапии. Научиться заменять грубый, жестокий или критический внутренний голос — это ключ к повышению самооценки до нормального уровня.

 

Как предотвратить низкую самооценку?

Низкую самооценку, а также множество других проблем с психическим здоровьем можно предотвратить, обратившись за психиатрической помощью до того, как проблема станет серьезной. Многие люди считают, что обращаться к психологу следует только в том случае, если с ними что-то серьезно не в порядке с психикой, и даже в этом случае обращаться за лечением может быть неловко. Хотя посещение врача для регулярных осмотров считается благоразумным и нормальным, консультации с профессионалом по поводу психического здоровья редко проводятся в профилактических целях или даже без острой необходимости.

Тем не менее, больше людей могли бы наслаждаться улучшением психического здоровья, если бы мы обращались к специалистам в области психического здоровья за советом относительно личного развития до того, как возникнут серьезные проблемы. Избегание психиатрической помощи похоже на человека, который вместо того, чтобы обратиться к врачу по поводу легкой инфекции, ждет, пока через несколько дней она перерастет в болезненный бронхит. Затем, однажды вылечившись, никогда не возвращается, пока не появится другая серьезная болезнь.

 

Благоразумные и психически здоровые люди часто стремятся продвигать свое личное развитие.

 

Как мы уже говорили в начале этой статьи, люди с низкой самооценкой сосредотачивают свое внимание на избегании проблем, в то время как психически здоровые люди активно ищут их как средство личностного развития. Посещение группы самопомощи или психологического сеанса может помочь психически здоровому человеку улучшить свое умственное и эмоциональное развитие, защитив его от будущих психических заболеваний.

Если вы считаете, что страдаете от низкой самооценки или просто хотите улучшить свое личное развитие, пожалуйста, свяжитесь со мной сегодня, чтобы договориться о визите.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ | Узма Шараф

Личностный рост и психология развития.

В соответствии с высшей стрелой потребности Маслоу, существует 5 следующих стадий развития; физиологические потребности, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самоактуализация.

Основная человеческая потребность выживания должна быть удовлетворена, прежде чем люди смогут удовлетворить более высокие потребности или достичь своего наивысшего потенциала — самореализации. Основными потребностями человека являются кров, еда, вода, безопасность и защищенность.

Социальные и эмоциональные потребности : Любовь, принадлежность и чувство собственного достоинства – это потребности, связанные с нашей социальной идентичностью. Принадлежность к определенной группе людей, принятой в религиозном сообществе — политические или религиозные институты удовлетворяют наши социально-эмоциональные потребности. Поиск одобрения и признания других людей. Поиск статуса, карьера и признание важны на этом этапе развития. Люди тратят много лет на достижение своих социально-эмоциональных потребностей, что иногда они застревают на этом этапе жизни, вместо того, чтобы продвигаться по пути саморазвития, осознания и самореализации.

Неспособность к благополучию:

Что удерживает нас на разных этапах жизни; проблемы, такие как неудовлетворение основных человеческих потребностей. Негативный жизненный опыт, такой как развод, потеря работы, смерть любимого человека, — все эти проблемы лишают нас способности процветать и добиваться успеха.

Эти жизненные проблемы приводят к психологическим и эмоциональным травмам, вызывают стресс, беспокойство и депрессию, а также неспособность двигаться вперед к личному прогрессу на психологическом уровне, пока они не будут решены. Некоторые из этих проблем связаны не с химическим дисбалансом в мозге и не квалифицируются как психическое заболевание, требующее медикаментозного лечения, а с неспособностью примириться с экзистенциальным жизненным кризисом.

Причиной страданий может быть биологический дисбаланс в мозгу, но некоторые вызваны экзистенциальными проблемами. Психологический недуг лечится 1) размышлением, 2) самосознанием, 3) примирением со сложными жизненными проблемами.

Экзистенциальные проблемы:

Экзистенциальные проблемы связаны с DIFM- Смерть, Изоляция, Свобода и Бессмысленность, существование ради существования.

Смерть: Смерть — неизбежная реальность жизни. Страх смерти и неспособность примириться со смертью приводит к депрессии, беспокойству, печали до такой степени, что люди, страдающие от такой тревоги, не могут искать удовольствия в жизни, все кажется бессмысленным и оказывает положительное влияние на жизнь. Теология и духовность дают решение эсхатологии, такой как загробная жизнь, цель жизни и осмысленное существование. Здоровый страх смерти и ограничения времени не совсем бесполезен, он побуждает жить полной жизнью, заниматься значимой работой и разумно использовать время. Столкнувшись с этими проблемами

Изоляция: Экзистенциальная изоляция — это осознание того, что человек одинок в жизни и несет ответственность за свой собственный выбор . Никто другой не может взять на себя ответственность за наши действия, мысли и поведение . Процесс психологического развития и путь самопознания — это путь внутри. Этот путь самопознания ведет к духовному исследованию, принятию себя, уверенности в себе, самосознанию и, наконец, самореализации, чтобы мы могли реализовать свой наивысший потенциал. Противостоять нашим страхам — это личная и индивидуальная битва. Экзистенциальной изоляции не следует бояться, ее следует принимать всем сердцем. Изоляция помогает нам обнаружить смысл и цель, которые мы приписываем нашему существованию. Люди бегут от изоляции и стремятся к конформизму, что не способствует личностному росту и психологическому развитию. Культурный конформизм — это бегство от реальности, неспособность столкнуться со страхом изоляции и открыть свое «я» (подлинное «я»).

Свобода: Свобода желательна во всех аспектах жизни, но со свободой приходит большая ответственность, подотчетность и принятие последствий, хороших или плохих. Ответственность за свою жизнь и жизнь других. Воздействие на других положительным и отрицательным образом приводит к желаемым и нежелательным последствиям. Принятие последствий пугает людей, они убегают от ответственности, потому что не хотят чувствовать себя виноватыми в причинении вреда. Свобода — это парадокс, нам не дана неограниченная свобода, и мы не полностью свободны. Свобода не бесплатна. Это иллюзия, которая требует от нас безраздельного внимания, подлинного существования, раскрытия себя и придания смысла нашему земному существованию.

Бессмысленность: Придание смысла жизни может быть очень личным и индивидуальным процессом, к которому можно прийти только после борьбы с экзистенциальными проблемами, такими как свобода, страдание изоляции и поиск пути самореализации. Этот процесс требует психологического развития, прогресса и прохождения различных стадий процесса развития, пока человек не достигнет духовной зрелости. Противостояние жизни — непростая задача, она требует самопознания, самоотверженности, самоотверженности и мужества, чтобы противостоять жизненным вызовам. Только тогда вы сможете ответить на следующие вопросы; чем вы увлечены? что требует вашей энергии? что заставляет вас чувствовать себя хорошо, проводя всю свою жизнь в каком-то деле? На какое дело стоит потратить всю жизнь. Какова цель вашей жизни? чем вы готовы ради этого рискнуть? Все эти ответы могут варьироваться от человека к человеку.

Заключение: Неспособность примириться с жизненными проблемами и столкновение с экзистенциальным кризисом может вызвать психологическое искажение и привести к депрессии, тревоге и эмоциональному расстройству. Поэтому не все жизненные проблемы связаны с химическим дисбалансом в мозге или психическими заболеваниями, которые необходимо лечить. Человеческий разум способен к самореализации, поиску личного благополучия и приверженности этапам развития.

В Transformation Life Coaching вы не одиноки, сталкиваясь с такими проблемами. Дайте мне знать, если я могу помочь вам процветать и помочь вам в процессе саморазвития.

Подход и результаты TLC — Трансформация жизни Коуч-сессии предоставляют обучение и услуги тем студентам, которые заинтересованы в собственном благополучии и процессе развития. Я интегрировал науку о благополучии, более 18 лет опыта преподавания, руководства, консультирования, наставничества, руководства студентами и специалистами из разных этнических групп и с разным образованием, таких как психолог, социальные работники, ИТ-специалисты, студенты-медики, медсестры и медицинские работники. Я объединил опыт духовного консультирования, позитивную психологию и обучение экзистенциальным практикам, чтобы помочь своим клиентам достичь положительных результатов, которые приведут к трансформации.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts