8 простых шагов, как научить детей уважать и слышать родителей?
Непослушные дети: чем они не угодили родителям?
Чтобы такие дети вели себя «нормально», взрослым приходится прилагать усилия: сдерживать, контролировать, повторять, отказывать, наказывать и предупреждать. И в этом дело: нам не хочется напрягаться, воспитывая детей. Было бы удобнее, чтобы ребенок был управляем, как игрушка с пультом.
Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что пора оторваться от компьютера и сесть за уроки, он недовольно морщится: «Отстань!» — Конечно, это непорядок.
У умных родителей — веселые, умные и послушные дети. Более того, умные и любящие родители об этом заботятся: заботятся о том, чтобы дети были не только умными, но и послушными. Это кажется очевидным: если вы хотите приучать ребенка к хорошему, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он вас элементарно слушался.
К сожалению, обычные дети давно привыкли, что родителей можно не слушать: мало ли что они говорят! И дело здесь не в детях, а в нас, в родителях, когда мы важные для нас вещи говорим детям как-то не всерьез, не обращая внимания, слушают нас дети или нет, когда мы свои требования выставляем неубедительно.
Ваши просьбы должны быть спокойными, но четкими распоряжениями, звучать весомо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что ваши слова не пустышки, и если вы предупредили, что не убранные игрушки выбрасываются, они действительно исчезают. Если родитель обращается к ребенку с просьбой уверенно, зная, что у него есть рычаги влияния, на такую просьбу ребенок отреагирует.
Но дело не только в правильных формулировках и рычагах влияния, в деле налаживания отношений с ребенком есть еще одна важная хитрость, а именно — есть ли у вашего ребенка ПРИВЫЧКА вас слушаться. «Слушаться или не слушаться родителей» — это определяется не только тем, что и как говорят родители, это определяется еще и просто привычками ребенка.
Есть дети, у которых привычка бездумно слушаться всех, а есть дети, у которых привычка так же бездумно не слушаться никого. Слушаться «всех» или «никого» — одинаково плохие привычки, а вот привычка слушаться избирательно, а именно СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ — отличная привычка! У ваших детей должна быть привычка быть внимательным к тому, что вы говорите, привычка делать то, о чем вы их просите. Приучите вашего ребенка вас слушать и слушаться, и у вас появится ваш родительский авторитет, у вас появится возможность воспитать из вашего ребенка развитого и думающего человека.
Сложно ли добиться, чтобы у ваших детей появилась такая привычка? Многое зависит от возраста: подростка приучить слушаться родителей – сложно, для многих мам почти нереально, а выработать такую привычку у маленького ребенка — задача решаемая. В принципе, чем раньше вы начнете вырабатывать у вашего ребенка привычку вас слушать и слушаться, тем вам будет проще.
Самый простой метод, который вам в этом поможет, это метод «Восемь шагов». Идея его в том, чтобы приучать ребенка вас слушаться, начиная с самых простых, элементарных вещей, и очень постепенно, методично переходить шаг за шагом к вещам более трудным. От простого — к сложному.
Вначале делаем то, что получится у любого родителя с любым ребенком, затем добавляем немного, потом еще немножечко — и так проходим большой путь от ребенка естественного до ребенка воспитанного, который уже понимает, что людей любящих и более опытных, чем он — слушаться правильно.
Возраст, в котором алгоритм «Восемь шагов» работает наилучшим образом — от 2 до 12 лет. После 12 лет воспитанный ребёнок должен уже стать вашим другом и помощником, вы осуществляете уже не столько его воспитание, а помогаете ему в его самовоспитании, помогаете ему лучшим образом решать встающие перед ним жизненные задачи.
А теперь к делу. Что это за шаги?
Шаг 1: Пристройка.
Как говорил Король из сказки Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц», управлять восходом солнца легко, нужно только знать, когда восход происходит. Скажите в нужный момент: «Солнце, поднимайся!», и вы станете властелином восходящего солнца… Также и ребенок: если ребенок вас пока не слушается, он все равно что-то делает. Идите от того, что есть, пристраивайтесь к тому, что он делает, и направляя его активность в нужную вам сторону.
Ребенок бегает, вы ему кричите: «Молодец, быстрее, быстрее!» — он радостно добавляет скорости.
Сели за стол, вы знаете, что ребенок любит, к чему он все равно будет тянуться. Опередите его: «Бери свои любимые хлебцы!» Вы сказали — он взял.
Маленький Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? — Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи как гудит машина! … Замечательно!» — вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Ему полтора года, и он уже приучается вас слушать и слушаться.
Не можешь справиться — возглавь. Не можете (пока) управлять поведением ребенка — пристраивайтесь к тому, что он все равно делает, и что хочется делать ему самому.
Шаг 2: Приручение: приучить приходить, когда зовут.
Вы знаете, что такое «привадить»? Рыбак кидает в речку подкорм — приваживает рыбу. Когда древний человек решил приручать диких собак, он также начинал с приваживания, потом начинал их подкармливать, после — поглаживать, а постепенно приучил их подбегать к нему, когда он их зовет. А вы своих детей уже приручили? Они прибегают к вам, когда вы их зовете? Если ваши дети — еще дикие, начинайте, как древний человек, с их приручения.
Ваш ребенок любит хрумкать яблочки или грызть печеньки: ваша задача сделать так, чтобы доступ к этим сладостям был не свободным, а только через вас. В вазочке этого нет, а вы ребенку это дать можете. Теперь вы не дожидаетесь, пока он начнет у вас клянчить, а сами, выбрав хорошее время, объявляете: «Кто хочет вкусное яблоко, быстро бежит ко мне!», «Печеньки, печеньки, вкусные печеньки для послушных детишек». Дети бегут, вы их угощаете и гладите по головке: «Молодцы, как вы быстро прибегаете к маме!». Вот охота и состоялась — вы уже приучаете детей приходить к вам, когда вы их зовете.
Приваживайте к себе вашего ребенка — и хвалите его, когда он к вам приходит! Привадой может быть не только еда, а все, что нравится ребенку: и выдавить крем на торт, и порезать хлеб, и время, когда вы можете поиграть с ребенком в игры, которые он любит. «У мамы есть пять минут! Кто быстро прибежит, может с нею поиграть в жмурки!». Важно: если ребенок прибегает, вы это подкрепляете: даете приваду и хвалите. Если ребенок не торопится прибегать, приходит потом и требует, вы приваду не даете: «Всё! Всё уже кончилось!», но подсказываете: «Когда мама зовет, надо прибегать быстро!». Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
Шаг 3. Учимся договариваться.
Ваш ребенок будет разумным, а не капризным существом, если вы будете его приучать разумом пользоваться. А для этого не пожалейте время, объясняйте ребенку, что хорошо и что плохо — и учите его договариваться. Можете пробовать разумно разговаривать с ребенком даже в два года, а если вашему ребенку уже три годика — это уже обязательно. Учите ребенка договариваться и выполнять договоренности!
Вы с ребенком на детской площадке, вам пора уже уходить, а ребенок уходить не хочет, ему хочется играть еще. Просто скомандовать?
Ребенок может начать протестовать ревом. Что делать?
Договариваться.
Первая договоренность — перед тем, как придти на детскую площадку. «Ты хочешь пойти на детскую площадку, но долго мы играть там не можем, мне нужно будет возвращаться домой, готовить обед. Ты обещаешь мне, что когда я скажу что нам пора, ты не будешь плакать, а попрощаешься со всеми детьми и пойдешь со мной домой? Ты меня не задержишь?» Второй разговор — когда вам пора уходить. Скорее всего, ребенок начнет ныть: «Мам, я еще немного!». Тут ваша задача спокойно отрезать его от играющих и обсудить, как в такой ситуации вести себя правильно. «Если обещал, что не будешь ныть и плакать, когда нужно идти домой — ныть и плакать нельзя. Иначе как же тебе будут верить в следующий раз?»
Тут важно, чтобы уважение к договоренностям поддерживали все близкие взрослые, позиция одна: «Договорились — нужно выполнять. А кто не выполняет договоренности — тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя». Мы договариваемся и не капризничаем.
Шаг 4: Нет капризам.
Послушный ребенок не только ДЕЛАЕТ то, о чем вы его просите, он еще ПЕРЕСТАЕТ ДЕЛАТЬ то, что вам не нравится. Ребенок пробует бороться с волей родителей через свои капризы и истерики, и ваша задача на этом шаге — перестать на них как-либо реагировать. Приучайтесь делать свои дела, не реагируя на капризы ребенка — в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» — то скоро ребенок начнет вас понимать. Это — важно!
Шаг 5: Требования.
Ваш ребенок уже быстро прибегает к вам, когда вы его зовете с чем-то вкусненьким, перестал капризничать и уже не устраивает истерик. Как правило, он сделает то, о чем вы его попросили, но он еще не привык к тому, что вы можете от него что-то всерьез требовать. Просьбы — мягкие, а требования — жесткие и обязательные. Вот прямо так и слушаться? На этом шаге снова действуйте последовательно, но аккуратно, вначале требуйте минимум и только тогда, когда вас поддержат все.
Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… — Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали.
Если ваших требований на ребенка многовато, если он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих — не давите. Как и политика, воспитание — искусство возможного. Сам Наполеон учил своих полководцев: «Отдавайте только те приказы, которые будут выполнены».
Тем не менее, постепенно убирайте приваду как нечто обязательное, начинайте звать ребенка уже без того, чтобы наградить его чем-то вкусным. Ребенка уже пора приучать к тому, что если мама (тем более папа) его зовут, нужно приходить просто потому, что его позвали. Если он сразу не идет — повторили, но добились. А теперь обратили его внимание на то, что вам пришлось его ждать, и попросили приходить, когда мама зовет. Не надо ругаться, просто скажите: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», — и поцелуйте! Потихоньку ваш ребенок начнет это усваивать.
Шаг 6: Обязанности.
Требования — разовые, а обязанности — это система постоянных требований к ребенку. Пришла пора приучать ребенка к тому, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и он должен участвовать в семейных делах наравне с мамой и папой. Объяснив это ребенку, начинайте уверенно давать ему задания, но и здесь действуйте постепенно: пусть вначале выберет себе обязанности по силам, пусть он делает то, что ему несложно или тем более даже немного хочется.
Это шаг, более трудный для мам, чем для ребенка. Мамам очень хочется сделать все самим и не напрягать ребенка. Так вот, уважаемые мамы и в принципе родители, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин — скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы — воспитатели, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самим и каждый раз поручать это ребенку.
Вначале ребенку приходится напоминать о его обязанностях, через какое-то время обязанность помнить должна уже лечь на самого ребенка. Помнить о своих обязанностях — тоже обязанность ребенка!
Шаг 7: Самостоятельность.
Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приходит пора приучать его к самостоятельности. Умение подчиняться — основа умной самостоятельности. Самостоятельность послушного ребенка в том, что вы можете уже давать ему трудные задания в уверенности, что он их выполнит вполне самостоятельно, без вашей помощи и подсказок. Это уже не просто «Сходи в магазин» или «Выносить ведро — твоя обязанность», а «Собери все вещи, которые будут тебе нужны в походе», «Бабушке нужно помочь на даче вскопать огород», «Заболел зуб? Звони в поликлинику, узнай когда врач, сходи и вылечи зубы». Как обычно, не все будет складываться сразу, вначале ребенок будет нуждаться в ваших подсказках, помощи и поддержки, но чем чаще он начнет успешно справляться с трудными поручениями, тем быстрее у него проснется вкус к самостоятельности. Итак, двигайтесь от простого к сложному, от подсказок плотных, частых и конкретных к подсказкам редким и общего плана, и таким образом постепенно переходите ко все более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными.
В идеале, если вы куда-то уедете на относительно длительный срок, ваш ребенок должен уметь жить без вас без больших проблем. Он уже — самостоятельный!
Шаг 8: Ответственность.
Ну вот, остался последний шаг: ответственность. Женщины не очень любят слово «ответственность», им ближе «заботливость», однако между этими словами есть разница: заботливый человек платит только стараниями и душой, а ответственный за свои ошибки платит реально. Если вы поручаете ребенку ответственное дело, за это, в случае прокола, придется расплачиваться или ребенку, или вам. Но дети растут, приходит пора знакомить их с ответственностью, и вы теперь поручаете ребенку не просто дела, а ответственные дела: те, за которые нужно отвечать перед другими людьми или, просто, за ошибки расплачиваться.
Вы поручили ребенку расставить на столе дорогой сервиз. Или — положить деньги в банк. Или — привести маленькую сестренку из садика… Не разобьет? Не потеряет? Не забудет?
Берясь за ответственное дело, ребенок уже знает цену ошибки, и относится к поручению ответственно: все продумает, запомнит, проследит и проверит, а по итогам вам обязательно доложит.
Когда ребенок научится и этому, вы можете гордиться — перед вами уже взрослый человек. Вы — воспитали взрослого, ответственного человека! Помните, а начиналось все с тихих, аккуратных пристроек к совершенно непослушному ребенку?
Конечно, и после этого никто не пообещает вам, что ваши дети станут ангелами и никогда вас не ослушаются. Возможно все, наши дети слушаются нас не всегда. Когда-то это бывает случайно, иногда — намеренно. Как на это реагировать? Спокойно. Если вы действуете грамотно, этот вопрос вы решите без труда.
Кстати, а есть ли что-то после восьмого шага, после формирования у ребенка ответственности? Ваш ребенок не просто готов выполнить ваши просьбы, он знает свои обязанности, он вполне самостоятельный и ответственный человек. И это — все? Больше мы ничего не хотим подарить своему ребенку? Скажите, а когда и как мы поставим задачу, чтобы наши дети выросли еще и — любящими людьми?
Должны ли дети беспрекословно слушать своих родителей?
На этот вопрос не может быть однозначного ответа ровно потому, что родители бывают разными. Есть родители — алкоголики, есть — умные и любящие. Если мы будем говорить об умных и любящих родителях, то наш ответ будет положительным: да, таких родителей дети должны слушаться беспрекословно. Почему? Зачем? Потому что умные и любящие родители своих детей любят и никогда не потребуют от детей того, что будет детям во вред. Такие родители любят с детьми просто разговаривать, проводить с ними время вместе — и слушать то, чем дети с ними делятся. Требования к своим детям от них услышишь не часто, да и требуют они только то, что действительно обязательно.
5 лет: выходя на проезжую дорогу, нужно взять маму за руку и тут не баловаться. 10 лет: вначале уроки, потом компьютерные игры. 15 лет: в 22.00 — спать!
Обычно они это даже не требуют, а мягко просят, скорее подсказывают и напоминают, и этого бывает достаточно.
7 типов родителей, которые вредят себе и детям: а вы узнаете среди них себя?
Родители разные. И все родители допускают ошибки — это нормально, быть идеальным невозможно. А вот следить за своими реакциями и иногда смотреть на себя со стороны — можно. Помочь в этом может статья нашего блогера, психолога Юлии Гусевой.
1. Родитель в слиянии
Понятно, что беременная женщина изначально очень сильно связана с ребенком. Первое шевеление — начало отделения. Новорожденный малыш физически отделяется от матери, но психологически она еще находится в слиянии с ним, да и он сам не ощущает собственных границ. Молодые матери часто говорят «Мы покушали, мы поспали, у нас болит животик, мы идем к врачу». Если речь идет о младенце — это здоровая реакция. И матери, и ребенку нужно время, чтобы отделиться друг от друга.
Примерно к трем годам окончательно происходит отделение ребенка от матери, ребенок ощущает себя отдельным существом. Здесь важно, чтобы и мать начала воспринимать ребенка как отдельную личность и соответствующим образом вести себя.
Теоретически все понятно, а как же на практике выглядит родитель, находящийся в слиянии? Если на приеме у психолога папа десятилетнего мальчика говорит: «У нас страхи», налицо сливающийся родитель. При этом действия папы наглядно иллюстрируют его слова — он снимает с мальчика шарф, куртку, помогает развязать шнурки на ботинках. Или другой пример: сливающаяся мама учит с третьеклассником уроки, буквально инспектируя каждую букву, написанную ребенком. Она собирает его портфель (вдруг он забудет пенал или тетрадь?).
Почему мама так поступает? Потому что, говорит мама, мальчик не самостоятельный, безответственный, всегда все забывает и никогда сам не проявляет инициативы. Действительно, мальчик такой. Но почему он такой? У него нет возможности проявить себя. Как только он заходит домой, мама сразу же открывает его портфель и достает дневник со словами: «Что нам задали?». Она сама организовывает его рабочее место, раскладывает ручки и тетради. Иногда даже выхватывает ручку, чтобы подправить неаккуратно написанную букву. Трудно в этом случае чувствовать себя отдельной личностью, почти невозможно проявить инициативу.
Родитель, находящийся в слиянии с ребенком, перестает жить собственной жизнью. Его «Я» как бы растворяется в ребенке. Такой родитель не дает ребенку и шага ступить самостоятельно. Уже взрослый ребенок находится на «коротком поводке» мобильного телефона — «сливающаяся» мать может требовать от двадцатипятилетнего сына отчитываться о каждом проделанном шаге и регулярно звонит ему, проверяя, где он, все ли с ним в порядке.
Вопросы и рекомендации родителям:
- Бывает ли, что вы говорите «мы» вместо «я» или «он (а)»? Если да, то в каких ситуациях? Как вы думаете, что вы ходите сказать, сливаясь с ребенком?
- Попробуйте переформулировать сказанные вами фразы, отказавшись от местоимения «мы» и используя местоимения «я» или «он (а)». Что вы чувствуете? Изменился ли смысл сказанного?
2. Интроецирующий родитель
Интроект — это послание (идея, мысль, убеждение), которое передается от одного человека к другому. Соответственно, интроективная форма взаимодействия родителя и ребенка проявляется в том, что родитель «вкладывает» в ребенка различные послания, не давая ему возможности самостоятельно принять решение.
Интроецирующий родитель существует и действует по жестким правилам. Он точно знает, что можно делать, а что нельзя. Конечно, есть полезные интроективные послания. Например, послания «нельзя переходить дорогу на красный свет», «нужно чистить зубы два раза в день», «перед едой нужно мыть руки», «нельзя брать чужое без разрешения» — полезны. Они показывают ребенку, как нужно действовать в определенных ситуациях. Кстати, эти послания усваиваются ребенком и без проговаривания. Если родитель, придя домой, моет руки, то ребенок, глядя на родителя, делает то же самое.
Но есть и другие послания: «На обед всегда нужно есть суп», «Мальчик не должен плакать», «Женщина должна быть слабой», «Не будешь учиться — станешь дворником», «Нужно обязательно получить высшее образование». Ребенок, который регулярно слышит послание «Обязательно нужно закончить музыкальную школу», не сделал самостоятельного выбора. Он следует за желанием родителей. Родители ведь не объясняют, почему «Мальчик не должен плакать» и что будет ужасного, если мальчик заплачет.
Ребенку интроецирующих родителей сложно научиться самому принимать решения. Нередко он живет «как надо», забывая о своих потребностях и желаниях и возможности их удовлетворения.
Вопросы и рекомендации родителям:
- Какие послания передавали вам ваши родители? Как они повлияли на вашу жизнь? Что вы чувствуете, вспоминая сейчас об этих посланиях?
- Составьте список собственных интроективных посланий, которые вы передаете ребенку. Какие из них полезные? Может быть, стоит отказаться от некоторых из них?
- Попробуйте «примерить» каждое интроективное послание на себя, изменив «ты» на «я». Если вы говорите ребенку: «Ты обязательно должен съедать все, что лежит у тебя на тарелке», скажите себе: «Я обязательно должен съедать все, что лежит у меня на тарелке».
3. Проецирующий родитель
Человек приписывает свои побуждения, желания, интересы внешнему миру. В нашем случае — родитель приписывает что-то ребенку. Самый простой пример проекции: замерзшая на прогулке мама надевает свитер на ребенка.
Проецирующий родитель всё знает: он в курсе, когда ребенок проголодался, когда загрустил, когда ему трудно, а когда интересно. Но, скорее всего, родитель проецирует на ребенка собственные чувства, желания и потребности.
Например, девочка без особого рвения занимается фигурным катанием. А мама говорит: «Кате так нравится фигурное катание! Она получает удовольствие от льда!». Откуда мама знает, что нравится Кате и от чего она получает удовольствие? Она у неё даже не спрашивала. Маме самой нравится фигурное катание, вот она дочь и мучает.
Или другой пример. Бабушка часто говорит внуку: «Бедный ты мой, так трудно учиться в школе, столько всего задают!». Внуку при этом нормально: он хорошо учится и не страдает. Бабушка говорит о себе — ей, пожилому человеку, без образования кажутся пугающими нагромождения формул в учебнике внука. Ей кажется, что в таком разобраться невозможно. И внук постепенно начинает хуже учиться. Регулярно слушая бабушкины высказывания (проекции), он начинает чувствовать, что учиться, действительно, трудно.
Вопросы и рекомендации родителям:
- Можете ли вспомнить проективные высказывания ваших родителей, сказанные в ваш адрес? Что вы сейчас думаете об этих высказываниях?
- Вспомните несколько высказываний в адрес детей, которые делали когда-либо вы? О ком больше эти высказывания: о вас или о ваших детях? Как эти высказывания характеризуют вас? Как они могут повлиять на ваших детей?
4. Ретрофлексирующий родитель
Ретрофлексия — это «поворачивание на себя или к себе». Встречается ретрофлексия в двух вариантах:
- зеркальная ретрофлексия, при которой человек делает себе то, что хотел бы получить от других.
- ретрофлексия катарсиса: человек делает себе то, что хотел бы сделать другим.
Ретрофлексирующий родитель очень самодостаточен. Это тот родитель, который все делает сам и никогда не просит помощи ни у супруга, ни, тем более, у ребенка. С первого взгляда такой родитель может вызывать уважение — он же не заставляет, например, делать ребенка домашние дела, не вмешивается в его дела (не спрашивает подростка о друзьях, увлечениях). Но есть и обратная сторона: ребенок часто чувствует себя ненужным и брошенным. Он может даже завидовать детям гиперопекающих родителей.
Отдельного внимания заслуживают родители, для которых типична ретрофлексия катарсиса — они никогда не ругают детей. Со стороны это мягкие, очень добрые родители. Окружающие, глядя на них, иногда начинают испытывать чувство вины, ведь они совсем не такие. Но и здесь есть нюансы: вся энергия этих родителей направлена на самих себя. Даже та, которая изначально предназначалась детям. Ретрофлексирующие родители подавляют в себе раздражение, гнев, злость, которые предназначались ребенку. Вместо того, чтобы сказать ребенку о своем огорчении, родитель до крови кусает губы, грызет ногти или как-то иначе проявляет аутоагрессию.
А что же происходит с ребенком? Он чувствует себя незначимым, ненужным. Ему кажется, что родителям все равно, какой он и что с ним происходит. Ведь родители слабо реагируют даже на его проблемы — двойки или прогулы. Тогда ребенок начинает вести себя так, чтобы его заметили, чтобы на него обратили внимание. Ребенок начинает курить, употреблять алкоголь или наркотики, убегать из дома, воровать. И все это время он ждет реакции родителей.
Вопросы и рекомендации родителям:
- Не будьте равнодушны. Обязательно говорите с детьми о чувствах, в том числе и о негативных. Не бойтесь искренне сказать, что вы расстроены, возмущены, раздражены или злы.
- Заботьтесь о себе. Не бойтесь просить помощи. Просьбы — это одно из средств общения. Делайте разные дела вместе с ребенком. Это нужно и ему, и вам.
5. Дефлексирующий родитель
Дефлексия проявляется в том, что человек не направляет энергию на объект, которому она изначально предназначалась, а переадресовывает ее, направляет на что-то другое. Дефлексирующий родитель очень хочет заниматься со своим ребенком развивающими занятиями. Но вместо того, чтобы лепить, рисовать, читать книги или делать что-то еще, дефлексирующий родитель много времени проводит в поисках и чтении методической литературы, общается на специализированных сайтах и форумах. Он, действительно, тратит много энергии на подготовку к занятиям. Но занятия так и не проводит или проводит совсем не так, как планировал. Потому что слишком много энергии израсходовано на подготовку и на ожидание результата.
Дефлексирующий родитель читает очень много статей и книг по педагогике и детской психологии. Правда, еще больше книг он покупает и скачивает в интернете, оставляя их непрочитанными. Ему нередко кажется, что вот-вот сейчас он узнает что-то очень важное и после этого станет идеальным родителем.
Дефлексия — способ избегания контакта. Родитель как будто отгораживается от ребенка чтением книг или нотациями. Книги, пособия, родительские форумы или нотации становятся стеной между родителем и ребенком.
Вопросы и рекомендации родителям:
- Не старайтесь быть идеальным родителем. Идеал — это недостижимый абсолют. А ребенку нужен обычный любящий и доступный родитель.
- Не планируйте много грандиозных мероприятий и занятий. Лучше просто поиграйте, порисуйте или погуляйте в парке.
- Говорите ребенку о себе, о своих чувствах и переживаниях. Это лучше, чем читать нотацию.
6. Эготирующий родитель
Типичный эготик — это чеховский человек в футляре: человек, сознательно отгораживающийся от других и не только не стремящийся к близости, но и старающийся ее избежать. И, действительно, эготирующий родитель отгораживается от ребенка. Эдакая снежная королева — холодная, нечувствительная, неживая. Такая мать стремится к идеалу. И хочет видеть идеального ребенка: воспитанного, всегда чистого и аккуратного, спокойного, нешумного, вежливого. У нее часто завышенные требования к ребенку.
Сказать, что эготирующий родитель совсем не интересуется ребенком, будет неправдой. Он интересуется. И даже общается. Но выборочно. Эготирующий родитель предпочитает структурированное и опосредованное общение. Так называемую культурную программу. Поход в музей, кино, театр, зоопарк, планетарий — такие развлечения любит родитель-эготик. Он готов читать ребенку, играть в настольные игры, заниматься с ним, обучая математике или чтению.
Опосредованность общения проявляется в том, что между родителем и ребенком стоит что-то, что создает предпосылку общения. Это может быть мероприятие (спектакль), экспонат в музее, книга и развивающее пособие. Не нужно быть спонтанным, не нужно ничего придумывать. Можно посмотреть спектакль и обсудить его. Можно ходить по музею и обсуждать экспозицию.
А вот спонтанные игры, ролевые игры или беседы по душам чужды эготику. В таких играх родителю слишком много нужно вкладывать самого себя, много проявлять инициативы. Это сложно эготирующему родителю, ведь в такого рода играх между родителем и ребенком уже нет объекта, который является поводом для общения и задает тему. Родитель-эготик неосознанно старается избежать такой формы общения с ребенком.
Вопросы и рекомендации родителям:
- Попробуйте не отвечать вопросом на вопрос. Ответьте на вопрос ребенка и только потом задайте свой.
- Слушайте ребенка. Если вам сложно вести длинный диалог (а некоторые дети любят разговаривать бесконечно), то ограничьтесь поддерживающими словами, показывая, что вы случаете ребенка. Достаточно иногда кивать головой и говорить «ага», «угу», «надо же», «вот это да», «забавно». Это первый шаг к диалогическому общению.
7. Обесценивающий родитель
Название говорит само за себя. Это человек, который обесценивает то, что имеет. Здесь есть два типа: первый обесценивает самого себя как родителя, второй обесценивает ребенка.
Родитель, обесценивающий себя
Этот родитель живет по принципу «Я плохая мать» или «Я плохой отец». Ему кажется, что он мало делает для ребенка, что остальные родители стараются гораздо больше. При этом, все эти обвинения в свой адрес обычно не обоснованы. Такой родитель не вредит ребенку, по крайней мере видимо. Но он не дает себе спокойно жить, так как постоянно чувствует себя «плохим», «неполноценным», «хуже всех». Нередко родитель испытывает чувство вины и старается его загладить. И тогда ребенок получает еще больше внимания, любви, игрушек.
Родитель, обесценивающий ребенка
Такой родитель ждет от ребенка небывалых высот и все время недоволен тем, какой ребенок сейчас. У обесценивающего родителя слишком высокие требования по отношению к ребенку. Он не радуется успехам ребенка, а только настраивает его на новые достижения. Вместо похвалы обесценивающий родитель скажет: «Научился читать? Все умеют читать. Ты давай-ка теперь в шахматы учить получше играть». Ребенок учится и даже выигрывает школьный чемпионат. Наверно, вы уже догадываетесь, какой будет реакция родителя: «Ну школьный чемпионат не сложно выиграть, ты давай попробуй городской выиграть!». Получивший золотую медаль выпускник вместо поздравлений слышит напутствия для поступления в вуз.
Обесценивающий родитель скуп на похвалу. Ему кажется, похвалой ребенка можно избаловать. Такой родитель осуждающе смотрит на других родителей, которые, по его мнению, «захваливают» своих детей.
Вопросы и рекомендации родителям, обесценивающим себя:
- Составьте список того, что вы делаете для ребенка, но могли бы не делать (не обязаны делать). Все ли пункты из этого списка осуществляют другие родители?
- Почему вы это все делаете?
- Самое главное, что нужно ребенку — это любовь.
Вопросы и рекомендации родителям, обесценивающим ребенка:
- Что умеет ваш ребенок? Все ли дети такие?
- Важно не только обозначать перспективы, но и оценивать достигнутое. Это поможет ребенку проявлять инициативу.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Drawlab19 / Shutterstock / Fotodom
Что делать, если ребенок 8 лет — ведомый? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 10 мин.
—100%
+
Код для вставки
Код скопирован
— Сеня, домой!
— Мама, я устал?
— Нет, ты захотел кушать!
…И Сеня идет домой. Такой послушный. Такой удобный. Такой тихий. Слова поперек не скажет. Что попросишь, то и делает. Куда поведешь, туда и пойдет…
«Праздник» послушания…Не зря еще воспитательница в садике нахваливала: «Какой у вас чудесный мальчик! В тихий час скажешь: «Все легли на правый бочок, ручки под щечку!» — никто не слушается, только ваш Сенечка, еще договорить не успела — уже лежит, глазки закрыл, ладошки сложил…» Учительница в первом классе тоже на всех родительских собраниях нахвалиться не могла: «Сеня такой прилежный! И тетрадку правильно развернет, чтобы буквы с наклоном были, и на уроке никогда не пикнет, лишний раз не повернется, и лучше всех повторяет за мной все, что я говорю. ..»
Словом, не сын, а подарок!
Вот только… Сейчас ему восемь, и почему-то его послушность начинает вызывать беспокойство… Может быть, потому, что слушаться он готов уже не только маму с папой, а любого, кто окажется рядом?
На той неделе Сеня прогулял урок. Не сам, не по собственной инициативе. Просто четвероклассник Максим захотел в фаст-фуд, а у Сенечки как раз были деньги — мама дала на булочки. Максим предложил прогуляться до ближайшего торгового центра. Другие ребята с Максимом не пошли, а Сеня не смог отказаться, и авторитетный приятель благополучно поел за Сенин счет. А вчера сынок вернулся из школы в разорванной форме и с царапинами. Почему? «Играли с одноклассниками». — «Во что?» — «В зомби-апокалипсис. Все хотели быть зомби, а жертвой быть никто не хотел. Мне сказали — будешь ты! — ну, я и согласился…» И вот, шестеро «зомби» напали на «жертву» и… немножко помяли… «Зачем же ты ввязался в эту игру?» — «Ребята сказали, что так надо…»
Он не умеет отказываться. Он — ведомый! Почему? Что это значит?
«Мама лучше знает!»Семейный психолог Анна Абраменко поясняет, что «ведомый» значит безынициативный, не имеющий собственных интересов и желаний. Обычно такие люди вырастают в семьях, где детей слишком сильно опекают, всё решают за них, всё за них делают.
Ведомый ребенок боится отказаться не только если ему приказывают, но и если его просто просят, предлагают… Он соглашается на любой вариант развития событий без мысли, что можно предложить что-то свое или хотя бы уточнить, для чего это нужно, как все будет происходить…
Почему такое происходит? Психолог называет несколько причин.
Возможно, ребенок не умеет общаться и боится отказать сверстникам: «А вдруг я с ними не пойду, и они больше не будут со мной водиться?.. А вдруг я не дам то, что от меня требуют, и они никогда больше меня не попросят, не обратятся ко мне?..» Может быть, ребенок боится травли — в школе, во дворе… Или такая травля, буллинг уже происходят, и ребенок запуган, боится насилия — морального или даже физического — в случае отказа.
О том, что делать в случае школьной травли, читайте в нашем материале «Ребенка обижают в школе. Что делать?»
Еще вариант: восьмилетка — ведомый, потому что привык опасаться наказания от близких — родителей и домочадцев… Дома его очень строго воспитывают, лишают права отказаться: «Я не люблю геркулесовую кашу…» — «А я не спрашиваю, любишь или не любишь! Ешь, что дают!» — «Можно я не поеду к бабушке?..» — «И речи быть не может! Немедленно собирай вещи!» — «Мне хочется вот эту куклу…» — «Хочется — перехочется! Мне тоже много чего хочется, но я же молчу!» И вот это вот все: «Мал еще, чтобы свое мнение иметь!», «Мама лучше знает, что тебе нужно!», «Не смей спорить с отцом!»… Даже в мелочах, в личных желаниях ему не дают права выбора: «Мне жмут синие сандалики, можно я надену красные?» — «Ничего не жмут! Все ты выдумываешь! Мы в приличное место идем — надевай синие, я сказала!»… «Что ты рисуешь?!» — «Робота…» — «Какого еще робота?! Порви этот ужас, возьми красный и зеленый карандаши и рисуй вазу с цветами, как все нормальные дети!»
Взрослый знает лучше. Вообще любой другой человек знает лучше. «Я — ничтожество, я глупый и несмышленый, я все делаю неправильно, поэтому лучше не делать ничего, а ждать, когда скажут, что надо делать…» В сознании ребенка эти установки закрепляются до такой степени, что если чужой взрослый позовет, ребенок пойдет без сомнений куда угодно — и в лес, и в чужую машину, и в подвал… А если «авторитетный» лидер из подростковой компании скажет, что надо «постоять на стреме», ведомый даже уточнять не будет, а зачем и что в это время будет делать тот, кто просил.
А вот что говорит о восьмилетнем ведомом ребенке кандидат педагогических наук, учитель с 45-летним стажем Николай Викторович Белобородов:
— Должна ли «ведóмость» вызывать беспокойство и тревогу у родителей? Если речь о семье, то хорошо, когда ребенок вслед за старшими братьями или сестрами пытается что-то делать по дому, выполняет просьбы и поручения, прислушивается к словам членов семьи. Да и в школе ведомый ребенок внимателен к словам педагога, выполняет все требования, и если направить его внимание на лучших учащихся, то быть ведомым у них вовсе неплохо.
Вопрос состоит в том, что ведомый ребенок может последовать и за плохими примерами, и если дома этот процесс можно и нужно контролировать и направлять в правильное русло, то влияние улицы (не держать же ребенка дома взаперти) и школы недооценивать нельзя. Со школой все же проще: тесный контакт с классным руководителем и совместные усилия могут в определенной степени вывести ребенка из-под дурного влияния. А улица? Не скажешь ребенку: «Не играй с ним, он плохому научит!» То есть сказать, конечно, можно, но никакого результата это, скорее всего, не принесет. Стоит разобраться в причинах такого поведения ребенка. Это может быть неуверенность в себе, отсутствие навыка в том виде деятельности или игре, которая популярна у других ребят, недостаток знаний, отсутствие опыта социального общения, небольшой словарный запас и неумение отстаивать свою точку зрения…
Теперь несколько советов родителям, которых беспокоит «ведомость» ребенка.
Во-первых, надо помочь ребенку найти увлечение, занятие, где он станет одним из лучших в своем окружении (во дворе, классе, в кружке или секции, дома), и подчеркивать значимость его успехов.
Во-вторых, дома регулярно ставить его в ситуацию выбора (что делать сначала, что потом, делать ли вообще).
В-третьих, обсуждать с ребенком прочитанную книгу, увиденный мультик или фильм, характеры героев. Ненавязчиво спрашивать, почему он считает одного героя плохим, а другого — хорошим, поощряя его пусть не очень умелую аргументацию, в то же время не во всем соглашаясь с ребенком. Пусть попробует отстоять свою точку зрения.
Не стоит питать иллюзий, что ребенок перестанет быть ведомым абсолютно везде. Важно, чтобы у вашего ребенка была определенная позиция, нравственные понятия и принципы (помните — «Что такое хорошо и что такое плохо»?). Для осознания своей значимости необходимы также знания и навыки в широком спектре окружающей жизни — чем больше, тем лучше. Все и сразу не бывает, поэтому двигайтесь шаг за шагом и проблемы станут понемногу отступать, а затем и вовсе обратятся в бегство!
Поверь в себя!Психолог Анна Абраменко отмечает, что задача родителей прежде всего — понять причину ведомости. А дальше — в зависимости от результата: если это «природное», врожденное, черта характера, то «ломать» ребенка, пытаясь сделать из него того, чем он не является — харизматичного лидера, — не надо. Но можно скорректировать стиль воспитания. Если проблемы в общении — учим ребенка общению, вплоть до записи его на тренинг по общению. Если ведóмость связана с травлей в школе, то есть множество публикаций в сети о том, что в этом случае делать, почитайте.
Это все способы справиться с уже имеющейся проблемой. А как с профилактикой?
Ведомый ребенок пытается найти себе место в группе сверстников, старается соответствовать этой группе, но, к сожалению, дети быстро распознают безотказного «слабака» и используют его для своей выгоды. А если возникнет конфликт, он, даже понимая, на чьей стороне правда, будет поддерживать того, кто сильнее.
Задача родителей — научить ребенка иметь свое мнение и отстаивать его, даже если ему навязывают противоположное мнение. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. И адекватно себя оценивать: не занижать свои достоинства, но и не заноситься. Верить в себя. Да, пусть он не лидер, но мягкий, впечатлительный, нежный человек тоже ценен для общества, и ни у кого нет права помыкать им.
Дайте ребенку больше свободы! Дайте ему возможность самостоятельно решать проблемы и накапливать этот драгоценный опыт — «я сам справился! я знаю, как это сделать!» Пусть у ребенка будет свое пространство для решения своих задач. Пусть он сам это пространство заполняет — и предметами, и действиями. И обязательно доводит задуманное до конца — до результата, пусть и неудачного, до решения, пусть и ошибочного, но — своего, собственного!
При этом ребенок должен знать, что за этот результат, за это решение его не отругают! И не станут переделывать все по-своему! И ему не придется смиряться с чувством вины и собственной ничтожности. «А я тебе говорила! Предупреждала, что не нужно вот здесь бумагу резать и переворачивать пузырек с клеем! Откуда у тебя только руки растут — вся в отца!. .» «Ну что за бестолочь! Я так и знал, что все сломаешь! И нечего реветь — сам себе молотком по пальцу ударил. В следующий раз к моим инструментам чтобы близко не подходил!»
Да, но что же говорить ребенку, если после его «творчества» действительно весь пол — в клее, поделка сломана, ладонь порезана и сам он весь в слезах? «Милый, все получилось не совсем так, как ты ожидал. Давай подумаем, как все исправить. Или попробуем еще раз — я могу помочь…»
Хобби, увлечения — да, они будут меняться, сегодня — одно, завтра — другое, но это будет его «одно» и его «другое». Придет время — определится, что ему больше нравится, а пока главное — что он сам решил пойти на дзюдо, потом сам решил его бросить и записаться на рисование, и опять бросил, чтобы начать учиться ментальной математике…
Пусть к сыну или дочке приходят гости, будут новые знакомства со сверстниками. Среди них он сможет найти друга, который его понимает и принимает таким, какой он есть.
С другой стороны, ребенку нужны примеры людей, которые не боятся ответственности, умеют принимать решения, преодолевают невзгоды и препятствия, борются со страхами, кого-то спасают. .. Таких героев много в сказках. В советские годы было немало рассказов, фильмов, книг о пионерах-героях, о военных подвигах, сейчас больше — о «супергероях», суперменах и так далее. Важно, чтобы истории были с четко выраженной моралью. Можно потом вместе обсудить услышанное, увиденное, прочитанное, понять, чем персонажи друг от друга отличаются, чем ценен каждый из них, как они себя ведут, какие качества представляют… Почему плохо быть жадным и завистливым, а хорошо — щедрым и доброжелательным. Почему предавать — это плохо, а быть мужественным, помогать, спасать — хорошо… И не только вещайте, объясняйте, но и спрашивайте мнения ребенка о книге, фильме, сказке…
Можно в игре моделировать ситуации, в которых ребенок способен справиться с неуверенностью и нерешительностью. Тренироваться давать отпор агрессии, навязчивости, распознавать обман. «Приятели предлагают тебе залезть на крышу вагона и прокатиться. Что ты ответишь?..» «Твоя знакомая объявляет бойкот другой твоей подруге и хочет, чтобы ты присоединилась. Что ты будешь делать?..» «На твоих глазах хулиган обижает малыша в песочнице. Как ты поступишь?..»
Можно играть в героев. Пусть нерешительная робкая дочка побудет в роли смелой Герды, спасающей Кая от Снежной королевы. А «тюхтя»-сын окажется храбрым капитаном, вступившим в неравную схватку с пиратами и одержавшим победу! Космонавты, полярники, первопроходцы, пожарные, рыцари — много ролей можно придумать, чтобы почувствовать себя увереннее.
Навыки общения с обидчиками будут очень нелишними. Как сказать «нет»? Как стоять, как смотреть в глаза, как говорить убедительно и выглядеть уверенно?
Важнейшее качество, которое может помочь растущему человеку обрести уверенность и не быть ведомым, — чувство юмора. Его трудно воспитать, это, как правило, врожденное, но пример родителей, которые могут посмеяться над собой, умеют шутить и не обижаются по мелочам, ребенок перенимает с малых лет. А ведь все эти «жиртрест», «очкарик», «дылда», «заика», «коротышка», если начать в ответ на обидные прозвища комплексовать и обижаться, — прямая дорога к заниженной самооценке и всё к той же ведомости. Пусть ваш ребенок не боится быть особенным, смешным, не таким, как все, потому что быть необычным — это ценно, это круто!
Ну и главное — любите ребенка. Этой рекомендацией можно заканчивать любую публикацию с советами для родителей детей любого возраста. Потому что настоящая, — не потребительская, не угнетающая, не компенсирующая собственные амбиции, а настоящая! — любовь способна решить любую педагогическую и психологическую проблему.
Благодарю семейного психолога Анну Абраменко и педагога Николая Белобородова за помощь в подготовке материала.
Почему восемь лет — такой трудный возраст для мальчиков: все объясняет эксперт по воспитанию детей большинство сложных этапов с моим сыном.
Конечно, у нас еще впереди детские и подростковые годы, но у меня есть небольшой перерыв, верно?
Неправильно. Потому что никто не упомянул, что мой маленький человек, которому в этом году исполнилось восемь лет, вот-вот ступит на еще одно трудное препятствие, к которому ни один из нас не был готов.
Правильно, мамы и папы! Оказывается, «эмоциональных восьмерок» — вещь. И чертовски трудный! Эксперт по воспитанию, Мэгги Дент , на своем веб-сайте делится весьма полезными мыслями, касающимися этого сложного этапа. То, что она пишет, так нашло во мне отклик, и я хотела поделиться этим со всеми другими мамами, которые, возможно, переживают нечто подобное со своими не очень маленькими мальчиками.
Восемь: не очень подходит для мальчиков
Нередко для маленьких мальчиков в возрасте от восьми до девяти лет.0013 «внезапно становятся эмоционально очень чувствительными и даже хрупкими, несмотря на то, что раньше не были такими».
Его могут расстраивать мелочи, вещи, на которые он раньше не обращал внимания. Например, плохо сдать экзамен по орфографии. Или не в состоянии завязать шнурки достаточно туго.
Затем приходит слезная ненависть к себе, «Я бесполезен, я ничего не могу сделать правильно». Или, последний номер моего сына, «Я отстой».
Как мама, слышать это отстойно. Супер отстой. мой сын превратился из развязного, уверенного в себе, беззаботного семилетнего мальчика в беспокойного, неуверенного в себе восьмилетнего мальчика. Мэгги объясняет, что некоторые восьмилетние дети доходят до того, что «выражают , что хотят умереть».
«Конечно, родители и учителя невероятно огорчены и пугаются, когда слышат эти сильные грустные слова», — пишет Мэгги на своем сайте.
Итак, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим маленьким человечкам снова полюбить себя?
Прекратите «закалять»
Прежде всего, нам нужно избавиться от мысли, что маленьким мальчикам нужно «быть мужественными» или что проявление эмоций делает их слабыми.
«Такого рода разговоры могут научить мальчиков тому, что уязвимость — это то, чего нужно бояться, прятать и избегать любой ценой», — объясняет Мэгги.
Восьмилетнему мальчику не нужны такие откровенно запутанные сообщения.
Примите эмоциональные срывы
Вместо того, чтобы пытаться заставить вашего маленького человека «быть мужчиной», попытайтесь понять эмоции, стоящие за вспышками. Он может бороться с самопринятием, давлением сверстников и самоидентификацией, что очень характерно для мальчиков в этом возрасте.
Согласно долгосрочному исследованию 1200 мальчиков в Мельбурнском институте Мердока, гормональная стадия, называемая адренархе, заставляет мальчиков в этом возрасте эмоционально бороться. Кажется, это очень ранняя подготовка к половой зрелости», — Мэгги Дент.
Отлично. Слово П. Но прежде чем выдавать это за поведение до полового созревания, помните, что вашему маленькому мальчику не 12. Ему восемь.
Хотя мы все хотим, чтобы наши дети были независимыми, в восемь лет ваш маленький мальчик еще не совсем готов. В восемь лет ваш маленький мальчик все еще нуждается в вашей поддержке. Даже если он ведет себя так, как будто это не так.
Принесите объятия
Некоторые восьмилетние дети намного более ласковы, чем другие. Независимо от того, принимает ли ваш человечек по-прежнему открыто объятия и поцелуи или считает их «отвратительными», дайте ему знать , что ваши руки всегда открыты , на всякий случай.
«Невероятно важно, чтобы взрослые поддерживали и успокаивали наших мальчиков на этом сложном этапе», — добавляет Мэгги.
Иногда всем мальчикам нужно поплакать, потискать и напомнить, что их любят. Даже большие мальчики.
Докажите, что они не правы
Слышать, как мой сын говорит: «Я недостаточно умен», «Я не могу этого сделать» и «Я слишком глуп» — это ужасно. Это намного хуже, чем слышать, как он говорит что-то вроде «я не хочу», что скорее является актом неповиновения, чем актом поражения.
Он достаточно умен. Он может это сделать. Он не глуп.
Когда наши дети говорят такие вещи, мы должны мягко напомнить им, что это не так. Приведите примеры того, как он преуспел, объясните, как вы им гордитесь, и напомните ему, какой он замечательный.
А когда ему это удастся? Поздравьте его и возгласите неловко громко , даже если это что-то незначительное, например, сдача экзамена по правописанию. У вас есть еще несколько лет, когда можно громко кричать, прежде чем он полностью запретит это.
Оставайтесь сильными для вас обоих
Как и любой этап в детстве, этот тоже пройдет . По словам Мэгги, «для подавляющего большинства молодых парней они вернутся к своему обычному состоянию за пару лет до полного наступления половой зрелости».
Но, конечно, всегда есть исключения из правил, и если вы чувствуете, что что-то не так, то «доверьтесь своим родительским инстинктам и поговорите со своим семейным терапевтом».
Чтобы получить дополнительные советы экспертов по этим сложным этапам, ознакомьтесь с нашей статьей о родительском семинаре Стива Биддалфа: Воспитание мальчиков и воспитание девочек.
И обязательно ознакомьтесь с другими статьями Мэгги Дент, , в которых рассматриваются несколько сложных возрастов и этапов воспитания.
21623
Акции
Почему воспитание. и медленно превращаясь во взрослых детей, что делает этот этап интересным как для них, так и для их родителей.
Из-за пандемии коронавируса родители вынуждены воспитывать детей в условиях изоляции. Это привело к новым проблемам, как для родителей, так и для детей. Согласно последним исследованиям, самый трудный возраст для родителей — восемь лет. Вы думали, что сцена с ужасными двойками была такой уж плохой? Ну, считай, что это легко. Впереди фаза, которая может быть хуже, если вы еще не дошли до нее.
Считается, что ненавистных восьмерок труднее всего воспитывать, и на это есть причина. Этот возраст знаменует собой всплеск умственного, эмоционального и физического роста. Восьмилетние дети все еще развиваются и медленно превращаются во взрослых детей, что делает этот этап интересным как для них самих, так и для их родителей.
Восьмилетняя девочка будет больше конфликтовать со своими родителями, поскольку она лучше осознает себя и свое окружение. В этом году личность ребенка начинает полностью воплощаться в жизнь, а также начинают проявляться другие установки. В восемь лет организм начинает готовиться к половой зрелости. Ребенок еще не совсем подросток, но гормоны у него в норме.
Давайте более подробно рассмотрим развитие ребенка в возрасте восьми лет и то, что происходит.
СВЯЗАННЫЙ: Это не ужасные двойки, это крайние восьмерки согласно опросу
4/4 Мышление детей в возрасте восьми лет
Именно в возрасте восьми лет дети добиваются больших успехов в своем когнитивном развитии. Они склонны задавать много вопросов, чтобы иметь достаточно информации, чтобы делать выводы о новых вещах, о которых они узнают. На этом этапе они лучше понимают взаимосвязь между причиной и следствием.
Ожидайте, что ваш ребенок будет экспериментировать, пытаясь увидеть, как все работает. В результате ваш ребенок будет легко отвлекаться и может забыть небольшие просьбы и указания, которые вы даете. Это может вызвать много стресса и напряжения дома. Хотя они все еще могут казаться эгоцентричными, поймите, что они начинают осознавать, как их действия влияют на других людей.
Чувства детей 3/4 в возрасте восьми лет
Дети в этом возрасте стремятся угодить людям, которых они считают более важными в своей жизни, включая родителей и учителей. Они становятся застенчивыми и хотят делать все правильно. Хотя ребенок может проявлять чрезмерную самоуверенность, он по-прежнему очень чувствителен к убеждениям и взглядам других людей и может легко смутиться.
Когда член семьи или друг расстроен, он проявляет большое сочувствие. Из-за необходимости поступать правильно восьмилетний ребенок может быть очень самокритичным. Родителям рекомендуется помогать своим детям больше сосредотачиваться на своих сильных сторонах, а не на слабостях. Их растущее чувство осознания может вызвать страх и тревогу.
2/4 Игра и обучение детей в возрасте восьми лет
В возрасте восьми лет игра вашего ребенка становится немного более развитой. Они будут включать идеи, с которыми столкнутся в средствах массовой информации или в школе. На этом этапе ребенок может контролировать свои эмоции и поведение и часто играет в игры, в которых есть правила. Восьмилетний ребенок также любит заводить новых друзей. Они больше ценят дружбу, потому что это дает им чувство сопричастности.
Этот этап развития имеет решающее значение для развития основных социальных навыков, таких как ведение переговоров и обмен мнениями. Поиск друзей может быть сложной задачей для восьмилетнего ребенка. Некоторые друзья могут быть властными, и если над вашим ребенком издеваются, он станет раздражительным дома. Вы должны следить за любыми признаками издевательств.
1/4 Повседневная жизнь и поведение детей в возрасте восьми лет
В этом возрасте у вашего ребенка развиваются мораль и ценности. Они также узнают, что делают другие люди, и склонны сравнивать их. Хотя это хорошо, это может привести к ссорам и жалобам с братьями и сестрами, когда они чувствуют, что к ним относятся не одинаково. Они будут разделять твердые мнения, когда чувствуют, что ситуация несправедлива.
Они хотят установить свою собственную независимость, поэтому хотят большей автономии, когда дело доходит до выбора того, что они хотят есть, носить или как делать прическу. По мере того, как они стремятся к этой независимости, они становятся более упрямыми и демонстрируют поведение, такое как закатывание глаз или хлопанье дверями. В попытке установить индивидуальность ваш ребенок иногда будет игнорировать вас. В то время как они хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, в конце сильного срыва или тяжелого дня ваш ребенок все еще хочет, чтобы его утешили.
Чтобы свести к минимуму конфликты с восьмилетним ребенком, старайтесь как можно больше поощрять его независимость. Не ограничивайте своего ребенка, но позволяйте ему пробовать новые вещи, исследовать, расти и учиться. Поддерживайте их, когда они сталкиваются с новыми проблемами. Это лучший этап, чтобы позволить вашим детям делать некоторые вещи без вашего участия.
СЛЕДУЮЩИЙ: Работа по дому может быть слишком сложной для 8-летнего ребенка
Источники: heart.co.uk, raisingchildren.net, verywellfamily.com.
Как поддерживать чистоту в семейной ванной за 10 минут в день
Читать Далее
Делиться Твитнуть Делиться Делиться Делиться Эл. адрес
Похожие темы
- Воспитание детей
- подростки
- стилей воспитания
Об авторе
Саймон Букс (опубликовано 1029 статей)
Я пишу с 2012 года, и до сих пор мне нравилось это путешествие. Когда я не занята писательством, как будто завтра не наступит, мне нравится проводить время со своими тремя дочерьми и смотреть Netflix.
Еще от Саймона Букса
Как говорить с ребенком о новостях (для родителей)
Отзыв: Меган Т. Уоллс, PsyD
Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health
на испанском языке Cómo hablar con su hijo sobre las noticias
Дети узнают о том, что происходит в мире, из социальных сетей, от друзей или из разговоров взрослых. Иногда новости воодушевляют — например, дети их возраста высказывают свою позицию по социальным или экологическим проблемам. В других случаях дети могут беспокоиться о текущих событиях и нуждаются во взрослом, чтобы помочь разобраться в том, что происходит.
Помогите ребенку понять новости и почувствовать себя лучше, выполнив следующие действия:
Узнайте, что ваш ребенок уже знает
- Задайте детям вопросы, чтобы узнать, знают ли они о текущем событии. Для детей школьного возраста и подростков вы можете спросить, что они слышали в школе или в социальных сетях.
- Учитывайте возраст и развитие вашего ребенка. Младшие дети могут не понимать разницы между фактами и фантазиями. Большинство детей понимают, что новости реальны, к тому времени, когда им исполняется 7 или 8 лет.
- Следуйте примеру своего ребенка. Если ваш ребенок не проявляет интереса к событию или не хочет говорить о нем в данный момент, не настаивайте.
Отвечайте на вопросы честно и кратко
- Говорите правду, но делитесь только тем, что ваш ребенок должен знать. Постарайтесь развеять все страхи и помочь детям почувствовать себя в безопасности. Не сообщайте больше деталей, чем интересно вашему ребенку.
- Слушай внимательно. Когда дети слышат о неприятном событии, таком как стрельба в школе, они могут волноваться: «Могу ли я быть следующим? Может ли это случиться со мной?» У детей постарше может быть много вопросов. Сосредоточьтесь на том, о чем спрашивают ваши дети, чтобы вы могли помочь им справиться со своими страхами. Готовность взрослого слушать посылает мощный сигнал.
- Можно сказать, что вы не знаете ответа. Если ваш ребенок задает вопрос, который ставит вас в тупик, скажите, что вы узнаете. Или используйте соответствующие возрасту веб-сайты, чтобы провести время вместе в поисках ответа.
- Ограничьте время, которое дети смотрят в Интернете, по телевидению и в социальных сетях о событиях. Яркие образы могут расстраивать детей и подростков.
Помогите детям чувствовать себя под контролем
- Поощряйте ребенка говорить. Если ваш ребенок боится того, что происходит, спросите об этом. Даже если дети не могут контролировать событие, например стрельбу в школе или стихийное бедствие, это может помочь им поделиться с вами своими страхами.
- Призывайте подростков смотреть дальше новостей. Спросите, почему, по их мнению, в выпуске была опубликована пугающая или тревожная история. Было ли это сделано для повышения рейтингов и количества кликов или потому, что история была действительно достойна освещения в печати? Таким образом, страшную историю можно превратить в дискуссию о роли и миссии новостей.
- Научите своих детей быть готовыми, а не паниковать. Например, если новость о стрельбе в школе, расскажите о том, как школы обеспечивают безопасность детей. Если речь идет о стихийном бедствии, составьте семейный план того, что вы можете предпринять. Если болезнь распространяется, поговорите о способах защиты себя и других.
- Поговорите о том, чем вы можете помочь. После трагического события поиск способов помочь может дать детям чувство контроля. Ищите новости, которые освещают то, что делают другие люди. Такие статьи, как «Насилие в школе: что могут сделать учащиеся», могут быть полезны для детей старшего возраста и подростков.
- Поместите новости в контекст. Расширить обсуждение от конкретной новости о сложном событии до более крупного разговора. Используйте его как способ поговорить о помощи, сотрудничестве и о том, как люди справляются с трудностями.
Ограничьте доступ к новостям
- Решите, какие новости и в каком объеме подходят для вашего ребенка. Подумайте, сколько лет вашим детям и насколько они зрелые. Поощряйте их делать перерывы в просмотре новостей, особенно если темы трудные.
- Следите за количеством сложных новостей, которые слышит ваш ребенок. Обратите внимание, как часто вы обсуждаете новости перед своими детьми. Выключите телевизор, чтобы новости не крутились в фоновом режиме весь день.
- Установить ограничения. Можно сказать своим детям, что вы не хотите, чтобы они подвергались постоянному воздействию, и установить основные правила использования устройств и социальных сетей.