Межличностное общение, психология межличностных отношений
Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.
Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.
Межличностные отношения и общение
Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.
При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.
Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.
Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.
Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.
К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.
При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.
Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.
Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.
Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.
Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными. Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество. Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.
Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.
Психология межличностного общения
Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».
Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.
Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».
Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.
Межличностное общение в молодежной среде
Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.
Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.
Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.
Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.
Культура межличностного общения
Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.
Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.
Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
В. Н. Дружинина
П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:
ISBN 5-272-00260-1
Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров.
Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 — книги и брошюры. Подписано в печать 15.11.00. Формат 70х100 1/16 д. Усл. п. л. 52,89. Тираж 7000 экз. Заказ № 2256. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор»
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
оглавление 3
Предисловие научного редактора 7
Часть 1. Общая психология 8
Глава 1. Психология как наука 8
1.1.Методология научного познания 9
1.2.Объяснительные принципы психологии 12
1.3.Предмет и методы психологии 16
Глава 2. История психологии 20
2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. — 60-е гг. XIX в.) 20
2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. — настоящее время) 27
2.3. Психологическая наука и психологическая практика 33
Глава 3. Биологические основы психики 42
3.1. Развитие психики в филогенезе 42
3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 47
3.3. Центральная нервная система 49
3.4. Психофизиологическая проблема 51
Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 52
4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии 53
4. 2. Изучение различающихся групп 61
4.3. Механизмы адаптации 63
Глава 5. Структура психики 65
5.1. Функции психики 66
5.2. Психические процессы, состояния и свойства 68
5.3. Сознание и бессознательное 71
5.4. Измененные состояния сознания 73
Глава 6. Научение 78
6.1. Виды научения 78
6.2. Сложные формы научения 84
Глава 7. Психология деятельности и адаптация 89
7.1. Проблема деятельности в психологии 89
7.2. Схема анализа деятельности 91
7.3. Творчество 92
7.4. Адаптация и дезадаптация 94
Глава 8. Эмоции и чувства 98
8.1. Общее представление об эмоциях 98
8.2. Роль эмоций 100
8.3. Проявление эмоций 101
8.4. Механизмы эмоций 102
8.5. Управление эмоциями 103
8.6. Чувства 104
Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 105
9.1. Понятие о мотивации 106
9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 107
9.3. Психоаналитические теории мотивации 108
9. 4. Гуманистические теории мотивации 109
9.5. Когнитивные теории мотивации 111
9.6. Мотивационный контроль действий 114
Глава 10. Внимание 118
10.1. Проблема внимания в психологии 118
10.2. Виды внимания 121
10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 121
Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 126
11.1. Психофизика ощущений 126
11.2. Виды ощущений 132
11.3. Восприятие пространства и движения 134
11.4. Константность восприятия 140
Глава 12. Память 144
12.1. Основные мнемические процессы 144
12.2. Классификации видов памяти 147
12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 148
12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 150
12.5. Уровни переработки информации 151
12.6. Память и организация знаний 154
Глава 13. Мышление и интеллект 157
13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 157
13.2. Виды мышления 158
13.3. Мышление и логика 160
13. 4. Процесс мышления 167
13.5. Мышление и творчество 170
13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 173
13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 176
Глава 14. Речь 180
14.1. Общая психологическая характеристика речи 181
14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 181
14.3. Речевой онтогенез 190
14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 194
14.5. Личность в речи 199
14.6. Практические приложения использования речи 201
Часть II. Психология личности 206
Глава 15. Теории личности 206
15.1. Проблема личности в психологии 206
15.2. Психодинамическая теория личности 207
15.3. Аналитическая теория личности 209
15.4. Гуманистическая теория личности 210
15.5. Когнитивная теория личности 213
15.6. Поведенческая теория личности 214
15.7. Деятельностная теория личности 217
15.8. Диспозициональная теория личности 219
Глава 16. Психическое развитие личности 224
16. 1. Факторы психического развития человека 224
16.2. Периодизации психического развития 227
16.3. Периодизации когнитивного развития 229
16.4. Планирование и выбор жизненного пути 240
Глава 17. Психология индивидуальных различий 243
17.1. История становления дифференциальной психологии 243
17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 245
17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 246
17.4. Тестирование личности 251
Часть III. Социальная психология 256
Глава 18. Введение в социальную психологию 256
18.1. Предмет и структура социальной психологии 256
18.2. История отечественной социальной психологии 258
18.3. История зарубежной социальной психологии 261
18.4. Методы социально-психологического исследования 263
Глава 19. Социальная психология личности 267
19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 267
19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 269
Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 273
20.1. Межличностное восприятие и понимание 273
20.2. Межличностные отношения 275
20.3. Психология общения 276
20.4. Психология межличностного воздействия 280
Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 281
21.1. Виды и структура малой группы 282
21.2. Лидерство в малых группах 286
21.3. Конформизм и групповое давление 287
21.4. Развитие малой группы 288
21.5. Психология межгруппового взаимодействия 289
21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 290
Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 293
22.1. Психология больших социальных групп 293
22.2. Психология толпы 295
22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 298
Часть IV. Психология трудовой деятельности 302
Глава 23. Психологические основы профессиоведения 302
23.1. Психология и труд 302
23.2. Методы изучения трудовой деятельности 305
23. 3. Классификация трудовой деятельности 307
23.4. Формирование личности профессионала 308
23.5. Работоспособность субъекта труда 311
23.6. Надежность субъекта труда 314
Глава 24. Профессиональное развитие личности 315
24.1. Соотношение личности и профессии 315
24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 316
24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 320
Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 326
25.1. Общая характеристика функциональных состояний 326
25.2. Утомление 328
25.3. Психологический стресс 330
25.4. Психологическая готовность к деятельности 332
25.5. Приемы управления функциональными состояниями 333
Глава 26. Психология профессиональной пригодности 336
26.1. Профессиональные способности и мотивация 336
26.2. Психологическая диагностика и прогностика 338
26.3. Профессиональная ориентация 339
26.4. Профессиональный психологический отбор 341
26. 5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 342
Часть V. Клиническая психология 346
Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 346
27.1. Клиническая психология и психиатрия 347
27.2. Расстройства ощущения 348
27.3. Расстройства восприятия 349
27.4. Расстройства внимания 352
27.5. Нарушения памяти 352
Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 354
28.1. Нарушения интеллекта 354
28.2. Нарушения мышления 356
28.3. Нарушения эмоций 361
28.4. Нарушения сознания 363
28.5. Нарушения личности 364
Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 365
29.1. Шизофрения 366
29.2. Маниакально-депрессивный психоз 368
29.3. Психогенные заболевания 370
29.4. Психопатии 372
29.5. Психосоматика 373
29.6. Алкоголизм 373
29.7. Наркомании и токсикомании 377
29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 379
29. 9. Психогигиена 380
29.10. Психофармакология 380
29.11. Психология посттравматического стресса 381
Часть VI. Историческая психология 382
Глава 30. Историческая психология 382
30.1. Историческая психология как наука 383
30.2. Предмет и задачи исторической психологии 386
30.3. Проблема метода в исторической психологии 387
30.4. Специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков периода архаики) 388
Часть VII. Этническая и кросскультурная психология 394
Глава 31. Этническая психология как наука 394
31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 395
31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 396
31.3. Психологическое измерение культур 399
Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 403
32.1. Личность и культура 403
32.2. Психология общения и культура 407
32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 414
Часть VIII. Юридическая психология 420
Глава 33. Основы юридической психологии 420
33.1. Методологические основы юридической психологии 420
33.2. Задачи юридической психологии 423
33.3. Предмет и система юридической психологии 424
33.4. Перспективы развития юридической психологии 429
Часть IX. Экологическая психология 433
Глава 34. Экологическая психология 433
34.1. Предмет и история экологической психологии 433
34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 434
Часть X. Психология творчества 438
Глава 35. Психология творчества 439
35.1. Творчество как психический процесс 439
35.2. Концепции креативности 442
35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 450
35.4. Развитие творческих способностей 454
Словарь 460
Литература 468
Каталог: download -> version -> 1410799117 -> module
version -> Программа групповой психологической поддержки для школьников
version -> Рекомендації щодо психологічного супроводу адаптації п’ятикласників в умовах впровадження нових Державних стандартів освіти
version -> Сборник научных трудов Под ред. О. Е. Хухлаева
version -> Литература: Введение в психологию под ред. А. В. Петровского., М., 1995
version -> Лонгитюд описание дополнений расширенной версии Лонгитюд+
version -> «основы психологического анализа конфликтов»
version -> Ю. Г. Чернов Психология почерка: состояние, проблемы, перспективы Фрамент книги
version -> Графология: характер по почерку
module -> Вопросы к зачету по дисциплине «Психология»
module -> Предмет, история становления, структура и методы психологии как науки
Межличностные отношения — IResearchNet
В межличностных отношениях два участника взаимозависимы, и поведение каждого влияет на результаты другого. Кроме того, люди взаимодействуют друг с другом в серии взаимодействий, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Люди формируют множество различных видов отношений с другими людьми, некоторые из которых являются близкими и близкими (например, родитель-ребенок, супруг-супруга, дружеские отношения), а другие не являются близкими и близкими (например, сосед, учитель-ученик). Большая часть исследований межличностных отношений была сосредоточена на тех отношениях, которые являются близкими, интимными и характеризуются высокой взаимозависимостью. В влиятельной книге Келли и его коллеги (1983) определяют близкие отношения как сильные, частые, с разнообразной взаимозависимостью, длящиеся в течение значительного периода времени. В социологии, хотя классическое различие между первичными и вторичными отношениями было расширено в публичной сфере (мимолетные, рутинные, квази-первичные и интимные вторичные отношения), эти близкие отношения (как описано выше) также могут быть классифицированы как первичные группы. которые обеспечивают поддержку, воспитывают и социализируют людей в соответствии с нормами общества.
Концепция отношений исторически занимала центральное и важное место в социальной психологии и других социальных науках. Некоторые из социологов-основателей, такие как Зиммель и Маркс, занимались вопросами влечения и межличностных отношений.
Исторический контекст исследования межличностных отношений
В 1960-х годах исследования межличностных отношений в первую очередь были сосредоточены на процессе межличностного влечения, в первую очередь между незнакомцами, встречающимися впервые, а не на самих отношениях, которые могли развиться в результате влечения. . Это исследование развилось в основном из исследований по выбору партнера, впервые начатых семейными социологами в XIX веке.30-е и 1940-е годы (Берджесс и Коттрелл, 1939). Притяжение обычно понимается как отношение к другому, состоящее из чувств, познаний и поведения, и может быть негативным и/или позитивным по своей природе. Большинство ранних исследований процесса межличностного влечения основывались на самоотчетах для оценки факторов, которые приводят человека (P) к влечению к другому человеку (O). Например, парадигма фиктивного незнакомца (Byrne 1971) просила респондентов (как правило, молодых студентов колледжа) оценить, насколько сильно их привлекал другой человек после того, как им была предоставлена минимальная информация об этом другом человеке. В этих парадигмах респонденты фактически участвовали в эксперименте, в котором информация, представленная респондентам, манипулировалась, а другие люди, как правило, были гипотетическими другими. Уолстер, Бершайд и их коллеги (например, Уолстер и др. 1966) также провел многочисленные исследования «взаимодействия по знакомству», в которых реальных респондентов подбирали друг к другу и давали возможность взаимодействовать, после чего они сами сообщали о своем влечении друг к другу.
В 1980-х годах исследователи обратили свое внимание на более интенсивные чувства и явления, возникающие в реальных межличностных отношениях, а также на социальный контекст различных видов специфических отношений. Хотя привлекательность была важна, а может быть, даже необходима для того, чтобы П (человек) и О (другой) начали межличностные отношения, большинство исследований стали сосредотачиваться на «пульсе» или качестве этих межличностных отношений и его связи с внутренними процессами (например, , познания, депрессия, физическое здоровье) и вне (например, удовлетворенность работой, финансовое напряжение, сплоченность семьи) человека. Кроме того, исследователи начали изучать влияние факторов в P (человек) (например, депрессия) и O (другое) (например, физическая привлекательность), а также сочетание этих факторов (P и O) (например, конфликт, сходство) на вероятность того, что P и O останутся в отношениях и будут довольны ими.
Новые направления в исследованиях межличностных отношений
Еще недавно отношениям уделялось значительное внимание в социологии и других социальных науках. Изучение исследований, проведенных с 1980 года, освещает несколько тем. Во-первых, обширный и значительный объем литературы демонстрирует, что межличностные отношения жизненно важны и важны для физического и психического здоровья людей. Исследования показывают (House et al., 2003), что люди, скорее всего, будут страдать от депрессии, беспокойства, плохого здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений высокого качества и количества. Интересным открытием здесь является то, что качество и количество отношений имеют решающее значение для общего состояния здоровья и благополучия людей.
Во-вторых, текущее исследование акцентирует внимание на специфических процессах отношений, которые имеют значение на различных стадиях жизненного цикла отношений. Эта литература, как правило, организована в соответствии с типом отношений и фокусируется на факторах, которые важны для развития отношений (притяжение, сходство, фоновые факторы), поддержания отношений (общение, конфликт, вмешательство и поддержка семьи) и расторжение отношений (правовые факторы, влияние на детей, приспособление). Имеются также убедительные доказательства того, что факторы, предсказывающие развод или расторжение отношений, различаются в зависимости от стадии жизненного цикла отношений. Было обнаружено, что возраст или стадия жизненного пути человека также имеют отношение к тому, какие процессы отношений важны для оценки отношений людьми (качество отношений). Кроме того, недавний акцент на жизненном пути как отношений, так и личности привлек внимание ученых к важности проведения концептуальных различий между (1) намерением поддерживать отношения (например, обязательством) (см. Джонсон 19).91), (2) личные оценки в отношениях, как они воспринимаются людьми (качество отношений), и (3) статус отношений (стабильность отношений) (Верофф и др., 1997).
Третье новое направление в исследованиях отношений состояло в том, чтобы сконцентрироваться на том, чтобы сделать диаду единицей анализа, а не индивидуумом (Couch 1992). Это изменение является как методологическим, так и концептуальным и стало важным вкладом в литературу по отношениям. Исследователи отношений теперь считают важным собирать информацию от обоих членов диады, а не только от одного члена, и оценивать, как эти отчеты могут по-разному влиять на благополучие и стабильность отношений (Duck 19).90).
В-четвертых, учитывая выдающееся положение символического интеракционизма в социологии (например, Mead 1934), еще одним новым направлением исследований отношений стало применение концепций символического интеракционизма к изучению благополучия и стабильности отношений (Burke & Cast 1997). Я создается из взаимодействий и обратной связи с другими, и контекст отношений еще более важен для того, как люди видят себя. Кроме того, чтобы понять, как взрослые определяют и описывают себя другим, исследователи отношений обращаются непосредственно к контексту и статусу их отношений.
Пятое новое направление в исследованиях отношений заключалось в изучении конструирования смысла в отношениях для определения их качества и стабильности (Orbuch et al., 1993). В этих исследованиях признается, что люди могут конструировать значения своих отношений, основываясь на социальном контексте этих отношений и личности, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на оценки людей и статус этих отношений. Многие исследователи отношений теперь просят пары/диады (отдельно или совместно) использовать повествование или отчет в качестве техники рассказа, чтобы лучше понять значения отдельных людей в их отношениях и процессах отношений с течением времени (обзор см. в Orbuch 19).97). Этот метод позволяет людям иметь «голос» в своих отчетах о своих отношениях и допускает вариации в отчетах в результате «социокультурной экологии», в которую встроены отношения. Этот подход также признает, что эти истории формулируют, контролируют, предсказывают и формируют отношения людей с течением времени.
В-шестых, были исследованы более крупные условия окружающей среды и структуры, которые могут быть вредными или полезными для благополучия пары. Исследователи отношений начали связывать эти «социокультурные экологии» или то, что социологи называют нормами, культурными значениями, установками, обстоятельствами или людьми вне отношений, с качеством и стабильностью отношений. Одним из специфических контекстуальных факторов, которому в последнее время уделяется большое внимание, являются социальные сети или связь между отношениями и людьми вне диады. В частности, исследователи отношений интересовались влиянием социальных сетей семьи и друзей на стабильность и качество отношений (обзор см. в Felmlee & Sprecher, 2000). Большая часть этого исследования посвящена тому, как социальные сети могут быть потенциальным источником поддержки или снижения стресса для пар, но эта прямая связь была оспорена и пересмотрена многими (Kessler et al. 19).95). Общее представление о том, что социальные сети связаны с внутренним пульсом отношений, было впервые исследовано Боттом (1971).
Другим важным контекстуальным фактором, которому в последнее время уделяется внимание, является контекст расы/этнической принадлежности в межличностных отношениях (McLoyd et al., 2000). Исследователи отношений начали подчеркивать сходства и различия между различными расовыми / этническими группами и внутри них. Недавние исследования показывают, что как культурные, так и структурные факторы могут по-разному влиять на отношения между различными этническими группами (Орбух и др. , 2002).
Будущие направления исследований межличностных отношений
Область межличностных отношений имеет богатую историю и прочную теоретическую основу в социальных науках. Критическим для идей и теорий социальной психологии является представление о том, что люди взаимодействуют с другими и что эти взаимодействия взаимосвязаны и влияют друг на друга. Кроме того, тема межличностных отношений является идеальной ареной для понимания и освещения многих основных социальных процессов и концепций (например, саморазвитие, культура, социальные связи, приверженность и эмоции), которые имеют решающее значение для дисциплины.
Ссылки:
- Бернард, Дж. (1972) Будущее брака. Мир, Нью-Йорк.
- Ботт, Э. (1971 [1957]) Семья и социальные сети. Тависток, Лондон.
- Берджесс, Э. У. и Коттрелл, Л. С. (1939) Прогнозирование успеха или неудачи в браке. Прентис-Холл, Нью-Йорк.
- Берк, П.Дж. и Каст, А.Д. (1997) Стабильность и изменение гендерной идентичности молодоженов. Социальная психология Ежеквартально 60: 277-90.
- Бирн, Д. (1971) Парадигма притяжения. Академик Пресс, Нью-Йорк.
- Коуч, К. (1992) На пути к теории социальных процессов. Символический интеракционизм 15: 117-34.
- Дак, С. (1990) Из сковороды и в 1990-е. Журнал социальных и личных отношений 7 (1): 5-28.
- Фелмли, Д. и Спречер, С. (2000) Близкие отношения и социальная психология: пересечения и будущие пути. Социальная психология Ежеквартально 63 (4): 365-76.
- Хаус, Дж. С., Лэндис, К. Р., и Амберсон, Д. (2003) Социальная психология здоровья. В: Саловей, П. и Ротман, А. Дж. (ред.), Социальные отношения и здоровье. Psychological Press, Нью-Йорк, стр. 218–226.
- Джонсон, член парламента (1991). Приверженность личным отношениям. В: Джонс, У. Х. и Перлман, Д. (ред.), Успехи в личных отношениях, Том. 3. Издательство Джессики Кингсли, Лондон, стр. 117-43.
- Kelley, H.H., Berscheid, E., Christensen, A. et al. (1983). Близкие отношения. Фриман, Нью-Йорк.
- Кесслер, Р. К., Хаус, Дж. С., Анспах, Р. Р., и Уильямс, Д. Р. (1995) Социальная психология и здоровье. В: Кук, К.С., Файн, Г.А., и Хаус, Дж.С. (ред.), Социологические перспективы социальной психологии. Allyn & Bacon, Бостон, стр. 548-70.
- Лофланд, Л. (1998) Общественная сфера. Альдин де Грюйтер, Нью-Йорк.
- Маклойд, В. К., Кос, А. М., Такеучи, Д., и Уилсон, Л. (2000) Семейные процессы и родительская социализация в цветных семьях: обзор десятилетия. Журнал брака и семьи 62: 1070-93.
- Мид, Г. Х. (1934) Разум, личность и общество. Издательство Чикагского университета, Чикаго.
- Орбух, Т. Л. (1997) Подсчет счетов людей: социология счетов. Ежегодный обзор социологии 23: 455-78.
- Орбух, Т.Л., Верофф, Дж., Хассан, Х., и Хоррокс, Дж. (2002) Кто разведется: 14-летнее продольное исследование черных пар и белых пар. Журнал социальных и личных отношений 19 (2): 179-202.
- Орбух, Т.Л., Верофф, Дж., и Холмберг, Д. (1993) Стать супружеской парой: появление смысла в первые годы брака. Журнал брака и семьи 55: 815-26.
- Верофф, Дж., Янг, А., и Кун, Х. (1997) Первые годы брака. В: Дак, С. (ред.), Справочник по личным отношениям. Wiley, Нью-Йорк, стр. 431-50.
- Уолстер Э., Аронсон В., Абрахамс Д. и Роттман Л. (1966) Важность физической привлекательности в поведении на свиданиях. Журнал личности и социальной психологии 4: 508-16.
Межличностные отношения – клинические методы
Джон Б. Гриффин, мл.
Определение
Межличностные отношения относятся к взаимным социальным и эмоциональным взаимодействиям между пациентом и другими людьми в окружающей среде. Почти каждое психическое расстройство сопровождается проблемами в этом отношении. Часто основной причиной конфликтов с другими людьми является наличие какого-либо психического расстройства. Основные области, в которых могут возникнуть эти конфликты, включают следующие отношения:
Семейный
Социальный
Рабочий
Религиозный
3 Сексуальный 5
Техника
Семейные отношения
Семейные отношения включают отношения как с супругом, так и с другими родственниками. Расследование этих отношений обычно начинается с изучения супружеских отношений. Супружеские конфликты часто бывают довольно тонкими. Пациенты часто не видят связи между имеющейся у них симптоматикой и семейной дисгармонией, особенно когда присутствующая проблема является психофизиологической, такой как астма или пептическая язва. Иногда пациент бессознательно сопротивляется тому, чтобы увидеть такую связь из страха, что исследование конфликтов может привести к распаду брака.
Часто бывает полезно начать с открытых общих вопросов или утверждений, таких как: «Расскажите мне о вашем браке. На что похож ваш брак?» Степень теплоты и энтузиазма, с которыми пациент описывает брак, может быть важнее, чем сами слова. Иногда пациенты могут сказать, что в браке все в порядке, даже если это не так, потому что они чувствуют себя некомфортно, обсуждая присутствующие трудности. Если что-то в ответе пациента указывает на то, что в браке могут быть трудности, переходите к более детальному расспросу. Полезным началом часто является просьба пациента описать супруга. Если пациент не перечисляет недостатков супруга, можно указать на это и поощрять пациента описывать даже незначительные вещи, которые могут его раздражать. Даже в самом лучшем браке должны быть качества супруга, которые несколько раздражают другого члена пары. Если пациент каким-то образом указывает на наличие серьезных трудностей, но чувствует себя некомфортно при обследовании этих областей, обычно разумно избегать сильного давления на пациента в начальном процессе сбора анамнеза. Если сильно надавить, многие больные начнут отрицать трудности. Это затруднит дальнейшую терапию, поскольку пациенту в конце концов придется признать, что он ввел вас в заблуждение, если вы хотите помочь ему или ей с этими проблемами.
Если пациенту удобно подробно описывать семейные проблемы, это следует делать в полной мере. Пациента следует попросить описать природу конфликтов, чувства по поводу конфликтов и усилия по их разрешению. Собирая эту информацию, врач часто получает важную информацию о гибкости, уверенности в себе, независимости и проницательности пациента.
Кроме того, обследующий должен получить информацию о взаимодействии пациента с другими значимыми членами семьи, особенно с детьми и родителями. Большинство пациентов не чувствуют угрозы при прямом расспросе о своих детях или родителях.
Если у пациента маленькие дети, у врача часто есть возможность провести профилактическое вмешательство в области психического здоровья. Многие матери чувствуют, что у их детей серьезные эмоциональные трудности, но не могут выявить их, пока врач не спросит. В некоторых случаях эти трудности будут второстепенными по отношению к основной жалобе пациента; в других случаях они в значительной степени связаны с ним. В любом случае, если анамнез указывает на то, что у ребенка могут быть серьезные эмоциональные проблемы, эта трудность часто может быть легче разрешена в детстве, чем в более поздние годы. Затем лечащий врач может поощрять раннее вмешательство, которое впоследствии может предотвратить более серьезные трудности.
Отношения пожилых пациентов с их взрослыми детьми также имеют большое значение. Спросите о соответствии между ожиданиями и надеждами, которые родители возлагали на своих детей, и реальными жизненными событиями. В тех случаях, когда дети были разочарованием, многие пациенты будут испытывать значительную вину.
Эмоциональные связи с родственниками — родителями, братьями и сестрами, детьми, бабушками и дедушками — часто бывают особенно тесными. Такие вопросы, как «Как вы ладите со своими родителями?» или «Какие у вас сейчас контакты с родственниками?» часто открывает шлюзы важной информации. Если замужние пациенты не упоминают спонтанно о своих отношениях со свекровью, врач должен задать конкретные вопросы, так как эти отношения, о чем свидетельствует множество тещинных шуток, часто являются источником конфликтов.
Сложность семейных эмоциональных взаимоотношений можно увидеть в следующем случае:
11-летняя девочка лечилась от тяжелой астмы в течение 5 лет с многократными госпитализациями и множеством различных лекарств. Несмотря на все попытки помочь ей, астма становилась все более инвалидизирующей. Поскольку подозревали эмоциональный компонент ее болезни, была начата психотерапия. На ранних этапах терапии мать сообщила, что отец изменяет ей и что он хочет развода. Мать выступила против развода, и в результате возник ожесточенный конфликт. Астматические приступы и госпитализации больного неоднократно случались в связи с крупными ссорами между родителями. После начала психотерапии ее астма улучшилась до такой степени, что ей больше не потребовалась госпитализация. Тем не менее у нее продолжали случаться периодические астматические приступы, пока родители после периода разлуки друг с другом окончательно не помирились. В конце концов родители восстановили хорошие отношения друг с другом, и после этого приступы астмы у пациентки прекратились.
Очевидно, что тот факт, что астма утихла только после того, как разрешились семейные неурядицы, не доказывает в научном смысле, что астма была вызвана стрессом, который испытал пациент. Психотерапия пациентки длилась более 3 лет, и другие факторы, такие как физические изменения в подростковом возрасте, могли сыграть роль в ее выздоровлении. Тем не менее, такие случаи встречаются на практике достаточно часто, поэтому у большинства опытных клиницистов мало сомнений в том, что межличностный эмоциональный стресс может быть важным фактором при астме.
Социальные отношения
Обстоятельства, в которых живет пациент, можно выяснить с помощью прямых вопросов. Следует запрашивать информацию у незамужних пациентов об отношениях с любыми лицами, с которыми они делят свое жилище. Пациента следует попросить описать рекреационную деятельность и участие в общественной жизни. Затем врач может совершенно естественно перейти к обсуждению межличностных отношений. Многие люди имеют множество знакомых и поверхностных друзей, но тем не менее чувствуют себя достаточно одинокими и изолированными по отношению к близким друзьям. Пациента можно спросить, так ли велико число друзей, как хотелось бы, и есть ли среди них люди, которым пациент может свободно доверять свои чувства.
Отношения на работе
Поскольку работа является практически универсальным человеческим опытом, неудивительно, что она может быть важным источником стресса. Доходная занятость в американском обществе настолько важна, что ее отсутствие почти всегда связано с эмоциональными потрясениями и потерей чувства собственного достоинства. Нужно быть особенно осторожным, чтобы не быть обманутым заявлением пациента о том, что работа — это сфера, свободная от проблем. Это может быть правдой в сознании пациента, но косвенное влияние профессии на другие аспекты жизненного опыта может быть не замечено. Многие люди настолько эмоционально увлечены своей работой, что не замечают разрушительных последствий своих долгих часов и напряженного графика для своих семейных отношений. Врачи особенно подвержены этой трудности.
Начать исследование в этой области с открытого вопроса, такого как «Расскажите мне о вашей работе», обычно более продуктивно, чем задавать прямые вопросы, на которые можно ответить да или нет. Желательно запросить более подробную информацию, если пациент дает только общее заявление. Например, пациент, сообщивший о работе на птицефабрике, не сообщил врачу, в чем заключается эта работа. Существует огромная разница между работой секретаря в центральном офисе и работой человека на производственной линии, занимающегося удалением кишок. Исследование целей часто бывает полезным. Спрос на детские амбиции может привести к сравнению текущего статуса с тем, кем пациент предпочел бы стать. Если человек описывает трудности, либо неудовлетворенность продвижением, либо личностные конфликты, либо неспособность увидеть смысл в работе, эту область следует исследовать настолько глубоко, насколько пациент готов продолжать.
Не следует закрывать запрос, не запросив конкретный отчет о рабочем графике пациента. Это должно включать информацию об общем количестве часов работы в неделю, количестве ночных работ и продолжительности поездок за пределы города. Супругу также следует спросить о рабочем графике, так как многие люди склонны недооценивать количество времени, которое они проводят на работе.
Религиозные отношения
Большинство американцев заявляют о своих религиозных предпочтениях. Более половины всех американцев связаны с той или иной церковной организацией, но многие американцы имеют лишь поверхностный контакт с этими религиозными организациями. Эмоциональные проблемы, связанные с религиозными конфликтами, встречаются не так часто, как проблемы, связанные с супружескими или рабочими отношениями. Тем не менее, такие конфликты случаются достаточно часто, чтобы оправдать некоторые исследования в этой области.
Если пациент указывает на отсутствие религиозных убеждений, дополнительные вопросы все равно могут быть полезны. Можно спросить, не создает ли отсутствие религиозной веры какую-либо проблему. Ответ пациента на этот или подобный вопрос часто показывает, является ли эта область той областью, которую следует исследовать дальше. Некоторые пациенты, не имеющие религиозных предпочтений, могут выбирать этот путь из-за бессознательного бунта по отношению к родителям или из-за каких-то других мотивов, которые они не вполне понимают. В этих случаях можно отметить наличие явного конфликта, а затем изучить его более подробно. Для пациентов, выражающих религиозные предпочтения, может быть полезным узнать об их церковной деятельности. По тому, как они описывают свои церковные контакты, обычно легко сделать точную оценку значимости для них религии и наличия потенциальных конфликтов. Вопрос о том, вызывают ли религиозные убеждения поведение, не похожее на поведение большинства других представителей социальной группы пациента, или вызывают ли религиозные убеждения чувство отличия от других, также может быть показательным с точки зрения вынесения на поверхность эмоциональных трудностей.
Многие люди находят сильную эмоциональную поддержку в своих религиозных убеждениях. Глубокая религиозная убежденность сама по себе не является признаком эмоциональной трудности. Однако если поведение пациента значительно отличается от поведения большинства других членов религиозной группы, врач должен тщательно выяснить причины такого несоответствия.
Сексуальные отношения
Большинство сексуальных трудностей вызвано не физическими проблемами. Обычно они являются результатом эмоционального конфликта. Следовательно, очень важно исследовать чувства, которые пациент испытывает к сексуальному партнеру. Процедуры сбора сексуального анамнеза изложены в главе 216.
Фундаментальная наука
Психические заболевания были обнаружены не только во всех тщательно изученных культурах, но и в глубинах древности. Было много взглядов на основную причину психических расстройств, но почти все древние теории видели в них в основном результат чего-то неладного внутри индивидуума. Многие древние воззрения сосредоточивались на психических заболеваниях в результате действий богов или заражения людей демонами. Гиппократ (460–377 до н. э.) предполагал, что сумасшествие происходит от действия различных форм желчи. С того времени и по настоящее время врачей продолжает интересовать влияние физической дисфункции на умственную деятельность. После демонстрации Х. Ногучи Treponema pallidum в головном мозге пациентов с сифилисом центральной нервной системы, не может быть никаких сомнений в том, что физические состояния могут быть причиной серьезных психических проблем. С тех пор было обнаружено, что многие психические заболевания имеют органическую этиологию.
Близкое, но несколько иное направление мысли также помещало основную проблему психического заболевания в пациента, но рассматривало это как проблему организации мышления, а не как какой-то физический дефект в функционировании нервной системы. Исследования гипноза ясно продемонстрировали, что серьезные изменения в моделях мышления и поведении могут быть достигнуты исключительно с помощью психологической техники внушения. Ранние работы в области гипноза таких людей, как Антон Месмер (1734–1815), Джеймс Брейд (1795–1860), Ипполит Бернхейм (1840–1919) и Жан Мартен Шарко (1825–1893) продемонстрировали, что симптомы некоторых пациентов могут быть изменены внушениями, и что разум может блокировать осознание постгипнотических внушений, никоим образом не уменьшение потребности пациента следовать внушениям.
Психоаналитические исследования Фрейда, Юнга, Адлера и Ранка продемонстрировали наличие бессознательной мотивации поведения. Клиническое исследование причин бессознательных эмоциональных конфликтов неоднократно приводило к выводу, что межличностные отношения играют большую роль в развитии личности. Было обнаружено, что отношения с родителями имеют особое значение в развитии базовых установок. Гарри Стэк Салливан (189 лет)2–1949) использовал проницательные и точные клинические наблюдения, чтобы сосредоточить внимание на важности межличностных отношений. Его внимание к коммуникативным процессам в межличностном поведении заложило основу для современного сильного внимания к окружающей среде и межличностным отношениям как к этиологическим факторам многих эмоциональных расстройств.
Эмоциональное состояние пациента в первую очередь является результатом взаимодействия его или ее внутренней и внешней среды. Если внутренняя среда изменена физическим заболеванием, таким как сифилис центральной нервной системы (общий парез) или синдром Корсакова (синдром органического мозга, вызванный дефицитом витаминов, связанным с алкоголизмом), может возникнуть психическое заболевание. Точно так же у больного, перегруженного эмоциональным стрессом, могут возникнуть расстройства в организации его или ее мышления. У таких пациентов нет очевидных поражений нервной системы, которые могли бы объяснить невротическое или психотическое поведение.
Нарушения межличностных отношений часто провоцируют невротическое и психотическое поведение. Следовательно, в большинстве современных представлений психическое заболевание рассматривается как взаимодействие между различным для каждого человека внутренним эмоциональным субстратом и стрессами окружающей среды.
Большинство форм психотерапии фокусируются как на разрешении внутренних конфликтов, так и на улучшении способности пациента поддерживать межличностные отношения. Многие психиатры рассматривают психотерапию как образовательный процесс, который обеспечивает более глубокое понимание себя и повышенную способность справляться с межличностными отношениями. Поведенческая терапия фокусируется непосредственно на обучении навыкам, необходимым для улучшения межличностных отношений, исходя из предположения, что внутреннее психическое состояние пациента будет двигаться в желаемом направлении, как только внешние стрессы будут устранены.
Клиническое значение
Во многих случаях исследование межличностных отношений позволяет получить доказательства значительной силы. Эта информация сама по себе может оказать большую помощь в решении медицинских проблем. Например, если существует крепкий, гармоничный брак, врач может рассчитывать на то, что супруг пациента будет поддерживать пациента во время лечения болезни. В некоторых случаях, когда присутствуют межличностные конфликты, эти конфликты могут существовать без какой-либо существенной связи с имеющимся заболеванием. Тем не менее, выявление этих конфликтов может позволить пациенту получить помощь путем консультирования в более позднее время. В других обстоятельствах выяснение эмоционального конфликта может быть самым важным пунктом в истории. Мало пользы от лечения только физических жалоб, когда они на самом деле имеют психофизиологическое происхождение. В этих случаях решение находится в эффективном преодолении эмоциональных трудностей.
Врач должен решить, являются ли эмоциональные конфликты существенным фактором в предъявлении жалобы. Это определение иногда делается путем исключения. Когда врач не может найти органическую этиологию соматических жалоб, часто уместна консультация психиатра. Следует, однако, подчеркнуть, что психологическую причину состояния нельзя принимать только на том основании, что нельзя найти ничего другого. Также должны быть явные доказательства психического расстройства.
Диагностические состояния, при которых психологические факторы часто имеют большое значение в развитии соматического заболевания, включают язву двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, астму, нейродермит и эссенциальную гипертензию.
Опросы терапевтов и семейных врачей показали, что от 25 до 50% пациентов, которых они наблюдают в кабинете врача, приходят с проблемами, которые в основном имеют эмоциональную природу. Некоторые из этих проблем могут быть решены с помощью манипуляций с окружающей средой, таких как развод или смена работы. Другим потребуется специализированное психиатрическое вмешательство.
Врач не должен пытаться принимать решения за пациента. Скорее, пациентов следует поощрять к изучению всех альтернатив, а затем к принятию собственных решений. Хотя врач должен быть осторожным, позволяя пациентам принимать свои собственные решения, он несет ответственность за четкое разъяснение каждому пациенту того факта, что психофизиологические симптомы возникают в результате эмоционального стресса. Без такого изложения фактов у пациентов нет всей информации, необходимой для полного понимания их ситуации.
Ссылки
Брейер А., Штраус Дж.С. Роль социальных отношений в выздоровлении от психотических расстройств. Am J Psychiatr. 1984; 141: 949–55. [PubMed: 6465369]
Эриксон Э.Х. Восемь возрастов человека. В: Эриксон Э.Х., изд. Детство и общество. 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон, 1963; 247–74.
Гринбаум Х. Брак, семья и родительство. Am J Psychiatr. 1973; 130:1262–64. [PubMed: 4746036]
Kaplan HI, Sadock BJ. Другие состояния, не связанные с психическим расстройством.