Невербальное общение
- Лариса Жукова
- Социальная психология
- Просмотров: 13337
К невербальной коммуникации относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т. д. Через невербальные сигналы мы получаем гораздо больше информации чем посредством речи.
Алан Пиз в своей книге «Язык телодвижений», опираясь на различные психологические исследования, показывает, что невербальная коммуникация занимает более 50% от всего процесса общения.
Невербальное общение обеспечивается большим рядом следующих факторов.
1. Разговорная дистанция.
Разговорная дистанция (или дистанция в общении) зависит от культурных традиций страны, социального статуса собеседников, пола, возраста, эмоционального состояния, языка и темы разговора.
Виды дистанций в общении:
1). Интимная дистанция – от 0 до 45 см. Предназначена для общения с близкими людьми, родственниками, друзьями, любимыми.
2). Личная дистанция – от 45 до 120 см. Характерна для общения знакомых людей, соседей, приятелей.
3. Общественная (социальная) дистанция – от 120 до 360 см. Предназначена для деловых переговоров, характерна для общения между начальником и подчиненными, между незнакомыми людьми.
4. Публичная дистанция – от 360 см. и более. Характерна при выступлении артиста на концерте и других публичных мероприятий с большой аудиторией.
2. Взаимное расположение собеседников в пространстве.
К проксемическим характеристикам общения относится не только дистанция, но и взаимное расположение собеседников в пространстве.
а) позиция углового расположения, характерная для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой;
б) конкурирующие собеседники – оборонительная позиция;
в) расположение по диагонали – независимая позиция, подчеркивание автономии;
г) общение при деловом взаимодействии, сотрудничество.
Проксемика – это раздел невербального общения, который изучает дистанции в общении, а также взаимное расположение собеседников в пространстве.
Кинесика – это раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы.
3. Позы собеседников.
Поза может быть: естественной и неестественной, открытой и закрытой, симметричной (формально-официальной) и несимметричной (индивидуализированной). Открытая поза с легким наклоном вперед символизирует заинтересованность в собеседнике, в предмете разговора, способствует созданию доверительной атмосферы, помогает вызвать взаимный интерес у партнера по общению.
Неестественная поза
Естественная открытая симметричная поза
4. Жесты собеседников.
Жесты – это движения рук во время разговора. Они бывают весьма информативны. Важно заметить, что интенсивность жестикуляции зависит от темперамента человека, от его психоэмоционального состояния, а также от культурных особенностей.
Таблица 1. Жесты, как основное средство невербального общения
Жесты-символы – очень ограничены рамками той или иной культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербального общения. | |
Жесты-иллюстраторы – используются для пояснения сказанного (например указание рукой), также являются простыми приемами невербального общения. | |
Жесты-регуляторы — играют важную роль в начале и конце беседы. Один из таких жестов-регуляторов – рукопожатие. Это традиционная и древнейшая форма приветствия. Эти жесты являются более сложными приемами невербального общения. | |
Жесты-адапторы – сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний — нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой, потирание лба, шеи и т. д. |
Значение жестов
- Жесты дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состоянии партнера по общению, о его отношении к участникам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражаемых без слов, или же о желаниях, остановленных самоконтролем (захотел встать, но только дернулся).
- Как правило, выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации; ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание слушающего на тех или иных «ударных» частях высказывания.
- Могут провоцировать состояния и отношения партнеров по общению, так как могут оказывать на человека большее влияние, чем речь.
- Они молчаливы и могут быть использованы не только в тех случаях, где употребление речи неудобно или запрещено, но также параллельно с речевым общением.
- Один жест может быть эквивалентен нескольким словам и требует меньшего времени для своего планирования и выражения; он удобен для выражений, которые могут производиться мимоходом, походя.
- Могут лучше восприниматься на расстоянии по сравнению с речью, особенно в условиях сильного шума.
- Не требуют ответа.
Не все жесты выполняют информативную функцию. Имеются и жесты-сорняки, не несущие никакой смысловой нагрузки: заламывание рук, кистей, пальцев, одергивание одежды, непроизвольное раскачивание, притоптывание ногой и т. п.
Значение некоторых жестов и поз
№ п/п | Жесты, позы | Состояние собеседника |
1 | Раскрытые руки ладонями вверх | Искренность, открытость |
2 | Расстегнут пиджак (или снимается) | Открытость, дружеское расположение |
3 | Руки спрятаны (за спину, в карманы) | Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации |
4 | Руки скрещены на груди | Защита, оборона, замкнутость |
5 | Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) | Защита, оборона, агрессия |
6 | Кисти рук расслаблены | Спокойствие |
7 | Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку | Заинтересованность |
8 | Голова слегка наклонена набок | Внимательное слушание |
9 | Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта | Критическая оценка |
10 | Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) | Обдумывание решения |
11 | Ладонь захватывает подбородок | Обдумывание решения |
12 | Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла | Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению |
13 | Человек расхаживает по комнате | Обдумывание трудного решения |
14 | Пощипывание переносицы | Напряженное сопротивление |
15 | Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания | Обман, неуверенность в своих словах, волнение |
16 | Человек прикрывает рот рукой во время слушания | Сомнение, недоверие к говорящему |
17 | Человек старается на вас не смотреть | Скрытность, утаивание своей позиции |
18 | Взгляд в сторону от вас | Подозрение, сомнение |
19 | Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) | Обман |
20 | Слушающие слегка касаются века, носа или уха | Недоверие к говорящему |
21 | При рукопожатии человек держит свою руку сверху | Превосходство, уверенность |
22 | При рукопожатии человек держит свою руку снизу | Подчинение |
23 | Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе | Разговор окончен |
24 | Ноги или все тело человека обращены к выходу | Желание уйти |
25 | Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи | Превосходство, уверенность |
26 | Говорящий жестикулирует сжатым кулаком | Демонстрация власти, угроза |
27 | Пиджак застегнут на все пуговицы | Официальность, подчеркивание дистанции |
28 | Человек сидит верхом на стуле | Агрессивное состояние |
29 | Зрачки расширены | Заинтересованность или возбуждение |
30 | Зрачки сузились | Скрытность, утаивание позиции |
5.
Мимика собеседников.Мимика – это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к различным предметам, явлениям, людям, событиям.
По выражению лица можно предугадать намерения человека. Если собеседник занимает агрессивную позицию, то он обычно смотрит прямо в глаза своему оппоненту, губы плотно сжаты, брови нахмурены, глаза широко открыты. Если собеседник настроен дружелюбно и открыт к общению, то у него может быть легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствуют морщинки на лбу, веки полуприкрыты.
Выражения основных эмоций (счастье, гнев, страх, удивление, отвращение (презрение) печаль и интерес) универсальны для всех культур. Наблюдая за движениями мышц лица, можно понять, какие эмоции испытывает собеседник.
- Нос. Расширение ноздрей говорит о возбуждении, раздражении.
- Губы. Улыбка говорит о счастье, чувстве общности, удовлетворении. Гримаса — об опасении, страхе, боязни. Сжатые губы — о гневе, возбуждении, неприязни, неуверенности, фрустрации. Оскал свидетельствует об отвращении. Надутые губы говорят об унынии, покорности, неуверенности, а выпяченные — о несогласии.
- Брови. Хмурые, насупившиеся брови выражают гнев, печаль, сосредоточенность; поднятые брови — напряженность.
- Язык. Человек показывает язык, выражая неприязнь, при ссорах, несогласии.
- Веки. Широко открытые веки говорят об удивлении, волнении; суженные несут угрозу или сигналы несогласия. Частое мигание говорит о возбуждении, раздражении, нормальное – об уменьшении напряжения.
- Глаза. Расширение зрачков свидетельствует о возбуждении, реакции нападения-или-бегства; сужаются зрачки во время спокойного приема пищи. Пристальный направленный несколько книзу взгляд может означать как покорность и подчинение, так и хитрость и обман. Движения глаз вправо или влево говорят о том, что человек обдумывает ситуацию.
6. Взгляд (контакт глазами).
Контакт глазами сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее.
Взгляд — ключевой элемент невербальной коммуникации. Именно со взгляда начинается общение. Прямой взгляд наряду с улыбкой и позой, выражающей готовность помочь, способствуют развитию доверительных отношений при знакомстве
Если люди испытывают симпатию к друг другу и готовы к сотрудничеству, то они гораздо чаще встречаются взглядами, и наоборот, если собеседник неприятен, мы стараемся не смотреть ему в глаза.
Важно учитывать ряд особенностей при установлении визуального контакта.
Если визуальный контакт длится более 3 секунд, у собеседников может возникнуть желание отвести взгляд, — это нормально.
Бегающий взгляд может говорить о скуке, страхе, чувстве вины или о желании взять слово.
Неестественно широко раскрытые глаза могут выражать удивление, гнев, страх.
В норме глаз моргает 20 раз в минуту с длительностью смыкания век четверть секунды, поэтому более частое моргание может означать наличие у пациента некомфортного состояния. Оно может возникать при обсуждении неприятных, неоднозначных, интимных, очень волнующих пациента тем.
7. Паралингвистический и экстралингвистический компоненты.
К паралингвистическим компонентам относятся особенности голоса – громкость, тембр, темп и ритм речи.
К экстралингвистическим компонентам относятся паузы в речи, покашливание, плач, смех и т. п.
8. Физические контакты и прикосновения.
В процессе разговора собеседники могут прикасаться друг другу, например, пожимать друг другу руки в знак приветствия, похлопывать по спине или по плечу в знак одобрения.
То, как мы прикасаемся к другим, может быть знаком нашего отношения – сопереживания, поддержки, власти, фамильярности.
Такесика – это раздел невербального общения, который изучает физические контакты и прикосновения в процессе общения.
Половые различия в использовании невербальных средств общения
Невербальное общение мужчин и женщин тоже имеет некоторые различия. Женщины в большей мере, чем мужчины, предпочитают видеть, чем услышать, т. е. они больше доверяют визуальной (невербальной) информации (Атватер, 1988).
Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, у мужчин же таких различий нет.
Женщины в разговоре поддерживают зрительный контакт чаще, чем мужчины, независимо от пола человека, с которым они разговаривают.
Женщины, как правило, улыбаются чаще, чем мужчины, но их улыбку труднее интерпретировать Мужские улыбки обычно обозначают позитивные чувства, а женские часто отражают признательность и дружелюбие
Посмотрите на изображения людей на картинках. Как вы думаете, о чем нам говорят их позы и жесты?
(по материалам книги Аллана Пиза «Язык телодвижений»).
Используемая литература.
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. — Москва : Прометей, 2018. — 538 с.
- Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
- Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил.
- Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 2018. — 800 c.
- Столяренко, Л. Д. Психология общения : учебник / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — изд. 5-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. — 317 с.
- УМК по дисциплине «Социальная психология», — Санкт-Петербургский Государственный институт психологии и социальной работы – 2013г. – 212 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния: [перевод с английского] / Роберт Чалдини. — 5-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Прогресс книга, 2018. — 475 с.
Поделитесь лекцией с друзьями
Характеристика невербальных средств общения
Опубликовано пользователем Psyker
Общение (как информационно-коммуникативный процесс) — процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.
Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств:
- интонации голоса,
- жестикуляции,
- мимики и т.п.
Цель этих пpоцессов — установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.
Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.
Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию.
Средствами невербальной коммуникации являются — жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации — слова.
Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т. д.
Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.
Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.
Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет).
Само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:
I. Речевые (вербальные) средства:
- лексика;
- стилистика;
- грамматика;
- семантика;
- правильность произношения,
- ударения,
- словоупотребление,
- формообразование,
- стиль.
II . Hеречевые (невербальные) средства общения
1) оптокинетические:
- жестикуляция,
- мимика,
- пантомимика — движение и позы,
- направление взгляда,
- визуальный контакт,
- покраснение и побледнение кожи,
- стереотипы моторики).
В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазодвигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:
2) паралингвистические:
- интенсивность,
- тембр,
- интонация голоса,
- качество голоса,
- диапазон голоса,
- тональность голоса.
3) экстралингвистические:
- паузы,
- темп речи,
- связность речи,
- смех,
- покашливание,
- заикание.
4) проксемические:
- физическая дистанция контакта:
- персональное пространство:
= интимная (0-40-45см)
= личная (45 -120-150см)
- социальная (150-400 см)
- публичная (400-750-800см)
- угол поворота к собеседнику
5) предметные контактные, тактильные действия:
- рукопожатия,
- объятия,
- поцелуи,
- похлопывание,
- толчки,
- поглаживания,
- касания,
- пощечины,
- удары.
6) ольфакторные — связанные с запахом.
К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения, с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.
Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.
Звездочки и просветы на погонах — о высоком воинском звании.
Татуировка — о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель
Кисть руки в татуировках
1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).
2. Отбывал наказание за грабеж.
3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).
4. Неисправимый.
5. Имеет 5 судимостей.
6. Совершил два побега из ИТК.
7. «Привет ворам» (данный субъект — «вор в законе»).
8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках — не менее 10 лет.
Группы татуировок:
- демонстративно-протестного содержания;
- агрессивно-угрожающего содержания;
- религиозного содержания;
- декоративно-украшающего характера;
- сексуальных девиаций и извращений;
- статус в местах заключения;
- гедонистическая направленность.
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- Общение
- Социальная психология
- невербальное общение
Поделиться
Популярное
10 советов по адаптации новых сотрудников
Гайд 2023 года по самым распространенным вопросам и ответам на собеседовании
Что ждет рынок труда рабочего персонала в 2023 году?
Власть, доминирование и невербальное поведение: основные понятия и вопросы
Олпорт Г. и Вернон П. (1933). Эскизы выразительного движения . Нью-Йорк: Макмиллан.
Google Scholar
Аргайл, М. (1972). Психология межличностного поведения . Лондон: Пингвин.
Google Scholar
Аргайл М. и Кук М. (1976). Взгляд и взаимный взгляд . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Аргайл, М., и Дин, Дж. (1965). Зрительный контакт, расстояние и принадлежность. Социометрия , 28 , 289–304.
ПабМед Google Scholar
Аш, Ю. Э. (1946). Формирование впечатления о личности. Журнал ненормальной и социальной психологии , 41 , 258–290.
Google Scholar
Эшли Монтегю, М. Ф., и Мэтсон, Ф. (1979). Человеческая связь . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Google Scholar
Бараш Д. П. (1975). Этология человека: новый взгляд на личное пространство. Окружающая среда и поведение , 5, 67–73.
Google Scholar
Бергер, Дж. , Коэн, Б.П., и Зельдич, М., младший (1966). Статусные характеристики и состояния ожидания. В книге Дж. Бергера, М. Зельдича-младшего и Б. Андерсона (редакторы), Социологические теории в процессе разработки (Том 1, стр. 29–46). Бостон: Хоутон-Миффлин.
Google Scholar
Бергер, Дж., Розенгольц, С.Дж., и Зельдич, М., младший (1980). Процессы организации состояния. Ежегодный обзор социологии , 6 , 479–508.
Google Scholar
Бергер, Дж., Вагнер, Д.Г., и Зельдич, М., младший (1983). Теория состояний ожидания: статус исследовательской программы. Технический отчет № 90 . Стэндфордский Университет.
Google Scholar
Бернштейн И.С. (1970). Иерархии статуса приматов. В LA Rosenblum (Ed.), Поведение приматов: достижения в полевых и лабораторных исследованиях (Том 1, стр. 71–109). Нью-Йорк: академический.
Google Scholar
Бернштейн И.С. (1980). Доминирование: теоретическая перспектива для этологов. В DR Omark, FF Strayer и DG Freedman (Eds.), Отношения доминирования: этологический взгляд на человеческий конфликт и социальное взаимодействие (стр. 71–84). Нью-Йорк: Garland STPM.
Google Scholar
Бердвистел, Р.Л. (1952). Введение в кинесику: система аннотаций для анализа движения тела и жестов. Луисвилл, Кентукки: Университет Луисвилля .
Google Scholar
Блартон Джонс, Н. Г. (1972). Категории детско-детского взаимодействия. В NG Blurton Jones (Ed.), , этологическое исследование детского поведения (стр. 97–127). Лондон: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Камрас, Л. (1980). Демонстрация угрозы животным и мимика детей: сравнение. В DR Omark, FF Strayer и DG Freedman (Eds.), Отношения доминирования: этологический взгляд на человеческий конфликт и социальное взаимодействие (стр. 121–136). Нью-Йорк: Garland STPM.
Google Scholar
Clairborn, CD (1979). Вербальное вмешательство консультанта, невербальное поведение и социальная власть. Журнал консультативной психологии , 26, 378–383.
Google Scholar
Коллинз, Б.Е., и Рэйвен, Б.Х. (1969). Психологические аспекты структуры в малой группе: межличностное влечение, коалиции, общение и власть. В G. Lindzey & E. Aronson (Eds.), Справочник по социальной психологии (2-е изд.) (стр. 102–204). Чтение, Массачусетс: Аддисон-Уэсли.
Google Scholar
Дарвин, К. (1872 г.). Выражение эмоций у человека и животных . Лондон: Мюррей.
Google Scholar
ДеВор, И., и Холл, К.Р.Л. (1965). Экология бабуина. В I. DeVore (Ed.), Поведение приматов: полевые исследования обезьян и человекообразных обезьян (стр. 53–110). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Диттманн, А. Т. (1972). Межличностные сообщения эмоций . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Довидио, Дж. Ф., и Эллисон, С. Л. (1982). Расшифровка поведения визуального доминирования: Атрибуция власти на основе относительного процента взглядов во время разговора и взглядов во время прослушивания. Социальная психология Ежеквартально , 45 , 106–113.
Google Scholar
Дракман, Д., Розелл, Р. М., и Бакстер, Дж. К. (1982). Невербальная коммуникация: обзор, теория и исследование . Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
Google Scholar
Игли, А. Х. (1983). Пол и социальное влияние: социально-психологический анализ. Американский психолог , 38 , 971–981.
Google Scholar
Игли, А. Х., и Вуд, В. (1982). Предполагаемые половые различия в статусе как детерминант гендерных стереотипов о социальном влиянии. Журнал личности и социальной психологии , 43 , 915–928.
Google Scholar
Эдингер, Дж. А., и Паттерсон, М. Л. (1983). Невербальное участие и социальный контроль. Психологический бюллетень , 93 , 30–56.
Google Scholar
Эфран, Дж. С. (1968). В поисках одобрения: Влияние на визуальное поведение одобрения от людей разной важности. Журнал личности и социальной психологии , 10 , 21–25.
ПабМед Google Scholar
Эфрон, Д. (1941). Жест и окружение . Нью-Йорк: Королевская корона.
Google Scholar
Эйбл-Эйбесфельдт, И. (1975). Этология: биология поведения . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Экман П. и Фризен В. В. (1975). Разоблачение лица: руководство по распознаванию эмоций по признакам лица . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Экман П., Фризен В. В. и Элсворт П. (1972). Эмоции на человеческом лице: рекомендации по исследованию и обобщению результатов . Нью-Йорк: Пергамон.
Google Scholar
Эллис, Д. С. (1967). Речь и социальный статус в Америке. Социальные службы , 45 , 431–437.
Google Scholar
Эллисон С.Л., Довидио Дж.Ф. и Корсон Р.Л. (1981). Различия в визуальном поведении женщин как функция самооценки. Журнал невербального поведения , 5 , 164–171.
Google Scholar
Эллисон С.Л., Довидио Дж.Ф., Корсон Р.Л. и Виникур Д.Л. (1980). Поведение визуального доминирования в женских диадах: ситуационные и личностные факторы. Социальная психология Ежеквартально , 43 , 328–336.
Google Scholar
Эссер А. Х., Чемберлен А. С., Чаппел Э. Д. и Клайн Н. С. (1965). Территориальность пациентов в пределах исследовательского отделения. В J. Wortis (Ed.), Последние достижения в биологической психологии (Том 7, стр. 37–44). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Экслайн Р.В., Эллисон С.Л. и Лонг Б. (1975). Визуальное поведение как аспект властно-ролевых отношений. В P. Pliner, L. Krames, & T. Alloway (Eds.), Невербальная коммуникация агрессии (стр. 21–52). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Экслайн, Р. В. и Фер, Б. Дж. (1978). Применение семиозиса к изучению визуального взаимодействия. В AW Siegman & S. Feldstein (Eds.), Невербальное поведение и общение (стр. 117–158). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Экслайн, Р. В., и Мессик, Д. (1967). Влияние зависимости и социального подкрепления на визуальное поведение во время интервью. Британский журнал социальной и клинической психологии , 6 , 256–266.
ПабМед Google Scholar
Фаст, Дж. (1970). Язык тела . Нью-Йорк: М. Эванс.
Google Scholar
Фельдман, Р. С. (ред.) (1982). Развитие невербального поведения у детей . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Google Scholar
French, JRP, Jr., & Raven, BH (1959). Основы социальной власти. В Д. Картрайт (ред.), Исследования социальной власти (стр. 150–167). Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
Google Scholar
Фрейд, С. (1938). Психопатология повседневности. В AA Brill (Ed.), сочинений Зигмунда Фрейда . Нью-Йорк: Современная библиотека.
Google Scholar
Фромм Д.К. и Бим Д.К. (1974). Доминирование и половые различия в невербальных реакциях на дифференциальный зрительный контакт. Журнал исследований личности , 8 , 76–87.
Google Scholar
Фугита, С. (1974). Влияние беспокойства и одобрения на визуальное взаимодействие. Журнал личности и социальной психологии , 29 , 586–592.
ПабМед Google Scholar
Геллерт, Э. (1961). Стабильность и изменчивость властных отношений детей раннего возраста. Журнал ненормальной и социальной психологии , 62 , 8–15.
ПабМед Google Scholar
Гибсон, Дж. Дж. (1979). Экологический подход к восприятию зрения . Бостон: Хоутон Миффлин.
Google Scholar
Гитин С.Р. (1970). Размерный анализ ручного выражения. Журнал личности и социальной психологии, 15 , 271–277.
Google Scholar
Гоффман, Э. (1961). Встречи . Индианаполис: Боббс-Меррилл.
Google Scholar
Грант, EC (1969). Выражение лица человека. Мужчина , 4 , 525–536.
Google Scholar
Hall, ET (1959). Безмолвный язык . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
Google Scholar
Hall, ET (1966). Скрытое измерение . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday.
Google Scholar
Hall, JA., & Halberstadt, AG. (1985). Улыбается и смотрит. В JS. Хайд и М. Линн (ред.), Психология пола: достижения метаанализа (в печати). Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Google Scholar
Хармс, Л. С. (1961). Суждения слушателя о статусных сигналах в речи. Quarterly Journal of Speech , 47 , 164–168.
Google Scholar
Харпер Р. Г., Винс А. Н. и Матараццо Д. Д. (1978). Невербальная коммуникация: современное состояние . Нью-Йорк: Уайли.
Google Scholar
Хенли, Н. М. (1973). Пол и статус: Несколько трогательных наблюдений. Бюллетень Психономического общества , 2 , 91–93.
Google Scholar
Хенли, Н. М. (1977). Политика тела: власть, секс и невербальная коммуникация . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Хеслин, Р., и Паттерсон, М.Л. (1982). Невербальное поведение и социальная психология . Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Хинде, Р. А. (1974). Биологические основы социального поведения человека . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Google Scholar
Хинде, Р. А., и Роуэлл, Т. (1962). Общение с помощью поз и выражения лица у макак-резусов (Macaca mulatta). Труды Лондонского зоологического общества , 138 , 1–21.
Google Scholar
Китинг, К.Ф., Мазур, А., и Сегал, М.Х. (1977). Мимические жесты, влияющие на восприятие статуса. Социометрия , 40 , 374–378.
Google Scholar
Китинг, К.Ф., Мазур, А., и Сегал, М.Х. (1981). Кросс-культурное исследование физиогномических черт доминирования и счастья. Этология и социобиология , 2 , 41–48.
Google Scholar (1981). Культура и восприятие социального доминирования по выражению лица. Журнал личности и социальной психологии , 40 , 615–626.
Google Scholar
Ки, М. Р. (1977). Невербальное общение: руководство по исследованиям и библиография. Метучен, Нью-Джерси: Пугало .
Google Scholar
Кнапп, М. Л. (1978). Невербальное общение в человеческом взаимодействии (2-е изд.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
ЛаФранс, М., и Мэйо, К. (1978). Движущиеся тела: Невербальная коммуникация в социальных отношениях . Монтерей, Калифорния: Брукс/Коул.
Google Scholar
Ли М. и Офше Р. (1981). Влияние стиля поведения и статусных характеристик на социальное влияние: тест двух конкурирующих теорий. Социальная психология Ежеквартально , 44 , 73–82.
Google Scholar
Лефковиц М., Блейк Р. и Мутон Дж. (1955). Статусные факторы при нарушении пешеходом сигналов светофора. Журнал ненормальной и социальной психологии , 57, 704–706.
Google Scholar
Лотт, Д. Ф., и Соммер, Р. (1967). Рассадка и статус. Журнал личности и социальной психологии , 7, 90–95.
ПабМед Google Scholar
Маккей, Д. М. (1972). Формальный анализ коммуникативных процессов. В RA Hinde (Ed.), Невербальное общение (стр. 3–25). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Mayo, C., & Henley, NM (1981). Пол и невербальное поведение . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Google Scholar
МакАртур, Л. З., и Барон, Р. Б. (1983). К экологической теории социального восприятия. Психологический обзор , 90 , 215–238.
Google Scholar
Макки, Дж. П., и Лидер, Ф. Б. (1955). Связь социально-экономического статуса и агрессии с конкурентным поведением дошкольников. Развитие ребенка , 26 , 135–142.
ПабМед Google Scholar
Меграбян, А. (1972). Невербальное общение . Чикаго: Альдин.
Google Scholar
Мур, Х. Т. и Гиллиленд, А. Р. (1921). Измерение агрессивности. Журнал прикладной психологии , 2 , 97–118.
Google Scholar
Моррис, К.В. (1938). Основы теории знаков. В Международной энциклопедии United Science (тома 1, 2). Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Ниренберг, Г. И., и Калеро, Х. Х. (1971). Как читать человека как книгу . Нью-Йорк: Боярышник.
Google Scholar
Нисбетт Р. Э. и Уилсон Т. Д. (1977). Рассказывая больше, чем мы можем знать: Вербальные отчеты о психических процессах. Психологический обзор , 84 , 231–259.
Google Scholar
Омарк, Д. Р., Стрейер, Ф. Ф., и Фридман, Д. Г. (ред.) (1980). Отношения доминирования: этологический взгляд на человеческий конфликт и социальное взаимодействие . Нью-Йорк: Garland STPM.
Google Scholar
Паттерсон, М.Л. (1982). Последовательная функциональная модель невербального обмена. Психологический обзор , 83 , 231–249.
Google Scholar
Паттерсон М.Л. (1983). Невербальное поведение: функциональная перспектива . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Google Scholar
Плинер П., Крамес Л. и Аллоуэй Т. (ред.) (1975). Успехи в изучении общения и аффекта (Том 2). Нью-Йорк: Пленум.
Google Scholar
Поуп Б. и Сигман А. В. (1972). Взаимосвязь вербального поведения в начальном интервью. В AW Siegman & B. Pope (Eds.), Studies in dyadic Communication (стр. 69–90). Нью-Йорк: Пергамон.
Google Scholar
Рэйвен, Б. Х. (1965). Социальное влияние и власть. В ID Steiner & M. Fishbein (Eds.), Текущие исследования в области социальной психологии (стр. 150–167). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Ример, доктор медицины (1949). Отведенный взгляд. Психиатрический ежеквартальный номер , 23 , 659–672.
Google Scholar
Ример, доктор медицины (1955). Аномалии взгляда: классификация. Psychiatric Quarterly , 29 , 659–672.
ПабМед Google Scholar
Роза Э. и Мазур А. (1979). Начальный статус в малых группах. Социальные службы , 58 , 18–37.
Google Scholar
Розенталь Р. и Джейкобсон Л. (1968). Пигмалион в классе . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Google Scholar
Роуэлл, Т. Е. (1972). Социальное поведение обезьян . Хармондворт, Англия: Пингвин.
Google Scholar
Савин-Уильямс, Р. К. (1977). Доминирование в группе подростков. Поведение животных , 25 , 400–406.
ПабМед Google Scholar
Шаллер, Великобритания (1963). Горная горилла: Экология и поведение . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Google Scholar
Шварц Б., Тессер А. и Пауэлл Э. (1982). Сигналы доминирования в невербальном поведении. Социальная психология Ежеквартально , 45 , 114–120.
Google Scholar
Шоу Р. , Терви М. и Мейс. В. (1982). Экологическая психология: последствия приверженности реализму. В W. Weimer & D. Palermo (Eds.), Познание и символические процессы (Том 2, стр. 57–83). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Зигман А.В. и Фельдштейн С. (ред.). (1978). Невербальное поведение и общение . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Зигман, А. В., и Поуп, Б. (1965). Переменные личности, связанные с продуктивностью и беглостью речи на начальном собеседовании. Материалы 73-го ежегодного съезда Американской психологической ассоциации съезда (Том 1, стр. 110–111). Вашингтон, округ Колумбия
Google Scholar
Слакин, А. М., и Смит, П. К. (1977). Два подхода к понятию доминантности у дошкольников. Развитие ребенка , 48 , 917–923.
Google Scholar
Соммер, Р. (1969). Личное пространство . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Google Scholar
Снайдер, Р. А., и Саткер, Л. В. (1977). Измерение конструкции доминирования и ее связь с невербальным поведением. Журнал психологии , 97 , 227–230.
Google Scholar
Стейнзор Б. (1950). Пространственный фактор в очных дискуссионных группах. Журнал ненормальной и социальной психологии , 45 , 552–555.
ПабМед Google Scholar
Стир, Д. С., и Холл, Дж. А. (1984). Гендерные различия в контакте: эмпирический и теоретический обзор. Журнал личности и социальной психологии , 47 , 440–459.
Google Scholar
Стрейер, Ф. Ф. (1980). Актуальные проблемы изучения человеческого доминирования. В DR Omark, FF Strayer и DG Freedman (Eds. ), Отношения доминирования: этологический взгляд на человеческий конфликт и социальное взаимодействие (стр. 443–452). Нью-Йорк: Garland STPM.
Google Scholar
Страйер Ф. Ф. и Страйер Дж. (1976). Этологический анализ социального агонизма и отношений доминирования у детей дошкольного возраста. Развитие ребенка , 47 , 980–989.
Google Scholar
Страйер, Ф. Ф., и Страйер, Дж. (1980). Дошкольный конфликт и оценка социального доминирования. В Д. Р. Омарк, Ф. Ф. Страйер и Д. Г. Фридман (ред.), Отношения доминирования: этологический взгляд на человеческий конфликт и социальное взаимодействие (стр. 137–158). Нью-Йорк: Garland STPM.
Google Scholar
Струсакер, Т. (1967). Поведение верветок (Cercopithecus aethiops). Калифорнийский университет, Беркли, Publication Zoologica , 82 , 1–74.
Google Scholar
Саммерхейс, Д. Л., и Сачнер, Р. В. (1978). Силовые последствия прикосновения в отношениях между мужчиной и женщиной. Половые роли , 4 , 103–110.
Google Scholar
Сандстром, Э., и Альтман, И. (1974). Полевое исследование территориального поведения и доминирования. Журнал личности и социальной психологии , 30 , 115–124.
Google Scholar
Тайер, С. (1969). Влияние продолжительности межличностного поиска на суждения о доминировании. Журнал социальной психологии , 79 , 285–286.
Google Scholar
Томкинс С.С. и Изард С.Э. (ред.). (1965). Аффект, познание и личность . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Соединенные Штаты против Никсона , 418 США 683 (1974).
Google Scholar
ван Хофф, JARAM (1967). Лицевые проявления катариновых обезьян и человекообразных обезьян. В Д. Моррисе (ред.), Этология приматов (стр. 9–88). Лондон: Вайденфельд и Николсон.
Google Scholar
ван Лавик-Гудолл, Дж. (1968). Поведение свободноживущих шимпанзе в заповеднике Гомбе-Стрим. Монографии о поведении животных , 1 , 161–311.
Google Scholar
Уокер, Дж. В., и Борден, Р. Дж. (1976). Секс, статус и вторжение в общее пространство. Репрезентативные исследования в области социальной психологии , 7 , 28–34.
Google Scholar
Watson, WH (1975). Значение прикосновения: гериатрический уход. Journal of Communication , 25 , 104–112.
ПабМед Google Scholar
Вайсфельд Г. Е., Блох С.А. и Айверс Дж.В. (1983). Факторно-аналитическое исследование доминирования, воспринимаемого сверстниками, у мальчиков-подростков. Подростковый возраст , 18 , 229–243.
Google Scholar
Вайсфельд, Г. Э., Блох, С. А., и Иверс, Дж. М. (1984). Возможные детерминанты социального доминирования среди девочек-подростков. Журнал генетической психологии , 144 , 115–129.
Google Scholar
Вайсфельд, Г. Э., Омарк, Д. Р., и Кронин, К. С. (1980). Продольное и перекрестное исследование доминирования у мальчиков. В DR Omark, FF Strayer и DG Freedman (Eds.), Отношения доминирования: этологический взгляд на человеческий конфликт и социальное взаимодействие (стр. 273–286). Нью-Йорк: Garland STPM.
Google Scholar
Вайц, С. (ред.). (1979). Невербальное общение: Чтения с комментариями (2-е изд. ). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Google Scholar
Винер, М., Дево, С., Рубинов, С., и Геллер, Дж. (1972). Невербальное поведение и невербальное общение. Психологический обзор , 79 , 185–214.
Google Scholar
Скачать ссылки
Скользкий путь невербального общения
Вы когда-нибудь замечали или осознавали, как часто вы общаетесь невербально со своим партнером, деловыми партнерами, друзьями и семьей? Люди регулярно делают предположения о мотивах или мыслях других людей на основе их невербального общения. Они делают это в отсутствие вербального общения, чтобы подтвердить или опровергнуть вербальное содержание. Большинство людей считают это само собой разумеющимся, но, по оценкам экспертов, от 70 до 93 процентов всего общения происходит невербально.
Однако полагаться только или преимущественно на невербальное общение — это скользкий путь, который может привести к хаосу в личном общении. Вот почему важно ограничить свои потенциальные предположения, основанные на невербальном общении, о том, что люди могут думать. Вместо этого сосредоточьтесь на прозрачном общении.
Вот четыре известных способа невербального общения людей, которые вы должны отслеживать и стараться максимально ограничивать.
1. Язык тела. Важно понимать, что определенные типы языка тела могут заставить вас выглядеть либо заинтересованным, либо незаинтересованным в разговоре. Например, скрещивание рук и стояние верхом может означать, что вы не открыты для разговора или хотите уйти. Однако, когда вы раскрываете руки и стоите прямо, создается впечатление, что вы сосредоточены и бдительны. Тщательно обдумайте свое поведение и поймите, что оно может не совсем точно отражать ваши намерения.
2. Личное пространство. Поддержание безопасной зоны личного пространства во время общения является обязательным. Когда человек стоит слишком близко, это может угрожать; слишком далеко, и это предполагает желание бежать. Определите личное расстояние между вами и человеком, с которым вы разговариваете, которое наиболее удобно, и поддерживайте его.
3. Попадание в глаза. Зрительный контакт — одна из наиболее известных форм невербального общения. Пристальный взгляд с редким морганием свидетельствует об интересе. Смотреть на кого-то страшно. Непреднамеренно косой взгляд или закатывание глаз на человека выражает незаинтересованность и пренебрежение. Следите за тем, как вы смотрите на человека, с которым общаетесь.
4. Коснитесь. Прикосновение может сыграть сложную роль в сообщениях, которые вы отправляете другому человеку. Он успешно используется в интимных отношениях для выражения симпатии и сострадания, но все же лучше работает в тандеме со словесным выражением. И наоборот, использование прикосновений в профессиональной обстановке может оттолкнуть, даже если это делается невинно. Вербальное общение в любом случае намного безопаснее и может эффективно дополнять прикосновения в интимных отношениях.