Психология образования это: Психология образования | это… Что такое Психология образования?

Содержание

Психология образования — это, определение слова, понятие. Что такое Психология образования, значение, словарь, энциклопедия

Психология образования — отрасль психологической науки, изучающая процессы созидания человеком образа мира в себе самом посредством полагания себя в мир культуры и тем самым ее присвоения и развития, формирования систем отношений к природе, обществу, другим людям и к самому себе. Образование не ограничивается включением в организованные процессы обучения, а представляет собой особую координату всей жизнедеятельности человека, самообразования и саморазвития. Согласно современным представлениям ребенок или взрослый выступает не неким «страдательным» существом, формируемым по заданным и одинаковым для всех образцам, не объектом педагогических воздействий, а занимает позицию активного субъекта собственной образовательной деятельности. Образование трактуется как процесс непрерывный, гуманистический, культуро-сообразный и культурообразующий, а не только потребляющий культурные ценности. Ведущую роль при этом должны играть собственные цели обучающегося, порождаемые в диалоге, общении и равнопартнерском взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса. Это не означает устранения со сцены родителя, воспитателя, педагога, вообще любого посредника между человеком и культурой, наоборот — их роль и требования к компетентности неизмеримо возрастают вместе с переходом от технологии «передачи» готовой учебной информации к гуманистической педагогике сотрудничества и сотворчества с обучающимися в процессе раскрытия, постижения и развития духовной и интеллектуальной культуры — общечеловеческой и национальной, общей и профессиональной.

Понимание образования не только как процесса наследования и «потребления» ставших образцов культуры, но и ее расширенного воспроизводства (прежде всего самим фактом развития обучающихся как творческих индивидуальностей) и обусловливает необходимость развития П. о. со своей специфической предметной областью, понятийным аппаратом, способами проведения исследований, интерпретации экспериментальных данных и использованием полученных результатов в образовательной практике. Это предполагает соотнесение складывающихся в П. о. понятий и представлений с теми, которые имеются в педагогической психологии и возрастной психологии, и в связи с этим — переосмысление с позиций П. о. путей и способов решения целого ряда классических и новых проблем, таких как: соотношение обучения, воспитания и развития не только ребенка, но и взрослого в системе непрерывного образования- своеобразие механизмов психического развития людей всех возрастов- соотношение развития и практического использования научных и житейских понятий в неинституциализированных формах образования- трансформация познавательной мотивации в профессиональную- соотношение внешне задаваемых целей обучения и воспитания и внутренних целей самого субъекта образовательного процесса и др. Утверждение П. о. как ветви психологической науки, построенной на гуманистической основе, предполагает пересмотр представлений о типе и методах экспериментальных исследований, интерпретации их результатов.

Начиная с В. Вундта, психологию пытались строить по естественнонаучному, технократическому образцу. Отсюда попытки формировать личность с заранее заданными свойствами, рассматривать учащегося как объект управления и т. п. Однако в современной психологии утверждается гуманитарное понимание природы науки, научного познания и соответствующего ей типа психологического эксперимента, идущее еще от В. Дильтея. Гуманитарное познание зависит от установок познающего (экспериментатора), тогда как в естественнонаучном эксперименте они должны быть принципиально устранены- в гуманитарном познании сочетаются интуитивное постижение чужой (и своей) жизни и объективный, общезначимый ее анализ, оперирующий обобщениями и понятиями (В. Розин). Перспектива развития психологического метода, в том числе в рамках П. о., — в направлении синтеза герменевтики и естественнонаучного подхода, обогащения интерпретационных процедур схемами и приемами, наработанными в естественнонаучной традиции (В.Н. Дружинин). Экспериментатор в гуманитарных науках не изолирован от испытуемого: происходит, как писал М.М. Бахтин, «встреча двух сознаний» и «обрамление чужого высказывания диалогическим контекстом».

А.А. Вербицкий

Психология Образования

Психологическая энциклопедия

Отрасль психологии, занимающаяся теорией и проблемами образовании. Обычно сюда включаются такие проблемы, как применение принципов обучения в классе, разработка учебных программ и реформ, тестирование и оценка способностей и склонностей, процессы социализации и их взаимодействие…

Поделиться:


Психология обучения и воспитания

Понятие психологии обучения

Психологию обучения можно отнести к наиболее развитым и интенсивно развивающимся отраслям педагогической психологии, имеющей собственные задачи, которые по традиции разрабатываются с помощью специальных исследований. Одна из центральных задач психологии обучения в качестве части педагогической психологии представлена изучением механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков. Наука отвечает на вопрос, как усваивается информация и как происходит ее превращение в личностное приобретение в виде знаний, каким образом у человека происходит формирование и развитие умений и навыков? Подобные вопросы и понятия обладают принципиальным значением для образовательной практики, что специально исследуется психологией обучения.

Замечание 1

Механизмы и закономерности усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков в большей степени зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников или учеников. По этой причине задача исследований структуры данных различий по традиции считается главнейшей проблемой психологии обучения.

Задачи психологии обучения

Психология обучения рассматривает механизмы и законы развития когнитивных функций в ходе обучения. Как научный, так и практический интерес представляют проблемы влияния учебной деятельности на интеллект и креативность, развития в образовании мышления, памяти, внимания и прочих когнитивных функций, которое чаще всего рассматривают в качестве гарантии успеха в дальнейшем обучении. По этой причине овладение механизмом и знания закономерностей их формирования в учебной деятельности представляет собой важную проблему образовательной практики и предмет внимания педагогической психологии. С общественной позиции наиболее желательной является тенденция к постепенной трансформации развития личности в образовании в процесс саморазвития, поэтому задача исследования механизмов и законов этой трансформации может являться одной из самых важных в психологии обучения.

Исследование связи особенностей психического развития личности и целей, характера содержания, форм организации, методов и средств образовательной деятельности также включено в интересы педагогической психологии. Сам процесс разработки содержания, методов и средств включен в традиционные задачи педагогической психологии и педагогики, при этом отклик в психике ребенка, который получают рассматриваемые усилия, в полной степени исследует лишь педагогическая психология. Одна из базовых задач педагогической психологии состоит в мотивации учения, поскольку, не зная мотивы учебной деятельности, совокупность рассуждений о возможности освоения природы учения не имеет смысла. Для педагогической психологии всегда имели большое значение вопросы о возможности целенаправленного формирования мотивации учения, воздействии на мотивацию учебной деятельности учащихся. Данная проблема по большей части соприкасается с проблематикой психологии воспитания.

Задачи и особенности психологии воспитания

Определение 1

Психология воспитания — автономный раздел педагогической психологии, призванный изучать самые важные для психологии в целом и педагогической психологии в частности вопросы.

Эти вопросы касаются функционирования механизма социально-культурного развития личности в среде образования, закономерностей, которым подчинено психосоциальное развитие учащихся. Самым важным для этого раздела является вопрос о законах формирования нравственно-эстетических идеалов личности. Также важность представляют вопрос и о влиянии образовательной среды на формирование мировоззрения, о формировании и действии механизмов становления «Я-концепции» личности в практике образования индивида. Решение подобных задач значительно детерминировано возрастными и индивидуальными различиями. И если на начальном этапе своего развития педагогической психологией исследовалось действие этих механизмов и законов только в отношении детского возраста, то в последнее время все больший интерес специалисты проявляют к характеру течения этих процессов у взрослых людей. Не менее важной для психологического воспитания считается задача по определению связи уровней интеллектуально-творческого, когнитивного и психосоциального развития учащихся.

Проблема существования закономерных связей между уровнями когнитивного и психосоциального развития личности, интересовала не только психологов, но и педагогов и специалистов, которые занимаются другими науками, изучающими человека.

Замечание 2

Вопрос о том, каким образом процесс развития личности трансформируется при воспитании в саморазвитие, осуществляемое уже через самовоспитание, представляет безусловный интерес. Именно психология воспитания исследует его характер.

Течение воспитательного процесса, включая и процесс формирования основных психических новообразований личности, детерминируется не только через внутренние (возрастные, индивидуальные и т.п.), но и с помощью ряда внешних факторов. Формально они располагаются за рамками изучения психологии, но, тем не менее, педагогическая психология не может не интересоваться ими. Данная область представляет собой зону совместных интересов педагогической психологии и педагогики.

Вывод

Исследование связи целей, содержания, форм, методов обучающего и воспитывающего воздействия представляет собой одну из важных задач педагогической психологии.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Автор: Анна Коврова

Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук

Навигация по статьям

Предыдущая статья

Психология педагогического воздействия

Следующая статья

Основные задачи и разделы психологии

  • Введение в проблематику педагогической психологии
  • Деятельность учителя и учащихся в обучении
  • Причины неуспеваемости школьников
  • Психология человека
  • Психолого-педагогическая антропология
  • Все темы по психологии
  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Эссе

Узнать подробнее

  • Причины формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      22 сентября 2022 г.

    • Стоимость:

      3 200 руб

    Заказать такую же работу

  • Концепции одаренности АИ Савенкова

    • Вид работы:

      Доклад

    • Выполнена:

      3 мая 2021 г.

    • Стоимость:

      1 600 руб

    Заказать такую же работу

  • Тема еще не утверждена

    Заказать такую же работу

  • Развитие межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

    • Вид работы:

      Курсовая работа

    • Выполнена:

      20 марта 2021 г.

    • Стоимость:

      2 100 руб

    Заказать такую же работу

  • Провести свой анализ градусов

    • Вид работы:

      Практическая работа

    • Выполнена:

      24 октября 2020 г.

    • Стоимость:

      800 руб

    Заказать такую же работу

  • Решение заданий по английскому

    • Вид работы:

      Контрольная работа

    • Выполнена:

      18 мая 2020 г.

    • Стоимость:

      300 руб

    Заказать такую же работу

  • Смотреть все работы по психологии

    Что такое педагогическая психология? – Forbes Advisor

    Опубликовано: 21 ноября 2022 г., 17:29

    Примечание редактора. Мы получаем комиссию за партнерские ссылки на Forbes Advisor. Комиссии не влияют на мнения или оценки наших редакторов.

    Гетти

    Если вас интересует, как люди узнают и обрабатывают информацию, вы можете подумать о карьере педагога-психолога. Эта область находится на стыке образования и психологии, что может быть привлекательным для людей, которые не хотят становиться учителями, но стремятся консультировать учащихся в образовательных учреждениях. Варианты карьеры включают школьного консультанта, консультанта по вопросам образования и роли, основанные на исследованиях.

    В этой статье мы познакомим вас с уникальной областью педагогической психологии, в том числе с распространенными профессиями, их квалификацией и потенциалом заработка.

    Что изучает педагогическая психология?

    Специалисты в области педагогической психологии сосредотачиваются на том, как люди узнают и сохраняют информацию. Эти специалисты изучают различные теории развития образования, каждая из которых определяет стили преподавания, используемые в классах по всему миру.

    Педагог-психологи работают с учителями и школьной администрацией над внедрением эффективных методов обучения, которые приносят пользу большинству учащихся. Эти психологи могут также помочь с более сложными проблемами, такими как проблемы с обучаемостью или учащиеся с низкой успеваемостью.

    В то время как большая часть работы психолога-педагога проходит на уровне K-12, некоторые из них также работают со взрослыми с ограниченными возможностями обучения.

    Теории педагогической психологии

    Область педагогической психологии основана на нескольких теориях, касающихся того, как люди учатся.

    Поведенческие

    Джон Уотсон разработал поведенческую теорию педагогической психологии в 1913 году. Эта теория утверждает, что люди рождаются с пустым разумом, а поведение людей является результатом окружающей их среды. Поведенческая теория уделяет мало внимания идее врожденных или унаследованных знаний, вместо этого сосредотачиваясь на том, как люди получают знания посредством обучения и кондиционирования.

    Теория поведения использует систему поощрений и наказаний для изменения поведения. Хорошим примером этого является начисление учащимся баллов за хорошее поведение и вознаграждение класса, когда они наберут достаточное количество баллов.

    Развитие

    Психолог Жан Пиаже был популярным приверженцем теории развития в педагогической психологии. Эта точка зрения утверждает, что люди учатся навыкам и концепциям в рамках четко определенного континуума, включающего рост и созревание. Он исследует, как природа и воспитание работают вместе, чтобы сформировать развитие человека.

    Понимая, как дети думают при переходе от одного этапа жизни к другому, педагоги-психологи могут лучше понять развитие детей.

    Когнитивный

    Когнитивизм был разработан в ответ на теорию бихевиоризма, утверждающую, что учащиеся обрабатывают информацию через фильтр того, что они уже знают. Эта теория делает упор на память и организацию. Примеры когнитивизма в классе могут включать запоминание, отображение понятий и использование аналогий и метафор для улучшения памяти.

    Конструктивист

    Эта перспектива фокусируется на том, как учащиеся постоянно развиваются и приобретают знания в процессе обучения. Теория придает большое значение реальным сценариям и использованию навыков критического мышления для решения проблем.

    Психолог Лев Выготский был пионером конструктивистской теории. Его исследование зоны ближайшего развития, которое разделяет задачи на три основные категории в зависимости от уровня навыков, является основным принципом когнитивной теории педагогической психологии.

    Experiential

    Эта теория педагогической психологии подчеркивает, как жизненный опыт человека может влиять на его понимание и обработку новой информации. Подобно конструктивистской и когнитивной точкам зрения, эта теория учитывает такие факторы, как мысли, чувства и личный опыт учащегося, в большей степени, чем другие теории.

    Какие степени вы можете получить в области психологии образования?

    Если вам интересно, как стать психологом в сфере образования, вы можете начать с получения степени бакалавра практически в любой области. Конкретные степени бакалавра в области психологии образования встречаются редко, поэтому потенциальные психологи-педагоги могут вместо этого получить степень бакалавра в области истории, бизнеса, общей психологии или образования.

    Планируете ли вы начать со степени бакалавра общей психологии? Рассмотрим наш список лучших онлайн-степеней по психологии.

    Магистр психологии образования

    На уровне магистра учащиеся психологии образования проходят как основные учебные программы, так и курсы по выбору. Типичные магистерские программы в области психологии требуют наличия степени бакалавра для поступления и занимают два года обучения.

    Большинство магистерских программ по педагогической психологии сочетают в себе основные и факультативные курсы, что позволяет студентам выбрать желаемый путь в области педагогической психологии. Общая курсовая работа для магистра в области психологии образования включает в себя развитие человека, исследования и анализ, прикладное поведение при обучении, консультации по специальному образованию, обучение на протяжении всей жизни и качественные подходы к образованию.

    Чтобы узнать больше, ознакомьтесь с нашим списком лучших онлайн-степеней магистра психологии.

    Докторская степень в области психологии образования

    Многим людям, стремящимся работать в области психологии, необходима докторская степень. После получения докторской степени. в педагогической психологии студенты готовятся к карьере профессоров колледжей, исследователей или консультантов по вопросам образования.

    Докторские программы в области педагогической психологии приводят к получению докторской степени, Ed.D. или Psy.D. градусов. Кандидат наук. выпускники, как правило, делают карьеру в области исследований, в то время как Ed.D. и Psy.D. выпускники обычно практикуют психологию в образовательных учреждениях. Докторские программы в области психологии обычно требуют наличия степени бакалавра или магистра для поступления и занимают от трех до пяти лет.

    Карьера в области психологии образования

    Вам интересно, что вы можете сделать со степенью в области психологии образования? Ниже мы обрисовали в общих чертах некоторые популярные карьерные пути для студентов, которые получают эту степень.

    Психолог-педагог

    Средняя годовая зарплата: $81,040
    Прогнозируемый рост занятости (2021-2031): +6%
    Описание работы: Педагоги-психологи изучают способы обучения и обработки информации. Они часто работают в школе, но также могут оказывать консультационные услуги или проводить исследования в своей области.

    Исследователь в области образования

    Средняя годовая зарплата: Более 67 000 долларов США
    Описание работы: Исследователи в области образования часто работают в колледжах или университетах. Этим специалистам поручено анализировать академические отделы, чтобы убедиться, что они используют наиболее эффективную учебную программу.

    Школьный психолог

    Средняя годовая зарплата: $78,780
    Прогнозируемый рост занятости (2021-2031): +6%
    Описание работы: Школьные психологи оказывают различные консультационные и психологические услуги в школах. Они разрабатывают и внедряют стратегии, помогающие школам решать образовательные или поведенческие проблемы учащихся. Школьные психологи часто работают с учащимися из групп риска или с ограниченными возможностями обучения, чтобы разработать стратегии, обеспечивающие успехи в учебе. Мы подробно изучаем эту позицию в нашем руководстве о том, как стать школьным психологом.

    Советник колледжа

    Средняя годовая зарплата: $60 510
    Прогнозируемый рост занятости (2020-2030): +10% успех. Эти консультанты помогают студентам с выбором специальностей или карьеры.

    Эта статья была полезной?

    Оцените эту статью

    ★ ★ ★ ★ ★

    Пожалуйста, оцените статью

    Пожалуйста, введите действительный адрес электронной почты

    Комментарии

    Мы будем рады услышать от вас, пожалуйста, оставьте свой комментарий.

    Неверный адрес электронной почты

    Спасибо за отзыв!

    Что-то пошло не так. Пожалуйста, попробуйте позже.

    Еще от

    Информация, представленная на Forbes Advisor, предназначена только для образовательных целей. Ваше финансовое положение уникально, и продукты и услуги, которые мы рассматриваем, могут не подходить для ваших обстоятельств. Мы не предлагаем финансовые консультации, консультационные или брокерские услуги, а также не рекомендуем и не советуем отдельным лицам покупать или продавать определенные акции или ценные бумаги. Информация о производительности могла измениться с момента публикации. Прошлые показатели не свидетельствуют о будущих результатах.

    Forbes Advisor придерживается строгих стандартов редакционной честности. Насколько нам известно, весь контент является точным на дату публикации, хотя содержащиеся здесь предложения могут быть недоступны. Высказанные мнения принадлежат только автору и не были предоставлены, одобрены или иным образом одобрены нашими партнерами.

    Кристин Перри — писатель-фрилансер, чьи работы публиковались во многих изданиях, включая WeddingWire, The Knot, Parents и Verywell Family. Когда она не работает, Кристин любит читать, заниматься садоводством и проводить время со своим мужем и четырьмя маленькими детьми. Она также любит заниматься небольшими проектами по благоустройству дома при любой возможности.

    Редакция Forbes Advisor независима и объективна. Чтобы поддержать нашу отчетную работу и продолжать предоставлять этот контент бесплатно нашим читателям, мы получаем компенсацию от компаний, размещающих рекламу на сайте Forbes Advisor. Эта компенсация происходит из двух основных источников. Сначала мы предоставляем рекламодателям платные места для представления своих предложений. Компенсация, которую мы получаем за эти места размещения, влияет на то, как и где предложения рекламодателей появляются на сайте. Этот сайт не включает все компании или продукты, доступные на рынке. Во-вторых, мы также размещаем ссылки на предложения рекламодателей в некоторых наших статьях; эти «партнерские ссылки» могут приносить доход нашему сайту, когда вы нажимаете на них. Вознаграждение, которое мы получаем от рекламодателей, не влияет на рекомендации или советы, которые наша редакционная команда дает в наших статьях, или иным образом влияет на какой-либо редакционный контент в Forbes Advisor. Несмотря на то, что мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить точную и актуальную информацию, которая, по нашему мнению, будет для вас актуальной, Forbes Advisor не гарантирует и не может гарантировать, что любая предоставленная информация является полной, и не делает никаких заявлений или гарантий в связи с ней, а также ее точностью или применимостью. . Вот список наших партнеров, которые предлагают продукты, на которые у нас есть партнерские ссылки.

    Вы уверены, что хотите оставить свой выбор?

    Чем занимаются педагоги-психологи?

    Психология — это широкая область исследований, изучающая человеческое поведение и психические процессы в определенных ситуациях. Одна важная отрасль психологии, педагогическая психология, фокусируется на влиянии образовательных систем на процесс обучения и на том, как эти системы можно улучшить для более качественного образования. Но что именно делает педагог-психолог?

    Что такое педагогическая психология?

    Педагогическая психология — это изучение поведенческих, когнитивных, социальных и эмоциональных процессов, происходящих во время обучения, и способов применения этих знаний для улучшения процесса обучения. Проще говоря, это изучение того, как люди учатся.

    Современная система образования представляет собой обширную и сложную сеть. Никогда не будет универсального решения для обучения, потому что все учатся по-разному. Тем не менее, педагогическая психология стремится создать наиболее полезную среду обучения для любой конкретной ситуации.

    Психологи-педагоги должны включать в себя другие дисциплины из области психологии, включая, среди прочего, поведенческие науки, школьную психологию и клиническую психологию.

    Чем занимаются педагоги-психологи?

    Перед психологом-педагогом открыт широкий спектр карьерных возможностей, но чем именно он занимается? Вот некоторые из основных обязанностей педагогов-психологов.

    Курс дизайна

    Глубокое понимание образовательной системы педагогами-психологами делает их идеальными разработчиками учебных программ. Разработчики учебных программ работают со школами, отдельными клиентами и организациями для разработки и реализации эффективных образовательных программ.

    Поскольку у каждой программы будут уникальные потребности, педагогам-психологам необходимо изучить эти программы, чтобы увидеть, что работает, что нужно улучшить, а что следует полностью изменить, чтобы обеспечить наилучшее обучение.

    Проведение тестов и оценка данных

    Учреждения с плохими результатами тестов могут рассмотреть возможность сотрудничества с педагогическим психологом для оценки и устранения пробелов в своих программах. С помощью подробных протоколов исследований и количественного анализа педагоги-психологи могут создать общую картину методов организации, чтобы определить, в чем их программы не соответствуют требованиям. Помимо выявления проблемных областей, эти тесты также могут выявить истории успеха, на которых можно основываться. Затем педагоги-психологи используют свои выводы, чтобы предложить изменения и улучшения существующих методов.

    Руководство для учителей

    Новые образовательные программы с неопытными учителями или учителями, начинающими свою карьеру, могут извлечь выгоду из набора навыков педагогического психолога.

    Для преподавателей полное знание предмета не означает умение его преподавать. Педагогические психологи работают с учителями, помогая им внедрять новые программы и методы обучения, дополняющие изучаемый материал.

    Педагоги-психологи дают учителям преимущество в классе, объясняя им, почему одни методы лучше других. Их советы могут помочь учителям и другому школьному персоналу развить навыки для удовлетворения уникальных потребностей своих учеников, которым может потребоваться дополнительная помощь, и они могут дать рекомендации по постановке реалистичных целей для своих учеников.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts