Психология обучения и научения: Научение и обучение — Психологос

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

 

Тема 1. Предмет, задачи психологии обучения.

 

  1. Соотношение понятий: «научение», «учение», «обучение»
  2. Процесс обучения как целостная система
  3. Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту)
  4. Междисциплинарный подход к обучению
  5. Проблемы обучения и психического развития
  6. Движущие силы процесса обучения
  7. Основные линии психического развития в учебном процессе
  8. Движущие силы, факторы и условия психического развития
  9. Показатели уровня актуального развития
  10. Показатели зоны ближайшего развития
  11. Обучаемость. Факторы обучаемости.

 

Соотношение понятий:

«научение», «учение», «обучение»

а) А.

К. Макарова 1

 

 

б) Н. Ф. Талызина 2

 

 

Процесс обучения как целостная система 

 

 

 

Так схематически можно представить процесс обучения как целостную систему.Системообразующимипонятиями процесса обучения как системы выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащегося (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства обучения. Они включают: содержание учебного материала, метода обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения. Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменным компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависят от цели обучения и его конечного результата.

Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является преподавание и учение 3.

 

 

 Междисциплинарный подход к учению (по И.Лингарту)

 

 

 

 

Междисциплинарный подход к обучению

 

 

 

Проблемы обучения и психического развития

 

 

 

 

Движущие силы процесса обучения

 

 

 

Основные линии психического развития в учебном процессе

 

 

 

 

Движущие силы, факторы и условия психического развития 

 

 

 

Показатели уровня актуального развития

 

 

 

Показатели зоны ближайшего развития

 

 

 

Обучаемость. Факторы обучаемости

 

Факторы обучаемости



1 См.: Макарова А. К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

2 См.: Талызина Н. Ф.Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998. 

3 Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. С. 123.

 

Тема 2.11 Психология обучения.

Общая характеристика процесса обучения. Основные понятия психологии обучения: «научение, учение, обучение», учебная деятельность, познавательная деятельность.

Основные направления современного обучения: проблемное обучение, программированное обучение, обучение, основанное на теории формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Цель: познакомить с общей характеристикой процесса обучения

Задачи:

  1. раскрыть содержание понятий «научение», «учение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность», выявить психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения, изучить основные направления современного обучения: проблемное обучение, программированное обучение, контекстное обучение, развивающее обучение.

  2. воспитывать интерес к психологии.

  3. развивать потребность к профессиональному саморазвитию

Литература:

  1. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.

  2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 207 с.

  3. Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ, 2005. – 416 с.

  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

  5. Талызина Т.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2003. – 288 с.

Содержание занятия

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала. Запись лекции.

1. Общая характеристика процесса обучения.

Основные понятия психологии обучения: «научение», «учение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность»

Разные психологи вкладывают разное содержание в понятия, используемые в педагогической психологии.

  • Самое широкое понятие — учебная деятельность. Этим понятием мы обозначаем совместную деятельность учителя и деятельность учащегося. Как эквивалентное этому понятию используется термин учебный процесс. Под термином усвоение понимается процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный. Такой переход всегда предполагает деятельность субъекта, усваивающего социальный опыт. Усвоение происходит в разных видах деятельности: в игре, труде, учении.

  • Учение — это деятельность ученика, включенного в учебный процесс. В этом случае процесс усвоения социального опыта специально организован представителем старшего поколения — учителем.

    Учение имеет своей целью именно усвоение социального опыта. Усвоение, происходящее в процессе игры, труда, является как бы побочным продуктом, так как эти виды деятельности совершаются ради достижения других целей. Так, цель трудовой деятельности — получение определенного продукта труда (пищи, одежды и т.д.).

Различные подходы к определению учения

  1. Учение рассматривается как процесс приобретения знаний, умений, навыков (тогда как развитие – приобретение способностей, новых качеств) (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)

  2. Учение рассматривали как специфический вид учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

  3. Определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий (П.Я. Гальперин)

  4. Учение – это вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее Обученность (К. К. Платонов)

  5. Учение рассматривал как тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени, но в ее русле формируется также сама личность ученика, более частичные виды деятельности (А.Н. Леонтьев)

Анализ понятия «обучение»

Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные ниже вопросы.

1. «Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание — то, что делает учитель, и учение—то, что делает ученик)» (Давыдов

В. В., Маркова А. К.,1961. —С. 19).

2. «Обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида» (Лернер И. Я., 1980. —С. 6).

3 «Обучение — это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности» (Педагогика, 1996. — С. 119).

4. «Обучение… означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) обшественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества» (ЗимняяИ. А, 1997.—С. 118).

5. «Обучение — это специально организованный в определенных учебных заведениях процесс взаимодействия взрослых — учителей и учащихся, направленный на овладение последними определенной суммой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения»

(Фридман А. М, 1987. — С. 33).

6. «Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» (Педагогика,1997, —С 186).

7. «…обучение предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире — жизненного опыта учителя к учащемуся»

(Немов Р. С, 1998. — С. 285).

8. «Обучением принято считать научение, лишенное случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности» (Психология / Под ред. Б. А. Сосновского. — М-, 2005. —С. 544).

Что характерно для большинства определений понятия «обучение»?

Что обеспечивает учитель в процессе обучения?

Что говорится о деятельности ученика в процессе обучения?

Каковы психологические составляющие обучения?

    • К числу основных понятий относится также термин формирование. Формирование — это деятельность или экспериментатора — исследователя, или учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта (понятия, действия) учеником. И формирование, и обучение связаны с деятельностью учителя, но их содержание не совпадает. Во-первых, понятие обучение более широкое, чем понятие формирование. Во-вторых, когда говорят обучение, то имеют виду или то, чему учит преподаватель (математике, языку), или то, кого учит: учащихся. Термин формирование обычно употребляют тогда, когда речь идет о том, что приобретает ученик: понятие, навык, новый вид деятельности. Таким образом, учитель обучает (чему-то), формирует (что-то), а ученик учится (чему-то), усваивает (что-то),

      Различные подходы к определению научения

        1. «Это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности (или поведению) и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма» (Л. Б. Ительсон)

        2. Научение «… является самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли)» (И.А. Зимняя)

        3. Это «результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности» (К.К. Платонов)

        4. «Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности» (Р.С. Немов)

        5. «В зарубежной психологии он употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии его принято использовать применительно к животным. Аналог той деятельности, которую мы называем учением у человека, у животных называется учением» (Н.Ф. Талызина)

        Мы не говорим об усвоении у животных, а говорим о научении. У животных только два вида опыта: врожденный и индивидуально приобретенный. Последний есть результат научения.

        • Термин развитие связан с процессом усвоения. Но под развитием понимают наличный уровень сложившегося, усвоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым новообразованиям в личности, интеллекте и т.д.

        В учебной деятельности (учебном процессе) ученик усваивает разные виды социального опыта: интеллектуальный (научный), нравственный, эстетический и др.

        Чья деятельность?

        Цель деятельности

        Обучение

        Научение

        Учение

        • Ученика

        Психология обучения

        • $50. 00 Мягкая обложка
        • электронная книга
        • Аренда электронного учебника

        314 стр., 7 x 9 дюймов, 59 ч/б иллюстр.

        • Мягкая обложка
        • 9780262539234
        • Опубликовано: 1 сентября 2020 г.

        50,00 $

        • электронная книга
        • 9780262365178
        • Опубликовано: 1 сентября 2020 г.

        49,99 $

        Для профессоров: Запрос разрешений

        • Случайный дом пингвинов
        • Амазонка
        • Барнс и Ноубл
        • Книжный магазин. org
        • Индивидуальный
        • Индиго
        • Книг на миллион

        Другие розничные продавцы:

        • Penguin Random House
        • Амазонка
        • Барнс и Ноубл
        • Книжный магазин.org
        • Индивидуальный
        • Индиго
        • Книг на миллион
        • Amazon. co.uk
        • Блэкуэллс
        • Книжный магазин.org
        • Фойлз
        • Улей
        • Водные камни

        Определение, характеристика и виды обучения в психологии

        Процесс обучения является непрерывным, который начинается с момента рождения человека и продолжается до самой смерти. Мы все занимаемся обучением, чтобы развивать наши адаптивные способности в соответствии с требованиями меняющейся среды.

        Для обучения важны две вещи:

        1. наличие стимула в окружающей среде и
        2. врожденных предрасположенностей таких как эмоциональные и инстинктивные предрасположенности.

        Человек продолжает учиться на всех этапах жизни, создавая или реконструируя опыт под влиянием эмоциональных и инстинктивных установок.

        Психологи в целом определяют обучение как относительно постоянные поведенческие модификации, происходящие в результате опыта. Это определение обучения подчеркивает три важных элемента обучения:

        • Обучение предполагает изменение поведения, которое может быть лучше или хуже.
        • Это изменение поведения должно произойти в результате практики и опыта. Изменения, происходящие в результате зрелости или роста, не могут рассматриваться как обучение
        • Это изменение поведения должно быть относительно постоянным и сохраняться в течение достаточно длительного времени.

        Джон Б. Уотсон — один из первых мыслителей, доказавших, что изменения в поведении происходят в результате обучения. Уотсон считается основателем поведенческой школы мысли, которая приобрела известность и признание примерно в первой половине 20 века.

        Гейлс определил обучение как изменение поведения, которое происходит в результате опыта, а также обучения.

        Ворона и Ворона определили обучение как процесс приобретения знаний, привычек и установок.

        Согласно E.A, Peel , обучение можно описать как изменение личности, происходящее в результате изменения окружающей среды.

        Х. Дж. Клаусмейр описал обучение как процесс, который приводит к некоторому изменению поведения в результате определенного опыта, обучения, наблюдения, деятельности и т. д.

        Ключевые характеристики процесса обучения:

        1. При самом простом описании обучение описывается как процесс приобретения опыта.
        2. В комплексной форме обучение можно описать как процесс приобретения, сохранения и модификации опыта.
        3. Восстанавливает связь между стимулом и реакцией.
        4. Это метод решения проблем, связанный с внесением корректировок в окружающую среду.
        5. Он включает в себя весь спектр действий, которые могут иметь относительно постоянный эффект на человека.
        6. Процесс обучения связан с приобретением опыта, сохранением опыта и развитием опыта шаг за шагом, синтезом как старого, так и нового опыта для создания нового паттерна.
        7. Обучение касается когнитивных, волевых и аффективных аспектов. Процесс приобретения знаний носит когнитивный характер, любое изменение эмоций является аффективным, а конативным является приобретение новых привычек или навыков.

        Типы обучения

        1. Двигательное обучение : Нашим повседневным действиям, таким как ходьба, бег, вождение автомобиля и т. д., необходимо учиться, чтобы обеспечить хорошую жизнь. Эти действия в значительной степени связаны с мышечной координацией.
        2. Вербальное обучение : Это связано с языком, который мы используем для общения, и различными другими формами вербального общения, такими как символы, слова, языки, звуки, фигуры и знаки.
        3. Концептуальное обучение : Эта форма обучения связана с когнитивными процессами более высокого порядка, такими как интеллект, мышление, рассуждение и т. д., которым мы учимся с самого детства. Изучение понятий включает в себя процессы абстрагирования и обобщения, что очень полезно для идентификации или распознавания вещей.
        4. Обучение распознаванию : Обучение различению различных стимулов с соответствующей и различной реакцией считается стимулом различения.
        5. Изучение принципов : Обучение, основанное на принципах, помогает наиболее эффективно управлять работой. Обучение, основанное на принципах, объясняет взаимосвязь между различными понятиями.
        6. Отношение Обучение : Отношение в значительной степени определяет наше поведение, поскольку наше положительное или отрицательное поведение основано на нашей предрасположенности к установкам.

        3 типа поведенческого обучения

        Поведенческая школа мысли, основанная Джоном Б. Уотсоном, которая была освещена в его фундаментальной работе, Психология с точки зрения бихевиориста , подчеркивающий тот факт, что психология является объективной наукой, поэтому не следует рассматривать простой акцент на психических процессах, поскольку такие процессы нельзя объективно измерить или наблюдать.

        Уотсон пытался доказать свою теорию с помощью своего знаменитого эксперимента с маленьким Альбертом , посредством которого он приучил маленького ребенка бояться белой крысы. Поведенческая психология описывает три типа обучения: 90–109Классическое обусловливание, наблюдательное обучение и оперантное обусловливание.

        1. Классическое обусловливание : В случае классического обусловливания процесс обучения описывается как связь или ассоциация стимул-реакция.

          Классическая теория обусловливания была объяснена с помощью классического эксперимента Павлова, в котором пища использовалась в качестве естественного раздражителя, который сочетался с ранее нейтральными раздражителями, что в данном случае является звоночком. Установив связь между естественным раздражителем (еда) и нейтральным раздражителем (звук колокольчика), можно вызвать желаемую реакцию. Эта теория будет подробно обсуждаться в следующих нескольких статьях.

        2. Оперантное обусловливание : Эта теория, предложенная сначала такими учеными, как Эдвард Торндайк, а затем Б. Ф. Скиннер, подчеркивает тот факт, что последствия действий формируют поведение.

          Теория объясняет, что интенсивность реакции либо увеличивается, либо уменьшается в результате наказания или подкрепления. Скиннер объяснил, как с помощью подкрепления можно усилить поведение, а с помощью наказания уменьшить или обуздать поведение. Также было проанализировано, что поведенческие изменения сильно зависят от графиков подкрепления с упором на время и скорость подкрепления.

        3. Обучение через наблюдение : Процесс обучения через наблюдение был предложен Альбертом Бандурой в его Теории социального обучения, которая сосредоточилась на обучении путем подражания или наблюдения за поведением людей.

        About the Author

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Related Posts