Психология ощущения: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Ощущение — Психологос

Музыку можно не только услышать, но даже ощутить…

Ощущение как процесс — это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.

Ощущения как результат — исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.

Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Впрочем, едва ли это верно, хотя бы потому, что культурная и интеллектуальная обработка входящих, например, зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза.

В любом случае, ощущения отличают от восприятий, как нечто элементарное отличают от более сложного. Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений, восприятия (представления) дают целостную картину происходящего.

К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах, проприорецептивные1 и висцеральные ощущения2 от внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда — к чувствованиям, отличая их от ощущений.

Словоупотребление

Синонимы «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность. В советско-российской психологической школе «ощущение» и «чувство» часто считаются синонимами, однако для других психологических школ эти понятия принципиально различаются. В современной психологической практике под чувствами чаще понимают не «холодное» или «соленое», а чувство радости или стыда, чувство страха или чувство любви — эмоциональное отношение человека.

С другой стороны, под ощущениями сегодня часто подразумевают эмоциональное запечатление.

Например, послушайте фразу: «Подробностей я не помню, я запоминаю только ощущение от человека» — замените слово «ощущение» на «запечатление», смысл останется тот же.

В отличие от академической психологии, в традиции практической психологии, да и в общеупотребительном смысле под «ощущением» чаще имеют в виду нечто более узкое, а именно элементарные кинестетические ощущения: все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них.

Прикосновение или напряжение мышц, боль или холод, сладкое или горькое — все это ощущения, в отличие от звуков, картинок и образов. Вижу — картинки, слышу — звуки, а чувствую (ощущаю) — ощущения как кинестетические ощущения.

Данная статья, тем не менее, говорит об ощущениях в широком смысле, о самом первоначальном психическом восприятии любой модальности.

Виды ощущений

По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения. По расположению рецепторов выделяют экстероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и интероцептивные (органические) ощущения. С точки зрения исторического генеза ощущений можно выделить два вида чувствительности: протопатическую и эпикритическую. Ощущения бывают контактные и дистантные, реальные и метафорические, настоящие и ощущения-фантомы. Обычно ощущения возникают непроизвольно, но при тренировке ситуация может измениться. См.→

Сила ощущений

Мы способны воспринять далеко не всякое воздействие, то есть не всякое воздействие может стать ощущением. Воспринимаем мы те воздействия, которые лежат выше порога чувствительности, то есть ощущения пороговой силы.

Пытайтесь — не пытайтесь, но почувствовать разницу температуры в десятую градуса не получится.

Кроме пороговой зоны — есть зона комфорта, или зона адекватных воздействий. Это зона, в которой лежат воздействия, которые вызывают адекватную реакцию. Для нервных окончаний кончиков пальцев — это прикосновение, поглаживание и т.д. Воздействия, лежащие за пределами зоны адекватных воздействий, вызывают лишь болевые ощущения и адекватной реакции не дают. Реакция на поглаживание, на создание ощущения чего-то теплого и гладящего — адекватная: тут рецептор реагирует штатным образом. А если, например, в том же месте не погладить, а уколоть, то тот же рецептор выдаст болевую реакцию и возникнет желание отдернуть руку.

Ощущения в человеческой жизни

Ощущения сигнализируют нам о тех или иных событиях вокруг нас и в нашем теле, и стоит позаботиться о том, чтобы ощущения были тонкими, внимательными, нас не обманывали и вовремя предупреждали нас обо всем, что нам важно. Ощущения, как мазки художника, создают нам фон картины нашей жизни, и наша задача — овладеть нашими ощущениями, чтобы сделать картину нашей жизни еще более прекрасной. Самими ощущениями едва ли можно управлять, но ощущение себя и своего тела может меняться, если мы привыкаем к определенному образу своего тела, привыкаем ходить легкой походкой и с расправленными плечами.

Конкретное ощущение, например ощущение «легкого тела», может быть не просто непроизвольным ощущением, но и выработанной привычкой. Научитесь — будете чувствовать себя легко всегда.

Кроме того, можно менять картину ощущений от окружающего мира и людей, если научиться управлять собственным вниманием. Обращая внимание на солнечные блики, мы можем отвлечься от холода и ветра.

Поставя себе такую задачу и тренируя себя, можно научиться не ощущать холод. «Я вывел холод из поля своего внимания» — это не просто фраза, это способность бойца спецподразделения обращать свое внимание только на то, что требует от него боевая задача.

Во время аутогенной тренировки, обращая внимание на расслабленность, тяжесть и тепло в мышцах, мы не только усиливаем эти ощущения, но и можем менять лежащие за ними объективные функциональные процессы.


1 Проприорецепция — это чувство положения и чувства силы. Чувство положения — способность ощутить, под каким углом находится каждый сустав, и в сумме — положение и позу всего тела. Чувство положения почти не подвержено адаптации. Чувство силы — это способность оценить мышечное усилие, прилагаемое для движения или для удержания сустава в определённом положении.

2 Висцеральные ощущения (лат. viscera — внутренности) — ощущения, образуемые из импульсов от рецепторов внутренних органов, включая реакции на растяжение, сжатие, изменения температуры, вибрацию, влияние химических субстанций. В отличие от точки зрения, согласно которой висцеральная чувствительность является недифференцированной, высказывается и другая, в соответствии с которой существует множество субмодальностей висцеральных ощущений (чувства голода, насыщения, жажды, полового возбуждения, позывов на уринацию и дефекацию и т.п.), причём все они или любая из них при психическом расстройстве могут или может проявляться разнообразной психопатологической симптоматикой.

Общая психология в 3 Т. Том II В 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие 6-е изд., пер. и доп. Учебник (Роберт Немов)

Буду ждать

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Учебник содержит полный курс общей психологии и отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в доступной для понимания форме, а также снабжен детально описанным учебно-методическим аппаратом, обширными словарями терминов и аннотированными списками современной дополнительной литературы по всем темам курса. Во втором томе собран материал о познавательных процессах и психических состояниях. В нем нашли отражение знания, взятые из основных работ классиков отечественной и зарубежной, в том числе когнитивной, психологии. Первая книга посвящена сенсорно-перцептивным процессам. В ней раскрываются такие вопросы, как органические основы ощущений, измерение и изменение ощущений, теории восприятия и восприятие цвета, пространства, движений, времени и т.

д.

Описание

Характеристики

Учебник содержит полный курс общей психологии и отражает как традиционные, так и современные подходы к изучению предмета, написан в доступной для понимания форме, а также снабжен детально описанным учебно-методическим аппаратом, обширными словарями терминов и аннотированными списками современной дополнительной литературы по всем темам курса. Во втором томе собран материал о познавательных процессах и психических состояниях. В нем нашли отражение знания, взятые из основных работ классиков отечественной и зарубежной, в том числе когнитивной, психологии. Первая книга посвящена сенсорно-перцептивным процессам. В ней раскрываются такие вопросы, как органические основы ощущений, измерение и изменение ощущений, теории восприятия и восприятие цвета, пространства, движений, времени и т.д.

Юрайт

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Общая психология в 3 Т. Том II В 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие 6-е изд., пер. и доп. Учебник» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Роберт Немов «Общая психология в 3 Т. Том II В 4 кн. Книга 1. Ощущения и восприятие 6-е изд., пер. и доп. Учебник» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

5.1 Ощущение и восприятие — Психология — 1-е канадское издание

  1. Обзор и обобщение возможностей и ограничений человеческих ощущений.
  2. Объясните разницу между ощущением и восприятием и опишите, как психологи измеряют пороги восприятия и различия.
  3. Объясните избирательное внимание и сенсорную адаптацию.

Сенсорные пороги: что мы можем испытать?

Люди обладают мощными сенсорными способностями, которые позволяют нам ощущать окружающий нас калейдоскоп образов, звуков, запахов и вкусов. Наши глаза улавливают световую энергию, а наши уши улавливают звуковые волны. Наша кожа чувствует прикосновение, давление, горячее и холодное. Наши языки реагируют на молекулы продуктов, которые мы едим, а нос улавливает запахи в воздухе. Система человеческого восприятия настроена на точность, и люди чрезвычайно хорошо используют широкий спектр доступной им информации (Stoffregen & Bardy, 2001).

Во многих отношениях наши чувства весьма замечательны. Человеческий глаз может обнаружить эквивалент пламени одной свечи, горящего на расстоянии 30 миль (48,3 км), и может различать более 300 000 различных цветов. Человеческое ухо может улавливать звук — измеряемый в герц (Гц), что является единицей частоты, определяющей колебания в секунду — от 20 Гц до 20000 Гц, и оно может слышать тиканье часов около 20 футов (6,1 м) в тихой комнате. Мы можем попробовать чайную ложку сахара, растворенную в двух галлонах (7,6 л) воды, и мы можем почувствовать запах одной капли духов, рассеянных в трехкомнатной квартире. Мы чувствуем, как крыло пчелы упало на нашу щеку с высоты одного сантиметра (Галантер, 19 лет).62).

 

 

Рисунок 5.1. Очень чувствительное обоняние собаки полезно для поиска пропавших без вести, взрывчатых веществ, продуктов питания и наркотиков.

Хотя многое мы понимаем, есть еще больше того, чего мы не понимаем. Собаки, летучие мыши, киты и некоторые грызуны обладают гораздо лучшим слухом, чем мы, а многие животные (см. рис. 5.1) обладают гораздо более богатым обонянием. Птицы способны видеть ультрафиолетовый свет, которого не видим мы (см. рис. 5.2), а также ощущать притяжение магнитного поля Земли. У кошек чрезвычайно чувствительное и сложное осязание, и они способны ориентироваться в полной темноте, используя свои усы. Тот факт, что разные организмы имеют разные ощущения, является частью их эволюционной адаптации. Каждый вид приспособлен ощущать то, что для него наиболее важно, и блаженно не осознавать то, что не имеет значения.

 

 

Рисунок 5.2. Птицы могут видеть ультрафиолетовый свет; люди не могут. То, что нам кажется черной птицей, для птицы может быть удивительно красочным.

Измерение ощущений

Психофизика  — это раздел психологии, изучающий влияние физических раздражителей на сенсорное восприятие и психические состояния. Область психофизики была основана немецким психологом Густавом Фехнером (1801–1887), который первым изучил взаимосвязь между силой раздражителя и способностью человека обнаруживать раздражитель.

Методы измерения, разработанные Фехнером, отчасти предназначены для того, чтобы помочь определить пределы человеческих ощущений. Одним из важных критериев является способность обнаруживать очень слабые стимулы. Абсолютный порог ощущения определяется как интенсивность раздражителя, которая позволяет организму обнаруживать его в 50% случаев. Если стимул обнаруживается менее чем в половине случаев, говорят, что он подпороговый , что означает, что он ниже порога надежного обнаружения. Абсолютный порог различен для разных органов чувств, а также для разных людей. Он также варьируется между видами.

В типичном психофизическом эксперименте испытуемому предлагается ряд испытаний, в которых сигнал иногда предъявляется, а иногда нет, или в которых предъявляются два стимула, одинаковые или разные. Представьте, например, что вас попросили пройти проверку слуха. В каждом из испытаний ваша задача указать либо «да», если вы услышали звук, либо «нет», если не услышали. Сигналы намеренно делаются очень слабыми, что затрудняет точные суждения.

Проблема для вас в том, что очень слабые сигналы создают неопределенность. Поскольку наши уши постоянно посылают фоновую информацию в мозг, вам иногда будет казаться, что вы слышали звук, когда ничего не было, и иногда вы не сможете обнаружить звук, который там есть. Ваша задача состоит в том, чтобы определить, связана ли нервная активность, которую вы испытываете, только с фоновым шумом или является результатом сигнала внутри шума.

Ответы, которые вы даете при проверке слуха, могут быть проанализированы с помощью анализа обнаружения сигнала. Анализ обнаружения сигнала  – это метод, используемый для определения способности воспринимающего отделять истинные сигналы от фонового шума (Macmillan & Creelman, 2005; Wickens, 2002). Каждое судебное испытание создает четыре возможных исхода (см. рис. 5.3). Попадание происходит, когда вы, как слушатель, правильно говорите «да», когда был звук. Ложная тревога возникает, когда вы отвечаете «да» на отсутствие сигнала. В двух других случаях вы отвечаете «нет» — либо промах , говоря «нет», когда был сигнал, или правильный отказ , говоря «нет», когда на самом деле сигнала не было.

 

 

Рисунок 5.3. Наша способность точно обнаруживать стимулы измеряется с помощью анализа обнаружения сигналов. Два из возможных решений, попадание и правильное отклонение, являются точными. Два других, промахи и ложные тревоги, являются ошибками.

Обнаружение сигнала является кульминацией двух процессов: обнаружения стимула и суждения о его наличии или отсутствии. Обнаружение стимула зависит от чувствительность , то есть способность человека обнаруживать наличие или отсутствие сигналов. Люди с лучшим слухом будут иметь более высокую чувствительность, чем люди с плохим слухом. Однако многие другие факторы могут определить, заметит ли кто-то стимул, например ожидания (например, вы думаете, что слышите телефонный звонок, когда ожидаете звонка) и уровень физиологического возбуждения. Второй процесс, суждение (или ответ) , относится к решению о наличии или отсутствии стимула , которое не зависит от чувствительности. Наши суждения — это решения, которые могут иметь последствия для нашего поведения.

Представьте, к примеру, что вы солдат в карауле, и ваша задача — обнаружить очень слабый звук ломающейся ветки, указывающий на то, что поблизости находится враг. Вы можете видеть, что в этом случае ложная тревога путем оповещения других солдат о звуке может обойтись не так дорого, как промах, то есть несообщение о звуке, который может быть смертельным. Следовательно, вы вполне можете принять очень снисходительную предвзятость в ответах, при которой всякий раз, когда вы вообще не уверены, вы посылаете предупреждающий сигнал. В этом случае ваши ответы могут быть не очень точными; ваша чувствительность может быть низкой, потому что вы делаете много ложных тревог. Однако крайняя предвзятость ответов может спасти жизнь.

Другое применение обнаружения сигналов происходит, когда медицинские работники изучают изображения тела на наличие раковых опухолей. Промах, при котором техник неправильно определяет, что опухоли нет, может быть очень дорогостоящим, но ложные тревоги, когда пациентов, у которых нет опухолей, направляют на дальнейшее обследование, также влекут за собой затраты. Окончательные решения, которые принимают техники, основаны на четкости изображения (т. е. качестве сигнала), их способности распознавать определенные формы и текстуры опухолей (т. стоимость промахов по сравнению с ложными тревогами.

Еще один важный критерий касается способности оценивать различия между стимулами. Порог различия или просто заметная разница (JND) относится к изменению стимула, которое едва может быть обнаружено организмом. Немецкий физиолог Эрнст Вебер (1795–1878) сделал важное открытие о JND, а именно, что способность обнаруживать различия зависит не столько от размера различия, сколько от размера различия по отношению к абсолютному размеру различия. стимул. Закон Вебера  утверждает, что едва заметная разница раздражителя представляет собой постоянную пропорцию исходной интенсивности раздражителя. Например, если у вас есть чашка кофе, в которой очень мало сахара, всего одна чайная ложка, добавление еще одной чайной ложки сахара сильно изменит вкус. Однако, если вы добавите ту же чайную ложку в чашку кофе, в которой уже было пять чайных ложек сахара, вы, вероятно, не почувствуете такой разницы. На самом деле, согласно закону Вебера, вам нужно было бы добавить еще пять чайных ложек, чтобы добиться такой же разницы во вкусе.

Одно из интересных применений закона Вебера — наше повседневное покупательское поведение. Наша тенденция воспринимать разницу в стоимости между продуктами зависит не только от суммы денег, которую мы потратим или сэкономим, но и от суммы сэкономленных денег по отношению к цене покупки. Например, если вы собираетесь купить газировку или шоколадный батончик в магазине шаговой доступности, а цена на эти товары колеблется от 1 доллара до 3 долларов США, вы, вероятно, подумаете, что товар за 3 доллара стоит «намного дороже», чем товар за 1 доллар. Теперь представьте, что вы сравниваете две музыкальные системы, одна из которых стоит 39 долларов.7 и один стоимостью 399 долларов. Скорее всего, вы посчитаете, что стоимость двух систем «примерно одинакова», хотя покупка более дешевой системы все равно сэкономит вам 2 доллара.

 

 

Влияние без осознания

Абсолютный порог — это точка, в которой мы начинаем осознавать слабый раздражитель (см. рис. 5.4). После этого момента мы говорим, что стимул находится в сознании , потому что мы можем точно сообщить о его существовании или его отсутствии более чем в 50% случаев. Тем не менее, может подсознательные стимулы , которые представляют собой события, происходящие ниже абсолютного порога нашего осознания, влияют на наше поведение?

 

 

Рисунок 5.4. По мере увеличения интенсивности стимула мы с большей вероятностью его воспринимаем. Стимулы ниже абсолютного порога все же могут иметь хоть какое-то влияние на нас, даже если мы не можем их обнаружить сознательно.

Различные исследовательские программы показали, что подсознательные стимулы могут влиять на наши суждения и поведение, по крайней мере, в краткосрочной перспективе (Dijksterhuis, 2010). Вопрос о том, может ли представление подсознательных стимулов влиять на продукты, которые мы покупаем, является более спорным вопросом в психологии.

В ходе одного соответствующего эксперимента Йохан Карреманс, Вольфганг Штробе и Джаспер Клаус (2006) предложили студентам голландского колледжа просмотреть серию компьютерных испытаний, в которых на экране отображалась последовательность букв, например BBBBBBBBB или BBBbBBBBBB . Чтобы быть уверенными, что они обратили внимание на дисплей, студентов попросили отметить, содержат ли строки маленькие b . Однако непосредственно перед каждой строкой букв исследователи ставили либо название напитка, популярного в Голландии (например, Lipton Ice), либо контрольную строку, содержащую те же буквы, что и Lipton Ice (например, NpeicTol). Эти слова были представлены так быстро, всего за одну пятидесятую секунды, что участники не могли их увидеть.

Затем студентов попросили сообщить о своем намерении выпить Lipton Ice, ответив на вопросы, например: «Если бы вы сейчас сидели на террасе, насколько вероятно, что вы бы заказали Lipton Ice?» — а также указать, как они хотели пить в то время. Исследователи обнаружили, что студенты, которые были ознакомлены со словами «Липтон айс», и особенно те, кто указал, что они уже испытывают жажду, значительно чаще говорили, что будут пить липтон айс, чем те, кто подвергался воздействию слов «Липтон айс». контрольные слова.

Если бы они были эффективными, такие процедуры имели бы некоторые важные преимущества для рекламодателей, поскольку они позволили бы им продвигать свои продукты, не прерывая напрямую деятельность потребителей и не зная, что потребители их убеждают. Таким образом, этот метод называется подсознательной рекламой , потому что он рекламирует продукт за пределами нашего сознания. Люди не могут возражать или пытаться избежать влияния сообщений, полученных извне. Из-за опасений, что на людей могут повлиять без их ведома, подсознательная реклама была запрещена во многих странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию, США и Россию.

Несмотря на то, что в некоторых исследованиях было доказано, что подсознательная реклама работает, эффективность подсознательной рекламы все еще остается неопределенной. Чарльз Траппи (1996) провел метаанализ, в котором он объединил 23 ведущих исследования, в которых изучалось влияние подсознательной рекламы на потребительский выбор. Результаты показали, что подсознательная реклама оказывает незначительное влияние на потребительский выбор. Джоэл Сэгерт (1987) пришел к выводу, что «маркетингу следует прекратить давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности» (стр. 107), утверждая, что влияние подсознательных стимулов обычно настолько слабо, что их обычно затмевает собственное решение человека о том, что он делает. поведение.

В совокупности доказательства эффективности подсознательной рекламы слабы, и ее эффекты могут быть ограничены только некоторыми людьми и только в некоторых условиях. Вам, вероятно, не нужно слишком беспокоиться о подсознательном убеждении в повседневной жизни, даже если подсознательная реклама разрешена в вашей стране. Однако, даже если подсознательная реклама сама по себе не так уж эффективна, существует множество других методов непрямой рекламы, которые действительно работают. Например, многие рекламные объявления автомобилей и алкогольных напитков слегка сексуализированы, что побуждает потребителя косвенно, возможно, даже подсознательно ассоциировать эти продукты с сексуальностью. Кроме того, есть все более частые продакт-плейсмент метод размещения автомобилей, газированных напитков, электроники и т. д. на веб-сайтах, в фильмах и телевизионных шоу. Дженнифер Харрис, Джон Барг и Келли Браунелл (2009 г.) обнаружили, что просмотр рекламы продуктов питания по телевидению значительно увеличивает склонность детей и взрослых к перекусыванию, что еще раз указывает на то, что воздействие воспринимаемых образов, даже если они представлены выше абсолютного порога, тем не менее, может быть очень значительным. тонкий.

Другой пример обработки, которая происходит вне нашего сознания, наблюдается, когда определенные области зрительной коры повреждаются, что приводит к слепоте. Слепое зрение — это состояние, при котором люди не могут сознательно сообщать о визуальных стимулах, но они все еще могут точно отвечать на вопросы о том, что они видят. Когда людей со слепым зрением прямо спрашивают, как выглядят стимулы или определяют, присутствуют ли эти стимулы вообще, они не могут сделать это более чем случайно. Они сообщают, что ничего не видят. Однако, когда им задают более косвенные вопросы, они могут дать правильные ответы. Например, люди со слепым зрением способны правильно определять положение и направление движения объекта, а также различать простые геометрические формы и узоры (Weiskrantz, 19).97). Кажется, что хотя сознательные отчеты о зрительных переживаниях невозможны, все же существует параллельный и неявный процесс, позволяющий людям воспринимать определенные аспекты стимулов.

Избирательное внимание

Другим важным процессом восприятия является избирательное внимание , то есть способность фокусироваться на одних сенсорных входных данных, игнорируя другие. Посмотрите видео ниже и посчитайте, сколько раз люди в белых рубашках, играя с мячом, передают его друг другу. Вы можете обнаружить, что, как и многие другие люди, которые смотрят его впервые, вы упускаете что-то важное, потому что выборочно уделяете внимание только одному аспекту видео (Simons & Chabris, 19).99).

Следующая ссылка на YouTube содержит тест на осведомленность:

  • Видео: Тест избирательного внимания (Саймонс, 2010)

Избирательное внимание также позволяет нам сосредоточиться на одном собеседнике на вечеринке, игнорируя другие разговоры, происходящие вокруг нас (Broadbent, 1958; Cherry, 1953). Без этого автоматического избирательного внимания мы не смогли бы сосредоточиться на единственном разговоре, который хотим услышать. Тем не менее избирательное внимание не является полным; мы также, в то же время, следим за тем, что происходит в каналах, на которые мы не ориентируемся. Возможно, у вас был опыт пребывания на вечеринке и разговора с кем-то в одной части комнаты, когда вы внезапно слышите, как кто-то упоминает ваше имя в другой части комнаты. Вы не знали, что обращаете внимание на фоновые звуки вечеринки, но, очевидно, так оно и было. это 9Феномен 0015 коктейльной вечеринки показывает нам, что, хотя избирательное внимание ограничивает то, что мы обрабатываем, мы, тем не менее, одновременно проводим много бессознательного наблюдения за миром вокруг нас.

Сенсорная адаптация

Вторым фундаментальным процессом восприятия является сенсорная адаптация , то есть снижение чувствительности к раздражителю после продолжительного и постоянного воздействия. Когда вы входите в бассейн, вода сначала кажется холодной, но через некоторое время вы перестаете это замечать. После длительного воздействия одного и того же раздражителя наша чувствительность к нему уменьшается, и мы его больше не воспринимаем. Способность приспосабливаться к вещам, которые не меняются вокруг нас, имеет важное значение для нашего выживания, поскольку она позволяет нашим сенсорным рецепторам обнаруживать важные и информативные изменения в окружающей среде и реагировать соответствующим образом. Мы игнорируем звуки, которые наша машина издает каждый день, что позволяет нам обращать внимание на звуки, которые отличаются от обычных и, следовательно, могут потребовать нашего внимания. Наши сенсорные рецепторы реагируют на новизну и утомляются после постоянного воздействия одного и того же раздражителя.

Если сенсорная адаптация происходит со всеми органами чувств, почему изображение не исчезает после того, как мы смотрим на него в течение определенного периода времени? Ответ заключается в том, что, хотя мы этого и не осознаем, наши глаза постоянно перескакивают с одного угла на другой, совершая тысячи крошечных движений — называемых саккадами — каждую минуту. Это постоянное движение глаз гарантирует, что изображение, которое мы просматриваем, всегда попадает на свежие рецепторные клетки. Что произошло бы, если бы мы могли остановить движение наших глаз? Психологи разработали способ проверки сенсорной адаптации глаза, прикрепляя инструмент, который обеспечивает сохранение постоянного изображения на внутренней поверхности глаза. Участникам надевают контактные линзы, к которым прикреплен миниатюрный слайд-проектор. Поскольку проектор следует точным движениям глаза, стимулируя одно и то же пятно, на сетчатке всегда остается одно и то же изображение. Через несколько секунд начинают происходить интересные вещи. Изображение начнет исчезать, затем появится снова, чтобы снова исчезнуть либо по частям, либо целиком. Даже глаз испытывает сенсорную адаптацию (Ярбус, 19 лет).67).

Одна из основных проблем восприятия состоит в том, чтобы гарантировать, что мы всегда воспринимаем один и тот же объект одинаково, даже когда ощущения, которые он вызывает в наших рецепторах, резко меняются. Способность воспринимать стимул как постоянный, несмотря на изменения ощущений, известна как перцептивное постоянство . Рассмотрим наше изображение двери, когда она качается. Когда он закрыт, мы видим его прямоугольным, а когда он открыт, мы видим только его край, и он выглядит как линия. Мы никогда не воспринимаем дверь как изменяющую форму по мере того, как она качается, потому что механизмы восприятия заботятся о проблеме за нас, позволяя нам видеть постоянную форму.

Визуальная система также корректирует постоянство цвета. Представьте, что вы одеты в синие джинсы и яркую белую футболку. Когда вы находитесь на улице, оба цвета будут самыми яркими, но вы по-прежнему будете воспринимать белую футболку как яркую, а синие джинсы как более темную. Когда вы зайдете в помещение, свет, падающий на одежду, будет значительно тусклее, но вы все равно будете воспринимать футболку как яркую. Это потому, что мы помещаем цвета в контекст и видим, что по сравнению с окружающей средой белая футболка отражает больше всего света (Макканн, 19 лет). 92). Точно так же зеленый лист в пасмурный день может отражать ту же длину волны света, что и коричневая ветка дерева в солнечный день. Тем не менее мы по-прежнему воспринимаем лист как зеленый, а ветку как коричневый.

 

 

  • Ощущение — это процесс получения информации из окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие — это процесс интерпретации и организации поступающей информации, чтобы мы могли понять ее и соответственно отреагировать.
  • Трансдукция — это преобразование стимулов, обнаруженных рецепторными клетками, в электрические импульсы, которые транспортируются в мозг.
  • Хотя наш опыт восприятия мира богат и сложен, у людей, как и у всех видов, есть сенсорные возможности и сенсорные ограничения.
  • Ощущение и восприятие работают вместе в плавном непрерывном процессе.
  • На наши суждения в задачах обнаружения влияет как абсолютный порог сигнала, так и наши текущие мотивы и опыт. Анализ обнаружения сигналов показывает, насколько важны для восприятия как ощущения, так и суждения.
  • Порог различия или просто заметное различие — это способность обнаруживать наименьшее изменение стимула примерно в 50% случаев. По закону Вебера едва заметная разница возрастает пропорционально общей интенсивности раздражителя.
  • Исследования показали, что стимулы могут влиять на поведение, даже если они предъявляются ниже абсолютного порога (т. е. подсознательно). Однако эффективность подсознательной рекламы не имеет большого значения.
  • Избирательное внимание — это наша способность концентрироваться на одних ощущениях, игнорируя другие.
  • Сенсорная адаптация возникает, когда повторное воздействие раздражителя приводит к снижению воспринимаемой интенсивности.
  • Постоянство восприятия возникает, когда наше восприятие стимула остается неизменным, даже если активация сенсорных рецепторов этим стимулом изменилась.

 

 

  1. Прочитайте журнал или посмотрите несколько рекламных роликов по телевидению и обратите внимание на используемые методы убеждения. Какое влияние эта реклама оказывает на ваши чувства? Основываясь на том, что вы знаете о психофизике, ощущениях и восприятии, каковы некоторые из причин, по которым подсознательная реклама может быть запрещена в некоторых странах?
  2. Если мы возьмем две буквы, одну весом в одну унцию и другую в две унции, мы заметим разницу. Однако если мы возьмем два пакета, один весом три фунта одна унция, а другой — три фунта две унции, мы не заметим разницы. Почему?
  3. Найдите минутку, чтобы спокойно лечь в удобном месте. Обратите внимание на разнообразие и уровни того, что вы можете видеть, слышать и чувствовать. Помогает ли вам этот опыт понять идею абсолютного порога?

Авторство изображений

Рисунок 5.1. Msc2010 Dett 0036 от Harald Dettenborn используется по лицензии CC BY 3.0 DE.

Рисунок 5.2. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.3. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4.0.

Рисунок 5.4. Используется по лицензии CC BY-NC-SA 4. 0.

Ссылки

Бродбент, округ Колумбия (1958). Восприятие и общение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пергамон.

Черри, EC (1953). Несколько экспериментов по распознаванию речи, одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25 , 975–979.

Дейкстерхейс, А. (2010). Автоматизм и бессознательное. В S. T. Fiske, D. T. Gilbert, & G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (5-е изд., Том 1, стр. 228–267). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.

Галантер, Э. (1962). Современная психофизика. В книге Р. Брауна, Э. Галантера, Э. Х. Гесса и Г. Мандлера (ред.), Новые направления в психологии (стр. 87–156). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Харрис, Дж. Л., Барг, Дж. А., и Браунелл, К. Д. (2009). Основное влияние телевизионной рекламы продуктов питания на пищевое поведение. Психология здоровья, 28(4) , 404–413.

Карреманс, Дж. К., Стробе, В., и Клаус, Дж. (2006). Помимо фантазий Викари: влияние подсознательного прайминга и выбора бренда. Журнал экспериментальной социальной психологии, 42 (6), 792–798.

Макмиллан, Н. А., и Крилман, К. Д. (2005). Теория обнаружения: руководство пользователя  (2-е изд.). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Макканн, Дж. Дж. (1992). Правила постоянства цвета. Офтальмологическая и физиологическая оптика, 12 (2), 175–177.

Сэгерт, Дж. (1987). Почему маркетинг должен перестать давать подсознательной рекламе презумпцию невиновности. Психология и маркетинг, 4 (2), 107–120.

Саймонс, Д. (2010, 10 марта). Избирательный тест внимания [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=vJG698U2Mvo

.

Саймонс, Д.Дж., и Чабрис, К.Ф. (1999). Гориллы среди нас: устойчивая слепота по невнимательности к динамическим событиям. Восприятие, 28 (9), 1059–1074.

Штоффреген, Т.А., и Барди, Б.Г. (2001). По спецификации и ощущениям. Науки о поведении и мозге, 24 (2), 195–261.

Траппи, К. (1996). Метаанализ потребительского выбора и подсознательной рекламы. Психология и маркетинг, 13 , 517–530.

Вейскранц, Л. (1997). Потерянное и найденное сознание: нейропсихологическое исследование.  Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Викенс, Т. Д. (2002). Элементарная теория обнаружения сигналов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Ярбус, А.Л. (1967). Движения глаз и зрение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пленум Пресс.

Sensation

Sensation

Реклама

1 из 39

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения в автономном режиме

Здоровье и медицина

Технологии

Реклама 9 0013

Реклама

Реклама

Ощущение

  1. Ощущение и восприятие Сенсация: ваше окно в мир Восприятие: интерпретация того, что приходит в твоем окне.
  2. Ощущения и восприятия  Ощущения – пассивный процесс получение информации извне мир в тело и в мозг.  Восприятие – активный процесс выбор, организация и интерпретация информация поступает в мозг по ощущениям
  3. Что такое ощущение?  Стимул можно измерить различными способами, в том числе его размер, продолжительность, интенсивность или длина волны.  Ощущение возникает в любое время стимул активирует один из ваших рецепторы.  Органы чувств обнаруживают любое изменение энергии, например как свет, тепло, звук и физическое давление.
  4. Что такое ощущение?  Ощущение возникает, когда специальные рецепторы органы чувств – глаза, уши, нос, кожа и вкусовые рецепторы активируются, позволяет различным формам внешних раздражителей становятся нервными сигналами в мозгу. (Этот процесс преобразования внешних раздражителей, например как свет, в нейронную активность называется трансдукция. )
  5. Сенсорные системы  Трансдукция – связь между мозг и остальная часть тела происходит через нейрон. Информация идет от органов чувств к таламусе, а затем в различные области головного мозга.  Во всех чувствах задействовано так называемое рецепторное клетки. Их работа состоит в том, чтобы преобразовывать (преобразовывать или даже «перевести») физическая стимуляция/физ. энергию из окружающей среды в электрохимические сообщения, которые могут быть понимается мозгом.
  6. Психофизика  Это объясняет, как ощущения и восприятия связаны  Психофизика: изучение отношения между сенсорными переживания и физические раздражители, которые вызвать их!
  7. Так откуда же зрение и слух (и другие чувства) происходит?  Мозг!  Физическая энергия в окружающая среда определяется глазами, уши и т.д. но мы не можем видеть, слышать и т. д. до тех пор, пока мозг интерпретирует их — то есть имеет смысл их. Так что в некотором роде мы видеть, слышать, обонять и т. д. в наши мозги!
  8. Абсолютный порог  Абсолютный порог – это уровень стимул, вызывающий положительную реакцию обнаружения в 50% случаев.  самый низкий уровень стимуляции, человек может сознательно обнаружить 50 процентов времени стимуляции присутствует.
  9. Абсолютные пороги для «5» чувств у человека следующие:  1. Видение: видеть пламя свечи на расстоянии 30 миль. в ясную ночь.  2. Слух: Слышно, как тикают часы на расстоянии 20 футов. прочь.  3. Вкус: 1 чайная ложка растворенного сахара на 2 галлона воды.  4. Запах: обоняние одной капли духов в 3 комнатный дом.  5. Осязание: ощущение падения крыла пчелы расстоянии одного сантиметра от вашей щеки.
  10. Закон Вебера едва заметных различия (jnd, или разница порог). • Порог разницы – это сумма изменение, необходимое для того, чтобы мы осознали, что изменение произошло. • Это наименьшая разница между двумя стимулы, обнаруживаемые в 50% время • Закон Вебера гласит, что «чем больше или сильнее раздражитель, тем больше изменение, необходимое для того, чтобы человек заметил, что с ним что-нибудь случилось».
  11. Пример • Представьте, что вы держите пятифунтовую гирю и был добавлен один фунт. Большинство из нас заметьте эту разницу. Но что, если бы мы были держит пятидесятифунтовый вес? Мы бы заметили, если был добавлен еще один фунт? Причина, по которой многие из нас этого не сделали бы, заключается в том, что изменение, необходимое для обнаружения разницы должен представлять процент. Во-первых сценарий, один фунт увеличил бы веса на 20%, во втором то же самое вес добавит только дополнительные 2%.
  12. Сенсорная адаптация  Адаптация (иногда называемая привыканием) является частью повседневного опыта. это уменьшенный реакция на раздражители за счет постоянного стимуляция.  Мы можем реагировать на изменения в нашем окружающей среды, потому что наши органы чувств способны приспосабливаться или приспосабливаться к постоянному уровню стимуляция.  Как только ваши чувства привыкнут к новому уровню раздражения, они реагируют только на отклонения от него.
  13. Примеры адаптации  1. Ваши глаза со временем приспосабливаются к затемненный кинотеатр. Сначала ты увидеть черноту, но, в конце концов, вы можете посмотрите, что происходит вокруг вас.  2. Когда вы впервые прыгаете в бассейн, «чувствует холод», ваше тело реагирует на стимул. В конце концов, ваше тело приспосабливается к ощущению, и вы стать «удобным».  3. Когда вы впервые идете на спортивный раздевалка, запах почти тошнотворный. Через некоторое время ваши чувства настроить, и вы вряд ли можете сказать.
  14. Визуальное ощущение • Зрение – наиболее изученное из всех чувств! Наш самый доминирующий смысл. • Есть много частей глаза, но основные являются роговица, радужка, сетчатка, зрительный нерв и зрачок. • Наш глаз стимулируется различными длинами волн свет. Разные длины волн отвечают за разнообразие цветов, которые мы видим. Есть много другие типы волн, которые наш глаз не может обнаружить. • Свет – это электромагнитное излучение, распространяющееся в форма волн. Свет исходит от солнца, звезды, огонь и лампочки. Большинство других объектов просто отражать свет.
  15. Люди воспринимают свет как имеющий три свойства: цвет, яркость и насыщенность. Цвет или оттенок света зависит от длины волны, расстояние между пики его волн. • Яркость света связана с интенсивностью или количеством света, излучаемого или отражаемого объектом. Яркость зависит от амплитуда световой волны, высота световой волны. На яркость также в некоторой степени влияет длина волны. Желтый свет имеет тенденцию выглядеть ярче, чем красный или синий. • Насыщенность или красочность зависят от сложности света, диапазон длин волн света. Цвет сингла длина волны — это чистый спектральный цвет. Такие фонари называются полностью насыщенный. Вне лаборатории свет редко бывает чистым или одной длины волны. Свет обычно представляет собой смесь нескольких разные длины волн. Большее количество спектральных цвета в свете, тем ниже насыщенность. Свет смешанный длины волн выглядит тусклее или бледнее, чем чистый свет. • Длина волны ——> Амплитуда цвета ——> ЯркостьСложность ——> Насыщенность
  16. Человеческий глаз
  17. Как возникает зрение? • 1. Световые волны проникают в глаз через роговицу, прозрачная защитная конструкция в передней части глаз. За роговицей находится зрачок, отверстие в радужной оболочке, которое регулирует количество свет, попадающий в глаз. • 2. Затем свет достигает линзы: Гибкая, эластичная, прозрачная, структура в глазу, меняющая свое форму для фокусировки света на сетчатке. • 3. Затем свет попадает на сетчатку: самая внутренняя покрытие задней части глаза, содержащее светочувствительные рецепторные клетки. Фовеа – это самая чувствительная область сетчатки, потому что она наибольшая концентрация шишек. Стержни и колбочки являются фоторецепторами. • 4. Затем эта световая энергия превращается в «нейронную импульсы», которые посылаются по зрительному нерву: Нерв, проводящий импульсы от сетчатки к мозг.
  18. Сенсорные рецепторные клетки • Существует два типа сенсорных рецепторов клетки, расположенные на сетчатке – Стержни — Конусы • Палочки позволяют нам видеть черное и белое, более чувствительны к свету, и насчитывается 100 миллион в каждом глазу • Колбочки позволяют нам видеть цвет, они работают лучше всего при ярком свете, их 6,5 млн. каждого глаза, и они расположены в основном в центр глаза
  19. Сенсорные рецепторные клетки • Эти клетки преобразуют световую энергию в нервные импульсы, посылаемые в различные области головного мозга через пучок нейроны, называемые зрительным нервом. • Как называется место, в котором находится зрительный нерв выходит из глаза? – Слепое пятно • Почему это называется «слепое пятно»? – Потому что на этой территории нет палочек и колбочек. (вместо них нейроны), изображения, которые падают на этой области сетчатки не «видны»!
  20. Свет/яркость и темнота Приспособление • Темновая адаптация происходит по мере восстановления глаза. способность видеть при выходе из ярко освещенного состояния до темного состояния. (светочувствительные пигменты, позволяют нам увидеть, способны регенерировать или «подзаряжаться» в темноте.) Чем ярче свет было, тем дольше стержни адаптировались к новые нижние уровни света • При переходе из затемненной комнаты в освещенную при ярком освещении происходит обратный процесс. колбочки должны адаптироваться к повышенному уровню свет, и они осуществляют эту световую адаптацию гораздо быстрее, чем удилища адаптируются к темнота — максимум несколько секунд (капюшон, 1998).
  21. Общие Визуальные дефекты • Гиперметропия/дальнозоркость • Дальтонизм edness — Полный дальтоник • Пресбиопия — частичная дальтонизм • Близорукость/близорукость принадлежность • Астигматизм • Туннельное зрение • Диплопия • скотома
  22. Слуховые/слуховые ощущения
  23. Слух • Слух зависит от вибраций в воздухе называются звуковыми волнами. • Звуковые волны из воздуха проходят через различных костей, пока они не достигнут внутреннего ухо, которое содержит крошечные клетки, похожие на волоски, которые двигаться вперед и назад. • Эти волосковые клетки изменяют звуковые колебания в нейронные сигналы, которые проходят через слуховой нерв к головному мозгу.
  24. Мы слышим звук ВОЛНЫ • Высота волны дает нам амплитуду звук. • Частота волны дает нам высоту звука.
  25. Три части: • Внешнее или наружное ухо – функция: Сбор звука энергия и усиление звукового давления. -ушная раковина, наружный носовой ход, барабанная перепонка/барабанная перепонка мембрана • Функция среднего уха: передача акустического энергии из воздуха в улитку. — Молоток, наковальня, стремя. • Функция внутреннего уха: преобразование механических волны (звук) в электрические сигналы (нейронные сигналы). – вестибулярный отдел, улитка, базилярная мембрана
  26. Трансдукция уха • Звуковые волны ударяют по барабанной перепонке затем наковальня, затем молот, затем стремя затем овальное окно. • Все просто вибрирует. • Затем вибрирует улитка. • Улитка покрыта слизью называется базилярной мембраной. • В базилярной мембране есть волосковые клетки. • Когда волосковые клетки вибрируют, они поворачиваются вибрации в нервные импульсы которые называются кортиевым органом. • Посылается затем в таламус вверх по слуху. Все дело в вибрациях!!! нерв.
  27. Слуховые дефекты = Глухота • Существует 2 типа глухоты: – 1. Кондуктивная глухота: возникает, когда что-либо препятствует физическому движению через наружное или среднее ухо или когда кости среднее ухо становится жестким и не может нести звучит внутрь. (Можно помочь с обычный слуховой аппарат). – 2. Нейросенсорная глухота: возникает из-за повреждение улитки, волосковых клеток или слуховые нейроны. (Полная нейросенсорная слуховой аппарат не помогает при глухоте.)
  28. Обонятельные/обонятельные ощущения
  29. Обонятельный/обонятельный ощущение • Запах зависит от сенсорных рецепторов, которые реагируют к переносимым по воздуху химическим веществам. • У человека эти хеморецепторы расположены в обонятельном эпителии — участок ткани размером с почтовую марку, расположенную высоко в полость носа. Обонятельный эпителий образован из трех видов клеток: сенсорные нейроны, каждый из которых имеет первичную ресничку — опорные клетки между ними -базальные клетки, которые регулярно делятся, образуя свежую урожай сенсорных нейронов, чтобы заменить те, которые умирают
  30. Некоторые классификации запахов • Камфорный – • Острый – Уксус Нафталиновые шарики • Гнилые — Гнилые • Musky – парфюмерные яйца • Розы – цветочные • Фруктовые – апельсины • Pepperminty – мята • Spicy – ​​пряности Жевательная резинка • Дымчатая – любая • Эфирный — Сухое горение Очищающая жидкость
  31. Нарушения обоняния: • Аносмия – неспособность обоняния • Какосмия – вещи пахнут фекалиями. • Дизосмия – вещи пахнут иначе, чем они должен • Гиперосмия – аномально острое чувство запах. • Гипосмия – снижение обоняния • Обонятельный референтный синдром – психологический расстройство, которое заставляет больного воображать, что он или у нее сильный запах тела • Паросмия – вещи пахнут хуже, чем должны • Фантосмия – «галлюцинирующий запах», часто неприятный характер
  32. Вкусовые/вкусовые ощущения • Gustation — ощущение вкуса – У нас на языке есть бугорки, называемые сосочками. – Вкусовые рецепторы расположены на сосочках (на самом деле они все над ртом). • Ваш язык и нёбо покрыты тысячами крошечных вкусовых рецепторов. Когда ты что-то ешь, слюна во рту помогает расщепить пищу. Это вызывает рецепторные клетки, расположенные во вкусовых рецепторах, сообщения через сенсорные нервы в ваш мозг. Затем ваш мозг сообщает вам, какие у вас вкусы. дегустация.
  33. Вкусовые ощущения
  34. Вкусовые/вкусовые ощущения • Пять основных вкусов — Сладкий — Кислый – Соленый — Горький — Умами
  35. Осязание/Кожные покровы или ощущение кожи • Кожа — самый большой орган вашего тела – Выполняет множество важных биологических функций, а также предоставление большей части того, что известно как чувственное удовольствие • Наше осязание контролируется огромной сетью нервные окончания и тактильные рецепторы в коже, известные как соматосенсорная система.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts