Психология отрасли: Основные отрасли психологии

Содержание

Отрасли психологии, задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и практических отраслей психологии.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием. Общая психология  исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля. Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. 
В
возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания. Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации. Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

ЗАДАЧИ:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

По своей сущности теоретическая психология, противопоставленная практической психологии, тем не менее с ней органически связана. Она позволяет отделять то, что отвечает требованиям научной обоснованности от не имеющих отношение к науке спекуляций, В российской психологии последних лет все это представляется особенно важным.

1.2. Отрасли психологии — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2. Отрасли психологии

  Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человеческая психика формируется в условиях общественных отношений, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людь- ми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

  Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.
  В результате «контактов» с другими науками психология обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивает ее целостность как самостоятельной науки.
  В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.
  Изучение психологических наук, как правило, начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.

  Общая психология — раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Она раскрывает сущность, структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, как соотносятся психика и мозг и др.
  Основополагающими идеями, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений, являются принципы психологии. На рисунке 1 представлены важнейшие принципы современной психологии.

Рис. 1. Основные принципы психологии

  Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации отраслей психологии. Если за основу положить принцип единства сознания и деятельности, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.

д.
  Если за основу положить принцип развития, то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная.
  Если в основу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — можно выделить социальную психологию и психологию личности.
  Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.
  По характеру деятельности можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Отрасли психологии

  Психология труда изучает закономерности формирования и проявления психики человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его деятельности. Исследования по психологии труда проводятся в различных отраслях общественного разделения труда. В рамках психологии труда сложилась промышленная, транспортная, авиационная, юридическая, медицинская психология, развиваются исследования в области военной психологии, большое значение приобретают исследования по психологии труда в сфере управления и обслуживания.
  Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
  Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебновоспитательной деятельности; занимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т. д.
  Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.
  Отрасли психологии по развитию
  Возрастная психология исследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, то есть изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (от младенчества до старости), и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронто-психологию (психология старости).
  Специальная психология изучает психологические особенности аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые).
  Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.
  Сурдопсихология (психология глухих) изучает закономерности психической деятельности человека с недостатками слуха, психологические особенности и возможности компенсаторного развития, а также вопросы обучения, воспитания и профессиональной подготовки людей с нарушениями слуха.
  Тифлопсихология (психология слепых) изучает психику человека с полностью или частично нарушенным зрением.
  Сравнительная психология исследует закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека, об общем и различном и их психической деятельности.
  Зоопсихология — наука о проявлениях, закономерностях и эволюции животных, происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных, о предпосылках и предыстории человеческого сознания.
  Этология исследует врожденные механизмы поведения животных, то есть биологические основы и закономерности их поведения.
  Отрасли психологии по принципу отношения личности и общества
  Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах, то есть изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). В структуру социальной психологии в настоящее время входят три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах, социальнопсихологические явления в малых группах, социально-психологические проявления личности человека.
  Психология искусства изучает закономерности процесса восприятия и понимания человеком произведений искусства (в литературе, музыке, живописи и т.д.), дает психологический анализ их влияния на развитие личности. Эта отрасль психологии исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т.д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания.
  Психология творчества изучает созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.
  Психология личности изучает психологические особенности личности, отражающие содержание ее психической деятельности, психических свойств и состояний.
  Психология общения — раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, прежде всего стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения.
  Кроме того, существуют такие отрасли психологии, как: психотерапия, психология спорта, военная психология, детская психология, психофизиология, дифференциальная психология, психология рекламы, психология религии, экологическая психология, парапсихология и т.д. Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей. Нейропсихология сложилась на стыке нескольких дисциплин — психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии — и направлена на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Психопрофилактика и психогигиена разрабатывает систему мероприятий по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека.
  Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.
  Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
  Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 3), психология интегрирует данные технических, общественных и естественных наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.
  Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

Рис. 3. Классификация наук А. Кедрова

  Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, педагогическую психологию — с педагогикой, социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).

Назад

Содержание

Вперед


 

© www.txtb.ru

Что такое промышленная психология? | ТалантЛифт

Промышленная психология относится к прикладной организационной психологии, используемой для изучения, анализа и понимания поведения человека на рабочем месте, в основном того, как работает бизнес и как работают сотрудники.

Определение промышленной психологии

Промышленная психология относится к прикладной организационной психологии, используемой для изучения, анализа и понимания поведения человека на рабочем месте, в основном того, как работает бизнес и как работают сотрудники. Промышленная психология использует ряд научных методов, включая количественные и качественные исследования.

Чаще всего применяется, когда компания находится на переходном этапе.

Цели промышленной психологии

Общей целью промышленной психологии является лидерство. Существует три основных направления:

1. Ориентация на лидера: подход, основанный на убеждении, что эффективные лидеры обладают определенными качествами, которых нет у других

2. Ориентация на последователей: подход, основанный на убеждении, что лидеры должны знать, как мотивировать и вдохновлять сотрудников

3. Ориентация на непредвиденные обстоятельства: подход, основанный на вере в то, что эффективные лидеры в большей степени способны оценивать ситуацию и соответствующим образом адаптировать свое поведение

Используете ли вы современное программное обеспечение для подбора персонала? Если нет, вы упускаете возможность.
Посмотрите, как ваша жизнь может быть проще. Начните бесплатную 14-дневную пробную версию TalentLyft. Начать бесплатную пробную версию
Аналогично этому

Рекрутинг в Фейсбуке

Нокаутирующий вопрос

Оплата на основе компетенций

Управление изменениями

OSHA

Рынок труда

Запрос предложений (RFP)

Тимбилдинг

Сторонний администратор (TPA)

Кейс-интервью

Сообщество талантов

Анализ работы

Интервью на месте

Аутсорсинг человеческих ресурсов (HRO)

Контрольная проверка

Менеджер по найму

Постановка целей

Скрытый рынок труда

Диаграмма Парето

Анализ потребностей в обучении

Профессиональные требования

Тестирование когнитивных способностей

Входящий рекрутинг

И-9Форма

Соискатель

Ставка за штуку

Случайное тестирование

Распределительный торг

Неправомерное прекращение

Электронный набор

Что такое промышленная психология?

Специальное предложение

Промышленные психологи работают с отделом кадров организации, наблюдая за поведением сотрудников в рабочей среде, оценивая организационные рабочие процессы и методы и выявляя возможности для улучшения. Ниже перечислены основные предметные области промышленной психологии:

Подбор персонала.

Промышленные психологи помогают отделу кадров в разработке процессов найма и подборе персонала. Это включает в себя разработку объявлений о вакансиях, определение ключевых квалификаций и разработку оценок отбора.

Обучение и развитие сотрудников.

Промышленные психологи проводят анализ работы, посредством которого определяются навыки и способности, необходимые для эффективного выполнения конкретной работы. Информация и идеи, полученные в результате этих анализов, используются для разработки и оценки программ развития навыков и обучения сотрудников.

Удовлетворенность сотрудников и трудовая жизнь.

Эта область промышленной психологии связана с удовлетворенностью сотрудников, мотивацией, здоровьем, безопасностью и благополучием. В этом отношении роль промышленного психолога состоит в том, чтобы оценить благополучие и счастье сотрудников на работе, найти способы улучшить рабочую среду и, при необходимости, реализовать программы баланса между работой и личной жизнью.

Управление производительностью.

Промышленные психологи помогают организациям измерять и управлять производительностью сотрудников, разрабатывая и проводя оценки производительности, выявляя пробелы в навыках и предоставляя отзывы и рекомендации. Информация, полученная в результате этих оценок, часто используется для обоснования решений, касающихся компенсации и продвижения по службе.

Организационное развитие и управление.

Эта область промышленной психологии связана с организационной структурой и производительностью. Организация может нанять промышленного психолога, чтобы определить, насколько эффективна, продуктивна и прибыльна организация, а также помочь в вопросах, касающихся корпоративной культуры и структурных изменений в организации.

Преимущества применения промышленной психологии на рабочем месте:

  • Улучшенная стратегия и методы найма.
  • Эффективный подбор персонала.
  • Повышение производительности труда сотрудников.
  • Более высокий уровень удовлетворенности работой.
  • Лучшая рабочая среда.
  • Баланс между работой и личной жизнью.
  • Более тесное сотрудничество на рабочем месте.

Как работодатели могут внедрить промышленную психологию на рабочем месте:

Работодатели могут воспользоваться услугами промышленного психолога , чтобы помочь им решать конкретные проблемы или проблемы на рабочем месте, создавать и поддерживать здоровую рабочую среду, а также оптимизировать работу сотрудников и организации. В то время как штатный психолог рекомендуется для большинства организаций среднего и крупного размера, малые предприятия с пятью-десятью сотрудниками, как правило, не требуют штатного промышленного психолога и лучше обслуживаются с консультантом.

Хотя работодатели могут использовать и внедрять принципы промышленной психологии в своей организации в отсутствие штатного промышленного психолога, следует привлечь профессионального консультанта для проведения, анализа и представления отзывов об оценках сотрудников.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts