Первое впечатление. Почему оно бывает обманчивым?
Первое впечатление. Почему оно бывает обманчивым?
Задумывались ли вы почему мы к разным людям относимся по-разному? Одни люди сразу вызывают у нас симпатию, нам хочется им доверять, хочется ожидать от них хороших поступков. А другие – наоборот, настораживают.
Законы первого впечатления не всегда понятны. Но больше всего нас смущает, когда первое впечатление оказывается ошибочным. Почему так происходит? И можно ли вернутся в реальность?
В социальной психологии есть понятие социальной перцепции. Это о том, как мы воспринимаем других людей и самих себя в процессе общения (наше восприятие, понимание и оценка другого человека). Изучая этот процесс, психологи выявили некоторые закономерности, феномены, которые способствуют искажению первого впечатления.
Давайте их рассмотрим.
1. Наше впечатление всегда избирательноЭто значит, что пытаясь собрать информацию о собеседнике наше сознание из всего того многообразия, которое он собой представляет, выбирает для себя что-то наиболее важное. И уже на основе этих данных дает свои оценки. Например, нам нравится или даже льстит его манера, с которой он к нам обращается, но при этом мы можем пропустить мимо ушей манипуляцию в наш адрес и т.п.
2. В своих оценках другого человека мы опираемся на то, что есть у нас самихМы как бы «пропускаем» информацию о человеке через наше представление о жизни и людях, наш жизненный опыт, полученные ранее знания, собственные убеждения, мотивы и предпочтения. В то же время, чтобы дать объективную оценку происходящему, у нас часто просто не хватает информации. И чтобы заполнить «пробел» наш мозг начинает додумывать, приписывать, проводить параллели с кем-то в нашем прошлом, пользоваться стереотипами, ярлыками и прочими «упрощающими» восприятие программами.
Процесс, когда мы пытаемся объяснить себе причины поведения другого человека своим собственным опытом или личными предпочтениями называемая каузальной атрибуцией. С одной стороны, это позволяет принять решение на основе пусть даже и не полной информации. Но, с другой стороны, дает почву для ошибочных представлений о человеке. И не редко оказывается, что в нашем представлении ситуации намного больше нас самих, чем объективной действительности.
Иными словами, наше восприятие всегда субъективно.
3. Эффект ореолаЭто такое искажение, когда имея лишь крупицу информации о человеке, происходит ее «раздувание» до невообразимых размеров. Мы начинаем приписывать человеку новые качества, но делаем это оценочно, пристрастно и эмоционально. В результате человек мгновенно идеализируется или наоборот демонизируется в нашем представленни.
Например, выяснилось, что мой новый знакомый играет на саксофоне. А когда-то давно, кто-то для меня важный и значимый с поучающими интонациями в голосе сказал: «Знаешь, а ведь на саксофоне дураки не играют…». И не важно в каком контексте это было сказано. Главное, сейчас я знаю: саксофон – это изыскано, интеллектуально, дорого, достойно восхищения. И автоматически, мой новый знакомый становится в моих глазах изысканным обладателем незаурядного ума и достойным восхищения. Хотя на самом деле это может абсолютно не соответствовать действительности. Так работает эффект ореола.
4. Эффект первичностиДля первого впечатления очень большое значение имеет та информация о человеке, которую мы получили первой. Особенно если ее источник воспринимается как надежный и стоящий доверия.
Например, близкая подруга сказала: «Познакомься с ним. Он хороший!». И теперь, даже познакомившись поближе, в моих оценках какое-то время будет преобладать его «хорошесть». Сказала же… Верю!.. И теперь чтобы вернутся в реальность, мне потребуется собрать больше фактов со знаком «минус», чем если бы такой первичной информации у меня небыло.
5. АттракцияЭто позитивное, стабильное, устойчивое, эмоциональное отношение представление о другом человеке. Когда мы в состоянии аттракции он нам нравится. Мы видим его с привлекательной стороны. И это вызывает у нас позитивные эмоции: восхищение, удивление, умиление, бабочки в животе и прочие приятности. Такому человеку сразу хочется доверять, искренне помочь или поделится чем-то, стать ближе, включать в свой круг общения, обменивается поглаживаниями и т.п. В общем – он душка! На аттракции строится дружба, симпатия, влюбленность, в чем-то любовь.
С другой стороны, в аттракции у нас «падает планка»: чувства берут верх над здравым смыслом. Мы становимся уязвимыми. Нежный трепет и воодушевление может дорого обойтись в будущем, когда страсти утихнут, а суровая реальность начнет брать свое.
Подробнее на тему ошибок первого впечатления — смотрите в ВИДЕО
ВыводНаше общение всегда будет иметь долю субъективности. И мы никогда не сможем до конца спрогнозировать поведение другого человека на будущее.
Но можем ли мы что-то сделать сейчас? На ум приходит только одно – работать над собой. А это значит: развивается, усовершенствовать навыки коммуникации с разными людьми, наблюдать, владеть своими эмоции, вовремя включать критическое мышление, старятся не выпадать из реальности, быть гибким, иметь хороший жизненный опыт и иметь достаточно широкую палитру примеров того, как могут вести себя люди и что стоит за теми или иными их проявлениями.
По большому счету психического ресурса взрослого развитого человека вполне достаточно для того, чтобы выстроить вокруг себя комфортную коммуникацию. Ведь цель не в том, чтобы совсем не ошибаться в людях (по большому счету от ошибки не застрахован никто). А в том, чтобы быть адекватным ситуации и уметь выстроить вокруг себя ту систему отношений, которая бы тебя устраивала, приносила удовлетворение и пользу.
Post Views: 7 204
Факторы, определяющие впечатление о человеке
Психология управления ↓
Когда люди видят друг друга впервые, быстро, в течение нескольких минут складывается первое впечатление, которое мало изменяется при дальнейшем общении. Именно на основе первого впечатления формируется образ партнера по общению. Часто используется понятие «имидж». Имидж – это целенаправленно сформированный образ с целью оказания позитивного воздействия на окружающих.
В процессе общения особое значение занимает правильно сформированный галло-эффект, т.е. образ который возникает в сознании партнера под воздействием первоначально полученной информации. Первое впечатление о человеке бессознательно оказывает влияние на отношение к нему. Первое впечатление создает фон настроения при общении, формирует предубеждения и негативные эмоции. Следует помнить, что:
- Никогда не будет второго случая произвести первое впечатление;
- Любые отношения нуждаются в усилиях по их формированию и сохранению;
- Наше восприятие зависит от ожиданий и предпочтений и никогда не бывает абсолютно адекватным.
- Чем более значим для нас человек, тем вероятнее наша ошибка в определении его характера или настроения.
Психологи, детально изучавшие общение, выявили, что в первую очередь люди обращают внимание на 5 факторов в следующей последовательности:
- характеристики внешнего облика человека, в том числе и стиль одежды;
- осанка и признаки экспрессии, переживаемых эмоциональных состояний;
- поведение;
- особенности общения;
- предполагаемые качества личности, угадываемые на основе воспринятых признаков и прошлого опыта.
Источником информации для формирования первого впечатления является наблюдение. В повседневном и деловом общении времени на наблюдение мало, первое впечатление складывается в течение нескольких минут.
Часто случается, что при первом знакомстве люди прибегают к самопрезентации, которая заключается в использовании специальных приемов, призванных сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и «закамуфлировать» недостатки. Если человек сумеет это сделать, велика вероятность, что он будет воспринят как привлекательный. Самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом. Следует очень внимательно относиться к тем, кто умеет себя преподнести. Это может быть естественное желание произвести благоприятное впечатление, особенно перед представителями противоположного пола, возможным клиентом или работодателем и т.п. Но за попыткой казаться лучше могут скрываются и какие-то другие намерения, которые предстоит выяснить.
Наличие психологической защиты или самопрезентации проявляется в неоднородности поведения, «нестыковке» деталей.Похожие материалы в разделе Психология управления:
- Одежда, как фактор, от которого зависит первое впечатление
- Феномен «нога в дверях»
- Влияние через участие
- Должностной статус руководителя
- Деловой этикет
- Авторитет специалиста
- Сочетание стилей руководства
- Характер требований к личности руководителя
- Современные теории мотивации
- Формирование коллектива
/**/
Психология первых впечатлений
Помните ту знаменитую фразу из фильма «Джерри Магуайр», где Рене Зеллвегер говорит Тому Крузу: «Ты сказал мне «привет»?» Или как участники быстрых свиданий почти мгновенно оценивают привлекательность успешного свидания или отношений? Или руководители, проводящие собеседование с кандидатами на работу, утверждающие, что решили, кого выбрать, в первые несколько минут собеседования?
Первые впечатления важны и удивительно точны, но могут также содержать здоровую дозу как предвзятости, так и неправильного восприятия.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Может ли улыбка изменить способ медитации?
Немного истории
Первые впечатления являются неотъемлемой частью человеческого взаимодействия, и философы и ученые уже давно обсуждают идею о том, что лицо является окном в наши внутренние черты. Объяснения этого феномена включают стереотип привлекательности, самоисполняющиеся пророчества или гипотезы «хороших генов» из эволюционной психологии, но были неоднозначные выводы относительно точности таких суждений.
Люди регулярно выносят субъективные суждения о других, сознательно и подсознательно. Но сколько информации можно получить, взглянув на лицо? Идея о том, что внутренние черты могут быть отображены внешне, восходит как минимум к Аристотелю, который утверждает: «Можно вывести характер из черт» (Prior Analytics, 2.27).
В конце 1700-х годов Иоганн Каспар Лафатер, швейцарский пастор, опубликовал серию эссе об этом идеале, известном как физиогномика, который приобрел большое количество последователей в 19-м веке. век. Форма носа, постановка челюсти, ширина лба — все это было ключом к пониманию того, подходит ли человек для определенной профессии, потому что эти физические черты были напрямую связаны с интеллектом, добротой или настойчивостью. . Такие суждения основаны на устойчивых чертах и характеристиках лица, а не на мимолетных выражениях, эмоциях или взаимодействиях.
Во времена Дарвина физиогномика считалась фактом, и он ссылается на нее в своем дневнике в отношении коренных народов, которых он встретил во время своих путешествий. Физиогномика вышла из моды в конце 1920-го века из-за его связи с френологией — представлением о том, что личность человека можно определить, читая выпуклости на его или ее черепе, которые представляют собой определенные области мозга, которые больше или меньше. Вскрыв череп, ученые обнаружили, что внутренняя часть черепа гладкая, поэтому выпуклости никак не могли представлять области мозга, и, таким образом, френология была дискредитирована, а вместе с ней и ее двоюродная физиогномика.
Что говорят исследования
Итак, что говорят более поздние исследования, которые могут помочь нам оценить достоверность и надежность первых впечатлений?
Согласно исследованию под руководством Джереми Бисанца из Университета Британской Колумбии, в «Социальная психология и наука о личности», , есть два способа быть правым в отношении личности человека. Мы можем знать, чем люди отличаются друг от друга, но хороший знаток людей знает, что люди в основном похожи. Например, почти каждый предпочел бы быть дружелюбным, а не ссориться. Чем больше людей оценивали личность своего партнера так, как это обычно бывает со всеми, тем более точным они считали свое восприятие.
Исследование ученых из Йоркского университета показывает, насколько быстро мы формируем первое впечатление. «Впечатления от лица важны, учитывая, что они происходят очень быстро (всего за 33 миллисекунды) и имеют последствия, например, для прогнозирования результатов государственных выборов и влияния на романтические предпочтения», — объяснила автор исследования Дженнифер К. Саут Паломарес. Исследователи обнаружили доказательства того, что для формирования первого впечатления достаточно одного взгляда на лицо человека в течение всего от 33 до 100 миллисекунд.
Исследование было опубликовано в журнале Social Psychological and Personality Science. Выводы особенно актуальны в наши дни благодаря таким приложениям для знакомств, как Tinder, которые полагаются на первое впечатление. «Мы изучили первые впечатления людей о лицах по трем основным характеристикам в литературе о предпочтениях партнеров: надежность, статус и привлекательность», — сказал Паломарес. «Важным следующим шагом является просьба участников оценить лица на основе их предпочтений в романтических отношениях, чтобы мы могли увидеть, какие черты являются приоритетными в романтических предпочтениях лиц участников».
Исследователи из Принстона Джанин Уиллис и Александр Тодоров выяснили это, дав одной группе студентов университета 100 миллисекунд, чтобы оценить привлекательность, компетентность, симпатию, агрессивность и надежность лиц актеров. Члены другой группы могли заниматься столько, сколько хотели. Их суждения по большинству черт были такими же, как и у людей, у которых была только десятая доля секунды. Большая часть этого суждения основана на вещах, которые вы не можете изменить. Например, исследования показывают, что более женственные, детские и счастливые лица вызывают больше доверия. Не только наши глаза помогают нам сформировать первое впечатление. Исследования итальянского психолога Мариэллы Паццаглии показывают, как наше обоняние помогает нам решить, является ли кто-то другом или врагом. Согласно исследованиям, по запаху мы определяем, принадлежит ли кто-то к нашей семье или социальной группе. Если кто-то пахнет знакомо, это признак того, что он похож на нас и может оказать социальную поддержку. Но если они пахнут слишком по-другому, мы думаем, что они могут не думать о наших интересах.
Психолог Лесли Зебровиц из Университета Брандейса изучила информацию о лицах, которую мы используем, чтобы судить о других людях. Когда она и ее коллеги попросили участников оценить лица на фотографиях по таким личностным качествам, как доминантность и теплота, большинство из них оценили людей на фотографиях одинаково — и эти результаты справедливы для разных культур, предполагая, что процессы, которые мы используем для создания первых впечатлений, являются врожденными. Есть даже свидетельства того, что младенцы и маленькие дети оценивают лица так же, как и взрослые, что усиливает аргументы в пользу эволюционировавшего механизма. Как отмечает Зебровиц, неправильное первое впечатление может иметь серьезные социальные последствия. Люди с «правильным» лицом считаются более симпатичными, знающими и способными.
Однако люди с «неправильным» лицом считаются неприступными, некомпетентными и ненадежными. Таким образом, ваше лицо само по себе может иметь большое влияние на вашу социальную жизнь, успех в карьере и даже юридические решения. обращены вверх по углам, кажутся счастливыми независимо от того, как они себя чувствуют. Внешность дает нам четкое представление о личности человека без необходимости говорить или двигаться. По словам Эллиота Аронсона и его коллег, женщины, как правило, лучше мужчин оценивают невербальное поведение. Эффект «красивое — это хорошо» — очень актуальное явление, когда имеешь дело с первым впечатлением от других. Привлекательные цели оцениваются более положительно и как обладающие более уникальными характеристиками, чем непривлекательные, согласно исследованию Г. Красота также оказывается в некоторой степени субъективной, так что даже цели, которые не являются универсально привлекательными, могут получить выгоду от этого эффекта, если они привлекают наблюдателя.
В исследовании, проведенном в 2014 году, группа Йоркского университета сообщила, что впечатления о таких чертах, как доступность, молодость/привлекательность и доминирование, могут быть сформированы на основе измеримых характеристик, таких как форма и расстояние вокруг глаз, носа и рта.
Установлено, что первые впечатления о социальных чертах, таких как благонадежность или доминантность, достоверно воспринимаются по лицам. Физические черты лица были объективно измерены по положению черт и цвету. Нейронная сеть использовалась для моделирования параметров доступности, юношеской привлекательности и доминирования.
По словам исследователя Кэрол Гинси Гоман, невербальное поведение особенно важно для формирования первого впечатления при встрече с деловым знакомым. В частности, подчеркиваются компоненты социальной выразительности, такие как улыбка, положение бровей, эмоциональное выражение и зрительный контакт. Выпрямление осанки, легкий наклон и крепкое рукопожатие способствуют формированию благоприятного впечатления в американском деловом контексте.
После того, как первое впечатление сформировано, оно обычно остается стабильным. Обзор литературы о точности и влиянии первых впечатлений на оценки на основе оценщиков показал, что первые впечатления оценщиков сильно коррелируют с более поздними оценками, но неясно, почему именно новое исследование предполагает, что первые впечатления настолько сильны, что они более важны. важнее, чем факт. Исследователи говорят, что люди используют голоса, чтобы мгновенно судить о людях. «С первого слова, которое вы слышите от человека, у вас начинает складываться впечатление о его личности», — говорит Фил Макалир, психолог из Университета Глазго в Шотландии, руководивший исследованием.
В своем эксперименте Макалир записал 64 человека, мужчин и женщин из Глазго, читавших абзац, в котором было слово «привет». Затем он извлек все приветствия и попросил 320 участников прослушать разные голоса и оценить их по 10 различным личностным характеристикам, таким как надежность, агрессивность, уверенность, доминирование и теплота. Он обнаружил, что участники в основном сошлись во мнении, какой голос соответствует какой черте характера.
Менее чем за секунду, то есть за то время, которое требуется, чтобы сказать «привет», мы делаем мгновенное суждение о чьей-то личности, — говорит Джоди Крейман, исследователь из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, изучающий, как мы воспринимаем голос. Услышав только краткое высказывание, мы решаем, приблизиться ли к человеку или избежать его. Такие быстрые оценки, говорит она, имеют долгую эволюционную историю. Мы все слышали о важности первых впечатлений и о том, как трудно потом их изменить.
Противоречивые взгляды
Исследования показали, что первое впечатление на удивление достоверно», — говорит Даниэль Канеман, психолог, лауреат Нобелевской премии и автор книги « Думай быстро и медленно ». «Вы можете очень быстро предсказать, нравится ли вам человек и понравится ли он другим». Однако первое впечатление не идеально, и быстрое решение о ком-то может иметь последствия.
«Если ваше первое впечатление ошибочно, может потребоваться некоторое время, чтобы понять это, поскольку ваши ожидания, как правило, оправдываются», — говорит Канеман. «Когда вы ожидаете определенной реакции, вы, вероятно, почувствуете ее, даже если ее нет».
В своей новой книге «Номинальная стоимость , » Александр Тодоров из Принстонского университета собрал воедино все, что он узнал о первых впечатлениях. На первый взгляд — и при внимательном прочтении — это увлекательное и тщательное изучение предмета. Обширный тур Тодорова включает в себя историю физиогномики (сомнительная наука о предсказании характера по внешнему виду) и обзор современных исследований первого впечатления, большую часть которых Тодоров провел в своей Лаборатории социального восприятия в Принстоне. Его вывод: мы находим непреодолимым осуждение других на основе одного взгляда, но суждения, к которым мы приходим, обычно неверны. Тодоров сообщает, что люди могут составить первое впечатление о лице человека всего за 30–40 миллисекунд. Это меньше времени, чем нужно, чтобы сказать «миллисекунды». Более того, мы начинаем формировать первые впечатления еще в младенчестве. В своей лаборатории Тодоров генерировал лица на компьютерах, которые собирали их из черт, которые, как было показано, надежно производят определенные впечатления у зрителей. И он и его коллеги обнаружили, что 11-месячные младенцы чаще ползут к «заслуживающим доверия» лицам, чем к «незаслуживающим доверия».
Если теории физиогномики не выдерживают критики, почему они все еще существуют? Потому что, поясняет Тодоров, хотя их заявления были неверны, они ухватились за фундаментальную истину: «Мы сразу формируем впечатления от внешнего вида, мы соглашаемся с этими впечатлениями и действуем в соответствии с ними». Вот почему генеральных директоров, которые считаются более компетентными, нанимают, чтобы они руководили более успешными фирмами. И именно поэтому политические кандидаты — в странах по всему миру — которые выглядят более компетентными, побеждают на выборах.
Проблема в том, что даже несмотря на то, что компетентность — это взгляд, который многие из нас могут признать и с которым согласятся, он проникает только поверхностно. Оказывается, внешний вид компетентности предсказывает более высокую оплату генерального директора, а не более высокую корпоративную эффективность. И я оставлю вас делать собственные выводы о действительной компетентности этих компетентных политических кандидатов. Более того, наше понимание того, что включает в себя видимость компетентности, благонадежности или общительности, стало настолько продвинутым, что теперь можно манипулировать изображениями для создания ложных впечатлений. Тодоров изучал влияние изменения формы рта, изгиба бровей или высоты лба на первое впечатление. «Мы можем добиться еще большего успеха, построив математические модели впечатлений», — пишет он. «Используя эти модели, мы можем по желанию увеличивать или уменьшать конкретное впечатление от лица, будь то благонадежность, доминирование или любое другое впечатление».
Независимо от того, намеренно ли лицо вводит нас в заблуждение, первое впечатление не является верным. «В нескольких областях — предсказании сексуальной и политической ориентации, изменах и агрессивном поведении — мы находим мало доказательств того, что наши впечатления точны», — сообщает Тодоров.
Что делать, вооружившись этими знаниями? Помните о своей врожденной привычке формировать поспешные суждения на основе внешности, говорит Тодоров, и ищите другие источники знаний о людях. Например, возьмите пример с Билли Бина из знаменитого фильма «Манибол» и сосредоточьтесь на статистике эффективности. Или ввести слепые прослушивания — метод, который привел к внезапному притоку талантливых женщин-музыкантов в мир филармонических оркестров, где доминируют мужчины.
«Реальная карта лица динамична и постоянно меняется, ее интерпретация быстро меняется в различных ситуациях», — заключает Тодоров. «Пока мы помним об этом, мы с меньшей вероятностью попадемся в ловушку физиогномистов, рассматривающих лицо как источник информации о характере». Он говорит: «Наши результаты показывают, что простое статистическое положение лиц наполняет их социальным значением — лица оцениваются тем негативнее, чем больше они отклоняются от изученной центральной тенденции или от того, что каждый человек считает типичным лицом».
Он добавил, что наши ошибочные первые впечатления становятся все более важными в цифровом мире, где работодатели выбирают кандидатов на основе их профилей в LinkedIn, а одинокие выбирают потенциальные даты, просматривая фотографии в Tinder. «В идеале вы должны размещать на LinkedIn разные изображения, чем на Facebook», — говорит он. «Разные образы одного и того же человека могут производить совершенно разные впечатления. Человек может выглядеть привлекательно и компетентно в одном образе и глупо и не очень умно в другом».
Резюме
Имеются убедительные научные данные, показывающие, что большинство людей автоматически судят о людях по первому впечатлению, которое может быть заложено в нашем мозгу как способ определить, представляет ли человек угрозу. Во-вторых, большинство исследовательских экспериментов указывают на относительную точность этих мгновенных суждений, хотя и не на 100%, и они подвержены когнитивным искажениям. Кроме того, на точность влияет то, сколько времени у нас есть, чтобы подтвердить наше первое быстрое суждение. Конечно, для нас разумно проверить наши первые впечатления, ища дополнительную информацию, которая может подтвердить наше первоначальное суждение.
Как избежать типичных ошибок при первом впечатлении — Коммуникационная разведка
Первое впечатление не всегда становится неизгладимым, но иногда, как показывают исследования, оно остается окончательным суждением независимо от новой информации.
Впечатления от переживаний могут быть явными или неявными признаками ссылок. Знание того, что означают эти термины, важно для обсуждения.
«Явные выводы о чертах характера относятся к умозаключениям, которые мы формируем о личностных чертах других намеренно и сознательно », — говорит Ирмак Олчайсой Октен, доктор философии, научный сотрудник Нью-Йоркского университета со степенью магистра наук. и доктор философии получил степень бакалавра социальной психологии в Университете Лихай и степень магистра социальной психологии в Университете Богазичи.
«Так, например, в контексте заявления о приеме на работу работодатели могут тщательно изучить материалы заявления, имея явное намерение понять, достаточно ли компетентен кандидат для данной работы. То есть они явно делают вывод о своей высокой или низкой компетентности на основе своих прикладных материалов.» Неявные выводы о чертах, однако, относятся к выводам, которые мы формируем о личностных чертах других без намерения или осознания . Существующие исследования показывают, что, даже когда мы пассивно смотрим на действия других без намерения сделать вывод о какой-либо черте личности или даже сформировать какое-либо впечатление, мы все равно делаем это.
«Например, видя, как новый коллега сдает задание с опозданием, вы можете сделать вывод о его неряшливости и ожидать, что этот человек снова будет неряшлив в будущем, в другом контексте.
«Поскольку неявные умозаключения формируются неосознанно, в первую очередь, в отличие от явных умозаключений, люди могут быть не в состоянии легко передать эти умозаключения другим. Они могут не осознавать, что когда-либо думали, что новый коллега — «неряшливый человек», но они все еще формируют эту ассоциацию в своем мозгу, и исследования показывают, что эти ассоциации по-прежнему влияют на их оценки, суждения и решения об этом человеке», — Олчайсой Октен. говорит.
Это может означать, что нас тоже судят, а человек, который судит, даже не подозревает, что он это делает. Они испытывают нас, воспринимают, кто мы есть, и создают ярлык. Тем не менее, мы тоже можем стать жертвами сильных убеждений, которые могут не быть полными или точными оценками.
Исследования показали, что эти сознательные предубеждения, основанные на знании, могут, по словам Олкайсоя Октена, «сохраняться и существенно влиять на межличностные взаимодействия, даже когда воспринимающие убеждены, что их впечатления изменились в свете новой информации». говорит, это « отсутствие личной осведомленности . Поскольку люди иногда не осознают, что формируют эти потенциально неправильные впечатления, они не обновляют их автоматически перед лицом новой противоположной информации».
Это указывает на то, насколько трудно может быть воспринято и запомнено иначе, чем неблагоприятное или плохое первое впечатление. Это также должно предупредить нас о нашей собственной склонности не корректировать свое мышление на основе обновленного опыта и предпочитать верить в то, что может не быть более полной и тщательной картиной кого-то.
«…наши исследования показали, что первоначальный имплицитный вывод о «неряшливости» не полностью исчезает из памяти, несмотря на этот новый опыт, опровергающий неряшливость нового коллеги», — говорит Олчайсой Октен. «Люди продолжают вспоминать несвоевременную подачу документов как «небрежное» поведение, не принимая во внимание новые доказательства. Поскольку первоначальный вывод сохраняется в памяти как есть, остается вероятность того, что в будущем они снова сочтут нового коллегу неряшливым».
Распространенная проблема первых впечатлений – недостаточное количество, качество и точность увиденного, услышанного или пережитого. Это не всегда приводит к полезному восприятию, анализу и суждению.
«Выводы из такой ограниченной информации могут привести к неправильным решениям с более широкими последствиями», — говорит Олчайсой Октен.
Это может привести к повсеместному использованию эвристик или умственных сокращений, чтобы понять людей и наш мир. Однако эвристики не всегда являются надежными суждениями.
Эта реальность заставляет задуматься над двумя вопросами, говорит Олчайсой Октен.«Во-первых, как мы можем не использовать эти эвристики, во-первых, и, во-вторых, если мы это делаем, как мы можем не полагаться на эти эвристики при принятии важных решений о других?
«Ответить на первую часть сложнее, хотя есть несколько многообещающих исследований, предлагающих в первую очередь стратегии по уменьшению ошибочных суждений. Решительное принятие цели быть объективным и давать людям возможность сомневаться, по крайней мере, в таких важных контекстах принятия решений, как найм, кажется, первым шагом.
«Учет ситуационных факторов, которые могли повлиять на производительность независимо от их компетентности: проблемы со здоровьем, что-то, что произошло дома — и использование нескольких показателей компетентности при принятии важных решений вместо одной оценки может быть полезным», — говорит она. .
Интересный и важный вывод, который может удивить многих, заключается в том, что «желание быть объективным и беспристрастным само по себе не очень эффективно, когда речь идет о неявных предубеждениях», — обнаружил Олкайсой Октен. «Нам нужны инструменты, такие как конкретные и личные планы, чтобы противостоять искушению использовать эти эвристики и принимать быстрые решения. Исследования показывают, что одним из таких инструментов является попытка принять точку зрения другого человека при формировании впечатлений на основе поведения других людей, которое обычно можно объяснить по-разному».
Процесс осознанного мышления гораздо лучше, если не полагаться на ошибочные предположения, говорит она.
«Вторая проблема, не полагающаяся на существующие эвристики, такие как стереотипы, при принятии решений, может быть проще в решении. Многие исследования, включая наше собственное, показали, что ключом к успеху являются время и обдумывание; не следует торопиться с принятием важных решений и полагаться на «интуитивное чувство», поскольку первоначальные неверные суждения, скорее всего, влияют на интуицию».
Это, конечно, повышает вероятность более качественного анализа и выводов, но требует двух ресурсов, которые люди часто обнаруживают или считают, что они в дефиците.
«Когда у людей есть время и энергия, чтобы уточнить свои мысли о других, они с большей вероятностью примут во внимание то, что последовало за их потенциально вводящими в заблуждение первоначальными суждениями, то есть дополнительные доказательства или контрдоказательства их впечатлений», — говорит Олчайсой Октен. «Затем, например, они рассматривают возможность того, что новый коллега мог сдать задание с опозданием из-за недопонимания с их стороны. Не потому, что новый коллега — неряшливый человек».
Можно не всегда точно знать или вообще не знать, как они впервые пережили это, но если они узнают или предположат, что все прошло не очень хорошо, что тогда?
«Первые впечатления формируются быстро, даже за миллисекунды, и они, как правило, устойчивы», — говорит Олчайсой Октен. «Тогда я предлагаю скорее исправить «неправильное» впечатление других о нас. Если кто-то чувствует, что во время первого взаимодействия он не точно отразил свой образ, он может попытаться исправить это позже с помощью открытого разговора. Исследования показывают, что если воспринимающие достаточно мотивированы и сосредоточены, впечатления могут измениться».
Сюрпризы случаются с учеными в их исследованиях. Это случилось и с Олчайсой Октен.
«Самым удивительным открытием в моих исследованиях было то, как легко и быстро мы формируем первое впечатление и насколько оно долговечно», — говорит она.
«В ходе нескольких исследований я показывал участникам исследования фотографии других людей в сочетании с простыми действиями, такими как сдача задания с опозданием или тайное перекладывание денег в кошелек нуждающегося друга. У участников было всего 5 секунд, чтобы прочитать каждую пару «поведение-картинка», всего было 24 пары. Когда через 48 часов они вернулись на очередную учебную сессию, большинство из них вспомнил свои впечатления от черт примерно половины этих людей, которые они кратко узнали о два дня назад.
«Так, например, человека, сдавшего задание с опозданием, они признали «ленивцем», а человека, подсунувшего деньги, «помогающим». Это говорит о том, что если мы ненадолго встретимся на вечеринке с двумя десятками человек, у нас вполне может сложиться долговременное впечатление о каждом человеке, не имея намерения или даже осознания этого. И эти быстрые впечатления, кажется, тоже не так легко меняются. Мы с коллегами предполагаем, что именно так формируются и поддерживаются стереотипы», — говорит она.
Научиться развивать большую ясность, точность и предотвращать или управлять недостатками и рисками в мышлении при взаимодействии с другими людьми может быть очень полезно, если не полагаться на предположения о небольших объемах выборки информации, осознавая проблемы, которые могут возникнуть.
«Понимание происхождения и последствий первых впечатлений — это первый шаг к устранению предубеждений в этих впечатлениях», — говорит Олкайсой Октен. и точнее воспринимать людей?
«Это вопрос на миллион долларов», — заявляет она. «Я думаю, что постановка реальной цели быть беспристрастным или объективным — это первый важный шаг к эффективному регулированию предвзятости.
«Важно, исследования показывают, что цель быть беспристрастным должна быть подлинной, а не продиктованной другими, и автоматизированной. Один из способов автоматизировать это — составить план «если-то» . Доктор Питер Голлвитцер и его группа социальных психологов показали, что формирование простого плана «если-то» , связывая сигнал окружающей среды с желаемым действием, может помочь автоматизировать желаемое поведение, например, иметь непредвзятое восприятие других».
Она приводит пример того, как это может работать на практике.
«Например, работодатель может напомнить себе, что если он проводит собеседование с кандидатом на работу в конференц-зале, он будет уделять все внимание тому, что говорит кандидат. Они могут несколько раз отрепетировать: «Если я буду в конференц-зале, я полностью сосредоточусь». Даже такой простой план может помочь справиться с предубеждениями в определенное время и в определенном месте».
У такого практичного и полезного предложения есть одна оговорка.