Эффект первого впечатления
Всем нам хорошо известна поговорка «встречают по одёжке, провожают по уму», также бытует фраза «первое впечатление всегда обманчиво». Есть ли истина в этих словах? Действительно ли мы, не в состоянии правильно оценить человека, которого видим впервые?
Значение эффекта первого впечатления
При формировании первого впечатления существует известное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.
Формирование первого впечатления — довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, обратные связи разного рода.
Психологическая сущность формирования первого впечатления
«Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.»
Ф. Ларошфуко
Психологической сущностью формирования первого впечатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предстоит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании которых будет выстраиваться образ другого человека. Этот образ во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.
Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осознается человеком, но они серьезно влияют и управляют процессом оценивания.
Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:
антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.
Антропологические стереотипы связаны с внешним обликом человека, его имиджем. Социальные — с его статусом и родом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.
В формировании первого впечатления большую роль играет психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умного, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.
Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.
Сильное влияние на процесс восприятия собеседника оказывает его национальность. Для многих это существенно может либо дистанцировать партнера по общению, либо, наоборот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возникнет сближение позиций.
На процесс оценивания оказывает сильное влияние психологическое проецирование. Практика подтверждает, что при формировании первого впечатления всегда присутствует психологический феномен проецирования, т. е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека наблюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впервые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружественных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.
Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.
Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают антропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:
1. Физическая привлекательность. Действительно, замечено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты способен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.
Оценивая привлекательность, особое внимание обращают на лицо.
Важнейшую роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установлении контактов с людьми.
2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологической инициативой, от остроумия, выразительности и особого рода артистизма.
3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривается как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одежды обращают внимание на следующие особенности:
а) насколько одежда соответствует случаю.
б) насколько одежда опрятна.
в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стереотипу.
В восприятии стиля одежды имеются достаточно устойчивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (особенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консервативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и независимость.
4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психологическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.
Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, оптимизм и другие положительные эмоции. К таким быстро проникаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.
Практические советы-рекомендации по формированию первого впечатления.
«Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим».
Ж. Лабрюйер
Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими. Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить — все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд общения. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд контакта?
Во-первых, первоначальное появление перед собеседником. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.
Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия. Именно они сообщают партнеру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.
Третьим слагаемым первого впечатления является интонация голоса, которая должна быть приветливой и выразительной.
Ваша решительность и уверенное представление во многом определяют то, как партнер будет обращаться к вам.
Позаботьтесь о собственном имидже, начиная с одежды.
Забота об имидже начинается для делового человека с заботы о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккуратно причесанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви).
Говоря о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует забывать о главном — о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.
Устанавливайте связь с партнером с помощью взгляда. Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнеры встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного контакта.
Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:
— взгляд способствует внушению так же, как и слова;
— прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;
— когда один партнер говорит, опытный слушающий не
допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.
Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно говорят, что глаза — зеркало человеческой души. Язык взгляда
способен сказать о многом, а точнее — об истинных чувствах вашего собеседника.
Взгляд человека и связанные с ним сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации, которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, если же более 2/3 — разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.
По своей специфике взгляд может быть:
деловой — когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринужденного общения;
интимный — когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица — на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении;
взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.
Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распознавания отношения человека к собеседнику или к ситуации, которая в данном случае обсуждается.
Научитесь управлять своей мимикой. Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации о психологическом состоянии человека.
Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, “отвечает” за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные — ярче выражены на левой.
Таким образом, владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.
Умело управляйте языком своего тела. Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнера, а с другой — препятствуют, мешают говорить.
К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка, кивок головы, наклон корпуса вперед при сидении на стуле, активное молчание, свободная, расслабленная поза, прикосновение (при полученном согласии на это), зрительный контакт, обращенность к говорящему (ориентация на него корпуса), открытые ладони и др.
К отрицательным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или “бегающий” взгляд, руки на затылке, вздохи, прищур глаз, нахмуренные брови, скрещенные на груди руки, остановившийся (обращенный в себя) взгляд, покачивание ногой в позе “нога на ногу” и др.
Овладейте искусством жестовой коммуникации. Жестика, исследующая многообразную гамму движений тела, занимает особое место в невербальном общении, поскольку формирует алфавит жестов, без которого крайне трудно достигнуть взаимопонимания.
Научитесь определять реакцию своего собеседника. Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше узнать о партнерах. Эта реакция является ценным индикатором, который дает нам знать, как идет процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения.
Вдохновитесь и вдохновите своего партнера. Вдохновиться самому и на долгий срок — вот что создаст положительные отношения в общении с партнером. Если же дать возможность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает вас привлекательным, энергичным и целеустремленным; помогает преодолеть депрессию, страх перед изменениями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию. Наконец, вдохновение помогает вам показать собеседнику, что он вам симпатичен. Именно это ведет к успеху во взаимоотношениях.
По материалам:
Панкратоа В.П. Психотехнология управления людьми.
Чалдини Р. Психология влияния.
Правила первого впечатления | Блог 4brain
Исследователи говорят, что харизма – это талант выражать свои мысли и эмоции с помощью точных и остроумных метафор, а также артистической мимики и языка тела, и при этом излучать абсолютную уверенность в себе.
Именно харизма помогает производить первое впечатление на нового знакомого или аудиторию.
В этом дайджесте разбираемся в этом вопросе и учимся производить правильное первое впечатление.
Некоторые цифры>0,1
секунды требуется человеку, чтобы оценить лицо собеседника [BBC, 2019].
44%
людей при знакомстве обращают внимание на глаза человека [Science Of People, 2016].
На 76%
точны наши первые впечатления о других людях [Science Of People, 2016].
Опрос
Каждый из нас выделяет в других людях что-то особенное, что ценит, уважает, считает важным и показательным. И это касается как общения в целом, так и общения в первые минуты знакомства. Уверены, у вас тоже есть какие-то «пунктики», на которые вы обращаете внимание в первую очередь. Каковы они?
Пройти опрос
🥳
4brain 6 лет!Друзья, если вы хотите лично поздравить нас с днем рождения, можете написать слова поздравления.
А лучшим поздравлением от вас будет поговорить с нами лично: обсудить, какие еще курсы или возможности вы хотите видеть на сайте 4brain, задать нам вопросы или просто поболтать об образовании и саморазвитии.
С вас номер телефона, с нас – приятные подарки от «Литрес» и Level One 😉
Оставить поздравление
📝 Упражнение «Точка»
Множество людей при общении с окружающими придают большое значение их взгляду. И, действительно: то, как смотрит человек, способно сказать о нем немало интересного, и чтобы научиться производить хорошее первое впечатление, да и вообще добиваться большего успеха в общении, нужно развивать и тренировать уверенный взгляд. И для этого существуют специальные упражнения, например, упражнение «Точка».
Возьмите обычный лист бумаги и нарисуйте в его центре черным маркером круг диаметром около 3 см. Затем повесьте этот лист на стену ну уровне глаз и сядьте напротив него на расстоянии примерно 1 метр. Начните смотреть в центр круга в течение 1 минуты, стараясь не отводить взгляд и не моргать. Сосредоточьтесь и представьте, будто ваши глаза источают энергию, и направьте ее в центр круга.
Спустя минуту немного отдохните, а после повторите упражнение. Сделайте 3-5 подходов. Повторяйте на протяжении нескольких дней. А когда задание станет выполнять легко, увеличьте время до 2 минут. В идеале нужно достичь результата, когда вы, не отрываясь, смотрите на круг в течение минимум 5 минут.
Параллельно применяйте «новый» взгляд на практике, общаясь с другими людьми. Уже скоро вы начнете замечать, что стали увереннее в себе, а люди воспринимают вас несколько иначе. Показателем сильного взгляда может быть то, что люди отводят глаза, когда вы на них смотрите, или без сопротивления выполняют ваши просьбы. Тренируйтесь и проверяйте, как это работает!
💡 Это полезно
Чтобы научиться находить общий язык с кем угодно и где угодно, приглашаем вас на онлайн-курс «Лучшие техники коммуникации». На курсе вас ждут 72 техники, которые помогают налаживать контакт, разрешать конфликты и договариваться.
Эта программа для вас, если:
👨💼 Вы управляете коллективом и вам нужно находить индивидуальный подход к каждому его участнику, уметь разрешать конфликты.
👪 Вы хотите наладить доверительные отношения с родными и близкими, улучшить взаимопонимание.
💼 Ваша работа связана с необходимостью общаться с людьми – как знакомыми, так и незнакомыми.
💬 Вы хотите научиться завязывать и поддерживать разговор в любой компании, избегая неловкого молчания.
🤝 Вы стремитесь развивать коммуникабельность, чтобы лучше взаимодействовать с окружающими, заводить нужные связи, легко знакомиться.
🤬 В процессе общения вы часто конфликтуете, не умеете находить общий язык с собеседниками, из-за чего страдают отношения с ними.
⏰ Продолжительность курса: 2 месяца
📑 В курсе: 43 урока
💰 Цена курса: 995₽ (цена действительна до 31 августа)
В новом потоке вас ждет еще больше приемов и упражнений!
Записаться со скидкой
Ключевые слова:1Коммуникации
Автор: Полина Груданова
Получить на почту
Количество первых впечатлений
Многие люди, которых вы встретите в аспирантуре, окажут большое влияние на ваше будущее. Инструкторы. Однокурсники, некоторые из которых могут стать коллегами. Надзорные органы. Члены комитета. Потенциальные работодатели. Взаимодействуя с этими и другими людьми, впечатления, которые вы производите, могут оказать реальное влияние на ваш академический и профессиональный успех.
«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», — говорит Джеймс Улеман, доктор философии, профессор психологии Нью-Йоркского университета и исследователь управления впечатлением. «Несмотря на конгениальность многих профессиональных встреч, суждения выносятся и впечатления формируются все время».
Серьезные исследования подтвердили важность первых впечатлений при изучении различных факторов, влияющих на их формирование. Например, исследование 2009 года, опубликованное в бюллетене
«Впечатление, которое вы производите, может повлиять на будущие возможности трудоустройства, сотрудничество или другие важные дела», — говорит он.
Как повысить свои шансы произвести сильное впечатление, когда это необходимо? Вот шесть стратегий.
1. Знайте свою аудиторию.
Отправляясь на собеседование на стажировку, обсуждение работы или деловое мероприятие, сначала загуглите людей, с которыми вы встретитесь, чтобы определить их исследования и другие интересы, говорит Александр Тодоров, доктор философии, профессор психологии и связей с общественностью Принстонского университета. Затем придумайте несколько обоснованных вопросов, чтобы задать им, чтобы начать разговор или справиться с затишьем. «Составьте шпаргалку, чтобы напомнить себе о работе каждого человека, который берет у вас интервью», — говорит Розанна Гуаданьо, доктор философии, профессор психологии Университета Алабамы. «Держите его в сумке или портфеле и освежайте в памяти во время перерывов в туалете». Это не только поможет вам лучше подготовиться к вопросам, но и продемонстрирует, что вы достаточно заботитесь о возможности подготовиться.
2. Излучайте уверенность.
Вполне естественно чувствовать себя напуганным, когда вы разговариваете со знаменитым ученым на конференции или объясняете свое исследование аудитории, полной опытных исследователей, но не позволяйте своему беспокойству проявляться.
Одним из признаков уверенности является простое изменение голоса. Если вы будете говорить медленно и спокойно, вы будете выглядеть более уверенно, чем в противном случае. То же самое касается зрительного контакта вместо того, чтобы постоянно смотреть на заметки.
3. Изящно отвечайте на вопросы.
Будь то собеседование при приеме на работу или неформальная встреча, о вас будут судить по тому, как вы отвечаете на вопросы, особенно на сложные. Так что не занимайте оборону. «Вопросы — это признак интереса к вашей работе, а не атака на нее», — говорит Гуаданьо.
Если на презентации кто-то задаст вам вопрос, на который вы не знаете ответа, это нормально. «Попробуйте превратить это в идею для нового исследования или отложите для обсуждения после презентации», — говорит Гуаданьо. Или попробуйте ход, который очень умело используют политики: вместо этого ответьте на другой, но связанный с этим вопрос. Скорее всего, ваш следователь не воспримет это как уловку, и разговор продолжится.
4. Подготовьтесь и потренируйтесь.
Быть неподготовленным — серьезный недостаток, говорит Джеймс Тайлер, доктор философии, профессор психологии Университета Пердью, который провел исследование того, как производится впечатление. «Скажем, например, вы отвечаете за подведение итогов исследовательской статьи на еженедельных собраниях лаборатории. Если вам кажется, что вы недостаточно подготовились к выполнению этой обязанности, это может указывать на множество негативных качеств». Конечно, вы никогда не хотите показаться плохо организованным или, что еще хуже, ленивым.
Для презентаций на конференциях или других выступлений перед группой всегда разумно практиковать свое выступление. «Вы должны практиковаться перед другими», — говорит Джонсон. «Обязательно пройти несколько раундов редактирования и отрепетировать речь, чтобы она отполировалась».
5. Будьте хорошим слушателем.
Люди любят говорить о себе, поэтому вы можете обнаружить, что можете пройти собеседование, просто задавая проницательные вопросы о других. «Ключ к отличному интервью — и к тому, чтобы понравиться людям в целом — это показать, что вы считаете их важными», — говорит Кристин Уилан, доктор философии, профессор социологии Питтсбургского университета, изучающая управление впечатлением. «Показывайте работодателям интерес к их компании, а также к тому, что вы можете для них сделать, и вы проделаете долгий путь к тому, чтобы стать их лучшим кандидатом на эту работу».
Для этого обращайте внимание на то, что говорят другие. Смотрите в глаза, кивайте и не перебивайте и не заканчивайте предложения других. «Постоянная смена темы или отсутствие интереса к исследованиям может очень раздражать», — говорит Улеман. И имейте в виду, что разговор — это улица с двусторонним движением, советует Улеман. В любом обсуждении обязательно дайте другому человеку достаточно возможностей для ответа.
6. Опрятно одевайтесь.
На большинстве профессиональных и академических встреч и интервью старайтесь носить консервативную, сдержанную одежду. Никаких коротких юбок или декольте для женщин, никаких дырявых джинсов или одежды из секонд-хенда ни для кого. «Подгоните одежду под тип работы, которую вы надеетесь выполнять», — говорит Уилан. Хотя надеть костюм никогда не помешает, для академического собеседования в нем часто нет необходимости. «Опрятная, профессиональная одежда всегда будет выигрывать», — говорит она.
Женщины также могут подумать о том, чтобы накраситься: исследование PLoS ONE , проведенное в октябре 2011 года, показало, что люди считают женщин с макияжем более привлекательными, компетентными и заслуживающими доверия, чем те, у кого нет макияжа, хотя слишком много макияжа подрывает это впечатление. Еще один досадный факт: исследование, проведенное Гуаданьо и Робертом Чалдини в журнале Sex Roles (2007), показывает, что профессиональная одежда особенно важна для женщин, говорит Гуаданьо.
«Женщины должны больше думать о своей прическе и одежде и о том, что это говорит о них», — говорит она. «Однако я призываю всех студентов выбирать одежду, которая им удобна, но при этом свидетельствует о профессионализме».
Марк Роух, писатель из Дублина, штат Вирджиния.
Психология первых впечатлений
Помните знаменитую фразу из фильма «Джерри Магуайр», где Рене Зеллвегер говорит Тому Крузу: «Ты сказал мне «привет»»? Или как участники быстрых свиданий почти мгновенно оценивают привлекательность успешного свидания или отношений? Или руководители, проводящие собеседование с кандидатами на работу, утверждающие, что решили, кого выбрать, в первые несколько минут собеседования?
Первые впечатления важны и удивительно точны, но могут также содержать здоровую дозу как предвзятости, так и неправильного восприятия.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Может ли улыбка изменить способ медитации?
Немного истории
Первые впечатления являются неотъемлемой частью человеческого взаимодействия, и философы и ученые уже давно обсуждают идею о том, что лицо является окном в наши внутренние черты. Объяснения этого феномена включают стереотип привлекательности, самоисполняющиеся пророчества или гипотезы «хороших генов» из эволюционной психологии, но были неоднозначные выводы относительно точности таких суждений.
Люди регулярно выносят субъективные суждения о других, сознательно и подсознательно. Но сколько информации можно получить, взглянув на лицо? Идея о том, что внутренние черты могут быть отображены внешне, восходит как минимум к Аристотелю, который утверждает: «Можно вывести характер из черт» (Prior Analytics, 2.27).
В конце 1700-х годов Иоганн Каспар Лафатер, швейцарский пастор, опубликовал серию эссе об этом идеале, известном как физиогномика, который приобрел большое количество последователей в 19-м веке. век. Форма носа, постановка челюсти, ширина лба — все это было ключом к пониманию того, подходит ли человек для определенной профессии, потому что эти физические черты были напрямую связаны с интеллектом, добротой или настойчивостью. . Такие суждения основаны на устойчивых чертах и характеристиках лица, а не на мимолетных выражениях, эмоциях или взаимодействиях.
Во времена Дарвина физиогномика считалась фактом, и он ссылается на нее в своем дневнике в отношении коренных народов, которых он встретил во время своих путешествий. Физиогномика вышла из моды в конце 1920-го века из-за его связи с френологией — представлением о том, что личность человека можно определить, читая выпуклости на его или ее черепе, которые представляют собой определенные области мозга, которые больше или меньше. Вскрыв череп, ученые обнаружили, что внутренняя часть черепа гладкая, поэтому выпуклости никак не могли представлять области мозга, и, таким образом, френология была дискредитирована, а вместе с ней и ее двоюродная физиогномика.
Что говорят исследования
Итак, что говорят более поздние исследования, которые могут помочь нам оценить достоверность и достоверность первых впечатлений?
Согласно исследованию, проведенному Джереми Бисанцем из Университета Британской Колумбии, в «Социальная психология и наука о личности», , есть два способа быть правым в отношении личности человека. Мы можем знать, чем люди отличаются друг от друга, но хороший знаток людей знает, что люди в основном похожи. Например, почти каждый предпочел бы быть дружелюбным, а не ссориться. Чем больше людей оценивали личность своего партнера так, как это обычно бывает со всеми, тем более точным они считали свое восприятие.
Исследование ученых из Йоркского университета показывает, насколько быстро мы формируем первое впечатление. «Впечатления от лица важны, учитывая, что они происходят очень быстро (всего за 33 миллисекунды) и имеют последствия, например, для прогнозирования результатов государственных выборов и влияния на романтические предпочтения», — объяснила автор исследования Дженнифер К. Саут Паломарес. Исследователи обнаружили доказательства того, что для формирования первого впечатления достаточно одного взгляда на лицо человека в течение всего от 33 до 100 миллисекунд.
Исследование было опубликовано в журнале Social Psychological and Personality Science. Выводы особенно актуальны в наши дни благодаря таким приложениям для знакомств, как Tinder, которые полагаются на первое впечатление. «Мы изучили первые впечатления людей о лицах по трем основным характеристикам в литературе о предпочтениях партнеров: надежность, статус и привлекательность», — сказал Паломарес. «Важным следующим шагом является просьба участников оценить лица на основе их предпочтений в романтических отношениях, чтобы мы могли увидеть, какие черты являются приоритетными в романтических предпочтениях лиц участников».
Исследователи из Принстона Джанин Уиллис и Александр Тодоров выяснили это, дав одной группе студентов университета 100 миллисекунд, чтобы оценить привлекательность, компетентность, симпатию, агрессивность и надежность лиц актеров. Члены другой группы могли заниматься столько, сколько хотели. Их суждения по большинству черт были такими же, как и у людей, у которых была только десятая доля секунды. Большая часть этого суждения основана на вещах, которые вы не можете изменить. Например, исследования показывают, что более женственные, детские и счастливые лица вызывают больше доверия. Не только наши глаза помогают нам сформировать первое впечатление. Исследования итальянского психолога Мариэллы Паццаглии показывают, как наше обоняние помогает нам решить, является ли кто-то другом или врагом. Согласно исследованиям, по запаху мы определяем, принадлежит ли кто-то к нашей семье или социальной группе. Если кто-то пахнет знакомо, это признак того, что он похож на нас и может оказать социальную поддержку. Но если они пахнут слишком по-другому, мы думаем, что они могут не думать о наших интересах.
Психолог Лесли Зебровиц из Университета Брандейса изучила информацию о лицах, которую мы используем, чтобы судить о других людях. Когда она и ее коллеги попросили участников оценить лица на фотографиях по таким личностным качествам, как доминантность и теплота, большинство из них оценили людей на фотографиях одинаково — и эти результаты справедливы для разных культур, предполагая, что процессы, которые мы используем для создания первых впечатлений, являются врожденными. Есть даже свидетельства того, что младенцы и маленькие дети оценивают лица так же, как и взрослые, что усиливает аргументы в пользу эволюционировавшего механизма. Как отмечает Зебровиц, неправильное первое впечатление может иметь серьезные социальные последствия. Люди с «правильным» лицом считаются более симпатичными, знающими и способными.
Однако люди с «неправильным» лицом считаются неприступными, некомпетентными и ненадежными. Таким образом, ваше лицо само по себе может иметь большое влияние на вашу социальную жизнь, успех в карьере и даже юридические решения. обращены вверх по углам, кажутся счастливыми независимо от того, как они себя чувствуют. Внешность дает нам четкое представление о личности человека без необходимости говорить или двигаться. По словам Эллиота Аронсона и его коллег, женщины, как правило, лучше мужчин оценивают невербальное поведение. Эффект «красивое — это хорошо» — очень актуальное явление, когда имеешь дело с первым впечатлением от других. Привлекательные цели оцениваются более положительно и как обладающие более уникальными характеристиками, чем непривлекательные, согласно исследованию Г. Красота также оказывается в некоторой степени субъективной, так что даже цели, которые не являются универсально привлекательными, могут получить выгоду от этого эффекта, если они привлекают наблюдателя.
В исследовании, проведенном в 2014 году, группа Йоркского университета сообщила, что впечатления о таких чертах, как доступность, молодость/привлекательность и доминирование, могут быть сформированы на основе измеримых характеристик, таких как форма и расстояние вокруг глаз, носа и рта.
Установлено, что первые впечатления о социальных чертах, таких как благонадежность или доминантность, достоверно воспринимаются по лицам. Физические черты лица были объективно измерены по положению черт и цвету. Нейронная сеть использовалась для моделирования параметров доступности, юношеской привлекательности и доминирования.
По словам исследователя Кэрол Гинси Гоман, невербальное поведение особенно важно для формирования первого впечатления при встрече с деловым знакомым. В частности, подчеркиваются компоненты социальной выразительности, такие как улыбка, положение бровей, эмоциональное выражение и зрительный контакт. Выпрямление осанки, легкий наклон и крепкое рукопожатие способствуют формированию благоприятного впечатления в американском деловом контексте.
После того, как первое впечатление сформировано, оно обычно остается стабильным. Обзор литературы о точности и влиянии первых впечатлений на оценки на основе оценщиков показал, что первые впечатления оценщиков сильно коррелируют с более поздними оценками, но неясно, почему именно новое исследование предполагает, что первые впечатления настолько сильны, что они более важны. важнее, чем факт. Исследователи говорят, что люди используют голоса, чтобы мгновенно судить о людях. «С первого слова, которое вы слышите от человека, у вас начинает складываться впечатление о его личности», — говорит Фил Макалир, психолог из Университета Глазго в Шотландии, руководивший исследованием.
В своем эксперименте Макалир записал 64 человека, мужчин и женщин из Глазго, читавших абзац, в котором было слово «привет». Затем он извлек все приветствия и попросил 320 участников прослушать разные голоса и оценить их по 10 различным личностным характеристикам, таким как надежность, агрессивность, уверенность, доминирование и теплота. Он обнаружил, что участники в основном сошлись во мнении, какой голос соответствует какой черте характера.
Менее чем за секунду, то есть за то время, которое требуется, чтобы сказать «привет», мы делаем мгновенное суждение о чьей-то личности, — говорит Джоди Крейман, исследователь из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, изучающий, как мы воспринимаем голос. Услышав только краткое высказывание, мы решаем, приблизиться ли к человеку или избежать его. Такие быстрые оценки, говорит она, имеют долгую эволюционную историю. Мы все слышали о важности первых впечатлений и о том, как трудно потом их изменить.
Противоречивые взгляды
Исследования показали, что первое впечатление на удивление достоверно», — говорит Даниэль Канеман, психолог, лауреат Нобелевской премии и автор книги « Думай быстро и медленно
«Если ваше первое впечатление ошибочно, может потребоваться некоторое время, чтобы понять это, поскольку ваши ожидания, как правило, оправдываются», — говорит Канеман. «Когда вы ожидаете определенной реакции, вы, вероятно, почувствуете ее, даже если ее нет».
В своей новой книге «Номинальная стоимость , » Александр Тодоров из Принстонского университета сводит воедино все, что он узнал о первых впечатлениях. На первый взгляд — и при внимательном прочтении — это увлекательное и тщательное изучение предмета. Обширный тур Тодорова включает в себя историю физиогномики (сомнительная наука о предсказании характера по внешнему виду) и обзор современных исследований первого впечатления, большую часть которых Тодоров провел в своей Лаборатории социального восприятия в Принстоне. Его вывод: мы находим непреодолимым осуждение других на основе одного взгляда, но суждения, к которым мы приходим, обычно неверны. Тодоров сообщает, что люди могут составить первое впечатление о лице человека всего за 30–40 миллисекунд. Это меньше времени, чем нужно, чтобы сказать «миллисекунды». Более того, мы начинаем формировать первые впечатления еще в младенчестве. В своей лаборатории Тодоров генерировал лица на компьютерах, которые собирали их из черт, которые, как было показано, надежно производят определенные впечатления у зрителей. И он и его коллеги обнаружили, что 11-месячные младенцы чаще ползут к «заслуживающим доверия» лицам, чем к «незаслуживающим доверия».
Если теории физиогномики не выдерживают критики, почему они все еще существуют? Потому что, поясняет Тодоров, хотя их заявления были неверны, они ухватились за фундаментальную истину: «Мы сразу формируем впечатления от внешнего вида, мы соглашаемся с этими впечатлениями и действуем в соответствии с ними». Вот почему генеральных директоров, которые считаются более компетентными, нанимают, чтобы они руководили более успешными фирмами. И именно поэтому политические кандидаты — в странах по всему миру — которые выглядят более компетентными, побеждают на выборах.
Проблема в том, что даже несмотря на то, что компетентность — это взгляд, который многие из нас могут признать и с которым согласятся, он проникает только поверхностно. Оказывается, внешний вид компетентности предсказывает более высокую оплату генерального директора, а не более высокую корпоративную эффективность. И я оставлю вас делать собственные выводы о действительной компетентности этих компетентных политических кандидатов.
Более того, наше понимание того, что включает в себя видимость компетентности, благонадежности или общительности, стало настолько продвинутым, что теперь можно манипулировать изображениями для создания ложных впечатлений. Тодоров изучал влияние изменения формы рта, изгиба бровей или высоты лба на первое впечатление. «Мы можем добиться еще большего успеха, построив математические модели впечатлений», — пишет он. «Используя эти модели, мы можем по желанию увеличивать или уменьшать конкретное впечатление от лица, будь то благонадежность, доминирование или любое другое впечатление».Независимо от того, намеренно ли лицо вводит нас в заблуждение, первое впечатление не является верным. «В нескольких областях — предсказании сексуальной и политической ориентации, изменах и агрессивном поведении — мы находим мало доказательств того, что наши впечатления точны», — сообщает Тодоров.
Что делать, вооружившись этими знаниями? Помните о своей врожденной привычке формировать поспешные суждения по внешнему виду, говорит Тодоров, и ищите другие источники знаний о людях.
«Реальная карта лица динамична и постоянно меняется, ее интерпретация быстро меняется в различных ситуациях», — заключает Тодоров. «Пока мы помним об этом, мы с меньшей вероятностью попадемся в ловушку физиогномистов, рассматривающих лицо как источник информации о характере». Он говорит: «Наши результаты показывают, что простое статистическое положение лиц наполняет их социальным значением — лица оцениваются тем негативнее, чем больше они отклоняются от изученной центральной тенденции или от того, что каждый человек считает типичным лицом».
Он добавил, что наши ошибочные первые впечатления становятся все более важными в цифровом мире, где работодатели выбирают кандидатов на основе их профилей в LinkedIn, а одинокие выбирают потенциальные даты, просматривая фотографии в Tinder.