Подростковая влюбленность. Как родителям поддержать ребенка?
ПСИХОЛОГИЯ / 9 октября
Подростковая влюбленность — это тема, волнующая многих родителей. Кажется, что ребенок 12−17 лет кардинально меняется в своем поведении, обесценивает и не слышит слова взрослых, становится «неуправляемым».
Потеря доверительного контакта и контроля, появление у подростка значимого круга друзей и первая любовь — непростое время для ребенка и родителей. Мы пообщались с экспертом, психологом и преподавателем Среды обучения Юлией Соколовской, и в этой статье расскажем, как взрослым конструктивно прожить этот период и поддержать ребенка.
Что творится в голове у подростка?
Почему подросток редко прислушиваются к словам старших? В этом возрасте встречаются две противоположные задачи:
отделиться, обесценить опыт родителей и своей семьи;
необходимость применить на практике в кругу равных (сверстников) приобретенные ценности и стратегии построения отношений.
При этом важно помнить, что основные ценности, формы взаимодействия и построения близких отношений человек усваивает в своей семье до семи лет. Поэтому, бунтуя, подросток продолжает оценивать себя и мир из той системы, которая сформировалась в его семье. Конечно, задачей возраста является и необходимость пробовать новое, экспериментировать, получать практический опыт, но это будет «тестирование» уже приобретенных знаний о мире.
Подростковая любовь — что это?
Уже и в возрасте 12−17 лет человек способен на глубокие чувства, редкий родитель усомнится в способности своего ребенка любить. Но особенностью подростковой любви и влюбленности будет ее обусловленность физиологическим развитием и потребностью в принятии кругом ровесников.
Стать частью мини-общества друзей, одноклассников — это задача, которую реализует ребенок в этом возрасте. Подросток, вступая в романтические отношения, преследует желание быть признанным другими, а потребность в самоуважении отходит на второй план. Именно поэтому, иногда взрослые расценивают увлеченность ребенка противоположным полом, как неадекватное.
Подростковый возраст — это время апробации приобретенного знания о мире, экспериментов, практического опыта здесь и сейчас. Для ребенка не так важны свои желания и чувства «чего я хочу», «как мне надо», как опыт принятия и реализации в значимой для него группе.
Как родитель может помочь ребенку?
Не ожидать от подростка «разумности», саморазвития и желания меняться с пользой для себя. Как мы говорили выше — это не задачи этого периода.
Попробуйте посмотреть на ребенка, как на отдельного человека, который сейчас учится реализовывать себя в мире. В чем-то ваш ребенок — новый и незнакомый собеседник, который с каждым годом будет становиться все независимее. Чтобы сохранить или снова обрести близость, познакомьтесь с ним заново.
Важными качествами родителя, в котором нуждается подросток, являются стабильность, принятие, поддержка. Хоть это и не всегда легко, постарайтесь создать для ребенка пространство, в котором он может совершать свои выборы и ошибки, рассчитывая на вашу устойчивость и мудрость.
Сексуальность в подростковом возрасте
В возрасте 12−17 лет ребенок исследует, что значит быть мужчиной или женщиной, как вести себя и что значит «нормально»? Это время знакомства со своим телом и желаниями. Подросток обнаруживает интерес к противоположному (или к своему) полу.
Через исследование чувственности, происходит половая идентификация подростка.
В современном мире, где гендерные границы становятся гибкими, мы не можем говорить о том, что потребности девочек и мальчиков сильно отличаются. Подростков привлекает не только чувственно-сексульный опыт, но и потребность в ласке и эмоциональной связи.
Близость и доверительные отношения крайне важны для подростка. Именно поэтому в компаниях часто появляются отношения, аналогичные близко-родственным: «Она моя мама/сын», «Это мой брат, муж/жена», «Они моя семья». В этой среде ребенок получает опыт доверия, поддержки или обмана и предательства, ищет способы адаптироваться и быть принятым.
Подростничество — время для исследования следующих вопросов: «Как общаются мужчины и женщины?», «Какие нормы общения между полами в моей тусовке?», «Какое отношение ко мне допустимо?». В возрасте 12−17 лет ребенок еще не способен нести ответственность за свою жизнь. Увлеченность процессом и настоящим моментом, могут быть причинами неосторожного поведения, пренебрежением правилами безопасности, например, контрацепцией.
Родители нередко тревожатся, видя такую значимость жизненных экспериментов для своего ребенка наряду с неспособностью брать ответственность за последствия. В период влюбленности подросток может быть особенно уязвим, так как эмоционально не готов к разрыву отношений. Опыт переживания отвержения или отказа человеку, ставшему близким, может быть значимым событием в жизни ребенка.
Как родителю говорить об интимном с подростком?
Постарайтесь проявлять такт, говоря с ребенком о сексе. Если тема не была обсуждена вами ранее (часто дети начинают активно интересоваться этими вопросами в 5−7 лет), предложите обсудить сексуальность на примере книг, блогов или видео-роликов, которым вы доверяете.
Не давайте «непрошеных» советов. Чаще всего подростка интересует не сам половой акт, а способ почувствовать интимность, близость и доверие. Для этого ему необходимо чувствовать себя комфортно и безопасно не только с партнером, но и с родителями, друзьями. Тогда секс не станет для подростка единственным способом удовлетворить потребность в близких отношениях.
Выбор партнера в подростковом возрасте, увлеченность своим полом не говорит об окончательном выборе «на всю жизнь» или сексуальной ориентации. Это время исследования и экспериментов. Постарайтесь относиться к этому, как к процессу.
Сохраняйте устойчивость. Если вам сложно принять партнера своего ребенка, найдите способ поддержать себя. Например, обратитесь за советом к психологу, который поможет вам найти выход из сложившейся ситуации.
Если ваш ребенок переживает сложности в романтических отношениях, ссоры или разрыв, не умаляйте сложности этих переживаний, будьте тактичны и дайте понять, что вы на его (ее) стороне.
Не ждите от подростка поступков, которые базируются на любви к себе, самосовершенствовании, ответственности и чувстве собственного достоинства. Сейчас ей или ему процесс отношений со сверстниками важнее заботы о себе. Если вы хотите выразить свое беспокойство, используйте «Я-высказывания», говорите о себе: «Мне очень тревожно, когда я не могу дозвониться до тебя вечером. Давай договоримся: одно смс и я обещаю не беспокоить звонками, если ты будешь мне посылать смс.» или «Я умом понимаю, что это твое личное дело. При этом, сильно переживаю, поэтому срываюсь. Чтобы не было конфликтов на пустом месте может сделаем так: ради моего спокойствия посмотри, пожалуйста, этот ролик о контрацепции, а я больше не вернусь к данному вопросу».
Как понять, что с моим ребенком что–то не так?
Подростковый возраст — время перемен. Что из этого нормально, а что нет — сложный вопрос. Рано или поздно наступит другой возрастной этап, и, возможно, стоит просто подождать. Но каждый родитель лучше других знает своего ребенка и может почувствовать, когда что-то идет не так.
Если волнуетесь, что ваш ребенок подвергается деструктивному влиянию, может навредить себе или другим, для начала попробуйте поговорить. Предложите помощь, но не делайте себя единственным ее источником, давайте подростку выбор. Здесь могут быть уместными фразы: «У тебя своя жизнь и своя голова, ты со всем справишься. Мне важно знать, что если тебе будет нужна помощь — ты не станешь молчать», «Возможно, я не смогу тебе помочь, но вместе мы сможем найти человека, который может», «Мне важно, чтобы ты знал (а), что всегда есть способ позаботиться о себе, попросить о помощи. Я рядом», «Если я не слышу тебя, давай попробуем найти того, кто поможет нам понять друг друга».
Попробуйте обратиться к семейному психологу самостоятельно.
Как специалист сможет помочь, если подросток не будет присутствовать на сеансе?Вы поделитесь своими тревогами. Возможно, ситуация станет яснее, а эмоциональный накал спадет.
Психолог может дать обратную связь по вашей семейной системе, частью которой является подросток. Возможно, вы сможете снизить влияние семейных факторов, которые оказывают давление на ребенка.
Если вы будете посещать психолога, то подросток может легче согласиться прийти на прием, если это нужно не для того, чтобы его «лечили».
Период подростничества может быть сложным не только для ребенка, но и для всей семьи. Тем не менее, опыт исследования и применения на практике знаний, накопленных в более раннем возрасте очень важен. В следующем этапе — юности, он станет для человека источником знания о своих сильных сторонах и зонах роста, индивидуальных способах, которые позволяют достигать желаемого. И дальше наступит время, в котором юноша или девушка будет исследовать, как строить глубокие близкие отношения, основанные на своих ценностях и самоуважении.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Фото: <a href=’https://www.freepik.com/photos/coffee’>Coffee photo created by cookie_studio — www.freepik.com</a> <a href=’https://www.freepik.com/photos/people’>People photo created by pressfoto — www.freepik.com</a> <a href=’https://www.freepik.com/photos/people’>People photo created by freepik — www.freepik.com</a>
Психологические особенности подростков – Гимназия г.Пружаны
РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ 7-8-х классов
Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).
Основной особенностью подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма — половое созревание.
Половое развитие в подростковом возрасте резко ускоряется и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость. Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за ним развивается деятельность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.
Ha первом этапе активность половых желез отстает от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой — у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей и сверстников, на происходящие события.
В то же время они часто внешне безразличны даже к важным событиям, равнодушны к оценкам, какими бы они ни были, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть спокойно на одном месте, постоянно вертят что-то в руках.
В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника. Усиленный рост скелета опережает рост мускулатуры, из-за чего появляется некоторая непропорциональность тела, угловатость. Подростки часто ощущают себя неуклюжими, неловкими.
На втором этапе полового созревания (седьмые-восьмые классы) происходит стабилизация взаимосвязи между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В крови возрастает уровень половых гормонов. Под их влиянием у подростков развиваются вторичные половые признаки, увеличивается интерес к представителям противоположного пола, усиливается половое влечение.
Одним из центральных новообразований в личности подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным. Стремление к самостоятельности проявляется во всем, он хочет, чтобы к нему относились не как к ребенку, а как к взрослому. Поэтому у подростков (особенно у девочек) возникает повышенный интерес к своей внешности. У них формируется новый образ своего физического «Я», они болезненно переживают имеющиеся или даже мнимые изъяны лица (прыщи, угри).
Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым (одежда, прическа, косметика, курение, вечеринки с танцами и выпивкой и другое). Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью.
Подражание делает подростка взрослым и в собственных глазах, и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников для подростков более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно на этапе полового созревания некоторые подростки начинают курить, употреблять наркотики, совершать противоправные действия, хулиганить, дерзить учителям.
Характер протекания этого процесса во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими.
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости. С одной стороны, для этого сложного периода показательные негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми — взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества».
Внешние проявления коммуникативного поведения подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой — желание отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой — бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь».Главное значение получаемых в школе отметок состоит в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Но если положение можно занять за счет проявления других качеств — ценность отметок падает. Учителей ребята воспринимают через призму общественного мнения класса. Поэтому подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
«Подростковый комплекс»
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других: полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — сухим мудрствованием.
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Реакция эмансипации
Реакция эмансипации — специфически-подростковая поведенческая реакция. Она проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, вообще людей старшего поколения. Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому ребенку.
Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать по-своему, самостоятельно. Одна из крайних форм проявления этой реакции — побеги из дому и бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью».
Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Конфликты могут возникать по поводу повседневных привычек (одежды, времени отсутствия дома). Зачастую они связаны со школьной жизнью (низкая успеваемость, не сделанные уроки, необходимость подготовки к экзаменам) и, наконец, с системами норм и ценностей. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
Чувство взрослости подростка
Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать данную потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может. Отсюда стремление к «внешней взрослости», которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых» в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т. д.
Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связано с вполне определенными особенностями психического развития ребенка в этот период, со сменой ориентации подростков со взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.
Ценностные ориентации подростков
У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Подростковый кризис
В 12–14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.
Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных нарушений у детей, в том числе и нарушений учебной деятельности.
Формы негативного отношения подростков ко взрослым
В младшем подростковом возрасте пути компенсации неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно следующие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; фрустрация в форме агрессии или ухода от общения.
Для старших подростков более свойственны такие формы негативного отношения к взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов).
Преодоление конфликтов между подростками
Овладение нормами дружбы — важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте. Преодоление конфликтов между одноклассниками заключается в создании таких объективных условий в коллективе, когда каждый подросток будет поставлен перед необходимостью развивать в себе качества хорошего товарища. Хорошие результаты дает совместная деятельность и переживание конфликтующими сторонами успеха общей деятельности. Организуемая деятельность должна быть значимой для коллектива и соответствовать возможностям включенных в нее подростков.
Учебная деятельность подростка
В учебной деятельности подростка развиваются внимание, память, мышление, закаляются воля и характер, проявляются способности. Однако не учение вообще изменяет личность подростка, а специфические, особенные, характерные способы усвоения разного по содержанию и форме учебного (и не учебного) материала. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность.
Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Подростки ценят преподавателей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. Это же в равной степени относится и к воспитателям.
Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью.
Речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности преподавателями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.
Конечно, из всего сказанного не следует делать вывод, что подростковый возраст – это какой-то «инвалидный» возраст, что к подростку должно быть особенно бережное отношение, как к больному. Напротив, подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму.
Но учитывать указанные выше особенности при организации учебно-воспитательной работы необходимо.
На учебную деятельность подростка одновременно влияют несколько мотивов: если младшие хотят учиться ради самого учения и интереса к нему, то старшие – ориентируются на жизненные ценности, имеющие для них особый смысл.
Мотивы собственного роста, собственного совершенствования связаны с постоянной потребностью быть значимым, интересным для сверстников.
Примером узких учебных мотивов может быть стремление исправить плохую отметку в конце четверти. Поэтому ученик стремится не пропускать ни одного урока и дополнительного занятия по «нужному» предмету.
Мотивы престижа побуждают подростков учиться, чтобы быть лучшим среди сверстников. Для подростка стремление быть значимым и желание того, чтобы с ним считались, входит в структуру чувства взрослости.
Потребности в принятии подростка состоят в том, что ему нравятся друзья, с которыми можно обсуждать различные вопросы. Стремление к единению и принятию влияет на процесс, результат и организацию учебной деятельности.
Мотивы социального благополучия заключаются в желании как можно успешнее закончить обучение в суворовском училище и поступить в вуз. По мнению подростка, это путь к социальной успешности в будущем.
Любовь к близким людям – еще один мотив. Подросток старается быть примерным, чтобы не огорчать родителей или др. значимых для него взрослых.
Мотивы учебной деятельности не формируются спонтанно, независимо от содержания учебного предмета, роли преподавателя, воспитателя и родителей, а также вне соответствующего окружения.
Каковы причины неуспеваемости и к чему она приводит?
Для того чтобы учение приносило подростку радость открытия, желание заниматься умственной деятельностью, хорошо учиться, ему требуются определенные психофизиологические и психологические данные, поэтому причиной неуспеваемости могут быть низкая работоспособность, слабость нервных процессов, которые обусловливают быструю утомляемость, низкий темп выполнения задания (например, списывания с доски или анализа условий задачи на контрольной работе). Утомляемость подростка проявляется в вялости или суетливости, поспешности, при которых ему бывает трудно тщательно выполнять работу (например, писать сочинение, проверять ошибки, вспоминать правила). Психофизиологические свойства составляют основу темперамента и влияют как на учебную деятельность, так и на поведение в целом.
Психологические причины неуспеваемости связаны, прежде всего, с особенностями ощущений и восприятий (схватывающий и детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, особенности развития слухового или зрительного анализатора), памяти (умелое использование приемов запоминания, характер забывания, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и пр.), особенностями мышления и качества ума (гибкость, скорость, широта и глубина ума и пр.), внимания (объем, устойчивость, переключаемость, распределяемость, концентрация). Преобладание, например, зрительного типа запоминания предполагает, что подросток будет лучше помнить материал, если он рассмотрит схемы, рисунки, сделает чертеж. Незнание своих особенностей способствует слабому усвоению учебного материала и, как следствие, приводит к неуспеваемости.
Кроме психологических особенностей, на успеваемость подростка влияет его отношение к училищу, преподавателю и позиция учащегося. Бывает, что у подростка хорошо развиты психофизиологические и мыслительные свойства, память, но он плохо относится к училищу. Ему не нравятся преподаватели и сверстники. В результате учащийся будет кое-как выполнять учебные поручения, а в итоге потеряет интерес к учению.
В некоторых случаях слабо развитые память и мышление в сочетании с психофизиологическими особенностями – низкой работоспособностью, низким темпом выполнения заданий и т.д., но ответственным отношением к учению могут компенсировать в определенной мере то, что не зависит от регуляции учащегося. Однако часто это повторяться не может, и тогда происходит срыв: подросток вновь оказывается неуспевающим.
К причинам неуспеваемости подростка также относятся: психосоматические (заболевание, плохое самочувствие), педагогическая запущенность (подросток предоставлен сам себе, его никто не контролирует), психологические, зависящие от самого учащегося (разболтанность, неусидчивость, широкие, но неглубокие интересы, которые часто меняются).
Общие рекомендации
Уважаемые родители! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего, нужно иметь в виду следующее:
- Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.
- Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.
- Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).
- Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Выполнение порученного должно быть проверено. Требования должны быть одинаковыми для всех.
Психосоциальное развитие
Предыдущее
Подросток должен выполнить четыре задачи , чтобы стать хорошо приспособленным взрослым. Эти задачи подразделяются на: 1) независимость, 2) образ тела, 3) отношения со сверстниками и 4) идентичность.
Подростковый возраст делится на три периода ; ранний (12-14 лет), средний (15-17 лет) и поздний (18-21 год). Некоторые подростки будут развиваться быстрее в одной задаче, чем в других. Некоторые проходят этапы гладко, в то время как другие делают это с большой суматохой. Конечно, никто не проходит подростковый возраст точно так, как может предложить модель.
1. НезависимостьСтремление к независимости вызывает наибольшее беспокойство у родителей. Ранние подростки начинают отдаляться от родителей и меньше интересуются семейными делами. Например, подросток может отказаться пойти с семьей в кино или продемонстрировать свою волю, отказавшись выполнять работу по дому в соответствии с графиком родителей. Ранние подростки часто бывают капризными, то приветливыми, то неприятными по отношению к своим семьям. Обычно подросток в основном настроен враждебно по отношению к самому «контролирующему» родителю. Ранние подростки жаждут уединения и хотят контролировать свою личную информацию, поскольку они живут отдельно от жизни своих родителей. Подростки среднего возраста часто враждебно относятся к родителям и авторитетным лицам. Некоторые открыто восстают, в то время как другие тайно отстаивают свою независимость, когда не находятся под присмотром взрослых. Взрослые, в том числе врачи, считают, что многие решения, принимаемые подростками, вызывают беспокойство, и взрослые чувствуют разочарование из-за отсутствия контроля над подростком. Из-за своего бунтарского характера и рискованного поведения подростки среднего возраста представляют собой группу, которую общество «любит ненавидеть». К позднему подростковому возрасту большинство семей привыкают к индивидуальности подростка и его навыкам принятия решений. Подросток, приобретая уверенность с изменением роста, все чаще обращается к родителям за советом и руководством в принятии решений, хотя это не означает, что они всегда делают то, что хочет родитель. Взаимоотношения между родителями и подростками больше на уровне взрослых-взрослых. Врач должен принять во внимание этот шаг к независимости и помочь родителям надлежащим образом возложить на подростка ответственность за медицинское обслуживание. Например, подростку младшего возраста может потребоваться напоминание о ежедневном приеме лекарств, в то время как подростку среднего возраста этого делать не следует. К позднему подростковому возрасту пациента следует поощрять к тому, чтобы он сам записывался на прием, следил за потребностями в лекарствах и получал рецептурные препараты. Неспособность распознать этот шаг к независимости делает врача склонным к тому, чтобы выглядеть «агентом родителя» и может затруднить завоевание доверия подростка. |
2.Изображение телаПодростки осознают свое физическое развитие и тот факт, что оно предвещает взрослую жизнь. Большинство ранних подростков не уверены, что думать об изменениях в своем теле и сопутствующих гигиенических обязанностях. Запах тела, волосы в подмышечных впадинах, прыщи и менструальные спазмы не вызывают особого восторга. Быть «нормальным» очень беспокоит подростков младшего возраста и приводит к постоянным сравнениям с другими. Общие вопросы включают «достаточно ли длинный мой пенис?», «достаточно ли велика моя грудь?» и «нормально ли, что одно яичко свисает ниже другого?» Пубертатная гинекомастия или физиологические выделения из влагалища могут пугать подростка. Средние подростки легче переносят изменения и хотят максимально использовать свое «новое» тело. Одежда, украшения и макияж становятся популярными с этой группой. Забота о таких проблемах, как прыщи или нежелательные волосы (например, брови), становится первостепенной задачей. Тяжелая атлетика и диета также становятся важными. С обретением уверенности в себе приходит повышенный интерес к противоположному полу. Часто это начало свиданий и развитие навыков и поведения, связанных с сексуальными отношениями. К позднему подростковому возрасту подростки привыкают к изменениям в своем теле. Тазовые осмотры или проверки грыжи не так напряжены. Многие подростки теперь готовы решать такие вопросы, как контроль над рождаемостью. Сексуальные отношения становятся менее исследовательскими и эксплуататорскими, а более любящими и делящими. |
3. Отношения со сверстникамиСверстники становятся чрезвычайно важными в подростковом возрасте. Отдаляясь от своей семьи, подростки недостаточно сильны, чтобы стоять самостоятельно, и обращаются к своим сверстникам за советом и поддержкой. К середине подросткового возраста группа сверстников оказывает огромное влияние на подростка. В это время группы сверстников требуют, чтобы члены соответствовали друг другу, поскольку это снижает стресс, связанный с принятием решений. Если группа носит черную одежду и накрашена губной помадой, то все участники должны сделать то же самое. В противном случае это может привести к исключению из группы. К сожалению, это также включает рискованное поведение, такое как сексуальная активность или употребление психоактивных веществ, а также участие в бандах. Подростки среднего возраста могут иметь интенсивные личные отношения с группой. По мере того, как подростки привыкают к самостоятельному принятию решений и обретают независимость, группы сверстников начинают меньше влиять на них. К позднему подростковому возрасту группы сверстников уже не требуют такого же уровня соответствия. Можно пойти на вечеринку и не пить, когда пьют другие. Индивидуальность более приемлема. Часто поздние подростки скорбят о том, что их отношения с друзьями стали не такими близкими и менее напряженными. Полезной стратегией для поставщиков услуг является опрос друзей подростка о рискованном поведении, поскольку подросткам часто удобнее делиться информацией о друзьях, чем о себе. Это позволяет врачу исследовать чувства подростка и знания о рискованном поведении. |
4. ЛичностьРазвитие личности включает в себя появление абстрактного мышления наряду с личными ценностями и моралью. Ранние подростки, как правило, конкретны и видят вещи в черно-белых тонах. Девушку, которую учат, что она забеременеет, если займется сексом, предполагает, что ей не нужно беспокоиться о контроле над рождаемостью, потому что однажды у нее был незащищенный половой акт, и она не забеременела. Ограниченная способность мыслить абстрактно мешает подростку увидеть чужую точку зрения, а также затрудняет компромисс. Отсутствие абстрактного мышления также поощряет чувство неуязвимости. Подростки верят, что ничего плохого с ними не случится несмотря ни на что. Они верят, что могут без последствий заниматься сексом, употреблять наркотики, курить или безрассудно водить машину. Ценности и мораль раннего подростка принадлежат родителям. Когда они пытаются отдалиться от семьи и сблизиться со сверстниками, ценности подростков отражают ценности их друзей. Обычно к концу подросткового возраста нравы и ценности подростков возвращаются в соответствие с нравами и ценностями их семьи.
|
фото photospin.com/MonkeyBusiness и photospin.com/lev dolgachov |
Далее
Наш национальный кризис психического здоровья: как помочь девочкам-подросткам
Как мы можем дать девочкам надежду во время национального кризиса психического здоровья?
Источник: clicjeroen/Flickr
Американская академия педиатрии, Американская академия детской и подростковой психиатрии и Ассоциация детских больниц предупреждают о кризисе психического здоровья детей и подростков с «резким ростом» проблем с психическим здоровьем. Эти организации объединились, чтобы объявить чрезвычайное положение в области психического здоровья детей и подростков.
Это объявление не стало неожиданностью для родителей подростков, особенно для тех, кто воспитывает девочек-подростков. У девочек в возрасте 12–17 лет уровень депрессии увеличился на 66% в период с 2007 по 2017 год; целых 20% девочек в возрасте 12-17 лет пережили по крайней мере один эпизод большого депрессивного расстройства. Кроме того, 24,1% старшеклассниц в прошлом году серьезно думали о самоубийстве, а 20% составили план того, как они попытаются совершить самоубийство. Кроме того, на 50,6% увеличилось количество посещений отделений неотложной помощи из-за суицидальных попыток среди девочек по сравнению с количеством посещений в 2019 году.. Нам, родителям, педагогам и взрослым, заботящимся о благополучии девочек, следует обратить внимание на эти цифры. Девочки сейчас борются не только в контексте многих изменений в подростковом возрасте и неослабевающего давления социальных сетей, но и из-за жизни в мире глобальной нестабильности и взросления во время беспрецедентной пандемии.
Очевидно, что нет простых решений этого кризиса психического здоровья. Девочки, которые уже испытывают депрессию и суицидальное поведение, нуждаются в комплексных, мультисистемных решениях, включая оценку и лечение у специалиста по психическому здоровью. Но для многих девочек, у которых еще не развились эти проблемы, вот несколько общих рекомендаций по профилактике, направленных на укрепление общего положительного психического здоровья и повышение устойчивости девочек.
Руководство по повышению устойчивости девочек к внешним воздействиям
Стремитесь к физическому благополучию. Девочки получают пользу, когда понимают связь между своим физическим и психическим здоровьем. Для них важно уделять первостепенное внимание методам физического оздоровления, таким как сбалансированное и регулярное питание (и воздержание от диеты), поддержание обезвоживания, умеренное потребление кофеина, регулярные физические упражнения и поддержание достаточного сна.
Включить уход за собой . В дополнение к физическому благополучию, девочки с положительным психическим здоровьем находят время, чтобы включить простые процедуры по уходу за собой. Она может начать с того, что каждый день выделять несколько минут для духовных практик, таких как молитва, медитация и размышление; практика осознанности и глубокого дыхания; ведение журнала; или вести список благодарностей 1.
Развитие позитивной социальной поддержки . Современные девушки сообщают о повышенном уровне одиночества, даже когда они окружены другими людьми. Девочкам нужны связи не только с поддерживающими их взрослыми — в идеале с родителями или опекунами или хотя бы с одним взрослым, которым они доверяют, — но и с настоящими друзьями. Помогите девочкам понять разницу между людьми, которым они могут доверять и которые могут их поддержать, и знакомыми, на которых нельзя рассчитывать в трудные времена. Поощряйте девочек обдумывать свои модели использования социальных сетей и то, как они влияют на настроение (например, «Вы обычно чувствуете себя лучше или хуже после прокрутки Instagram?»). В то время как социальные сети могут способствовать установлению контактов в Интернете, когда это невозможно лично, мы также знаем, что использование социальных сетей может способствовать усилению чувства одиночества, разобщенности и отрицательной самооценки у девочек. Помогите девочкам делать регулярные перерывы в социальных сетях, чтобы дать им некоторое представление.
Посмотрите с высоты птичьего полета. Как известно большинству взрослых, подростки испытывают яркие и сильные эмоции. Их эмоциональная боль настолько сильна, что они часто считают, что просто не могут ее вынести, что побуждает их находить способы быстрого избавления от своих болезненных чувств. Неспособность терпеть дистресс может привести к импульсивным действиям, направленным на спасение посредством членовредительства, употребления психоактивных веществ или суицидального поведения.
Будучи взрослыми, мы можем признавать чувства девочек, а также заверять их, что этот тип сильного стресса действительно проходит; со временем она получит новый взгляд на ситуацию. Многие проблемы, такие как расставание, проблемы в отношениях, семейные конфликты и давление в учебе, кажутся непреодолимыми или даже безнадежными в данный момент, но через несколько недель или даже день спустя они уже не будут казаться такими непреодолимыми. Напомните ей, чтобы она сделала шаг назад и посмотрела на ситуацию с другой точки зрения, такой, в которой боль действительно заканчивается, и в которой решение оказывается в фокусе 2.
Шаг вперед целеустремленным действием . Мы можем поощрять девочек формулировать свои убеждения и ценности, чтобы создать ощущение направления в своей жизни. Помогите ей исследовать: во что я верю, что ценю и чему отдаю предпочтение? Что действительно важно для меня? Марша Линехан, клиницист-первопроходец и разработчик диалектической поведенческой терапии, напоминает всем нам, что нужно делать шаги к «построению достойной жизни», принимая ежедневные решения, которые ведут нас к нашим целям, по одному действию за раз 3 . Мы можем помочь девочкам продолжать двигаться к своим целям, делая небольшие шаги, которые приносят им чувство цели, мастерства и достижений. Вместо того, чтобы занимать пассивную позицию по отношению к своей жизни, помогите ей понять, что, хотя она не может контролировать все, что происходит, у нее есть выбор того, как она может эффективно реагировать в той или иной ситуации. И она может принять меры, чтобы ее жизнь двигалась в правильном направлении.