Психология потребностей пирамида потребностей: суть и практическое применение — karpachoff.com

Содержание

суть и практическое применение — karpachoff.com

Наверняка вы слышали о классификации потребностей по Маслоу. Это популярная (или даже попсовая) теория, согласно которой, человек удовлетворяет свои жизненные нужды не хаотично, а по иерархическому принципу.

В нашей статье мы расскажем подробнее о пирамиде Маслоу, ее уровнях, практическом применении и недостатках. 

Описание концепции и уровней пирамиды

Несмотря на то, что в названии этой теории присутствует фамилия американского психолога Абрахама Маслоу, он никогда не изображал иерархию потребностей графически. Привычный нам рисунок пирамиды появился в трудах его ученика и последователя У. Стоппа почти через 5 лет после смерти Маслоу. 

Тем не менее именно Маслоу является автором фундаментальной теории иерархии потребностей. Ее подробное описание встречается в работе «Мотивация и личность» (1954 г.). Психолог стремился отыскать ответ на извечные вопросы — что нужно человеку, чего он хочет, к чему стремится.  

Все потребности Маслоу разделил на 5 категорий и выложил их в определенном порядке. Логика построения пирамиды заключается в движении от базовых (врожденных, природных) нужд к потребностям более высокого порядка.

Уровень 1. Физиологические потребности.

Самая масштабная категория, включающая такие жизненно важные нужды, как еда, сон (отдых), здоровье. То есть то, без чего человек просто не может существовать. 

На удовлетворение этих потребностей уходит огромный кусок жизни. Во-первых, нужно обеспечить возможность отдыхать столько, сколько потребуется. Во-вторых, человеку нужны средства на еду, питье, одежду и заботу о здоровье. 

Уровень 2. Безопасность. 

Стремление к безопасности обусловлено инстинктом. Как младенец, который надрывно плачет, потеряв из виду мать (символ комфорта, покоя), взрослый человек постоянно ищет способы обрести чувство защищенности. 

Этот процесс имеет множество направлений и аспектов начиная с физической безопасности (защита дома, самозащита) и заканчивая уверенностью в завтрашнем дне (страхование рисков, финансовая стабильность, защита имущества).  

В этом же разделе таблицы Маслоу находятся социальная защищенность и хорошее образование, которое позволит получить работу с высоким доходом. 

Уровень 3. Принадлежность.

Речь идет о потребности быть частью некой социальной группы/сообщества, иметь друзей. Также сюда входят любовные отношения — желание иметь вторую половинку, создать с ней семью, родить детей. 

Люди нуждаются в любви. Хотят испытывать ее сами и ощущать любовь своей второй половинки. Это чувство насыщает положительными эмоциями, приносит чувство удовлетворенности, полноты жизни.

Уровень 4. Признание.

После удовлетворения потребностей на предыдущих ступенях человек начинает задумываться, чего еще не хватает в его жизни. И в качестве ответа получает новую потребность — желание славы, почета, признания от окружающих. Все это здорово подпитывает самооценку, позволяет ощущать свою нужность этому миру. 

Кстати, жажда признания не имеет ничего общего с тщеславием или эгоизмом. Потому что ее мотив исходит не от внутреннего чувства превосходства, а как следствие личностного роста. 

Уровень 5. Самореализация.

Другими словами, самоактуализация, саморазвитие и самоутверждение. Находясь на пятом уровне пирамиды Маслоу, человек ощущает потребность в духовном развитии, поиске глобальной цели своего существования и познании мироустройства. 

Пример стремления к самоактуализации — любой вид творчества. Художник пишет картины, писатель создает литературные произведения и т. д. Они делают это, чтобы не просто выразить себя, но и познать пределы своих возможностей, открыть новые грани таланта. По словам Маслоу, к этой ступени пирамиды доходит не более 5% из всех людей. 

Также читайте: Что такое аффирмации и как они помогают изменить жизнь

***

Позже автор концепции добавил еще два уровня — эстетические потребности, то есть стремление к прекрасному, и жажду знаний. Они находятся между 4 и 5 местом в первоначальной иерархии.

Степень удовлетворенности потребностей

Человек никогда не бывает полностью удовлетворен всеми аспектами своей жизни. Ощущение абсолютного счастья быстротечно, ему на смену приходит осознание собственных недостатков, путей для развития и улучшения. Поэтому чтобы более точно охарактеризовать уровень удовлетворенности конкретной потребности, можно использовать понятие «меры» или «степени», выражать его в процентах.

К примеру, физиологические потребности человека удовлетворены на 70%, признание — на 30%, а принадлежность — на 10%. Очевидно, что работать ему нужно сразу с несколькими уровнями, стремиться к максимальному показателю. Но в приоритете — принадлежность, то есть развитие в социальной или любовной сфере. 

И еще одна особенность. Пробуждение потребностей происходит не внезапно. Иногда этот процесс может длиться годами. Некоторые ступени (обычно высшие) могут вообще «спать» даже при условии полной удовлетворенности потребностей на низших уровнях.  

Практика применения пирамиды

Концепцию Маслоу используют в разных сферах, включая психологию, экономику, социологию и пр. Тем не менее ее теоретический и прикладной потенциалы не исчерпаны. Простой визуальный образ пирамиды отражает целостную фундаментальную теорию, которую можно применять в решении множества практических задач.

Где используют пирамиду человеческих потребностей:

✓ В маркетинге. На ее основе анализируют рынок, сегментируют целевую аудиторию продукта или услуги. Используют для подготовки стратегии продвижения новых товаров. Также пирамида помогает измерить степень удовлетворенности продуктом, проанализировать реакцию на изменение его ключевых параметров, спрогнозировать спрос. 

✓ В сфере управления персоналом. Зная иерархию потребностей сотрудников, руководитель может подобрать оптимальные способы мотивации для всего коллектива, повысить продуктивность труда и улучшить качество управленческих решений.

Кстати, иерархия потребностей по Маслоу раскрывает суть нематериальной мотивации персонала. Повышение зарплаты зачастую означает удовлетворение базовых нужд, тогда как другие виды мотивации затрагивают более высокие ступени пирамиды.

✓ В психологии. Оценка собственных потребностей в соответствии с иерархией Маслоу позволяет понять, какие сферы нуждаются в проработке. А также проанализировать степени удовлетворенности по каждому уровню, расставить приоритеты и спланировать свои действия на ближайшее будущее. Отличный прикладной инструмент для личностного роста.

Недостатки теории Маслоу

Концепция пирамиды подразумевает две закономерности:

  1. Человека не интересуют потребности на более высоких уровнях, пока он не удовлетворит базовые. 
  2. Когда базовые потребности удовлетворены, человек естественным образом перемещается вверх по пирамиде. 

Однако эти утверждения постоянно опровергаются. Даже сам Маслоу понимал, что концентрация интересов человека вокруг потребностей одного уровня не может быть константой. Сегодня фокус внимания сосредоточен на самоактуализации, а завтра — на решении задач безопасности. И это совершенно нормально. К тому же потребности нельзя удовлетворить раз и навсегда. Ведь потенциал развития в каждом из уровней безграничен, только это будет движение не вверх, а по горизонтали. 

Например, человек может подниматься по карьерной лестнице не ради признания и самореализации, а ради удовлетворения постоянно растущих базовых потребностей. Фактически развитие есть, но только в рамках одного уровня. 

Проблема голодного художника

Это одно из убедительных доказательств наличия недостатков в треугольнике Маслоу. Как известно, художники — увлеченные люди. Даже если их базовые потребности не закрыты (1-й уровень), они не перестают создавать свои шедевры (5-й уровень). И таким образом разбивают один из главных тезисов концепции Маслоу — человек переходит к высшим ступеням только тогда, когда удовлетворены потребности на низших.  

Многие ученые работали над разрешением проблемы голодного художника. Так, К. Альдерфер обозначил, что движение между потребностями может быть как вверх, так и вниз. А Дж. Адамс писала о том, что перемещение по уровням зависит не только от степени их удовлетворенности, но и от разных мотивирующих факторов.

_________

Не стоит принимать пирамиду Маслоу за истину. Ведь это лишь попытка описать самые значимые потребности в жизни человека. 

Если отказаться от банальной трактовки, а использовать концепцию в качестве ориентира при анализе тенденций изменения потребностей, то можно извлечь из нее много практической пользы. Это эффективный вспомогательный инструмент для долгосрочного планирования, построения бизнес-стратегий и выбора направлений для личностного роста.

Пирамида потребностей. Самоучитель по психологии

Пирамида потребностей

В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд ли в реальности можно представить себе ситуацию, когда все потребности удовлетворены полностью: едва человек обретает нечто, в чем нуждался, как тут же на первый план выходит новая потребность.

Пожалуй, наиболее известной теорией потребностей в психологии является концепция Абрахама Маслоу. Он не только создал классификацию потребностей, но и предположил, что у любого человека они имеют определенную иерархию: есть потребности базовые, есть более высокие. Все люди на земле испытывают потребности всех уровней, причем действует следующий закон: базовые потребности являются доминирующими, и потребности более высокого уровня могут «заявить о себе» и стать мотивами поведения только при том условии, что удовлетворены потребности «нижележащие».

Знаменитая «пирамида Маслоу» выглядит следующим образом:

Как мы видим, в основании пирамиды лежат самые базовые потребности – физиологические. За ними следуют потребности безопасности, удовлетворение которых обеспечивает человеку выживание и ощущение постоянства, стабильности его жизненных условий. Можно сказать, что до тех пор, пока все эти потребности не удовлетворены, человек человеку – волк: основными мотивами поведения являются те, что направлены на выживание. Когда же человек получает все необходимое для обеспечения своего физического благополучия, у него появляется возможность ощутить потребности более высокого уровня: он испытывает нужду в объединении с себе подобными, проявляется

потребность в принадлежности и любви – в том, чтобы другие люди признали его «своим».

Удовлетворение потребностей этого уровня дает «зеленый свет» следующим в иерархии – потребностям самоуважения: человеку недостаточно быть сытым, одетым, защищенным от внешних угроз и одиночества – ему необходимо чувствовать себя «достойным», знать, что он в чем-то достоин уважения. Наконец, на самом верху пирамиды находятся потребности в самоактуализации, то есть в раскрытии своего потенциала: А. Маслоу объяснял это как потребность «стать тем, кем ты являешься».

Предполагается, что все эти потребности являются врожденными и общими для всех и каждого. В то же время очевидно, что люди очень различаются друг от друга по своей мотивации. По самым разным причинам далеко не всем удается подняться на самую вершину пирамиды: многие люди на протяжении всей жизни не осознают отчетливо собственной потребности в самоактуализации, увлеченные бесконечным удовлетворением потребностей на более низких уровнях.

Пренебрежение своими высшими потребностями тем не менее вызывает неосознаваемый, но существенный дискомфорт: причина его человеку неясна, и все-таки, сколько бы очевидных своих потребностей он не насыщал, чего-то ему все равно не хватает для достижения душевной гармонии.

Таким образом, чем выше человек поднимается в иерархии своих потребностей, то есть чем в более высоких потребностях отдает себе отчет и стремится их удовлетворить, тем ярче проявляются его индивидуальность, истинно человеческие качества, и тем прочнее его душевное здоровье.

Всем нам известны примеры нарушения описанной выше последовательности в удовлетворении потребностей. Наверное, если бы высшие духовные потребности испытывали только сытые, физически здоровые, находящиеся в полной безопасности люди, само понятие человечности утратило бы смысл. Достаточно вспомнить блокадный Ленинград, в котором в условиях жесточайшего неудовлетворения всех базовых потребностей находились люди – и немало людей! – способные писать картины, поэмы и симфонии, проявлять постоянную деятельную заботу о близких и незнакомых – всегда в ущерб собственным потребностям, – чтобы убедиться: теория иерархической организации потребностей полна исключений.

Это, впрочем, признавал и ее создатель, отмечая, что всегда существуют на свете люди, чьи идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод, жажду и другие лишения, вплоть до готовности умереть, ради сохранения этих идеалов. Маслоу полагал, что в силу определенных особенностей биографии человек может сформировать и собственную иерархию потребностей, в которой, например, стремление к самоуважению окажется сильнее, нежели потребность в любви и принятии со стороны других людей.

Важно еще уточнить, что никогда потребности не удовлетворяются по принципу «все или ничего»: если бы это было так, то физиологические потребности насыщались бы в какой-то момент раз и навсегда, и человек переходил бы на следующий уровень пирамиды, никогда больше не возвращаясь ниже. Не нужно доказывать, что дело обстоит совсем не так.

Поведение людей всегда мотивировано потребностями уровней: действуя под влиянием стремления к самоуважению, мы не перестаем испытывать голод и жажду, нужду в защищенности и хорошем отношении окружающих. Какие-то наши потребности удовлетворяются в большей степени, какие-то в меньшей – во всем этом сложном переплетении и заключена мотивация в целом.

Рассмотрим подробно каждый из уровней пирамиды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Пирамида финансового потока

Пирамида финансового потока Эти идеи по созданию дополнительного дохода к пенсии помогут вам в образовании надежной и устойчивой пирамиды. Внизу пирамиды вы построите прочный фундамент, обеспечивающий постоянный поток денежных средств, поддерживающий вас в активном,

Пирамида любви

Пирамида любви  Мы создаем новые привязанности, у нас возникают но­вые виды любви в такой сложной форме, что проследить их развитие очень сложно. Одна любовь ведет к другой, и наши привязанности накладываются друг на друга, создавая пирамиду. Это легко увидеть на примере

Иерархия потребностей

Иерархия потребностей В 1943 году Абрахам Маслоу впервые представил миру свою концепцию иерархии потребностей; ее часто изображают в виде пирамиды. По идее психолога, потребности играют важную роль в мотивации людей, заставляя их вести себя определенным образом.

ЗАКОН ПАРКИНСОНА, или Растущая пирамида

ЗАКОН ПАРКИНСОНА, или Растущая пирамида Работа заполняет время, отпущенное на нее. Это всем известно, что явствует из пословицы: «Чем больше времени, тем больше дел». Так, ничем не занятая старая дама может целый день писать и отправлять письмо племяннице в Богнор-Риджис.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:биологические (витальные)информационные

Пирамида совместимости

Пирамида совместимости Все виды совместимости (супругов) можно представить в виде следующей иерархии: Нижний уровень определяется природными качествами супругов. Средний и верхний формируются средой и воспитанием.Единство ценностей не случайно занимает верхний

Пирамида энергии

Пирамида энергии Вы – пусть даже это затертое клише – это то, что вы едите.

Также вы – это то, как и насколько часто вы занимаетесь спортом. Вы – это то, как хорошо вы спите и восстанавливаете силы. В общем, вы – это то, как вы заботитесь о себе. И против этого сложно

Неделя 7. Пирамида продуктивности

Неделя 7. Пирамида продуктивности Поговорим о том, как стратегически увидеть цели и начать к ним двигаться. Рассмотрим пирамиду продуктивности, которая состоит из четырех уровней.На первом уровне находятся действия, которые имеют высокую ценность, но не связаны с

Финансовая пирамида

Финансовая пирамида Дело не в том, что жить с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо, Уинстон Черчилль, граф Мальборо Что такое деньги? Отличный инструмент для достижения целей, способ получения авторитета в обществе, уважения и внимания. С

Пирамида Маслоу Чего вы хотите на самом деле

Пирамида Маслоу Чего вы хотите на самом деле «Есть три самых важных вопроса, – так начинается немецкий фильм „Hierankl“ („Хиранкль“, 2003).  – Занимаешься ли ты сексом, есть ли у тебя семья, прогрессируешь ли ты? Трижды „да“ означает рай, два „да“ достаточно для счастья,

Пирамида знаний

Пирамида знаний Одной из типовых проблем является следующая: вы вроде бы все знаете, но у вас ничего не получается. Неудачи преследуют одна за другой, все ломается, рушится и портится.В чем может быть причина?Чаще всего она в том, что люди часто не понимают, на какие знания

Пирамида логических уровней

Пирамида логических уровней Личность имеет несколько основных качеств, порождающих множество верований, которые, в свою очередь, дают толчок к развитию еще более многочисленных навыков, выражающихся в различных типах поведения и помогающих подстраиваться под разное

Стадии морального развития Кольберга

Лоуренс Кольберг сформулировал теорию, утверждающую, что люди проходят шесть различных стадий морального мышления от младенчества до взрослой жизни.

Он сгруппировал эти стадии в три широкие категории моральных рассуждений: доконвенциональные, конвенциональные и постконвенциональные. Каждый уровень связан со все более сложными этапами нравственного развития.

Кольберг предположил, что люди проходят эти стадии в фиксированном порядке и что моральное понимание связано с когнитивным развитием.

Уровни морального развития Кольберга следующие: Доконвенциональный уровень : дети принимают авторитет (и моральный кодекс) других. Если действие ведет к наказанию, оно должно быть плохим. Если это приводит к вознаграждению, оно должно быть хорошим. Есть также смысл, в котором решения относительно того, что хорошо, определяются с точки зрения того, что хорошо для нас. Обычный уровень : дети верят, что социальные правила и ожидания других определяют приемлемое или неприемлемое поведение. Социальная система, которая подчеркивает ответственность отношений и социального порядка, считается желательной и, следовательно, должна влиять на наши взгляды на правильное и неправильное. Постконвенциональный уровень : здесь то, что правильно, основано на индивидуальном понимании универсальных этических принципов. То, что считается морально приемлемым в той или иной ситуации, определяется тем, какая реакция наиболее соответствует этим принципам.

Table of Contents

Heinz Dilemma

Лоуренс Кольберг (1958) в принципе согласился с теорией морального развития Пиаже (1932), но хотел развить свои идеи дальше.

Он использовал технику повествования Пиаже, чтобы рассказывать людям истории, связанные с моральными дилеммами. В каждом случае он предлагал рассмотреть выбор, например, между правами какой-либо власти и потребностями какого-то человека, заслуживающего несправедливого обращения.

Поставив перед людьми различные моральные дилеммы, Колберг разделил их ответы на разные стадии морального мышления.

Используя ответы детей на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что аргументы, лежащие в основе решения, были большим показателем морального развития, чем фактический ответ.

Один из самых известных рассказов Кольберга (1958) касается человека по имени Хайнц, который жил где-то в Европе.

Жена Хайнца умирала от определенного вида рака. Врачи сказали, что новый препарат может спасти ее. Препарат был обнаружен местным химиком, и Хайнц отчаянно пытался его купить, но химик брал в десять раз больше, чем стоило изготовление лекарства, а это было намного больше, чем Хайнц мог себе позволить.

Хайнцу удалось собрать только половину суммы, даже после помощи семьи и друзей. Он объяснил аптекарю, что его жена умирает, и спросил, можно ли купить лекарство дешевле или заплатить остаток денег позже.

Аптекарь отказался, сказав, что открыл это лекарство и собирается на этом заработать. Муж отчаянно пытался спасти свою жену, поэтому позже той же ночью он ворвался в аптеку и украл лекарство.

Должен ли Хайнц проникнуть в лабораторию, чтобы украсть лекарство для своей жены? Почему или почему нет?

Колберг задал ряд вопросов, таких как:

  1. Должен ли Хайнц украсть наркотик?
  2. Что бы изменилось, если бы Хайнц не любил свою жену?
  3. Что, если бы умирающий был незнакомцем, какая разница?
  4. Должна ли полиция арестовать химика за убийство, если женщина умрет?

Изучая ответы детей разного возраста на эти вопросы, Кольберг надеялся выяснить, как менялись моральные рассуждения по мере взросления людей.

Выборка включала 72 чикагских мальчика в возрасте 10–16 лет, 58 из которых наблюдались с трехлетними интервалами в течение 20 лет (Kohlberg, 1984).

Каждому мальчику дали двухчасовое интервью, основанное на десяти дилеммах. Кольберга интересовало не то, правильно ли мальчики оценили действие, а причины такого решения. Он обнаружил, что эти причины имели тенденцию меняться по мере того, как дети становились старше.

Кольберг выделил три уровня моральных рассуждений: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый уровень имеет два подэтапа.

Люди могут проходить эти уровни только в указанном порядке. Каждый новый этап заменяет рассуждения, характерные для более раннего этапа. Не всем удается пройти все этапы.

Уровень Этап Определение Ответ на дилемму Хайнца
Дотрадиционный 1. Как избежать наказания Моральные рассуждения основаны на прямых следствиях. Хайнц не должен красть наркотик, потому что кража запрещена законом, и он может быть наказан.
  2. Личная выгода Действия рассматриваются с точки зрения вознаграждения, а не моральной ценности. Хайнц не должен красть наркотик, потому что кража запрещена законом, и он может быть наказан.
Обычный 3. Хороший мальчик Хорошее поведение заключается в том, чтобы соответствовать социальным ожиданиям и ролям. Хайнц должен украсть лекарство, потому что, как хороший муж, он должен сделать все возможное, чтобы спасти свою жену.
  4. Мораль закона и порядка Моральные рассуждения учитывают общественные законы. Хайнц не должен воровать наркотик, потому что он должен соблюдать закон и общественный порядок.
Постконвенциональный 5. Общественный договор Правила рассматриваются как общественные соглашения, которые можно изменить при необходимости. Хайнц должен украсть лекарство, потому что сохранение человеческой жизни является более фундаментальной ценностью, чем права собственности.
  6. Универсальные принципы Моральные рассуждения основаны на универсальных этических принципах и справедливости. Хайнцу следует рассмотреть возможность ненасильственного гражданского неповиновения или переговоров с фармацевтом. Решение отражает конфликт между правами собственности и неприкосновенностью человеческой жизни.
Неуравновешенность играет решающую роль в этапах морального развития Кольберга. Ребенок, столкнувшийся с моральной проблемой, может признать ограничения в своем текущем подходе к рассуждениям, часто вызванные тем, что он столкнулся с точкой зрения других. Улучшение восприятия перспективы является ключом к продвижению по стадиям морального развития Кольберга. По мере взросления дети все больше понимают проблемы с точки зрения других. Например, ребенок на доконвенциональном уровне обычно воспринимает проблему в первую очередь с точки зрения личных последствий. Напротив, ребенок на конвенциональном уровне склонен более серьезно рассматривать точку зрения других.

Уровень 1 – Доконвенциональная мораль

Доконвенциональная мораль – это первый уровень нравственного развития, продолжающийся примерно до 8 лет. На этом уровне дети принимают авторитет (и моральный кодекс) других.

Доконвенциональная мораль — это когда люди следуют правилам, потому что не хотят попасть в беду или хотят получить награду. Этот уровень морали в основном основан на том, что авторитетные лица, такие как родители или учителя, говорят вам делать, а не на том, что вы считаете правильным или неправильным.

Власть находится вне личности, и дети часто принимают моральные решения, основываясь на физических последствиях действий.

Например, если действие приводит к наказанию, оно должно быть плохим; если это приводит к вознаграждению, оно должно быть хорошим.

Итак, люди на этом уровне еще не имеют собственного личного понимания того, что хорошо, а что нет. Они думают, что что-то хорошо, если их за это вознаграждают, и плохо, если их за это наказывают.

Например, если вы получаете конфету за свое поведение, вы думаете, что вы были хорошим, но если вы получаете выговор за плохое поведение, вы думаете, что вы были плохим.

На доконвенциональном уровне у детей нет личного морального кодекса. Вместо этого моральные решения формируются стандартами взрослых и последствиями следования или нарушения их правил.

Стадия 1. Послушание и наказание Ориентация . Ребенок/человек хорош, чтобы избежать наказания. Если человека наказывают, значит, он поступил неправильно.

Стадия 2. Индивидуализм и обмен . На этом этапе дети осознают, что существует не одна правильная точка зрения, передаваемая властями. У разных людей разные точки зрения.

Уровень 2 – Традиционная мораль

Традиционная мораль – это второй уровень нравственного развития (от 8 лет до раннего подросткового возраста), характеризующийся принятием социальных правил и ожиданий других относительно добра и зла.

Мы усваиваем моральные стандарты ценимых взрослых образцов для подражания на обычном уровне (большинство подростков и взрослых).

Авторитет усваивается, но не подвергается сомнению, а рассуждения основываются на нормах группы, к которой принадлежит человек.

Социальная система, подчеркивающая ответственность отношений и социального порядка, считается желательной и должна влиять на наше представление о добре и зле.

Итак, люди, которые следуют общепринятой морали, считают, что важно следовать правилам и ожиданиям общества для поддержания порядка и предотвращения проблем.

Например, отказ списывать на тесте является частью общепринятой морали, потому что списывание может нанести вред академической системе и создать социальные проблемы.

Этап 3. Хорошие межличностные отношения . Ребенку/человеку хорошо, когда другие считают его хорошим человеком. Поэтому ответы касаются одобрения окружающих.

Этап 4. Закон и порядок Мораль . Ребенок/человек узнает о более широких правилах общества, поэтому суждения касаются соблюдения правил, соблюдения закона и избежания вины.

Уровень 3 – Постконвенциональная мораль

Постконвенциональная мораль является третьим уровнем нравственного развития и характеризуется пониманием индивидом универсальных этических принципов.

Постконвенциональная мораль – это когда люди принимают решения, основываясь на том, что они считают правильным, а не просто следуя правилам. Это означает, что люди на этом уровне морали имеют свои собственные этические принципы и ценности и не просто делают то, что им говорит общество.

На этом уровне люди думают о том, что справедливо, что справедливо и какие ценности важны.

То, что считается морально приемлемым в любой данной ситуации, определяется тем, какая реакция больше всего соответствует этим принципам.

Они также думают о том, как их выбор может повлиять на других, и стараются принимать правильные решения для всех, а не только для себя.

Ценности абстрактны и плохо определены, но могут включать в себя: сохранение жизни любой ценой и важность человеческого достоинства.

Индивидуальные суждения основаны на принципах, выбранных им самим, а моральные рассуждения основаны на индивидуальных правах и справедливости.

Согласно Кольбергу, этот уровень моральных рассуждений — предел возможностей большинства людей.

Только 10-15% способны к абстрактному мышлению, необходимому для стадии 5 или 6 (постконвенциональная мораль). Иными словами, большинство людей черпают свои моральные взгляды у окружающих, и лишь меньшинство сами продумывают этические принципы.

Этап 5. Общественный договор и права личности . Ребенок/человек осознает, что, хотя правила/законы могут существовать на благо большинства, бывают случаи, когда они будут работать против интересов конкретных людей.

Проблемы не всегда ясны. Например, в дилемме Хайнца защита жизни важнее, чем нарушение закона против воровства.

Этап 6. Универсальные принципы . Люди на этом этапе выработали свой собственный набор моральных принципов, которые могут соответствовать или не соответствовать закону. Принципы применимы ко всем.

Например, права человека, справедливость и равенство. Человек будет готов защищать эти принципы, даже если это означает идти против остального общества в процессе и платить за последствия неодобрения или тюремного заключения.

Кольберг сомневался, что мало кто достиг этой стадии.

Проблемы с методами Колберга

1. Дилеммы искусственные (т.е. они не имеют экологической обоснованности)

Большинство дилемм незнакомы большинству людей (Rosen, 1980). Например, все очень хорошо в дилемме Хайнца, когда испытуемых спрашивают, должен ли Хайнц украсть лекарство, чтобы спасти свою жену.

Тем не менее, испытуемым Колберга было от 10 до 16 лет. Они никогда не были женаты и никогда не попадали в ситуацию, даже отдаленно похожую на ту, что описана в рассказе. Откуда им знать, должен ли Хайнц украсть лекарство?

2. Выборка необъективна

Теория Колберга (Kohlberg, 1969) предполагает, что мужчины чаще выходят за четвертую стадию морального развития, подразумевая, что женщинам не хватает навыков морального мышления. Его научный сотрудник Кэрол Гиллиган оспаривала это, утверждая, что нравственные рассуждения женщин отличаются, а не несовершенны.

Она раскритиковала теорию Кольберга за то, что она сосредоточилась исключительно на белых мужчинах из высшего общества, утверждая, что женщины ценят межличностные связи. Например, женщины часто выступают против воровства в дилемме Хайнца из-за возможных последствий, таких как разлука с женой, если Хайнц окажется в тюрьме.

Согласно Гиллигану (Gilligan, 1977), поскольку теория Кольберга была основана на выборке, состоящей исключительно из мужчин, стадии отражают мужское определение морали (она андроцентрична).

Мужская мораль основана на абстрактных принципах закона и справедливости, а женская – на принципах сострадания и заботы.

Кроме того, проблема гендерных предубеждений, поднятая Гиллиганом, является напоминанием о серьезных гендерных дебатах, все еще присутствующих в психологии, которые, если их игнорировать, могут сильно повлиять на результаты, полученные в ходе психологических исследований.

3. Дилеммы гипотетичны (т. е. нереальны)

Психологи согласны с теорией морального развития Кольберга, но подчеркивают различие между моральными рассуждениями и поведением. То, что мы утверждаем, что сделали бы в гипотетической ситуации, часто отличается от наших действий, когда мы сталкиваемся с реальными обстоятельствами. По сути, наши действия могут не соответствовать провозглашенным нами ценностям.

В реальной ситуации любой образ действий человека будет иметь реальные последствия – иногда очень неприятные для него самого. Рассуждали бы испытуемые так же, если бы их поместили в реальную ситуацию? Мы не знаем.

Тот факт, что теория Колберга сильно зависит от индивидуальной реакции на искусственную дилемму, ставит под сомнение достоверность результатов, полученных в ходе этого исследования.

Люди могут по-разному реагировать на реальные жизненные ситуации, в которых они оказались, и на искусственную дилемму, поставленную перед ними в комфортной исследовательской среде.

4. Плохой план исследования

То, как Кольберг провел свое исследование при построении этой теории, возможно, не было лучшим способом проверить, все ли дети следуют одной и той же последовательности прохождения стадий.

Его исследование было перекрестным, то есть он опрашивал детей разного возраста, чтобы определить уровень их нравственного развития.

Лучший способ увидеть, все ли дети следуют одному и тому же порядку на этапах, — это провести лонгитюдное исследование одних и тех же детей.

Однако лонгитюдное исследование теории Кольберга с тех пор было проведено Colby et al. (1983), которые протестировали 58 мужчин-участников оригинального исследования Колберга. Она проверила их шесть раз за 27 лет и поддержала первоначальный вывод Кольберга о том, что все мы проходим стадии морального развития в одном и том же порядке.

Проблемы с теорией Кольберга

1. Существуют ли отдельные стадии нравственного развития?

Колберг утверждает, что есть, но доказательства не всегда подтверждают этот вывод. Например, человек, который обосновывал решение, основанное на принципиальных рассуждениях в одной ситуации (стадия 5 или 6 постконвенциональной морали), часто прибегал бы к конвенциональным рассуждениям (стадия 3 или 4) в другой истории.

На практике кажется, что рассуждения о правильном и неправильном больше зависят от ситуации, чем от общих правил.

Более того, люди не всегда проходят стадии, и Рест (1979) обнаружил, что каждый четырнадцатый скатывается назад.

Доказательства различных стадий морального развития выглядят очень слабыми. Некоторые утверждают, что за этой теорией стоит культурно предвзятая вера в превосходство американских ценностей над ценностями других культур и обществ.

2. Соответствует ли моральное суждение моральному поведению?

Кольберг никогда не утверждал, что между мышлением и действием (то, что мы говорим и что мы делаем) существует однозначное соответствие, но он предполагает, что они связаны.

Однако Би (1994) предполагает, что нам также необходимо учитывать:

а) привычки, выработанные людьми с течением времени.

б) видят ли люди ситуации как требующие их участия.

c) затраты и выгоды от определенного поведения.

г) конкурирующие мотивы, такие как давление со стороны сверстников, корысть и т.д.

В целом, Би отмечает, что нравственное поведение лишь частично является вопросом морального мышления. Это также связано с социальными факторами.

3. Является ли справедливость самым фундаментальным моральным принципом?

Это точка зрения Кольберга. Однако Гиллиган (1977) предполагает, что принцип заботы о других не менее важен. Кроме того, Кольберг утверждает, что моральное мышление мужчин часто опережало женское.

Девочки часто находятся на стадии 3 по системе Кольберга (ориентация хороший мальчик — хорошая девочка), тогда как мальчики чаще находятся на стадии 4 (ориентация на закон и порядок). Гиллиган (стр. 484) отвечает:

«Те самые черты, которые традиционно определяли доброту женщин, их заботу о других и чуткость к нуждам других, — это те самые черты, которые определяют их как неполноценных в нравственном развитии».

Другими словами, Гиллиган утверждает, что в теории Кольберга присутствует половая предвзятость. Он пренебрегает женским голосом сострадания, любви и ненасилия, который связан с социализацией девочек.

Гиллиган пришел к выводу, что теория Кольберга не учитывает тот факт, что женщины подходят к моральным проблемам с точки зрения «этики заботы», а не с точки зрения «этики справедливости», что ставит под сомнение некоторые фундаментальные положения теории Кольберга.

Ссылки

Bee, HL (1994). Развитие продолжительности жизни . Издательство HarperCollins College.

Колби, А., Колберг, Л., Гиббс, Дж., и Либерман, М. (1983). Лонгитюдное исследование морального суждения. Монографии Общества исследований детского развития , 48 (1-2, серийный № 200). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Гиллиган, К. (1977). Другими словами: Представления женщин о себе и о морали. Гарвардский образовательный обзор , 47(4), 481-517.

Кольберг, Л. (1958). Развитие способов мышления и выбора в возрасте от 10 до 16 лет. Докторская диссертация , Чикагский университет.

Кольберг, Л. (1984). Психология нравственного развития: природа и обоснованность нравственных стадий (Очерки нравственного развития, том 2) . Harper & Row

Piaget, J. (1932). Нравственное суждение ребенка . Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко

Rest, JR (1979). Развитие в суждении о моральных проблемах . Университет Миннесоты Press.

Розен, Б. (1980). Моральные дилеммы и их лечение. В, Нравственное развитие, нравственное воспитание и Кольберг. Б. Манси (ред.). (1980), стр. 232-263. Бирмингем, Алабама: Издательство религиозного образования.

Дополнительная информация

  • BBC Radio 4: Дилемма Хайнца
  • Наука о морали
  • Теория нравственного развития Пиаже

Часто задаваемые вопросы

Иерархия потребностей Маслоу | Практическая психология

Маслоу наиболее известен своей Иерархией Потребностей. Это диаграмма в виде пирамиды, где «базовые потребности» внизу, а потребности «самореализации» вверху. Маслоу считал, что когда потребности в нижней части пирамиды еще не были, наша мотивация направляется к этим базовым потребностям. Как только эти потребности удовлетворены, мы начинаем фокусироваться на потребностях на вершине пирамиды.

Маслоу был одним из первых психологов, внесших вклад в гуманистическую психологию, «третью волну» психологии после психоанализа и бихевиоризма. Гуманизм использует более позитивный подход к психическому здоровью, чем первые два. Вместо того, чтобы верить, что мы хотим расти, потому что нам чего-то не хватает, гуманисты считают, что мы хотим расти, потому что мы уже реализованы.

Какова иерархия потребностей?

Что побуждает вас к действию?

Потребности дефицита против потребностей роста

Иерархия потребностей Маслоу гибка, но ее важно помнить

Что такое иерархия потребностей?

Давайте рассмотрим эти потребности, начиная с нижней части пирамиды. Иерархия потребностей Маслоу — это психологическая модель, которую мы используем для понимания потребностей человека. Внизу находятся биологические потребности, такие как пища и вода, а цель и удовлетворение — вверху.

Физиологические потребности

Это потребности, которые помогают нам физически выжить. Когда вы голодны или обезвожены, трудно сосредоточиться на чем-то другом, как в примере, который я упомянул в начале этого видео. Вот почему эти потребности стоят на первом месте.

К физиологическим потребностям относятся:

  • Пища
  • Вода
  • Приют
  • Тепло
  • Одежда
  • Сон и отдых

Охрана и безопасность

Над этими физическими потребностями стоит еще один набор основных потребностей: безопасность и защищенность. Вот почему в более первобытные времена мы формировали племена и небольшие группы. Быть частью этих групп означало, что мы были защищены от хищников, враждующих племен и нехватки физиологических потребностей. Вот где зародился менталитет «мы против них».

Эти два набора потребностей (физиологические потребности и безопасность) считаются нашими «основными потребностями». Без них мы, вероятно, беспокоимся и озабочены только этими потребностями. Если вы не чувствуете себя в безопасности в своем доме, возможно, вас не слишком беспокоит ваше место в обществе или ваше высшее предназначение во вселенной. Вы просто хотите чувствовать себя в безопасности в своем доме.

Любовь/принадлежность

Вернемся к идее племени. Прежде всего, принадлежность к племени или группе людей приносила вам еду, кров и безопасность. Но мы по-прежнему формируем группы сегодня. Сегодня у нас все еще есть менталитет «мы против них». Почему?

Принадлежность к группе больше не всегда удовлетворяет наши основные потребности, но удовлетворяет наши основные психологические потребности. Любовь и принадлежность — это третий раздел иерархии потребностей Маслоу и нижний уровень психологических потребностей.

Мы хотим чувствовать себя любимыми и любить других людей. Мы хотим чувствовать, что мы принадлежим к группе. Без этих чувств любви и принадлежности мы изолируемся. Социальная изоляция — это проблема не только потому, что она мешает нам удовлетворять «высшие» потребности. Исследования показывают, что социальная изоляция и одиночество могут серьезно повлиять на ваше физическое и психическое здоровье. Кто знал, что радостные обеды в День Благодарения и ленивые ночи на диване с друзьями могут быть полезными для вас?

Уважение

Одно дело чувствовать, что ты принадлежишь к какой-то группе: своей семье, своей стране и т. д. И совсем другое — чувствовать, что члены твоей группы уважают тебя и признают твои достижения. Это и есть четвертый уровень иерархии потребностей Маслоу: уважение.

Уважение — это совокупность того, что мы чувствуем по отношению к себе, и того, как нас воспринимают другие. Это больше, чем просто принятие в группу: это ценится в группе. Занятие руководящей должности может удовлетворить ваши потребности в уважении. Простое признание со стороны членов вашей группы может удовлетворить ваши потребности. Награды, слова одобрения и обязанности удовлетворяют эти потребности.

Самоактуализация

Этот набор потребностей находится на вершине пирамиды. Самоактуализация, самореализация и самопревосхождение — это их собственная категория потребностей. Здесь мы стремимся быть лучшими людьми, какими мы можем быть. Как только все наши другие потребности удовлетворены, мы можем начать фокусироваться на наших потребностях в самореализации. Мы можем удовлетворить эти потребности, занимаясь творческими проектами, ставя перед собой большие цели или возвращаясь к учебе.

Что побуждает вас действовать?

Вы уже знаете, что ответ меняется день ото дня, от момента к моменту. Допустим, вы находитесь в поездке, чтобы увидеть свою семью для воссоединения. Вы взволнованы, чтобы добраться до места назначения, но по пути вы очень проголодались. Внезапно все, о чем вы беспокоитесь, это найти ближайший ресторан быстрого питания, даже если это означает, что вам придется изо всех сил.

После того, как вы пообедали, вы можете вернуться к своим обычным делам.

Почему изменилась ваша мотивация? Потому что ты был голоден. Мы все сталкивались с чем-то подобным: ваш голод, жажда, потребность в туалете или потребность вздремнуть затмевают все остальные ваши планы. Как только они будут удовлетворены, вы можете сосредоточиться на удовлетворении более крупных потребностей.

На эту идею обратил внимание психолог по имени Абрахам Маслоу. В 1940-х годах его идеи о мотивации и психическом здоровье были революционными. Он решил посмотреть, как люди могут удовлетворить свои потребности, чтобы достичь более высоких целей.

Гуманизм помог многим психологам и терапевтам открыть новые способы понимания мотивации человека и помочь ему достичь своих общих целей. Его влияние началось с таких концепций, как иерархия потребностей.

Потребности дефицита и потребности роста

Маслоу утверждал, что любой тип обучения или роста возможен только тогда, когда удовлетворены четыре нижние потребности. Он разделил иерархию потребностей на две части: потребности дефицита и потребности роста. Только самореализация относится к категории «потребностей роста».

В категорию «дефицитных потребностей» входят все остальные потребности. Маслоу считал, что мы удовлетворяем эти потребности, потому что нам чего-то не хватает. Мы стремимся удовлетворить потребности в безопасности и безопасности, потому что мы боимся и не чувствуем себя в безопасности. Некоторые едят, потому что нам не хватает питания. Некоторые люди вступают в братства и клубы, потому что им не хватает чувства принадлежности.

С другой стороны, мы стремимся удовлетворить потребности роста, потому что хотим расти. Мы ничего не упускаем из своей жизни. Мы просто хотим добавить к этому. Удовлетворение дефицитных потребностей является ключом к нашему росту.

Исследования дефицита и потребностей роста

Иерархия потребностей Маслоу используется на курсах личностного развития, бизнес-семинарах и занятиях по базовой психологии. Но эта пирамида применима не только к взрослым, которые хотят расти и учиться. Понимая влияние дефицитных потребностей, учителя могут помочь своим ученикам учиться более эффективно. Если ребенку не хватает безопасности, чувства принадлежности или основных потребностей, он может быть не в состоянии учиться так же хорошо, как дети, которые более удовлетворены.

Данные подтверждают это. Например, в исследовании 2012 года изучались потребности детей с ограниченными возможностями и сравнивались их результаты с успеваемостью в школе. Они пришли к выводу, что если ребенку еще предстоит удовлетворить свои дефицитные потребности, у него будет меньше шансов преуспеть.

Какие потребности оказали наибольшее влияние? Здоровье и уход за зубами. Если ребенок не может удовлетворить основные физиологические потребности согласно Иерархии потребностей Маслоу, он может быть не в том состоянии, чтобы учиться и расти. Многие утверждают, что именно поэтому дети из малообеспеченных домохозяйств могут плохо учиться в школе. Это не потому, что они не умны. Это потому, что их потребности не удовлетворяются дома. Другие утверждают, что именно поэтому школьные обеды должны быть бесплатными. Инвестируя в детей как в школе, так и вне ее, мы могли бы помочь нашим детям добиться успеха и настроить всех нас на лучшее будущее.

Иерархия потребностей Маслоу гибка, но ее важно помнить

Помните, это всего лишь теория. История показала нам, что можно расти, пока вы голодны. Можно работать на чье-то одобрение, не чувствуя себя принадлежащим к чьей-либо «группе». Вам не нужно (и не нужно) отмечать каждую потребность ниже той, которую вы пытаетесь удовлетворить. В конце концов, большинство целей могут удовлетворить многие уровни потребностей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts