Психология познания такова что: Краткий конспект лекций к дисциплине «Психология познания»

Содержание

Е.Е.Сапогова. Публикации

Елена Евгеньевна Сапогова — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития МГППУ , почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Автор более 200 научных статей, учебников и книг, развивающих программ по психологии посвященных проблемам психологии развития, психологии воображения, экзистенциальной и нарративной психологии, культурного социогенеза, вопросам развития сознания и личности человека.

С 2000 г. под редакцией Е.Е.Сапоговой издаётся сборник Известия ТулГУ. Серия «Психология».

  1. + — «Легенды о себе»: к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологическом консультировании

    Как заметил ещё И.Кант, осознание человеком («Я») самого себя заключает в себе двойственность: «Я» осознаёт себя субъектом мышления, переживания и одновременно «Я» выступает как объект собственного восприятия и, добавим, моделирования, самопостроения, самокоррекции, преобразований.

    Такая двойственность функционально необходима прежде всего потому, что именно за счёт неё достигается внутренняя согласованность личности, осуществляются тонкие настройки и корректировки социального поведения, устраняются противоречия «Я-концепции», приводящие к дисгармонизации личности, переживанию психологического дискомфорта, когнитивному диссонансу. Пребывание одновременно в функциях объекта и субъекта позволяет тоньше интерпретировать индивидуальный опыт и формировать ожидания к окружению. В субъективной динамической «Я-концепции» фиксируется множество представлений о себе (множество «образов (картин) Я»), сменяющих друг друга или накладывающихся друг на друга: это и реальное, сиюминутное «Я», и идеальное «Я», и «Я-модель», «Я-образец», «Я-эталон». Более того, довольно часто в структуре личности присутствует «фантастическое Я» — то, каким человеку хотелось бы быть, если бы это оказалось в принципе возможным. В целом же «Я-концепция» содержит не только то, что человек о себе знает, но и то, что он о себе думает и, что еще более важно, что он о себе хочет думать (и здесь на помощь ему приходят социокультурные концепты, организующие его семиосферу и создающие ее пределы).

    // Психологическая служба (Минск). – 2003. — № 2. – С. 88-102.

    http://esapogova.narod.ru/texts/legend.htm
  2. + — «Обитель души»: экзистенциальное пространство субъекта (doc)

    // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений / Под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. — С.106-111.

    http://esapogova.narod.ru/texts/obit.doc
  3. + — «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива

    Известия ТулГУ. Серия «Психология» / Под ред. Е. Е. Сапоговой. — Вып. 5. — В 2-х чч. — Ч.I. — С. 200-228.

    // Долгие годы психология оперировала понятием некоего усреднённого социального субъекта, наделённого системой разнообразных функций, признаков, свойств. В анализе и описании личностных структур было не так уж и важно, является ли такой субъект неопытным или

    http://esapogova.narod.ru/texts/rimeik.htm
  4. + — «Хронотоп Бахтина»: соблазн проникновения (doc)

    // Ж. «Культурно-историческая психология». — 2006. — № 1. — С.89-96.

    http://esapogova.narod.ru/texts/bakht.doc
  5. + — Анализ Я-концептов и Я-метафор в содержании индивидуальных нарративов субъекта

    Развиваясь как личность, человек во внутреннем плане сознания строит систему концептов — концепто- или семиосферу. Как писал Н.И.Жинкин, концепты составляют предметно-изобразительный код сознания, имея множество вариантов выражения, в том числе словесного [2]. Они присутствуют во внутреннем плане сознания как некие ключевые знаково-символические образования, составляя его смысловую ткань. Вероятно, концепты образуют наиболее глубокий уровень сознания и могут быть метафорически соотнесены с узлами категориальной, признаковой «решётки», через которую реальность, преломленная процессами социализации, проникает в индивидуальное сознание (собственно, социализация и предполагает выстраивание такой признаковой решётки). Опираясь на работы В.В.Карасика [3, 4], С.Х.Ляпина [6], Г.Г.Слышкина [4], мы определяем концепты как индивидуализированные гиперсмысловые паттерны, имеющие социопсихическую природу, обладающие ценностной значимостью, многомерностью объективации и функцией текстопорождения.

    // Прикладная психология: достижения и перспективы / Под ред. Л.А.Мирской, Т.Ю.Синченко, В.Г.Ромека. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. – С.50-79.

    http://esapogova.narod.ru/texts/self.rtf
  6. + — Взгляд на взрослость изнутри.
    Психологический дивертисмент

    Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.

    // «Психология зрелости и старения». – 2001. – № 1(13). – С. 5-27.

    http://institut. smysl.ru/article/sapogova.php
    http://esapogova.narod.ru/texts/divert.htm
  7. +-Герменевтика личности: биографемы, автографемы и мифологемы (в сборнике)[недоступно]

    На основе авторского экзистенциально-нарративного подхода в статье рассмотрен феномен личностной герменевтики. Личностная герменевтика — комплексная функция самосознания (метадеятельность, особый режим работы сознания, направленный исключительно на самое себя) взрослой личности, посредством которой совершаются процессы самоинтерпретации, самопонимания, самоудостоверения и последующей самодетерминации / самоорганизации. Она позволяет не только систематизировать и упорядочивать эпизоды жизненного опыта, но и, выполняя жизнетворческую функцию, — создавать новые субъективные семантические единства, новые смысловые синтагмы, отражающие пристрастное отношение к собственной жизни и жизни вообще. Автор вводит понятие личностного семантического тезауруса и предполагает, что любой индивидуальный тезаурус содержит психосемантические единицы (знаки, семантемы, смысловые синтагмы) трёх видов — биографемы, автографемы и мифологемы, которые используются в повествованиях о себе в разных сочетаниях.

    Ключевые слова: герменевтика личности, семантический тезаурус, самоинтерпретация, самопонимание, самоудостоверение, самодетерминация, самоорганизация, биографемы, автографемы, мифологемы

    // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2015.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/%D0%A5%D0%A5-simpozium.pdf
  8. + — Дао психолога: феномены психологического бытия

    аверное, есть тысячи причин, чтобы увлечься психологией. При первом приближении она может казаться чем-то вроде суммы «волшебных» практических навыков, позволяющих лучше ориентироваться в социуме; при более глубоком эмоциональном погружении психология, как восточная женщина, имеющая семь доньев, меняет свое лицо и являет себя в чем-то, обладающем абсолютной силой, значимостью и необходимостью; а при достижении уровня понимания психология вообще становится чем-то ускользающе-недоступным, агностическим, трансцендентным, магическим, виртуальным.

    Как пишет Ж.-П. Сартр, «здесь у человека появляется ощущение бесконечного самоускользания, переполнения, удивления всегда неожиданным богатством и еще бессознательное стремление уловить сознанием это вырывающееся Я» [8; c. 79]. Многие профессиональные психологи прошли долгий путь от первых познавательных желаний и робких шагов навстречу психологии до разрушающего осознания мощной всевластной силы психологического понимания (может быть, даже «прозрения») и безвозвратной завороженности даже одним чувством причастности к возможности постигнуть нечто сокровенное в этой ни на что не похожей области человеческого познания. В то время как представители других наук с упоением разгадывают загадки природы и взращивают новые плоды цивилизации, психолог, вслед за Б. Паскалем, может сказать только: «Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»

    // Журнал практического психолога. – 1998. – № 7. – С. 75-86.

    http://esapogova. narod.ru/texts/dao.htm
  9. + — Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности

    Во всех областях знания рано или поздно исследовательское сознание упирается в проблемы, решение которых мало доступно натиску познания. Одна из таких проблем — проблема человеческого бытия (онтологическая проблема), которую в разной форме ставили философы со времён античности, пытаясь различить сущее и бытийное. В психологии вопрос о человеческом бытии почти не ставится как в силу сложности самого феномена, так и из-за отсутствия реального метода его изучения. Но это не значит, что он не интересует психологов и тех, кто размышляет «о времени, о жизни, о себе» или обращается за психологической помощью. Оформляющийся в последние годы интерес к экзистенциальным аспектам отношения взрослого человека к самому себе связан с осознанием им конечности индивидуального существования и необходимости стабилизировать его путём рефлексии своей подлинности и смыслонаполнения каждого момента. В связи с этим в проблемном поле исследования взрослости, как кажется, открывается новая сфера — анализ того, каким образом сознание, достигшее точки «акме», реализует себя во множестве своих сложно структурированных актов и обнаруживает всё то, с чем оно имеет дело в своём опыте.

    // Известия ТулГУ. — Серия «Психология» / Под ред. Е.Е.Сапоговой. — Вып. 3. — Тула: ТулГУ, 2003. — С. 195-214.

    http://esapogova.narod.ru/texts/sudba.htm
  10. + — Как я понимаю психологию: в подражание К.М.Мамардашвили

    Когда-то М.К.Мамардашвили заметил: «Способность быть учеником выше и достойнее, чем способность быть учителем» [3; 47]. Это высказывание кажется особенно справедливым в отношении профессиональной психологии, ученичество в которой — процесс бесконечный, бездонный и в чем-то носящий характер таинства, откровения, посвящения. Профессиональной психологии учатся всю жизнь, и сама возможность ученичества в психологии кардинальным образом зависит от личности, опыта и способностей того, кто ей учится. Но точно так же она зависит и от того, кто и как вовлекает человека в это ученичество, разъясняет суть профессионального «послушничества», ведь специфика психологического познания такова, что, по сути, ученик учится у ученика же, но только чуть дальше продвинувшегося в своем учении. Психологи-ученики во многом «делают жизнь» со своих учителей не только с позиций верности их научно-исследовательским идеалам: они перенимают важные аспекты их образа мышления, профессионального стиля деятельности, системы смысложизненных установок на себя и других, ценностей бытия. Мы убеждены, что только психолог для психолога создает и может создать профессиональную зону ближайшего развития (Л.С.Выготский), бесконечный по валентности «зазор длящегося опыта» (В.П.Зинченко). Пожалуй, нигде так, как в психологии, не выражена эта со-общность ученика и учителя, нигде так сильно не бывает необходимым живое общение, живая связь, соприкосновение сознаний обучающего и учащегося. Мощный потенциал экзистенциального вовлечения, присущий психологическим знаниям, иногда срабатывает даже при обучении ей непрофессионалов, хотя, думается, в большинстве случаев сегодняшнее обязательное для всех в высшей школе, суетное и зачастую непродуманно выхолощенное обучение психологии как учебному предмету мало что дает уму и сердцу ученика, поскольку основные вопросы, которые в этом случае решаются, — это вопросы о форме как можно более сжатого преподнесения объемного и сложного для восприятия материала и о практическом применении психологической «информации», а не вопрос личностного роста в обучении.

    // “Журнал практического психолога”, 1999. — № 4. – С. 13-27.

    http://esapogova.narod.ru/texts/mamard.htm
  11. + — Понимание в психологическом консультировании (doc)

    // Понимание: опыт междисциплинарного исследования / Под общ. ред. А.А.Брудного, А.В.Уткина, Е.И.Яцуты. — М.: Смысл, 2006. — С. 122-133.

    http://esapogova.narod.ru/texts/yatsuta.doc
  12. + — Понимание как центральная проблема консультативной психологии

    Когда-то А.Камю отметил, что понять мир значит свести его к человеку, оставить в нем человеческий отпечаток. Мысль о том, что мир во всех его проявлениях может быть понят только через посредство неповторимо конкретного индивидуального опыта, имеет долгий и сложный генезис. Еще в Средние века сложились легенды о текстах, которые могут быть поняты лишь через призму личных переживаний и на их основе. Так, в одной старинной притче говорится, что якобы существовала книга, которую мог понять только тот, кто убил человека и зачал человека; для любого же другого читателя книга превращалась в набор непонятных иероглифов. Если проникнуть в метафорическую глубь этой притчи и исключить очевидные преувеличения, то ее смысл сводится к тому, что полнота понимания мира определяется полнотой личных переживаний, некоей конгруэнтностью мира и индивидуального сознания. Пытаясь реализовать в работе положения структурно-семиотического подхода, мы считаем, что для психолога-консультанта, взращенного в субъект-субъектной образовательной парадигме, любой человек, пришедший за помощью, и есть этот самый мир, своеобразный и уникальный микрокосм, понять который можно, исходя из личного и профессионального опыта, индивидуальных переживаний, профессиональной ментальности, обобщенных научных положений своей профессии, специально сформированных профессиональных поведенческих навыков и т.д. Разрабатываемый во французском психоанализе новой волны (Ж.Лакан, Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Делез, Р.Барт, А.Вежбицкая, Ю.Кристева, К.Леви-Строс и др.) и в многолетних исследованиях тартусско-московской семиологической школы (Ю.И.Лотман, Б.А.Успенский и др.), структурно-семиотический подход в последние годы особенно ярко демонстрирует свою универсальность и приложимость к разнообразным формам деятельности в области консультативной психологии.

    // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники / Отв. ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромек. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2000. — С. 7-25.

    http://esapogova.narod.ru/texts/poncons.htm
  13. + — Поэтика автобиографии: к анализу мотивов субъективных нарративов в психологическом консультировании

    В психологии понимание мотива традиционно связано с анализом побуждений к действию, но это — не единственное значение термина «мотив», которое может быть в ней использовано. В последние годы в рамках социокультурных психологических исследований находит применение и та трактовка мотива, которая сложилась в культурологии, литературоведении, фольклористике — как мотива повествовательного, что, на наш взгляд, открывает новые возможности в трактовке центральных тенденций в осмыслении субъектом своего жизненного пути. В рамках нарративного подхода, который проникает в современную практику консультирования, автобиография, выстроенная субъектом в контексте своего времени, традиций, опыта, культурных предпочтений и т.п., может рассматриваться как текст, как повествование, подчиняющееся не только психологическим, но и литературным законам. Идея о существовании сюжетообразующих семантических единиц, сознательно или бессознательно положенных в основу рассказа о собственной жизни, кажется чрезвычайно продуктивной для практики психологического консультирования. В течение нескольких лет мы имели возможность отслеживать наличие таких мотивов в историях жизни наших клиентов.

    http://esapogova.narod.ru/texts/poet.htm
  14. + — Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух

    Быть психологом интересно. Быть психологом полезно. Быть психологом престижно. В последние несколько лет эти тезисы прочно вошли в общественное сознание, привлекая к психологической профессии тысячи молодых и не очень молодых людей, готовых «подновить» психологией уже имеющееся (педагогическое, медицинское, техническое) образование. И лишь один тезис, как нам кажется, часто остается на периферии сознания многих, кто хотел бы сделать психологию делом и смыслом своей жизни: быть психологом трудно и ответственно. Далеко не все стремятся, к примеру, в математику или хирургию, психология же почему-то воспринимается как имеющая более свободный модус в присоединении к любой другой профессии и кажется доступнее. О людях, наделенных музыкальными способностями или артистическим даром, говорят, что их при рождении поцеловала фея музыки или театра. Все понимают важность подобного события и осознают возможную разницу в последующем осуществлении музыкальной или театральной деятельности. Нас всегда занимал вопрос: кто целует психологов и целует ли вообще? Можно ли профессионально освоить психологию «нецелованным» психологам и чем это будет отличаться от «настоящих», «харизматических»? И что делать, если уже понятно, что фея выбрала не тебя, а быть психологом все же хочется? Возможно ли достижение необходимого высокого профессионализма, который sine qua non подразумевает работа с проблемами человеческой личности, на такой основе, как «хочу быть» ( не путать с «хочу стать»!) психологом? Справедливо ли для профессиональной психологии, что «терпение и труд все перетрут»? А если нет, то в чем выражается не «званность», но «избранность»?

    // Журнал практического психолога.  — 1997. — N 6. — С. 3-12.

    http://esapogova.narod.ru/texts/mental.htm
  15. +-Психология развития человека. Учебное пособие[недоступно]

    В этой книге Е.Е. Сапоговй всесторонне рассматриваются социокультурные, историко-этнографические, психобиологические и психологические аспекты развития человека. Особое внимание уделено общетеоретическим проблемам развития и анализу возрастных этапов в контексте культурного социогенеза. Пособие рекомендуется для студентов психологических специальностей высших учебных заведений.

    // М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh./Sapogova_-_Psikhologija_razvitija_cheloveka.pdf
  16. + — Событие в структуре биографического текста

    // Ж. «Культурно-историческая психология». — 2006. — № 1. — С.60-64.

    http://esapogova.narod.ru/texts/sob.doc
  17. + — Социокультурные прототипы и смысловые константы автобиографических текстов (doc)

    // Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы / Авт. колл. А.К.Юров, В.М.Розин, П.Н.Виноградов и др. — Таганрог: Изд-во Таг. гос. пед. ин-та, 2007. — Раздел III, глава 3. — С.119-158.

    http://esapogova.narod.ru/texts/tag.doc
  18. + — Типы экзистенциальных ожиданий в «Ego-trip»-нарративах (doc)

    // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (Казань: Казанский гос. ун-т, 28-29. 11.06). — Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. — С.42-46.

    http://esapogova.narod.ru/texts/kazan.doc
  19. + — Экзистенциальное содержание лиминальных периодов жизни (doc)

    // Работа переживания и психологическая помощь детям: Сб. статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов доверия (Москва, 25-27 октября 2007) / Под общ.ред. Г.Э.Мариани. — М.: Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 

    http://esapogova.narod.ru/texts/detfond.doc
  20. + — Экзистенциальные ожидания как фактор развития во взрослости и старости (doc)

    // Психология социального развития: Человек в современном мире. Сб. научных трудов / Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева, В.Н.Шашок.  — Минск: Изд. Центр БГУ, 2007. — С. 99-111.

    http://esapogova.narod.ru/texts/bel07.doc
  21. + — Экзистенциальный потенциал профессионализации в психологии

    Экзистенциальная философия во многом изменила веками строящиеся представления человека о себе и своем развитии. Под влиянием М.Хайдеггера европейское научное сознание ассимилировало мысль, что будучи конечным существом и осознавая эту конечность, человек вынужден стабилизировать свое существование в каждый данный момент (Dasein) путем его смыслонаполнения. По сути, человек базирует собственное существование на собственном же проекте и тем самым осуществляет смыслонаполнение жизни. В конечном итоге, смысл имеет именно и только то, что конечно; что не имеет конца, то не имеет и смысла. Одним из ключевых элементов самопроектирования и жизнетворчества является выбор профессии и последующее осуществление профессиональной деятельности. Занимаясь в течение ряда лет подготовкой профессиональных психологов, мы пришли к выводу, что профессиональная психологическая деятельность является особой формой жизни личности, задающей экзистенциальный modus operandi. Более того, можно предположить, что профессиональный психолог призван помогать в самопроектировании другим.

    // Первая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. 2001

    http://existancepsychology.narod.ru/25.htm

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л. С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Психология координации и общие знания

. 2014 Октябрь; 107 (4): 657-76.

doi: 10.1037/a0037037. Epub 2014 11 августа.

Кайл Томас 1 , Питер ДеШиоли 1 , Омар Султан Хак 1 , Стивен Пинкер 1

принадлежность

  • 1 Кафедра психологии.
  • PMID: 25111301
  • DOI: 10. 1037/а0037037

Кайл А. Томас и др. J Pers Soc Psychol. 2014 9 октября0003

. 2014 Октябрь; 107 (4): 657-76.

doi: 10.1037/a0037037. Epub 2014 11 августа.

Авторы

Кайл Томас 1 , Питер ДеШиоли 1 , Омар Султан Хак 1 , Стивен Пинкер 1

принадлежность

  • 1 Кафедра психологии.
  • PMID: 25111301
  • DOI: 10. 1037/а0037037

Абстрактный

Исследования человеческого сотрудничества сосредоточены на загадке альтруизма, когда один участник несет издержки, чтобы принести пользу другому, и на психологии взаимности, которая развилась для решения этой проблемы. Мы исследуем дополнительную загадку мутуализма, в котором акторы могут одновременно приносить пользу друг другу, и психологию координации, обеспечивающую такие преимущества. Координации способствует общее знание: состояние рекурсивной убежденности, в котором А знает X, В знает X, А знает, что B знает X, B знает, что A знает X, и так до бесконечности. Мы проверяем, чувствительны ли люди к общеизвестным фактам, когда решают, стоит ли участвовать в рискованной координации. Участники выбирали между работой в одиночку для получения определенной прибыли и совместной работой для получения потенциально более высокой прибыли, которую они могли бы получить только в том случае, если бы их партнер сделал такой же выбор. Результаты показали, что больше участников пытались рисковать координацией, когда они и их предполагаемый партнер имели общие знания о выигрышах (трансляция через громкоговоритель), чем когда они имели только общие знания (передаваемые обоим через мессенджер) или частные знания (раскрытые каждому партнеру отдельно). ). Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что люди представляют общеизвестные знания как отдельную когнитивную категорию, которая позволяет им координировать свои действия с другими для взаимной выгоды. Мы обсуждаем, как эта гипотеза может дать единое объяснение разнообразным явлениям социальной жизни человека, в том числе рекурсивному ментализации, перформативным речевым актам, публичным протестам, лицемерию и самосознательным эмоциональным выражениям.

2014 АПА, все права защищены

Похожие статьи

  • Общее знание, координация и стратегическое мышление в социальной жизни человека.

    Де Фрейтас Дж., Томас К., ДеСкиоли П., Пинкер С. Де Фрейтас Дж. и др. Proc Natl Acad Sci U S A. 9 июля 2019 г .; 116 (28): 13751-13758. doi: 10.1073/pnas.1905518116. Epub 2019 28 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2019. PMID: 31253709Бесплатная статья ЧВК.

  • Рекурсивная ментализация и общие знания в эффекте свидетеля.

    Томас К.А., Де Фрейтас Дж., ДеСкиоли П., Пинкер С. Томас К.А. и соавт. J Exp Psychol Gen. 2016 май; 145 (5): 621-629. дои: 10.1037/xge0000153. Epub 2016 25 февраля. J Exp Psychol Gen. 2016. PMID: 26913616

  • Повреждение вентромедиальной префронтальной коры не влияет на развитие и использование точек соприкосновения в социальном взаимодействии: последствия для когнитивной теории разума.

    Гупта Р., Транел Д., Дафф М.С. Гупта Р. и др. Нейропсихология. 2012 Январь; 50(1):145-52. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2011.11.012. Epub 2011 22 ноября. Нейропсихология. 2012. PMID: 22120006 Бесплатная статья ЧВК.

  • Социальное дисконтирование: эффект неопределенности результата.

    Осинский Ю. Осинский Я. Поведенческие процессы. 2010 сен;85(1):24-7. doi: 10.1016/j.beproc.2010.05.010. Epub 2010 1 июня. Поведенческие процессы. 2010. PMID: 20561932

  • Социальная семантика: альтруизм, сотрудничество, мутуализм, сильная взаимность и групповой отбор.

    Вест С.А., Гриффин А.С., Гарднер А. Уэст С.А. и др. Дж. Эвол Биол. 2007 март; 20(2):415-32. doi: 10.1111/j.1420-9101.2006. 01258.x. Дж. Эвол Биол. 2007. PMID: 17305808 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Роль личностных убеждений и «светской беседы» в стратегическом поведении.

    Бозе Н, Сгрой Д. Бозе Н. и соавт. ПЛОС Один. 2 сентября 2022 г .; 17 (9): e0269523. doi: 10.1371/journal.pone.0269523. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36053571 Бесплатная статья ЧВК.

  • Парадокс социального взаимодействия: общая интенциональность, мы-рассуждение и виртуальный торг.

    Чатер Н., Зейтун Г., Мелконян Т. Чатер Н. и др. Psychol Rev. 2022 Apr; 129 (3): 415-437. doi: 10.1037/rev0000343. Психологическое издание 2022 г. PMID: 35727306 Бесплатная статья ЧВК.

  • Затраты и выгоды экологической устойчивости.

    Экинс П., Зенгелис Д. Экинс П. и соавт. Поддерживать науку. 2021;16(3):949-965. doi: 10.1007/s11625-021-00910-5. Epub 2021 16 марта. Поддерживать науку. 2021. PMID: 33747239Бесплатная статья ЧВК.

  • Дилемма климатического достояния: как человечество может решить дилемму глобального климатического достояния?

    Ли Ю, Сьюэлл Д.К., Сэйбер С., Шанк Д.Б., Кашима Ю. Ли Ю и др. Изменение климата. 2021;164(1):4. doi: 10.1007/s10584-021-02989-2. Epub 2021 16 января. Изменение климата. 2021. PMID: 33500596 Бесплатная статья ЧВК.

  • Анализ данных и моделирование конвейеров для контролируемых сетевых экспериментов по социальным наукам.

    Cedeno-Mieles V, Hu Z, Ren Y, Deng X, Contractor N, Ekanayake S, Epstein JM, Goode BJ, Korkmaz G, Kuhlman CJ, Machi D, Macy M, Marathe MV, Ramakrishnan N, Saraf P, Self Н. Седено-Милес В. и соавт. ПЛОС Один. 2020 24 ноября; 15 (11): e0242453. doi: 10.1371/journal.pone.0242453. Электронная коллекция 2020. ПЛОС Один. 2020. PMID: 33232347 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

Является ли психология наукой?

Наука использует эмпирический подход. Эмпиризм (основанный Джоном Локком) утверждает, что единственный источник знания исходит от наших органов чувств — например, зрения, слуха и т. д. логический аргумент (известный как рационализм). Таким образом, эмпиризм — это точка зрения, согласно которой все знания основаны на опыте или могут исходить из него.

Приобретая знания на основе опыта, эмпирический подход быстро превратился в научный подход и оказал большое влияние на развитие физики и химии в 17 и 18 веках.

Идея о том, что знание должно быть получено путем опыта, т. е. эмпирическим путем, превратилась в метод исследования, в котором для сбора фактов и доказательств использовались тщательное наблюдение и эксперименты.

Природа научного исследования может рассматриваться на двух уровнях:

1. Что делать с теорией и обоснованием гипотез.

2. И актуальные эмпирические методы исследования (т. е. эксперименты, наблюдения)

Основным эмпирическим методом исследования в науке является эксперимент.

Ключевыми особенностями эксперимента являются контроль над переменными (независимыми, зависимыми и посторонними), тщательное, объективное измерение и установление причинно-следственных связей.

Содержание

Основные характеристики

Эмпирические данные

  • Относится к данным, полученным путем прямого наблюдения или эксперимента.
  • Эмпирические данные не опираются на аргументы или убеждения.
  • Вместо этого эксперименты и наблюдения проводятся тщательно и подробно описываются, чтобы другие исследователи могли повторить и попытаться проверить работу.

Объективность

  • Исследователи должны оставаться свободными при обучении; они должны стараться оставаться беспристрастными в своих расследованиях. То есть, Исследователи не подвержены влиянию личных чувств и переживаний.
  • Объективность означает, что все источники предвзятости сведены к минимуму и что личные или субъективные идеи устранены. Занятия наукой предполагают, что факты будут говорить сами за себя, даже если они отличаются от того, на что рассчитывал исследователь.

Контроль

  • Необходимо контролировать все внешние переменные, чтобы можно было установить причину (IV) и следствие (DV).

Проверка гипотез

  • Например, заявление, сделанное в начале исследования, которое служит предсказанием и вытекает из теории. Существуют различные типы гипотез (нулевые и альтернативные), которые необходимо сформулировать в форме, которую можно проверить (т. е. операционализованной и однозначной).

Репликация

  • Это относится к тому, можно ли повторить конкретный метод и результаты с разными/одними и теми же людьми и/или в разных случаях, чтобы увидеть, будут ли результаты схожими.
  • Если сообщается о впечатляющем открытии, которое не может быть воспроизведено другими учеными, оно не будет принято.
  • Если мы снова и снова получаем одни и те же результаты при одних и тех же условиях, мы можем быть уверены в их точности вне всяких разумных сомнений.
  • Это дает нам уверенность в том, что результаты надежны и могут быть использованы для построения свода знаний или теории, что жизненно важно для создания научной теории.

Предсказуемость

  • Мы должны стремиться предсказывать будущее поведение на основе результатов нашего исследования.

Научный процесс

До двадцатого века наука в основном использовала принципы индукции, делая открытия о мире посредством точных наблюдений и формулируя теории на основе наблюдаемых закономерностей.

Законы Ньютона тому пример. Он наблюдал за поведением физических объектов (например, яблок) и выводил законы, объясняющие то, что он наблюдал.

Научный процесс теперь основан на гипотетико-дедуктивной модели, предложенной Карлом Поппером (1935). Поппер предположил, что теории/законы о мире должны стоять на первом месте, и их следует использовать для создания ожиданий/гипотез, которые могут быть опровергнуты наблюдениями и экспериментами.

Как указывал Поппер, фальсификация — единственный способ быть уверенным: «Никакое количество наблюдений за белыми лебедями не позволяет сделать вывод, что все лебеди белые, но наблюдения за одним черным лебедем достаточно, чтобы опровергнуть этот вывод».

Дарвиновская теория эволюции тому пример. Он сформулировал теорию и проверил ее положения, наблюдая за животными в природе. Он специально стремился собрать данные, чтобы доказать/опровергнуть свою теорию.

Томас Кун утверждал, что наука не развивается постепенно к истине, у науки есть парадигма, которая остается неизменной до тех пор, пока не произойдет сдвиг парадигмы, когда существующие теории не могут объяснить какое-то явление, и кто-то предлагает новую теорию. Наука имеет тенденцию проходить через эти сдвиги; поэтому психология не является наукой, поскольку у нее нет согласованной парадигмы.

Существует много противоречивых подходов, а предмет психологии настолько разнообразен; поэтому у исследователей разных областей мало общего.

Психология — действительно очень новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет или около того. Однако его можно проследить до Древней Греции, 400 – 500 лет до н.э. Акцент был сделан на философию, когда великие мыслители, такие как Сократ, оказали влияние на Платона, который, в свою очередь, повлиял на Аристотеля.

Платон утверждал, что существует четкое различие между телом и душой, очень твердо верил во влияние индивидуальных различий на поведение и сыграл ключевую роль в разработке понятия «психического здоровья», полагая, что разум нуждается в стимуляции с помощью искусства. чтобы сохранить его в живых.

Аристотель твердо верил в то, что тело сильно влияет на разум — можно сказать, что он был одним из первых биопсихологов.

Психология как наука занимала «второе место» до Декарта (1596 – 1650) писал в XVII в. Он твердо верил в концепцию сознания, утверждая, что именно оно отделяет нас от животных.

Однако он верил, что наши тела могут влиять на наше сознание и что начало этих взаимодействий было в шишковидной железе — теперь мы знаем, что это, вероятно, НЕ так!

Из этой влиятельной работы возникли другие важные философии психологии, в том числе работы Спинозы (1632–1677) и Лейбница (1646–1716). Но единой, научной, единой психологии как отдельной дисциплины еще не было (можно, конечно, возразить, что до сих пор нет!).

На вопрос «Кто является родоначальником психологии?» многие отвечают: «Фрейд». Так это или нет, можно обсуждать, но если бы мы спросили, кто является родоначальником экспериментальной психологии, вряд ли кто-то ответил бы точно так же. Так откуда же взялась современная экспериментальная психология и почему?

Психологии потребовалось так много времени, чтобы стать научной дисциплиной, потому что ей нужно было время для консолидации. Понять поведение, мысли и чувства нелегко, что может объяснить, почему в период между древнегреческими временами и 16-м веком это в значительной степени игнорировалось.

Но, устав от долгих лет спекуляций, теорий и споров, а также принимая во внимание призыв Аристотеля к научным исследованиям в поддержку теории, психология как научная дисциплина начала формироваться в конце 1800-х годов.

Вильгельм Вундт создал первую психологическую лабораторию в 1879 году. Интроспекция использовалась, но систематически (т.е. методологически). Это было действительно то место, с которого можно было начать думать о том, как использовать научные методы для исследования поведения.

Классическим движением в психологии, принявшим эти стратегии, были бихевиористы, которые были известны тем, что полагались на контролируемые лабораторные эксперименты и отвергали любые невидимые или подсознательные силы как причины поведения. Позже когнитивные психологи тоже переняли этот строгий (т. е. тщательный) научный подход, основанный на лабораторных данных.

Психологические подходы

Психоанализ обладает большой объяснительной силой и пониманием поведения. Тем не менее, его обвиняют в том, что он объясняет поведение только после события, не предсказывает заранее, что произойдет, и не поддается фальсификации.

Некоторые утверждают, что психоанализ приблизился к статусу скорее религии, чем науки. Тем не менее, не только ее обвиняют в нефальсифицируемости (эволюционная теория тоже — почему все так, как есть? Потому что она так развилась!), и, подобно теориям, которые трудно опровергнуть, существует вероятность того, что она на самом деле прав.

Клайн (1984) утверждает, что психоаналитическую теорию можно разбить на проверяемые гипотезы и проверить научно. Например, Scodel (1957) постулировал, что орально зависимые мужчины предпочли бы большую грудь (положительная корреляция), но на самом деле обнаружил обратное (отрицательная корреляция).

Хотя теория Фрейда может быть использована для объяснения этого вывода (через формирование реакции — субъект демонстрирует прямо противоположные своим бессознательным импульсам!), Клайн, тем не менее, указал, что теория была бы опровергнута отсутствием значимой корреляции.

Бихевиоризм имеет скупые (т. е. экономические / экономные) теории обучения, использующие несколько простых принципов (подкрепление, формирование поведения, обобщение и т. д.) для объяснения широкого спектра поведения от овладения языком до нравственного развития.

Он выдвигал смелые, точные и неопровержимые гипотезы (такие как закон эффекта Торндайка) и обладал твердым ядром центральных допущений, таких как детерминизм от окружающей среды (только когда это допущение столкнулось с подавляющей критикой со стороны когнитивных и этологических теоретиков, бихевиористская парадигма/модель была свергнута).

Бихевиористы твердо верили в научные принципы детерминизма и упорядоченности. Таким образом, они пришли к довольно последовательным предсказаниям того, когда животное может отреагировать (хотя они признали, что идеальное предсказание для любого человека невозможно).

Бихевиористы использовали свои прогнозы для управления поведением как животных (голубей, обученных обнаруживать спасательные жилеты), так и людей (поведенческая терапия), и действительно Скиннер в своей книге «Уолден Два» (1948) описал общество, управляемое в соответствии с бихевиористскими принципами. .

Когнитивная психология – применяет научный подход к ненаблюдаемым психическим процессам, продвигая точные модели и проводя эксперименты над поведением, чтобы подтвердить или опровергнуть их.

Полное понимание, предсказание и контроль в психологии, вероятно, недостижимы из-за огромной сложности внешних, психических и биологических влияний даже на самое простое поведение (т. е. невозможно контролировать все посторонние переменные).

Таким образом, вы увидите, что нет простого ответа на вопрос «Является ли психология наукой?». Но многие подходы психологии действительно отвечают принятым требованиям научного метода, тогда как другие кажутся в этом отношении более сомнительными.

Альтернативы

Однако некоторые психологи утверждают, что психология не должна быть наукой. Существуют альтернативы эмпиризму, такие как рациональное исследование, аргументация и вера.

Гуманистический подход (еще одна альтернатива) ценит частный, субъективный сознательный опыт и выступает за отказ от науки.

Гуманистический подход утверждает, что объективная реальность менее важна, чем субъективное восприятие человека и субъективное понимание мира. Из-за этого Карл Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию научной лаборатории для исследования поведения как человека, так и других животных.

Субъективное восприятие мира человеком является важным и влиятельным фактором его поведения. Только взглянув на мир с точки зрения отдельных людей, мы можем действительно понять, почему они ведут себя так, а не иначе. Именно на это направлен гуманистический подход.

Гуманизм — это психологическая точка зрения, которая делает упор на изучение человека в целом. Психологи-гуманисты смотрят на человеческое поведение не только глазами наблюдателя, но и глазами человека, совершающего поведение. Гуманистические психологи считают, что поведение человека связано с его внутренними переживаниями и представлением о себе.

гуманистический подход в психологии намеренно отступает от научной точки зрения, отказываясь от детерминизма в пользу свободы воли, стремясь прийти к уникальному и глубокому пониманию. Гуманистический подход не имеет упорядоченного набора теорий (хотя у него есть некоторые основные предположения). Ему неинтересно предсказывать и контролировать поведение людей — это могут и должны делать только сами люди.

Миллер (1969) в «Психологии как средстве повышения благосостояния человека» критикует контролирующий взгляд на психологию, предполагая, что понимание должно быть главной целью субъекта как науки, поскольку он спрашивает, кто будет осуществлять контроль и чья интересы будут обслуживаться этим?

Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.

Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

Представления о поведении, основанные на здравом смысле

В некотором смысле каждый является психологом. Это не означает, что все были формально обучены изучению и обучению психологии. У людей есть здравомыслящие взгляды на мир, на других людей и на самих себя. Эти взгляды здравого смысла могут исходить из личного опыта, воспитания в детстве, культуры и т. д.

Люди имеют здравомыслящие представления о причинах своего поведения и поведения других людей, о личностных качествах, которыми они и другие люди обладают, о том, что должны делать другие люди, о том, как воспитывать своих детей, и о многих других аспектах психологии.

Неформальные психологи приобретают знания здравого смысла довольно субъективным (т. е. ненадежным) и анекдотичным путем. Представления о людях, основанные на здравом смысле, редко основываются на систематических (т.

Расовые или религиозные предрассудки могут отражать то, что кажется здравым смыслом в группе людей. Однако предвзятые убеждения редко противоречат тому, что на самом деле имеет место.

Здравый смысл — это то, что каждый использует в своей повседневной жизни, направляет решения и влияет на то, как мы взаимодействуем друг с другом.

Но, поскольку он не основан на систематических данных и не выведен из научных исследований, он может ввести в заблуждение и привести к несправедливому и дискриминационному отношению одной группы людей к другим.

Ограничения научной психологии

Несмотря на разработанную научную методологию (мы думаем), некоторые дополнительные проблемы и аргументы сомневаются в том, что психология когда-либо была наукой.

Ограничения могут относиться к предмету (например, открытое поведение в сравнении с субъективным, частным опытом), объективности, общности, проверяемости, экологической достоверности, этическим вопросам, философским дебатам и т. д.

Наука предполагает, что существуют законы человеческого поведения которые применимы к каждому человеку. Поэтому наука использует как детерминистский, так и редукционистский подход.

Наука изучает открытое поведение, потому что открытое поведение объективно наблюдаемо и может быть измерено, что позволяет различным психологам записывать поведение и соглашаться с тем, что наблюдалось. Это означает, что можно собрать доказательства для проверки теории о людях.

Научные законы поддаются обобщению, но психологические объяснения часто ограничены конкретным временем и местом. Поскольку психология изучает (в основном) людей, она изучает (косвенно) влияние социальных и культурных изменений на поведение.

Психология не существует в социальном вакууме. Поведение меняется со временем и в разных ситуациях. Эти факторы и индивидуальные различия делают результаты исследований надежными только в течение ограниченного времени.

Пригодны ли традиционные научные методы для изучения человеческого поведения? Когда психологи операционализируют свои IV, весьма вероятно, что это редукционистский, механистический, субъективный или просто неправильный подход.

Операционные переменные относятся к тому, как вы будете определять и измерять конкретную переменную, когда она используется в вашем исследовании. Например, биопсихолог может интерпретировать стресс как учащение пульса. Тем не менее, возможно, что при этом мы удаляемся от человеческого опыта того, что мы изучаем. То же самое касается причинно-следственной связи.

Эксперименты стремятся установить, что X вызывает Y, но принятие этой детерминированной точки зрения означает, что мы игнорируем посторонние переменные и тот факт, что в другое время, в другом месте мы, вероятно, не подверглись бы влиянию X. Их так много. переменные, влияющие на поведение человека, что их невозможно эффективно контролировать. Вопрос экологической валидности здесь очень хорошо вписывается.

Объективность невозможна. Это огромная проблема в психологии, поскольку в ней участвуют люди, изучающие людей, и очень трудно беспристрастно изучать поведение людей.

Более того, с точки зрения общей философии науки нам трудно быть объективными, потому что на нас влияет теоретическая точка зрения (хорошим примером этого является Фрейд). Наблюдатель и наблюдаемое принадлежат к одному и тому же виду, что создает проблемы с отражательной способностью.

Бихевиорист никогда не стал бы исследовать фобию и рассматривать ее как причину бессознательного конфликта, точно так же, как Фрейд никогда не стал бы объяснять ее как поведение, приобретенное посредством оперантного обусловливания.

Эта особая точка зрения ученого называется парадигмой (Kuhn, 1970). Кун утверждает, что в большинстве научных дисциплин есть одна преобладающая парадигма, которой придерживается подавляющее большинство ученых.

Все, что имеет несколько парадигм (например, модели-теории), является преднаукой, пока не станет более унифицированной. При множестве парадигм в психологии дело не в том, что у нас есть какие-то универсальные законы человеческого поведения. Кун определенно утверждал бы, что психология не является наукой.

Проверка (т. е. доказательство) может быть невозможной. Мы никогда не сможем по-настоящему доказать гипотезу; мы можем найти результаты, подтверждающие это до конца времен, но мы никогда не будем на 100% уверены, что это правда.

Это может быть опровергнуто в любой момент. Главной движущей силой этого особого ворчания является Карл Поппер, известный философ науки и сторонник фальсификационизма.

Возьмем знаменитую гипотезу Поппера: «Все лебеди белые». Откуда мы знаем наверняка, что не увидим в будущем черного, зеленого или ярко-розового лебедя? Таким образом, даже если небелого лебедя никогда не видели, мы все равно не доказали нашу гипотезу.

Поппер утверждает, что лучшие гипотезы — это те, которые мы можем фальсифицировать — опровергнуть. Если мы знаем, что что-то не так, то мы знаем что-то наверняка.

Тестируемость: большая часть предмета психологии не поддается наблюдению (например, память) и, следовательно, не может быть точно измерена. Дело в том, что существует так много переменных, влияющих на поведение человека, что невозможно эффективно контролировать переменные.

Итак, приблизились ли мы к пониманию а) что такое наука и б) является ли психология наукой? Вряд ли.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts