Разум — Психологос
01 января 2006 г., 03:12
Разум в широком смысле — рациональное начало в человеке, развитая способность думать и действовать, опираясь на логику и факты.
Разумное в таком широком смысле — это рациональное, то есть хорошо просчитанное, продуманное и взвешенное, имеющее внятную логику и ведущее к цели наиболее надежным образом. Рациональный — вполне разумный, обоснованный, целесообразный, сделанный «с головой». При таком широком понимании разума интеллект, мышление, ум, разум, рассудок и голова — все это является синонимами, противопоставляясь аффективной сфере: чувствам, эмоциям, настроениям, желаниям и потребностям.
«Мой ум борется с моим телом»… Противопоставление разума и тела иногда звучит как противопоставление высших и низких уровней внутреннего мира человека (Воля борется с телесными желаниями и побуждениями), иногда — как противопоставление новой коры мозга и лимбической системы.
Разум в более узком смысле — не просто рациональность.
Разум в более точном смысле слова — это рациональность,
направленная на добро и помноженная на нравственность.
Не у всех людей разум как-либо развит, и не все люди им пользуются (по наблюдениям, средний человек думает меньше 5% времени бодрствования): у многих людей разум заменяется социальными навыками и воспитанностью. Как-либо социализированный человек живет с головой, пользуется своим умом и мышлением, а не только рефлексами, привычками и чувствами. Однако включить голову — еще не значит думать —
У человек голова может быть включена, мышление происходит, но человек при этом не думает. Действовать человек может в таком состоянии вполне адекватно, социальные рефлексы и привычки выручают, но в таких случаях всерьез говорить о человеке «человек разумный» — оснований нет.
Люди с включенным умом нередко при этом — не думают, довольствуются прошлыми решениями, шаблонно-привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию. По настоящему разумный человек не только включает голову, но еще и думает. Разумное — значит продуманное, а умение думать — это больше, чем просто иметь мышление. Мышление может быть и иррациональным.
«Он же разумный человек?!» — Да, в нем разум есть. Но в нем есть не только разум, в нем есть и неразумное начало: шаблоны, автоматизмы, иррациональные чувства и побуждения. А соотношение этих начал может быть различным: у кого-то 80/20, у другого — 20/80.
Способность разумно думать состоит из следующих основных частей: определение понятий, формулировка тезисов и их обоснование.
Разумному обоснованию противостоят запечатление, внушение, эмоциональное заражение и многие другие иррациональные средства влияния
Способность разумно действовать — способность действовать, продумывая последствия. В противоположность человеку импульсивному, человек разумный живет проектами: анализирует проблему, ставит цели, определяет стратегию и формирует план. А после, подтянув необходимые ресурсы — делает задуманное. Воля — не часть разума, а его помощница, поскольку разум без воли легко подчиняется чувствам.
Разум можно уподобить вознице, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми — желаниями. Возница может все видеть и понимать, но если у него не будет вожжей, а также силы и умения управлять своими желаниями, то это будет разум беспомощный, разум без воли. Воля нужна не всегда: если лошади бегут по проторенной дороге (есть привычки, направление задается социальными шаблонами), то вожжи можно ослабить, лошадьми можно не управлять. А вот если проторенной дороги нет, либо впереди перекресток, либо если невоспитанные лошади, при виде чего-то привлекательного в стороне, готовы с дороги свернуть — тут нужна крепкая рука. Нужна воля.
Развитие разумности определяется способностью и привычкой использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела. Разумно — значит продумано всесторонне. Чем более развиты позиции восприятия, тем больше у человека разума. Если позиции восприятия неразвиты, если человек действует только на основе желаний и социальных шаблонов, — то при любом уме это человек неразумный.
Ум — только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Разум — улучшенный ум, синтез ума, творчества и нравственности. Если к разуму прибавляется опыт, человек становится мудрым.
С чем и как близок разум?
Разум близко связан с такими понятиями, как ум, мышление, рассудок, интеллект, думать, мыслить — и другими. В чем особенность каждого из этих понятий? Смотри словарь когнитивной сферы. Разум предполагает память для накопления и творчество для преобразования знаемого. Смотри Первая позиция восприятия и Творчество
- Разум
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (12):
Ольга, 09 сентября 2014 г., 11:12
Спасибо за материал, очень доходчиво и ясно.
Гость, 16 января 2015 г., 09:19
Получается весьма расплывчато, разум = способность. Допустим. Из чего состоит разум? Если это процесс, движение, значит энергия. Энергия чего?
2
ответа
Вася, 12 апреля 2015 г., 16:52
Я думаю, что основное действие разума — это определение цены, ценности, важности. Сопоставление и определение важности двух объектов, двух единиц, двух вещей.
1
ответ
Гость, 11 февраля 2020 г., 11:28
А по мне, это чёрно-белый вариант.
Гость, 11 февраля 2020 г., 11:29
Энергия жизни…:)
Гость, 13 декабря 2017 г., 22:23
«Разумный человек не может быть злобным» Это откуда выходит?
1
ответ
Козлов Николай Иванович, 14 декабря 2017 г., 06:06
Разумный человек живет не ПОТОМУ ЧТО, а — ЗАЧЕМ? Чтобы бы он ни делал, он всегда спрашивает себя: «Зачем это делать?». Плюс — разумный человек владеет своими эмоциями. А тогда — зачем же разумному человеку быть злобным? Он выбирает другое.
2
ответа
Гость, 30 января 2018 г., 10:31
«зачем же разумному человеку быть злобным?» — а зачем ему не быть таким? «Он выбирает другое.» — вполне может выбрать и злобность. Выбор разумного человека в принципе не сводится к «моральным понятиям».
Гость, 09 января 2020 г., 06:00
Разумный человек, в первую очередь, спросит: а как бы я поступил в той или иной ситуации? И не всегда знает ответ. Он хотя бы проанализирует ситуацию, смоделирует ее, примет какое-то решение, чтоб в последующем не «наступать уже на эти грабли».
Гринин Владимир, 19 августа 2020 г., 09:25
Да, разум важен для постижения себя.
Лысенко Р., 06 декабря 2020 г., 09:56
Н. Иванович, а подскажите пожалуйста: можно ли разумно действовать или включать голову, когда находишься в пылу, когда выходишь из себя так сказать? Спасибо.
1
ответ
Соколова Л.В., секретарь Н.И. Козлова, 07 декабря 2020 г., 11:09
Гость, эти вопросы и много всего другого важного и интересного, Николай Иванович обсуждает в Клубе «DISTANT-NIK» 7 дней — бесплатно. Присоединяйтесь!
Материалы по теме:
01 янв. 2006 г.
Как должны сочетаться разум и чувства?
Мы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.
14Подробнее
01 окт. 2022 г.
Рационально
Рациональное — хорошо просчитанное, продуманное и взвешенное, имеющее внятную логику и ведущее к цели наиболее надежным образом.
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Разум и чувства
Чувство — это жизнь тела. Чувства — живые и теплые, и внимание к чувствам — это всегда внимание вовнутрь, внимание к тому живому, что происходит в нашем теле. Жизнь тела — это ощущение внутреннего тепла, это телесные импульсы и тяга желания, это нравится и хочу, это волны настроений и вибрации звука, превращающиеся в мелодию и танец. Жизнь — это движение, а чувство — это переживание энергии тела.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Разум и тело (Кен Уилбер)
Слова «разум», и «тело» имеют по два совершенно разных значения, так что на самом деле в одной проблеме заключены четыре. Это очень легко понять, используя рисунок. Начнем с того, что «тело» может означать биологический организм в целом, включая мозг (неокортекс, лимбическую систему, ствол мозга и т. д.) — другими словами, «тело» может означать весь Верхний-Правый сектор, который я буду называть «организмом». Я также буду называть организм «Телом» (с большой буквы «Т»), как показано на рисунке.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Словарь когнитивной сферы
Бездумно — не включая собственную голову, живя чужим умом, привычками или реагируя импульсивно. Голова — синоним разума: то, чем человек помнит, думает и решает. Включить голову — начать пользоваться умом, а не жить чувствами. Включить голову — еще не означает думать. Люди с включенным умом чаще пользуются прошлыми решениями, привычными конструкциями ума, специально не обдумывая настоящую ситуацию.
0Подробнее
Читать онлайн «Механизм мышления. Психология и гигиена разума», Дион Форчун – ЛитРес
© Георгий Золин, перевод, 2021
© АТМОСФЕРА, издание, оформление, 2021
Прочитав данную книгу, вы…:
– Познакомитесь с фундаментальными принципами работы мышления;
– Узнаете, как идея превращается в мышление;
– Поймете, как влияют на нас инстинкты;
– Познакомитесь с процессами в мышлении, создающими конфликты и комплексы;
– Получите описание техник влияния на разум и
мышление;
– Освоите базисные знания по работе интеллекта;
– Научитесь гигиене мышления.
Предисловие
Я очень рад возможности порекомендовать эту небольшую книгу тем, у кого нет никаких предшествующих знаний, кто желает получить четкое представление о том, как современная психология относится к человеческому разуму.
Каждый раз, когда десять лет назад в газетах использовались слова «психология» и «психологический», сегодня их приходится употреблять пятьдесят раз, и хотя очень часто какое-то другое слово было бы так же хорошо или намного лучше, эта внезапная мода имеет реальное значение. Общественность осознала существование психологии. Люди начинают понимать, что человеческий разум, инструмент, с помощью которого мы познаем, думаем, чувствуем и стремимся, должен изучаться сам по себе, если мы должны получить более глубокое понимание и больший контроль над человеческой жизнью.
Отчетливая реакция довольно узкого материализма конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, возросшее осознание нематериальных, «духовных» ценностей помогла уму отвести законное место в человеческих интересах. С одной стороны, современная академическая психология в течение многих лет постепенно освобождалась от хаотической субъективности конкурирующих философий и развивалась по действительно научным направлениям с помощью точных наблюдений, сравнений и экспериментов. Свидетельство тому – подлинно и все более полезные приложения для образования и промышленности.
С другой стороны, замечательные результаты психоанализа получили широкую известность, хотя часто с тем вводящим в заблуждение односторонним акцентом, который, кажется, обречен на популяризацию любой отрасли научных исследований. И эти результаты оказались не только интересными, но и захватывающими (до некоторой степени болезненно захватывающими), потому что они апеллируют к инстинктам и эмоциям, которые наша цивилизация подавляет и часто извращает. Психоанализ действительно стал модным увлечением и как таковой, несомненно, причинил определенный вред и встретил немалое осуждение со стороны серьезно настроенных людей. Но психоанализ остался, потому что, как бы часто он ни использовался невежественными, неуравновешенными и полуобразованными, это одновременно и надежный метод исследования, и надежный терапевтический метод. И, безусловно, он может внести важнейший вклад в психологию будущего.
Эта небольшая книжка, которую можно прочитать когда сидишь на перерыве или досуге, успешно решает трудную задачу – представить основы современного взгляда на разум в легкой, ясной и привлекательной форме. Хотя я могу не соглашаться с каждым предложением, которое она написала, развитие предмета мисс Ферт и его очень тесная связь с человеческой жизнью и человеческими проблемами кажутся мне не только в значительной степени правильными и точными, но и в целом разумными и хорошо сбалансированными. Ее объяснение различных уровней разума и цензоров с помощью метафоры резервуара и решет особенно гениально и полезно. Книга, безусловно, преуспеет, говоря словами автора, в «внедрении определенных фундаментальных концепций в неподготовленных умах, чтобы они могли служить основой для будущих исследований».
А.О.Тэнсли
Введение
Изначально как популярный курс лекций, эта небольшая книга не претендует на то, чтобы стать вкладом в огромный массив психологической литературы. Она предназначена для тех, у кого нет ни времени, ни подготовки, необходимой для усвоения стандартных работ по этому предмету, но кто хочет знать его элементы и понимать принципы, на которых сформированы наши характеры, и средства, с помощью которых мыслительный процесс проводится не столько со схоластической точки зрения, сколько в отношении проблем повседневной жизни.
Есть надежда, что многие найдут здесь ключ к тому, что озадачило их по своей природе, потому что только те, кто хранит такие нерешенные проблемы в своем сердце, могут знать, насколько они калечны и мучительны.
Эта книга нацелена не столько на упорядоченное изложение элементов психологии, сколько на внедрение определенных фундаментальных концепций в необученный ум, чтобы они могли служить основой для будущих исследований. С этой целью писатель применил наглядный, почти схематический метод представления, чтобы можно было сформировать структуру общих идей, в которую впоследствии можно было бы вписать детали, обнаружив, что это лучший способ донести новые концепции до умов, не обученных в этой области физические тонкости.
Не соблюдаются учения ни одной специальной школы психологии; писатель обязан всем, хотя никому не верен; считая, что в отсутствие какого-либо общепринятого стандарта авторитета в психологической науке каждый студент должен пересмотреть доктрины, предлагаемые для его приверженности, в свете своего собственного опыта.
Эта книга, по сути, имеет практическую цель, написана в ответ на практические нужды. На своем опыте лечебной психологии писательница увидела, что многие случаи психических и нервных расстройств никогда бы не развились, если бы их жертвы имели элементарные знания о работе разума. Она также обнаружила, что многим пациентам не требуется ничего, кроме объяснения этих принципов, чтобы направить их на путь выздоровления, и что даже когда для излечения требовалось больше, чем это было необходимо, такие знания значительно ускоряли лечение, позволяя пациенту разумно сотрудничать.
Насколько ей известно, нет ни одной книги, посвященной психопатологии не с точки зрения студента, а с точки зрения пациента, которому необходимы элементарные знания законов разума, чтобы он мог думать гигиенически. Эта книга написана для того, чтобы удовлетворить эту потребность. Однако это применимо не только к тем, кто болен умом или состоянием, но и к тем, кто желает развить свои скрытые способности посредством практического применения законов мышления и характера.
Разум | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Содержание
|
Разум относится к аспектам интеллекта и сознания, проявляющимся как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли и воображения, включая все сознательные и бессознательные когнитивные процессы мозга. «Разум» часто используется для обозначения мыслительных процессов разума. Субъективно ум проявляется как поток сознания.
Существует множество теорий разума и его функций. Самые ранние записанные работы о разуме принадлежат Заратуштре, Будде, Платону, Аристотелю, Ади Шанкаре и другим древнегреческим, индийским и исламским философам.
Вопрос о том, какие атрибуты составляют разум, также вызывает много споров. Некоторые утверждают, что разум составляют только «высшие» интеллектуальные функции, особенно разум и память. С этой точки зрения эмоции — любовь, ненависть, страх, радость — носят более «примитивный» или субъективный характер и должны рассматриваться как отличные от ума. Другие утверждают, что рациональная и эмоциональная стороны человеческой личности не могут быть разделены, что они имеют одну и ту же природу и происхождение и что все они должны рассматриваться как часть индивидуального разума.
В популярном использовании разум часто является синонимом мысль . Это тот частный разговор с самими собой, который мы ведем «внутри своей головы». Таким образом, мы «решаем», «меняем свое мнение» или «двоим мнения» о чем-либо. Одним из ключевых свойств разума в этом смысле является то, что это частная сфера, к которой никто, кроме собственника, не имеет доступа. Никто другой не может «познать наш разум». Они могут интерпретировать только то, что мы сознательно или бессознательно сообщаем.
Аспекты разума
Умственные способности
- См. также: Разум, Факультет психологии и Модульность разума
Мысль — это психический процесс, который позволяет человеку моделировать мир и, таким образом, эффективно с ним справляться. в соответствии со своими целями, планами, целями и желаниями. Слова, относящиеся к сходным понятиям и процессам, включают познание, идею и воображение. Мышление включает в себя интеллектуальные манипуляции с информацией, например, когда мы формируем понятия, участвуем в решении проблем, рассуждениях и принятии решений. Мышление является высшей познавательной функцией, и анализ мыслительных процессов составляет часть когнитивной психологии.
Память — это способность организма хранить, удерживать и впоследствии вспоминать информацию. Хотя традиционные исследования памяти начались в сфере философии, в конце девятнадцатого и начале двадцатого века память стала частью парадигмы когнитивной психологии. В последние десятилетия он стал одним из основных столпов новой отрасли науки, называемой когнитивной нейробиологией, которая представляет собой союз когнитивной психологии и нейронауки.
Воображение признается врожденной способностью и процессом создания частичных или полных личных сфер, которые разум извлекает из чувственного восприятия общего мира. Этот термин технически используется в психологии для обозначения процесса возрождения в уме восприятий объектов, ранее данных в чувственном восприятии. Поскольку такое использование термина противоречит обычному языку, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «воображение» или говорить о нем как о «репродуктивном», а не о «продуктивном» или «конструктивном» воображении. Воображаемые образы видятся «мысленным взором». Одна из гипотез эволюции человеческого воображения состоит в том, что оно позволило сознательным существам решать проблемы (и, следовательно, повышать физическую форму человека) с помощью мысленного моделирования.
Сознание у млекопитающих (включая людей) — это аспект разума, который, как считается, включает в себя такие качества, как субъективность, чувствительность и способность воспринимать отношения между собой и окружающей средой. Это предмет многочисленных исследований в области философии сознания, психологии, неврологии и когнитивистики. Некоторые философы делят сознание на феноменальное сознание, которое само по себе является субъективным опытом, и сознание доступа, которое относится к глобальной доступности информации для систем обработки в мозгу. [1] Феноменальное сознание обладает множеством различных переживаемых качеств, часто называемых квалиа. Феноменальное сознание — это обычно сознание чего-то или о чем-то, свойство, известное в философии сознания как интенциональность.
Философия разума
- Основная статья: Философия разума
Философия разума — раздел философии, изучающий природу разума, психические события, психические функции, психические свойства, сознание и их связь с физическое тело. проблема ума и тела , т. е. отношение ума к телу, обычно рассматривается как центральный вопрос философии сознания, хотя существуют и другие вопросы, касающиеся природы ума, не связанные с его отношением к физическому телу. . [2]
Дуализм и монизм — две основные школы мысли, пытающиеся решить проблему разум-тело. Дуализм — это позиция, согласно которой разум и тело каким-то образом отделены друг от друга. Его можно проследить до Платона, [3] Аристотеля [4] [5] [6] и школы санкхьи и йоги индуистской философии, [7] , но наиболее точно она была сформулирована Рене Декартом в 17 веке. [8] Дуалисты субстанции утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, тогда как дуалисты свойств утверждают, что разум представляет собой группу независимых свойств, которые возникают из мозга и не могут быть сведены к нему, но что он не является отдельное вещество. [9]
Монизм — это позиция, согласно которой разум и тело не являются физиологически и онтологически различными видами сущностей. Эту точку зрения впервые отстаивал в западной философии Парменид в 5 веке до нашей эры, а позже ее поддержал рационалист 17 века Барух Спиноза. [10] Согласно теории двойного аспекта Спинозы, разум и тело являются двумя аспектами лежащей в основе реальности, которую он по-разному описывал как «Природу» или «Бога». Физики утверждают, что существуют только сущности, постулируемые физической теорией, и что разум в конечном итоге будет объяснен с точки зрения этих сущностей по мере того, как физическая теория продолжает развиваться. Идеалисты утверждают, что ум — это все, что существует, и что внешний мир является либо самим ментальным, либо иллюзией, созданной умом. Нейтральные монисты придерживаются позиции, согласно которой воспринимаемые вещи в мире могут рассматриваться либо как физические, либо как ментальные в зависимости от того, интересует ли человека их отношение к другим вещам в мире или их отношение к воспринимающему. Например, красное пятно на стене является физическим в своей зависимости от стены и пигмента, из которого оно сделано, но оно является ментальным в той мере, в какой воспринимаемая им краснота зависит от работы зрительной системы. В отличие от теории двух аспектов нейтральный монизм не постулирует более фундаментальную субстанцию, аспектами которой являются разум и тело. Все самые распространенные монизмы 20-го и 21-го веков были вариациями физикализма; эти позиции включают бихевиоризм, теорию тождества типов, аномальный монизм и функционализм. [11]
Многие современные философы сознания принимают либо редуктивную , либо нередуктивную физикалистскую позицию, утверждая по-своему, что разум не является чем-то отдельным от тела. [11] Эти подходы оказали особое влияние на науку, особенно в области социобиологии, информатики, эволюционной психологии и различных нейробиологий. [12] [13] [14] [15] Другие философы, однако, придерживаются нефизикалистской позиции, которая бросает вызов представлению о том, что разум является чисто физической конструкцией. Редуктивные физикалисты утверждают, что все ментальные состояния и свойства в конечном итоге будут объяснены научным описанием физиологических процессов и состояний. [16] [17] [18] Нередуктивные физикалисты утверждают, что, хотя мозг есть все, что есть для разума, предикаты и словарь, используемые в ментальных описаниях и объяснениях, необходимы, и не может быть сведена к языку и объяснениям более низкого уровня физической науки. [19] [20] Непрерывный прогресс нейробиологии помог прояснить некоторые из этих вопросов. Однако они далеки от разрешения, и современные философы сознания продолжают задаваться вопросом, как субъективные качества и интенциональность (осуществление) ментальных состояний и свойств могут быть объяснены в натуралистических терминах. [21] [22]
Наука о разуме
- См. также: Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и Подсознание
Психология — это научное исследование человеческого поведения, психического функционирования и опыта; Ноология, изучение мысли. Как академическая, так и прикладная дисциплина, психология включает в себя научное изучение психических процессов, таких как восприятие, познание, эмоции, личность, а также влияния окружающей среды, такие как социальные и культурные влияния и межличностные отношения, с целью разработки теорий человеческого поведения. поведение. Психология также относится к применению таких знаний к различным сферам человеческой деятельности, включая проблемы повседневной жизни людей и лечение проблем психического здоровья.
Психология отличается от других социальных наук (например, антропологии, экономики, политологии и социологии) тем, что она ориентирована на эксперименты в масштабе отдельного человека или индивидуумов в небольших группах, а не в больших группах, учреждениях или обществах. Исторически психология отличалась от биологии и нейронауки тем, что в первую очередь занималась разумом, а не мозгом. Современная психологическая наука включает физиологические и неврологические процессы в свои концепции восприятия, познания, поведения и психических расстройств.
Социальная психология и групповое поведение
Социальная психология изучает влияние социальных условий на человека. Ученые в этой области обычно либо психологи, либо социологи. Социальные психологи, получившие психологическое образование, склонны сосредотачиваться на отдельных людях или небольших группах как на единице исследования; социологи склонны отдавать предпочтение изучению более крупных групп и более крупных социальных единиц, таких как общества, хотя в обеих областях есть исключения из этих общих тенденций. Несмотря на сходство, дисциплины также имеют тенденцию различаться по своим целям, подходам, методам и терминологии. Они также отдают предпочтение отдельным академическим журналам и обществам.
Подобно биофизике и когнитивной науке, социальная психология является междисциплинарной областью. Наибольший период сотрудничества между социологами и психологами пришелся на годы сразу после Второй мировой войны (Sewell, 1989). Хотя в последние годы наблюдается усиление изоляции и специализации, между двумя дисциплинами сохраняется некоторая степень совпадения и влияния.
Мозг
- См. также: Когнитивные науки, мемы и меметики
У животных мозг, или encephalon (по-гречески «в голове»), является центром управления центральной нервной системой, ответственным за мышление. У большинства животных головной мозг расположен в голове, защищен черепом и близок к первичным сенсорным аппаратам зрения, слуха, эквилибриоцепции, вкуса и обоняния. В то время как у всех позвоночных есть мозг, у большинства беспозвоночных есть либо централизованный мозг, либо совокупность отдельных ганглиев. У примитивных животных, таких как губки, вообще нет мозга. Мозги могут быть чрезвычайно сложными. Например, человеческий мозг содержит более 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с 10 000 других.
Психическое здоровье
- Основная статья: Психическое здоровье
По аналогии со здоровьем тела метафорически можно говорить о состоянии здоровья ума, или психического здоровья. Merriam-Webster определяет психическое здоровье как «состояние эмоционального и психологического благополучия, при котором человек может использовать свои когнитивные и эмоциональные способности, функционировать в обществе и удовлетворять обычные потребности повседневной жизни». По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), не существует единого «официального» определения психического здоровья. Культурные различия, субъективные оценки и конкурирующие профессиональные теории — все это влияет на определение «психического здоровья». В целом большинство экспертов сходятся во мнении, что «психическое здоровье» и «психическое заболевание» не являются противоположностями. Другими словами, отсутствие признанного психического расстройства не обязательно является показателем психического здоровья.
Один из способов задуматься о психическом здоровье — посмотреть, насколько эффективно и успешно функционирует человек. Чувствовать себя дееспособным и компетентным; способность справляться с нормальным уровнем стресса, поддерживать удовлетворительные отношения и вести независимую жизнь; и способность «приходить в себя» или восстанавливаться после трудных ситуаций — все это признаки психического здоровья.
Психотерапия — это межличностное, реляционное вмешательство, используемое обученными психотерапевтами для помощи клиентам в решении жизненных проблем. Обычно это включает в себя повышение индивидуального самочувствия и уменьшение субъективного дискомфорта. Психотерапевты используют ряд техник, основанных на построении эмпирических отношений, диалоге, общении и изменении поведения, которые предназначены для улучшения психического здоровья клиента или пациента или для улучшения групповых отношений (например, в семье). В большинстве форм психотерапии используется только устная беседа, хотя в некоторых также используются различные другие формы общения, такие как письменное слово, искусство, драма, рассказ или терапевтическое прикосновение. Психотерапия происходит в рамках структурированной встречи между обученным терапевтом и клиентом (клиентами). Целенаправленная, теоретически обоснованная психотерапия началась в 19 в.век с психоанализом; с тех пор было разработано и продолжает создаваться множество других подходов.
Эволюционная история человеческого разума
Природа и происхождение разума гоминидов представляет естественный интерес для людей как наиболее успешных и разумных видов гоминидов. Как показали почти столетие археологических исследований, гоминиды произошли от более ранних приматов в Восточной Африке. Подобно некоторым живущим на деревьях млекопитающим, не являющимся приматами, таким как опоссумы, у них развился противопоставленный большой палец, который позволял им хватать и манипулировать такими предметами, как фрукты. Они также обладали передним бинокулярным зрением.
Около 10 миллионов лет назад земной климат стал более прохладным и сухим, что в конечном итоге привело к ледниковому периоду. Это вынуждало живущих на деревьях животных приспосабливаться к новой среде или вымирать. Некоторые приматы адаптировались к этой проблеме, приняв прямохождение: ходьбу на задних лапах. Преимущества этой разработки широко оспариваются. Когда-то считалось, что это давало их глазам большую высоту и способность видеть приближающуюся опасность дальше, но, поскольку мы теперь знаем, что гоминиды развивались в лесной среде, эта теория имеет мало реальных оснований. В какой-то момент двуногие приматы развили способность брать палки, кости и камни и использовать их в качестве оружия или инструментов для таких задач, как убийство мелких животных или разделка туш. Другими словами, эти приматы научились использовать технологии, адаптация, которой другие животные не достигли в той же степени, что и эти гоминиды. Двуногие приматы, использующие орудия труда, эволюционировали в классе гоминидов, из которых самые ранние виды, такие как Sahelanthropus tchadensis , датируются примерно 7 миллионами лет назад, хотя инструменты, сделанные гомонидами, были разработаны только около 2 миллионов лет назад. Таким образом, двуногие гоминиды существовали за 5 миллионов лет до того, как начали изготавливать орудия труда. Преимущество прямохождения состояло бы просто в том, чтобы иметь возможность переносить все, что имеет ценность для выживания, из неблагоприятной среды в более благоприятную. Все слишком большое или тяжелое приходилось ломать или резать. Это должно было быть пониманием, которое привело ранние умы к разработке инструментов для этой цели.
Около 5 миллионов лет назад мозг гоминида начал быстро развиваться, некоторые говорят, что это произошло потому, что между рукой гоминида и мозгом образовалась эволюционная петля. Эта теория утверждает, что использование инструментов дало решающее эволюционное преимущество тем гоминидам, которые обладали этим умением. Использование инструментов требовало более крупного и сложного мозга для координации тонких движений рук, необходимых для этой задачи. Однако эта теория не была подтверждена, и многие другие теории были разработаны на основе научных данных. Вполне вероятно, что инструмент, использующий гоминидов, стал бы грозным врагом, и что выживание в этой новой угрозе было бы петлей, которая увеличила бы размер мозга и силу разума. 2 миллиона лет назад Homo habilis появился в Восточной Африке: первый гоминид, который изготавливал орудия труда, а не просто использовал их. Еще несколько видов в роде «человек» появились до того, как появились полностью современные люди, известные как гомо сапиенс. Эти homo sapiens, представляющие собой архаичную версию современного человека, продемонстрировали первые свидетельства наличия языка и ряда видов деятельности, которые мы называем культурой, включая искусство и религию.
Около 200 000 лет назад в Европе и на Ближнем Востоке появились гоминиды, известные нам как неандерталец или некоторые называют их homo neanderthalensis. У них тоже было искусство, такое как украшенные инструменты для эстетического удовольствия и культуры, такие как захоронение умерших способами, которые предполагают духовные верования. В научном сообществе горячо обсуждается вопрос о том, произошли ли Homo sapiens от неандертальцев или от комбинации гоминидов. Некоторые ученые говорят, что неандертальцы были уничтожены к homo sapiens , когда они вошли в этот регион около 40 000 лет назад. Что известно, так это то, что 25 000 лет назад неандерталец вымер. Между 120 000 и 165 000 лет назад Homo sapiens достигли своей полностью современной формы, первое свидетельство этого было найдено в Африке, хотя снова о происхождении широко обсуждаются три теории: теория единого происхождения, мультирегиональная модель и модель ассимиляции. .
- См. также: Эволюционная психология, эволюционная нейробиология и палеоантропология
Интеллект животных
Когниция животных, или когнитивная этология, — это название, данное современному подходу к умственным способностям животных. Он развился из сравнительной психологии, но на него также сильно повлияли подходы этологии, поведенческой экологии и эволюционной психологии. Многое из того, что раньше рассматривалось под названием интеллекта животных, теперь рассматривается под этим заголовком. Изучение языка животных, попытка различить или понять степень, в которой когнитивные способности животных могут быть раскрыты с помощью лингвистических исследований, вызывает споры среди когнитивных лингвистов.
Искусственный интеллект
Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью, добавив надежные ссылки. Неисходный материал может быть оспорен и удален. (сентябрь 2007 г.) |
- Основная статья: Философия искусственного интеллекта. [23] Это может также относиться к интеллекту, проявляемому искусственным ( искусственным , искусственным , искусственным ) существом. ИИ изучается в пересекающихся областях компьютерных наук, психологии, неврологии и инженерии, связанных с разумным поведением, обучением и адаптацией, и обычно разрабатывается с использованием специализированных машин или компьютеров.
Исследования в области ИИ связаны с созданием машин для автоматизации задач, требующих разумного поведения. Примеры включают контроль, планирование и планирование, возможность отвечать на диагностические и потребительские вопросы, почерк, естественный язык, речь и распознавание лиц. Таким образом, изучение ИИ также стало инженерной дисциплиной, ориентированной на поиск решений реальных жизненных проблем, интеллектуальный анализ, программные приложения, стратегические игры, такие как компьютерные шахматы и другие видеоигры. Одна из самых больших трудностей с ИИ — это понимание. Было создано много устройств, которые могут делать удивительные вещи, но критики ИИ утверждают, что реального понимания со стороны машины ИИ не произошло.
Споры о природе разума имеют отношение к развитию искусственного интеллекта. Если разум действительно является чем-то отдельным от функционирования мозга или выше его, то гипотетически воссоздать его внутри машины было бы намного труднее, если бы это вообще было возможно. Если, с другой стороны, разум есть не более чем агрегированные функции мозга, то можно будет создать машину с узнаваемым разумом (хотя, возможно, только с компьютерами, сильно отличающимися от сегодняшних), просто благодаря факт, что такая машина уже существует в виде человеческого мозга.
Религиозные взгляды
Различные религиозные традиции привнесли уникальные взгляды на природу разума. Во многих традициях, особенно мистических, преодоление эго считается достойной духовной целью.
Иудаизм учит, что «моах шалит аль халев», разум управляет сердцем. Люди могут приближаться к Богу интеллектуально, через обучение и поведение в соответствии с Божественной Волей, заключенной в Торе, и использовать это глубокое логическое понимание, чтобы вызывать и направлять эмоциональное возбуждение во время молитвы. Христианство склонно рассматривать разум как нечто отличное от души (греч. nous ), а иногда еще больше отличается от духа. Западные эзотерические традиции иногда ссылаются на ментальное тело, существующее на плане, отличном от физического.
Различные философские школы индуизма обсуждали, отличается ли человеческая душа (санскрит атман ) от Брахмана , божественной реальности или идентична ей. Буддизм попытался порвать с такими метафизическими спекуляциями и постулировал, что на самом деле нет отдельной вещи, такой как человеческое существо, которое просто состоит из пяти совокупностей, или скандх . Согласно буддийскому философу Дхармакирти, ум определяется как «то, что есть ясность и познает», где «ясность» относится к бесформенной природе ума, а «познание» — к функции ума, а именно, что каждый ум должен познавать объект. . [24] Индийский философ-мудрец Шри Ауробиндо пытался соединить в своей интегральной психологии восточные и западные психологические традиции, как и многие философы и новые религиозные течения. Свами Пармананд Джи Махарадж из Бхагват Бхакти Ашрама также выступил с очень хорошей лекцией об Уме.
Даосизм рассматривает человека как соприкасающегося с природными силами, а разум неотделим от тела. Когнитивная, аффективная и поведенческая нейробиология m]] видит ум, как и тело, как самосовершенствующееся.
- См. также: Буддизм и психология
См. также
- Познания
- Когнитивные процессы
- Состояние сознания
- Человеческая природа
- Психическое состояние
- Разум на свободе
- Восприятие
- Субъективный характер опыта
- Теория разума
- Философия разума
- Бессознательное (личностный фактор)
Ссылки
- ↑ Нед Блок: О путанице в отношении функции сознания» в: The Behavioral and Brain Sciences , 1995.
- ↑ Ким, Дж. (1995). Хондерих, Тед Проблемы философии разума. Oxford Companion to Philosophy , Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ↑ Платон (1995). Э.А. Дьюк, В.Ф. Хикен, В.С.М. Николл, Д.Б. Робинсон, J.C.G. Страчан Федон , Clarendon Press.
- ↑ Робинсон, Х. (1983): «Аристотелевский дуализм», Oxford Studies in Ancient Philosophy 1, 123-44.
- ↑ Nussbaum, M.C. (1984): «Аристотелевский дуализм», Oxford Studies in Ancient Philosophy, 2, 197–207.
- ↑ Nussbaum, M.C. и Rorty, AO (1992): Очерки De Anima Аристотеля, Clarendon Press, Oxford.
- ↑ Шри Свами Шивананда. Санкхья: Индуистская философия: Санкхья.
- ↑ Декарт, Рене (1998). Беседы о методе и размышления о первой философии , Hacket Publishing Company.
- ↑ Hart, WD (1996) «Дуализм», в Samuel Guttenplan (org) A Companion to the Philosophy of Mind , Blackwell, Oxford, 265-7.
- ↑ Спиноза, Барух (1670) Tractatus Theologico-Politicus (Богословско-политический трактат).
- ↑ 11.0 11. 1 Ким, Дж., «Проблема разума и тела», Oxford Companion to Philosophy . Тед Хондерих (ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 1995.
- ↑ Пинель, Дж. Психобиология , (1990) Prentice Hall, Inc. ISBN 8815071741
- ↑ Леду, Дж. (2002) Синаптическое Я: Как наш мозг становится тем, кто мы есть , Нью-Йорк: Viking Penguin. ISBN 8870787958
- ↑ Шаблон: Рассел Норвиг, 2003 г.
- ↑ Докинз, Р. Эгоистичный ген (1976) Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN
- ↑ Черчленд, Патрисия (1986). Нейрофилософия: к единой науке о разуме и мозге. , Массачусетский технологический институт.
- ↑ Черчленд, Пол (1981). Элиминативный материализм и пропозициональные установки. Журнал философии 78 : 67–90.
- ↑ Смарт, J.J.C. (1956). Ощущения и мозговые процессы. Философское обозрение .
- ↑ Дональд Дэвидсон (1980). Очерки действий и событий , Oxford University Press.
- ↑ Патнэм, Хилари (1967). «Психологические предикаты», в WH Capitan and DD Merrill, eds., Art, Mind and Religion (Питтсбург: University of Pittsburgh Press.
- ↑ Деннет, Дэниел (1998). Намеренная позиция , Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
- ↑ Сирл, Джон (2001). Преднамеренность. Статья о философии разума , Франкфурт-на-Майне. М.: Начдр. Зуркамп.
- ↑ ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? Джон Маккарти[1]
- ↑ Гьяцо, Геше Келсанг Гьяцо, Понимание разума : Природа и сила разума, Публикации Тарпа (2-е изд., 1997) ISBN 978-0-948006-78-4
Внешние ссылки
- «Разум — это то, что делает мозг» — статья National Geographic.
- C.D. Broad, The Mind and its Place in Nature , 1925.
- Абхидхамма: буддийский взгляд на разум и психические функции
- Буддийский взгляд на разум
- Текущие научные исследования разума и мозга от ScienceDaily
- Р. Шайна Розенбаум, Дональд Т. Стусс, Брайан Левин, Эндел Талвинг, «Теория разума не зависит от эпизодической памяти», Наука, 23 ноября 2007 г.: Том. 318. нет. 5854, с. 1257
- Расширенный разум Энди Кларка и Дэвида Дж. Чалмерса
- Разум и мозг Сайт, посвященный взглядам Дж. Кришнамурти на разум.
- Canonizer.com открывает тему опроса по теориям разума. Принять участие в опросе или «канонизировать» свои убеждения может любой желающий. Опыт участников определяется процессом ранжирования коллег, который можно использовать для получения количественной меры научного консенсуса по каждой теории.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). психология | Определение, история, области, методы и факты
Уильям Джеймс
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Луиза Бейтс Эймс Уильям Джеймс Леон Фестингер Стэнли Милгрэм
- Связанные темы:
- психологическое тестирование теория обучения социальная психология наука о мышлении эволюционная психология
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.
Дисциплина психологии в целом делится на две части: большая профессия практиков и меньшая, но растущая наука о разуме, мозге и социальном поведении. У них разные цели, обучение и практика, но некоторые психологи объединяют их.
Ранняя история
В западной культуре вклад в развитие психологии внесли представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Информированный биологией своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте ( см. также юмор). Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого ума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способности к мышлению и сознанию: разум «решает», а тело выполняет решение — дуалистический разум. раскол тела, над преодолением которого до сих пор работает современная психологическая наука. Две фигуры, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в XIX веке.века были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах. В книге Джеймса «Принципы психологии » (1890 г.) психология определяется как наука о психической жизни и содержится проницательное обсуждение тем и проблем, предвосхитивших большую часть программы исследований в этой области столетие спустя.
Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в большей части американской академической психологии. В 1913 г. Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основоположников бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, эффективно удаляя изучение сознания из психологии. Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения с помощью классического обусловливания (основанного на исследованиях собак, проведенных русского физиолога Ивана Павлова и, таким образом, известного как павловское обусловливание). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.
Britannica Quiz
Введение в психологию Quiz
Согласно Britannica, психология — это научная дисциплина, изучающая психические состояния и поведение людей и других животных. Как много вы знаете об этом?
Бихевиоризм
Начиная с 1930-х годов бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б. Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания посредством подкрепления. Бихевиористы в университетских условиях проводили эксперименты над условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби. Скиннер и его последователи явно исключили ментальную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для догадок и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко воздействовать, манипулируя определенными непредвиденными обстоятельствами и изменяя последствия или подкрепление (награды), к которым приводит поведение в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в предсказуемых паттернах стимул-реакция (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен путем применения тех же принципов.
Фрейд и его последователи
В то же время, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные получившим образование в Вене врачом Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками, начиная с начала 20-го века и сохраняясь на протяжении многих десятилетий, подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на сущность рациональный. Теория Фрейда сделала разум второстепенным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний. Превращение бессознательного в сознательное стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самозащиты в своих мотивах и бессознательно детерминировано. Многое из этого также отражает конфликты, зародившиеся в раннем детстве, которые проявляются в виде сложных паттернов, казалось бы, парадоксального поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций и когнитивных процессов высшего порядка (например, компетентностной мотивации, способности к саморегуляции), а также механизмов психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роль межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они стали пионерами в анализе этих процессов в клинических условиях.
После Второй мировой войны и спутника
После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную значительную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов. Дальнейшему развитию психологии как науки способствовал запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступным массивное федеральное финансирование как для поддержки поведенческих исследований, так и для подготовки выпускников. Психология стала как процветающей профессией практиков, так и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития детей и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.
Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работающие как с нормальными, так и с нарушенными популяциями, начали разрабатывать и применять методы, фокусирующиеся на условиях обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это движение поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливые модели речи, курение, реакцию страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, по-видимому, влияли на проблемное поведение человека. Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не посредством понимания, осознания или раскрытия бессознательных мотивов, а путем обращения к самому поведению. Бихевиористы пытались напрямую изменить неадаптивное поведение, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие попытки могут быть успешными без замещения симптомов, предсказанного теорией Фрейда. Фрейдисты считали, что за устранением проблемного поведения сразу же последуют новые и более серьезные проблемы. Поведенческие терапевты показали, что это не всегда так.
Чтобы начать изучение роли генетики в личности и социальном развитии, психологи сравнили сходство личности у людей с одинаковыми генами или в одной среде. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, выросших либо в одной, либо в разных средах. В целом эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как черты интроверта и экстраверта, и показали, что биолого-генетическое влияние было намного больше, чем предполагал ранний бихевиоризм.